О журнале
Рекомендации
Электронное развитие Москвы: промежуточные итоги, подведенные мониторингом
Гапоненко Н.В.
бизнес-инкубаторов на пути
к экономике знаний
_________________________________
Н.В. Гапоненко
Инкубаторы бизнеса рассматриваются прежде всего как часть инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, но одновременно они являются инструментом экономической, социальной, структурной и инновационной политики. Технологические инкубаторы – это один из инструментов политики для формирования адаптивной, динамичной, конкурентоспособной национальной инновационной системы (НИС).
На начало этого тысячелетия в мире насчитывалось более 3000 бизнес-инкубаторов [1, с. 1]. Эти структуры как инструмент политики для поддержки малого бизнеса достаточно широко используются в различных странах мира (рис. 1).
Рис. 1. Бизнес-инкубаторы в различных частях света (ед.)
Несмотря на то что и структурами власти, и научным, и бизнес-сообществом уже признана роль бизнес-инкубаторов в трансформации экономики на этапе перехода к обществу знаний, сама проблема развития бизнес-инкубаторов является недостаточно исследованной, хотя нельзя сказать, что она была обделена вниманием ученых и структур власти. Национальными содружествами бизнес-инкубаторов США, Великобритании, Финляндии, Австралии и ряда других стран проводились исследования этих институциональных образований как структур поддержки малого предпринимательства. Правительственные структуры [2], Европейская комиссия [3], международные организации, такие как ОЭСР, ЮНИДО, также являлись инициаторами ряда проектов [4, 5].
Для очерчивания модели бизнес-инкубаторов и отслеживания эволюции этой модели при переходе к новому долгосрочному циклу нами предложены следующие базисные характеристики: цели создания инкубаторов, роль этих институциональных структур как инструментов политики, их влияние на развитие науки и технологий на региональном, межрегиональном, национальном и глобальном уровне, взаимодействие инкубаторов с другими институциональными структурами НИС, функционирование инкубаторов, включая политику, проводимую самими инкубаторами.
Под базисными здесь понимаются характеристики, которые детерминируют саму модель инкубатора. Для характеристики механизмов функционирования бизнес-инкубаторов, по нашему мнению, важное значение имеют следующие характеристики: политика приема-выпуска инкубируемых предприятий, комплекс услуг, предоставляемых инкубатором, и политика цен на услуги, схема обратной связи с компаниями – клиентами инкубаторов, сама система управления инкубатором и функции менеджеров.
Используя основные выделенные нами характеристики инкубаторов, проследим эволюцию модели бизнес-инкубаторов за последние 50 лет. На сегодняшний день уже достаточно четко вырисовываются три поколения и соответственно три модели бизнес-инкубаторов, причем они сосуществуют параллельно, хотя каждое последующее поколение внесло некоторые изменения в функционирование предыдущей модели инкубаторов.
Формирование 1-го поколения бизнес-инкубаторов принято связывать со второй половиной 70-х годов, хотя известны и более ранние эксперименты по созданию инкубаторов, датируемые концом 40–50-х годов. В промышленно развитых странах кризис экономики и рост безработицы заставил искать новые подходы и инструменты политики, которые помогли бы секторам экономики и регионам, переживающим кризис, выбраться из застоя и выйти на траекторию экономического развития и роста. Инкубаторы как инструмент политики начали использоваться для реструктуризации и диверсификации экономики на региональном, сугубо локальном уровне, а также для создания новых рабочих мест, обеспечения социальной стабильности в регионах. Это были основные цели создания бизнес-инкубаторов, которые и предопределили их роль в региональной экономической и социальной политике.
Взаимодействие инкубатора с другими институциональными структурами региона и субъектами политики было весьма скромным и замыкалось, как правило, на региональных структурах власти. Взаимодействие с крупным бизнесом, если и имело место, то скорее как исключение из правила, но не в контексте какого-то взаимодополнения или, тем более, формирования кластера.
Цели создания инкубаторов и их роль в развитии регионов, а также их миссия как инструмента политики предопределили основные параметры их функционирования. Отличительной особенностью бизнес-инкубаторов 1-го поколения было то, что они представляли собой некоммерческие, бесприбыльные организации. Они не являлись самоокупаемыми структурами, не были орентированы на получение прибыли и даже не стремились к этому. Как правило, первые бизнес-инкубаторы были инкубаторами смешанного типа, неспециализированными. Для предприятий разных секторов экономики они предоставляли стандартный, достаточно ограниченный набор услуг, как правило, он замыкался на сдаче помещения в аренду, предоставлении коммунальных услуг и обеспечении предприятий средствами коммуникации. Однако за счет создания единой инфраструктуры бизнес-инкубаторам удавалось снизить затраты на содержание инфраструктуры, предоставить услуги достаточно высокого качества и, что весьма важно, создать среду, которая способствовала бы интенсивному развитию компаний. Инкубатор был той площадкой, где предприятия учились друг у друга, а не варились в собственном соку, что для начинающих предпринимателей имело особую ценность.
Среди услуг в первой модели особое значение имело обеспечение предприятий площадями. Именно с арендой помещений связывалась роль инкубаторов в поддержке малого бизнеса, и именно аренда помещения рассматривалась в качестве ключевой характеристики, отличающей инкубаторы от других инструментов политики, связанных с поддержкой малого бизнеса.
По мере выхода мировой экономики из кризиса на траекторию экономического роста бум инкубаторского движения спал, поскольку отпала сама необходимость активного включения инструментов политики для обеспечения социальной стабильности и для оживления экономической конъюнктуры. Однако в конце 80-х – первой половине 90-х годов изменения в условиях развития предопределили формирование новой волны инкубаторского движения.
Формирование и развитие 2-го поколения бизнес-инкубаторов предопределено изменением условий развития и ускорением ритма эволюции, включая эволюцию науки и технологий. Во-первых, с ускорением самого ритма развития науки и технологий возникла необходимость ускорения трансферта знаний и технологий и ускорения процессов коммерциализации исследований и разработок (ИиР). Это предопределило появление таких институциональных структур, как исследовательские spin-offs компании1, технологические фирмы в быстро развивающихся областях науки и технологий и поставило на повестку дня задачу изыскания инструментов политики, которые следовало бы использовать для поддержки этих структур. По мнению экспертов ЕС, это реанимировало инкубаторы как инструмент политики и внесло множество изменений в инкубаторское движение [6]. Нельзя с этим не согласиться.
Во-вторых, изменились условия существования, выживания и развития самих малых предприятий, изменились требования, которые предъявляет к ним бизнес-среда и как следствие изменились требования малых предприятий к бизнес-инкубаторам. Для того чтобы выжить, площадей и стандартного набора услуг стало уже недостаточно. Доступ к информации, финансовым ресурсам, технологиям, постоянное повышение профессионального уровня работников малых предприятий и менеджеров инкубаторов, встраивание в сети стало по своей значимости для развития предприятий обходить такие услуги, как аренда помещения по субсидируемым ценам.
Эти новые реалии нового времени предопределили поворот ко 2-му поколению бизнес-инкубаторов и детерминировали изменения базисных характеристик инкубаторов. Попытаемся очертить эти изменения.
Одной из ключевых характеристик любой модели бизнес-инкубаторов, как мы уже упоминали, являются цели создания бизнес-инкубаторов, а также их значимость как инструмента политики. Цели создания инкубаторов 2-го поколения сместились в сторону коммерциализации ИиР, обеспечения трансферта знаний и технологий, поддержки spin-offs компаний, обеспечения конкурентоспособности в региональном и национальном контексте. В 2001–2002 гг. Европейской комиссией было проведено обследование инкубато-
ров стран – членов ЕС [7]. Одним из пунктов опросного листа был вопрос о целях создания инкубаторов. Результаты этого обследования мы используем здесь для того, чтобы оценить «вес» инкубаторов 1-го и 2-го поколений в инкубаторском движении в странах ЕС на рубеже веков, и для того, чтобы очертить значимость различных целей создания инкубаторов 2-го поколения.
В контексте развития инкубаторов 1-го поколения на этом этапе поддержка депрессивных регионов и создание рабочих мест в странах – членах ЕС остаются важными целеполагающими аргументами создания инкубаторов и подпитывают само существование инкубаторов 1-го поколения: около 13% обследованных инкубаторов были созданы с целью создания новых рабочих мест и около 28% – для оживления экономики в отдельных регионах и поддержки отдельных групп населения. Однако следует отметить, что это достаточно скромные цифры, если иметь в виду, что всего 5–10 лет назад создание инкубаторов фокусировалось исключительно на этих целях.
В части создания инкубаторов 2-го поколения около 28% от общего количества обследованных инкубаторов были созданы для коммерциализации ИиР государственного сектора; 30% – с целью поддержки создания spin-offs компаний [7, с. 37]. Таким образом, более половины обследованных инкубаторов ЕС были ориентированы на поддержку наукоемких и высокотехнологичных компаний и на выполнение миссии по обеспечению условий для трансферта знаний.
Еще одна отличительная особенность инкубаторов 2-го поколения заключается в том, что они выходят за рамки сугубо региональной политики, их значимость поднимается еще на одну ступеньку – на национальный и даже на межстрановой уровень. Инкубаторы как инструмент политики начинают уже использоваться на уровне таких геополитических образований, как Европейский союз. Например, в Европейском союзе инкубаторы возведены в ранг приоритетов инновационной политики и политики поддержки малого бизнеса, поэтому весьма ощутима поддержка этих структур из фондов Европейского союза – 13,4% обследованных бизнес-инкубаторов получили поддержку из фондов ЕС [7, с. 34]. Здесь мы также используем информацию упомянутого выше обследования.
Отличительной характеристикой инкубаторов 2-го поколения является их встраивание в региональную и национальную стратегию по формированию кластеров в тех или иных областях технологического развития, в региональную и национальную научную, инновационную и технологическую стратегию, а их фирмы-клиенты интегрируются в общую цепочку поставщиков крупных компаний, которые являются ядром кластеров либо сами превращаются в ядро нового кластера. Во многих странах технологические инкубаторы приобретают статус приоритетов научной, инновационной и технологической политики.
Кроме того, на этом этапе изменилась роль различных субъектов политики в инкубаторском движении. Появились новые игроки на этом поле, а именно научные организации и университеты, финансовые структуры, и одновременно трансформировалась роль неправительственных организаций и частного сектора. Эти изменения можно уловить, ощутить и оценить, используя в качестве информационной базы упомянутое выше обследование бизнес-инкубаторов, проведенное Европейской комиссией. Результаты обследования показывают, что 20% обследованных инкубаторов имели финансирование от частного сектора и более 16% – от университетов. Однако из анализа результатов обследования понятно также и то, что структуры власти пока еще остаются основными спонсорами, основой успешной деятельности бизнес-инкубаторов, а частный сектор еще не вкладывает серьезных денег, а пока еще только апробирует, как бы «присматривается» к этой структуре. Так, субсидии со стороны национальных структур власти остались детерминирующими и составили около 30% в структуре текущих издержек инкубаторов по источникам покрытия, субсидии Европейского союза составили около 10%, оплата услуг и арендная плата – около 40%, а платежи или взносы частного сектора и университетов – около 6% [7, с. 44].
Таким образом, региональные и национальные структуры власти по-прежнему остались основными субъектами, которые оказывают финансовую поддержку инкубаторам. Однако новым веянием стало формирование партнерства между государственным и частным секторами, которое уже возводится в ранг политики. Таким образом, постепенно начали создаваться предпосылки для перехода от бесприбыльной к коммерческой концепции бизнес-инкубаторов.
Формирование интерфейса с наукой стало еще одним из элементов политики. Те инкубаторы, которые ориентируются на поддержку исследовательских spin-offs, чаще всего вырастают по соседству с государственной научной организацией или университетом, и все чаще научные организации и университеты стали выступать в качестве соучредителей инкубаторов или начали включаться в систему управления инкубатором.
В рамках 2-го поколения начался переход к специализированным инкубаторам. Это еще одна отличительная особенность инкубаторов 2-го поколения, которая предопределена тем, что требуемые наборы услуг, необходимые для малых инновационных предприятий, работающих на различных нишах технологического рынка и в различных областях науки и технологий, отличаются существенно.
В рамках 2-го поколения по-прежнему большая часть инкубаторов остается структурами неприбыльными. Однако уже взят курс на минимизацию субсидий, на достижение инкубаторами точки самоокупаемости, и это возводится в ранг приоритетов политики, а сами бизнес-инкубаторы уже включают в свой бизнес-план достижение точки самоокупаемости. Таким образом, уже в рамках 2-го поколения закладывается основа для перехода к новой концепции, к новой основе функционирования этих институциональных структур, а именно к коммерческой модели, хотя пока еще речь идет о самоокупаемости.
Новые условия развития и новая роль, которую начали выполнять бизнес-инкубаторы, предопределили изменение самой схемы функционирования инкубаторов.
Модель функционирования, характерная для инкубаторов 2-го поколения, может быть описана следующим образом: очерчивание рынка, на котором будет работать инкубатор, разработкабизнес-плана, включая определение точки самоокупаемости инкубатора, формирование политики приема-выпуска, а также политики «обратной связи» с фирмами, работающими в стенах инкубатора, и, наконец, разработка политики по оказанию инкубаторских услуг. Попытаемся несколько детализировать эту модель, делая акценты на происшедших изменениях.
Новой функцией бизнес-инкубаторов стало стимулирование взаимодействия между фирмами инкубатора. Если ранее сами процессы возникновения взаимодополняющих фирм происходили в порядке самоорганизации, то в рамках 2-го поколения формирование взаимодополняющих фирм включается в задачи инкубаторов, и эта функция осуществляется путем разработки критериев приема фирм в бизнес-инкубатор, причем сами фирмы все в большей степени рассматривают этот аспект в качестве важнейшего преимущества, которое они получают, работая в стенах инкубатора, более значимого, нежели аренда помещений по субсидируемым ценам. Встраивание в кластеры или другого рода сети, обеспечивающее быстрое включение предприятий во взаимодействие с другими институциональными структурами НИС, также рассматривается как важнейшая задача инкубатора.
Изменился состав услуг и сам подход бизнес-инкубаторов к оказанию услуг своим клиентам. Инкубаторы начали ориентироваться, во-первых, на оказание услуг, которые малые предприятия не могут получить на рынке, и, во-вторых, на выявление и формирование того комплекса услуг, который был бы достаточен для успешного развития малых предприятий, причем стала учитываться та ниша технологического рынка, на которой работают малые предприятия инкубатора.
Инкубаторы начали помогать малым предприятиям «в поиске» финансовых ресурсов, то есть взяли на себя миссию по формированию своего рода моста между малыми предприятиями и финансовыми структурами. Некоторые бизнес-инкубаторы стали формировать небольшой фонд для обеспечения финансовой поддержки малым предприятиям на стартовой стадии. Менеджеры инкубаторов начали инициировать либо оказывать организационную помощь при создании кредитных союзов, лизинговых компаний при инкубаторах. Для формирования и предоставления своим клиентам комплекса услуг сами инкубаторы начали формировать своего рода политику. Как правило, часть услуг предоставляется малым предприятиям самим инкубатором, его управленческим звеном или малыми предприятиями, которые функционируют в рамках бизнес-инкубатора. Это касается услуг по разработке бизнес-плана, исследованию рынка, а также оказания помощи при поиске инвесторов, поставщиков и потребителей продукции, оказания услуг в подготовке кадров и формировании связей с наукой. Услуги такого рода часто называют внутренними услугами бизнес-инкубатора. Другого рода услуги, например защита прав интеллектуальной собственности, юридические услуги, как правило, предоставляются компаниями, с которыми менеджеры бизнес-инкубаторов устанавливают тесные связи. Эти услуги называют внешними услугами. Все большее число бизнес-инкубаторов начало ориентироваться на оказание прединкубационных и постинкубационных услуг.
В отношении оплаты услуг бизнес-инкубаторы также стараются маневрировать. Для предприятий на стартовой стадии многие инкубаторы оказывают услуги бесплатно, а по мере развертывания бизнеса переходят к предоставлению услуг по субсидируемым ценам. Предоставление услуг исключительно на коммерческой основе относится в большей степени к бизнес-инкубаторам 3-го поколения. По данным обследования, проведенного под эгидой Европейской комиссии, в Европейском союзе около 30% бизнес-инкубаторов бесплатно оказывали внутренние услуги для малых предприятий независимо от их жизненного цикла и более 45% инкубаторов предоставляли услуги по субсидируемым ценам. Что касается внешних услуг, то около 30% бизнес-инкубаторов оказывало такого рода услуги по субсидируемым ценам и лишь около 4% – бесплатно [7, с. 51].
В последнее время в составе функций инкубаторов все прочнее обосновываются такие позиции, как мониторинг деятельности компаний инкубатора и мониторинг деятельности самого бизнес-инкубатора. Национальной Ассоциацией бизнес-инкубаторов США и Европейского союза, а также ЮНИДО в последнее время предпринимаются попытки для разработки показателей сертификации бизнес-инкубаторов, хотя на сегодняшний день еще нет единого подхода и какого-то унифицированного состава показателей для оценки деятельности бизнес-инкубаторов.
Таковы основные характеристики 2-й модели бизнес-инкубаторов. Вторая модель бизнес-инкубаторов не исчерпала себя и фактически находится на этапе роста, однако начиная со второй половины 90-х годов параллельно со 2-м поколением начало вырисовываться 3-е поколение инкубаторов. Фактически базисные характеристики 3-й модели начали формироваться и апробироваться в ИКТ-секторе, хотя инкубаторы для ИКТ-сектора продолжают создаваться также и в рамках 2-й модели. Попытаемся, во-первых, очертить контуры формирующейся 3-й модели бизнес-инкубаторов и, во-вторых, попробуем оценить масштабы этого явления.
По данным обследования, проведенного Высшей школой экономики Гарвардского университета (США) [8], в 2000 г. насчитывалось около 350 инкубаторов новой экономики. Вполне понятно, что это обследование не может претендовать на полный охват инкубаторов, работающих на этом поле. По данным обследования, 222 инкубатора действовали в США, около14 – в Канаде, 11 – в Китае и 10 – в Бразилии. Прежде всего это означает, что в США виртуальные инкубаторы активно используются для поддержки малых предприятий ИКТ-сектора. Второе – это, конечно, то, что по количеству «инкубаторов без стен» США ушли далеко вперед,впрочем, как и по развитию самого ИКТ-сектора. Эта корреляция очень бросается в глаза.
Теперь попытаемся очертить базисные характеристики 3-й модели бизнес-инкубаторов. Ключевой задачей инкубаторов 3-го поколения является обеспечение условий для роста той части наукоемкого бизнеса, который относится к быстроразвивающимся технологическим областям, то есть фактически к базисным технологиям общества знаний. Таким образом, на инкубаторы 3-го поколения выпала миссия «двигателя» структурно-технологических изменений, причем в настоящее время эту миссию они выполняют не как инструмент национальной и региональной политики, а как инструмент, который используется частным сектором в процессе самоорганизации для формирования новых рынков и укрепления своих позиций на них. Большая часть инкубаторов 2-го поколения в странах ЕС, например, также выполняет миссию двигателя структурно-технологических сдвигов, но инициатива здесь исходит от структур власти и в этом заключается существенное отличие инкубаторов 3-го поколения.
Важнейшей и детерминирующей особенностью инкубаторов 3-го поколения является то, что они создаются, как правило, венчурными капиталистами либо крупными междисциплинарными, транснациональными консалтинговыми компаниями, в отличие от инкубаторов 2-го поколения, где инициатива, напомним, исходит от структур власти. Это сыграло решающее значение и предопределило роль инкубаторов новой экономики с самого начала их становления как структур глобальной экономики. Независимо от того, в каких странах они зарегистрированы, эти инкубаторы являются транснациональными, глобальными игроками: и капитал, питающий их, и продукция, выпускаемая ими, и стратегические партнеры выстраиваются без привязки национальным границам. Структуры власти пока еще не нашли своего места на этом сегменте инкубаторского движения.
Отличительной особенностью инкубаторов 3-го поколения является их ориентация не просто на самоокупаемость, а на производство прибыли. Более того, сами доходы инкубаторов 3-го поколения произрастают не из арендной платы за услуги, а из доходов на инвестиции, которые инкубатор сам вкладывает в развитие малых предприятий. Это меняет основные базисные постулаты, которые были полвека назад заложены в основу инкубаторов как бесприбыльных институциональных структур. Сами бизнес-инкубаторы 3-го поколения часто называют инкубаторами без стен, поскольку аренда помещения на льготных условиях уже не рассматривается как что-то, что может стать условием успеха, а форма деятельности, в значительной степени, виртуальная. Более того, их основными функциями становится предоставление услуг, как правило, информационных, и формирование сетей, а не сдача помещений в аренду, как это было некогда, эта услуга уже ушла в былое. В деле обеспечения успеха деятельности инкубаторов 3-го поколения на первый план выходит способность менеджеров создать хорошо организованные сети стратегических партнеров, то есть стратегические сети и квалификация менеджеров становятся ключом к успеху. Таким образом, с самого начала правильные подходы встраивания не в национальную, а в глобальную инновационную систему являются залогом успеха инкубатора.
Модель 3-го поколения бизнес-инкубаторов, безусловно, повлияет на трансформацию модели бизнес-инкубаторов 2-го поколения и, видимо, ускорит их трансформационные изменения. Во всяком случае этого можно ожидать в отношении той части бизнес-инкубаторов 2-го поколения, которая ориентирована на выращивание малых предприятий наукоемкого бизнеса в быстро развивающихся технологических областях. Достаточно успешный эксперимент венчурного капитала в отношении выращивания виртуальных малых предприятий ИКТ-сектора может быть перенесен в другие сектора малого наукоемкого и высокотехнологичного бизнеса. Поэтому можно ожидать более динамичной ориентации технологических инкубаторов 2-го поколения в сторону частного сектора и переориентации от бесприбыльной формы к производству прибыли, в сторону более активных шагов по встраиванию в глобальную инновационную систему. Можно также ожидать, что традиционные бизнес-инкубаторы все в большей степени будут включать в модель функционирования виртуальную составляющую.
1. Rustam Lalkaka Best Practices in Business Incubation: Lessons Learnt. – Paper presented to Belgian Presidency’s international conference on business centers. – Brussels, November 2001.
2. Impact of Incubator Investments, NBIA, 1997.
3. BIC Observatory report. – European Commission, EBN, 1997.
4. Business Incubation: International Case Studies. – OECD Report, 1999.
5. Evaluation of Community Measures in Support of European Community Business and Innovation Centers. – European Commission.
6. European Trend Chart on Innovation. – European Commission, February 2002.
7. Benchmarking of Business Incubators. – European Commission Enterprise Directorate General, February 2002.
8. Hasen, The State of the Incubator Marketplace, High School of Economics. – USA, June 2000.
СНОСКИ.
* Работа подготовлена при поддержке РГНФ (грант № 06-02-0414а).
1 Spin-offs компании – малые предприятия, учрежденные научными организациями, учеными или выпускниками вузов для коммерциализации результатов НИОКР.
____________________________________________________
Гапоненко Надежда Васильевна - заведующая отделом форсайта и инновационной политики Российского научно-исследовательского института экономики, политики и права в научно-технической сфере (РИЭПП), кандидат экономических анук
© Информационное общество, 2006, вып. 2-3, с. 124-128.