О журнале
Рекомендации
Центральная и Восточная Европа на пути к инновационной модели развития
Ленчук Е.Б.
на пути к инновационной
модели развития
_____________________________
Е.Б. Ленчук
В современных условиях бурно развивающегося научно-технического прогресса и процессов глобализации вписаться в мировую экономическую систему и занять в ней достойное место можно лишь на основе активизации технологического фактора и перехода к инновационной модели развития. Именно те страны, для которых такая модель развития стала свершившимся фактом, демонстрируют сегодня высокий уровень конкурентоспособности своей экономики, позволяющей сохранять им прочные позиции на мировых рынках наукоемкой продукции и услуг и получать огромные доходы. Бесспорные лидеры мирового технологического прогресса – страны Западной Европы, США и Япония, обладающие высокой технологической культурой и монополизировавшие основные прорывные технологии последних десятилетий по сути уже вступили в этап постиндустриального развития, успешно решая социально-экономические задачи. В погоне за лидерами активизировались на пути выстраивания инновационной экономики и страны Юго-Восточной Азии и Китай.
В последние годы многие страны ЦВЕ и СНГ, активно продвигающиеся по пути социально-экономической модернизации и стремящиеся как можно быстрее адаптироваться к бурно расширяющимся процессам глобализации, также провозгласили инновационный курс в качестве приоритета своего развития. Однако ни одна из постсоциалистических стран пока не смогла вписаться в круг технологически продвинутых стран. Находясь в основном на периферии глобальной экономики, они еще тпродвинутых стран. Находясь в основном на периферии глобальной экономики, они еще гиона на мировом рынке электроники увеличилась в 2–3 раза. Для Венгрии, например, она составила 2,23% в 2003 г., что выше доли таких промышленно развитых стран, как Италия – 1,86%, Канада – 1,8 и Испания – 1,31%.
В основе структурных перемен и технологической модернизации стран ЦВЕ лежит соответствующая политика их правительств, направленная на создание благоприятного инвестиционного климата, обеспечившего серьезный приток иностранных инвестиций. В общей сложности иностранные компании к концу 2003 г. вложили в экономику стран ЦВЕ 162 млрд. долл. О том, насколько высоко проникновение иностранных инвестиций в национальную экономику этих стран, свидетельствует показатель доли объема накопленных инвестиций в ВВП, который составил в Чехии 52%, Венгрии – 44, Словакии – 40%. Среди крупных иностранных инвестиционных компаний, действующих на рынке этих стран, есть такие известные транснациональные корпорации, как Opel, Volkswagen, PSA, Audi, Toyota, Daewoo, General Motors, Nokia, Philips, Bosh, IBM, Hewlett Packard, General Electric, Electronics, Ford, Suzuki, Sony, Sanyo, Electrolux и др. В поле зрения их интересов в основном попадают автомобильная промышленность, электроника, производство компьютерного и телекоммуникационного оборудования, фармацевтика и химическая промышленность.
По сути дела, для стран ЦВЕ сегодня нет альтернативы курсу на евроинтеграцию и включению в международные технологические цепочки ТНК. Большинство из них относятся к разряду малых стран, имеющих ограниченные возможности в диверсификации выпускаемой продукции. Кроме того, малая емкость внутренних рынков не стимулирует создание инновационной продукции, эффект от которой проявляется только в экономике больших масштабов. Ограниченными возможностями обладает и научно-технический потенциал малых стран. Преодолеть эти ограничения можно лишь активно включаясь во внешнеторговую деятельность, привлекая иностранных инвесторов и налаживая кооперационные связи в научно-технической и производственной сферах.
Вместе с тем, несмотря на то, что инвестиционная деятельность крупных транснациональных компаний положительно сказалась на реструктуризации и повышении конкурентоспособности экономик стран ЦВЕ, их приход породил и немало проблем, которые негативно сказываются на социально-экономическом развитии этих стран. Прежде всего нельзя забывать, что ТНК, являющиеся главными инвесторами процессов «технологизации», всегда действуют в интересах завоевания новых рынков сбыта и использования благоприятных факторов производства с целью получения максимальной прибыли, мало считаясь с интересами и направлениями экономической политики принимающих стран.
Как правило, ТНК не формируют в странах ЦВЕ целостные воспроизводственные контуры, вкладывая инвестиции в основном в разработку их автономных элементов (либо сборка, либо производство комплектующих изделий). Это означает, что при доминировании в экономике внешних по отношению к ней воспроизводственных контуров возможны серьезные внешние ограничения на ее развитие вплоть до потери экономической самостоятельности государством, допустившим такую ситуацию. Экономика стран ЦВЕ становится все более зависимой от колебаний мирового рынка.
Кроме того, филиалы ТНК, располагающиеся в странах ЦВЕ, в основном пользуются инновационными технологиями, разработанными в рамках корпораций, то есть вне этих стран. Они практически не привлекают национальную науку стран ЦВЕ к своим исследованиям и разработкам, в результате чего сохраняется угроза ее деградации.
Следует учитывать и тот негативный момент, что иностранные инвесторы в основном приходят в высокоприбыльные экспортно ориентированные производства стран ЦВЕ, в то время как низкоприбыльные традиционные отрасли остаются вне зоны интересов иностранных инвесторов. В лучшем случае для своей модернизации они могут использовать скромную помощь из различных фондов ЕС и кредиты международных финансовых организаций. В результате экономика стран ЦВЕ оказывается как бы расколотой на две части: с одной стороны, предприятия, дающие основную часть промышленного экспорта, владельцами которых являются иностранные инвесторы, с другой – все остальные местные компании, которые если и способны составить конкуренцию, то только лишь своими низкими ценами.
В последние годы правительства стран ЦВЕ стали все больше задумываться о возможных негативных последствиях деятельности ТНК на их территориях в долгосрочной перспективе. В целях избежания чрезмерной зависимости от деятельности ТНК в ряде стран ЦВЕ были предприняты попытки укрепления и расширения собственной базы роста национальной экономики. Для этого был разработан и принят ряд основополагающих документов в области научно-технической и инновационной политики. Они содержат основные направления инновационных стратегий и программы развития национальных инновационных лидеров на базе крупных предприятий, холдингов, высокотехнологичных производств, имеющих приоритетное значение для формирования национальной модели промышленного роста.
В странах ЦВЕ растет осознание того, что необходимо укреплять собственный научно-технический комплекс как источник технологических нововведений, создавать среду для ассимиляции приобретаемых технологий, которые обеспечивают модернизацию производства и выпуск конкурентоспособной продукции. Нынешняя ситуация характеризуется серьезным отставанием региона от западноевропейских стран по основным показателям развития научно-технического потенциала. Так, доля расходов на НИОКР в ВВП стран ЦВЕ в целом существенно ниже (в 2–3 раза), чем в государствах ЕС. При этом если в 1990-е годы эта доля в Евросоюзе оставалась без изменения, то в постсоциалистических странах она заметно снизилась. Например, внутренние затраты на исследования и разработки в Чехии к 2003 г. составили 95% от уровня 1991 г., а в Словакии – всего 47,3%.
Следует отметить, что основным источником финансирования научных исследований и разработок в странах ЦВЕ продолжает оставаться госбюджет, частный сектор пока проявляет слабую заинтересованность в финансировании такого рода деятельности. Если в среднем соотношение между государственным и частным финансированием в этой области в странах ЕС составляет 30:62, то в странах Центральной и Восточной Европы 51:422. Сокращение финансирования научных исследований и разработок со стороны частного сектора закономерно ведет и к сокращению количества исследователей в этом секторе. Так, в Польше в 1997 г. на частных предприятиях было занято около 20% всех исследователей, в 2002 г. – только 8,3%, в Словакии за тот же период этот показатель сократился с 34 до 23,6%.
Наблюдается отставание стран ЦВЕ от ЕС и по другим показателям инновационной и научно-технической деятельности, в частности по расходам бизнеса на НИОКР, по доле в ВВП венчурного капитала, уровню капитализации новых компаний, рынку информационных технологий, а также по удельному весу новых продуктов на национальных рынках. Огромно отставание этих стран в области патентной деятельности.
В то же время есть и некоторые обнадеживающие данные. Например, малые и средние фирмы рассматриваемой группы стран более динамичны по отношению к использованию результатов НИОКР при создании новых продуктов и предоставлении технологических услуг на рынке, и здесь их показатели близки к среднеевропейскому уровню. По доле занятых в средне- и высокотехнологичном производстве Чехия, Венгрия и Словения опережают среднеевропейский показатель.
В центре особого внимания в странах ЦВЕ находятся сегодня прикладные промышленные исследования, которые определены как главный фактор развития инновационных процессов, затрагивающих практически все отрасли, но прежде всего – отрасли высоких и средних технологий. Речь идет в первую очередь о создании собственной научно-технической базы в автомобильной и электронной промышленности, информационных и коммуникационных технологиях, нефтехимии и т. д. Словакия, Чехия и Польша уже располагают собственными опытно-конструкторскими подразделениями в автомобильной промышленности. Специалистами отмечается высокий уровень опытно-конструкторской базы авиационной промышленности в Чехии, где функционирует крупный Центр авиационно-космических исследований с развитой сетью предприятий, разрабатывающих инновационные проекты. По традиции высокой результативностью отличаются исследования и разработки в станкостроении Чехии и Румынии, в области создания подъемно-транспортного оборудования в Польше и т. д.
И это, несомненно, дает свои результаты. Активная позиция правительств стран ЦВЕ в области развертывания собственной исследовательской базы, подготовки соответствующих кадров внесла соответствующие коррективы и в поведение ТНК в этом регионе. Сегодня многие мультинациональные компании, работающие, в частности, в области фармацевтической и автомобильной промышленности, информационных технологий и телекоммуникаций, размещают свои исследовательские центры в странах ЦВЕ, активно привлекая к работе высококвалифицированных специалистов из этих стран. Так, например, в Венгрии в период с 1998 по 2000 г. число таких исследовательских центров увеличилось с 258 до 478. Свои подразделения здесь открыли компании Nokia, IBM, GE, HP и другие гиганты высоких технологий, причем многие из вакансий в этих компаниях заняты именно венгерскими специалистами. В Чехии свои научно-исследовательские центры открыли такие крупные компании, как Siemens, Matsushita, Honeywell, BSH Holice, Valeo, Boeing, Rockwell, Philips. Они используют научный потенциал страны в аэродинамике, электронике, биотехнологии и т. п. В 2003 г. 47% вложений в НИОКР в предпринимательской сфере приходилось на филиалы иностранных фирм. Автомобилестроительные компании, имеющие в Чехии свои предприятия, налаживали долгосрочное сотрудничество с местными университетами и исследовательскими лабораториями. В электронной промышленности иностранные инвесторы ориентировались на низкие издержки в области НИОКР.
В развитие такого рода инициатив Министерство экономики Венгрии разработало специальную программу привлечения иностранного капитала к созданию сети различных инновационных центров, бизнес-инкубаторов и малых предприятий-проводников инновационного процесса на десять лет (2002–2011). В рамках этой программы транснациональные компании, создающие центры технологического развития, могут получить солидную финансовую поддержку, величина которой может достигать 100 млн. форинтов. В целом на реализацию программы планируется выделить со стороны государства 50 млрд. форинтов. Около 14,5 млрд. форинтов на развитие этих центров внесет Европейский союз.
В рамках чешского плана поддержки инновационной конкурентоспособности отечественной промышленности также запущена программа привлечения иностранных инвестиций в сферу НИОКР. Благодаря установлению особого преференциального и льготного режима свыше 40% иностранных компаний, работающих на территории Чехии, решило перенести сюда свои исследовательские центры и проектно-конструкторские бюро. Так, шведский концерн Ericsson в сотрудничестве с местным оператором мобильной телефонной связи Cesky Mobil уже создал научно-исследовательскую структуру в рамках Пражского технического университета, которая будет заниматься проблемами мультимедийных систем третьего поколения. Развертывают свою деятельность исследовательские центры по электронике таких ТНК, как Honeywell и Philips Особое внимание страны ЦВЕ уделяют сегодня формированию инновационной инфраструктуры, и прежде всего деятельности по развитию малого инновационного бизнеса, поскольку показатель доли малых инновационных компаний в общем количестве малых и средних предприятий все еще отстает от среднеевропейского и составляет в Чехии 25%, в Венгрии – 18, Словакии – 13, Польше – 12%3. Решению этой проблемы в странах ЦВЕ во многом способствует формирование технологических парков (Венгрия) и бизнес-инкубаторов (Чехия), для поддержки которых разрабатываются общенациональные программы. Так, в Чехии для поддержки и распространения малых инновационных предприятий было разработано 10 общенациональных программ. Многие технологические парки формируются в рамках специальных промышленно-технологических зон, которые становятся важным фактором структурной перестройки национальной промышленности и ее адаптации к стандартным нормам ЕС.
В целом правительства стран ЦВЕ сегодня довольно активно разрабатывают и реализуют национальные инновационные проекты, конечной целью которых является повышение конкурентоспособности продукции промышленных предприятий и предпринимательских услуг. Они пытаются идти по пути оптимального развития промышленности, сопровождаемого подъемом ее технологического уровня до уровня, сопоставимого с развитыми странами, повышения экономической эффективности при одновременном росте занятости. По некоторым оценкам, в случае успешной реализации национальных инновационных проектов в ближайшие 10 лет торговый оборот стран ЦВЕ, присоединившихся к ЕС, может существенно увеличиться. Он возрастет следующим образом: по машинам и оборудованию – на 37%, электронному оборудованию – на 79, транспортному оборудованию – на 94%. Наибольший эффект получит наиболее подготовленная в этом отношении Венгрия, прирост экспорта которой составит 44%. В Польше прогнозируется увеличение экспорта на 30%, в Чехии, Словакии и странах Балтии – на 32%, в то время как в ЕС в целом – на 2%.
Повысить показатели инновационного развития странам ЦВЕ позволяет и их активное включение в европейские интеграционные процессы на базе участия в различных научно-технических программах и совместных проектах Европейского союза. Такое участие не только дает доступ к результатам совместных исследований, но и открывает возможности расширения источников финансирования собственных разработок. Среди проектов, в которые активно включились страны ЦВЕ, – шестая рамочная программа ЕС в области науки и техники, PECO (охрана окружающей среды, развитие энергетики, безопасное расщепление атомного ядра, биомедицина и здравоохранение), TEMPUS (развитие высшего образования) и др.
Безусловно, опыт стран ЦВЕ в привлечении иностранных инвестиций для решения инновационных задач и модернизации экономики имеет для России большое значение. По оценкам экспертов, сегодня около 60% технологий, требующихся для модернизации российской экономики не только в автомобилестроении, но и в таких ключевых фондообразующих отраслях, как станко- и роботостроение, электронная промышленность и приборостроение, вероятно, также придется приобретать за рубежом. Необходимо в короткие сроки освоить методы производства пусть не новейшей, но достаточно современной техники на основе закупки лицензий, ноу-хау, проведения консультаций и т. п. И здесь практика привлечения иностранных инвестиций и включения в международные технологические цепочки ТНК могла бы быть весьма полезной. Однако необходимо добиваться равноправного партнерства, а это возможно лишь в условиях существования собственной четко выверенной долгосрочной стратегии национальной промышленной и инновационной политики, а также постоянного укрепления национального научно-технического потенциала, способного не только воспринимать зарубежные технологии, но и быть генератором собственных технологических нововведений.
СНОСКИ
* Статья подготовлена при поддержке РГНФ (грант № 06-02-04029а).
1 2005 World Developments Indicators. The World Bank.
2 Reform der innovations systeme in Osteuropa // Wochenbericht. – 2002. – № 18. – S. 287–288.
3 OECD Science, Technology and Industry Scoreboard. – 2005. – P. 39.
_______________________________________________________
Ленчук Елена Борисовна - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН
© Информационное общество, 2006, вып. 4, с. 44-48.