Человеческий капитал как фактор формирования информационного общества в Москве
Цапенко И.П., Шапошник С.Б.

Человеческий капитал как фактор формирования информационного общества в Москве

__________________________________

И.П. Цапенко, С.Б. Шапошник



Согласно классическому определению [1, 2], под человеческим капиталом понимается совокупность знаний, навыков и способностей, которыми обладает и пользуется человек в процессе труда и которые влияют на его экономическую продуктивность. Составляющие человеческого капитала, включая, в частности, знания и навыки населения в сфере ИКТ, входят в число факторов, определяющих динамичность развития в Москве информационного общества. Как показывают статистические исследования, проведенные ИРИО в ходе подготовки Индекса готовности регионов к информационному обществу [3], уровень использования ИКТ выше в тех регионах, где при равных экономических условиях лучше показатели развития человеческого капитала. Причем факторы человеческого капитала «отвечают» именно за содержательное, эффективное использование ИКТ. Например, уровень развития электронного бизнеса в регионах сильнее коррелирует с показателями человеческого капитала, чем с состоянием экономики, тогда как показатели доступа к ИКТ предприятий (наличие компьютеров, доступа к интернету и т. п.) сильнее связаны с экономической ситуацией [3,4].

В соответствии с методологией, разработанной ИРИО [5, 6], мониторинг состояния и развития человеческого капитала в Москве осуществляется с использованием системы показателей, характеризующих следующие основные параметры человеческого капитала как фактора развития информационного общества:

1. научно-образовательный потенциал;

2. кадровый потенциал специалистов в сфере ИКТ;

3. информационная грамотность населения;

4. мотивация использования ИКТ и информированность жителей об их возможностях.

Для получения значений показателей, характеризующих указанные параметры, использовались данные опроса населения (ИРИО, 2005), результаты опроса предприятий Москвы (ИРИО, 2005), официальные данные Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстата) и Федерального агентства по образованию РФ (Рособра).

Для межрегиональных сопоставлений привлекались результаты обследований ряда других отечественных организаций: ФОМ, Левада-Центр, МАСМИ и др. за 2000–2005 гг. Международные сопоставления основывались на данных Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Евростата (по 25 странам ЕС)1, а также на результатах опросов, осуществленных в рамках евро-
пейских проектов BISER (Bench­marking the Information Society: e-Europe Indicators for European Regions), SIBIS (Statistical Indica-
tors for Benchmarking Information Society), e-Business W@tch и др.


1. Научно-образовательный потенциал Москвы

Одним из главных параметров, характеризующих состояние человеческого капитала как фактора развития информационного общества, является научно-образовательный потенциал города, измеряемый показателями удельной численности ученых, уровня образования населения, а также масштабов подготовки высококвалифицированных кадров.

Текущее состояние научно-образовательного потенциала столицы вполне обоснованно позволяет говорить о сохранении роли Москвы как главного научного и образовательного центра страны: при населении, составляющем немногим более 7% общероссийской численности, здесь сосредоточено 35% ученых страны (48% докторов наук, 43% кандидатов наук, 14% населения с высшим образованием, 19% студентов вузов).

Основными показателями для оценки научно-образовательного потенциала являются:

  • число ученых на 10 000 человек населения;
  • доля занятого населения, имеющего высшее профессиональное образование;
  • число студентов на 1000 человек населения.

Число ученых на 10 000
человек населения

Несмотря на то что ученые составляют лишь около 0,3% населения страны (в столице – около 1%), научное сообщество играет одну из основных ролей в развитии информационного общества, являясь не только источником новых знаний и технологий, но также проводником и катализатором широкого круга социально-технологических инноваций. Не случайно доля исследователей в населении среди всех слагаемых человеческого капитала показала в ходе упомянутых выше исследований наибольшую корреляцию с использованием ИКТ в регионах (коэффициент корреляции 0,561) [3].

Согласно данным Росстата, в 2004 г. число исследователей в столице составило 134,6 человека в расчете на 10 000 человек населения, сохраняя долгосрочную тенденцию к снижению этого показателя (рис. 1)1. Однако благодаря своему столичному статусу и накопленному научному потенциалу Москва пока сохраняет лидирующие позиции по удельному числу исследователей среди российских регионов (рис. 2) и опережает развитые государства и другие страны с переходной экономикой (рис. 3).


_____________________________________________________________


Рис. 1. Динамика численности исследователей Москвы, 2000-2004 гг. (количество ученых на 10 000 населения)

_________________________________________________________________

Рис. 2. Число исследователей на 10 000 человек населения, 2004 г.

_________________________________________________________________


Однако, учитывая, что Москва является столичным городом, а такие страны, как Финляндия и Норвегия уже имеют близкие значения этого показателя в целом по стране, это преимущество не должно успокаивать. В условиях сокращения численности научных кадров постепенно ослабляются некогда прочные, унаследованные Москвой от прошлого позиции, а общая тенденция к ослаблению интеллектуального потенциала столицы идет вразрез с долгосрочной задачей формирования информационного общества.В отличие от Москвы и России в целом в ряде регионов страны в последнее время произошел перелом в общей тенденции сокращения числа исследователей, характерной для 1990-х и начала 2000-х годов, и наметился его рост (в республиках Мордовия, Бурятия, Якутия, Коми, Дагестан и Удмуртия, в Томской, Тюменской, Нижегородской и других областях). В странах ЕС (25), отметим, число ученых в последние годы постоянно рас-
тет – в 1997–2003 гг. среднегодовые темпы роста составляли в среднем по ЕС 2,8% (в Испании – 7,5%), что отражает общую стратегическую установку Европейского союза на развитие информационного общества и экономики, основанной на знании [7].

_________________________________________________________________


Рис. 3. Число ученых на 10 000 человек населения в Москве, 2004 г., и зарубежных странах, 2003 г.

___________________________________________________________________


Доля занятого населения, имеющего высшее
профессиональное образование

Важное влияние на темпы электронного развития города оказывает уровень образования населения, в частности наличие высшего образования, способствующего освоению и использованию ИКТ. Согласно данным обследования ИРИО, доля специалистов с высшим образованием среди взрослого населения Москвы достигла в 2005 г. 38,1%, составляя среди занятой части 42,9%. Это соответствует данным обследований населения, регулярно осуществляемым Росстатом (табл.1).



Источник: Выборочное исследование населения по проблемам занятости. - Росстат, 2000- 2004 гг.

______________________________________________________________________


Небольшие колебания значения этого показателя в Москве (как по данным ИРИО, так и Росстата), возможно, отражают взаимоналожение двух тенденций: с одной стороны, тенденции к росту за счет повышения образовательного уровня коренных москвичей, а с другой – к некоторому снижению вследствие увеличения числа приезжих столичных новожилов, уступающих местному населению по своим образовательным характеристикам2.

В 2004 г. доля лиц с высшим профессиональным образованием в структуре занятого населения столицы равнялась 41,5%, что традиционно было намного выше среднего уровня по России (23,3%) и всех ее регионов (рис.4).


______________________________________________________________________


Рис. 4. Доля лиц, имеющих высшее профессиональное образование в структуре занятого населения, 2004 г. (%)

____________________________________________________________________


Лидирует столица и на фоне развитых стран – по удельному весу специалистов с высшим образованием среди взрослого населения (38,1%). По данным ОЭСР, в 2003 г. среди населения ее стран в возрастной группе от 25 до 64 лет среднее значение аналогичного показателя (доля лиц, имеющих степени бакалавра и выше или их эквиваленты) составляла 15%, в том числе в США и Норвегии – 28%, Дании – 25%, Нидерландах и Канаде – 22%, Испании – 18%, Италии – 10%, Португалии – 8%, Новой Зеландии – 5%[9].

Высокий процент лиц с высшим профессиональным образованием в Москве благоприятствует использованию ИКТ в городе. Вместе с тем в этой сфере существует целый ряд проблем, связанных с нерациональным использованием и растратой этого человеческого капитала (высокая доля безработных среди лиц с высшим образованием, диспропорции спроса и предложения специалистов определенного профиля на рынке труда и т. п.), требующих внимания в свете задач движенияМосквы к информационному обществу.

Число студентов
на 1000 человек населения

Еще одним важным показателем электронного развития города является численность студентов, которых по праву можно отнести к наиболее активным пользователям ИКТ. Согласно данным ИРИО, число студентов существенно коррелирует с уровнем использования ИКТ (коэффициент корреляции 0,33).

Данные исследований свидетельствуют о высоком и увеличивающемся спросе на получение высшего образования в москов­ских вузах (его динамика отражена на рис. 5). Снижение, по данным Росстата, числа студентов на 1000 человек населения в 2003/04 учебном году объясняется сугубо статистическими причинами, связанными с резким изменением используемой в расчетах общей численности московского населения по итогам его последней переписи.


_____________________________________________________________________


Рис. 5. Динамика численности студентов Москвы, 2000/01-2004/05 уч. г.
(количество человек на 1000 населения)

____________________________________________________________________


В 2004/05 учебном году число студентов на 1000 жителей столицы достигло 125,7 человека, что значительно выше следующего по величине показателя Санкт-Петербурга и почти втрое превосходит средний уровень по России в целом – 47,8 (рис. 6).

___________________________________________________________________


Рис. 6. Число студентов на 1000 человек населения, 2004/05 уч. г.

_____________________________________________________________________


По эквивалентному показателю – удельному числу студентов третьей ступени образования, обучающихся по теоретическим программам (согласно Международной стандартной классификации образования – программам 5А), – Москва с большим отрывом опережает все развитые страны и страны с переходной экономикой (рис. 7). Для сравнения: в крупных европейских городах этот показатель, по данным Евростата, составлял в 2003 г. на 1000 человек населения: 77,9 студента - в Праге; 67,6 - в Вене; 56 - Лиссабоне; 51 - Утрехте; 46 - Брюсселе; 43 - Стокгольме; 40,3 - Берлине; 37 - Лондоне, то есть был существенно ниже, чем в российской столице.


Рис. 7. Число студентов на 1000 человек населения в Москве,
2004/05 уч. г., и зарубежных странах, 2003 г.


Общая оценка научно-образовательного
потенциала города

В целом московское население обладает высоким уровнем образования и подготовки специалистов как в сопоставлении с другими регионами России, так и по сравнению с развитыми странами мира, что обеспечивает благоприятные предпосылки для интенсивного электронного развития города. Вместе с тем разрушение кадрового потенциала науки, стагнация, а возможно и тенденция к некоторому снижению доли лиц с высшим образованием, могут в дальнейшем оказать негативное воздействие на качественные характеристикичеловеческого капитала города, что противоречит долгосрочным целям развития информационного общества.


2. Кадровый потенциал специалистов в сфере ИКТ

Наличие достаточного количества квалифицированных специалистов в сфере ИКТ относится к числу тех характеристик человеческого капитала, которые оказывают существенное влияние на масштабы и эффективность использования ИКТ для развития города. Для мониторинга этого параметра использовались следующие показатели:
  • доля населения, имеющего высшее образование в области ИКТ;
  • доля ИКТ-специалистов в структуре занятого населения;
  • подготовка высококвалифицированных кадров по специальностям в сфере ИКТ (прием студентов и выпуск специалистов на
    10 000 человек населения);
  • доля населения, получившего дополнительное образование в сфере ИКТ;
  • соответствие предложения ИКТ-специалистов требованиям рынка труда.

Доля населения, имеющего высшее
образование в области ИКТ

По данным опроса ИРИО, доля лиц, имеющих высшее образование в области ИКТ, достигла в 2005 г. 3,5% населения города3. Повышение данного показателя отражает происходящее в последние годы наращивание выпуска столичными вузами специалистов в сфере ИКТ, их приток из других регионов, стимулируемый высоким спросом и хорошими возможностями профессионального роста.

Доля ИКТ-специалистов в структуре занятого
населения

Согласно оценке ИРИО, осуществленной на основе результатов опроса населения по методике ОЭСР6, на долю лиц, которые работали по специальностям, требующим высшего и среднего профессионального образования в сфере ИКТ, в 2005 г. приходилось 6,2% занятых. Этот показатель продемонстрировал заметный рост по сравнению с предыдущим (2004 г.) опросом, когда он не превышал 4%. Удельный вес квалифицированных кадров в сфере ИКТ среди занятого населения в столице выше среднего уровня ЕС (25), составлявшего в 2004 г. среди работников всех отраслей экономики Евросоюза (включая сельское хозяйство и добывающую промышленность) 1,9%7, а также выше соответствующих показателей многих крупных западноевропейских городов в 2001 г. (рис. 8)



Рис. 8. Удельный вес специалистов в сфере ИКТ в Москве, 2005 г., и
крупных городах ЕС, 2001 г. (% занятого населения)

______________________________________________________________________


Как показывает опыт западных стран и их метрополисов (и ситуация в Москве подтверждает эту очевидную закономерность), интенсивное использование ИКТ предприятиями и организациями города предполагает привлечение широкого контингента ИКТ-специалистов и увеличение их доли среди занятого персонала.

Подготовка высококвалифицированных кадров по специальностям
в сфере ИКТ

По данным исследования ИРИО, показатели выпуска студентов по специальностям в сфере ИКТ стоят на втором месте после численности ученых среди показателей человеческого капитала по степени корреляции с уровнем использования ИКТ (коэффициент корреляции 0,46), что свидетельствует о высокой значимости подготовки высококвалифицированных кадров для электронного развития города [3].

Согласно данным Росстата, в 2004/05 учебном году в Москве прием студентов в государственные вузы по специальностям, связанным с ИКТ («электронная техника, радиотехника и связь», «автоматика и управление», «информатика и вычислительная техника»), составил 12 702 человека, а выпуск соответствующих спе-
циалистов – 9031. По сравнению с предыдущим учебным годом данные показатели несколько увеличились, свидетельствуя о росте спроса на специалистов данного профиля и востребованности соответст­вующего образования. Это отразилось в некотором повышении удельных показателей числа принятых студентов на 10 000 населения – до 12,2 человека по сравнению с 11,9 годом ранее, а выпущенных специалистов – до 8,7 человека по сравнению с 8,6 соответственно (табл. 2). Тот факт, что эти значения ниже уровня 2002/03 учебного года, объясняется сугубо статистическими причинами, связанными с последней переписью населения.



Источник: Росстат, 2005 г.


Если рассматривать эти показатели в сравнении с ситуацией в других регионах, то важно отметить, что Москва в последние год-два стала отставать от Томской области и Санкт-Петербурга не только по удельному приему студентов в сфере ИКТ, но и по их выпуску. Если в ближайшие годы столица не будет существенно наращивать численность студентов по соответствующим направлениям, она рискует утратить лидирующие позиции в этой области, уступив их Новосибирской, Самарской и Рязанской областям и некоторым другим регионам, уделяющим большое внимание вопросам подготовки кадров в сфере ИКТ (рис. 9).


Рис. 9. Прием студентов и выпуск специалистов по специальностям
в сфере ИКТ на 10 000 человек населения, 2004/05 уч. г.


На долю специальностей в области ИКТ в Москве пришлось 7,7% общего столичного выпуска специалистов, в том числе на долю ИТ-специальностей, связанных с информатикой и вычислительной техникой, – 3,1% (в России указанные показа-
тели составили соответственно 4,9 и 2%). По этому показателю Москва отстала от большинства развитых государств и некоторых стран с переходной экономикой. Так, по данным ОЭСР, удельный вес выпускаемых ИТ-специалистов среди всех выпускников третьей ступени со степенями бакалавра и выше (или их эквивалентами) составлял в 2003 г. в Испании – 3,6%; Швеции, Финляндии и Словакии – 3,8; Германии и США – 3,9; Швейцарии – 5,8; Великобритании и Норвегии – 6,2; Ирландии – 9; Австралии – 9,2% и демонстрировал низкие значения лишь в Италии (1,1%) и Португалии (1,4%), а также в Нидерландах (1,8%) и Дании (1,6%), где система профессионального образования в сфере ИТ накренена в сторону его среднего звена8.

Как показывает опыт западных стран, интенсивное электронное развитие порождает высокий спрос на ИКТ-специалистов, нередко сопровождающийся дефицитом их некоторых категорий. Это требует не только наращивания подготовки соответствующих кадров, но и адаптации конкретных звеньев системы высшего образования к потребностям информационного общества.

Соответствие предложения ИКТ-специалистов
требованиям рынка труда

Характеристика кадрового потенциала столицы в сфере ИКТ не может ограничиваться количественными показателями числа специалистов в сфере ИКТ и масштабов их подготовки. Для адекватной оценки этого параметра важны также качественные оценки соответствия профиля и квалификации ИКТ-специалистов требованиям рынка труда.

Как свидетельствуют данные опросов предприятий, проведенных ИРИО, средняя оценка руководителями столичных предприятий степени соответствия уровня квалификации ИКТ-специалистов предъявляемым к ним требованиям незначительно повысилась – с 4,76 балла в 2004 г. до 4,82 в 2005 г. (по 7-балльной шкале), а оценка степени соответствия профиля их квалификации – с 4,81 балла до 4,85. Приведенные оценки указывают на наличие не резко выраженных, но довольно устойчивых и лишь несколько сглаживающихся несоответствий между предложением ИКТ-специалистов на рынке труда и потребностями в них столичных организаций.

На определенное смягчение структурных диспропорций в данном сегменте рынка труда указывает изменение оценок остроты проблем рекрутмента ИКТ-специалистов, данных руководителями предприятий в ходе опроса ИРИО. Если в 2004 г. их расценивали в качестве серьезного барьера на пути использования ИКТ 6,7% руководителей столичных предприятий, то в 2005 г. – только 3,2%, а среди руководителей крупных предприятий доля считающих так снизилась с 25 до 12,9% соответственно.

Вместе с тем указанные проблемы стоят в столице гораздо острее, нежели в целом в ЕС. По данным ИРИО, в 2005 г. 5,9% московских предприятий сталкивались с проблемами в процессе найма ИТ-специалистов (примерно треть организаций, осуществлявших поиск ИТ-специалистов). Наиболее активно поиском соответствующих категорий специалистов занимаются крупные предприятия, и именно они в наибольшей мере страдают от дисбалансов на рынке труда: 35,4% таких предприятий (или свыше половины осуществляющих поиск специалистов) сталкивались с проблемами рекрутмента. Как показывают данные опроса европейских предприятий, осуществленного e-Business W@tch в 2003 г., те или иные проблемы с наймом ИТ-специалистов испытывал меньший процент организаций – 4,4%, в том числе 12,8% крупных организаций с числом занятых свыше 250 человек (табл. 3).




Таблица 3


Как свидетельствуют результаты опроса, проводившегося в рамках проекта BISER в 2003 г., нехватка специалистов как высшей, так и средней квалификации особенно ощутима в отсталых европейских регионах. Например,
в Центральной Македонии (Греция) 88% вакансий ИТ-специалистов остаются незаполненными. Возможность найти соответствующий требованиям персонал в сфере ИТ оценивается в европейских регионах в среднем в 76,4% занимаемых вакансий, варьируя от 12% в Центральной Македонии до 100% в районе Фин Дании, где практически все вакансии ИТ-специалистов могут быть заполнены[11].

Доля населения,
получившего дополнительное образование в сфере ИКТ

Согласно данным опроса ИРИО, дополнительное профессиональное образование в сфере ИКТ имеет 1,2% столичного населения по сравнению с 0,8% в прошлом году. Причем, такое образование получили 2,4 московских специалистов со средним профессиональным образованием и 0,9% специалистов с высшим образованием. Среди специальностей, наиболее востребованных в системе дополнительного образования, - исследователь/аналитик в области вычислительной техники, программист, инженер по компьютерам (специалист по сопровождению вычислительной техники), оператор теле- и радиопередающего и телекоммуникационного оборудования, механик/наладчик экетрического и электронного оборудования.

Согласно данным Рособра, в Москве в 2003/04 учебном году повышение квалификации, стажировку или переподготовку по направлению ИКТ прошли 13 908 специалистов с высшим и средним профессиональным образованием. На их долю приходилось свыше 6% общего числа столичных слушателей системы дополнительного образования (осуществлявшегося по 28 приоритетным направлениям), что свидетельствует о довольно высокой востребованности знаний и навыков по данной группе специальностей.

Хотя по абсолютному числу слушателей по направлению ИКТ Москва опережает другие регионы, по их числу в расчете на 10 000 человек населения она отстает от ряда регионов, уделяющих больше внимания данному направлению (рис. 10).



Рис. 10. Число специалистов, получивших дополнительное образование
в сфере ИКТ, на 10 000 человек населения, 2003/04 уч. г.

_______________________________________________________________________


Общая оценка кадрового потенциала специалистов
в сфере ИКТ

Численность работников с высшим и средним профессиональным образованием в сфере ИКТ, количество принимаемых студентов и выпускаемых специалистов по профилю этих технологий, слушателей системы дополнительного образования по соответствующему направлению проявляют в столице тенденцию к заметному росту. По доле специалистов в сфере ИКТ среди занятых Москва находится примерно на одном уровне с западными странами, отставая пока от них по показателям их выпуска. Вместе с тем можно фиксировать определенные диспропорции в спросе и предложении ИКТ-специалистов на рынке труда, более острые, чем в развитых странах. Существование на рынке труда дефицита определенных категорий квалифицированных работников в области ИКТ, связанного с быстрым электронным развитием Москвы, свидетельствует о необходимости корректирующих мер в сфере подготовки соответствующих кадров.


3. Информационная
грамотность населения

Умение горожан использовать ИКТ относится к числу параметров человеческого капитала, определяющих масштабы практического применения этих технологий населением в быту и трудовой деятельности. Данный параметр характеризуется следующими показателями:
  • доля населения, пользующегося ПК;
  • доля населения, прошедшего компьютерную подготовку;
  • уровень навыков пользования ПК;
  • доля интернет-пользователей среди населения;
  • уровень навыков пользования интернетом;
  • индекс интернет-грамотности населения.

Доля населения,
пользующегося ПК

В последние годы в столице наблюдается быстрое расширение использования ПК населением. Согласно данным ИРИО, полученным в 2005 г., в течение трех месяцев перед опросом ПК пользовались 48,5% столичных жителей старше 16 лет, что заметно выше результатов опроса 2004 г. и средних показателей по России. Вместе с тем значение этого показателя в Москве ниже соответствующего среднего показателя ЕС (25) и существенно уступает показателям наиболее развитых стран (рис. 11).



Рис. 11. Доля населения, использовавшего ПК в течение трех месяцев перед
опросом, в москве и странах ЕС, 2005 г. ( % опрошенного населения)

__________________________________________________________________________


Доля лиц, пользующихся компьютером, заметно варьирует среди отдельных групп москвичей. Эти различия имеют сходные черты с социально-демографической структурой пользователей ПК в странах ЕС. В меньшей степени компьютерными технологиями охвачены старшие возрастные когорты, лица с низким уровнем образования, работники физического труда, безработные и категории населения с низкими доходами (рис.12). Причем в отличие от занятого населения, имеющего больше возможностей получить компьютерные навыки в процессе трудовой деятельности, безработные зачастую не охвачены подобными формами обучения, что еще более ухудшает их позиции на рынке труда. Значительные масштабы цифрового неравенства, усиливающего социальную маргинализацию немалой части горожан, требуют специальных мер со стороны органов власти по организации социально ориентированных компьютерных курсов. Как показывают результаты обследований населения в рамках проекта BISER, владение навыками ИКТ играет немаловажную роль при получении работы безработными и улучшении профессиональных позиций работниками.


Рис. 12. Доля лиц, пользовавшихся ПК в течение последних 3 месяцев перед опросом,
среди социально-демографических групп населения Москвы, 2005 г.
(% обследованного населения)

___________________________________________________________________


Доля населения, прошедшего компьютерную подготовку

По данным последнего опроса ИРИО (2005), 10% столичного населения прошли обучение работе на компьютере продолжительностью не менее 3 полудней на специальных курсах, в том числе 1,6% – в течение последнего года и 8,4% – более года назад. Средизанятых москвичей этот показатель составляет 13,4% – ровно столько, сколько и год назад. Отсутствие позитивной динамики данного показателя отражает ограниченность усилий государства по организации подобных курсов, а также сокращение числа людей, оплачивающих такое обучение за свой счет, которое не компенсируется расширением участия предприятий в подготовке работников.

Так, в 2005 г. 4,1% (2,8% в 2004 г.) занятых получили подготовку в сфере ИКТ на платных курсах, оплаченных работодателем; 4% (3,1% в 2004 г.) – на бесплатных курсах, организованных на работе; 1,5% (1,1%) – на платных курсах, оплаченных государством; 4,1% (6,4% в 2004 г.) –
на платных курсах, оплаченных самостоятельно. Таким образом, общая доля занятых, прошедших обучение в сфере ИКТ за счет работодателя (по месту работы или на оплаченных курсах), увеличилась с 5,9% в 2004 г. до 8,1% в 2005 г. Однако по этим показателям Москва значительно отличается от ЕС (15), где в 2002 г. получили соответствующую подготовку за счет работодателя 20% работников, в том числе по месту работы – 16%[12].

Еще больше отрыв Москвы от ЕС по общей доле населения, прошедшего компьютерную подготовку (в столице России этот показатель составляет 10%). По данным последнего опроса Евростата, в 2005 г. соответствующее обучение использованию компьютера прошло в общей сложности 50% населения Евросоюза, в том числе 12% – в течение года[13]. По данным BISER, в западноевропейских регионах в 2003 г. данный показатель имел среднее значение 41% и составлял: в Цент­ральной Македонии (Греция) – 16%; в Центральной Финляндии – 52; в районах Фин (Дания) и Беркшире, Бэкингемшире и Оксфордшире (Великобритания) – 57; а в районе Смаланда (Швеция) – 67%12. Таким образом, по этому показателю Москва не только существенно отстает от среднего уровня ЕС, не говоря о его высокоразвитых северных территориях, но и уступает даже минимальному значению, отмечаемому в отсталом районе Греции в 2003 г.

Уровень владения навыками работы на ПК

Согласно данным обследования ИРИО, в 2005 г. 51,2% взрослого населения столицы имели базовые навыки работы на ПК, что несколько выше показателя прошлого года, составлявшего 49,1%. Среди таких навыков наи­более распространено владение офисными программами, которое особенно востребовано предприятиями (рис. 13). Вместе с тем, несмотря на заметный рост пользователей ПК, по доле населения, владеющего компьютерными навыками, Москва пока несколько отстает от среднего уровня ЕС и сохраняет весьма существенный отрыв от его лидеров в области электронного развития, что свидетельствует о необходимости целенаправленных мероприятий органов власти в сфере компьютерной подготовки населения.


___________________________________________________________________


Рис. 13. Доля лиц, выполнявших операции на ПК в течение года, в Москве, 2005 г.,
странах ЕС (15), 2003 г., и Дании, 2004 г. (% обследованного населения)

____________________________________________________________________


Доля интернет-пользователей среди населения

По данным ИРИО, весной 2005 г. размер трехмесячной аудитории интернета достиг 34,7% взрослого населения. Интенсивный рост интернет-аудитории в Москве, характерный для более ранних стадий развития интернета, стимулировался ростом потребностей населения в его использовании в профессиональных и личныхцелях и подкреплялся снижением тарифов, расширением инфраструктуры доступа в Сеть и т.п.

Однако по сравнению с большинством развитых стран размеры трехмесячной интернет-аудитории в Москве остаются заметно меньше – по этому показателю столица России существенно уступает ЕС (рис. 14).


__________________________________________________________________


Рис. 14. Доля населения, пользовавшегося интернетом в течение
последних 3 месяцев перед опросом в Москве и странах ЕС, 2005 г.
(% опрошенного населения старше 16 лет)

___________________________________________________________________


Опрос населения, проведенный ИРИО, показал, что в Москве сохраняются существенные социально-демографические различия в использовании интернета (рис.15). Хотя, как показывают данные опросов ФОМ, для столицы характерна более высокая по сравнению с другими регионами России интернет-активность старших возрастных групп, однако в сопоставлении с другими возрастными группами они сохраняют маргинальное положение в использовании Сети. Сохраняется и традиционная дифференциация пользователей по уровню образования, доходов и социальному статусу. Она проявляется в меньшей доле лиц, имеющих навыки в использовании интернета, среди населения с незаконченным средним образованием, среди лиц, имеющих семейные доходы менее 3 тыс. рублей на человека в месяц, а также занимающихся физическим трудом, и безработных. Несмотря на некоторое сглаживание цифрового неравенства, в той или иной мере присущего и всем развитым странам, наличие указанных проблемных групп населения требует специальных мер со стороны органов власти по вовлечению их в использование технологий информационного общества.

______________________________________________________________________


Рис. 15. Доля лиц, пользовавшихся интернетом в течение последних
3 месяцев перед опросом, среди социально-демографических групп
населения Москвы, 2005 г. (% обследованного населения)

______________________________________________________________________


Уровень владения
навыками использования интернета

Как показывают результаты опроса ИРИО, в столице быстро растет число жителей, особенно среди молодежи, умеющих уверенно или довольно уверенно выполнять операции в интернете: осуществлять коммуникации с помощью интернета, использовать поисковые машины для нахождения информации в Сети и определять ее подходящие источники, а также загружать и устанавливать программное обеспечение (рис. 16, 17). Вместе с тем по этим показателям Москва заметно отстает от стран ЕС и особенно от США, имеющих среди западных стран наиболееграмотное в цифровом отношении население[13].


____________________________________________________________________

Рис. 16. Доля лиц, уверенно выполняющих операции в интернете,
в Москве, странах ЕС (15) и США (% населения)

____________________________________________________________________


Рис. 17. Доля лиц моложе 25 лет, уверенно выполняющих операции
в интернете, в Москве, странах ЕС (15) и США (% населения моложе 25 лет)

________________________________________________________________________


Индекс интернет-
грамотности населения

Индекс интернет-грамотности взрослого населения, рассчитанный на основе данных ИРИО по методологии, разработанной в рамках проекта SIBIS14, повысился в Москве с 0,49 балла в 2004 г. до 0,75 балла в 2005 г. (интервал значений от 0 до 3). Хотя столица опережает по этому показателю страны Центральной и Восточной Европы (0,35), она по-прежнему существенное отстает от уровня ЕС, причем 2002 г., и в еще большей мере – от США (рис. 18).


____________________________________________________________________


Рис. 18. Индекс интернет-грамотности взрослого населения в целом
и молодежи до 25 лет в Москве, странах ЕС и США (баллы, от 0 до 3)

_____________________________________________________________________


Индекс интернет-грамотности столичной молодежи также повысился – с 0,93 балла в 2004 г. до 1,31 балла в 2005 г. – и стал почти вдвое выше, чем среди взрослого населения столицы. Развитию навыков пользования интернетом среди молодого поколения способствует улучшение оснащения вычислительной техникой учебных заведений и домохозяйств, отмечаемое в последние годы. Вместе с тем этот индекс, опережая лишь уровень стран Центральной и Восточной Европы (0,9 балла), по-прежнему существенно ниже показателей ЕС и США (см. рис. 18).

Общая оценка информационной
грамотности населения

В целом в 2005 г. наблюдались заметные позитивные сдвиги в освоении ИКТ москвичами. Однако у значительной части населения по-прежнему отсутст­вуют не только продвинутые, но и базовые навыки использования компьютера и интернета, что сдерживает электронное развитие столичного бизнеса и города в целом. В 2005 г. 24,7% опрошенных нами руководителей московских предприятий (с числом занятых 10 и более человек) отметили недостаток навыков в сфере ИКТ у своих сотрудников в качестве существенного барьера на пути использования этих технологий. Вместе с тем доля считающих так руководителей несколько снизилась по сравнению с предыдущим опросом (29,3% в 2004 г.), что служит косвенным свидетельством повышения информационной грамотности столичных работников. С ускорением электронного развития города эта проблема может обостриться. В ЕС, где к качеству рабочей силы предъявляются более жесткие требования и где, согласно данным проекта BISER, для 78% рабочих мест требуется умение пользоваться интернетом, а для 83% – хотя бы некоторые компьютерные навыки, на недостаточную компьютерную грамотность персонала указывают 47% руководителей аналогичных предприятий.

Особую проблему в сфере информационной грамотности населения Москвы составляет малая доля населения, прошедшего специальную компьютерную подготовку, и совершенно недостаточные усилия государства и бизнеса в повышении компьютерной грамотности населения и персона предприятий.


4. Мотивация использования ИКТ и информированность
об их возможностях

Более высокие уровни проникновения информационно-коммуникационных технологий и образования населения столицы сказываются на информированности москвичей о возможностях ИКТ и осознании их важности. Информированность и мотивация в свою очередь способствуют более широкому и активному использованию этих технологий горожанами и ускорению электронного развития города.

Мониторинг мотивации использования ИКТ населением и информированности об их возможностях осуществлялся по следующим показателям:

  • доля пользователей интернета, осознающих важность использования ИКТ;
  • доля населения, не осведомленного о возможностях интернета;
  • доля населения, не заинтересованного в использовании интернета.

Доля пользователей интернета, осознающих важность использования ИКТ

Значительная часть жителей столицы уже осознает важность владения навыками использования интернета как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. По данным опроса ИРИО, 65,8% пользователей интернета считают его очень полезным средством, 31% – полезным средством в ряде случаев, при этом только 1,5% пользователей расценивают его как бесполезное средство, а 0,8% считают вредным.

На повышение значимости ИКТ в сознании москвичей указывает и наблюдаемое, по опросам ИРИО, увеличение числа пользователей ПК, интернета, электронной почты и мобильной связи, а также наличие резервов их дальнейшего роста. Так, в Москве 8% опрошенного ФОМ осенью 2005 г. взрослого населения столицы планирует начать пользоваться Сетью в течение года и еще 6% – в более отдаленной, чем год, перспективе.

Доля населения, не осведомленного
о возможностях интернета

По данным опроса ИРИО, в 2005 г. 7% столичного населения не имело представления об интернете (5,5% – в 2004 г.). Как это ни парадоксально, данные наших опросов, равно как и опросов Левада-Центра (табл. 4), указывают на некоторое увеличение доли москвичей, практически ничего не знающих об интернете. Этому явлению трудно найти объяснение, и оно нуждается в дальнейшем наблюдении, чтобы понять, связано это со статистическими флуктуациями или определяется большим числом мигрантов, прибывающих в Москву, и другими факторами. В Западной Европе и США население отличается хорошей информированностью об интернете и осознанием его значимости. Однако в новых членах ЕС – государствах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) – 8% населения не знает, что такое интернет (рис. 19).



Таблица 4. Доля населения старше 16 лет, практически ничего не
знающего о существовании интернета (%)

__________________________________________________________


Рис. 19. Доля населения, не осведомленного о возможностях интернета,
в Москве, 2005 г., и странах Центральной и Восточной Европы, 2003 (% населения)

_________________________________________________________________


Недостаточная осведомленность столичного населения о возможностях ИКТ и недооценка их роли в современной жизни оказывают сдерживающее воздействие на использование этих технологий, обусловливая необходимость специальных кампаний в СМИ и других меро­приятий информационно-просветительского характера.

Доля населения, не заинтересованного
в использовании интернета

Исследование ИРИО по российским регионам выявило высокую степень корреляции (обратной зависимости) уровня электронного развития региона от такого показателя, как доля населения, не желающего или не видящего необходимости использовать интернет (коэффициент корреляции 0,546). Причем этот показатель практически не коррелирует с другими показателями человеческого капитала и не обнаруживает заметной зависимости от уровня образования населения, доли студентов и т. п. Иначе говоря, мотивация населения является самостоятельным фактором человеческого капитала, существенно влияющим на развитие информационного общества, и требует самостоятельной политики по ее повышению.

Согласно данным ИРИО, 13,5% столичного населения, не пользующегося интернетом, не проявляет желания им пользоваться. По сравнению с прошлым годом доля этой части населения сущест­венно снизилась, однако она по-прежнему остается достаточно значительной, чтобы создавать препятствия на пути «интернетизации» городского общества.


Основные проблемы в сфере человеческого капитала и их возможные решения

Оценка состояния

Человеческий капитал столицы обладает высоким потенциалом с точки зрения электронного развития, обусловленным высоким общим образовательным уровнем населения, наличием в городе значительного числа ученых и специалистов в сфере ИКТ, существенными масштабами подготовки высококвалифицированных кадров, а также активным освоением москвичами знаний и навыков в области ИКТ.

По результатам мониторинга, в 2005 г. отмечался динамичный рост числа пользователей ПК и интернета и уровня информационной грамотности населения, наблюдалось существенное повышение числа студентов, приема и выпуска по специальностям в сфере ИКТ, доли населения, получившего дополнительное образование в сфере ИКТ, занятости ИКТ-специалистов, уровня мотивации в использовании ИКТ.

Как показывают результаты, полученные ИРИО при построении Индекса готовности регионов России к информационному обществу, Москва занимает первое место в рейтинге развития человеческого капитала как фактора электронного развития, получив по этому композитному индексу 6,39 балла из 7 возможных, заметно опережая других лидеров в этой области – Санкт-Петербург (5,58), Томскую (4,43), Камчат­скую и Новосибирскую области.Вместе с тем в развитии человеческого капитала столицы существует целый ряд проблем, которые оказывают или могут в перспективе оказать негативное воздействие на темпы движения города к информационному обществу. Среди этих проблем представляется необходимым выделить следующие.

1. В начале тысячелетия наметилась тенденция к некоторому уменьшению доли лиц с высшим образованием среди занятого населения, которая может объясняться притоком в столицу мигрантов с более низким уровнем образования. О наличии проблем с уровнем образования населения свидетельствует и снижение индекса образования населения Москвы, рассчитываемого в рамках Программы развития ООН: с 1,019 в 2000 г. до 0, 998 в 2001-м и 0,964 в 2002 г. Хотя столица по-прежнему опережает уровень России (0,96), она уже стала отставать от максимального уровня развитых стран, включая Финляндию, Швецию и Великобританию (0,99)15.

2. Существуют серьезные дис­пропорции в предложении и спросе на высококвалифицированных специалистов на рынке труда, о которых непосредственно свидетельствуют безработица16 среди них, работа не по специальности, недостаточный уровень вознаграждения их труда (особенно в бюджетной сфере) и эмиграция, а косвенно – рост доли лиц, вынужденных получать второе среднее и высшее профессиональное и дополнительное образование.

3. Росту массовости высшего образования, в том числе за счет создания негосударственных вузов, подчас сопутствует девальвация его качества, а также наметившаяся в последнее десятилетие тенденция к резко опережающему росту числа студентов по социогуманитарным дисциплинам по сравнению с их динамикой по естественнонаучным и техническим специальностям.

4. Продолжается ухудшение показателей состояния научного потенциала столицы. Помимо устойчивого сокращения численности московских ученых тревожными симптомами являются снижение доли исследователей мужского пола, которых сейчас насчитывается менее 58% (по сравнению с 66% в государственном секторе НИОКР в странах ЕС (25) и 82% – в предпринимательском), и старение научных кадров, 52% которых находится в возрасте более 50 лет, в том числе 26% – старше 60 лет17. Об ухудшении ситуации в сфере научных кадров свидетельствует и наметившаяся тенденция к уменьшению численности столичных докторантов, а также снижение доли студентов и аспирантов, которые ориентируются на научную карьеру18. Серьезную угрозу для городской науки представляют планы Правительства РФ относительно приватизации научных учреждений, реализация которых может усилить процесс сокращения численности ученых.

5. Фиксируемое в проведенных исследованиях несоответствие профиля подготовки и квалификации ИКТ-специалистов требованиям рынка труда указывает на недостатки в системе их подготовки и переподготовки, усугубляемые эмиграцией.

6. Несмотря на высокий уровень образования населения, недостаточная степень владения навыками ИКТ и низкая доля населения, получившего компьютерную подготовку, остаются слабым звеном готовности москвичей к электронному развитию, не соответствуют новым требованиям рынка труда и выступают барьером в эффективном использовании ИКТ организациями города.

7. Пассивное участие государст­ва и бизнеса в организации компьютерной подготовки работников и перекладывание связанных с ней расходов на население сужает возможности москвичей в получении навыков в сфере ИКТ.

8. Вопреки развитости информационной инфраструктуры в столице в ней остаются группы населения, мало осведомленного о возможностях ИКТ и недостаточно осознающего важность их использования, что сдерживает освоение этих технологий.

9. Состояние человеческих ресурсов города отличает сохранение выраженных цифровых разрывов между различными группами населения и, в частности, низкая степень вовлеченности в электронное развитие лиц старшего возраста, с низким уровнем образования и доходов.

10. Значительная часть населения столицы не располагает средствами, необходимыми для приобретения соответствующего оборудования и пользования Сетью.

Как показывают результаты опроса ИРИО, на пути использования ИКТ населением столицы и, в частности, освоения им интернета, стоят серьезные барьеры. К числу главных причин, препятствующих использованию Сети, относятся отсутствие необходимых навыков, которое отмечает 38,1% лиц, не пользующихся интернетом, отсутствие домашнего оборудования с выходом в Сеть, нежелание им пользоваться, неосведомленность о его возможностях (табл. 5).


_________________________________________________________________


Таблица 5.

_____________________________________________________________________


Некоторые рекомендации

Наличие серьезных проблем в развитии человеческого капитала ставит перед городскими органами власти комплекс задач.

Учитывая хронический дефицит федеральных финансовых средств, предназначенных для нужд науки, на городском уровне улучшению ситуации в сфере науки и притоку в нее молодежи могли бы содействовать расширение грантовой и других форм поддержки ученых московскими органами власти и городскими организациями, проведение специальной информационной политики, способствующей повышению престижа научного труда и формированию достойного имиджа ученого. Не менее важно и обеспечение стабильной динамики подготовки ИКТ-специалистов в соответствии с потребностями электронного развития, адаптация к этим потребностям не только системы основного высшего, но и дополнительного, послевузовского образования.

Создание стимулов для инвестиций в ИКТ, более благоприятных условий для развития столичного ИКТ-сектора и переориентации на Москву аутсорсинга зарубежными компаниями услуг в сфере ИКТ могло бы способствовать ограничению утечки ИКТ-специалистов за границу и стимулировать их возврат.

В целях решения проблем информационного неравенства и повышения информационной грамотности населения, а соответственно и ускорения роста числа пользователей ИКТ необходимо реализовать комплекс взаимосвязанных мер:

  • разворачивание центров общественного доступа к ИКТ (ЦОД), обеспечивающих бесплатный или относительно дешевый доступ (сопровождаемый консультациями и обучением) к базовым технологиям и услугам информационного общества для социально незащищенных слоев населения;
  • разворачивание государственной системы повышения информационной грамотности взрослого населения (в том числе на базе ЦОД);
  • существенное расширение количества социально значимой информации и услуг для населения, предоставляемых в общественном секторе на основе ИКТ;
  • ускорение реализации программы подключения общеобразовательных школ к интернету, в том числе с использованием современных средств доступа;
  • стимулирование предприятий к организации курсов компьютерной подготовки;
  • нормативное закрепление и реализация в рамках системы повышения квалификации и переподготовки кадров курсов по использованию ИКТ в профессио­нальной деятельности работников бюджетной сферы;
  • проведение демонстрационных и просветительских кампаний по разъяснению возможностей использования ИКТ в профессио­нальной деятельности и повседневной жизни.
Cноски:

1 Существенное сокращение удельного показателя численности ученых в столице в 2003 г. также объясняется и изменением базы расчетов, а именно численности населения Москвы, значительно скорректированной результатами переписи 2002 г.

2Согласно данным Росстата, в 2004 г. только приток зарегистрированных иностранных граждан в Москву составил свыше 83 тыс. человек, не говоря о межрегиональной миграции // Социально-экономическое положение России. – 2005. – № 1.

3Среди занятых соответствующий показатель достиг 4,6% в 2005 г. по сравнению с 1,8% в 2004 г.
4 Международные сопоставления численности специалистов в сфере ИКТ осуществляются на основе Международной стандартной классификации профессий МОТ (ISCO-88) по следующим категориям занятых: исследователь/аналитик в области вычислительной техники, программист, инженер по компьютерам, техник по компьютерам, оператор компьютерного оборудования, оператор промышленных роботов, фотограф или оператор оборудования видео- и звукозаписи, оператор теле- и радиопередающего и телекоммуникационного оборудования.
5 Индекс интернет-грамотности рассчитывается на основе четырёх показателей, характиризующих долю населения, умеющего уверенно и достаточно уверенно выполнять следующие операции на компьютере: общаться с помощью электронной почты и интернета,использовать поисковые машины и определять подходящие источники информации в интернете, загружать и устанавливать подходящие программы на компьютере. В рамках каждого показателя доля лиц, умеющих выполнять каждую из операций, имеет весовой коэффициент, равный 3 (умножается на 3), достаточно уверенно - коэффициент 1. Все 4 показателя в составе индекса имеют одинаковый вес.
6 Согласно данным Росстата, 25% столичных безработных имеют высшее образование // Социально-экономическое положение России. – 2005. – № 3.

Литература


1. Schultz T. The Economic Value of Education. – N.Y., 1963.
2. Becker G. Investment in Human Capital // Journal of Political Economy. – Oct. 1962.
3. Индекс готовности регионов России к информационному обществу / Под ред. Ершовой Т.В., Хохлова Ю.Е., Шапошника С.Б. – М.: Институт развития информационного общества, 2005.
4. Шапошник С.Б. К информационному обществу готов? Рейтинг регионов // ИнформКурьер-Связь. – 2005. – № 12.
5. Готовность России к информационному обществу. Оценка ключевых направлений и факторов электронного развития /
Под ред. Шапошника С.Б. – М.: ИРИО, 2004.
6. Вершинская О.Н., Цапенко И.П., Шапошник С.Б. Человеческий капитал как фактор электронного развития Москвы // Информационное общество. – 2004. – № 3–4, с. 11-23.
7. Key Figures 2005. Towards a European Research Area. Science, Technology and Innovation. – www.cordis.lu
8. Социально-экономическое положение Росии.- 2005. - №1
9. Education at a Glance. – P.: OECD, 2005. – www.oecd.org
10. The Supply and Demand of e-Skills in Europe. Report Prepared by RAND Europe for European e-Skills Forum, 2005. – www.europa.eu.int
11. BISER Domain Report No. 8. Education, Training and Skills in the Information Society – the Regional Dimension; BISER eEurope Regions Benchmarking Report. – www.biser-eu.com
12. Information society statistics. Data 1997-2002. 2003 Edition. – www.europa.eu.int
13. Сh.Demunter. ICT SKILLS MEASUREMENT IN EUROSTAT’S INFORMATION SOCIETY STATISTICS // Paper submitted for the Conference «Knowledge Economy – Challenges for Measurement», 2005. – www.europa.eu.int
14. Benchmarking Education in the Information Society in Europe and the US. 2003. – www.sibis-eu.org
15. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2005. – М.: ПРООН, 2005 (Human Development Report 2005. - UNDP, 2005). – www.undp.ru
16. Социально-экономическое положение России. - 2005. -№3.
17. Наука Москвы. Вып. 2. – М.: МКНТ, 2004.
18. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2004. – М.: ПРООН, 2004. – www.undp.ru

____________________________________________________________________________

Цапенко Ирина Павловна - эксперт Дирекции мониторинга развития информационного общества Института развития информационного общества, кандидат экономических наук.

Шапошник Сергей Борисович - руководитель Дирекции мониторинга развития информационного общества Института развития информационного общества, руководитель Центра компьютерных телекоммуникаций Института истории естествознания и техники РАН


&copy Информационное общество, 2006, вып. 2-3, с. 12-27.