Мониторинг развития электронного здравоохранения: европейский опыт и постановка задачи для России
Шапошник С.Б.

Мониторинг развития электронного здравоохранения: европейский опыт и постановка задачи для России

______________________________

С.Б. Шапошник



Важную роль в разработке и реализация программ развития здравоохранения на

основе ИКТ играет налаженная система мониторинга. Она выполняет функцию обратной связи и позволяет (а) контролировать результаты выполнения программ и следить за продвижением к целевым показателям; (б) получать необходимую информацию о возникающих диспропорциях и препятствиях для своевременной корректировки программ и стратегий развития электронного здравоохранения.

Работы по разработке систем показателей, классификаций и инструментария для мониторинга развития электронного здравоохранения активно ведутся как на национальном уровне, так и международными организациями, однако в полном объеме эта задача все еще не решена.


Опыт Европейского Союза

Одним из международных центров разработки показателей развития электронного здравоохранения является Европейский Союз. В рамках программы «Электронная Европа» с самого начала в качестве одного из приоритетных направлений электронного развития рассматривалось использование ИКТ в медицине и предоставление электронных услуг в этой области населению (e-Health). Среди 14 ключевых «политических показателей» электронного развития, утвержденных Европейской Комиссией для программы «Электронная Европа 2005», два относятся к электронному здравоохранению: доля населения, использующего интернет для поиска медицинской информации, и доля врачей общей практики, использующих электронные медицинские карты.

Утвержденной общей системы показателей для мониторинга электронного здравоохранения и рекомендуемого инструментария пока в ЕС нет, но основа европейских мониторинговых исследований и дальнейших разработок в этой области заложена в специальных исследованиях Евробарометра и результатах реализованных Европейской Комиссией проектов по разработке показателей развития информационного общества (SIBIS, BISER, PRISMA). В частности, в указанных исследованиях предлагались и использовались следующие показатели:

  • Показатели использования интернета населением для получения медицинской информации и услуг [1, 2, 10]:

интерес к получению онлайновых услуг и готовность за них платить;

поиск медицинской информации в интернете;

причины поиска информации, доступность требуемой информации, пригодность найденной информации, уровень доверия к различным поставщикам информации;

готовность использовать различные медицинские ИКТ-приложения

  • Показатели использования ИКТ врачами общей практики (3,4,5,6,7,9):

- доступ к компьютеру и интенету на рабочем месте;

– использование различных ИКТ для работы;

– использование интернета для поиска информации, взаимодействия с коллегами, другими ЛПУ, аптеками и пациентами, обмена медицинскими электронными картами;

– использование электронных медицинских карт пациентов;

– использование электронной цифровой подписи;

– наличие и использование веб-сайта практики.


Россия: мониторинг использования ИКТ в медицине


Федеральное государственное статистическое наблюдение



Федеральное государственное статистическое наблюдение за использованием ИКТ в экономике России, проводимое по форме №3-информ (сюда входят и учреждения здравоохранения), обладает целым рядом недостатков: форма ориентирована главным образом на коммерческие организации, не учитывает специфику использования ИКТ в здравоохранении, методически несовместима с международными стандартами, сведения предоставляются далеко не всеми организациями отрасли. Отраслевые формы статистического наблюдения практически не затрагивают вопросов использования ИКТ. В одной из основных в сфере здравоохранения форм федерального статистического наблюдения (№ 30) присутствуют только вопросы о наличии компьютеров, выхода в интернет и отдельных видов медицинского оборудования с цифровыми технологиями. В результате существует дефицит достоверной информации об использовании ИКТ в здравоохранении, что не позволяет создать адекватную основу для проведения анализа, прогнозирования и раз­работки политики в этой сфере.

Мониторинг электронного здравоохранения:
пример Москвы

В 2003 году в рамках городской целевой программы «Электронная Москва» Институтом развития информационного общества (ИРИО) была разработана система мониторинга движения Москвы к информационному обществу, включающая специальный раздел, посвященный использованию ИКТ в здравоохранении столицы.

Разработанный ИРИО подход основан на концептуальной схеме анализа «электронной готовности» (e-readiness assessment), отличительной особенностью которой является ориентация на показатели и комплексный анализ факторов электронного развития наряду с анализом использования ИКТ в ключевых сферах деятельности (в образовании, здравоохранении, культуре, бизнесе, государственном управлении, быту).

В последние годы, по мере увеличения интеграции ИКТ в различные сферы деятельности, происходит специализация ИКТ-приложений, отвечающая специфике каждой предметной области. Мониторинг должен учитывать эти особенности, поэтому для здравоохранения, как и для других областей, была разработана собственная система показателей, а для проведения социологических опросов и сбора данных – специализированный инструментарий.

Подход к мониторингу использования ИКТ для развития здравоохранения в целом повторяет концептуальную схему мониторинга электронного развития: мониторинг электронного здравоохранения проводится как по показателям готовности отрасли (факторов электронного развития), так и по показателям использования ИКТ. Готовность рассматривается в двух основных аспектах: доступ к ИКТ (обеспеченность лечебно-профилактических учреждений компьютерами, цифровым оборудованием, телекоммуникациями и специальными информационными системами) и готовность человеческого капитала (наличие навыков и специальной подготовки у медицинского персонала, доступа к ИКТ на рабочем месте и дома и др.). Мониторинг использования ИКТ в сфере здравоохранения, в свою очередь, осуществляется с точки зрения показателей интеграции информационных технологий в профессиональную деятельность, а также по показателям предоставления медицинской информации и услуг на основе ИКТ и их использования населением.

Разработанная система мониторинга развития электронного здравоохранения строится на сочетании государственной и ведомственной статистики с системой периодических представительных опросов населения, ЛПУ и медицинских работников, выполняемых профессиональными социологическими организациями. Такой подход позволяет получить достоверную и полную информацию о существенных аспектах развития электронного здравоохранения. Система показателей учитывает опыт ЕС и других стран, но включает более широкий набор показателей использования ИКТ в сфере здравоохранения населением, медицинским персоналом и лечебно-профилактическими учреждениями.

На основе разработанной методологии в 2004-2005 гг. ИРИО в Москве были проведены два цикла мониторинговых исследований. Полученные результаты позволили сделать несколько наблюдений, характерных и для России в целом:

  • При относительно высоких показателях использования интернета для поиска медицинской информации, использование населением услуг на основе ИКТ в сфере здравоохранения остается на низком уровне. В частности, используют интернет и электронную почту для консультаций с врачами менее 7% москвичей – пользователей интернета, в то время как в ЕС и США этот показатель превышает 80%. В первую очередь это связано с отсутствием предложения: лишь отдельные муниципальные ЛПУ предоставляют услуги на основе ИКТ пациентам (удаленная регистратура, консультации с врачами, телемониторинг и т.п.), наблюдением пациентов с использованием интернета занимается незначительный процент врачей, в то время как в среднем по ЕС этот показатель превышает 25%, а для Дании – 75%.
  • Низкий уровень интеграции ИКТ в профессиональную деятельность врачей является отражением общего низкого уровня автоматизации профильных деловых процессов в учреждениях здравоохранения. Пока компьютеризация и автоматизация, как правило, охватывают административно-финансовый блок, использование ИКТ, информационных систем для осуществления основной деятельности, как и соответствующая ИКТ-инфраструктура учреждений, находятся на начальных этапах развития.
Создание национальной системы мониторинга развития электронного здравоохранения:
постановка задачи

Значимость использования ИКТ для повышения доступности и качества предоставляемых населению медицинских услуг, а также выбор здравоохранения в качестве одного из приоритетных национальных проектов делают весьма актуальной задачу создания национальной системы мониторинга развития электронного здравоохранения в России, которая должна стать важным инструментам обеспечения обратной связи при разработке и реализации политики развития здравоохранения на основе ИКТ. Организационно система мониторинга может создаваться как часть единой системы мониторинга в интересах реализации национальных проектов или в рамках системы мониторинга развития информационного общества в России. Возможен также (хотя менее рационален) чисто отраслевой подход. В любом случае для имплементации системы мониторинга должны быть решены следующие задачи:

1. Разработка концептуальных основ мониторинга (концепция и предметные области, основные понятия электронного здравоохранения, классификаторы и т.п.).

2. Разработка системы показателей развития здравоохранения на основе ИКТ, согласованной с целями национальных проектов и программ в области здравоохранения и развития информационного общества.

3. Разработка инструментария для сбора первичных данных (формы статистической отчетности, анкеты и методы проведения социологических и специальных исследований).

4. Разработка методик обработки первичных данных и расчета показателей.

5. Создание программно-технического обеспечения мониторинга (разработка информационной системы сбора, хранения и статистической обработки первичных данных).

6. Формирование организационной инфраструктуры мониторинга – обеспечение системы сбора первичных статистических данных, создание или выбор оператора системы мониторинга, в функции которого должны входить организация проведения исследований, обработки первичных данных, анализа результатов мониторинга и подготовки аналитических отчетов и публикаций.

7. Создание нормативно-правовой базы мониторинга (система нормативных актов, определяющих состав показателей развития электронного здравоохранения, утверждающих формы статистической отчетности и порядок сбора первичных данных, использования результатов мониторинга и их публикации).

Ни одна из этих задач на федеральном уровне в России пока не решена и официально даже не поставлена.


Литература


1. Eurobarometer 50.1: Measuring Information Society. 1999.

2. SeniorWatch Older People and Information Society Technology. Deliverable No. 5.1. 2002.

3. Eurobarometer 58.0: European Union citizens and sources of information about health. 2003.

4. Flash Eurobarometer 80. 2000.

5. Flash Eurobarometer 104. 2001.

6. Flash Eurobarometer 126. 2002.

7. Central and Eastern Europe Information Society Benchmarks. Survey Results Objective 3: Stimulate the use of the Internet. – September 2004.

8. e-Health - making healthcare better for European citizens: An action plan for a European e-Health Area. Brussels, 30.4.2004 COM (2004) 356 final.

9. PRISMA «Pan-European changes and trends in eHealth services delivery». – http://www.prisma-eu.net/deliverables/trendhealth.

10. Benchmarking Health in the Information. Society in Europe and the US. SIBIS. March 2003. – http:// www.sibis-eu.org.

11. Шапошник С.Б., Хохлов Ю.Е. Мониторинг движения Москвы к информационному обществу: характеристика подхода и первые результаты // Информационное общество, 2004. – № 3–4. – С. 4–10.

12. Ершова Т.В., Илюшин Г.Я. Использование ИКТ в здравоохранении // Информационное общество, 2004. – № 3–4. – С. 99–109.

_____________________________________________________

Шапошник Сергей Борисович - Руководитель Дирекции мониторинга развития информационного общества Института развития информационного общества


&copy Информационное общество, 2006, вып. 1, с. 26-29.