Подходы компании "Прогноз" к формированию информационно-аналитических ресурсов органов исполнительной власти и местного самоуправления субъекта Российской Федерации
Ситников Д.В.

Подходы компании "Прогноз" к формированию информационно-аналитических ресурсов органов исполнительной власти и местного самоуправления субъекта Российской Федерации

____________________

Д.В. Ситников



Компания «Прогноз» основана в 1991 году на базе кафедры экономической кибернетики Пермского Государственного Университета. Генеральным директором и основателем «Прогноза» является доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой информационных систем и математических методов в экономике Пермского госуниверситета, академик РАЕН Дмитрий Леонидович Андрианов.

На сегодняшний день компания «Прогноз» является одним из ведущих российских разработчиков информационно-аналитических систем и систем поддержки принятия решений.

В основе решений компании лежат уникальная научная школа математического моделирования и накопленный опыт успешного выполнения сотен проектов для крупнейших государственных учреждений, предприятий и организаций в России; эффективные технологии построения информационных систем, использование программных продуктов лидеров мирового рынка (Microsoft, Oracle, IBM) и собственного оригинального программного инструментария – Аналитического комплекса «ПРОГНОЗ».

Штаб-квартира компании находится в Перми, представительства – в Москве и ряде регионов России, а также за рубежом – в Пекине и Филадельфии. Сплоченный коллектив «Прогноза» насчитывает более 400 сотрудников и состоит из высококвалифицированных экономистов, программистов, аналитиков. Среди них есть специалисты с ученой степенью – доктора и кандидаты физико-математических и экономических наук.

Сегодня мы знакомим читателей с решениями компании «Прогноз» для региональных органов власти и местного самоуправления.

Сегодня можно констатировать: наше общество пришло к консолидированному осознанию необходимости развития и использования информационных технологий во всех областях деятельности и повседневной жизни. В условиях формирования глобального информационного общества возможность обеспечения связи и получения информации в любом месте, в любое время, на любом языке становится первоочередной задачей, стоящей на повестке дня и страны, и каждого ее региона.

Реализация программы «Электронная Россия» инициировала интенсификацию процесса информатизации в регионах России. Формируется современная информационно-технологическая инфраструктура, органами государственной власти и местного самоуправления реализуются проекты и программы региональной информатизации.

Особое внимание уделяется использованию информационных технологий в государственном управлении. Прежде всего речь идет о создании единой инфраструктуры электронного межведомственного взаимодействия, оказании государственных услуг населению и бизнесу. «Электронная Россия» предусматривает создание условий для организации межведомственного информационного взаимодействия в рамках формирования электронного правительства России.

Реализация электронного правительства в отдельно взятом регионе может стать основой для успешного выполнения региональной программы информатизации и интеграции региональных информационных ресурсов. В результате появляется реальная возможность создать эффективные механизмы управления муниципальными образованиями, региональными министерствами и ведом­ствами, региональным бюджетом, ЖКХ, борьбой с преступностью (включая  коррупцию и терроризм), что в свою очередь обеспечит устойчивый рост уровня жизни в регионе.

Основным принципом при формировании электронного правительства России является единство архитектурного построения его составных частей, которое можно достичь лишь при соблюдении единых требований и стандартов их построения. Создание региональной системы следует осуществлять во взаимосвязи с федеральным и муниципальным уровнями власти. Этот принцип лежит в основе комплексного решения компании «Прогноз», которое, с одной стороны, обеспечивает разностороннюю поддержку принятия решений в области управления субъектом Российской Федерации, а с другой – является частью единой интеграционной системы органов власти (электронного правительства страны).

С 2003 года компания «Прогноз» принимает участие в реализации проектов Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–­2010 годы)», связанных с разработкой систем поддержки принятия решений для органов государственной власти Башкирии, Чувашии и Якутии. В основе решений компании лежат принципы, технологии и опыт, полученные в ходе выполнения проектов федерального, регионального и муниципального значения.

Важная особенность систем поддержки принятия решений, разрабатываемых «Прогнозом», – применение комплекса динамических имитационных моделей финансовых и материальных потоков экономического объекта. Имитационные модели позволяют связать текущее состояние объекта и сценарии управленческих решений с будущим финансовым состоянием. При помощи много­вариантного ситуационного анализа можно получить обоснованные ответы на вопрос «Что будет, если?…», а также решить целевые («Что нужно, чтобы?…») и оптимизационные задачи прогнозирования и планирования.


__________________________________________________________________

Обладая промышленной технологией быстрой и качественной разработки программных продуктов, компания «Прогноз» неоднократно становилась победителем открытых конкурсов и тендеров на разработку систем поддержки принятия решений и информационно-аналитических систем.

________________________________________________________

Решения компании «Прогноз» представляют собой комплекс взаимосвязанных функциональных систем регионального и муниципального уровней, которые разработаны по модульному принципу и могут использоваться обособленно друг от друга – в зависимости от их комплектации и коммуникационных особенностей региона.

Комплекс функциональных систем, предназначенных для обеспечения информационно-аналитической и инструментальной поддержки деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления субъекта РФ, включает несколько программных блоков (рис.1).



Рис. 1. Функциональная структура программных блоков


Среди них:

1. Централизованное хранилище данных (ЦХД) предназначено для накопления и хранения информации из различных источников, необходимой для обеспечения текущей деятельности и решения прогнозно-аналитических задач органами исполнительной власти субъекта РФ.

В структуру ЦХД входят следующие разделы:

  • статистический раздел данных, ориентированный на информацию, поступающую от органов государ­ственной статистики;
  • ведомственный раздел данных, формирующийся за счет ведомственных показателей и обеспечивающий возможность централизованного хранения, наполнения и представления данных по показателям, формируемым в министерствах и ведомствах регионального уровня;
  • муниципальный раздел данных, пополняемый за счет данных, собираемых с муниципального уровня;
  • раздел интегрированных целевых показателей социально-экономического развития региона, рассчитываемых на основе комплексных методик оценки развития отдельных сфер развития региона;
  • раздел служебных данных, обеспечивающий контроль и интеграцию исходных данных и различных разделов ЦХД.

Извлечение данных из различных источников, их трансформацию и загрузку в ЦХД обеспечивают программные модули сбора и загрузки данных. Ввод данных в ЦХД в основном осуществляется следующими способами:
  • автоматизированная загрузка данных с помощью гибко и динамически настраиваемых конверторов и загрузчиков, адаптируемых под различные форматы данных;
  • ввод данных через отчетные формы с помощью аналитического комплекса «Прогноз» («толстого» клиента, который производит обработку информации независимо от сервера, используя последний в основном лишь для хранения данных.);
  • ввод информации посредством специализированного веб-приложения («тонкого» клиента, который переносит большинство задач по обработке информации на сервер), обеспечивающего удаленный доступ через интернет.

В рамках ЦХД реализован механизм генерации форм сбора данных с поддержкой автоматической загрузки получаемой на их основе информации в соответствующие структуры хранения. Зачастую данная технология используется для взаимодей­ствия с подотчетными удаленными источниками данных, например администрациями муниципальных образований.

Для фильтрации исходной информации, автоматически загружаемой в ЦХД, пользователь может, задавая критерии значений показателей, активировать механизм автоматической обработки и контроля загружаемых данных.

2. Межведомственная система «Мониторинг – Аналитика – Прогноз» (МС МАП) предназначена для интеграции различных информационных ресурсов в рамках единого каталога показателей и аналитической обработки и выборки данных. Основным назначением МС МАП является обеспечение инструментальной поддержки специалистов органов государственной власти при работе с информацией из различных источников. МС МАП – это своего рода OLAP-средство, но с более специализированной функциональностью, настроенной на отдельные виды анализа. Среди основных функций МС МАП можно выделить следующие:

  • отслеживание тенденций по показателям социально-экономического развития региона и экспресс-представление данных в табличном, графическом и картографическом виде;
  • экспресс-анализ и осуществление аналитической обработки данных по выбранному перечню показателей с помощью специализированных разделов комплексного, динамического, сравнительного, кластерного, структурного и индикативного анализов;
  • статистическое прогнозирование по любой выборке показателей.

Данная система обеспечивает возможность многопользовательской распределенной работы как с ресурсами ЦХД, так и другими базами данных. Главной особенностью МС МАП является гибкость ее функциональности в зависимости от пользователя и задач, которые необходимо решить с ее помощью.

3. Комплекс специализированных ведомст­венных информационно-аналитических систем субъекта РФ (СИАС) обеспечивает информационно-аналитическую поддержку принятия решений органами исполнительной власти и местного самоуправления субъекта РФ в вопросах выполнения их задач и функций.

В рамках СИАС разработаны программные модули, которые могут быть использованы в органах власти как выборочно, так и в комплексе. В последнем случае ведомственные системы интегрируются между собой и обеспечивают единый технологический процесс обработки взаимодополняющей информации.

3.1. Программные модули СИАС, разработанные на текущий момент компанией «Прогноз» для органов исполнительной власти субъекта РФ, поддерживают выполнение следующих функций.

(1) Мониторинг и прогнозирование социально-экономического развития субъекта РФ:

  • мониторинг основных показателей социально-экономического развития региона, исполнения целевых, адресных инвестиционных программ и основных индикаторов развития экономики территорий;
  • формирование комплекса паспортов региона и его муниципальных образований;
  • мониторинг и оценка эффективности и результативности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления субъекта РФ, формирование сводных докладов о результатах и основных направлениях деятельности органов власти региона;
  • ведение базы данных инвестиционных объектов региона, картографическое представление данных о них для привлечения инвесторов в сети Интернет;
  • мониторинг и оценка уровня развития малого бизнеса в регионе;
  • формирование интегральных оценок в социально-экономической, налоговой, финансовой и инвестиционной сферах деятельности региона;
  • многовариантное сценарное прогнозирование социально-экономического развития региона, обоснование и оценка основных параметров программ и стратегий развития региона и его территорий.
___________________________________

Статус компании «Прогноз» как научной организации подтверждает наличие государственной аккредитации и собственного научного центра. Качество производственных процессов компании удовлетворяет требованиям международного стандарта ISO 9001:2000.

___________________________

(2) Мониторинг и планирование финансово-бюджетного развития субъекта РФ:

  • организация единого общедоступного хранилища бюджетных показателей и коллективной работы сотрудников и руководства финансового органа над подготовкой проекта бюджета, мониторинг и контроль хода процессов планирования бюджета;
  • оперативный мониторинг и оценка исполнения доходной и расходной статей бюджета;
  • сценарное прогнозирование доходной части бюджета, вариантное планирование расходной части бюджета, источников финансирования дефицита бюджета;
  • планирование и балансировка бюджета, формирование сводной бюджетной росписи;
  • ведение информации о долговых обязательствах (основные реквизиты и условия долговых обязательств, сведения о плановых и фактических выплатах);
  • ведение информации о кредитах, предоставленных из средств бюджета (по выданным кредитам, плановым и фактическим выплатам по основному долгу, процентным платежам, пени и штрафам);
  • выбор оптимальных источников финансирования дефицита бюджета на основе запланированных параметров бюджета региона на краткосрочном и среднесрочном периодах;
  • определение величины рисков, связанных с управлением государственным долгом, – кредитный риск, риск пролонгации, риск рефинансирования, риск процентной ставки и другие;
  • поддержка принятия решений о предоставлении государственных гарантий юридическим лицам на основе оценки их финансового состояния.

(3) Анализ и прогнозирование развития агропромышленного комплекса субъекта РФ:
  • мониторинг показателей развития агропромышленного комплекса территорий региона и хода исполнения программ развития АПК;
  • ведение регламентной отчетности (плановой, бухгалтерской, диспетчерской);
  • определение признаков банкротства, финансовой устойчивости и кредитоспособности сельских товаропроизводителей, расчет интегральных рейтингов развития сельских районов и товаропроизводителей региона;
  • формирование реестра получателей субсидий, справок-расчетов и сводных реестров по финансированию заявок сельских товаропроизводителей из бюджета в разрезе товарной номенклатуры;
  • вариантное прогнозирование развития АПК региона.

(4) Мониторинг и управление имущественным комплексом субъекта РФ:
  • учет, управление и распоряжение земельными участками, объектами недвижимого и движимого имущества;
  • администрирование платы за пользование земельными участками, объектами недвижимого и движимого имущества;
  • оперативный контроль состояния и использования имущества, анализ эффективности управления имуществом;
  • организация информационного обмена данными с представительными и исполнительными органами разных уровней власти, организациями и гражданами.
___________________________________

Компания «Прогноз» более 10 лет успешно сотрудничает с Центральным банком России и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. В активе компании – успешно реализованные проекты для Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Министерства финансов РФ, Счетной палаты РФ, Федеральной налоговой службы, Министерства природных ресурсов РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной службы по тарифам, Федеральной таможенной службы, администраций более чем десятка регионов России, ОАО «Газпром», ГК «Агентство по страхованию вкладов», Внешэкономбанка, Сбербанка, Газпром­банка и др.

____________________________

3.2. Среди программных разработок, обеспечивающих поддержку выполнения функций органами местного самоуправления субъекта РФ, выделяются следующие.

(1) Мониторинг и прогнозирование социально-экономического развития муниципального образования:

  • мониторинг исполнения ведомственных заданий администрации;
  • формирование паспорта по основным социально-экономическим показателям развития муниципального образования;
  • мониторинг и оценка плановых индикаторов программ и стратегий развития муниципального образования;
  • анализ потенциала развития и оценка результатов деятельности малого бизнеса;
  • определение признаков банкротства, финансовой устойчивости и платежеспособности предприятий и организаций;
  • многовариантное среднесрочное прогнозирование социально-экономического развития муниципального образования;
  • проведение расчетов по обоснованию и оценке планов развития муниципального образования.

(2) Мониторинг имущественных объектов муниципального образования:
  • ведение базы данных объектов земельного кадастра и истории их изменения в разрезе форм собственности и категорий земель;
  • ведение базы данных объектов недвижимого имущества и истории их изменения в разрезе реестровых групп;
  • ведение базы данных объектов движимого имущества в разрезе реестровых групп;
  • учет характеристик объектов с визуализацией статуса достоверности просматриваемой информации, а также технической и правоустанавливающей документации по ним;
  • регистрация и отслеживание смены собственника имущественного объекта;
  • мониторинг и анализ экономических характеристик имущественных объектов;
  • выборка и подсчет количества объектов, удовлетворяющих заданным условиям.

(3) Мониторинг инвестиционных объектов муниципального образования:
  • сбор информации в разрезе инвестиционных объектов (объекты незавершенного строительства, незанятые и незагруженные производст­венные мощности, неиспользуемые земельные участки);
  • представление расположения инвестиционных объектов на картосхеме муниципального образования с нанесением природно-климатических слоев и объектов инфраструктуры (горы, леса, реки и водные массивы, населенные пункты, границы районов, автомобильные и железные дороги);
  • обеспечение формирования текстового, табличного и графического отображения информации с возможностью размещения материалов в интернете.

(4) Формирование и мониторинг исполнения докладов о результатах и основных направлениях деятельности администрации муниципального образования:
  • формирование и ведение базы данных по докладам о результатах и основных направлениях деятельности структурных подразделений администрации муниципального образования (ДРОНДам);
  • обеспечение процесса выполнения регламентных операций и формирование сводного ДРОНДа;
  • мониторинг и анализ исполнения социально-экономических индикаторов для оценки уровня достижения поставленных целей и задач;
  • оценка результативности и эффективности деятельности структурных подразделений админи­страции;
  • определение рейтинга и группировка субъектов бюджетного планирования по показателям эффективности и результативности.

(5) Оценка эффективности расходования бюджетных средств на содержание социальных объектов, финансируемых из муниципального бюджета:
  • формирование и ведение базы данных деятельности социальных объектов;
  • сопоставление плановых (мощностных), нормативных и фактических значений деятельности социальных объектов;
  • выявление затратных социальных объектов и оценка эффективности их содержания;
  • сравнительный анализ совокупных затрат на виды социальных объектов;
  • расчет душевых показателей обеспеченности населения социальными услугами на территории муниципального образования.

(6) Мониторинг и оценка реализации меро­приятий адресных инвестиционных и целевых программ:
  • формирование и ведение сквозного реестра реализуемых мероприятий адресных инвестиционных и целевых программ;
  • мониторинг объемов бюджетного финансирования и фактических расходов адресных инвестиционных и целевых программ;
  • анализ совокупных объемов финансирования и бюджетной эффективности вложений, приходящихся на исполнение отдельных направлений и мероприятий;
  • мониторинг и анализ плановых и фактических индикаторов хода реализации национальных проектов.

Полученный опыт позволяет считать, что полноценное функционирование информационно-аналитической системы субъекта Российской Федерации возможно только в случае информационного взаимодействия органов исполнительной власти региона и администраций муниципальных образований

На текущий момент при реализации информационного взаимодействия между региональным и муниципальным уровнями СИАС применяются следующие схемы (рис.2).


Рис. 2. Варианты информационного взаимодействия регионального и муниципального
уровней СИАС



Схема 1. На региональном уровне формируются макеты сбора данных (обычно в формате MS Excel) и рассылаются в муниципальные администрации. После наполнения макетов информация выгружается в промежуточный формат и пересылается по электронной почте обратно на региональный уровень для автоматической загрузки в региональные системы.

Схема 2. На региональном уровне в интернете формируется веб-раздел для ввода удаленными муниципальными пользователями исходных данных напрямую в региональные системы. Данная схема возможна при устойчивом интернет-канале с достаточной пропускной способностью.

Схема 3. С уровня региональных систем делается вырезка (проекция) региональных задач на уровень муниципального образования, за счет чего формируется типовая муниципальная система, которая впоследствии тиражируется в города и районы. Ввиду того, что структуры хранения данных регио­нальной и муниципальной систем совпадают, это делает возможным обеспечить и функциональное обновление, и информационное взаимодействие между системами.

В свою очередь при разработке комплекса систем для использования всеми муниципальными образованиями применяются следующие подходы:

a) специализация задач муниципального уровня предполагает построение унифицированных систем для каждого муниципального образования (достоинства: возможность учета специализации территории и детализации отдельных задач; недостатки: отсутствие единых принципов построения систем, решающих подобные задачи, и огромные затраты по интеграции с разработками как в других муниципальных образованиях, так и с уровнем региона);

b) типизация задач муниципального уровня предполагает выделение комплекса типичных автоматизируемых задач, присущих всем муниципалитетам рассматриваемой выборки, и построение на основе этого типового муниципального комплекса (достоинства: возможность интеграции с другими муниципалитетами и обмена данными с ними; недостатки: отсутствие связи с региональным уровнем, сложность координации работ и методологической проработки решаемых задач);

c) проекция и адаптация региональных задач на муниципальный уровень (достоинства: наличие в лице региона общей методологической проработки вопросов построения программного комплекса и формирования математической базы решаемых задач, комплексное решение проблем информатизации, поддержка связи с задачами федерального уровня и статистического наблюдения; недостатки: отсутствие узкой специализации подобных систем.


_________________________________________________________________________________

В 2006 году в компании «Прогноз» стартовали несколько проектов по разработке информационно-аналитических систем в США, Великобритании, Китае. В числе зарубежных клиентов – компания BNSF (США), владеющая одной из самых протяженных железнодорожных сетей в Северной Америке, Oxford Economics (Великобритания) – одна из наиболее авторитетных в мире компаний в области предоставления экономической и финансовой информации. Продолжается активное сотрудничество с Global Insight, а список американских партнеров компании «Прогноз» пополнила Social Security Administration (Администрация социального обеспечения, США).

____________________________________________________________

4. Ситуационный центр региона (СЦ) является средством организации и оснащения совещаний по отдельным вопросам, требующим всестороннего обсуждения, анализа и выработки управленческих решений по различным сферам деятельности региона.

Основными возможностями СЦ являются:

  • осуществление разностороннего мониторинга показателей социально-экономического и финансово-бюджетного развития региона в территориальном и отраслевом разрезе, а также по важнейшим предприятиям;
  • комплексное решение аналитических задач социально-экономического и финансово-бюджетного развития субъекта РФ, а также проведение расчета сводных, рейтинговых оценок по региону, федеральному округу и России;
  • выполнение комплексных расчетов и построение долгосрочных (стратегических) прогнозов социально-экономического развития региона с использованием моделей социально-экономического развития субъекта РФ и его муниципальных образований, финансовой и внешнеэкономической моделей региона;
  • индикация и визуализация результатов прогнозно-аналитических расчетов. СЦ оснащаются средствами, позволяющими в наглядной форме представить информацию из различных информационных ресурсов.

5. Комплекс специализированных веб-разделов обеспечивает отображение информации на интернет-сайтах региона, взаимодействие удаленных пользователей с региональными информационными ресурсами, а также интеграцию в электронное пространство России.

Все программные блоки созданы с использованием Аналитического комплекса «ПРОГНОЗ» (рис. 3), являющегося собственной разработкой компании. АК «ПРОГНОЗ» является инструментальным средством, предназначенным для формирования широкого спектра информационно-аналитических систем и систем поддержки принятия решений. Благодаря его использованию обеспечиваются принцип открытости архитектуры разрабатывае­мых систем и возможность адаптации предлагаемых решений к особенностям регионов и изменению законодательства.


Рис. 3. Структура Аналитического комплекса "ПРОГНОЗ"



В заключение следует отметить, что за 15 лет работы компания «Прогноз» накопила значительный опыт по созданию информационно-аналитических систем и систем поддержки принятия решений для всех уровней государственного управления: федеральных министерств и ведомств, региональных и муниципальных администраций.

Кроме того, «Прогноз» предлагает заказчикам информационно-аналитическое и инструментальное обеспечение принятия решений в управлении крупными промышленными предприятиями с многопрофильной деятельностью и разветвленной организационной структурой.


________________________________________

В 2006 году началось сотрудничество компании «Прогноз» с Народным банком Китая, Исследовательским центром Госсовета КНР, Государственным информационным центром, Министерством коммерции, Государственным Комитетом КНР по развитию и реформе, рядом ведущих финансовых компаний.

_________________________________________

Также одним из приоритетных направлений деятельности компании является создание информационных систем для банков и финансовых институтов.

Все сказанное позволяет надеяться, что наша компания сможет внести свой вклад в развитие информационной инфраструктуры России.

_______________________________________________

Ситников Дмитрий Викторович - Руководитель направления региональных решений компании "Прогноз".


&copy Информационное общество, 2006, вып. 4, с. 49-56.