О журнале
Рекомендации
Египет. Реализация правительственного портала будет способствовать упрощению взаимодействия граждан с государственными органами
Unknown Author
способствовать упрощению взаимодействия граждан
с государственными органами
_______________________________________________
Ситуация
В прошлом граждане Египта часто сетовали на то, что им приходится тратить колоссальное количество времени и усилий на получение государственных документов и услуг. Процесс ожидания в очередях и обращений в целый ряд государственных учреждений для получения согласований и необходимых бумаг был крайне утомительным и вызывал раздражение у людей. Стремясь исправить такую ситуацию, египетское правительство предприняло несколько шагов. Для начала оно сделало субботу постоянным рабочим днем для государственных служащих, что должно было удовлетворить нужды большинства граждан, у которых выходные дни приходятся на пятницу и субботу. Кроме того, правительство изменило часы работы государственных организаций, чтобы трудящимся гражданам было проще их посещать.
Несмотря на все эти перемены, государственные служащие по-прежнему тратили титанические усилия на обработку огромного множества получаемых ежедневно запросов. А египетские граждане, как и раньше, выражали недовольство долгим, утомительным ожиданием в очередях и бесцельной потерей своего рабочего времени. Поэтому правительство Египта пришло к выводу, что и государственным служащим, и гражданам требуется более действенная и эффективная система обслуживания, которая бы положила конец длинным очередям и задержкам, затрудняющим обработку запросов на документы и услуги.
Решение
Египетское правительство сделало выбор в пользу системы-шлюза, которая должна была соединить между собой различные государственные службы. Благодаря этому граждане получили бы возможность доступа к ним по интернету через единую точку входа в любое время суток из любого места. В основе этого решения лежало пожелание правительства предоставлять государственные документы и услуги таким образом, чтобы людям не надо было посещать различные инстанции и стоять в очередях. Кроме того, требовалось, чтобы египетские эмигранты, иностранные инвесторы и потенциальные гости страны, нуждающиеся в информации или услугах, могли легко получать их из-за рубежа.
Поскольку государственные системы построены на разных платформах с применением различных технологий, их соединение между собой может быть сложным и дорогостоящим делом. Решение, необходимое правительству Египта, должно было обладать возможностями для интеграции унаследованных систем, использования существующих решений и дальнейшегорасширения, допуская подключение в будущем других технологий и устройств, например мобильных телефонов, персональных цифровых органайзеров (PDA), IVR-систем1, киосков2 и телевидения. Помимо всего прочего требовалось обеспечить, чтобы такое расширение проводилось быстро, стоило недорого и сопровождалось минимальными нарушениями в работе системы.
Рассмотрим случай, когда центральный государственный веб-узел предоставляет онлайновый доступ к услугам десяти различных ведомств или министерств. Для интеграции этих услуг следует соединить как минимум десять отдельных систем. При этом каждое соединение требует усилий разработчиков как на стороне веб-интерфейса, так и на стороне конкретного государственного органа.
А теперь представим случай, когда необходимо создать второй веб-узел, который бы предлагал услуги тех же самых десяти государственных органов. Для этого разработчикам нужно будет повторить те усилия, которые были затрачены для подключения первого веб-узла. Введение дополнительных веб-узлов с похожей функциональностью вызовет еще большие трудности.
Использование обычных решений приведет к ряду таких очевидных проблем, как дублирование усилий по разработке и интеграции, высокая сложность систем, трудность интеграции в силу разнообразия технологий, несовместимость условий безопасности в рамках одной сети, отсутствие гарантии надежности серверных систем, а также трудности администрирования.
Египетское правительство выбрало модель шлюза, которая предлагает альтернативный подход, свободный от недостатков обычно применяемых решений. Модель позволяет легко и единообразно соединять разнородные ИТ-системы, используемые в различных государственных органах, снижая при этом сложность работы и трудозатраты. Она также выступает в роли центрального канала, через который направляются все запросы независимо от адресата. И наконец, модель выполняет необходимые функции аутентификации и маршрутизации и гарантирует, что все запросы достигнут места назначения.
_________________________________
«Правительство выполняет свои обещания» – это лозунг, который мы используем, чтобы сформировать новое представление о государственных услугах. Мы хотим показать нашим гражданам, что прилагаем все усилия для достижения этой цели.
директор программы «Электронное правительство»,
Министерство связи и информационных технологий, Египет
Преимущества
Уменьшение
бюрократической волокиты
Исследование, проведенное Университетом Суэцкого канала (Suez Canal University), показывает, что для получения стандартной услуги людям в среднем приходится 3,5 раза приходить в одно и то же государственное учреждение. Более того, большинство услуг (например, создание компаний) требует посещения нескольких различных инстанций, что возлагает на граждан бремя лишних расходов, усилий и затрат на преодоление бюрократических препон.
Новое решение предусматривает создание единого центра, в котором люди смогут быстро и без особых усилий получать государственные услуги. Любой человек – будь то в Каире, в отдаленной деревне или за рубежом – сможет получать доступ к необходимой ему информации. Это избавит граждан от утомительной процедуры, которая отрывает их от работы, заставляет отправиться в Каир, посетить десятки различных учреждений и отстоять несколько очередей – и все это для того, чтобы просто получить единственный документ. С введением новой системы люди приобретают уверенность в том, что с помощью интернета они могут легко получать любую необходимую им услугу или документ 24 часа в сутки 7 дней в неделю.
Повышение
производительности
Автоматизация работы чиновников, несомненно, уменьшит очереди и сократит объем бумажной работы в государственных учреждениях. Однако получаемые преимущества этим не ограничиваются. Если подсчитать, сколько рабочих часов в среднем за год теряет человек, оплачивая телефонные счета, продлевая водительские права или загранпаспорт, то получается весьма солидная величина. Умножив эту цифру на общее число трудящихся, становится очевидно, что можно ежегодно экономить как минимум три миллиона рабочих часов, что должно привести к общему росту производительности труда в стране.
Расширение возможностей служащих
Благодаря автоматизации внутренних процедур государственные служащие получают в свое распоряжение инструменты для более рационального и эффективного выполнения работы. Освобождение от груза однообразных административных задач может помочь им не только повысить производительность труда, но и испытывать большую удовлетворенность от своей работы. Кроме того, здесь имеется еще один плюс в виде сокращения числа жалоб клиентов, что окажет дополнительное положительное влияние на работу служащих.
Рост экономики
Ожидается, что внедрение электронного правительства сократит среднее число посещений, которые необходимы человеку для получения стандартной государственной услуги, эта цифра должна уменьшиться с 3,5 до 1,5. Такое сокращение приведет к ежегодной прямой экономии государственных расходов в 24 млн. египетских лир3, уменьшит ежегодные закупочные расходы на 3% (60 млн. лир) и позволит снизить потери рабочего времени на 900 тыс. часов, что дополнительно сэкономит 9 млн. лир ежегодно. Кроме того, это решение будет способствовать модернизации и расширению египетской инфраструктуры телекоммуникаций и ИТ, а также повысит защиту окружающей среды благодаря улучшению условий дорожного движения.
Продукты и технологии Microsoft, используемые в проекте:
• Microsoft BizTalk Server 2002
• Microsoft Internet Security and Acceleration Server 2000
• Microsoft SQL Server 2000
• Microsoft Windows 2000 Server
___________________________________________________________________
Ссылки.
1 IVR (Interactive Voice Response, «Интерактивный голосовой ответ») – технология взаимодействия с компьютерной системой по телефону, когда система выдает голосовые сообщения, возможно, с использованием синтезатора речи из текста, а пользователь выбирает нужные действия с помощью кнопок тонового набора.
2 Киоск – интерактивная компьютерная система, как правило с сенсорным экраном, предназначенная для узкоспециальной цели и обычно расположенная в общественном месте.
3 1 египетская лира (фунт) = около 5 руб. (курс ЦБ России на август 2005 г.)
© Информационное общество, 2006, вып. 2-3, с. 1.