О журнале
Рекомендации
Опыт создания и функционирования центра дистанционного обучения в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники
Кобзев А.В., Уваров А.Ф., Кручинин В.В.
А.В. Кобзев, А.Ф. Уваров, В.В. Кручинин
Введение
Внедрение дистанционных технологий обучения становится определяющим фактором развития образования в мире [1]. Для России с ее огромными территориями это имеет первостепенное значение [2–4]. Сегодня дистанционные технологии обучения используются практически каждым вузом России. Признанными лидерами и первопроходцами здесь являются: Московский экономико-статистический университет (МЭСИ), Современный гуманитарный университет (СГУ), Международный институт менеджмента ЛИНК. В области инженерного образования можно выделить Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники [5–7], на базе которого в 1998 г.
был организован Томский межвузовский центр дистанционного образования (ТМЦДО). Главной целью создания ТМЦДО явилось объединение учебных заведений в единый комплекс для реализации дистанционного образования на огромной территории по единой технологии и работающим в системе единого центра, объединяющего широкую сеть региональных учебных подразделений.
Организационная структура
Выработана следующая структура ТМЦДО (рис. 1).
Рис. 1. Структура ТМЦДО.
Управление менеджмента качества – организационная структура ТМЦДО, целью которой является создание системы менеджмента качества (СМК) для постоянного улучшения качества образовательного и других основных процессов в соответствии с Международными стандартами серии ISO 9000 и государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ГОС ВПО). В функции управления также входит разработка (совместно с учебным управлением) новых образовательных технологий, наиболее полно соответствующих лицензионным требованиям, с одной стороны, и интересам студента – с другой.
Учебное управление ТМЦДО выполняет следующие функции:
1. деканата – по организации учебного процесса и контролю за обучением студентов.;
2. отборочной комиссии – по зачислению студентов очной (на трех первых курсах) и заочной формах обучения по дистанционной технологии;
3. организации учебно-методического, программного и технического обеспечения учебного процесса.
Научное управление предназначено для обеспечения устойчивого развития и функционирования ТМЦДО на основе внедрения новых информационных технологий. Научное управление обеспечивает:
1.текущее и перспективное планирование развития;
2. разработку и сопровождение информационных систем, направленных на решение задач ТМЦДО;
3. разработку и сопровождение передовых технологий дистанционного обучения;
4. развитие и техническое обслуживание компьютерной сети ТМЦДО;
5. подготовку докторских и кандидатских диссертаций;
6. выполнение научно-исследовательских работ по направлению «Дистанционное образование».
Управление маркетинга осуществляет прогнозирование потребностей рынка регионов в специалистах определенного профиля, выявляет перспективные образовательные услуги и продукты, ведет рекламно-информационную деятельность, способствует конструктивному взаимодействию работодателей со студентами и выпускниками. Основными функциями управления маркетинга являются:
1. Представление интересов ТМЦДО в регионах;
2. Заключение договоров о совместной деятельности между ТМЦДО и региональными учебными центрами (представительствами) в регионах (с вузами, техникумами, колледжами, школами и другими государственными или частными образовательными учреждениями);
3. Организация рекламных кампаний в регионах;
4. Участие в тематических образовательных выставках, ярмарках вакансий;
5. Организация набора студентов, заключение договоров со студентами на оказание образовательных услуг с применением дистанционной технологии, организация установочных и экзаменационных сессий, контроль посещения студентами сессий, контроль своевременной оплаты обучения студентов в ТМЦДО согласно заключенным договорам;
6. Координация работы представительства;
7. Организация для студентов, обучающихся с применением дистанционной технологии, дополнительных занятий и консультаций по дисциплинам общеобразовательного цикла;
8. Ведение работы по оснащению региональных учебных центров оборудованием, учебной литературой.
С целью повышения качества подготовки специалистов по дистанционной технологии обучения по курсу «Информатика», организации учебного процесса в региональной сети ТМЦДО и обеспечения региональных центров учебно-методическими материалами в 2002 г. была организована кафедра прикладной математики и информатики.
Сейчас в ТМЦДО работает 80 сотрудников и более 300 преподавателей.
Технология обучения
В методике применения дистанционных образовательных технологий, утвержденной приказом Минобразования России № 4452 от 18.12.2002 определяется, что дистанционное обучение есть технология обучения, при которой целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется на основе информационных технологий.
В дистанционном обучении используются три основные технологии: кейс, интернет и телевидение. Практика дистанционного обучения показывает, что реально в вузе используется технология, основанная на сочетании указанных видов. Важным требованием для студентов является наличие персонального компьютера с доступом, по крайней мере, к электронной почте. Например: в студенческий пакет кроме учебных пособий вкладываются компакт–диски с компьютерными учебниками, тренажерами и т.д. Студент, используя интерактивные мультимедийные учебники, изучает теорию. С помощью тренажерных программ осуществляет практические занятия. Выполняет лабораторные работы с помощью моделирующих программ. Осуществляет самоконтроль, запуская тестирующие программы. Протоколы выполнения тестовых заданий высылаются в вуз, и вуз осуществляет промежуточный контроль.
Такая стратегия позволяет:
1. проводить политику эволюционного развития технологии дистанционного обучения;
2. эффективно использовать ресурсы вуза для развития дистанционной технологии обучения;
3. использовать разнообразные виды технологий дистанционного обучения в зависимости от развития информационных сетей того или иного региона;
4. использовать различные инструментальные средства и системы для разработки педагогических программных средств;
5. использовать разработки других вузов и производителей программного обеспечения.
Для реализации данной технологии дистанционного обучения ТМЦДО имеет:
1. Библиотеку печатных и электронных учебников и учебно-методических пособий;
2. Ресурсный центр компьютерных учебно-методических комплексов;
3. Компьютерную систему контроля знаний;
4. Информационную систему электронного документооборота;
5. Систему мониторинга за процессом обучения;
6. Учебный портал.
При современной оснащенности и доступности персональных компьютеров создание электронной версии учебника с помощью систем Microsoft Word или Latex не представляет большой сложности. Поэтому через небольшой промежуток времени организуется соответствующая библиотека. Причем учебное пособие может храниться в двух вариантах: печатном и электронном.
Ресурсный центр компьютерных учебно-методических комплексов – наиболее сложный, затратный и длительный по времени создания элемент дистанционной технологии обучения. В него входят разнообразные компьютерные учебные программы [8]. Для каждой дисциплины или курса необходимо разработать: компьютерный учебник, тренажеры, моделирующие и тестирующие программы. Можно все это объединить в интеллектуальную обучающую систему. Причем необходимо учитывать, что для организации дистанционного обучения по одной специальности необходимо представить приблизительно 60–65 дисциплин общим объемом более 8000 часов.
Для решения данной задачи необходимо использовать инструментальные системы и опыт, накопленный на кафедрах вуза при создании программно-методического обеспечения.
Компьютерная система контроля знаний является необходимым элементом дистанционной технологии обучения и включает в себя:
1. инструментальную систему построения тестов;
2. систему проведения входного тестирования;
3. систему проведения промежуточного контроля;
4. аттестационную систему;
5. мероприятия, направленные на защиту системы тестирования от несанкционированного доступа.
Информационная система должна обеспечить электронный документооборот вуза по организации учебного процесса дистанционной технологии обучения. Как правило, она включает следующие функции:
1. автоматизацию существующего документооборота, связанного с набором студентов и организацией учебного процесса;
2. автоматизацию технологических процессов, связанных с организацией и администрированием учебного процесса;
3. организацию хранения всей информации, связанной с деятельностью вуза в процессе набора и обеспечения учебного процесса студентов, а также авторизированного доступа к этой информации всех сотрудников, студентов и преподавателей;
4. автоматизацию внутренних бизнес-процессов вуза (внутренние распоряжения, приказы, кадровые вопросы и т.д.).
Разработка информационной системы для вуза является довольно сложной и трудоемкой научно-технической задачей.
Система мониторинга учебного процесса является необходимым элементом для организации учебного процесса по дистанционной технологии обучения. Эта служба может быть организована различными способами: если общение преподавателя и студента осуществляется посредством электронной почты, то эта служба может контролировать поток писем. Если используется более формализованный инструмент, то процесс мониторинга можно осуществлять, используя соответствующие возможности информационной системы.
Интернет с каждым годом становится все мощнее и сложнее, в том числе и в России [9]. Практически все вузы имеют возможность выхода в интернет. Поэтому портал вуза становится важным инструментом в технологии дистанционного обучения.
Основными функциями учебного портала являются:
1. Информационная: портал осуществляет информационную поддержку целевой аудитории сайта (основная подзадача здесь – оперативное предоставление студентам информации о реальном состоянии их процесса обучения);
2. Технологическая: предоставление целевой аудитории сайта функциональных возможностей, необходимых для решения их конкретных задач (основная подзадача – функциональная поддержка процесса обучения студентов, поддержание обратной связи со студентами);
3. Маркетинговая: привлечение новых студентов для обучения в вузе (продвижение услуг центра в интернете, проведение маркетинговых исследований и рекламных кампаний);
4. Обучающая: предоставление студентам интернет-услуг по обучению в режиме реального времени (предоставление сетевых курсов, проведение on-line экзаменов, виртуальное библиотечное обслуживание, on-line-лекции, слайд-лекции, виртуальные лабораторные работы, семинары и консультации с использованием чатов и форумов).
Результаты деятельности
ТМЦДО оказывает существенное влияние на повышение качества обучения благодаря разработке учебно-методического и программного обеспечения. Сейчас разработано свыше 1000 учебников и учебно-методических пособий как в печатном, так и в электроном виде.
Разработано свыше 800 компьютерных контрольных работ и экзаменационных заданий, которые позволяют полностью автоматизировать контроль знаний в вузе. Особое значение придается развитию нового класса компьютерных учебных программ – генераторам тестовых заданий, которые практически каждому студенту позволяют получить индивидуальное задание, тем самым устранив негативные явления – использование шпаргалок и чужих рефератов, курсовых работ и пр. Таких программ по отдельным курсам разработано свыше 50. Разработано свыше 20 мультимедийных учебников и моделирующих программ по высшей математике, физике, теоретическим основам электротехники и электроники.
ТМЦДО имеет партнеров в различных регионах: Томский институт бизнеса (ТИБ), Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (КемТИПП), Югорский государственный университет (ЮГУ), Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), Томский экономико-промышленный техникум (ТЭПТ).
ТМЦДО осуществляет подготовку студентов по 52 направлениям и специальностям, одновременно получают образование более 8500 студентов.
ТМЦДО имеет свои представительства в 115 городах России и в странах бывшего СНГ.
В 2001 году состоялся первый выпуск студентов ТМЦДО, получивших образование по специальностям «Промышленная электроника» и «Экономика и управление на предприятиях машиностроения». В 2005 году число выпускников Томского межвузовского центра дистанционного образования составило 400 человек, четверо из которых окончили ТУСУР с отличием.
Литература
1. Online Education and Learning Management Systems – Global E-learning in a Scandinavian Perspective / Morten Flate Paulsen. – Oslo, Norway: NKI Forlaget, 2003.– 337 с.
2. Щенников C.А. Открытое дистанционное образование / С.А. Щенников – М.: Наука, 2002. – 527 с.
3. Карпенко М.П., Московцев Н.А. Концептуальные основания развития дистанционного обучения в России // Труды СГУ. Вып.15. – М., 1999. – С. 5–20.
4. Тихомиров В.П., Солдаткин В.И., Лобачев С.Л. Среда Интернет обучения системы образования России: проект Глобального виртуального университета / Международная академия открытого образования. – М.: МЭСИ, 2000. – 332 с.
5. Кобзев А.В., Бондарь А.В., Воронин А.И., Кручинин В.В., Миллер А.В., Шарапов А.В. Учебно-методическое и программное обеспечение Томской дистанционной технологии обучения студентов // Сборник докладов Международной научно-практической конф. «Градоформирующие технологии XXI века», секция «Организация и обеспечение кадровой поддержки градоформирующих технологий» – М.: МАДИ (ГТУ) – 2001.– С. 155–165.
6. D. Karminskaya, V. Bonlar, V. Kruchinin System Of Realization Of Common Information Space In Education Process / I. Panfilov //2-nd WBLE Conference – 2001, 24–26 October, Lund University. – Р. 121–126.
7. Кобзев А.В. Организация дистанционного обучения в условиях интеграции вузов / А.В. Кобзев, A.Ф. Уваров, А.В. Жуков, В.В. Кручинин, А.В. Носуленко // Высшее образование сегодня. – 2005.– № 3. – С. 24–29.
8. Кручинин В.В. Разработка компьютерных учебных программ – Томск: Из-во Томск. Ун-та, 1998. – 211 с.
9. Лобачев С.Л., Солдаткин В.И. Интернет обучение: тенденции и проблемы // Телекоммуникации и информатизации образования. – 2004. – № 2. – С. 18–39.
Кобзев Анатолий Васильевич - Ректор Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, доктор технических наук, профессор.
Уваров Александр Фавстович - Проректор по экономике Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, Директор Томского межвузовского центра дистанционного обучения, кандидат экономических наук.
Кручинин Владимир Викторович - Заведующий лаборатории "ЛИСМО" (инструментальных систем моделирования и обучения) Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, кандидат технических наук, доцент.
© Информационное общество, 2005, вып. 4, сс. 49-51.