Корпоративная автоматизированная система здравоохранения города Москвы (КАИС «МОСГОРЗДРАВ»)
Поляков С.В., Костомарова Л.Г., Щаренская Т.Н., Илюшин Г.Я.

Корпоративная автоматизированная система здравоохранения города Москвы
(КАИС «МОСГОРЗДРАВ»)

___________________________________________

С.В. Поляков, Л.Г. Костомарова, Т.Н. Щаренская, Г.Я. Илюшин



Информатизация городского здравоохранения реализуется как процесс построения корпоративной автоматизированной информационной системы (КАИС), отражающей функционально-организационную структуру отрасли и связи ее организационных элементов. КАИС «МОСГОРЗДРАВ» представляет собой иерархию взаимодействующих территориально-распределенных информационных систем, ориентированных на решение медицинских и управленческих задач городского здравоохранения (АИС «Горздрав») и специфических задач системы обязательного медицинского страхования (АИС ОМС).

Масштаб КАИС определяется масштабом системы охраны здоровья города, объединяющей около 1000 медицинских учреждений различного профиля и направленности, медицинских служб и организаций. Объем оказываемой медицинской помощи составляет около 92 000 тыс. посещений ЛПУ города за год.

В учреждениях городского здравоохранения работает 40.721 врачей, 73.433 средних медработников и 18.593 прочего персонала. Число руководителей составляет 1.851 человек.

В информационном плане основой корпоративной информационной системы является совокупность баз, банков и хранилищ данных, содержащих отраслевые информационные ресурсы, формирование которых осуществляется самостоятельно в своей части субъектами здравоохранения и системы ОМС в рамках локальных информационных систем, взаимодействующих на основе телекоммуникационной сети. С учетом того, что в системе аккумулируется не только медицинская, но и представительная социально-экономическая информация, она может выступать в роли информационного обеспечения любых органов управления администраций территорий.

КАИС «Мосгорздрав» представляет собой комплекс организационно и технологически связанных территориально-распределенных информационных систем, относящихся к четырем возможным уровням: уровень локальных информационных систем лечебно-профилактических учреждений, уровень ИС медицинских служб (ведомственный), интеграционный отраслевой и интеграционный городской (рис. 1). Информационные системы всех уровней подключены к единой корпоративной сети здравоохранения города Москвы.


___________________________________________________________________________________

Рис. 1. Общая структура КАИС "МОСГОРЗДРАВ"

____________________________________________________________________________________



Уровень медицинских
информационных
систем ЛПУ

Представлен локальными системами автоматизации стационарных ЛПУ (многопрофильных больниц, специализированных больниц и госпиталей) и системами автоматизации амбулаторно-поликлинических ЛПУ (поликлиник, женских консультаций, диагностических центров и диспансеров). Всего – 925 ЛПУ, в том числе 729 – амбулаторно-поликлинических и 159 – стационаров (рис. 2).

_______________________________________________________________________________

Рис. 2. Типы медицинских информационных систем ЛПУ

______________________________________________________________________________


Это наиболее масштабный уровень автоматизации, где объектами автоматизации являются как административно-хозяйственная, так и лечебно-диагностическая деятельность.

Наибольшую актуальность в настоящее время имеет вопрос согласования типовых проектных решений при создании автоматизированных информационных систем на уровне лечебно-профилактических учреждений. Явно недостаточное финансирование научных и проектных работ по созданию информационных систем как по линии Департамента здравоохранения, так и по линии Городского Фонда обязательного медицинского страхования привело к дефициту качественных типовых проектов, отвечающих современным требованиям по многим направлениям информатизации здравоохранения.

До настоящего времени основным направлением автоматизации ЛПУ была деятельность в условиях ОМС и административно-хозяйственная деятельность, что позволило внедрить системы бухгалтерского учета и отчетности, управления кадровой деятельностью практически во все ЛПУ города.

Повышение качества лечебно-диагностического процесса может быть обеспечено за счет автоматизации лечебно-диагностической работы ЛПУ (комплексного внедрения медицинских информационных систем - МИС).

В качестве приоритетного объекта автоматизации больничных и амбулаторно-профилактических учреждений на данном этапе развития КАИС «МОСГОРЗДРАВ» должен рассматриваться лечебно-диагностический процесс, объединяющий деятельность основных подразделений ЛПУ, организационно-связанных в его реализации, включая деятельность регистратуры и приемного отделения.

В настоящее время лишь в небольшом числе учреждений (около 5%) внедрены и развиваются комплексные МИС. Среди них большее число внедрено в ЛПУ стационарного типа.


Уровень информационных систем медицинских служб ДЗМ

Представляет собой совокупность отдельных самостоятельных корпоративных подсистем и информационных ресурсов, обеспечивающих информационную поддержку отраслевых процессов управления (рис. 3).

_______________________________________________________________


Рис. 3. Уровень информационных систем медицинских служб ДЗМ

__________________________________________________________________


К числу систем этого уровня относятся системы городских медицинских служб (КАСУ СС и НМП, АИАС «Медицина катастроф», АИАС «Служба СМЭ» и др.), а также специализированных медицинских служб.

Специализированные профильные медицинские службы представляют собой сложные, территориально разнесенные структуры с многотысячными контингентами пациентов и разветвленными информационными потоками.


Интеграционный
отраслевой уровень
системы
  • На этом уровне должно обеспечиваться решение следующих задач:
  • хранение и поддержка метаданных отдельных подсистем КАИС «МОСГОРЗДРАВ», словарей, справочников и других информационных структур, имеющих корпоративное (ведомственное) значение, которые должны использоваться более чем одной подсистемой (рис. 4);
__________________________________________________________________


Рис. 4. Интеграционный отраслевой уровень системы.

_____________________________________________________________________

  • обеспечение навигации по отдельным подсистемам КАИС «МОСГОРЗДРАВ»;
  • реализация взаимодействия пользователей общегородской системы (сотрудники других ведомств и организаций, население) с отдельными подсистемами КАИС «МОСГОРЗДРАВ»;
  • идентификация, определение и управление правами доступа всех корпоративных пользователей системы, имеющих доступ к информации отдельных подсистем.

Одной из важных подсистем этого уровня является сервер приложений Департамента здравоохранения города Москвы. Сервер приложений должен содержать совокупность информационно-аналитических систем для поддержки деятельности аппарата управления здравоохранением, включая:
  • комплекс функционально-ориентированных информационных подсистем, обеспечивающих сбор, обработку, хранение и выдачу отчетной статистической и оперативной информации по уровням ЛПУ – округ – город и предусматривающих межведомственное взаимодействие с информационными системами органов исполнительной власти, статистики, ЗАГСами, Роспотребнадзора, социальной защиты и др.;
  • комплекс технологических подсистем, обеспечивающих информационный обмен и интеграцию данных по уровням управления по заданным правилам при соблюдении стандартов обмена данными;
  • комплекс информационно-аналитических подсистем, обеспечивающих решение задач анализа показателей заболеваемости населения, анализа деятельности субъектов здравоохранения, планирования объемов медицинской помощи и распределения ресурсов, оценки качества и результативности медицинской помощи, а также представление обработанной, наглядно интерпретированной информации и подготовку проектов решений для органов управления здравоохранением и городом;
  • комплекс моделей, обеспечивающих имитацию функционирования отдельных объектов и служб, моделирование стратегий охраны здоровья на территории, прогнозирования состояния здоровья, а также имитацию медико-демографических процессов, таких как развитие эпидемических заболеваний, диспансеризация населения и др.;
  • автоматизированную систему документооборота отрасли здравоохранения;
  • корпоративную систему классификации и кодирования медицинской информации, юридические и правовые базы данных;
  • службу корпоративной электронной почты.
Городской уровень
системы

Городской уровень КАИС является составной частью общегородской информационной системы – метасистемы городской целевой программы «Электронная Москва» (вертикальные проекты метасистемы, МЭМ). На этом уровне будет осуществляться реализация запросов пользователей общегородской информационной системы к той части информационных ресурсов КАИС «МОСГОРЗДРАВ», которые имеют общегородское значение.

На сервер приложений возлагаются функции пользовательского интерфейса для предоставления на рабочие места пользователей общегородской системы необходимых данных. К настоящему времени в состав МЭМ в качестве одного из вертикальных проектов включен проект «Удаленная регистратура», функциональное назначение которого ограничено бронированием медицинских услуг (рис. 5).


_________________________________________________________________________________


Рис. 5. Городской уровень КАИС "МОСГОРЗДРАВ" и городские системы, с которыми необходима интеграция

_____________________________________________________________________________________

Телекоммуникации


Корпоративная сеть Департамента здравоохранения Москвы (ДЗМ) выполняет следующие функции:
  • связывает сетью передачи данных все объекты системы здравоохранения г. Москвы;
  • обеспечивает подключение к интернету учреждений здравоохранения.

Транспортная среда для организации телекоммуникационной сети построена на основе МВОС.

Все автоматизированные информационные системы КАИС на коммуникационном уровне должны быть объединены каналами корпоративной сети здравоохранения.

Корпоративная сеть здравоохранения должна обеспечивать удаленный регламентированный доступ авторизованных пользователей корпоративной сети к корпоративным информационным ресурсам и сервисам Департамента здравоохранения (рис. 6).


____________________________________________________________________________


Рис. 6. Схема телекоммуникационного взаимодействия пользователей с КАИС "Мосгорздрав"

______________________________________________________________________________

Отдельным группам или перечням пользователей должен быть предоставлен также доступ к определенным информационным ресурсам и сервисам других корпоративных сетей, прежде всего к информационным ресурсам здравоохранения, включая АИС МГФОМС. Особенности этого доступа должны быть определены специально для этой цели созданным регламентом межкорпоративного взаимодействия.

Отдельным компьютерам и группам пользователей, подключенным к корпоративной сети, должен быть обеспечен доступ к информационным ресурсам интернета, разрешено on-line взаимодействие (в том числе в режиме видеоконференций) с компьютерами, установленными в федеральных, ведомственных и частных лечебных учреждениях. С другой стороны, отдельным компьютерам и пользователям других корпоративных систем и некоторым авторизованным пользователям интернета должен предоставляться регламентированный доступ к корпоративным данным Департамента здравоохранения города Москвы.

_________________________________________________________

Поляков Сергей Викторович - Первый заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы, кандидат медицинских наук, профессор.

Костомарова Людмила Григорьевна - Заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы - директор Научно-практического центра экстренной медицинской помощи (НПЦ ЭМП), доктор медицинских наук, профессор.

Щаренская Тамара Николаевна - Заместитель директора НПЦ ЭМП по информатизации, кандидат технических наук.

Илюшин Геннадий Яковлевич - Заведующий лабораторией Института проблем информатики РАН, кандидат технических наук.


&copy Информационное общество, 2006, вып. 1, с. 20-25.