О журнале
Рекомендации
ИКТ на практике, или Роль современных информационных технологий в развитии Кыргызстана: мнения экспертов
Бейшенов Ж., Джаркеев Р., Нурматов Б., Айдралиев А., Жеребко О., Самойленко А., Ермаков Е., Джусупова З., Сариева Э., Карыпбеков И., Адиханов С.
ИКТ на практике, или Роль современных информационных технологий в развитии Кыргызстана: мнения экспертов
_________________________________________
Ж. Бейшенов, Р. Джаркеев, Б. Нурматов, А. Айдралиев, О. Жеребко, А. Самойленко, З. Джусупова
Э. Сариева, И. Карыпбеков, С. Адиханов
______________________________________________________
«В формировании национальной политики в области информатизации участвуют все заинтересованные стороны», –
Жанат Бейшенов
Заместитель министра транспорта и коммуникаций
Кыргызской Республики
Весь мир вступает в эру информационного общества, когда на основе широко разветвленной телекоммуникационной инфраструктуры и развитых информационных технологий человечество получает возможность значительного ускорения своего развития.
Жизнедеятельность человека требует все больше и больше знаний, информации. Реальностью становится электронизация почти всей хозяйственной деятельности. Инструменты и приборы содержат все больше электроники, приобретают свойство интеллекта. В центре всего – компьютер, и уже в любой сфере деятельности все труднее обойтись без него. Даже государственные органы представлены в виртуальном пространстве, а документооборот переходит в электронный формат.
Мобилизация и развитие электронных сетей происходят сверхбыстрыми темпами. Информация становится доступна когда угодно и где угодно даже без проводов. Все большая часть услуг, данных, коммуникаций проводится через сети, а кто находится вне сетевого пространства, тот безнадежно отстал. Обмен информацией приобретает глобальный размах и распространяется на всю планету. Звук, фотография, фильм – любой элемент может быть использован в процессе коммуникаций.
Кыргызстан прилагает значительные усилия в этом направлении. Телекоммуникационная отрасль стабильно развивается высокими темпами. В последнее время средний ежегодный прирост объема телекоммуникационных услуг составляет не ниже 20%. Во всех сегментах телекоммуникаций развивается конкурентный рынок, и на этой основе происходит значительное привлечение прямых инвестиций в отрасли связи. Быстрое развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создаваемых на ее базе информационных услуг создает предпосылки для увеличения темпов роста экономики и развития человеческих ресурсов страны.
Решением правительства задачи развития ИКТ возложены на Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики. Специально для этих целей создано Управление связи и информатизации. С 1998 г. мы работаем в этом направлении, и, надо сказать, сделано многое. Деятельность нашего министерства в сфере ИКТ направлена, во-первых, на формирование государственной политики в сфере ИКТ.
Во-вторых, мы осуществляем реформу управления на основе ИКТ с использованием следующих принципов: формата «Общественная политика», внедрения стандартов государственного управления и либерализации условий развития малого и среднего бизнеса.
В-третьих, наше ведомство является ответственным за формирование электронного правительства. Это направление является одним из приоритетов Национальной стратегии «Информационно-коммуникационные технологии для развития Кыргызской Республики».
В рамках формата «Общественная политика» нами уже традиционно, второй год подряд проводится ежегодная ИКТ-конференция с участием всех заинтересованных групп. Это государственный сектор, бизнес-сектор и гражданское общество, а также международные организации. На конференции обсуждаются итоги предыдущего года, основные заинтересованные стороны участвуют в решении проблем, стоящих перед информационным и телекоммуникационным рынком, а также согласовывают проекты предложений и решений на следующий год.
Конференция работает в течение целого года в лице рабочих органов – программного и организационного комитетов, различных комиссий. Они занимаются исследованием возникающих проблем и предлагают пути дальнейшего развития.
Что касается электронного правительства, то практика его создания не нова. Ее активно используют другие страны, в том числе и наши соседи по бывшему Союзу. Электронное правительство – это внедрение информационно-коммуникационных технологий в область государственного управления. Его основными компонентами являются электронное управление, стандартизация и интеграция государственных ресурсов, универсальный доступ и т.д. Проще говоря, в рамках электронного управления во всех министерствах, ведомствах, госагентствах, мэриях, областных и районных администрациях необходимо поставить оборудование и программное обеспечение, провести обучение работников по их использованию и, главное, изменить мышление государственных служащих. Весь государственный аппарат и местная власть должны осознать, что демократия – это также и власть закона плюс информатизация всей страны.
Таким образом, информация должна стать понятной и открытой для каждого, кто в ней нуждается, причем обязательно с указанием, какие из услуг платные, а какие – нет; сколько стоит та или иная услуга; что необходимо заполнить и подписать и как это сделать; кто, где и когда будет рассматривать поданные заявки. На сайтах будут размещены данные о сотрудниках министерств с указанием их Ф.И.О., должности, контактных телефонов и т.д. – вплоть до указания времени приема. И каждый человек, прежде чем подать документы в какой-либо государственный орган, может зайти на сайт и узнать всю необходимую информацию, подготовить бумаги по всем правилам. И, если ему потом скажут, что бумаги оформлены с нарушением или чего-то не хватает, он может ответить, что готовил документы по рекомендациям, размещенным на сайте и утвержденным решением правительства либо другой государственной структурой. Таким образом, человек сможет отстоять свои права, а коррупционная составляющая в госуправлении резко снизится.
К сожалению, на практике создание электронного правительства – очень большая проблема, и ее надо решать на государственном уровне. К решению этого вопроса необходимо подходить комплексно. Нужно привлекать инвесторов, привести законодательную базу в соответствие с требованиями времени.
Наше общество неоднородно, и большая его часть живет в отдаленных регионах и селах, где интернет является диковинкой. Происходит так называемый цифровой разрыв между сельским и городским населением в обеспечении современными телекоммуникационными услугами. Инвесторы не желают развивать систему сетей в отдаленных районах из-за низкой окупаемости. Это в корне неправильно. Необходимо понять, что информационная сеть нужна и на селе, чтобы помочь людям овладеть необходимыми знаниями.
В рамках стратегии развития ИКТ практикуется создание в регионах центров общественного доступа к интернету. Государство сочло необходимым обеспечить открытие таких центров по всей республике при помощи нашего министерства и фонда «Информационное будущее». В 2006 г. предусмотрено открытие десяти таких центров. Но тут появляется другая проблема – подготовка специалистов, обслуживающих интернет-центры на селе. Процесс внедрения ИКТ требует наличия образования на всех ступенях, начиная от рядового жителя и заканчивая высшим руководством. В этом отношении Министерство транспорта и коммуникаций проводит семинары для Кабинета министров, где обсуждаются вопросы, касающиеся деятельности электронного управления министерств. Специалисты в области компьютерных технологий на рынке ценятся высоко, и мизерной государственной зарплатой их не заманишь. Этот вопрос можно решить, только если государство само будет готовить специалистов с условием, что они отработают определенное время в госструктурах.
Но если мы сейчас не решим эту проблему и оставим сельских жителей без внимания, то наша страна не сможет полноценно участвовать в глобальном информационном обществе и экономике знаний, будет беспомощно топтаться на месте и не использует в полной мере свои возможности и ресурсы.
Было бы неправильным утверждать, что процесс внедрения новых технологий полностью зависит только лишь от государства. Сфера ИКТ предусматривает вовлечение широкой общественности и слаженного взаимодействия между различными структурами, в том числе и частными. Ведь речь не идет просто о связи. ИКТ – это целый комплекс услуг, таких как связь, дистанционное образование, средства экстренной медицинской помощи, интернет и многое другое. И надо отметить, что почти весь спектр этих услуг является частным. От государства принимают участие лишь Министерство транспорта и коммуникаций и Агентство связи.
____________________________________________________________________
«Основное направление нашей работы – предоставление государственных услуг населению», –
Раимбек Джаркеев
Директор Общественного информационного центра
Управления делами Президента Кыргызской Республики
Кыргызская Республика, провозгласившая своим стратегическим курсом построение подлинно демократического общества, придает особое значение осуществлению информационного обмена между государственным сектором и гражданским обществом. Для реализации этой задачи Указом Президента Кыргызской Республики (в рамках кредита Всемирного банка по программе структурных преобразований GSAC/GTAC1) был создан Общественный информационный центр при Управлении делами Президента Кыргызской Республики (ОИЦ), основной задачей которого определено всемерное содействие усилению прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти перед гражданским обществом.
Создание Общественного информационного центра свидетельствует о том, что наше государство полно решимости довести до логического завершения процесс демократических преобразований в стране путем установления режима открытости деятельности органов государственного управления и оперативного доведения до общественности официальной информации, касающейся самых актуальных вопросов жизнедеятельности и государства, и гражданина, и общества в целом.
Ведь именно недостаточное и несвоевременное информирование населения о событиях в мире и в нашей стране создает определенные трудности для вовлечения всех граждан страны в процесс демократизации общества. Государству важно выработать эффективный механизм обеспечения доступности информации для населения на основе накопленного мировым сообществом опыта. Обеспечивая доступ населения к официальной информации, мы увеличиваем степень доверия населения к деятельности госорганов.
ОИЦ является государственным учреждением, обеспечивающим доступ населения к официальной информации органов государственного управления, другим государственным информационным ресурсам. За короткий срок своего существования (Центр открылся в середине 2005 г.) коллектив ОИЦ смог проделать достаточно большой объем работ, свидетельствующий о профессионализме и целеустремленности его сотрудников. Это прежде всего организация серии различных конференций, семинаров и круглых столов, направленных на обсуждение проблем доступа к информации. Создан и размещен в интернете веб-сайт ОИЦ (http://pic.gov.kg/), и продолжаются работы по совершенствованию его структуры, разработке дизайна и наполнению контентом.
Основные направления деятельности ОИЦ:
- содействие в реализации права каждого гражданина свободно и беспрепятственно искать, получать, исследовать, производить, передавать и распространять информацию (кроме сведений, представляющих государственную, коммерческую, служебную, банковскую тайны и личные данные); осуществление электронно-архивной деятельности, сбор электронной и печатной продукции (информации), формирование и реализация банков данных и программно-информационных продуктов;
- пропаганда возможностей использования ИКТ в работе государственных органов, что будет содействовать реализации национальной политики в сфере ИКТ, популяризации использования кыргызского языка в электронных ресурсах, выполнению научно-исследовательских работ по проблемам развития ИКТ;
- обеспечение доступа к создаваемому интернет-порталу «Электронный гражданин» в интеграции с государственным интернет-порталом, веб-сайтами Президента КР, Жогорку Кенеша и другими государственными организациями в сети Интернет;
- обеспечение доступа к базам данных правовой информации Министерства юстиции Кыргызской Республики;
- консультационные услуги для граждан об имеющихся каналах связи для получения информации о правах граждан в области принятия решений, обжалования отказов в предоставлении информации государственными органами;
- реализация национальной политики в сфере информационных технологий, популяризация использования кыргызского языка в электронных ресурсах;
- выполнение научно-исследовательских работ по проблемам информатизации и компьютеризации;
- в области распространения информации ОИЦ предоставляет своим посетителям печатные материалы, издаваемые в органах государственной власти и местного самоуправления, а также материалы о принятых или обсуждаемых нормативных правовых актах.
С самого начала своей деятельности ОИЦ установил тесные партнерские отношения со всеми неправительственными и международными организациями. Так, при поддержке Постоянного представительства ПРООН в Кыргызской Республике уже начаты работы по созданию гражданского интернет-портала «Электронный гражданин», который станет инструментом предоставления государственных услуг через интернет в режиме реального времени, что будет способствовать кроме всего прочего исключению элементов коррупции в органах государственной власти.
В рамках установления сотрудничества с международными организациями (включая ПРООН и Проект GSAC/GTAC) подписан меморандум о сотрудничестве по реализации приоритетных направлений Национальной стратегии «Информационно-коммуникационные технологии для развития Кыргызской Республики». Кроме того, в результате установления партнерских отношений с Фондом «Сорос-Кыргызстан» в распоряжение ОИЦ предоставлен комплект литературных изданий об истории и культуре Кыргызской Республики.
В ближайших планах ОИЦ – масштабные мероприятия, направленные на обеспечение доступа граждан к информации и государственным услугам в режиме реального времени.
В настоящее время разработаны концепция и техническое задание для интернет-портала «Электронный гражданин», начаты работы по его созданию. Главной задачей портала, как говорилось выше, будет предоставление государственных услуг населению и гражданскому обществу в режиме реального времени.
ОИЦ способствует конструктивному диалогу государства, международного сообщества, бизнеса и граждан при обсуждении актуальных социально-экономических проблем, что является непременным условием динамичного развития Кыргызстана.
1 GSAC/GTAC ставит целью оказание поддержки Правительству Кыргызстана в обеспечении прозрачности, открытости, подотчетности государственного сектора перед гражданским обществом и повышении эффективности и качества государственного управления
__________________________________________________________________________________
«До сих пор развитие связи шло в основном в городах, но сегодня сильная конкуренция вынуждает операторов идти в сельские районы», –
Байыш Нурматов
Заместитель директора Национального агентства связи
Кыргызской Республики
Современные информационно-коммуникационные технологии существенно меняют все общественные отношения. Происходит становление нового, информационного общества. Новые технологии меняют не только способы производства продуктов и услуг, но и создают новые возможности реализации гражданских прав, самореализации личности, получения знаний, воспитания нового поколения и проведения досуга. В информационном обществе сокращаются расстояния, происходит глобализация, создаются беспрецедентные возможности для развития регионов.
В Кыргызской Республике за последние годы достигнут заметный прогресс в развитии информационной инфраструктуры, информатизации государственных организаций и частных компаний, развивается соответствующее законодательство. Завершены Первый телекоммуникационный проект, проект ТАЕ, проект модернизации телекоммуникационной сети Чуйской области, проект модернизации телекоммуникационной сети Ошской и Баткенской областей, создана Государственная компьютерная сеть, реализуются различные отраслевые проекты информатизации, создаются интернет-страницы государственных и неправительственных организаций, коммерческих структур.
Реализация этих проектов позволила создать в Кыргызстане более мощную современную информационную сеть, усовершенствовать систему телекоммуникаций для облегчения введения новых услуг связи в региональной сети и развития процессов информатизации регионов.
В 2004 г. был реализован проект спутникового телевидения, в результате чего Национальная телерадиокомпания Кыргызской Республики стала осуществлять вещание через геостационарный спутник на половину Евразии.
Улучшение инфраструктуры телекоммуникаций привело к развитию телекоммуникационного бизнеса, привлечению иностранных инвестиций, формированию частных компаний в отрасли ИКТ. В данный момент в секторе ИКТ действуют 247 операторов связи, владеющих 310 лицензиями.
_________________________________________________________________
Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызстана прогнозирует, что сектор информационно-коммуникационных технологий станет одной из самых доходообразующих статей бюджета.
_________________________________________________________________
Услуги междугородной и международной связи предоставляют 15 операторов связи. В условиях конкуренции доля ОАО «Кыргызтелеком» в этом сегменте рынка услуг постоянно снижается, при этом операторы других сетей в той или иной степени используют инфраструктуру ОАО «Кыргызтелеком» при оказании собственных услуг связи.
Один из важных вопросов в отрасли – присоединение сетей, то есть условия, на которых сеть одного оператора присоединяется к сети другого и какими должны быть финансовые отношения между компаниями. У нас компании оплачивают по разному типу звонков различные ставки. Особенно это касается звонков на информационные службы, карточных платформ IP-телефонии (междугородные звонки посредством интернет-технологий), терминации входящих междугородных звонков и т.д.
В корне этой проблемы лежит государственное управление тарифами через ОАО «Кыргызтелеком», находящегося на конкурентном рынке. Правительство держит тарифы на местную связь на одном уровне уже несколько лет без изменений, из-за боязни социальных волнений не вводятся экономически обоснованные отношения с абонентом.
С каждым годом эта ситуация становится все сложнее для «Кыргызтелекома», потому что альтернативных компаний становится все больше, они отвоевывают у «Кыргызтелекома» различные сегменты рынка. Альтернативные магистральные сети по республике уже есть; еще немного – и решатся вопросы «последней мили», мобильная связь уже охватила территорию, где проживает 90% населения. Международная связь, доходом от которой «Кыргызтелеком» поддерживал убыточные сельские направления, становится доступной практически всем операторам. Однозначно, не изменив ситуацию с тарифами, мы не сможем решить проблему.
Что касается сотовой связи, то в Кыргызстане права оказания услуг сотовой связи предоставлены сотовым операторам связи стандартов D-AMPS, GSM и CDMA. Базовыми станциями компаний сотовой связи охвачена территория Кыргызстана, на которой проживают около 90% населения республики.
В 1994 г. первой на рынок услуг сотовой связи вышла компания «Kaтел», внедрившая американский стандарт сотовой связи AMPS, а затем D-AMPS. Количество абонентов компании в 2005 г., по оценке консалтингового агентства «Эксперт», составляло около 35 тыс. Зона покрытия компании охватывает все области Кыргызстана, за исключением Баткенской области. В 1998 г. на рынок услуг сотовой связи вышел второй оператор сотовой связи – «Бител GSM», предоставляющий услуги связи европейского стандарта GSM. В последние годы количество абонентов компании ежегодно увеличивается в среднем в 2 раза, и к концу 2005 г. количество абонентов мобильной связи сети «Бител GSM» достигло 480 тыс. пользователей, а в начале февраля 2006 г. услугами «Бител GSM» пользовались уже 510 тыс. человек (91% от всего числа абонентов сотовых операторов), (оценка КА «Эксперт»). Зона покрытия компании охватывает все области республики. Как показали результаты мониторинга за последний период (с октября 2005 г. по январь 2006 г.), абонентская база «Бител GSM» увеличилась на 21%.
В 2003 г. на рынке сотовой связи Кыргызстана появилась компания «Актел», запустившая в коммерческую эксплуатацию сотовую сеть нового поколения стандарта CDMA «Fonex». Сотовая связь стандарта CDMA в Кыргызстане появилась впервые в Центральной Азии. В зоне покрытия компании «Актел» находятся г. Бишкек, Чуйская область (общая зона покрытия в Чуйской области – от Чалдовара до Боомского ущелья), Исык-Кульская область (связь доступна в городах Чолпоната, Каракол и их пригородах). По итогам 2005 г. наибольшие темпы роста продемонстрировала компания «Актел», продвигающая торговую марку «Fonex» (+59%). Количество ее абонентов, по официальным данным компании, составило 15 тыс. Таким образом, к началу февраля 2006 г. в Кыргызстане абонентами мобильной связи является более 560 тыс. человек, что составляет более 10% от всей численности населения Кыргызстана. Количество абонентов мобильной связи продолжает демонстрировать высокие темпы роста.
В силу уже имеющихся технологических возможностей основное направление политики можно переносить на формирование единого информационного пространства республики, развитие информационных ресурсов, баз данных и знаний и информационной инфраструктуры, которыми в равной мере могут пользоваться как государственные структуры, так и население республики в целом. Это естественно повлечет за собой совершенствование информационного права, технологической базы и организационного обеспечения. Информатизация касается всех направлений жизни и деятельности современного общества – науки, образования и культуры, экономического и социального развития, эффективности функционирования государственных структур и институтов гражданского общества. Сектор ИКТ становится одним из ведущих в сфере услуг, и его удельный вес в структуре ВВП государства год от года стремительно повышается.
_________________________________________________________________________
«Вместе с РСС мы приняли Стратегию развития информатизации
в странах СНГ», –
Акылбек Айдралиев
Министерство транспорта и коммуникаций
Региональное содружество в области связи (РСС) родилось в результате коллективного решения руководителей администраций связи (АС) стран СНГ стать межгосударственным координирующим органом этих стран в области электрической и почтовой связи.
С наступлением коренных изменений в политической и экономической жизни, связанных с обретением государственной независимости, стала очевидной необходимость реформирования телекоммуникационной инфраструктуры бывших республик СССР для полномасштабной интеграции национальных телекоммуникационных сетей в мировую телекоммуникационную сеть.
На момент получения независимости Кыргызстан имел те же проблемы в телекоммуникационной сфере, что и остальные страны СНГ. Наиболее серьезные из них – низкий уровень телефонизации и технологическое отставание.
За 15 лет развитие телекоммуникационной инфраструктуры в республике достигло достаточно высоких темпов только в рентабельных сегментах отрасли и на территориях с телекоммуникационными услугами.
Учитывая приобретенный опыт, новые условия ведения бизнеса, для развития инфраструктуры в регионах Кыргызстана используется модернизируемая базовая телекоммуникационная сеть национального оператора – ОАО «Кыргызтелеком». В области почтовой связи внедряются услуги почтово-сберегательной системы.
Инфраструктуру телекоммуникаций республики сегодня представляют самые различные системы связи:
- фиксированная проводная телефонная сеть;
- сотовая телефонная связь;
- транкинговая связь;
- пейджинговая связь;
- системы спутниковой связи;
- телеграфная (документальная) связь;
- сеть проводного вещания;
- телевещание;
- радиовещание;
- системы передачи данных и интернет.
С момента образования РСС всегда способствовало расширению взаимовыгодных отношений между администрацией связи Кыргызской Республики и администрациями связи стран СНГ в развитии национальных сетей, координировало вопросы в области технической и тарифной политики, управления частотным спектром, международных взаиморасчетов, подготовки кадров и развития информатизации на территории стран СНГ.
Год назад решением Совета глав правительств СНГ утверждены Cтратегия сотрудничества государств – участников СНГ в сфере информатизации и План действий по ее реализации на период до 2010 г.
Стратегия и План действий разработаны в целях активизации на рыночной основе сотрудничества стран СНГ в сфере ИКТ и их интеграции в мировое информационное пространство в качестве равноправных партнеров. Их реализацию предполагается осуществлять по следующим основным направлениям: создание благоприятной среды сотрудничества в области ИКТ; гармонизация законодательства и разработки регламентов и стандартов; развитие новых направлений применения ИКТ; развитие сферы информационно-коммуникационных услуг; обеспечение информационной безопасности и активизация действий по пресечению киберпреступности и кибертерроризма.
Основными инструментами реализации Стратегии являются национальные и межгосударственные программы и проекты, осуществляемые на двусторонней и многосторонней основах, такие как электронное правительство, электронная торговля, дистанционное образование, телемедицина, биометрическая идентификация и биометрические документы. Эти проекты, направленные на повышение экономического и социального потенциала каждой страны, служат также выработке консолидированной позиции участников по созданию условий для широкого распространения и эффективного использования инфокоммуникационных технологий в социально-экономической сфере и государственном управлении.
Конкретное содержание мероприятий, указанных в Плане, определяется национальными интересами и приоритетными направлениями развития государств – участников СНГ. Планируется, что финансирование совместных программ и проектов будет осуществляться за счет национальных бюджетов заинтересованных государств с привлечением внебюджетных средств.
Кыргызская Республика участвует в создании системы информационно-маркетинговых центров для продвижения на рынок СНГ своих товаров и услуг.
_________________________________________________________________________
«Отрасли связи нужно четкое, понятное и эффективное управление», –
Олег Жеребко
Исполнительный директор Ассоциации операторов связи
Количество абонентов операторов мобильной связи превысило количество абонентов фиксированной связи в 2,6 раза. Объем услуг связи в 2005 г. составил более 5,5 млрд. сомов. Средний годовой рост дохода в отрасли составляет около 19%, нынешнее полугодие дало 3 млрд., еще полгода, и мы получим столько же. В сумме это 6–6,5 млрд. сомов, т.е. снова рост на те же 19–20%.
Эта тенденция, думаю, сохранится еще несколько лет. Конкуренция постепенно снижает тарифы на услуги, это в свою очередь увеличивает объем потребления и расширяет географию предоставления услуг. Стоимость компьютеров и телефонов тоже снижается.
Телекоммуникационный рынок в количественном отношении включал на 1 января 2007 г. 265 компаний, владеющих 368 лицензиями на различные виды услуг. Сейчас уже больше. К сожалению, отношения компаний и регулирование этих отношений еще далеки от идеальных.
Сегодня у нас существует Министерство транспорта и коммуникаций (МТК), по статусу определяющее политику в отрасли, Национальное агентство связи, реализующее политику путем регулирования взаимоотношений между компаниями, сами компании и потребители. При взаимодействии любых из названных, скажем так, игроков существуют и возникают новые нерешенные вопросы. Причем, рассматривая один вопрос, постепенно выходишь на другой, третий и так далее. Получается клубок переплетенных между собой нерешенных вопросов.
Поясню на конкретном примере. Один из самых сложных вопросов на рынке – вопрос присоединения сетей. В развитых странах и согласно рекомендациям Международного союза электросвязи, на основе которых должно строиться наше отраслевое законодательство, компании обмениваются трафиком (совокупность сообщений, выраженная в минутах или байтах) и оплачивают друг другу объем входящих или исходящих разговоров. У нас же компании оплачивают по разному типу звонков различные ставки. Особенно это касается звонков на информационные службы, карточные платформы IP-телефонии (междугородные звонки посредством интернет-технологий), терминации входящих междугородных звонков. Компании спорят, закрывают доступ к своим абонентам, выставляют заградительные тарифы и т.д.
Другой тип вопросов – это соблюдение норм при строительстве, вводе в эксплуатацию и дальнейшей эксплуатации сетей связи. Одни строятсети как положено, другие к ограждениям на крышах кабели привязывают. А это цена и качество услуг, безопасность людей, защищенность оборудования.
Еще один из важнейших вопросов, затрагивающих не только операторов и потребителей, но и вопросы национальной безопасности, особенно в приграничных территориях и в радионавигации авиаперелетов, — это контроль и мониторинг использования радиочастот и радиоизлучений.
Вопросы охраны труда на предприятиях связи, сертификация и лицензирование в отрасли, бесконтрольный ввоз радиочастотного оборудования, нарушение прав вещания, эффективность использования радиочастотного спектра, сооружений связи, нестыковки между практикой и законодательством в отрасли… Перечислять можно долго.
Каждый из названных выше вопросов – это направление для работы, связанное с необходимостью согласования действий всех участников сектора ИКТ в Кыргызской Республике по обеспечению развития конкурентного рынка, нормативно-правовой базы, а также определение концептуальных и стратегических задач и способов их решения.
Картина не грустная, а разорванная, что ли, бессистемная. А ведь отрасль – это именно система, система управления, в которой каждый игрок должен выполнять свою работу. Без этого мы будем видеть хорошие цифры по доходу, но при этом мучиться с дозвоном абоненту другого оператора, ремонтировать компьютеры после грозы и ругаться с операторами за качество услуг. Думаю, правительству нужно обратить серьезное внимание на проблемы отрасли. Отрасли нужно четкое, понятное и эффективное управление.
________________________________________________________________________
За прекрасными цифрами официальной статистики кроется масса проблем телекоммуникационной отрасли, решение которых могло бы дать нашей стране современную инфраструктуру связи, 100-процентное обеспечение услугами связи нашего небольшого населения и достаточно серьезный вклад в финансовое благополучие Кыргызской Республики.________________________________________________________________________
«Для инвестиций очень важна политическая стабильность», – Александр Самойленко
Генеральный директор компании «АзияИнфо»
История компьютерных сетей в Кыргызстане берет начало в 1991 г., когда в Бишкеке был создан узел телекоммуникационной сети «Ала-Тоо», обслуживавший около 20 абонентов. В мае 1992 г. официальный статус узла сети RELCOM получил абонент сети «Имфико», который к концу 1992 г. обслуживал уже около 50 своих абонентов, пересылая информацию через российские сети.
________________________________________________________________________
Интернет, стирающий границы, открывающий доступ к знаниям и информации, позволяющий находить партнеров по интересам по всему миру – один из тех инструментов, которые должны способствовать сближению людей и формированию информационного общества.__________________________________________________________________________________
В 1994 г. были созданы две компании, которые сегодня являются крупнейшими провайдерами на территории Кыргызской Республики. Это совместное государственно-частное предприятие «Элкат» и телекоммуникационное предприятие «АзияИнфо».
В 1995–1997 гг. в Кыргызстане был реализован Первый телекоммуникационный проект по реконструкции телекоммуникационной сети республики. Финансирование этого проекта было обеспечено за счет целевого льготного кредита Всемирного банка и ЕБРР на сумму около 30 млн. долл. США.
В 2000 г. интернет-технологии впервые были использованы в ходе парламентских и президентских выборов в Кыргызской Республике. Государственная автоматизированная система «Шайлоо», построенная на основе интернет-технологий, обеспечила интерактивный подсчет голосов избирателей по всем регионам страны.
Главным событием в сфере интернета в 2003 г., видимо, надо считать то, что ОАО «Кыргызтелеком» – исторически сложившийся крупнейший оператор связи – получил право по предоставлению услуг доступа в интернет на всей территории страны. Теоретически это означало возможность подключения к Всемирной сети даже сельских районов, в которых уровень проникновения интернета до того момента был близок к нулю.
По состоянию на начало 2004 г. в Кыргызской Республике было выдано 48 лицензий на передачу данных и телематических данных, в т. ч. компаниям-провайдерам – около двадцати лицензий (остальные приходились на долю интернет-кафе). Помимо коммерческих провайдеров в Кыргызстане действовали два некоммерческих: KyrNet, созданный Фондом Сороса, и FreeNet, спонсируемый IREX. Некоммерческие провайдеры обеспечивали доступ в интернет неправительственным организациям, учебным и научным заведениям, средствам массовой информации.
К достижениям последних лет относится реализуемая совместно с национальными каналами телевидения система интерактивного голосования, позволяющая обеспечить прямое участие телезрителей в проводимых социальных опросах в прямом эфире.
Несомненно, позитивен тот факт, что интерес к интернету как инструменту ведения бизнеса также растет. Об этом свидетельствуют данные опросов руководителей предприятий. В 25% случаев главной причиной, мотивирующей их на работу в интернете, становится поиск партнеров. 33,1% руководителей заявили о том, что в принципе готовы платить деньги за рекламу в интернете. А 23% опрошенных допускают возможность дополнительной оплаты получения доступа к услугам купли-продажи товаров и услуг по Сети.
Бурный рост и распространение новых информационно-коммуникационных технологий оказывают существенное влияние и на традиционные СМИ. Складывается ситуация, когда традиционные СМИ не могут удовлетворить общественный спрос на информацию. В то же время главной ценностью информационного общества является именно информация. Только в случае предоставления равных возможностей доступа к информационным ресурсам и знаниям каждому гражданину страны можно говорить о формировании гражданского информационного общества. Поэтому важен вопрос об обеспечении равного доступа для всех к этому стратегическому ресурсу. Об этом говорит весь мир, и данный интерес отнюдь не теоретический.
Интернет-медиа в этих условиях могут стать одним из основных компонентов информационного поля страны. Они могут способствовать ликвидации информационного вакуума, существующего между центром и регионами страны. Сегодня в Кыргызстане налицо сужение рынка СМИ, связанное с их финансовыми и техническими проблемами, судебными разбирательствами. Из зарегистрированных печатных изданий, а их около 600, реально действует по всей стране всего около 100–150. И только менее десятка могут претендовать на прибыльность и общенациональный масштаб. Сложилось положение, когда регионы страны находятся практически в информационной изоляции – столичные печатные издания из-за финансовых проблем не могут себе позволить доставку в отдаленные регионы. ТВ и радио также не обладают техническими возможностями вести трансляцию в масштабе всей страны. Регионы довольствуются местными изданиями, которые очень слабы в профессиональном плане, и ТВ-программами Государственного телерадиоконцерна и российских каналов. Если в столице и областных центрах у жителей есть доступ к объективной информации о событиях в стране и за рубежом, то периферия в этом отношении обделена. Развитие интернет-СМИ – это реальная возможность выйти из информационного тупика.
Для дальнейшего развития информационных технологий и интернета в Кыргызстане очень важно оказание международными организациями и странами-донорами поддержки сектору ИКТ и выделения этого направления в одну из приоритетных программ финансирования доноров, которые смогут принять активное участие в реализации Национальной стратегии. Однако, не решив проблему политической стабильности, Кыргызстан не может рассчитывать на серьезные иностранные инвестиции.
_____________________________________________________________________
«Наш сравнительный анализ готовности Кыргызстана к информационному обществу базируется на показателях Центра международного развития Гарвардского университета», –
Евгений Ермаков
Начальник отдела перспективных проектов Консалтингового агентства «Эксперт»
При подготовке сопоставительного анализа положения сектора ИКТ в Кыргызстане и других странах СНГ наше Агентство использовало несколько ключевых показателей, широко распространенных в мировой практике и, в частности, используемых в методике Центра международного развития Гарвардского университета «Готовность к сетевому миру. Путеводитель для развивающихся стран». Такой подход позволил нам получить достоверную информацию о существенных аспектах развития связи и информационного общества в целом. Тем не менее наше исследование не претендует на полноту и абсолютную точность приводимых данных. Ситуация с развитием информационно-коммуникационной инфраструктуры и использованием интернета быстро меняется, данные быстро устаревают и полученные на их основе оценки могут оказаться неточными.
________________________________________________________________________
Международные рейтинги в сфере информационных технологий носят комплексный характер и наряду с уровнем развития ИКТ-инфраструктуры включают такие интегральные факторы электронного развития, как государственное регулирование, человеческий капитал, бизнес-климат в стране, доступ к ИКТ и т.д. Механистический подход, связанный только с подсчетом растущего числа телефонов или ПК, грешит однобокостью.___________________________________________________________________________________
Плотность фиксированных
телефонных линий
Рассматривая показатели плотности фиксированных телефонных линий в странах ЦентральноАзиатского региона и России, можно отметить, что в Кыргызстане в 2005 г. на 100 жителей приходилось 8,4 линии фиксированной телефонии, в то время как в Российской Федерации – 29,5 линии на 100 жителей, а в Казахстане этот же показатель равнялся 17,3.
Судя по показателям РФ, она находится на полпути от развивающихся стран к развитым. Показатели Казахстана близки к средним показателям по развивающимся странам (12–13 телефонных линий на 100 жителей). Другие же страны Центральной Азии значительно отстают, но необходимо помнить про географические ограничения – наличие труднодоступных и недоступных для телефонизации горных и пустынных местностей и низкую плотность населения в этих районах. Это также обусловливает убыточность телефонизации в сельской местности.
Несмотря на значительные меры по внедрению цифровой связи в Кыргызстане, предпринятые за последние 10 лет, на сегодняшний момент Кыргызская Республика значительно отстает по уровню цифровизации сетей телекоммуникаций от Узбекистана и Казахстана, хотя в 2003 г. цифровизация связи в этих трех странах была примерно на одном уровне и не превышала 40%.
____________________________________________________________________
В последние годы в мире осуществляется переход от разрозненных показателей и статистических данных к разработке систем показателей и композитных индексов, позволяющих осуществлять комплексный анализ развития информационного общества. Используемый нашим Агентством подход соответствует мировым тенденциям развития аналитических исследований._____________________________________________________________________________
Плотность абонентов сотовой связи
Уровни проникновения сотовой связи в странах Центральной Азии значительно отличаются – от менее 5 абонентов на 100 жителей в Узбекистане до почти 33 абонентов на 100 жителей в Казахстане. Если сравнивать Кыргызстан по этому показателю с Казахстаном и Россией, то можно сказать, что отставание в основном определяется уровнем экономического роста и уровнем доходов на душу населения, то есть место Кыргызской Республики по отношению к Республике Казахстан и Российской Федерации вполне закономерно и объяснимо. При этом потенциал рынка Кыргызстана даже при ограниченных экономических возможностях страны и населения далеко не исчерпан.
Если же сравнивать уровни проникновения мобильной связи в странах Центральной Азии и Российской Федерации с показателями в глобальном масштабе и по регионам мира, то можно отметить, что Россия уже достигла уровня развитых стран, и, в частности, европейских стран (проникновение мобильной связи в России по итогам 2005 г. составило 84%). Казахстан достиг среднемировых показателей (33%). При сохранении существующих темпов экономического роста и доходов на душу населения уже в ближайшие годы Казахстан по показателю проникновения мобильной связи может вплотную приблизиться к уровню развитых стран. Что касается Кыргызстана, то можно отметить, что уровень проникновения мобильной связи в Кыргызстане в 2005 г. вдвое ниже среднего показателя по Азии в целом и составляет 10%, но выше чем в таких азиатских странах, как Индия (7%), Пакистан (8%), Армения (8%) (МСЭ относит закавказские страны СНГ к Азии). Схожие показатели у Ирана (10%), Лаоса (11%), Йемена (10%).
Важно отметить, что, несмотря на разницу в экономическом положении, показатели Кыргызстана и Казахстана по такому индикатору, как отношение числа абонентов мобильной связи к числу абонентов фиксированной связи, достаточно близки, что свидетельствует о схожих тенденциях в развитии телекоммуникационного рынка. Что касается тенденций значительного преобладания абонентов мобильной связи над абонентами фиксированной связи в Республике Таджикистан (более чем в 1,5 раза) и Российской Федерации (почти в 3 раза), то вряд ли их можно назвать позитивными в плане ликвидации «цифрового неравенства». «Цифровое неравенство» в основном касается уязвимых слоев населения (пенсионеров, малоимущих) и сельских жителей, крайне редко являющихся абонентами мобильной связи.
Показатели информатизации
Одним из важнейших показателей информатизации общества является количество компьютеров на 100 человек. Судя по имеющимся данным, Центрально-Азиатский регион значительно отстает от Российской Федерации, которая в свою очередь также значительно отстает по этому показателю от развитых стран. Кыргызстан, опережая Узбекистан по ряду показателей развития телекоммуникационного рынка, тем не менее отстает от Узбекистана по количеству компьютеров на 100 жителей. Так, в 2005 г. в Кыргызстане количество компьютеров на 100 жителей составляло 1,6, в Узбекистане – 2,4, а в России – 11,8.
По показателю уровня проникновения интернета Кыргызстан, где в 2005 г. уровень проникновения интернета составлял 11%, в три с лишним раза опережает Узбекистан (3%) и лишь в полтора раза уступает Российской Федерации (15%).
Официальные документы Агентства связи и информатизации Казахстана не приводят данных по уровню проникновения интернета по стране в целом. Однако известно, что наиболее развитым регионом в плане использования интернета является г. Алматы – 20–24% населения, уровень проникновения интернета в регионах Казахстана колеблется от 5 до 14%, а уровень доступности и платежеспособного спроса в сельских районах Казахстана ограничивается 1–3%. На основании этих данных можно приблизительно оценить общий по Казахстану уровень проникновения интернета – 10–12 пользователей на 100 жителей. Таким образом, по этому показателю Кыргызстан практически сравнялся с Казахстаном.
Если же сравнить уровни проникновения интернета в странах Центральной Азии и Российской Федерации с данными по регионам мира, то Российская Федерация находится примерно на среднемировом уровне, Кыргызстан и Казахстан скорее ближе к среднему уровню по Азии в целом. Все страны Центральной Азии и Российская Федерация по уровню проникновения интернета значительно уступают странам Европы и Америки.
____________________________________________________________________
«При поддержке ПРООН создана государственная компьютерная сеть», –
Замира Джусупова
Координатор по ИКТ для развития Программы развития
Организации Объединенных Наций (ПРООН)
ПРООН является глобальной сетью ООН в области развития, выступающей за позитивные изменения в жизни людей путем предоставления странам-участницам доступа к источникам знаний, опыта и ресурсов. Мы работаем на территории 166 стран, оказывая им содействие в поиске решений глобальных и национальных проблем в области развития.
- ПРООН в целом сосредоточила свою работу на содействии развивающимся странам в решении следующих проблем:
- сокращение бедности;
- демократическое управление;
- предотвращение и устранение последствий кризисов;
- энергетика и окружающая среда;
- информационно-коммуникационные технологии для развития;
- ВИЧ/СПИД.
Если говорить об использовании информационных технологий для развития, то ПРООН активно распространяет лучшие примеры в этой сфере через взаимодействие с партнерами, обучение, консультирование, совместную работу над документами регионального характера.
_____________________________________________________________
В Кыргызстане аккредитовано около 30 различных международных организаций, которые осуществляют более 200 проектов. Наиболее известные среди них: Агентство США по международному развитию (USAID), Национальный демократический институт, Центр ОБСЕ в Бишкеке, Фонд «Сорос-Кыргызстан», «Корпус мира США», ПРООН и УВКБ. Разумеется, каждая из этих структур специализируется на конкретном участке общего демократического преобразования. Они взаимодействуют между собой с единственной целью – достижение поставленной задачи.____________________________________________________________________
Мы призываем к очень тесному сотрудничеству те организации, институты, которые разрабатывают общие планы развития. Очень трудно подготовить план для какого-то отдельного сектора экономики – у каждого государства должна быть своя парадигма развития, национальная стратегия, затрагивающая все сферы жизни и деятельности. Ее значительно легче подготовить и реализовать с помощью информационных технологий. Если кто-то начнет разрабатывать модель электронного развития своей страны, то сразу станет ясно, что невозможно вести правительственный «бизнес» по-прежнему, потому что невозможно просто взять и приложить информационные технологии к реформе госуправления или к развитию местного самоуправления. Нужно кардинально менять все процессы – тогда станет ясно, какие огромные возможности здесь таятся.
Для нас синонимом информационного общества является прозрачное, открытое, построенное на демократических принципах общество, где люди сознательно участвуют в процессе принятия решений и знают, что происходит. Если это не так, то говорить об «информационном обществе для всех» не имеет смысла – без достижения указанных выше условий не будет ни развития человека (human development), ни устойчивого развития, продекларированного на Саммите тысячелетия и во всех международных повестках и практических планах действий последнего времени. В данном контексте решение вопросов, связанных с электронным правительством (e-government), электронным правлением (e-governance), может в наибольшей степени содействовать «хорошему» демократическому правлению (good governance). Мы рассматриваем понятие «электронное правительство» как более узкое по смыслу, чем понятие «электронное правление», которое касается всего общества.
В 2002 г. по инициативе и при участии ПРООН была разработана Национальная стратегия «Информационно-коммуникационные технологии для развития Кыргызской Республики», утвержденная затем Указом Президента Кыргызской Республики от 10 марта 2002 г. В этом документе были определены основы механизма финансирования развития ИКТ, который позволил рационально использоватсредства для развития и модернизации проектов и средств информатизации в различных отраслях и регионах.
Национальная стратегия по ИКТ была призвана решить проблему растущего информационного неравенства между индустриально развитыми и развивающимися странами, а также внутри страны между центром и регионами.
Для преодоления информационного неравенства и развития регионального сотрудничества в Центральной Азии важное значение имело осуществление международных проектов по созданию или использованию спутниковых телекоммуникационных систем («Силк Сат», «Виртуальный Шелковый путь»).
Совместно с Фондом «Сорос-Кыргызстан» ПРООН открыла первые общественные информационные центры в отдаленных уголках республики.
При поддержке ПРООН создана государственная компьютерная сеть, которая связывает все областные и районные центры Кыргызской Республики, а также все министерства и ведомства. 30 марта 2006 г. состоялась презентация портала государственных услуг, созданного Общественным информационным центром при Управлении делами Президента Кыргызской Республики (ОИЦ) при финансовой и технической поддержке Программы по демократическому управлению ПРООН в рамках реализации национальной стратегии «Информационно-коммуникационные технологии для развития Кыргызской Республики».
Основная цель портала как основного элемента электронного правительства – информирование общества о предоставляемых государством услугах населению, бизнесу, международным организациям и НПО, а также дальнейшее усовершенствование системы предоставления государственных услуг с использованием новых информационно-коммуникационных технологий. Портал государственных услуг – это эффективный инструмент, который изменяет способ взаимодействия граждан с правительством. Он охватит все государственные органы, интегрируя электронные услуги, и предоставит единый пункт доступа ко всем государственным услугам для граждан.
Есть еще масса нерешенных проблем. В частности, первые лица не всегда понимают и поддерживают многое из того, что важно для успешного развития в условиях информационного общества. В качестве примера можно привести вопросы партнерства с частным сектором, требующие обсуждения и практических действий.
_________________________________________________________________________
«Для построения справедливого общества необходимы
независимые СМИ», –
Эльвира Сариева
Исполнительный директор Internews Кыргызстан
Илим Карыпбеков
Директор Института Медиа Представителя в Кыргызской Республике
Общественное объединение «Internews» (создано в 1999 г.) является некоммерческой организацией Кыргызской Республики. Ее деятельность направлена на развитие объективных и сильных средств массовой информации, необходимых для построения справедливого общества.
ОО «Internews» осуществляет проекты в области развития сектора СМИ – образовательные программы, информационно-консультативное содействие, производство и распространение ТВ-программ, разработку и внедрение передовых технологий, публикации образовательных материалов.
СМИ выступают важным гарантом прав человека и должны играть роль в информировании общественности и отслеживании реализации прав. Они могут также предоставить платформу для защитников прав, чтобы те могли озвучить свои опасения. СМИ в Кыргызской Республике имеют больший простор для деятельности и больше автономии по сравнению с другими странами Центральной Азии. Возросло количество газетных изданий, хотя все они базируются в основном в Бишкеке, а количество региональных газет небольшое.
В республике зарегистрировано 128 электронных и несколько сотен печатных СМИ. Но, кто знает, сколько действительно выходит газет? Если судить по прилавкам газетных киосков, то в Бишкеке, где сосредоточено большинство СМИ, не наберется и трех десятков. Да и эти издания в регионы практически не поступают.
Большую часть аудитории телевидения по стране удерживает государственная KTР, а на местах – частные каналы, т. к. они более оперативно освещают события. Государственным радио- и телесети еще предстоит добиться трансляции своих передач на всей территории страны, особенно в южных регионах. Большинство негосударственных телерадиокомпаний также расположены в столице. Это же относится и к кабельному телевидению – оно доступно лишь жителям Бишкека и его пригородов.
В целях поддержки производства и широкого распространения качественных теле- и радиопроектов,способствующих эффективному информированию населения и продвижению социальных идей в обществе, Internews Network в Кыргызской Республике при поддержке USAID создала «Открытый Медиа Фонд» – программу грантов для средств массовой информации в области радио и телевидения.
____________________________________________________________
Западные эксперты признают, что в политическом смысле кыргызские печатные издания – самые независимые во всей Центральной Азии.
____________________________________________________________________
Поскольку проектные заявки могут одновременно подаваться в ряд организаций, поддерживающих СМИ, появляется возможность частичного софинансирования общих проектов. В связи с этим Internews обращается к другим донорским организациям с инициативой сотрудничества в этой области. Результатом сотрудничества может стать более рациональное распределение денежных средств и улучшение координации совместных усилий по оказанию поддержки СМИ.
Серьезной проблемой является то, что более половины населения республики живет вне сферы влияния кыргызских СМИ. Они узнают о событиях в своей стране от зарубежных журналистов, которым еще со времен СССР больше верят.
Север Кыргызстана покрывают телерадиостанции Казахстана, России, на юге нет проблем с приемом радиосигналов из Китая и даже Ирана. Большинство из 3,5 тыс. радиочастот республики, внесенных в реестр Международного союза электросвязи, Кыргызстан не использует, и у многих телерадиокомпаний нет собственных передатчиков. Зато зарезервировала свои частоты в республике Турция, а Узбекистан покрывает почти 90% эфира юга Кыргызстана. Радиосигналы из Бишкека на юг пробиться не могут: смонтированные в середине прошлого века ретрансляторы пришли в негодность или разграблены. Не все местные телерадиокомпании имеют передатчики. Потому-то в кыргызском эфире и даже на проводном радио давно освоились «Би-би-си», «Голос Америки», «Немецкая волна», десяток станций России, радио «Свобода». Большинство из них имеют в Кыргызстане собственных журналистов и даже корреспондентские пункты.
Тиражи и качество российских изданий превосходят местную прессу, где нет ни одной утренней ежедневной газеты. О каком оперативном освещении событий может идти речь, если даже общенациональное «Слово Кыргызстана» выходит два раза в неделю, плюс пятничное приложение, а районные издания – раз в 7–10 дней. Они освещают местные события и практически не дают представления о том, что происходит в стране, соседних и дальних странах. Мощный инструмент информации для установления обратной связи и воздействия на умы людей не задействован.
Работает в кыргызской прессе в основной массе молодежь, которая по-настоящему не училась журналистике. Профессионалы или вышли «в тираж», или осели в коммерческих структурах, поскольку зарплата в большинстве СМИ мизерная. Например, в Национальном информационном агентстве она не дотягивает до размеров минимальной потребительской корзины. В этих условиях нанять профессионала проблематично. И как результат – формирование общественного мнения идет топорными методами. Пока пресса не в состоянии помочь людям осознать происходящие процессы и свое место в них, наладить общественное взаимодействие народа и власти.
Поэтому основным приоритетом Internews является повышение профессионального уровня работников СМИ. Образовательные программы включают в себя практические и теоретические семинары, резиденции и стажировки. Изначально Internews был ориентирован на телевидение, но сегодня мы расширили свои образовательные программы также для радио, печатных и онлайн СМИ.
Internews работает по интерактивным методам обучения, что позволяет закрепить большую часть теоретического и практического материала в более короткий срок. Этот принцип основан на расширении существующих знаний обучаемых и укреплении навыков, приобретенных благодаря лекциям, практическим занятиям и индивидуальной помощи.
Тренеры Internews являются профессионалами приехавшими как из США, так и из Европы. Некоторые тренеры приезжают из стран СНГ: это облегчает взаимоотношения между тренерами и участниками, поскольку они делятся опытом на общем языке. Семинары и резиденции не только позволяют участникам достичь знаний и опыта, но и служат местом профессиональных встреч для содействия развитию СМИ в целом.
Сейчас самое трудное – восстановить доверие людей к прессе, которая полтора десятка лет многое умалчивала. Она перестала быть народной не только из-за недоступности. Финансовое положение большинства СМИ таково, что они не могут выражать общественное мнение: большинство фактов нашей жизни трактуют сами сотрудники СМИ. Но это не всегда мнение журналиста, а чаще – хозяина издания, телерадиоканала или какой-то влиятельной общественной группы. Какая при этом может быть полярность мнений, настрой на консолидацию общества в решении социально-экономических проблем? Особенно если учесть, что и журналист далеко не всегда может получить достоверную и исчерпывающую информацию.
Для решения проблем СМИ Internews-Кыргызстан инициировал проект «Институт Медиа Представителя», который направлен на развитие и защиту прав журналистов Кыргызской Республики; поддержку реформ в законодательстве по вопросам СМИ; нацелен на решение конфликтов, возникших в сфере медиа, и укрепление демократии в стране в целом.
Институт Медиа Представителя – это система саморегуляции СМИ, которая бесплатно поддерживает средства массовой информации и находится на службе общества. В Институт Медиа Представителя могут обращаться все средства массовой информации Кыргызской Республики.
_________________________________________________________________________
«Наша миссия – содействовать информационному развитию общества, государства и личности», –
Серик Адилханов
Председатель правления Ассоциации профессионалов
информационно-коммуникационной сферы (АПИКС)
Генеральный директор компании «Арашан»
Ассоциация профессионалов информационно-коммуникационной сферы (АПИКС) – некоммерческая организация, объединяющая юридические лица и частных предпринимателей, являющихся профессионалами в сфере ИКТ. Компании – члены Ассоциации занимают не менее 90% рынка поставок информационной техники в Кыргызстане. Участники Ассоциации видят свою полезность для развития страны в содействии информационному развитию общества через продвижение на рынке Кыргызстана прогрессивных достижений человечества в области информационной и коммуникационной техники и технологий. Участники Ассоциации считают важным в партнерстве с участниками рынка добиться формирования профессиональных ИТ-команд с целью усиления экспортного потенциала страны и создания возможностей для расширения функциональных и территориальных границ национального бизнеса. Миссия Ассоциации – «содействовать информационному развитию общества, государства и личности».
Мы четко понимаем, что вхождение в информационное общество не может происходить уверенно и независимо, если мы будем рассчитывать на второстепенную роль в основной области – в создании материальной базы для развития информационных технологий. Тот специфический путь, которым пошли мы, разрушив национальную индустрию, – далеко не лучший способ вхождения в постиндустриальное информационное общество ХХI в. Поэтому главная задача сегодня, относящаяся и к науке, и к технологиям, и к экономике, – возрождение наукоемких технологий в нашей стране, основой которых является полупроводниковая электроника – база средств информатизации.
Как показала практика многих стран Азии, быстрое развитие производства микроэлектроники, компьютеров и комплектующих позволяет развивающимся странам совершить значительный скачок в развитии и приблизиться к созданию информационного общества. Этот сектор является одним из наиболее высокотехнологичных промышленных секторов и кроме того, служит основой для развития информационных технологий. И обратно, возрастающий спрос на информационные услуги стимулирует и увеличение спроса на компьютерную технику.
Кыргызстан может быть конкурентоспособным во всех сегментах микроэлектроники, но у нас имеется потенциал, чтобы занять на глобальном рынке собственную нишу, связанную с высокими технологиями.
________________________________________________________________
Развитие достигает наибольших темпов и высокой динамики в условиях взаимовыгодного партнерства с коллегами из Кыргызстана и других стран и тесного сотрудничества с международными организациями и институтами, занимающимися вопросами информационных технологий.
_________________________________________________________________________
Информационная революция, которая привела к появлению интернета, электронной торговли, электронного правительства, резко увеличила спрос на специалистов в области информационных технологий и программного обеспечения. В США, к примеру, подсчитали (по прогнозам Бюро учета трудовых ресурсов), что потребность в специалистах по информационным технологиям будет расти быстрее спроса на специалистов большинства других профессий вплоть до 2014 года.
Поэтому нашей стране необходим новый подход к развитию сферы образования как с учетом меняющейся конъюнктуры на рынке труда, так и с учетом продолжающегося роста населения страны. Нужно усилить роль системы высшего профессионального образования в качестве поставщика кадров для экономического развития страны и, прежде всего, ее ИКТ-сектора как базового элемента формирования информационного общества.
И последнее. Активные действия со стороны общественности и бизнеса в конечном итоге приведут к усилению государственной власти и государственного сектора в целом. Принимая во внимание мировые тенденции развития мира высоких технологий, можно говорить о том, что Кыргызстан нуждается в количественном и качественном усилении партнерского сотрудничества представителей всех общественных секторов во имя построения эффективного информационного общества. Главным принципом реализации такого сотрудничества должно стать равноправное использование ресурсов и возможностей информационной эпохи всеми заинтересованными сторонами: государством, общественностью и бизнесом.
© Информационное общество, 2006, вып. 5-6, с. 76-89.