О журнале
Рекомендации
Использование продуктов корпорации Oracle в государственных информационных проектах ФГУП НИИ «Восход»
Мухин Н.А.
Oracle в государственных информационных
проектах ФГУП НИИ «Восход»
____________________________
Н.А. Мухин
ФГУП НИИ «Восход» является головным государственным системным интегратором и отвечает за реализацию ряда крупнейших государственных информационных проектов.
Среди этих проектов – самая большая гражданская информационная система Российской Федерации ГАС «Выборы» (функционирующая уже более 10 лет); не менее масштабный и социально значимый проект ГАС «Правосудие», ядро создаваемой с 2005 г. Системы персонального учета населения – АС «Государственный регистр населения» и др.
Эти системы характеризуются большими масштабами, территориальной распределенностью, сложными условиями эксплуатации, обрабатывают огромные объемы информации. Поэтому не случайно во всех вышеназванных системах нашли свое достойное место продукты компании Oracle. Более того, они занимают среди других компонентов системного программного обеспечения центральное место, обеспечивая реализацию основных функций по обработке информации.
Ниже приводится краткая характеристика наиболее значимых государственных информационных проектов. Начнем с «патриарха» российских государственных информационных систем – Государственной автоматизированной системы Российской Федерации (ГАС) «Выборы».
1. ГАС «Выборы»
ГАС «Выборы» – территориально распределенная информационно-телекоммуникационная автоматизированная система. Она предназначена для автоматизации рутинной деятельности избирательных комиссий в ходе подготовки и проведения выборов и референдумов, а также используется для решения задач, не связанных с проведением выборов и референдумов.
В ГАС «Выборы» на базе современной аппаратно-программной платформы реализован функционал, обеспечивающий всестороннюю информационную поддержку деятельности избирательных комиссий на всей территории Российской Федерации.
За последние 10 лет ни одни выборы в России, будь то федеральные, региональные или местные, не обходятся без использования ГАС «Выборы». За этот период в Российской Федерации проведено более 10 000 различных избирательных кампаний. С 2000 г. система стала активно использоваться и при проведении выборов в органы местного самоуправления. Применение ГАС «Выборы» позволило повысить не только оперативность, но и достоверность информации по выборам всех уровней.
В ГАС «Выборы» по-новому, на современном уровне, решены проблемы оперативного представления информации в наглядной форме средствам массовой информации. На основании данных, накопленных в системе, ЦИК России и Федеральный центр информатизации (ФЦИ) при ЦИК России издают отчеты и сборники электоральной статистики, формируют проекты нормативных документов и т. д. ГАС «Выборы» является неотъемлемым элементом демократического избирательного процесса и важным инструментом стабилизации политических и социальных процессов в российском обществе.
При создании системы выбрана стратегия построения территориально распределенной БД с тиражированием. В рамках комплексов средств автоматизации (КСА) БД является общим информационным ресурсом – интегрированной БД. При этом логическая структура интегрированных БД одинакова. Для каждого приложения определена подсхема логической схемы интегрированной БД.
Поддержка территориально распределенной БД, включающей до 3000 узлов от Камчатки до Калининградской области, выдвинула высокие требования к СУБД в части надежности, поддержания целостности, непротиворечивости данных, а также репликации данных. В наибольшей степени этим высоким требованиям по результатам нашего анализа отвечают СУБД корпорации Oracle. Для КСА ЦИК выбрана СУБД Oracle Database Enterprise Edition; для КСА избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (ИКСРФ) и территориальных избирательных комиссий (ТИК) – СУБД Oracle Database Standard Edition. Использование выбранных СУБД обеспечило полную интеграцию всех подсистем ГАС «Выборы» по данным, хранение больших объемов данных, создало основу для интеграции системы с другими государственными информационными системами.
2. ГАС «Правосудие»
Не менее социально значимой и не менее масштабной, чем ГАС «Выборы», является создаваемая Государственная автоматизированная система «Правосудие».
Объектами автоматизации ГАС «Правосудие» являются штатные подразделения и службы Верховного Суда Российской Федерации, в состав которых входят 2826 объектов, включая:
- объекты судебной системы всех уровней (2566 объектов);
- объекты судебного департамента (91 объект);
- объекты военных судов (151 объект);
- объекты поддержки системы (18 объектов).
ГАС «Правосудие» создается как территориально распределенная многоуровневая корпоративная система, соответствующая по структуре системе Судебного департамента и судов общей юрисдикции, и представляет собой совокупность комплексов средств автоматизации (КСА).
КСА является совокупностью взаимосогласованных компонентов программного, технического и информационного обеспечений, предназначенных для сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации.
ГАС «Правосудие» в соответствии с организационно-штатной структурой и полномочиями ее объектов автоматизации включает в свой состав специализированные комплексы средств автоматизации, объединяемые в рамках 19 функциональных компонент (подсистем), 4 функционально-технологических и 4 обеспечивающих подсистем.
Несмотря на серьезные технические достижения, сделанные в части разработки отечественных СУБД отдельными производителями, было принято решение, что выбор подобных СУБД в качестве основы федеральной информационной системы является очень высоким риском, так как они не отвечают стандартам промышленных программных систем.
В настоящее время на российском рынке представлены практически все производители и поставщики промышленных корпоративных СУБД, ориентированных на применение в рамках масштабных информационных систем с большим числом пользователей и высоким объемом транзакций. В их число входят IBM DB2 (IBM), MS SQL Server (Microsoft), Informix (Informix Software), Oracle (Oracle Corporation) и Sybase (Sybase).
Oracle занимает лидирующие позиции в мире на рынке СУБД и, что особенно важно, лидирует на платформах Unix и Windows. В России также обозначилось лидерство Oracle, особенно в области крупномасштабных информационных систем государственных структур. Фактически в нашей стране СУБД Oracle стала стандартом для государственных информационных систем.
В настоящее время по совокупности характеристик СУБД Oracle представляет собой систему, в наибольшей степени подходящую, по критериям соответствия, в качестве основы проектируемой системы ГАС «Правосудие». При этом, исходя из характеристик комплексов средств автоматизации, для КСА СД, КСА РОСД, КСА ССРФ, КСА ОВС, КСА ГВС, КСА РС применяется Oracle Standard.
__________________________________
РЕШЕНИЯ ORACLE ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.
Совершенствование системы управления государственного аппарата и проведение бюджетной реформы ставят все новые и новые задачи перед существующими системами автоматизации функций государственного управления. Вопросы цифровой подписи, юридической силы электронных документов, проведения электронных тендеров по-прежнему являются ключевыми направлениями совершенствования законодательной базы в области автоматизации функций государственных органов.
Решения Oracle для федеральных, региональных и местных органов власти, для государственных организаций и предприятий позволяют создавать системы, полностью соответствующие динамично развивающемуся законодательству в области государственного управления. Это достигается в основном за счет широких возможностей настройки существующих приложений комплекса Oracle E-Business Suite. Данный комплекс позволяет также решить проблему «лоскутного одеяла», то есть ситуации, когда пересекающиеся и взаимосвязанные информационные потоки и функции государственного управления автоматизированы различными программными продуктами, не предполагающими совместной работы. Комплекс Oracle E-Business Suite для государственных организаций и предприятий представляет собой набор полностью интегрированных приложений, необходимых для автоматизации управления деятельностью структур государственного сектора.
Кроме соответствия законодательной базе и требованиям интеграции сектор государственного управления предъявляет повышенные требования к вопросам обеспечения безопасности и конфиденциальности информации. Система защиты данных, созданная Oracle и применяемая в комплексе Oracle E-Business Suite, обеспечивает высокий уровень безопасности и успешно прошла сертификацию по российским стандартам до класса 1Г включительно.
Решения Oracle используются во многих передовых и динамично работающих госучреждениях в разных странах мира. В их числе правительственные ведомства и организации Австралии, США, Великобритании, Германии, Гонконга, Дании, Казахстана, Канады, Норвегии, Сингапура и Франции.
С помощью информационных систем, построенных на основе комплекса приложений Oracle E-Business Suite, можно решать следующие задачи:
- управление процессом бюджетирования;
- управление финансами и ведение бухгалтерского учета;
- управление комплексом государственного имущества;
- управление государственными закупками;
- управление обучением.
___________________________________________
3. Система «Государственный регистр населения»
Следующий проект, о котором стоит сказать несколько слов, – это создание в рамках Системы персонального учета населения автоматизированной системы «Государственный регистр населения».
Актуальность создания государственного регистра населения обусловлена прежде всего острой необходимостью повышения эффективности использования существующих и реализации новых автоматизированных систем по учету различных категорий населения для усиления борьбы с терроризмом и нелегальной миграцией, эффективной поддержки проведения реформ в сферах обеспечения государственной социальной поддержки населения, пенсионного обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства.
В условиях отсутствия единой централизованной информационной системы обеспечения деятельности органов записи актов гражданского состояния и органов внутренних дел по учету первичных идентификационных данных, а также средств автоматизированного взаимодействия соответствующих баз данных между собой введение уникального для каждого человека ИПД потребует создания отдельного информационного ресурса – единого государственного регистра населения.
Государственный регистр населения (далее – ГРН) является ядром системы персонального учета населения, реализуемым на первом этапе ее создания, и обеспечивает возможность обеспечения доступа к персональным данным о конкретном человеке, размещаемым в различных ведомственных и региональных информационных системах учета населения на основе ИПД.
ГРН будет включать ИПД всех лиц, пребывающих и проживающих на территории Российской Федерации, независимо от их возраста, и минимально необходимый для идентификации личности набор персональных сведений.
Включение первичных идентификационных сведений о человеке в состав ГРН, поддержание их в актуальном состоянии за счет интеграции с источниками их появления и изменения, а также присвоение каждой уникальной записи первичных идентификационных данных ИПД позволит по мере подключения новых ведомственных систем отказываться от необходимости использования в них первичных идентификационных данных. Подключение к ГРН любых информационных систем учета населения в обязательном порядке предусматривает присвоение всем записям персональных данных соответствующего им ИПД. ИПД является основой для получения персональных данных о конкретном лице, содержащихся в различных системах учета населения, объединенных на основе общих регламентов, интерфейсов и инфраструктуры взаимодействия.
ГРН предлагается развивать как эталонную базу данных, содержащую идентификационные данные о населении, которые могут быть использованы всеми автоматизированными информационными системами персонального учета населения Российской Федерации для получения актуальных и легитимных первичных идентификационных данных. Так, ведомства и уполномоченные организации смогут при вводе персональных данных о человеке запрашивать его ИПД и сверять идентификационные данные, полученные из ГРН, с данными, приведенными в документах, удостоверяющих его личность.
На основе анализа вышеприведенных характеристик системы ГРН в качестве СУБД на федеральном уровне используется Oracle Database Server Enterprise Edition и на региональном уровне – Oracle Standard.
4. Автоматизированная система изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения (Система)
Разрабатываемая стратегическим альянсом соисполнителей во главе с НИИ «Восход» система позволит обеспечить эффективное информационное взаимодействие правоохранительных и контрольных органов, оснастить паспортно-визовые отделы самым современным биометрическим оборудованием (включая сканеры 3D лица), пункты пропуска – современными программно-техническими средствами контроля, сбора и передачи информации (в том числе биометрической), наладить обмен данными с другими автоматизированными системами (например, АС «Государственный регистр населения»), сформировать межведомственный информационный банк данных о выданных заграничных паспортах гражданам Российской Федерации, банк данных о проследовавших через государственную границу Российской Федерации, использовать предварительную информацию, получаемую из различных источников, в том числе зарубежных (информация о предварительном въезде), в целях быстрого пропуска через государственную границу законопослушных граждан и выявления нарушителей правил пересечения государственной границы.
Наиболее тесное взаимодействие в рамках данной автоматизированной системы предусматривается между ФМС России, ФСБ России, МВД России, МИД России, а также другими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предлагаемая автоматизированная система создаст предпосылки для существенного сокращения возможности проникновения на территорию Российской Федерации незаконной трансграничной миграции, членов террористических и экстремистских организаций, придаст паритетность условиям въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию и российских граждан – в иностранные государства, повысит степень доверия к документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за рубежом, упростит процедуру контроля при пересечении государственной границы Российской Федерации и границ иностранных государств.
Особую роль в проекте играет созданный и развернутый на стенде института функциональный макет информационно-технологической инфраструктуры Системы, моделирующей весь процесс изготовления, оформления и контроля заграничных документов нового поколения, а также основные условия функционирования Системы. По сути, данный макет стал прообразом центра технологического обучения и антикризисного управления Системы и целиком поддерживает работу пилотной зоны Системы. Пилотная зона реализуется в многозвенной иерархической архитектуре, по единым принципам, применяемым как к составным частям Системы, так и ко всей Системе в целом. Пилотная зона Системы включает следующие типы объектов:
- центры обработки данных ведомственных сегментов ФМС России, ФСБ России; МИД России и др. (всего 5 центров);
- единую транспортную подсистему, охватывающую Москву и всю Калининградскую область;
- программно-технические средства территориального уровня всех ведомственных сегментов, реализующих различные функции, например функции пункта пропуска или паспортно-визового отдела, всего порядка 100 объектов.
Каждый компонент Системы реализуется в трехуровневой архитектуре, представляющей информационную систему в виде совокупности трех компонент: сервера баз данных, клиентского приложения и сервера приложений, отвечающего за выполнение логики приложения.
Основными преимуществами выделения логики приложения в отдельную составляющую являются возможность повторного использования логики приложения, повышение производительности используемого сервера базы данных, возможность масштабирования системы в целом и относительная независимость системы от конкретного производителя системы управления базами данных. Преимущества трехуровневой архитектуры проявляются в достаточно крупных системах.
Линейка программных продуктов корпорации Oracle целиком покрывает потребности данной концепции построения компонент Системы.
Так, например, поскольку ядром любого компонента Системы является сервер приложений, то для реализации сервера приложений можно использовать продукты корпорации Oracle, полностью удовлетворяющие спецификации J2EE.
СУБД Oracle также предполагается использовать на объектах, где требования в части надежности, поддержания целостности и непротиворечивости данных особенно высоки. В качестве примера можно назвать центр обработки данных ФМС России, где планируется использование продуктов Oracle.
5. Информационная безопасность
Функционирование государственных информационных систем немыслимо без обеспечения надлежащего уровня информационной безопасности.
Реализация требований по защите информации достигается за счет создания в составе государственных информационных сис-
тем выделенной подсистемы информационной безопасности на основе использования комплексных программно-аппаратных решений. При этом существуют строгие законодательные ограничения на использование для обеспечения информационной безопасности тех или иных продуктов.
Новейшие версии программных продуктов фирмы Oracle предоставляют определенные возможности по построению многоэшелонированных систем защиты информации, включая криптографические возможности. Однако нерешенность ряда вопросов по увязке применяемых решений с требованиями российского законодательства ограничивает возможности по применению этих новейших продуктов в государственных информационных системах.
Поэтому решение полного комплекса вопросов по приведению продуктов корпорации Oracle в соответствие с требованиями российского законодательства в области защиты информации послужит дальнейшим стимулом к расширению сферы примене-
ния этих продуктов.
______________________________________________
Мухин Николай Александрович - Первый заместитель директора ФГУП НИИ "Восход".
© Информационное общество, 2006, вып. 2-3, с. 149-152.