О журнале
Рекомендации
Бизнес-инкубаторы в региональных инновационных системах
Медведева Т.Ю.
Т.Ю. Медведева
В нашей стране развитие малого предпринимательства входит в сферу совместной деятельности структур власти трех уровней – Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления. В последнее время такая вертикаль в области поддержки малого бизнеса, в частности создания бизнес-инкубаторов, начинает формироваться. При этом инициатива постепенно перемещается от федеральных органов власти к региональным при одновременном росте активности и органов местного самоуправления.
Бизнес-инкубаторы в стратегии развития регионов
В регионах все больше осознается роль бизнес-инкубаторов в развитии экономики и социальной сферы. Эту роль можно рассматривать в разных аспектах.
Во-первых, эти структуры способствуют росту количества малых предприятий. Международная практика, а также опыт первых бизнес-инкубаторов, созданных в России при содействии федеральных структур власти и международных организаций, убеждают в том, что именно в бизнес-инкубаторах создаются оптимальные условия для старта и начального развития малого бизнеса. По данным Национального содружества бизнес-инкубаторов РФ, из числа малых предприятий, начинающих свою деятельность самостоятельно, выживает не более 30%, в то время как в бизнес-инкубаторе – около 80%. Кроме того, предприятия, прошедшие процесс инкубирования, более устойчивы и подготовлены к работе в рыночных условиях. Функция выращивания новых фирм в бизнес-инкубаторах особенно важна для регионов, в которых численность малых предприятий в настоящее время сокращается.
Во-вторых, решая проблему занятости, бизнес-инкубаторы не только снимают социальную напряженность в отдельных населенных пунктах, но и способствуют росту экономической активности, развитию внутреннего рынка и расширению налоговой базы региона.
В-третьих, создавая бизнес-инкубатор определенного вида и фиксируя условия предоставления услуг и поддержки, можно направлять деятельность малых предприятий в приоритетные для региона и муниципальных образований сферы деятельности и решать таким образом экономические и социальные проблемы региона.
В-четвертых, выращивание в бизнес-инкубаторах малых технологических фирм способствует повышению инновационной активности бизнеса в регионе, внедрению новых технологий, использованию инноваций для решения проблем экологии, медицины, жилищно-коммунального хозяйства и других сфер, входящих в зону ответственности региональных структур власти.
Таким образом, через развитие бизнес-инкубаторов можно решать многие проблемы как отдельных муниципальных образований, так и региона в целом. Поэтому в последнее время в регионах бизнес-инкубаторы рассматриваются как важный элемент социальной, экономической и инновационной политики, а также как элемент стратегии развития региона по инновационному сценарию.
В каждом субъекте Российской Федерации сложился свой специфический набор факторов, который определяет роль бизнес-инкубаторов в развитии экономики, социальной сферы, инновационной системы региона. К таким факторам прежде всего относятся уровень развития экономики, научно-производственного и образовательного комплексов, отраслевая структура производства, состав приоритетов регионального развития, инновационная активность региона, распределение производительных сил по территории субъекта Российской Федерации, степень занятости населения, место малого предпринимательства в различных сферах экономики и др.
На основе анализа программ поддержки малого предпринимательства и программ инновационной деятельности отдельных регионов нами была определена роль бизнес-инкубаторов в стратегии развития отдельных субъектов Российской Федерации. Выбор этих программ для анализа не случаен. Именно они дают возможность проследить, на какие аспекты деятельности бизнес-инкубаторов делается ставка в регионе, какие задачи, сформулированные в программах, предполагается решать (или возможно решить) с их помощью. В результате было выделено три группы регионов, в которых бизнес-инкубаторы занимают свое специфическое место в сфере экономического, инновационного и социального развития.
Первая группа регионов характеризуется преобладанием в структуре производства перерабатывающей промышленности с невысокой долей добавленной стоимости и сельского хозяйства, более значительным по сравнению с другими регионами уровнем безработицы, особенно в отдельных районах. В эту группу вошли Саратовская, Волгоградская, Ульяновская, Калужская и некоторые другие области. В этих регионах малое предпринимательство еще не реализовало своего потенциала в аспекте повышения занятости населения, особенно в отдельных муниципальных образованиях. Поэтому программы (сроки их окончания – 2006–2007 гг.) преследуют цель создания благоприятных условий прежде всего для экстенсивного развития малого предпринимательства.
В большинстве программ не очерчено предназначение бизнес-инкубаторов. Однако их роль в экономике и социальной сфере региона можно определить исходя из анализа проблем и задач в сфере поддержки малого бизнеса. Из всех зафиксированных в программах проблем развития регионов и задач нами выбраны те, которые могут быть решены с помощью бизнес-инкубаторов. Прежде всего, это увеличение числа малых предприятий, равномерное развитие малого предпринимательства по районам регионов, вовлечение населения в эту сферу приложения труда.
В программах рассматриваемой группы субъектов РФ одной из самых важных проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства и снижающих эффективность работы малых предприятий, признается недостаточная информированность хозяйствующих субъектов, недоступность консультаций специалистов, отсутствие соответствующих услуг, ограниченность деловой среды и низкий профессиональный уровень предпринимателей. Бизнес-инкубаторы как раз и являются теми структурами, которые могут решать такие проблемы, обеспечивать малые предприятия, как инкубируемые, так и работающие самостоятельно (вне стен инкубатора), информационной, консультационной, методической, юридической поддержкой, создать условия для общения и передачи опыта организации бизнеса.
Значительное число субъектов малого предпринимательства испытывает недостаток профессиональных знаний, а также нуждается в повышении квалификации персонала своих предприятий. Поэтому в программах одним из приоритетных направлений признается организация системы повышения квалификации лиц, занятых на малых предприятиях, а также обучение основам предпринимательской деятельности различных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Особенно это актуально для муниципальных образований, где не развита сеть инфраструктурных организаций. Эта задача также может быть решена при помощи бизнес-инкубаторов, на базе которых возможна организация центров обучения предпринимателей.
В программах выделенной группы субъектов РФ ставится задача содействия развитию малого предпринимательства в приоритетных отраслях экономики области. Для этого предусматривается создание бизнес-инкубаторов непосредственно в приоритетных отраслях (промышленности, строительстве, сфере бытового обслуживания и т.д.). Кроме того, институт бизнес-инкубаторов в этих регионах можно использовать и для решения ряда других задач в сфере развития производства:
- для привлечения малых предприятий к производству и поставке комплектующих для крупных предприятий;
- для создания системы гарантированного участия малых предприятий в реализации государственных и муниципальных заказов, в том числе через организацию выполнения субподрядных работ во взаимодействии с крупными предприятиями;
- для содействия развитию субконтрактации как инструмента кооперации крупного и малого бизнеса путем размещения на малых предприятиях заказов крупных промышленных предприятий;
- для организации доступа малых предприятий к незагруженным площадям и оборудованию, являющимся федеральной и региональной собственностью.
В большинстве программ к числу приоритетных направлений отнесено развитие инновационной деятельности. Также ставится задача развития малого предпринимательства в инновационной сфере. Однако инновационное направление в основном только заявляется, но в самих программных мероприятиях не находит должного развития.
Таким образом, для рассматриваемой группы регионов характерна слабая нацеленность малого предпринимательства, следовательно, и бизнес-инкубаторов на участие в инновационной деятельности. Основное назначение бизнес-инкубаторов заключается в создании рабочих мест, вовлечении малого предпринимательства в приоритетные направления развития экономики регионов, обеспечении кооперации с крупным бизнесом, оказании информационно-консультационных, образовательных и других услуг. Таким образом, бизнес-инкубаторы рассматриваются прежде всего как институциональные структуры поддержки малого бизнеса.
Совсем другая роль отводится бизнес-инкубаторам в группе регионов, главной отличительной особенностью которых является сочетание высокотехнологичной производственной базы с мощным научно-исследовательским и научно-образовательным потенциалом. Именно такие факторы являются главными предпосылками для успешного развития инновационного и высокотехнологичного бизнеса. В эту группу можно включить Москву, Санкт-Петербург, Московскую, Томскую, Новосибирскую, Нижегородскую области и некоторые другие субъекты Российской Федерации.
В этих регионах основной целью в сфере малого бизнеса является развитие инновационного предпринимательства. При этом недостаток бизнес-инкубаторов, призванных оказывать поддержку малым предприятиям на начальной стадии их развития, неразвитость специальных механизмов по стимулированию создания новых малых предприятий, в том числе инновационных, считается одной из основных проблем, сдерживающих инновационное развитие экономики регионов. Более того, акценты делаются именно на поддержке «стартующего» малого бизнеса, новых малых высокотехнологичных, инновационно ориентированных предприятий, в том числе выделяющихся из научных организаций и вузов. Такой ракурс рассмотрения миссии бизнес-инкубаторов подчеркивает ориентацию экономики регионов на использование новейших достижений науки, реализацию в инкубируемых фирмах проектов, основанных на результатах НИОКР расположенных в регионах научных и учебных организаций, а также на коммерциализацию научных разработок.
Регионы ставят задачу создания системной модели развития инновационного предпринимательства, усиления взаимодействия всех элементов инфраструктуры и направлений государственной и муниципальной поддержки малого бизнеса, предоставления малым инновационным предприятиям возможно более полного и доступного спектра услуг. Для реализации такого подхода предусматривается развитие сети бизнес-инкубаторов и технологических парков вокруг крупных научно-исследовательских институтов и исследовательских университетов.
Именно через эту сеть предполагается развивать не только традиционные виды услуг (консультационные, образовательные, патентные и др.), но и решать одну из самых важных для малых инновационных предприятий проблем – обеспечить доступ проектов к разным источникам финансирования, в том числе к венчурному финансированию.
В этой группе субъектов РФ просматривается роль бизнес-инкубаторов в решении и других поставленных в программах задач в области развития малого предпринимательства, в числе которых:
- поддержка проектов, направленных на создание импортозамещающей и экспортно ориентированной продукции с высоким рыночным потенциалом и высоким уровнем добавленной стоимости;
- усиление взаимодействия между субъектами малого и среднего предпринимательства и формирование кластеров;
- активизация развития малого предпринимательства на территориях муниципальных образований, прежде всего в сфере производства.
Следует подчеркнуть, что все проблемы малого предпринимательства в регионах рассматриваются через призму инновационного развития.
Таким образом, в рассматриваемой группе регионов бизнес-инкубаторы выступают как элементы инновационной системы, функционирующие во взаимодействии с другими институциональными структурами региональной инновационной системы: НИИ, вузами, технопарками, венчурными фондами, крупными предприятиями, выпускающими высокотехнологичную продукцию, и др. При этом инновационные бизнес-инкубаторы не только размещают малые инновационные предприятия и оказывают им консультационные и другие услуги, как это принято во всех бизнес-инкубаторах, но и содействуют трансферу знаний, коммерциализации результатов НИОКР расположенных на территории научных и учебных организаций. Отличительной особенностью развития малого предпринимательства в этих регионах является высокий потенциал малых предприятий, отделяющихся от научных и учебных организаций, что создает потребность в технологических бизнес-инкубаторах. Поэтому в программах поддержки малого предпринимательства именно технологические бизнес-инкубаторы рассматриваются в качестве основной организационной структуры поддержки малого бизнеса. В программах развития инновационной деятельности регионов технологическим бизнес-инкубаторам отводится роль одного из самых значимых элементов создаваемой региональной инновационной системы.
Третью выделенную нами группу составляют субъекты Российской Федерации с развитым научно-производственным комплексом, ориентированные на инновационное развитие. В эту группу включены Воронежская, Ростовская, Орловская, Челябинская и некоторые другие области. В этих регионах разработаны программы инновационного развития, в которых поставлены задачи создания региональных инновационных систем и обеспечения условий для перехода экономики на инновационный путь развития на основе коммерциализации наукоемких технологий.
В регионах формируется довольно разветвленная инновационная инфраструктура. При этом просматривается установка на создание сетей объектов инновационной инфраструктуры, способных системно реализовывать принцип целостного «технологического коридора» – от получения новых знаний до производства на их основе новой конкурентоспособной продукции и выведения ее на рынок. Так, в областной целевой программе «Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005–2008 гг.» намечено создание двух технопарков, четырех инновационно-технологических центров (ИТЦ), трех районных инновационных центров (РИц), трех техновнедренческих зон (в электронном, станкостроительном и кузнечно-прессовом комплексах), двух инновационных информационно-консультационных центров (ИИКЦ), электронной «Инновационной биржи Воронежской области». В Ростовской области предполагается создание инновационных бизнес-инкубаторов, поддерживающих процесс организации и становления предприятий. На базе действующих и простаивающих промышленных предприятий создается сеть инновационно-технологических центров с целью организации производственной деятельности малых предприятий в инновационной сфере. Предполагается организация бизнес-инкубаторов и технопарков в муниципальных образованиях. Действует Ростовский центр трансфера технологий.
Таким образом, в третьей группе регионов, как и во второй, инновационные бизнес-инкубаторы рассматриваются в качестве важных элементов инновационной системы, они входят в сеть объектов инновационной инфраструктуры. Однако их роль в развитии малого инновационного бизнеса не столь значима по сравнению со второй группой регионов. В программах инновационного развития некоторых областей даже не ставится задача по созданию бизнес-инкубаторов. В составе инновационной инфраструктуры предпочтение отдается организациям, которые размещают малые предприятия, реализующие не принципиально новые, а уже апробированные инновационные проекты, таким как технопарки, инновационно-технологические центры. Такая ситуация скорее всего объясняется тем, что наука регионов ориентирована на уже сформировавшиеся запросы промышленного комплекса. Поэтому потребность в технологических бизнес-инкубаторах, где основным ресурсом созданного малого предприятия является идея или новаторская научная разработка, невелика. Больше развита потребность в организациях инфраструктуры, где реализуются инновационные проекты, более продвинутые к стадии промышленного производства и с меньшим риском быть непризнанными рынком.
В рассматриваемых регионах в составе услуг бизнес-инкубаторов значима роль консультационной и образовательной составляющей, так как проблема квалификации кадров признается одной из самых существенных в сфере малого предпринимательства. Специалисты не имеют достаточной подготовки и опыта в области инновационного менеджмента и бизнес-планирования. При этом констатируется, что отсутствие качественно разработанных бизнес-планов в значительной мере препятствует привлечению в инновационные проекты как прямых инвестиций, так и банковских кредитов.
В целом для рассматриваемой группы регионов характерно использование бизнес-инкубаторов в традиционных направлениях: для решения проблем занятости, вовлечения населения в малое предпринимательство, роста количества малых предприятий, обеспечения связи малого бизнеса и крупных промышленных предприятий, а также оказания консультационных услуг, создания условий для общения предпринимателей и передачи опыта и др. Однако инновационная деятельность является приоритетом при отборе малых предприятий для размещения в бизнес-инкубаторах. Кроме того, создаются и специализированные инновационные бизнес-инкубаторы, выращивающие высокотехнологичные фирмы. В результате по соотношению традиционной и инновационной составляющих в деятельности бизнес-инкубаторов рассматриваемая группа регионов занимает промежуточное положение между двумя первыми.
Таким образом, в субъектах Российской Федерации существует потребность в бизнес-инкубаторах с разнообразным функциональным назначением и набором услуг. Поэтому не существует единых подходов и моделей создания этих структур. Общим для всех групп регионов является использование бизнес-инкубаторов для более равномерного развития малого предпринимательства по территории региона, а также для развития производства по приоритетным направлениям. При этом инновационная деятельность в подавляющем большинстве регионов входит в состав приоритетов, а в ряде субъектов Российской Федерации это главное и единственно возможное направление развития экономики.
Схемы создания бизнес-инкубаторов в регионах
В регионах формируются разные модели бизнес-инкубаторов: в качестве юридического лица или в составе других структур поддержки малого предприни-
мательства. В форме некоммерческого партнерства созданы бизнес-инкубаторы «Угреша» в г. Дзержинском Московской области, Инкубатор инновационных технологий «Аккорд» в Томске. Бизнес-инкубатор в Нижнем Новгороде, а также Окружной бизнес-инкубатор в Ханты-Мансийске существуют в форме общества с ограниченной ответственностью.
В ряде регионов складываются сложные организационные системы, включающие разнообразные структуры поддержки малого предпринимательства с участием бизнес-инкубаторов. Так, в Череповце Вологодской области бизнес-инкубатор действует в составе Некоммерческого партнерства «Агентство городского развития», в Троицке Московской области – на базе Национального агентства технологической поддержки предпринимательства «Интекс». В Обнинске бизнес-инкубатор создается на базе Обнинского центра науки и технологий. Тамбовский инновационный бизнес-инкубатор является структурным подразделением негосударственного учебного центра. Межвузовский студенческий бизнес-инкубатор «Эврика» в Орле создан при Автономной некоммерческой организации «Технологическая площадка «Центр инновационных предприятий». Инновационный бизнес-инкубатор в Иркутске является одной из структур Центра предпринимательских возможностей, учрежденного Иркутским научным центром СО РАН, Иркутским государственным техническим университетом и Некоммерческим партнерством товаропроизводителей и предпринимателей Иркутской области. Такие организационные построения создают для бизнес-инкубаторов определенные преимущества. Взаимодействие бизнес-инкубаторов с другими структурами поддержки инновационной деятельности значительно расширяет возможности инкубируемых малых предприятий в получении разнообразных услуг и позволяет обеспечить комплексную поддержку.
Региональные органы власти часто становятся инициаторами использования бизнес-инкубаторов для установления взаимодействия между субъектами малого предпринимательства и крупными промышленными предприятиями. Такая взаимосвязь проявляется не только в форме использования пустующих площадей и производственной базы для создания бизнес-инкубаторов. Между инкубируемыми малыми предприятиями и крупными компаниями устанавливаются партнерские отношения и кооперационные связи, практикуется работа по единым производственным программам. Многие предприятия в бизнес-инкубаторах имеют долгосрочные договоры поставок для крупных компаний. Например, малые предприятия бизнес-инкубатора «Воронеж» сотрудничают с предприятиями автомобилестроения, изготавливая детали, устойчивые к агрессивным средам. В г. Энгельс Саратовской области на заводе «Сигнал» создается бизнес-инкубатор для загрузки пустующих помещений и организации мелкосерийного производства, в том числе продукции для нужд самого завода.
Как показывает практика, наиболее часто бизнес-инкубаторы функционально и организационно тяготеют к технопаркам, выращивая для них малые инновационные фирмы. При этом взаимодействие этих структур складывается по-разному. Создаваемые в последнее время технопарки предполагают наличие в их составе бизнес-инкубаторов уже на стадии проектов. Примером могут быть технопарки в сфере высоких технологий, создаваемые согласно государственной программе в Московской, Новосибирской, Нижегородской, Калужской, Тюменской областях, в Республике Татарстан и Санкт-Петербурге. Наличие бизнес-инкубаторов предусмотрено и в проектах особых экономических зон технико-внедренческого типа в Дубне, Зеленограде, Санкт-Петербурге и Томске.
Иногда бизнес-инкубаторы создаются в рамках действующих технопарков. Примером такого подхода может быть бизнес-инкубатор в составе Инновационно-производственного технопарка «Идея» в Казани. Складываются и противоположные ситуации, когда технопарк создается на базе бизнес-инкубатора, отвечая потребности инкубируемых инновационных предприятий в помещениях после выхода из инкубатора. Примером может быть технопарк, организованный на площади Приборного завода в Томске рядом с успешно действующим бизнес-инкубатором.
Наиболее распространенной практикой во многих регионах является создание бизнес-инкубаторов при университетах. Это объясняется тем, что именно в образовательно-научных комплексах сложился высокий потенциал идей и научных разработок, для реализации которых требуется организационная и финансовая поддержка. В Белгородском государственном университете созданы два бизнес-инкубатора – студенческий и бизнес-инкубатор при ИТЦ «Стратегическая инициатива» БелГУ. Также два бизнес-инкубатора функционируют на базе Южно-Уральского государственного университета. В Нижегородском государственном техническом и Ульяновском государственном университетах бизнес-инкубаторы действуют в рамках технопарков. Работают бизнес-инкубаторы в Амурском госуниверситете в г. Благовещенске и Ижевском государственном техническом университете. Создаются бизнес-инкубаторы на базе научного парка МГУ, в Орловском государственном технологическом и Астраханском государственном университетах. Студенческий бизнес-инкубатор в Томском госуниверситете систем управления и радиоэлектроники функционирует как межвузовский. Здесь поддерживаются проекты в области ИТ-технологий и радиоэлектроники студентов разных вузов города.
Во многих субъектах Российской Федерации формируется точка зрения о том, что поддержка малого бизнеса должна постепенно смещаться в районы региона. Поэтому одним из приоритетных направлений развития инфраструктуры становится создание региональных сетей бизнес-инкубаторов. Такая форма функционирования институциональных структур поддержки позволяет не только расширить набор услуг за счет объединения возможностей ряда инкубаторов, но и обеспечить взаимодействие инкубируемых малых предприятий с органами власти, финансовыми структурами, крупными промышленными предприятиями. Создание сети бизнес-инкубаторов с привлечением средств региональных и местных бюджетов предусматривается региональными программами поддержки малого предпринимательства Нижегородской, Калужской, Кировской, Астраханской, Саратовской областей, Красноярского края.
Роль бизнес-инкубаторов в развитии экономики и инновационной сферы
муниципальных образований
В настоящее время наблюдается повышение активности органов местного самоуправления в создании инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, причем не только в областных центрах, но и городах районного значения. Это обусловлено прежде всего расширением полномочий местных органов власти в сфере развития малого бизнеса. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для развития малого предпринимательства, содействие деятельности малых предприятий относится к вопросам местного значения поселений и городских округов. Но главная причина заключается в том, что в муниципальных образованиях сформировалась потребность малого бизнеса в инфраструктурных услугах. Отмечается значительный дефицит помещений для малых предприятий, что сдерживает как развитие самого малого предпринимательства, так и решение экономических и социальных проблем поселений. Особенно актуальны такие проблемы в небольших городах, где отсутствует крупное, а зачастую и среднее производство, и поэтому занятость населения, а также наполнение местного бюджета зависят от развития малого предпринимательства.
Бизнес-инкубаторы в небольших городах имеют существенные особенности. Если в крупных городах эти структуры часто входят в состав других организаций, то в малых городах сами бизнес-инкубаторы становятся основой формирования инфрастуктуры поддержки малого бизнеса, а часто – и центром развития территории. Бизнес-инкубаторы оказывают услуги не только инкубируемым предприятиям, но и всем другим заинтересованным предпринимателям. При этом набор услуг бывает шире, чем в областных центрах. Бизнес-инкубаторам приходится выполнять функции отсутствующих в муниципалитетах инфраструктурных организаций, связывать малые предприятия с другими элементами инфраструктуры. Они становятся учебными центрами, выступают гарантами и поручителями за своих клиентов в лизинговых и кредитных программах. Кроме того, бизнес-инкубаторы оказывают помощь инвесторам, консультируя их по вопросам приоритетности развития тех или иных видов бизнеса на территории муниципального образования или предлагая им конкретные инвестиционные проекты, разработанные клиентами инкубатора. Часто бизнес-инкубаторы инициируют создание предприятий по выпуску новых продуктов в результате изучения тенденций развития рынка, знания опыта работы в других регионах и обмена информацией с муниципальными властями. Все вышесказанное свидетельствует о том, что бизнес-инкубаторы становятся действенным инструментом повышения эффективности муниципальной политики как в сфере поддержки малого предпринимательства, так и в социально-экономической сфере.
Особенно заметна роль бизнес-инкубаторов в наукоградах и других муниципальных образованиях с развитым научно-производственным комплексом. В таких населенных пунктах создание организаций инновационной инфраструктуры является объективной потребностью. Она обусловлена высокой концентрацией научного потенциала, наличием большого количества разработок, готовых для промышленного использования. Поэтому количественно потребность в инфраструктурных организациях, необходимых для реализации накопленного научного потенциала, значительно выше, чем в других муниципальных образованиях.
По концепции администраций наукоградов инновационная инфраструктура должна обеспечивать весь процесс движения научной разработки – от НИОКР до массового производства. Поэтому в наукоградах создается цепочка инновационных предприятий: бизнес-инкубатор – технопарк – муниципальная промышленная зона. Роли этих структур в организации инновационного бизнеса распределяются следующим образом. Бизнес-инкубаторы размещают начинающие инновационные фирмы на своих площадях, осуществляют офисную поддержку, предоставляют коммунальные и дополнительные услуги на льготных условиях. Технопарки, располагая офисными, производственными помещениями, инженерными коммуникациями и оборудованием, предлагают в аренду помещения наиболее перспективным предприятиям, вышедшим из инкубатора, для организации производства. Предприятия, которые собираются расширять производство, переходят из технопарка в муниципальную промышленную зону. Здесь за счет бюджетных средств создаются инженерные коммуникации, а производственные помещения строятся самими инновационными предприятиями. Такой подход уже реализуется в Обнинске и Дубне.
Представленная информация о создании бизнес-инкубаторов во многих субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях свидетельствует о том, что данные структуры уже признаны эффективным инструментом экономической, инновационной, технологической политики, а также важным элементом создающихся региональных инновационных систем. Оценена роль бизнес-инкубаторов в накоплении запаса инновационных проектов для реализации их в среднем и крупном бизнесе. В дальнейшем необходимо обобщение и анализ накопленного опыта функционирования бизнес-инкубаторов, разработка возможных моделей технологических бизнес-инкубаторов, ориентированных на поддержку инновационных фирм, работающих в разных сегментах технологического рынка.
© Информационное общество, 2006, вып. 5-6, с. 102-107.