О журнале
Рекомендации
Новая инновационная политика ЕС
Шелюбская Н.В.
Н.В. Шелюбская
В «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» поставлена задача перехода страны на инновационный путь развития. Для достижения этой цели необходимо добиться повышения инновационной активности российской промышленности, адаптировать научно-исследовательский комплекс к условиям рыночного хозяйства, усилить взаимодействие государственного и частного секторов формирующейся новой национальной инновационной системы. Решение этих задач зависит от выработки эффективной научно-технической, инновационной и промышленной политики.
В этой связи интерес может представить опыт Евросоюза и отдельных стран Западной Европы по стимулированию инновационной деятельности, многие элементы которого могут быть использованы и в России. В ЕС за последнее десятилетие произошли значительные изменения в инновационной политике и механизмах стимулирования инновационной деятельности как на наднациональном уровне, так и в рамках отдельных стран и регионов.
В 2000 г. Европейский Союз взял курс на создание к 2010 г.
наиболее конкурентоспособной в мире динамичной экономики, основанной на знаниях. В этой связи приоритетными направлениями деятельности ЕС стали три области: научно-техническая, инновационная и образовательная. В частности, к уже существующей Рамочной программе НИОКР планируется добавить новую Рамочную программу по конкурентоспособности и инновациям (2007–2013 гг.), а также Программу интегрированных действий по непрерывному образованию. В развитие этой стратегии предусмотрены кардинальные меры по укреплению научно-технического потенциала – увеличение расходов на НИОКР с текущих 1,9% до 3,0% ВВП (на 2/3 за счет инвестиций частной промышленности и на 1/3 – государственных расходов), а также расширение панъевропейского сотрудничества в рамках европейской Рамочной программы НИОКР. Основой новой научно-технической политики Брюсселя стало создание Европейского научного и инновационного пространства (ожидается, что рост расходов на НИОКР до 3-х процентного уровня даст дополнительный годовой прирост ВВП в размере 0,5% и приведет после 2010 года к созданию ежегодно по 400 тыс. дополнительных рабочих мест).
В 2003 г. Европейская Комиссия разработала «дорожную карту» (план конкретных действий по стимулированию инвестиций в НИОКР), предусматривающую изменение приоритетов в инновационной политике стран ЕС, цель которых:
- повышение эффективности государственной поддержки исследований и инноваций, обеспечение необходимыми кадровыми ресурсами, улучшение исследовательской базы в государственном секторе, усиление стимулирующего эффекта государственного финансирования на инвестиции в НИОКР частного бизнеса;
- переориентация государственных ресурсов на исследования и инновации путем увеличения эффективности государственных расходов, улучшения правил государственной помощи бизнесу и государственных контрактов;
- улучшение инновационной среды, в частности, охраны интеллектуальной собственности, правил конкуренции, финансовых рынков и налоговых систем.
На 2006–2010 гг. (7-я Рамочная программа НИОКР ЕС) намечено дальнейшее развитие европейской кооперации по наиболее передовым научно-техническим направлениям, в числе которых: построение информационного общества (главный тематический приоритет), биотехнология и геномика, нанотехнология и новые материалы, космос, безопасность и т.д. В организационном плане сотрудничество будет идти по таким направлениям как:
- создание центров «превосходства»;
- запуск технологических инициатив («платформ», «карт» и т.д.);
- стимулирование фундаментальных исследований путем развития конкуренции между исследовательскими группами;
- создание условий для предотвращения оттока кадров и для привлечения наиболее квалифицированных зарубежных исследователей;
- развитие исследовательской инфраструктуры;
- улучшение координации национальных программ НИОКР.
В отличие от 6-й Программы, концентрирующей усилия на создании и структурировании единого инновационного пространства, в 7-й Программе основной акцент будет сделан на стратегических тематических направлениях с учетом интересов частного бизнеса. Предусмотренное удвоение единого исследовательского бюджета станет «локомотивом» увеличения расходов на НИОКР как в государственном, так и частном секторах.
Благодаря активизации сотрудничества в Западной Европе на базе панъевропейских программ («Рамочная программа НИОКР ЕС», «Эврика»), «технологических платформ», международных бизнес «дорожных карт» образуются межнациональные исследовательские сети. Уже сформировался межстрановой европейский кластер новейших технологий, представляющий собой инновационный «коридор», протянувшийся от «Силиконового нагорья» в Ирландии через «Лондонский треугольник», Париж к Северной Италии с ответвлением в страны Северной Европы. В дальнейшем он может получить продолжение на страны – новые члены ЕС.
На национальном уровне наиболее кардинальные изменения происходят в институциональном разрезе:
- научная политика и, частично, промышленная и региональная интегрируются в инновационную политику, инновационная политика переносится на региональный уровень;
- растет роль государства в создании благоприятной инновационной среды;
- появились новые формы сотрудничества и партнерства частного бизнеса, государства и академических кругов;
- государство стимулирует прямыми и косвенными методами кооперацию, нацеленную на коммерциализацию результатов НИОКР и расширение спроса на результаты деятельности государственных исследовательских центров (так называемый «третий поток», после поддержки НИОКР и образования);
- государственный сектор НИОКР претерпевает значительную трансформацию, направленную на повышение эффективности ассигнований на НИОКР (передача части государственных научных лабораторий университетам, введение внешнего управления, приватизация и т.д.);
- университеты отходят от классической схемы «наука + образование» к схеме «наука + образование + инновационный бизнес». Создаются новые структуры (фонды, различные формы партнерств с частным национальным и иностранным капиталом), способствующие укреплению научной инфраструктуры университетов и расширению подготовки научных кадров;
- возрастает роль регулирования (экономического, социального, административного) в стимулировании инновационных процессов, особое значение приобретают охрана интеллектуальной собственности и антимонопольное регулирование;
- отдельное направление в инновационной политике государства занимает деятельность по пропаганде проблем научно-технического и инновационного развития среди широкой общественности;
- широкое распространение получают новые механизмы прогнозирования и выработки приоритетов для формирования национальной инновационной стратегии («Форсайт», различные формы долгосрочного «видения» и т.д.).
Следует отметить, что особенности национальных инновационных систем и предпринимательских моделей в значительной степени способствуют сохранению национальной специфики при выборе форм и методов инновационной политики в отдельных странах. В частности, страны англосаксонской модели социально-экономического развития продемонстрировали большую готовность вхождения в информационное общество по сравнению со странами континентальной, «рейнской» модели.
Необходимо подчеркнуть, что несмотря на комплекс проблем, с которыми столкнулись в последние годы страны Западной Европы при реализации Лиссабонской стратегии, амбициозная задача по доведению расходов на НИОКР до уровня 3% от ВВП остается в повестке дня ЕС. В числе проблем – замедление темпов экономического развития (ежегодные темпы роста на краткосрочную перспективу скорректированы с 3 до 2,5%), обострение социальных проблем в ряде стран, скачок цен на энергоносители, трудности сочетания разнополярных интересов государства и частного бизнеса и т.д.
В целом за последние десятилетия в странах ЕС апробированы новые формы и методы стимулирования инновационного развития, инновационная политика приобрела комплексный, системный и долгосрочный характер с четкими количественными и качественными ориентирами, а единая политика Евросоюза стала «локомотивом» для национальных правительств и частного бизнеса.
Шелюбская Наталья Владимировна - Старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, кандидат экономических наук.
© Информационное общество, 2005, вып. 5, сс. 17-18.