Путь к справедливому информационному обществу должен идти через консенсус и ответственность
Ершова Т.В.

Путь к справедливому информационному обществу должен идти через консенсус и ответственность

__________________________________________________________________

Т.В. Ершова




История вопроса

Путь к глобальному мировому форуму был долгим и трудным. Еще в 1984 году Международный союз электросвязи (МСЭ) привлек внимание к проблеме «телекоммуникационного разрыва» между развивающимися и промышленно развитыми странами в докладе, озаглавленном «Недостающее звено». Но прошло почти два десятка лет, прежде чем решение о необходимости проведения Всемирной встречи по вопросам информационного общества (ВВУИО) было принято на заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Хочу особо отметить, что это решение не носило «протокольного» характера, а было связано с активным развитием и внедрением во всем мире информационных технологий.

Революционные преобразования по-прежнему не затрагивают подавляющее большинство людей в мире. Возникает разрыв между людьми (сообществами людей), имеющими и не имеющими доступ к информации и знаниям, а также возможность и навыки владения необходимыми для этого технологиями. Этот разрыв получил название «цифровой разрыв» или «информационное неравенство». Информационное неравенство еще более усиливает пропасть между богатством и бедностью, между развитыми и развивающимися странами, между различными (по доходам) регионами и группами населения. Чтобы остановить этот процесс, необходимо обеспечить равноправное участие всех и каждого в формировании информационного общества, основанного на знаниях. Собственно говоря, поиски путей решения этой проблемы и стали одной из важнейших задач всемирного форума.

Встреча проходила в два этапа: во время первого - женевского (2003) - были приняты Декларация принципов «Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии» и План действий. Итогом второго - тунисского (2005) - стали Тунисское обязательство и Тунисская программа для информационного общества.

Два этапа форума позволили провести саммит в одной из экономически развитых и в одной из развивающихся стран, что помогло обеспечить обсуждение всего спектра вопросов, касающихся информационного общества. Разделение саммита на два этапа также дало возможность разработать достаточно конкретный план, который далее будет реализовываться на национальном, региональном и международном уровнях.

В ходе подготовки ко второму этапу саммита было много споров относительно того, стоит ли его проводить в Тунисе (хотя именно Тунис выступил в свое время инициатором проведения данного глобального форума). Противники выбора этой арабской страны говорили о том, что Тунис - не самое демократичное государство в мире, что он очень «закрыт» и т. п. Тем не менее возобладала иная точка зрения, где Тунис рассматривался как олицетворение всего развивающегося мира, и второй этап состоялся в Kram Palexpo 16-18 ноября 2005 года.

На официальной церемонии открытия Всемирной встречи президент Туниса Зин аль-Абидин бен Али напомнил, что цель саммита - формирование общества знаний и коммуникаций, направленного на создание лучшего будущего для всего человечества. Президент подчеркнул необходимость более тесного сотрудничества всех международных участников в деле преодоления неравенства между различными нациями и создания сбалансированного, безопасного и равноправного информационного общества.

Надо сказать, что именно представители развивающихся стран блестяще продемонстрировали в ходе многочисленных заседаний саммита свою способность стратегически мыслить и принимать необходимые решения, что наглядно подтвердило правильность выбора Туниса.

Согласие по важнейшим вопросам

Женевские документы, на мой взгляд, представляют собой первую (и потому важнейшую) попытку систематизировать в глобальном масштабе представления об информационном обществе. Здесь информационное общество рассматривается как фазовый переход от индустриального общества с его привычными ценностями и возможностями в совершенно другую эпоху, где меняется не только парадигма развития цивилизации в целом, но и психология отдельного человека. Возможности для развития в информационном обществе сосредоточены в несколько иных сферах, и именно туда нужно направлять внимание и усилия людей, чтобы они могли достойно жить в новом мире и извлекать максимум из своих способностей. Этому посвящена женевская Декларация принципов, что дает нам право, по моему глубокому убеждению, поставить данный документ в один ряд с Декларацией о правах человека.

В процессе подготовки к Тунисскому саммиту доминировали три ключевых вопроса: 1) финансовые стратегии, 2) управление использованием интернета, 3) механизмы реализации Плана действий, принятого на первом этапе ВВУИО в 2003 г. в Женеве.

Финансовые механизмы

Итоговые документы ВВУИО подтверждают женевские соглашения о том, что информационно-коммуникационные технологии являются ключевым инструментом национальных стратегий развития, поэтому финансирование использования ИКТ является жизненно важным для достижения Целей развития тысячелетия, поставленных ООН. В них подчеркивается необходимость предоставления качественного и приемлемого в ценовом отношении доступа к коммуникациям для всех людей и одобряется создание Фонда цифровой солидарности для преодоления существующего неравенства. В них также определены области, где можно усовершенствовать имеющиеся финансовые механизмы и где развивающиеся страны и их партнеры могут более активно использовать ИКТ для развития.

Принимая во внимание, что финансирование инфраструктуры ИКТ не может быть основано исключительно на государственных капиталовложениях, а также то, что частные инвестиции и рынок не могут сами по себе гарантировать полноправного участия развивающихся стран в глобальном рынке услуг ИКТ, была отмечена необходимость укрепления сотрудничества и солидарности всех заинтересованных сторон, а также проведения такой национальной политики развития, которая поддерживала бы благоприятную и конкурентную среду.

Управление использованием интернета

Еще один важный момент итогового документа Тунисского саммита - создание Форума по управлению использованием интернета. Этот форум будет созываться Генеральным секретарем ООН для обеспечения многостороннего диалога по вопросам общественной политики и проблемам развития. Он станет платформой для обсуждения таких вопросов политики, которые не удается решить с помощью существующих механизмов. Правительство Греции предложило провести учредительный съезд форума в первой половине 2006 года в Афинах.

Форум будет способствовать обмену информацией и передовым опытом, помогать в принятии решений по сложным вопросам, возникающим в процессе использования интернета, а также в выявлении новых проблем и представлении их соответствующим организациям для разрешения, давать необходимые рекомендации. Форум будет привлекать ресурсы и средства всех участников, включая МСЭ. Форум не будет осуществлять контроль или заменять существующие механизмы, институты или организации. Он не будет вмешиваться в повседневное управление использованием интернета или в процессы технической эксплуатации.

Принципы и механизмы, одобренные в Тунисе, открывают новую страницу в процессе интернационализации регулирования интернета. В ближайшие годы постепенное усиление региональной и национальной составляющей этого процесса станет гарантом обеспечения национальных интересов и прав различных стран в управлении собственными ресурсами интернета и в то же самое время будет способствовать развитию глобального взаимодействия.

Воплощение в жизнь принятых решений

Будучи «саммитом решений», Тунисский саммит признает, что наступило время претворить принципы в конкретные действия. Несмотря на то, что между первым и вторым этапами ВВУИО было реализовано более 2500 проектов, направленных на преодоление информационного неравенства, итоговый документ тунисского этапа саммита подчеркивает, что многое еще предстоит сделать, причем сделать немедленно. МСЭ уже начал процесс «инвентаризации» предпринимаемых усилий через специально созданную базу данных. Для тунисского этапа ВВУИО он создал так называемую Золотую книгу проектов, упомянутых на саммите. В нее вошло более 200 проектов, многие из которых оперировали суммами в несколько миллионов долларов.

В исходном Плане действий, принятом на женевском этапе ВВУИО, перечислено 11 основных направлений деятельности, каждое из которых содержало ключевые элементы формирования информационного общества:

1. Роль органов государственного управления и всех заинтересованных сторон в содействии применению ИКТ в целях развития.

2. Информационная и коммуникационная инфраструктура.

3. Доступ к информации и знаниям.

4. Создание потенциала.

5. Укрепление доверия и безопасности при использовании ИКТ.

6. Благоприятная среда.

7. Приложения на базе ИКТ:

• Электронное правительство;

• Электронное ведение бизнеса;

• Электронное обучение;

• Электронное здравоохранение;

• Электронная занятость;

• Электронная охрана окружающей среды;

• Электронное сельское хозяйство;

• Электронная научная деятельность.

8. Культурное разнообразие и культурная самобытность, языковое разнообразие и местный контент.

9. Средства массовой информации.

10. Этические аспекты информационного общества.

11. Международное и региональное сотрудничество.

В свою очередь тунисская повестка дня предлагает перечень координаторов по каждому из перечисленных направлений. Уже объявлено, что МСЭ в скором времени созовет совещание этих координаторов. Оно будет организовано в сотрудничестве с ЮНЕСКО и ПРООН, которые вместе с МСЭ воплощают три столпа информационного общества: инфраструктуру, контент и развитие.

Работа по реализации решений ВВУИО будет дополняться постоянной «инвентаризацией» деятельности по развитию информационного общества. Будет создана согласованная методология оценки прогресса в преодолении информационного неравенства, основывающаяся на общем наборе ключевых показателей, а также на использовании комплексных показателей.

Планируется, что в целях содействия воплощению в жизнь результатов Всемирной встречи Генеральный секретарь ООН будет консультироваться с Главным исполнительным советом (Chief Executive Board), который будет состоять из руководителей крупнейших специализированных организаций ООН и созываться раз в два года. Будет создана Группа ООН по информационному обществу. В ближайшие месяцы будет разработан план создания, функционирования, целей и методов работы этой группы. План будет представлен на заседании Главного исполнительного совета в Мадриде в апреле 2006 года. МСЭ, ЮНЕСКО и ПРООН будут играть ведущую роль в создании этой группы.


Тунис - это только начало

Процесс реализации последующих действий, установленный Всемирным саммитом, содержит несколько основных рубежей, на которых будет уточняться политика и будут продолжаться обсуждения с целью корректировки решений ВВУИО в зависимости от реальной ситуации.

Общий контроль реализации принятых решений на международном уровне будет осуществлять Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС). Представители ЭКОСОС будут периодически предоставлять отчеты о том, как идет выполнение решений саммита на международном уровне. В Тунисской программе заложена система мониторинга (о ней я уже упоминала), которая дает возможность отслеживать реализацию решений на различных уровнях: международном, региональном (группы стран), национальном и даже внутри отдельных государств. Будет совершенствоваться система статистики для определения показателей развития, предложен ряд индикаторов для этой цели, создано специальное партнерство для мониторинга процессов развития информационного общества. Рекомендовано внедрять такую систему мониторинга на национальном уровне, чтобы иметь возможность сравнивать состояние дел в той или иной стране с другими странами и оценивать ее положение в мире.

На национальном уровне все страны были призваны разработать национальные стратегии электронного развития, которые должны стать неотъемлемой частью планов социально-экономического развития. В качестве крайнего срока для этого намечен 2015 год, но многие страны уже начали это делать.

Обязательно нужно привлекать к процессу разработки такой стратегии все заинтересованные стороны - гражданское общество, бизнес, международные организации, чтобы это не было делом только государственных структур. Нужно, чтобы люди, которые принимают участие в разработке, были заинтересованы и в реализации принятых решений. К бизнесу это относится в первую очередь, потому что на плечи бизнеса скорее всего ляжет задача по обеспечению информационной инфраструктуры. Поэтому важнейшей частью стратегии должно стать, на мой взгляд, формирование благоприятной деловой среды.

Тунисская повестка дня призывает ЭКОСОС осуществлять надзор за процессом воплощения результатов тунисского и женевского этапов саммита в целом. В 2015 году на Генеральной Ассамблее ООН будет представлен общий обзор результатов реализации решений Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества.

Генеральная Ассамблея ООН объявит о введении нового праздника - Всемирного дня информационного общества. Это будет 17 мая, которое традиционно отмечалось как день всемирных телекоммуникаций.


Институт развития информационного общества на ВВУИО

Институт развития информационного общества (ИРИО), генеральным директором которого я являюсь, по праву можно назвать одной из первых в России неправительственных организаций, занимающихся широким кругом проблем информационного общества. На его примере хорошо видна та роль, которую могут сыграть неправительственные (общественные) организации в принятии судьбоносных решений для всего мира.

С председателем Совета директоров ИРИО Юрием Евгеньевичем Хохловым мы входили в состав официальной межведомственной российской делегации на саммите в Тунисе и, как все члены делегации, имели свой круг обязанностей. Тем не менее большая работа была проделана и от лица ИРИО как независимой общественной организации.

Так, например, Институт организовал и провел 17 ноября 2005 года от имени Глобального партнерства во имя знания (Global Knowledge Partnership, GKP), Партнерства для развития информационного общества в России (ПРИОР) и Региональной сети для Европы и Центральной Азии Целевой группы ООН по ИКТ Региональную рабочую встречу «Информационное общество в Восточной Европе и Центральной Азии», на которой был представлен сравнительный анализ и даны оценки реализации национальных стратегий и планов электронного развития в странах региона, обсуждались инструменты мониторинга развития информационного общества и проекты сотрудничества в этой области. Ю.Е. Хохлов выступил с презентацией «Развитие информационного общества в странах Центральной и Восточной Европы и Центральной Азии».

В качестве члена Бюро гражданского общества на ВВУИО - координатора фракции по многосторонним партнерствам я участвовала в разработке и продвижении Инициативы по мониторингу многосторонних процессов в рамках реализации решений ВВУИО после ее завершения - Multi-Stakeholder Monitor Initiative (MuSt). 17 ноября 2005 года состоялась презентация данной инициативы.

18 ноября 2005 года представители ИРИО и ПРИОР участвовали в дебатах на тему «Широкополосные сети для электронного правления: как партнерства государства и бизнеса могут содействовать развитию инфраструктуры скоростного интернета, богатого контента и услуг, направленных на нужды граждан».

Мы рассматривали свое участие в саммите не только как повод для того, чтобы представить свой институт, но и старались показать общий вклад России в построение глобального информационного общества. Первую попытку объединить усилия правительства, неправительственных организаций и частного сектора в целях развития глобального информационного общества, преодоления информационного неравенства, сохранения культурного разнообразия и многоязычия, создания обществ знаний мы предприняли в рамках Международной конференции «ЮНЕСКО между двумя этапами Всемирного саммита по информационному обществу», прошедшей 17-19 мая 2005 года в Санкт-Петербурге (ИРИО был одним из организаторов). На этой конференции были сформулированы рекомендации по таким важным направлениям формирования информационного общества (общества знаний), как политика, стратегии и программы развития; развитие человеческого потенциала; образование; наука и инновации; культурное разнообразие; всеобщий доступ к информации, являющейся общественным достоянием; развитие коммуникаций и свобода выражения мнений; партнерство и сотрудничество заинтересованных сторон, роль неправительственных организаций.

Мы считаем, что многостороннее сотрудничество - альянсы между бизнесом, правительством и гражданским обществом - абсолютно необходимо, так как ни один сектор общества в одиночку не может разрешить все сложные проблемы развития. В рамках деятельности Глобального партнерства во имя знания и ПРИОР мы очень серьезно работаем над продвижением этой новой социальной технологии.

В Тунисе мы следили за тем, чтобы в документы саммита попали формулировки, которые закрепляют этот многосторонний подход. В Тунисской программе он наиболее явно выражен в той части, где говорится об управлении использованием интернета. Там многосторонность как ключевой подход к управлению зафиксирована очень четко. В других частях Программы и в Тунисском обязательстве этого нет, акцент сделан на ведущей роли государства, что вызывает сожаление.

______________________________________________________

Ершова Татьяна Викторовна - генеральный директор Института развития информационного общества, руководитель Дирекции Партнерства для развития информационного общества в России (ПРИОР), член межведомственной российской делегации на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества (Тунис, 2005)


&copy Информационное общество, 2005, вып. 6, с. 6-11.