О журнале
Рекомендации
Новое решение корпорации Oracle для реализации смешанного обучения
Капинос В.Г.
В.Г. Капинос
Введение
В конце 2004 года корпорация Oracle объявила о выходе нового программного продукта – Oracle Learning Managment (OLM), явившегося результатом слияния двух поставляемых до этого отдельно продуктов: Oracle Training Administartion (OTA) и Oracle iLearning (OiL). Первый, OTA, решал задачи автоматизации бизнес-процессов корпоративных учебных центров, использующих традиционные формы обучения – преподавание в аудитории, стажировки, практика и т.д. Второй, OiL, ориентирован на проведение обучения в режиме online (дистанционное), используя современные компьютерные технологии.
Наша цель – дать общее представление о функциональных возможностях OLM, используемых для решения задач, стоящих перед корпоративными учебными центрами, а также познакомить с опытом ФОРС при построении корпоративной системы дистанционного обучения.
Унифицированный каталог
OLM поставляется корпорацией Oracle как одно из приложений Oracle E-Business Suitе версии 11.5.10. Главной особенностью OLM является использование для управления обучением унифицированного каталога. Через каталог поддерживается смешанный (blended) подход к обучению, когда для достижения целей обучения используется как традиционное (offline), так и интернет (online, дистанционное) обучение. Каталог обеспечивает для администраторов принципиально новый интерфейс для организации и управления процессом обучения через интернет/интранет. В основе каталога лежат пять базовых объектов:
- Категории. Содержат курсы, пути обучения, другие вложенные категории;
- Курс. Второй уровень иерархии каталога, содержит информацию о курсе, описание целей обучения, целевой аудитории, приобретаемых компетенций и др.;
- Предложение. Определяет режим и язык поставки курса. Например, предложение может быть online курсом на русском языке или же курсом в классе с преподавателем на английском (offline);
- Класс. Регистрируемый конкретный случай предложения. Например, предложение пройти обучение на русском языке в режиме online с участием инструктора или же на русском языке в нескольких учебных классах в виде сессий с указанием их местонахождения, времени начала и окончания (предложение offline, синхронный);
- Путь обучения. Позволяет учащимся, менеджерам, администраторам группировать курсы для достижения поставленных целей и приобретать требуемые компетенции.
Администратор через каталог предоставляет сотрудникам доступ к классам, резервирует ресурсы, утверждает компетенции и др.
Рис.1. Система корпоративного обучения, построенная на базе Oracle Learning Management, реализует замкнутый цикл обучения персонала – от формирования сотрудниками HR-департамента профиля компетенции для конкретной должности до приобретения и актуализации необходимых навыков, определяемых данным профилем.
Путь обучения
Путь обучения помогает планировать карьерный рост персонала и отслеживать процесс обучения. Группируя курсы в виде логической последовательности с назначением конкретных сроков для их прохождения, менеджер планирует процесс подготовки персонала. Пути обучения, созданные менеджером, объединяют специфические курсы, предназначенные для изучения определенными категориями работников. Путь обучения может быть образован самим сотрудником для планирования программы самообразования.
Управление контентом
Базовыми элементами управления контентом в OLM являются learning objects – учебные объекты (УО), каждый из которых содержит метаданные, описывающие online контент со ссылкой на конкретный физический контент. УО может ссылаться на любой веб-проигрываемый контент, размещенный на веб-серверах. Учебные объекты могут содержать тесты и другие УО, образуя тем самым внутреннюю структуру контента, которую администратор публикует в каталоге. В OLM нет встроенного дизайнера курсов. В этом Oracle придерживается политики использования дизайнеров курсов от других производителей, например, Macromedia. Тесты относятся к категории УО и могут быть созданы на основе Flash или HTML страниц. Может быть использован также встроенный в OLM разработчик тестовых вопросов и ответов. Вопросы и ответы помещаются в так называемый банк вопросов. На основе выборки вопросов из банка вопросов создаются сами тесты. Для использования в OLM контента других производителей необходимо, чтобы последние следовали промышленным стандартам IMS, AICC или SCORM v 1.2. Для загрузки тестов извне XML файлы должны соответствовать спецификациям IMS Question and Test Interoperability (QTI) v1.01.
Новый пользовательский интерфейс для учащегося
Пользовательский интерфейс учащегося включает следующие страницы:
1) домашняя страница. Обеспечивает удобный доступ к путям обучения и курсам, на которые произведено назначение. С этой страницы учащийся может:
- видеть детальную информацию о курсах, предложениях, классах;
- управлять путями обучения, созданными им лично;
- видеть online и offline классы, назначенные ему для прохождения, проигрывать online курсы;
2) страница Каталог содержит каталог доступных online курсов;
3) на странице История обучения учащийся видит подробное описание истории прохождения курсов, включая количество набранных балов и потраченное время.
Генерация писем и отчетов
В OLM имеется ряд предварительно настроенных категорий стандартных писем: ознакомительные, подтверждающие, сопроводительные и т.д. Стандартные письма генерируются с помощью встроенного приложения Application Data Exchange (ADE). Производимые с помощью ADE документы полностью сочетаются с Microsoft Word.
В OLM имеется ряд заранее настроенных отчетов, которые, однако, можно дополнять и расширять. Например, Отчет посещаемости с подписью создается для преподавателя, проводящего занятия в аудитории, и включает в себя поля напротив фамилий студентов для внесения студентом собственноручной подписи.
Управление компетенциями
Как и пути обучения, компетенции помогают сотрудникам по персоналу целенаправленно выстраивать политику карьерного роста в организации. Администратор может, после успешного завершения сотрудником классов и путей обучения, проводить обновления личного профиля компетенции учащегося, используя как автоматический, так и подтверждающий режимы.
Опыт внедрения
На базе технологии Oracle iLearning компанией ФОРС была разработана корпоративная система дистанционного обучения участников оптового рынка электроэнергии. Заказчиком данного проекта выступило некоммерческое партнерство «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы» (НП «АТС»).
В рамках проекта была разработана структура учебного сообщества (включающая оргструктуру, группы пользователей по направлениям обучения, структуру ведения учебного процесса менеджерами по обучению НП «АТС» и т.д.), предоставлены средства для ведения и анализа учебного процесса, а также разработаны учебные курсы и экзаменационные тесты по ряду направлений. В настоящее время обучение в системе проходят несколько сотен человек из всех регионов РФ.
Адрес учебного сайта НП «АТС»: http://ilearning.np_ats.ru/
Заключение
В рамках статьи невозможно перечислить всю функциональность, присущую первой версии OLM. Важно подчеркнуть, что корпорация Oracle провозгласила политику ускоренного развития приложения OLM в рамках Oracle E-Business Suitе с целью предоставления заказчикам в ближайшее время наиболее полной в функциональном плане корпоративной системы управления обучением.
Капинос Виктор Григорьевич - Руководитель направления e-learning отделения по работе с корпоративными клиентами компании "Форс - центр разработки", кандидат физико -математических наук.
© Информационное общество, 2005, вып. 4, сс. 67-68.