О журнале
Рекомендации
Технологические аспекты формирования электронного правительства на региональном уровне
Матюхин В.Г.
________________________________________
В.Г. Матюхин
Для нашей страны с ее огромной территорией, удаленными и труднодоступными районами внедрение и постоянное совершенствование инфокоммуникационных технологий особенно важно. Необходимо последовательно выстраивать общероссийское информационное пространство, технически оснащенное и интегрированное в единую мировую систему. На эти цели направлена Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 годы)», реализация которой интенсифицировала процессы информатизации в регионах, а также позитивно отразилась на динамике развития отечественного ИКТ-рынка.
В апреле прошлого года на заседании Совета главных конструкторов информатизации регионов Российской Федерации были рассмотрены предложения по корректировке ФЦП «Электронная Россия», которые были учтены в новой редакции Программы. Совет высказался за необходимость усиления координирующей роли федерального центра и организации поддержки региональной информатизации на политическом уровне.
Новая редакция ФЦП «Электронная Россия», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2006 г. № 502, предусматривает:
- создание федерального центра управления межведомственным обменом и доступом к данным государственных информационных систем;
- формирование системы удостоверяющих центров, включая создание федерального удостоверяющего центра;
- создание защищенной системы межведомственного электронного документооборота;
- обеспечение регламентированного доступа органов государственной власти, граждан и организаций к данным государственных информационных систем;
- интеграцию государственных информационных систем в рамках отдельных задач государственного управления.
Согласно Концепции региональной информатизации до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 17 июля 2006 г. № 1024-р), на первом этапе ее реализации (2006 год) должна быть разработана и согласована общая методика проектирования электронного правительства региона, модель его общей концептуальной, функциональной, информационной и технической структур. Второй этап (2008 год) предусматривает разработку и апробацию типовых решений в сферерегиональной информатизации. В ходе третьего этапа (2010 год) на уровне субъектов Российской Федерации должны быть реализованы и введены в эксплуатацию региональные информационные системы.
На основе общих принципов построения информационно-технологической инфраструктуры начаты крупные проекты:
1) создание национальной системы удостоверяющих центров;
2) создание федерального информационного центра;
3) создание национальной системы идентификации.
1. Организация электронного взаимодействия при выполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг по сути предопределяет переход к юридически значимому электронному документообороту и формированию инфраструктуры доверия с применением электронной цифровой подписи.
Наша страна одной из первых приняла Федеральный закон от 10 января 2002 г. №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», который ввел понятие «Удостоверяющий центр» (рис. 1).
Рис. 1. Понятие "Удостоверяющий центр"
Он сыграл свою положительную роль в практическом внедрении и использовании ЭЦП. Сегодня в стране около 300 различных удостоверяющих центров, обеспечивающих интересы корпоративных информационных систем. В развитие ведомственных инфраструктур использования ЭЦП вложены колоссальные средства. Корпоративные удостоверяющие центры практически не взаимодействуют между собой, что не позволяет создать единое доверительное и безопасное пространство электронного взаимодействия.
Была разработана Концепция создания системы удостоверяющих центров, которая прошла апробацию на разных уровнях. Основой такой системы в соответствии с Концепцией должен стать Федеральный (корневой) удостоверяющий центр (ФУЦ).
Такой центр создан в 2004 году по заказу Росинформтехнологии и представлен общественности в июне 2005 года, сертифицирован ФСБ в первом квартале 2006 года. ФУЦ обеспечивает наивысшую в России степень физической защиты и информационной безопасности, в дальнейшем планируется его развитие как территориально-распределенного объекта в катастрофоустойчивом исполнении.
Его основным предназначением является формирование национальной инфраструктуры открытых ключей и выполнение функций корневого в системе удостоверяющих центров (как основного объединяющего элемента).
Как уполномоченный орган исполнительной власти в области использования ЭЦП Росинформтехнологии приступило к ведению Единого государственного реестра уполномоченных лиц удостоверяющих центров (ЕГР). Сегодня в ЕГР внесено более 68 удостоверяющих центров, оказывающих услуги органам власти, хозяйствующим субъектам, организациям и населению.
Таким образом, сложились все предпосылки создать основу национальной инфраструктуры открытых ключей, объединив разрозненные удостоверяющие центры в единую систему, и обеспечить формирование единого доверительного пространства электронного взаимодействия субъектов отношений (рис. 2).
электронного взаимодействия.
При переходе на электронный документооборот одной ЭЦП для обеспечения доверия оказывается недостаточно. Это связано с тем, что в государственном управлении требуется гарантировать выполнение установленных процедур принятия решения (учет, запись в журнале, дата протокола и т. д.). Поэтому возникает необходимость создания механизма удостоверения независимым агентом времени (электронный нотариус) внесения изменений в данные учета или иные документы.
Кстати, международная практика также вышла на необходимость обеспечения подобного рода сервисов. Более того, компетентные международные органы уже приступили к стандартизации этих процедур в глобальном электронном пространстве. При этом наряду с метками времени вводятся и другие сервисы, призванные надежно обеспечить доверительную среду для критических систем электронного документооборота, которые могут найти применение также и в России.
2. В качестве основы системы интеграции государственных информационных ресурсов, порождаемых в ведомственных, региональных и муниципальных информационных системах, а также для обеспечения оказания информационных государственных услуг населению и организациям, в том числе для реализации технологии «одного окна», ведется создание Федерального информационного центра (ФИЦ) как системы территориально распределенного активного хранилища государственных информационных ресурсов с управляемым доступом.
3. Одной из основных целей Закона «О персональных данных» является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных. Вопрос о защите персональных данных тесно связан с вопросами идентификации и высокими требованиями по информационной безопасности систем, в которых хранятся и обрабатываются персональные данные.
Требуется создание единых идентификационных элементов на всю страну, имеющих высокую безопасность и большую функциональность. Учитывая, что такое решение является чрезвычайно дорогостоящим, логичнее использовать комплексное решение стоящих вопросов с учетом положительного опыта создания систем социальных карт, хорошо зарекомендовавших себя в регионах и используемых для предоставления социальных льгот и в платежных системах, для проезда в транспорте. Такие идентификационные элементы могли бы использоваться также для взаимодействия граждан с налоговыми, таможенными органами, при предоставлении услуг в здравоохранении, в системе единого экзамена, информировании о накопительной части пенсии, использоваться как водительские права и в ряде других применений. При этом если не вводить единые идентификационные элементы, то при предоставлении различных услуг граждане вместо одного идентификатора-карты должны будут носить множество карт с различными функциональными приложениями.
Дальнейшее развитие распределенных систем удостоверяющих центров, федерального информационного центра и системы идентификации видится в практическом осуществлении частно-государственного партнерства. При этом государство создает федеральные центры на бюджетные средства, а регионы и коммерческие структуры вкладывают свои средства в реализацию структур своего уровня.
Так, например, создание Федерального удостоверяющего центра и удостоверяющих центров федеральных и региональных органов государственной власти осуществляется за счет бюджетов соответствующих уровней. Создание коммерческих удостоверяющих центров осуществляется за счет внебюджетных источников.
Все удостоверяющие центры, входящие в систему, функционируют согласовано, на основе гармонизированных регламентов и стратегий безопасности.
Опыт работы Росинформтехнологии в 2004–2006 годах выявил следующую проблему.
Создание Федерального информационного центра (ФИЦ) и Федерального удостоверяющего центра (ФУЦ) предусмотрено в новой редакции ФЦП «Электронная Россия». Однако до настоящего времени не решен вопрос организации сервисных услуг на базе ФИЦ и ФУЦ в режиме их штатной эксплуатации.
По нашему мнению, оптимальным решением является создание Национального информационно-технологического оператора. Его основной задачей должно стать оказание содействия министерствам и ведомствам в предоставлении ими качественных государственных услуг населению и организациям.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что результаты работ, проведенных по инициативе Росинформтехнологии в 2004–2006 годах, полностью подтвердили правильность выбора основных принципов и базовых технологий формирования информационно-технологической инфраструктуры «электронного государства» и легли в основу новой редакции ФЦП «Электронная Россия». Росинформтехнологии готово сотрудничать со всеми заинтересованными ведомствами, региональными и муниципальными органами власти в части учета предложений по сформулированным задачам.
________________________________________________
Матюхин Владимир Георгиевич - руководитель Федерального агентства по информационным технологиям
© Информационное общество, 2006, вып. 4, сc. 16-18.