О журнале
Рекомендации
Основные направления деятельности Высшего инженерного совета как массовой общественной организации инженерного общества России
Unknown Author
I. Организационная деятельность
1. Организационная деятельность по ускоренному становлению и развертыванию работы ВИС.
1.1. Оформление документов и регистрация ВИС.
1.2. Формирование и организация работы проблемных комиссий ВИС (инновационная деятельность, интеллектуальная собственность, инженерные кадры, региональная деятельность, гражданское общество и др.).
1.3. Формирование при содействии Совета Федерации ФС РФ и законодательных собраний субъектов Федерации инженерных советов в федеральных округах и (или) субъектах Федерации, а также региональных отделений, представительств и (или) филиалов ВИС. Помощь в организации их совместной работы с другими научно-инженерными структурами.
1.4. Формирование состава коллективных членов ВИС.
1.5. Разработка и реализация программы финансового и материально-технического обеспечения деятельности ВИС.
1.6. Разработка и осуществление плана взаимодействия на договорных условиях с государственными и общественными структурами научно-инженерного сообщества.
2. Организационные мероприятия особой важности.
2.1. Разработка и реализация мер по обеспечению массовости и высокой социально-экономической значимости инженерного движения:
2.1.1. Массовость инженерного движения должна обеспечиваться соответствующим организационным механизмом: взаимодействием всех научно-инженерных структур, а также созданием широкой сети отделений, филиалов ВИС в федеральных округах, субъектах Федерации и городах, инженерных советов на крупных и средних предприятиях, НИИ и вузах;
участием инженерной общественности в комиссиях и комитетах инженерных советов различного уровня (до 2 млн. человек) и индивидуальным членством в них; восстановление домов техники и технического творчества и т. д.
2.1.2. Социально-экономическая и политическая значимость инженерного движения должны обеспечиваться консолидацией сил и средств на реализацию приоритетных для общества и инженерного корпуса целей и программ, таких, как:
- обеспечение достойного места и конструктивной деятельности инженерного корпуса в гражданском обществе. Разработка и продвижение Закона Российской Федерации «О статусе инженера и инженерной деятельности»;
- выбор и участие в реализации селективных инновационных программ по обеспечению устойчивого роста отечественного производства и повышения его конкурентоспособности, создание новых высокотехнологичных производств и рабочих мест;
- осуществление научно-технических и законодательных мер по устранению возможных отрицательных последствий, связанных с вступлением России в ВТО;
- разработка и осуществление программ создания технологических предпосылок повышения уровня и качества жизни, в том числе путем формирования перерабатывающих комплексов и социальной инфраструктуры на селе;
- ускорение формирования в стране информационного общества (совместно с РИА и экспертным советом СФ);
- сохранение и приумножение преимуществ отечественного образования, подготовки и переподготовки кадров.
2.2. Совет выступает инициатором и активно участвует в подготовке и проведении съездов инженеров России, региональных съездов и совещаний. Проведение II Съезда инженеров России предполагается в 2007 году.
2.3. Организация и проведение:
- международных, общероссийских и региональных конференций, совещаний, круглых столов и т. п., в частности, проведение при поддержке Совета Федерации ФС РФ конференций: «Роль научно-инженерной интеллигенции в становлении гражданского общества» и «Роль инженерно-технических кадров в решении социальных вопросов и проблем ЖКХ».
Проведение в регионах массовых технических конференций по высоким технологиям с вручением дипломов, грамот, наград;
- пленарных заседаний ВИС.
2.4. Подготовка и проведение заседаний Президиума и пленарных совещаний ВИС по проблемам, представленным в пункте 2.1, а также по следующим актуальным вопросам:
2.4.1. Об основных направлениях деятельности ВИС и проблемах формирования ВИС как массовой общественной структуры инженерного сообщества России.
2.4.2. Проблемы промышленности и энергетики в проекте Среднесрочной программы экономического развития страны и задачи инженерного корпуса.
2.4.3. Инновационная стратегия и ее реализация в России.
2.4.4. Развитие транспортной системы страны.
2.4.5. Проблемы интеллектуальной собственности.
2.4.6. Проблемы развития Сибири и Дальнего Востока. Проблемы Транссиба.
2.4.7. Проблемы техногенных катастроф.
2.4.8. Проблемы микроэлектроники и внедрения информационных технологий.
2.4.9. Проблемы экологии.
2.4.10. Инженерные проблемы ЖКХ.
2.5. Участие в качестве коллективного эксперта Общественной палаты в экспертизе проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, касающихся инженерной деятельности и научно-технического развития страны.
II. Инновационная деятельность и научно-техническое развитие
1. Участие в создании и эффективном функционировании национальной и региональных инновационных систем.
1.1. Разработка и реализация организационно-экономического механизма инвестиционно-инновационного партнерства государства — науки — образования — бизнеса по наиболее актуальным проблемам научно-технического развития, в т. ч. в первоочередном порядке:
- по созданию кластеров на федеральном, региональном и низовом производственном уровнях;
- по улучшению подготовки и использованию научно-инженерных кадров, оптимизации структуры кадрового потенциала в интересах подъема отечественного производства.
1.2. Участие в разработке долгосрочных прогнозов научно-технического и инновационного развития и обоснованного выбора приоритетного круга национальных и региональных приоритетов.
1.3. Участие в разработке законодательного и нормативного правового обеспечения инновационной деятельности и его продвижение в Госдуме и Совете Федерации ФС РФ.
1.4. Участие в разработке предложений по реформированию отраслевой науки и высшей инженерной школы и включению их в сферу инновационной деятельности ВИС.
1.5. Участие в парламентских слушаниях в Госдуме ФС РФ по техническим регламентам, в т. ч. «О функциональной безопасности».
1.6. Участие в осуществлении пилотного проекта региональной инновационной системы и ее правового обеспечения (Карелия, Омская область).
2. Научно-организационная поддержка осуществления ряда перспективных проектов в области аэрокосмической техники.
3. Разработка предложений в Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ по научно-технической и экономической стратегии страны и структурной перестройке в области топливно-энергетического и машиностроительного комплексов, а также текстильной и легкой промышленности.
4. Проведение международной конференции «Инновационная стратегия технического регулирования в области контроля угроз экологических катастроф, аварий и террористических акций».
III. Проблемы интеллектуальной собственности
1. В области законотворчества: принять участие в подготовке в Федеральное собрание РФ проекта закона (законов), регламентирующего правоотношения в области использования объектов интеллектуальной собственности и стимулирования его разработчиков и патентообладателей.
2. В области реального обеспечения субъектов экономик интеллектуальной собственностью, создания рынка интеллектуальной собственности и решения экономических проблем предприятий:
2.1. Разработать, с учетом реальных потребностей предприятий, экономическую политику в области работы с интеллектуальной собственностью.
2.2. Организовать разработку необходимых пакетов, касающихся интеллектуальной собственности, и ввести в действие рыночный механизм экономики, интеллектуальной собственности для решения актуальных задач предприятия.
2.3. Организовать учебу ИТР и экономистов предприятий по программе «Экономическая политика о работе с интеллектуальной собственностью».
3. В сфере организации работы с интеллектуальной собственностью создать в системе холдингов или неформальных объединений хозяйствующих субъектов:
- специализированные предприятия (службы), профилированные по работе с интеллектуальной собственностью, аналогичные предприятия (службы) — в рамках отраслей промышленности, субъектов Федерации и на государственном уровне;
- банки действующих объектов интеллектуальной собственности и при них — консультационные службы по использованию интеллектуальной собственности, заключению и госрегистрации сделок по переуступке, лицензированию и иным формам введения в оборот объектов интеллектуальной собственности.
IV. Кадровое обеспечение инженерной деятельности
1. Организовать при содействии Федеральной службы по труду и занятости и РСПП(р) сертификацию инженерных кадров с регулярным обсуждением результатов аттестации и проблем использования специалистов на Президиуме ВИС.
2. Подготовить предложения в Совет Федерации ФС РФ по состоянию и развитию системы подготовки инженерных кадров в единстве с проблемами подготовки техников и рабочих.
3. Оказать содействие в становлении и развитии Российских учебно-научных комплексов.
V. Информационно-пропагандистская деятельность
1. Обеспечить всестороннее освещение мероприятий, проводимых ВИС, а также их упреждающей информационно-пропагандистской подготовки, в этих целях:
1.1. Создать пресс-службу ВИС.
1.2. Широко использовать газету «Инженерная газета», а также журналы Российской инженерной академии в качестве основных информационных партнеров.
1.3. Согласиться с предложением «Экономической газеты» о введении постоянной рубрики о деятельности ВИС в этом издании.
2. Создать при поддержке Совета Федерации ФС РФ и руководства телеканала «Культура» специальный раздел «Техническая культура», предусмотрев следующие направления:
- организацию серии «круглых столов» по актуальным проблемам инновационной деятельности, интеллектуальной собственности, разработки новых технологических основ повышения качества жизни населения и т. д.
- яркий содержательный показ становления и развития отечественных инженерно-исследовательских, конструкторских, технологических школ.
- показ достижений в области технической культуры различных отраслей экономики и регионов.
3. Активизировать пропаганду инженерного наследия и современных отечественных научно-технических достижений. Провести научно-историческую конференцию «Техническое наследие и новые инженерные проекты».
3.1. Разработать и реализовать программу активизации деятельности специализированных научно-технических журналов, политехнических музеев и музеев технического профиля предприятий и вузов.
3.2. Разработать и осуществить план совместной работы Президиума ВИС и дирекции Политехнического музея по усилению методической деятельности данного музея и организации серии выставок по инженерному наследию, а также посвященных заслугам великих инженеров России, с приоритетным освещением достижений выдающихся инженеров ведущих отраслей производства, крупных предприятий, организаций-учредителей и коллективных членов ВИС.
Контактные телефоны: (095) 229-94-31, 229-96-64
© Информационное общество, 2005, вып. 5, сc. 54-56.