О единстве научных и практических начал в истории Мосгорплана
Медведев Б.Г.

О единстве научных и практических начал в истории Мосгорплана

_____________________________________

Б.Г. Медведев



18 апреля 1931 года на заседании Президиума Мосгорисполкома было принято решение организовать городскую плановую комиссию – Мосгорплан. В 1991 году, в поисках эффективной структуры управления, соответствующей запросам нового времени, главный планово-экономический орган столицы был реорганизован в Комитет экономики города Москвы.

Ход реформ показал, что без государственного регулирования рыночной экономики, определяющего «правила игры» и ориентиры развития, обойтись невозможно. Сегодня функции единого центра экономической политики исполнительной власти, некогда возложенные на Мосгорплан, выполняет Департамент экономической политики и развития города Москвы.

В прошлом году московские экономисты, работающие в Комплексе и Департаменте экономической политики и развития города, отметили 75-летие рождения планово-экономической системы столицы. В связи с юбилейной датой мы предлагаем вниманию читателей статью ветерана планово-экономической системы Москвы Б.Г. Медведева, посвященную преемственности старых и новых подходов к государ­ственному регулированию экономики.

Работая с 1971 года в ГлавНИВЦ Мосгорисполкома, а сегодня в его преемнике – НИИ информационных технологий, я в течение многих лет был непосредственно связан с работой Мосгорплана и его последователей.

Осмысливая пройденный этап деятельности Мосгорплана как одной из основоопределяющих структур системы управления городом, на мой взгляд, необходимо отметить главные ориентиры, которыми Мосгорплан постоянно руководст­вовался в процессе обоснования направления развития города.

Во-первых, Мосгорплан на протяжении всей своей истории находился на острие самых насущных проблем совершенствования планирования и управления развитием города, обогащая результатами и практическим опытом своей деятельности методологию планирования развития экономики не только города, но и страны в целом.

Во-вторых, в многогранной деятельности Мосгорплана всегда присутствовала научная составляющая, делался акцент не только на сохранении достигнутого состояния, но и на развитии системы управления экономикой города путем обеспечения тесной и непрерывной взаимосвязи науки и практики.

В-третьих, эффективность деятельности Мосгорплана в значительной степени обеспечивал высокий профессионализм его сотрудников. Практически весь аппарат состоял из компетентных и очень ответственных специалистов, вобравших в себя глубокое понимание, умение и опыт организации городского управления и планирования, так как повышению уровня квалификации специалистов Мосгорплана уделялось постоянное и первостепенное внимание.

Москва, являясь частью России, естественно, воспроизводит общую для страны картину ее социально-экономического развития. Вместе с тем столице присущи свои индивидуальные черты и особенности, формирующие ее специфический, столичный облик и оказывающие сильное стимулирующее воздействие на ее развитие, позиционирование в национальной экономике, вхождение в мировое хозяйство.

В 1971 году я познакомился с М.А. Гельпериным – начальником отдела сводного плана, внесшего большой вклад в развитие методологии управления народным хозяйством Москвы и распространение накопленного опыта применения тогда еще новых подходов к планированию развития городского хозяйст­ва в других городах бывшего СССР.


______________________________________________________________________________________

В условиях проводимой административной реформы особое внимание уделяется использованию информационных технологий в государственном управлении. Прежде всего, речь идет о создании единой инфраструктуры электронного межведомственного взаимодействия. Сегодня Департамент экономической политики и развития города Москвы находится на пути решения этой задачи.

______________________________________________________________________________________

На основе личного опыта М.А. Гельперин совместно с председателем Мосгорплана Т.А. Селивановым написали книгу «Планирование городского хозяйства», в которой представлена организация и методология планирования развития городского хозяйства как сложной социально-экономической системы. Они показали, что развитие экономики города характеризуется совокупностью большого количества натуральных показателей, отображающих потребности граждан, попытались дать оценку эффективности капитальных вложений для достижения принимаемых нормативов обеспечения потребностей. Одним из главных достижений явилось создание организационной технологии разработки планов социально-экономического развития города Москвы, что было тогда уникальным явлением для городов. Книга М.А. Гельперина и Т.А. Селиванова, как показало время, не потеряла своего значения и сегодня. По существу, она является единственным связным и системным описанием город­ского хозяйства Москвы как социально-экономической системы, обеспечивающей гармоничное и целостное функционирование города, нацеленное на более полное удовлетворение потребностей его населения.

Понимая объективную необходимость повышения качества принимаемых управленческих решений, обеспечения их обоснованности и реализуемости, Т.А. Селиванов, С.А. Масленников (бывший председатель Мосгорплана) и М.А. Гельперин способствовали созданию Главного научно-исследовательского вычислительного центра (ГлавНИВЦ) Мосгорисполкома, основной задачей которого являлась автоматизация процессов управления городским хозяйством. Научным руководителем работ был выдающийся ученый, академик В.М. Глушков.

До настоящего времени ГлавНИВЦем и в дальнейшем – НИИ информационных технологий были разработаны и внедрены:

  • автоматизированная система плановых расчетов – «АСПР Мосгорплана»;
  • автоматизированные системы «Трудоустройство», «Курс», «Сигнал», «Моссовет»;
  • введены в действие первые очереди подсистемы финансовых расчетов и материально-технического обеспечения;
  • автоматизированные системы «Экстренная госпитализация больных для Cтанции скорой и неотложной медицинской помощи», «Пенсионное обеспечение»;
  • общегородская информационная база данных «Жилищный и нежилой фонд»;
  • автоматизированная информационная система «Развитие» – 1-я очередь;
  • автоматизированная информационная система «Налог 2 Москва», которая является одним из крупнейших информационных проектов России.

Центр также осуществлял большой объем работ, связанных с дальнейшим совершенствованием научно-методического руководства, координации и контроля за разработкой и внедрением АСУ в отраслях городского хозяйства. Таким образом, были созданы необходимые предпосылки для существенного улучшения действовавшей тогда системы управления городским хозяйством.

В 70-е годы впервые в практике планирования плановой комиссией Мосгорисполкома, Госпланами СССР, РСФСР был разработан пятилетний план капитального развития промышленности и городского хозяйства Москвы на период 1971–1975 годов. Однако в содержательном смысле система территориального планирования не охватывала многих сторон жизни города и не могла (по известным в настоящее время причинам) обеспечить реальное повышение уровня благосостояния граждан.

В 1975–1980-х годах перед Мосгорпланом руководством страны была поставлена задача по дальнейшему совершенствованию системы планирования и управления развитием города на основе комплексного подхода, позволяющего, с одной стороны, увязать цели экономического развития с решением социальных задач, учитывающих интересы различных социальных групп населения, а с другой – распространить принципы планирования на культуру, здравоохранение, быт, уровень жизни, то есть на те сферы жизнедеятельности и те отношения, где социальный и экономический аспекты принципиально неотделимы. Как известно, эта задача была успешно решена. За разработку и внедрение территориальной системы комплексного экономического и социального планирования развития города Москвы группа работников городских организаций во главе с тогдашним председателем Мосгорплана В.В. Битуновым, начальником отдела сводного комплексного плана В.А. Шульгой, Л.А. Борисовым и И.Н. Антиповым была удостоена в 1980 году Государ­ственной премии в области науки и техники.

В 1981 году издательством «Экономика» выпущена книга В.В. Битунова, Е.Г. Чистякова, В.А. Шульги «Методы планирования хозяйства города», в которой обобщен опыт разработки планов экономического и социального развития Москвы как составной части единого процесса разработки народно-хозяйственного плана, формируемого на основе прогнозно-плановых расчетов, целевых и ресурсных балансов, комплекса социально-экономических программ на базе информационных технологий принятия, реализации и контроля управленческих решений.

В последующем десятилетии социально-экономическое развитие страны и экономики Москвы потребовало перехода от административных методов управления к преимущественно экономическим. В этот период Мосгорпланом под руководством первого заместителя исполкома Моссовета Е.И. Быстрова была разработана новая система управления городом, нашедшая свое отражение в генеральной схеме управления народным хозяйством Москвы. В ее разработке участвовали В.А. Шульга, Б.В. Никольский, В.Н. Вороненко, А.И. Воронин, И.Н. Ершов и ряд других руководителей города, основным критерием повседневной деятельности которых была ориентация на достижение лучших хозяйственно-экономических результатов при минимальных затратах.

Однако идеология планирования в то время исходила из нормативного представления развития социально-экономических процессов, неизменности и директивности их протекания, невзирая на то, что реальная жизнь, хотя и в искаженном виде, вносила свои неизбежные коррективы в планируемые действия.

Следует заметить, что процессы городского управления и планирования могут повлиять только на будущее. Социально-экономические процессы – результат переплетения множе­ства причинных цепочек. Мы не располагаем в настоящее время единой моделью городских процессов и не имеем возможности осуществлять натурные экспериментальные опыты (подобные экспериментам, например, в физике), наблюдая при этом изменения только одного элемента при том, что остальные остаются неизменными.

Понимание городских процессов невозможно без создания системы накопления знаний о сущности социально-экономических процессов в городе как результата совместной деятельности огромного неоднородного множества людей, технологических, природно-климатических, культурных и других факторов и постоянно работающей технологии городского управления и планирования.

План, как предполагает само понятие, разрабатывается с опережением событий. Ясно, что план должен существенно меняться, если ситуация беспрерывно изменяется. Поэтому технология разработки планов социально-экономического развития города должна быть направлена на непрерывное приспособление к изменяющимся условиям.

Процесс планирования, основанный на постоянной корректировке данных, должен быть заложен в организационной структуре, так как только через организационную структуру городское управление может приспосабливаться к окружающей среде.

То есть так или иначе город­ское управление сводится к тому, чтобы мобилизовать интуицию, ум и знания коллективов людей на решение задач в условиях постоянно изменяющейся среды.

Технология планирования является необходимой составляющей всей человеческой жизнедеятельности и имеет свои определенные организационные приемы и методы, которые не слишком зависят от формы общественного устройства для развитых стран.

В этом смысле вышеупомянутые предшественники внесли очень большой вклад в создание технологии управления и планирования городского развития.

Они осознали необходимость проведения комплексных исследований по проблемам совершенствования управления и планирования социально-экономическим развитием города на регулярной основе, исходя из того, что вложения в эти направления являются наиболее эффективными.

Нынешний Департамент экономической политики и развития города Москвы находится на пути создания технологии управления и планирования городом в целом в условиях изменяющихся основ социально-экономического устройства страны. Социально-экономическая система современного мира, прежде всего, ориентирована на такие показатели как социальная стабильность, свобода личности, образованность, интеллектуальный потенциал, повышение уровня благосостояния на долгосрочный период.

В этих условиях необходима разработка новых подходов к стратегии социально-экономического развития города, базирующихся на осмысливании генерализированных целей и ориентиров его функционирования, реализуемых на основе генеральной программы социально-экономического развития.


__________________________________________________________________________________________

Медведев Борис Георгиевич - директор НИИ информационных технологий Правительства Москвы, доктор технических наук, академик РАЕН


&copy Информационное общество, 2006, вып. 5-6, с. 133-135.