Основные направления деятельности Высшего инженерного совета как массовой общественной организации инженерного общества России
Unknown Author

Основные направления деятельности Высшего инженерного совета как массовой общественной организации инженерного общества России



I. Организационная деятельность

1. Организационная деятельность по ускоренному становлению и развертыванию работы ВИС.

1.1. Оформление документов и регистрация ВИС.

1.2. Формирование и организация работы проблемных ко­миссий ВИС (инновационная деятельность, интеллектуальная собственность, инженерные кадры, региональная деятель­ность, гражданское общество и др.).

1.3. Формирование при содействии Совета Федерации ФС РФ и законодательных собраний субъектов Федерации инже­нерных советов в федеральных округах и (или) субъектах Фе­дерации, а также региональных отделений, представительств и (или) филиалов ВИС. Помощь в организации их совместной работы с другими научно-инженерными структурами.

1.4. Формирование состава коллективных членов ВИС.

1.5. Разработка и реализация программы финансового и материально-технического обеспечения деятельности ВИС.

1.6. Разработка и осуществление плана взаимодействия на договорных условиях с государственными и общественными структурами научно-инженерного сообщества.

2. Организационные мероприятия особой важности.

2.1. Разработка и реализация мер по обеспечению массо­вости и высокой социально-экономической значимости инже­нерного движения:

2.1.1. Массовость инженерного движения должна обеспе­чиваться соответствующим организационным механизмом: взаимодействием всех научно-инженерных структур, а также созданием широкой сети отделений, филиалов ВИС в феде­ральных округах, субъектах Федерации и городах, инженерных советов на крупных и средних предприятиях, НИИ и вузах;

участием инженерной общественности в комиссиях и комите­тах инженерных советов различного уровня (до 2 млн. человек) и индивидуальным членством в них; восстановление домов техники и технического творчества и т. д.

2.1.2. Социально-экономическая и политическая значи­мость инженерного движения должны обеспечиваться консо­лидацией сил и средств на реализацию приоритетных для об­щества и инженерного корпуса целей и программ, таких, как:

  • обеспечение достойного места и конструктивной деятельности инженерного корпуса в гражданском обществе. Разработка и продвижение Закона Российской Федерации «О статусе инженера и инженерной деятельности»;
  • выбор и участие в реализации селективных инновационных программ по обеспечению устойчивого роста отечественного производства и повышения его конкурентоспособности, создание новых высокотехнологичных производств и рабочих мест;
  • осуществление научно-технических и законодательных мер по устранению возможных отрицательных последствий, связанных с вступлением России в ВТО;
  • разработка и осуществление программ создания техно­логических предпосылок повышения уровня и качества жизни, в том числе путем формирования перерабатывающих ком­плексов и социальной инфраструктуры на селе;
  • ускорение формирования в стране информационного об­щества (совместно с РИА и экспертным советом СФ);
  • сохранение и приумножение преимуществ отечественно­го образования, подготовки и переподготовки кадров.

2.2. Совет выступает инициатором и активно участвует в подготовке и проведении съездов инженеров России, регио­нальных съездов и совещаний. Проведение II Съезда инжене­ров России предполагается в 2007 году.

2.3. Организация и проведение:

  • международных, общероссийских и региональных кон­ференций, совещаний, круглых столов и т. п., в частности, проведение при поддержке Совета Федерации ФС РФ конфе­ренций: «Роль научно-инженерной интеллигенции в становле­нии гражданского общества» и «Роль инженерно-технических кадров в решении социальных вопросов и проблем ЖКХ».

Проведение в регионах массовых технических конференций по высоким технологиям с вручением дипломов, грамот, наград;
  • пленарных заседаний ВИС.

2.4. Подготовка и проведение заседаний Президиума и пленарных совещаний ВИС по проблемам, представленным в пункте 2.1, а также по следующим актуальным вопросам:

2.4.1. Об основных направлениях деятельности ВИС и про­блемах формирования ВИС как массовой общественной структуры инженерного сообщества России.

2.4.2. Проблемы промышленности и энергетики в проекте Среднесрочной программы экономического развития страны и задачи инженерного корпуса.

2.4.3. Инновационная стратегия и ее реализация в России.

2.4.4. Развитие транспортной системы страны.

2.4.5. Проблемы интеллектуальной собственности.

2.4.6. Проблемы развития Сибири и Дальнего Востока. Про­блемы Транссиба.

2.4.7. Проблемы техногенных катастроф.

2.4.8. Проблемы микроэлектроники и внедрения информа­ционных технологий.

2.4.9. Проблемы экологии.

2.4.10. Инженерные проблемы ЖКХ.

2.5. Участие в качестве коллективного эксперта Общественной палаты в экспертизе проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, касающихся инженерной деятельности и научно-технического развития страны.

II. Инновационная деятельность и научно-техническое развитие

1. Участие в создании и эффективном функционировании национальной и региональных инновационных систем.

1.1. Разработка и реализация организационно-экономичес­кого механизма инвестиционно-инновационного партнерства государства — науки — образования — бизнеса по наиболее актуальным проблемам научно-технического развития, в т. ч. в первоочередном порядке:

  • по созданию кластеров на федеральном, региональном и низовом производственном уровнях;
  • по улучшению подготовки и использованию научно-ин­женерных кадров, оптимизации структуры кадрового потенци­ала в интересах подъема отечественного производства.

1.2. Участие в разработке долгосрочных прогнозов научно-технического и инновационного развития и обоснованного вы­бора приоритетного круга национальных и региональных приоритетов.

1.3. Участие в разработке законодательного и нормативного правового обеспечения инновационной деятельности и его продвижение в Госдуме и Совете Федерации ФС РФ.

1.4. Участие в разработке предложений по реформированию отраслевой науки и высшей инженерной школы и включению их в сферу инновационной деятельности ВИС.

1.5. Участие в парламентских слушаниях в Госдуме ФС РФ по техническим регламентам, в т. ч. «О функциональной безопасности».

1.6. Участие в осуществлении пилотного проекта региональной инновационной системы и ее правового обеспечения (Карелия, Омская область).

2. Научно-организационная поддержка осуществления ряда перспективных проектов в области аэрокосмической техники.

3. Разработка предложений в Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ по научно-технической и экономической стратегии страны и структурной перестройке в области топливно-энергетического и машиностроительного комплексов, а также текстильной и легкой промышленности.

4. Проведение международной конференции «Инновационная стратегия технического регулирования в области контроля угроз экологических катастроф, аварий и террористических акций».

III. Проблемы интеллектуальной собственности

1. В области законотворчества: принять участие в подготовке в Федеральное собрание РФ проекта закона (законов), регламентирующего правоотношения в области использования объектов интеллектуальной собственности и стимулирования его разработчиков и патентообладателей.

2. В области реального обеспечения субъектов экономик интеллектуальной собственностью, создания рынка интеллектуальной собственности и решения экономических проблем предприятий:

2.1. Разработать, с учетом реальных потребностей предприятий, экономическую политику в области работы с интеллектуальной собственностью.

2.2. Организовать разработку необходимых пакетов, касающихся интеллектуальной собственности, и ввести в действие рыночный механизм экономики, интеллектуальной собственности для решения актуальных задач предприятия.

2.3. Организовать учебу ИТР и экономистов предприятий по программе «Экономическая политика о работе с интеллектуальной собственностью».

3. В сфере организации работы с интеллектуальной собственностью создать в системе холдингов или неформальных объединений хозяйствующих субъектов:

  • специализированные предприятия (службы), профили­рованные по работе с интеллектуальной собственностью, ана­логичные предприятия (службы) — в рамках отраслей промыш­ленности, субъектов Федерации и на государственном уровне;
  • банки действующих объектов интеллектуальной собст­венности и при них — консультационные службы по использо­ванию интеллектуальной собственности, заключению и госрегистрации сделок по переуступке, лицензированию и иным формам введения в оборот объектов интеллектуальной собственности.

IV. Кадровое обеспечение инженерной деятельности

1. Организовать при содействии Федеральной службы по труду и занятости и РСПП(р) сертификацию инженерных кад­ров с регулярным обсуждением результатов аттестации и про­блем использования специалистов на Президиуме ВИС.

2. Подготовить предложения в Совет Федерации ФС РФ по состоянию и развитию системы подготовки инженерных кад­ров в единстве с проблемами подготовки техников и рабочих.

3. Оказать содействие в становлении и развитии Россий­ских учебно-научных комплексов.

V. Информационно-пропагандистская деятельность

1. Обеспечить всестороннее освещение мероприятий, про­водимых ВИС, а также их упреждающей информационно-про­пагандистской подготовки, в этих целях:

1.1. Создать пресс-службу ВИС.

1.2. Широко использовать газету «Инженерная газета», а также журналы Российской инженерной академии в качестве основных информационных партнеров.

1.3. Согласиться с предложением «Экономической газеты» о введении постоянной рубрики о деятельности ВИС в этом издании.

2. Создать при поддержке Совета Федерации ФС РФ и ру­ководства телеканала «Культура» специальный раздел «Тех­ническая культура», предусмотрев следующие направления:

  • организацию серии «круглых столов» по актуальным проблемам инновационной деятельности, интеллектуальной собственности, разработки новых технологических основ по­вышения качества жизни населения и т. д.
  • яркий содержательный показ становления и развития отечественных инженерно-исследовательских, конструктор­ских, технологических школ.
  • показ достижений в области технической культуры раз­личных отраслей экономики и регионов.

3. Активизировать пропаганду инженерного наследия и со­временных отечественных научно-технических достижений. Провести научно-историческую конференцию «Техническое наследие и новые инженерные проекты».

3.1. Разработать и реализовать программу активизации де­ятельности специализированных научно-технических журна­лов, политехнических музеев и музеев технического профиля предприятий и вузов.

3.2. Разработать и осуществить план совместной работы Президиума ВИС и дирекции Политехнического музея по уси­лению методической деятельности данного музея и организа­ции серии выставок по инженерному наследию, а также по­священных заслугам великих инженеров России, с приоритет­ным освещением достижений выдающихся инженеров веду­щих отраслей производства, крупных предприятий, организаций-учредителей и коллективных членов ВИС.


Контактные телефоны: (095) 229-94-31, 229-96-64


&copy Информационное общество, 2005, вып. 5, сc. 54-56.