О журнале
Рекомендации
За счет переплетения творческих связей
Гусев Б.В.
Б.В. Гусев
Когда вопрос о Высшем инженерном совете обсуждался на первом Съезде инженеров России, инициаторы его создания, прежде всего, видели в нем один из основных инструментов консолидации усилий нашего инженерного корпуса на решение важнейших задач социально-экономического развития страны. В частности, речь шла о структуре, которая была бы связана с работой Совета Безопасности, Общественной палаты, палатами Федерального Собрания. Привлекая государственные, общественные и коммерческие структуры, она могла бы активно участвовать в решении вопросов технической политики.
Для этого, по мнению многих, работа Высшего инженерного совета, его комитетов и комиссий, должна строится по отраслевому принципу, на основе вертикальных связей. И дополняться на уровне регионов связями горизонтальными, обеспечивающими межотраслевое взаимодействие.
Такое переплетение связей способно гарантировать тесное информационное, технологическое и экономическое партнерство, что особенно важно при решении инновационных задач. Сюда же вплотную примыкают вопросы и интеллектуальной собственности, которые через эти связи, через инновационные процессы, через рыночные механизмы начнут работать на промышленность.
В организационном плане Высший инженерный совет должен быть представлен на местах отделениями, филиалами, представительствами на всех уровнях — вплоть до средних и больших предприятий, НИИ и вузов. Если сеть таких подразделений будет достаточно разветвленной, то число людей, которые будут взаимодействовать с Высшим инженерным советом, могло бы составить около двух миллионов человек, что уже само по себе представляет огромную общественно-политическую силу.
Эта массовость должна поддерживаться путем проведения инженерных съездов в городах, регионах, по федеральным округам, а также организацией Международных и общероссийских мероприятий — форумов, совещаний, ежегодных научно-технических конференций, выставок. Особое внимание должно быть уделено молодежному движению.
На первый план следует поставить также вопросы обновления основных фондов предприятий. В сознании многих из нас еще с советских времен живет убеждение, что все можно купить за рубежом. И это будет быстрее и проще. Но при этом часто забывают, что современный мир расчетлив и безжалостен.
Никто не станет продавать вам технологии и оборудование, если они могут превратить вас в сильного конкурента. Покупая же технологии «вчерашнего дня», мы будем не просто консервировать отсталость, но и увеличивать дистанцию отставания. С другой стороны, отечественные разработки, если они перспективны, защищены патентами и готовы к практической реализации, могут не только обеспечить модернизацию, но и стать наукоемким товаром.
Разумеется, таких разработок не так уж много. Чтобы их стало больше, надо стимулировать развитие отечественных научных и инженерных школ, обеспечивать их поддержку государством и бизнесом, активизировать усилия ученых и инженеров. В том числе — за счет соответствующей оплаты труда и создания условий для плодотворной работы.
Собственно, здесь-то и возникает вопрос об управлении наукой, научно-техническим развитием, с которым напрямую связана идея создания Высшего инженерного совета. Последний, будучи общественной организацией, не вправе брать на себя управленческие функции. Но, опираясь на своих членов, может и должен готовить предложения по наиболее актуальным проблемам. И выносить их для рассмотрения и принятия решений на достаточно высокий уровень власти.
Есть в этой проблеме и психологический аспект. В человеческом обществе существуют такие понятия, как «авторитет личности» и «весомость слова». Вспомните: когда над миром нависла угроза, что фашисты создадут атомное оружие, о необходимости активизировать исследования в области ядерной физики к руководителям государств смогли «достучаться» не военные, а ученые. В США — А. Эйнштейн, в СССР — Г. Флеров.
Мы надеемся, что Высший инженерный совет станет достаточно авторитетным объединением ученых и инженеров.
Следует подчеркнуть: чтобы поддержать конкурентоспособность отечественных продукции и услуг, процесс модернизации производства должен стать практически непрерывным, превратиться в систему с «вечным двигателем». Роль последнего должны играть талант и творчество наших ученых и инженеров.
По сути, речь идет о модели экономического развития «наука — инженер — предприниматель», успешно используемой в США и ряде ведущих европейских стран. В этой цепочке основным звеном сегодня является именно инженер, воспринимающий достижения науки и с помощью предпринимателя доводящий их до конечного рыночного продукта.
Речь идет о разработке и реализации определенной государственной политики по отношению к научному и инженерному сообществу. Однако сами ученые и инженеры при этом должны отдавать себе отчет, что уважение со стороны общества не может быть навязано «по приказу» — решениями правительства или указами президента. Уважение надо завоевывать каждый день. Трудом и высокой ответственностью доказывая полезность и даже незаменимость инженерного мышления и высокорезультативной деятельности. Престиж инженера и его значимость в обществе должны вырастать в делах.
У России нет иного пути возрождения и развития, как через реализацию стратегии инновационно-технологического прорыва, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях научно-инновационной политики, придание инновационного характера инвестициям и поэтапную модернизацию на этой основе основных фондов. Только так можно обеспечить повышение конкурентоспособности продукции, высокие устойчивые темпы экономического роста.
У Российской инженерной академии, других подобных общественных объединений есть опыт организации исследований и разработок с привлечением отраслевых коллективов.
Мы надеемся, что «под крылом» Высшего инженерного совета, сумеем объединить и заводы, и КБ, и учебные заведения в единую цепь так, чтобы она обеспечивала не только производство конкурентоспособной продукции, но и подготовку необходимых для этого кадров.
Переход на инновационный путь развития требует решения широкого круга проблем, связанных с интеллектуальной собственностью, законодательной деятельностью в области патентного и авторского права.
Наша страна располагает интеллектуальной собственностью, которая сопоставима со стоимостью основных фондов. Перед государством стоит важнейшая задача — заставить работать это богатство на экономику, включить его в рыночные отношения, сделать так, чтобы оно было востребовано. И тогда возникнет рычаг, который ускорит развитие экономики, повысит заинтересованность научно-инженерного корпуса.
Но вот парадокс. У нас принят Закон об интеллектуальной собственности. Он позволяет на любом производстве формировать нематериальные активы и за их счет повышать капитализацию. Эти активы не облагаются налогами. Казалось бы, что еще надо? Но нет, срабатывает инерция мышления еще советских времен. В результате мы не только создаем мало патентов, но и слабо их используем в инновационных процессах.
Думается, эту проблему можно решить, увязав налоговую систему с инновационной составляющей. Если предприятие использует интеллектуальную собственность, инновационные процессы — одни налоги. Осуществляешь развитие только за счет инвестиций — изволь платить за консервацию отсталости.
На первом Съезде инженеров России подчеркивалось, что меры по повышению престижа и эффективности инженерного труда должны быть адресованы, прежде всего, молодежи. Необходимо развернуть серьезную работу по привлечению новых кадров к активному участию в научной и инновационной деятельности. Пока удельный вес молодежи в творческих коллективах на превышает 10%, что не соответствует задачам ускоренного развития.
Вместе с тем, в ходе интеграции в мировое образовательное пространство и вступления в так называемый Болонский процесс следует проявлять особую осмотрительность. Этот процесс небезосновательно связывают с разрушением российской системы подготовки специалистов для науки и промышленности, поскольку в нем вообще отсутствует само понятие «инженер»». А уровень подготовки магистров и бакалавров не удовлетворяет наши предприятия.
Словом, создаваемому Высшему инженерному совету вместе с заинтересованными министерствами, другими государственными, общественными и коммерческими структурами предстоит огромная работа в интересах сильной и процветающей России.
Гусев Борис Владимирович - Президент Российской инженерной академии, Сопредседатель Высшего инженерного Совета России.
© Информационное общество, 2005, вып. 5, сс. 50-52.