О журнале
Рекомендации
О проекте по созданию национальной телемедицинской сети Российской Федерации
Виноградов А.И.
телемедицинской сети Российской Федерации
____________________
Телекоммуникационные технологии стали лидерами технического прогресса. Они порождают экономический рост, создают условия для свободного обращения в качестве больших массивов информации, приводят к существенным социально-экономическим преобразованиям. Эти технологии создали базу для принципиально нового направления в организации и оказании медицинской помощи населению - телемедицины. О том, что сулят эти новшества россиянам, рассказывает корреспонденту нашего журнала заместитель руководителя Федерального агентства по информационным технологиям Александр Игоревич Виноградов.
– В каком состоянии находится телемедицина в России в настоящее время? Есть ли национальные особенности ее развития?
– Телемедицина в нашей стране имеет довольно длительную историю, но, несмотря на это, используемые в настоящее время концептуальные подходы в вопросах ее инфраструктуры не полностью учитывают российскую специфику. Речь идет об особенностях социально-экономической ситуации в сельской местности и отдаленных районах, демографической ситуации в приграничных районах, участившихся угрозах террористических актов и техногенных катастроф. В то же время применение телемедицины становится все более актуальным и связано это, на мой взгляд, не только с тем, что президент РФ Владимир Путин включил здравоохранение в число национальных приоритетов развития страны. Возрастающая потребность в телемедицинских услугах определяется целым рядом факторов. Среди них – освоение новых территорий для экономической деятельности, осознание человеческого фактора как причины возникновения экстремальных ситуаций и катастроф, неравномерность распределения трудовых ресурсов, в частности, квалифицированных медицинских кадров. В обозримой перспективе указанные тенденции будут только усиливаться, поэтому спрос на такие телемедицинские услуги, как телеконсультации и дистанционное обучение, будет расти. На мой взгляд, лучшим выходом в сложившихся обстоятельствах станет создание национальной телемедицинской сети Российской Федерации.
– Что собой будет представлять национальная телемедицинская сеть?
– Первичным звеном сети должны стать базовые узлы подключения /БУП/ для экспресс-исследования состояния здоровья. По сути, здесь должен осуществляться первичный мониторинг состояния здоровья гражданина. Он позволит получить первичные данные для оценки психофизиологического состояния человека и выдать рекомендации, к каким специалистам следует обратиться. В регионах – в муниципальных образованиях, в населенных пунктах – приемные отделения базовых узлов подключения к телекоммуникационной сети могут быть расположены в поликлиниках и больницах, общеобразовательных учреждениях, военкоматах и т.д. Далее по иерархии будут идти муниципальные, региональные, окружные и федеральные телемедицинские центры, куда последовательно будет передаваться вся необходимая информация. Во главе национальной телемедицинской сети должен стоять главный научно-информационный вычислительный центр. Такая архитектура позволит обрабатывать информацию на каждом уровне и, при необходимости, передавать ее выше. Например, если квалификации медицинского персонала на уровне района недостаточно для уточнения диагноза либо выбора методики лечения, то подключается вышестоящий по иерархии телемедицинский центр, оснащенный самой современной аппаратурой и укомплектованный более квалифицированными специалистами. И так далее. Таким образом, мы получим иерархическую структуру, на каждом уровне которой будут повышаться ее диагностические и профилактические возможности.
Вся собранная информация будет храниться в виде структурированных идентификационных данных. На пациента, обратившегося первый раз, будет заводиться специальная телемедицинская карта – универсальный ключ доступа к его персональным сведениям, обеспечивающий их конфиденциальность. С помощью этой карты в любом уголке страны человек сможет получить медицинскую помощь, а врач – узнать о состоянии здоровья пациента и назначенных ему ранее лекарствах. Независимо от того, в каком российском регионе будет проходить обследование, у гражданина не возникнет никаких проблем со страховыми организациями и получением льготных лекарственных препаратов. Принципы, положенные в основу телемедицинской сети, дадут возможность обеспечить действенность медицинских документов на межрегиональном уровне.
– Каковы предпосылки для реализации такого проекта? В какую сумму Вы оцениваете затраты?
– У нас сейчас есть все необходимое для создания телемедицинской сети. Во-первых, поставщики телемедицинских услуг и врачи-специалисты. Во-вторых, потребители таких услуг, то есть мы с вами. И, в-третьих, разработчики телемедицинской сети, в число которых входят как государственные, так и коммерческие структуры. Наконец, уже существуют действующие телемедицинские средства и системы, а также нормативно-правовая база, куда входит ряд федеральных законов и нормативных документов министерств и ведомств. Однако этого недостаточно для того, чтобы развернуть проект в масштабах всей страны.
Прежде всего, правовое урегулирование создания инфраструктуры телемедицинской сети все еще далеко от совершенства, хотя определенные шаги в этом направлении предпринимаются. Министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман направил письмо в адрес председателя межпарламентской ассамблеи СНГ, председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергея Миронова с предложением разработать проект федерального закона на тему: «Государственная программа /Генеральный план/ построения инфраструктуры российской телемедицинской сети». Такой закон нужен прежде всего для того, чтобы четко регламентировать инфраструктурные и финансовые вопросы, закладывать в бюджет страны расходы на развитие телемедицинской сети.
Что касается предварительной оценки затрат, то в качестве примера могу привести стоимость реализации такого проекта в масштабе Центрального федерального округа, которая оценивается в 2,8 млрд. руб.
– Какие ведомства занимаются у нас вопросами телемедицины, что уже создано в этом направлении?
– Вопросами телемедицины у нас занимается шесть министерств, в том числе Мининформсвязи России и Минздравсоцразвития России, а также большое количество коммерческих организаций. Уже созданы восемь телемедицинских центров федерального значения, реализуются «Московский телемедицинский проект», ориентированный на создание корпоративной сети, объединяющей федеральные телемедицинские учреждения; программы «Телемедицина МТС» и «Дети Севера». Существует и активно работает Санкт-Петербургская ассоциация телемедицины, у которой есть филиалы в 56-ти регионах. Мы готовы и будем привлекать их для участия в реализации проекта. Сейчас создается межведомственная рабочая группа /МРГ/ с участием представителей Мининформсвязи России, Минздравсоцразвития России, Совета Федерации РФ, Российской академии медицинских наук. Среди основных задач МРГ – подготовка предложений в сфере применения телемедицинских технологий, построения инфокоммуникационной инфраструктуры национальной телемедицинской сети, проведения государственной политики в этой сфере, координации процессов разработки и оптимизация затрат.
– С чего начнется создание национальной телемедицинской сети?
– Во-первых, с аудита существующей инфраструктуры, системы обмена информацией, то есть так называемой «протокольной части», а также состояния систем обеспечения безопасности циркулирующей в сети информации. Вероятно, для обеспечения безопасности будет выбрано наиболее доступное и экономически целесообразное решение – использование дополнительных средств защиты с требуемым уровнем конфиденциальности. Кроме того, могут использоваться алгоритм идентификации личности, разграничение доступа по уровням сети, доступ по паролю и другие методы, в том числе и ранее не применявшиеся в подобных системах. Особо хочу отметить, что для осуществления контроля за соблюдением законодательства о персональных данных предлагается (исходя из опыта зарубежных стран) создание уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных – после принятия соответствующего федерального закона РФ. Этот орган будет наделен полномочиями, необходимыми для рассмотрения жалоб граждан на нарушение правил сбора и обработки их персональных данных, а также проведения соответствующих расследований.
Кроме этого, необходимо знать точно, какие интегрированные телемедицинские системы уже существуют и что нужно построить дополнительно. Не менее важно решить вопросы, связанные с эксплуатацией системы: какова будет стоимость использования сети, кто будет финансировать ее поддержание в работоспособном состоянии, из каких источников оплачивать работу обслуживающего персонала и так далее. Обеспечить реализацию столь масштабного и социально важного проекта поможет, как говорилось выше, разработка и принятие федерального закона «Государственная программа /Генеральный план/ построения инфраструктуры российской телемедицинской сети».
– Каковы ожидаемые результаты создания телемедицинской сети?
– Основные результаты: создание инфраструктуры национальной телемедицинской сети; введение универсальной телемедицинской карты гражданина Российской Федерации, обеспечивающей получение медицинских услуг и лекарственных препаратов независимо от социального статуса и места жительства; создание унифицированных мобильных телемедицинских центров для гражданских, военных и лиц, приравненных к ним; создание сетей профессиональной связи для медицинских учреждений и медработников. Кроме того, внедрение телемедицины облегчит доступ граждан к услугам высококвалифицированных медицинских центров вне зависимости от центров проживания. Все это позволит существенно улучшить демографическую ситуацию, будет способствовать естественному приросту населения за счет улучшения качества жизни граждан, а также даст возможность оптимизировать состояние трудовых ресурсов в Российской Федерации.
Виноградов Александр Игоревич - заместитель руководителя Федерального агентства по информационным технологиям.
© Информационное общество, 2006, вып. 1, с. 4-6.