Порядок проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для отработки и внедрения на их территории типовых решений в сфере региональной информатизации
Милованцев Д.А.

Порядок проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для отработки и внедрения на их территории типовых решений в сфере региональной информатизации


_____________________________________

Д.А. Милованцев


Основные направления развития информационных технологий на территориях субъектов Российской Федерации отражены в Концепции региональной информатизации до 2010 года, разработанной Мининформсвязи России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и одобренной распоряжением Правительства России летом 2006 года.

Региональная информатизация направлена на повышение эффективности решения задач социально-экономического развития регионов, на обеспечение эффективного функционирования и взаимодействия федеральных органов государ­ственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и находящихся в их ведении предприятий и учреждений, на обеспечение информационной открытости и прозрачности деятельности органов управления, а также на формирование инфраструктуры доступа широких слоев населения к информационным технологиям, информационным ресурсам и услугам.

Основными целями региональной информатизации являются:

  • повышение эффективности управления социально-экономическим развитием субъектов Федерации;
  • обеспечение доступа населения и организаций к информации о деятельности органов государственной власти субъектов Федерации и их участия в процессе общественной экспертизы проектов решений в сфере региональной информатизации и эффективности их реализации;
  • улучшение качества государственного управления в органах государственной власти субъектов Федерации;
  • создание условий для развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, отвечающей современным требованиям и обеспечивающей потребности населения в информации, а также потребности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в информации и информационном взаимодействии;
  • обеспечение информационной безопасности региональных и муниципальных информационных систем, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на территории субъектов Федерации.

Внедрение информационных технологий на региональном уровне – это задача, пожалуй, более серьезная, чем внедрение ИКТ на федеральном уровне в силу большего масштаба и объема, а также обширности территорий. И если процесс региональной информатизации не будет оптимизирован, неизбежны высокие издержки, обременительные для экономики страны.

Хотя во многих регионах успешно развиваются процессы информатизации, достаточно велико также количество неудачных опытов внедрения. Технические и программные решения, которые присутствуют на рынке, либо не адаптированы к реальным потребностям регионов и муниципалитетов, либо требуют больших издержек на адаптацию, либо относятся к числу чрезмерно дорогостоящих. В то же время спрос на внедрение информационных технологий велик.

Задача федерального центра в сфере внедрения информационных технологий на региональном уровне должна сводиться к отработке типовых типизированных решений, которые строятся на общих для всех принципах – принципах административной реформы. При этом эти решения должны самостоятельно адаптироваться в каждом регионе, а государство должно поддерживать внедрение этих решений через частичное финансирование с учетом проблем экономического неравенства регионов.

Региональная информатизация в рамках ФЦП «Электронная Россия» предусматривает:

  • разработку типовой функциональной модели управления регионом с определением состава функциональных компонент, требований по их реализации и порядка внедрения;
  • конкурсный отбор регионов для пилотирования, сбор и оценку заявок и порядок определения пилотных регионов;
  • тиражирование и развитие типовых решений с последующим внедрением в регионах, сбором замечаний и доработкой продуктов по результатам внедрения (рис. 1).



Внедрение типовых решений приведет к минимизации инвестиций, позволит сократить цифровое неравенство, а также будет стимулировать рынок и ориентировать его на появляющийся платеже­способный спрос в области муниципальной и региональной информатизации.

Предполагаемый состав типового решения (рис. 2) включает программное обеспечение, методические рекомендации, стандарты и нормативные правовые акты, необходимые для внедрения и использования решения. Каждый регион должен иметь возможность пользоваться типовыми решениями на безвозмездной основе. Если регион предпочитает самостоятельно разрабатывать решения, от начала и до конца, то полученный результат должен отвечать единым стандартам, чтобы обеспечить совместимость с другими информационными системами.



Рис. 2. Состав типового решения в сфере
региональной информатизации


Финансирование всех работ по подготовке типовых программно-технических решений, разработке типовых планов их внедрения и необходимой технической документации, разработке проектов необходимых нормативных правовых документов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятия «Создание типовых программно-технических решений поддержки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)» (рис. 3).






Типовые решения будут отрабатываться сначала в пилотных регионах, выбранных на конкурсной основе (рис. 4).


Рис. 4. Перечень типовых решений.



Критерии отбора конкурсных заявок определены приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации и включают:

1. Актуальность проекта, в том числе:

  • соответствие проекта положениям Концепции региональной информатизации, основным целям и задачам Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)» и положениям Концепции административной реформы в 2006–2008 годах;
  • актуальность проекта для обеспечения социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
  • соответствие проекта рекомендуемому перечню типовых программно-технических решений в сфере региональной информатизации;
  • степень участия субъекта Российской Федерации в мероприятиях по реализации административной реформы.

2. Уровень развития в субъекте Российской Федерации организационной, информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры, а также нормативно-правового обеспечения, необходимых для отработки и ввода в эксплуатацию на территории субъекта Российской Федерации типового решения в сфере региональной информатизации:
  • наличие в субъекте Российской Федерации соответствующей нормативно-правовой и методической базы, необходимой для реализации проекта, и/или подтверждение обязательств по ее принятию;
  • наличие организационной структуры, ответст­венной за обеспечение эффективного управления проектом, а также внедрение, техническое сопровождение и развитие типового решения;
  • уровень развития в субъекте Российской Федерации информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для реализации проекта, либо наличие подтверждения обязательств администрации субъекта Российской Федерации создать такую инфраструктуру за счет бюджета субъекта Российской Федерации;
  • опыт участника по реализации в качестве заказчика проектов, предусматривающих использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов управления субъекта Российской Федерации.

3. Степень проработки и обеспеченности проекта, в том числе:
  • проработанность технических требований со степенью детализации, достаточной для того, чтобы они могли быть использованы в качестве технических требований для открытого конкурса по выбору исполнителя работ;
  • проработанность целей и задач;
  • наличие измеримых и конкретных критериев достижения результата;
  • объем возможного финансирования модернизации и поддержки организационной, информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры, а также нормативно-правового, организационного, регламентного и кадрового обеспечения, необходимых для ввода в эксплуатацию и развития типового решения в сфере региональной информатизации;
  • проработанность экономического обоснования проекта;
  • проработанность примерного плана реализации проекта с учетом имеющихся финансовых и организационных возможностей и финансирования, выделяемого из федерального бюджета.

4. Социально-экономические эффекты от реализации проекта:
  • социальные выгоды от реализации проекта (влияние на качество жизни населения, повышение эффективности и качества государственного управления и т.п.);
  • направленность проекта на информатизацию процессов оказания государственных услуг населению и организациям;
  • бюджетная эффективность проекта.

5. Возможности распространения и тиражирования проекта:
  • соответствие решения требованию по типизации и тиражированию, то есть предусмотренная в обосновании проекта возможность внедрения решения в другом субъекте Российской Федерации без его существенной переработки;
  • потенциал адаптации и развития решения в условиях его применения в других субъектах Российской Федерации.

В ходе проведения конкурса Мининформсвязи не ставит во главу угла принцип значительного финансирования со стороны региона – прежде всего будут оцениваться социально-экономические эффекты от реализации проекта. Для проведения конкурса открыт сайт www.inforegion.ru, где представлены условия проведения конкурса и перечень необходимых документов.

Согласно Концепции региональной информатизации, до конца 2008 года должны быть созданы и апробированы типовые решения в области региональной информатизации и сформирована система добровольной сертификации решений в сфере региональной информатизации. На уровне регионов должны быть разработаны и утверждены структура электронного правительства региона и программы по его реализации. В отдельных регионах, которые будут выбраны по результатам конкурса, должны быть реализованы и введены в эксплуатацию типовые решения в сфере региональной информатизации.

И последнее. Успех в распространении и использовании ИКТ зависит от поддержки этого процесса населением. Поэтому приоритет будет отдаваться внедрению тех информационно-коммуникационных систем, которые помогут гражданам решать их каждодневные вопросы.

_________________________________________________

Милованцев Дмитрий Александрович - заместитель министра информационных технологий и связи


&copy Информационное общество, 2006, вып. 4, c. 10-13.