Информационное обеспечение управленческой сферы московского образования
Яблонский В.Б., Мамченко А.А.

Информационное обеспечение управленческой сферы московского образования


В.Б. Яблонский, А.А. Мамченко



В последние годы наблюдается неуклонный рост интереса к современным технологиям и методологиям управления. Этот интерес свидетельствует о понимании роли управленческой деятельности в создании эффективных социальных институтов, из которых важнейшим является образование. Процессы реформирования общеобразовательной и профессиональной школы являются частью глубоких политических и социально-экономических преобразований, переживаемых страной.

Два последних десятилетия одной из острейших проблем российского образовательного сообщества был поиск наиболее эффективных путей развития сферы образования. И один из этих путей – модернизация системы управления образованием, повышение ее эффективности, обоснованности принимаемых решений. Глобальные изменения в мировом сообществе, переход к информационному обществу, реформирование образовательной сферы привели к резкому увеличению нагрузки на систему управления образованием. За последние 30 лет функции управления образованием увеличились на 85 %. Значительно усложнились выполняемые задачи, сократились сроки принятия управленческих решений, повысилась ответственность, а управляемая среда при этом стала более подвижной, подверженной постоянным изменениям, более сложной и непредсказуемой. Необходимо учитывать также резкий, экспоненциальный рост объемов информации, необходимой для выполнения управленческих функций в системе образования, повышение значимости стратегического, прогнозного управления, основанного на глубоком, всестороннем анализе информации. Это означает, что при решении проблем, связанных с управлением образованием, не обойтись без активного применения новых информационных и телекоммуникационных технологий.

Основой системы образования РФ являются территориальные образовательные системы – региональные, муниципальные, городские, областные и др. Территориальная образовательная система (ТОС) – это совокупность связанных между собой образовательных и инновационных процессов и деятельности по управлению этими процессами, осуществляемой образовательными учреждениями, органами образования и другими институтами в той или иной территории. Функции ТОС – поддержание функционирования и взаимодействия образовательных и других учреждений территории, обеспечение доступа жителей своей территории к образовательным ресурсам и учебным центрам для получения населением образования в различных формах, а также реализации инновационных программ региона. Идеальная ТОС – это такая образовательная система, которая гармонично учитывает и удовлетворяет все потребности, запросы, склонности, возможности всех проживающих на данной территории.

Московская территориальная образовательная система является одной и самых больших в России. Она включает более 4000 образовательных учреждений, в которых обучается более 1,5 миллионов детей и подростков. В образовательной среде города работает более 180 тысяч педагогов и административных работников. Образовательные учреждения подчиняются, согласно административно-территориальному делению города, десяти окружным управлениям образования. Часть учреждений непосредственно подчиняется Департаменту образования. В оперативном управлении Департамента образования города Москвы находится более 4500 зданий и сооружений. Эффективная работа образовательной сферы такого масштаба возможна только при использовании современных управленческих технологий, базирующихся на четко отлаженной вертикали управления и использовании соответствующей современной информационной инфраструктуры.

Кроме того, Москва как столица и огромный город испытывает на себе весь комплекс проблем столичных мегаполисов, таких как социальное неравенство, концентрация как лучших, так и худших идей, явлений и сообществ, разобщенность людей, большое количество неблагополучных семей, беспризорных и безнадзорных детей, ухудшение здоровья городских детей, экологические, межнациональные, транспортные проблемы. В этих условиях образование несет большую социальную нагрузку, поскольку оно вынуждено сглаживать социальные контрасты, обеспечивая конституционное право граждан на качественное доступное образование. В этих условиях ответственность при принятии управленческих решений возрастает многократно. Понятно поэтому внимание московских властей к модернизации системы управления образования, ведь положение дел в сфере образования напрямую зависит от эффективности управления этой отраслью.

Эффективность ТОС напрямую зависит от качества управления, а управление, в свою очередь, – от качества принимаемых решений. Повышение эффективности управления возможно за счет улучшения информационного обеспечения системы управления образованием. Информационно-аналитическая поддержка принятия решений и доступ к соответствующим информационным ресурсам являются основными условиями повышения эффективности управления ТОС, так как проведение качественного анализа невозможно без доступа к достоверной и актуальной информации, которая накапливается в результате всестороннего мониторинга состояния и развития ТОС при условии построения современной информационной среды образования.

Принятая недавно городская целевая программа развития образования «Столичное образование – 4» на 2005-2007 гг. поставила модернизацию управления образованием в число своих приоритетов.

К основным направлениям модернизации управления системой образования Москвы можно отнести:

  • оптимизацию организационной структуры управления образованием, в которой четко распределены и согласованы компетенции и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики города;
  • формирование новой экономической модели управления образованием, базирующейся на принципах нормативного финансирования;
  • реализацию принципа открытости образования как государственно-общественной системы с учетом социальных и экономических потребностей города, запросов личности, общества и государства;
  • развитие нормативной базы и организационно-управленческого механизма устойчивого и опережающего развития системы образования, направленного на обеспечение доступности, качества и эффективности московского образования;
  • совершенствование аналитического обеспечения управленческих процессов, формирование информационной среды для поддержки принятия управленческих решений;
  • повышение эффективности кадрового обеспечения управления образованием.

Основная цель дальнейшего реформирования управления образованием Москвы – создание эффективной системы управления образованием, обеспечивающей взаимодействие государства и общественности в интересах динамичного развития и высокого качества образования, его многообразия и ориентации на удовлетворение запросов личности и общества, а также разработки информационной политики в системе управления образованием. Осуществление этих планов невозможно без разработки и внедрения современных управленческих технологий, опирающихся на развитую информационную инфраструктуру системы образования.

Анализ деятельности управленца показывает, что сегодня, помимо оперативного управления сетью учреждений, современному работнику системы управления образованием приходится решать такие сложные задачи, как:

  • прогнозирование регионального рынка образовательных услуг и разработка стратегии его развития;
  • нормативно-правовое регулирование деятельности системы образования в регионе;
  • разработка и принятие региональных компонентов государственных образовательных стандартов;
  • формирование регионального заказа в сфере профессионального образования;
  • разработка нормативов бюджетного финансирования образования на уровне региона;
  • финансирование образовательных учреждений ведения субъектов Федерации;
  • мониторинг функционирования и развития ТОС, включая статистическое наблюдение;
  • формирование региональных систем информационного обеспечения сферы образования;
  • регулирование имущественных отношений в подведомственных образовательных учреждениях;
  • координация деятельности местных органов управления образованием; взаимодействие с органами власти и управления субъектов Российской Федерации и федеральными органами управления образованием;
  • разработка и осуществление целевых, комплексных программ поддержки приоритетных направлений развития ТОС;
  • анализ, поддержка и активное распространение инновационной образовательной практики; организация и содействие выполнению научных исследований, программ и проектов, направленных на развитие образования;
  • организация переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров сферы образования;
  • привлечение общественности к решению проблем развития образования.

Применяя компьютерные технологии, можно значительно продвинуться в устранении противоречий в труде управленца, препятствующих нахождению оптимальных решений. Это противоречия между:
  • необходимостью принятия многочисленных оперативных решений и медленным сбором и обработкой информации по решаемой проблеме;
  • необходимой компетентностью управленческой деятельности и большой динамикой информационно-правового обеспечения;
  • большим объемом вычислительной работы для обработки статистической информации и отсутствием ее автоматизации;
  • исключением возможностей определения тупиковых путей развития и нереальностью моделирования будущих процессов с использованием традиционных подходов.

При этом проблемы образования, требующие внимания управленцев, можно разделить по четкости выявления на следующие группы:
  • неявно выраженные отраслевые или межотраслевые проблемы, при этом они только формируются и специалисты управления образованием могут их своевременно не оценить, например, «образование и экономика», «экономика информатизации в образовании» и т. д.;
  • явно выраженная отраслевая или межотраслевая проблема, зафиксированная в документальном или фактографическом потоке информации, но по определенным причинам не оцененная экспертами в образовании должным образом;
  • проблема, очевидно, существует, обнаружена и структурирована, принимаются меры к ее глубокому анализу и решению.

В процессе осуществления управленческой деятельности необходимо систематическое применение таких методов анализа информации, выявления и исследования проблем, как исследование операций, системный анализ, диагноз состояния, кластер-анализ, контент-анализ, морфологический анализ, экспертные оценки, структурный анализ.

Все эти методы невозможно использовать, не имея «под рукой» развитой информационной среды, содержащей и накапливающей данные, необходимые для принятия грамотных управленческих решений. Современные информационные технологии предполагают построение таких управленческих сред, которые обладают свойствами масштабирования информации, гибкой настройки под нужды той или иной группы управленцев и одинаково эффективно обслуживают как оперативные задачи управления, так и процесс построения прогнозных моделей развития и долгосрочное стратегическое планирование.

Специфические требования к информатизации сферы управления образованием естественным образом вытекают из особенностей деятельности работников образования, занимающихся принятием управленческих решений.

Во-первых, информационная управленческая среда должна адекватно подстраиваться под непрерывные изменения ТОС вследствие изменений законодательства, структурной перестройки системы управления, изменения приоритетов развития, текущей ситуации и т.д.

Во-вторых, предъявляются жесткие условия востребованности управленческих информационных ресурсов. Востребованность зависит от удобства работы с системой. Информационные системы должны быть наглядными, интуитивно понятными, экономить время, максимально автоматизировать рутинные операции, при этом вписываться в существующие стандарты работы. Например, для систем электронного документооборота формы документов должны с минимальными отличиями от бумажного оригинала воспроизводиться на экране и выводиться на бумагу, пользователь должен иметь возможность самостоятельно создать какую либо новую форму для отчета или справку, формируя на экране компьютера, как на листе, нужную конфигурацию документа и имея возможность обращаться к нужной группе данных.

В третьих, при разработке комплексных систем должен использоваться принцип территориальной распределенности и корпоративного использования данных. Первичная информация в полном объеме должна храниться и обновляться в тех органах, которые ее собирают. Локальные архивы первичных данных должны отвечать за достоверность, полноту и актуальность «своей» информации. На этом уровне производится первичная обработка и свертывание данных. Обобщенные данные поступают на следующий вышестоящий уровень управления, где обрабатываются совместно с полученными из других архивов, свертываются и в консолидированном виде поступают в более высокие инстанции. При этом даже с самого верхнего уровня обобщения информация может быть развернута до первичных данных, дополнена, выверена или обработана другими методами.

Однако, несмотря на то, что процессу информатизации управления образованием в Москве уже более 10 лет, до сих пор большое число управленцев ощущает дискомфорт, вызванный, боязнью применять новые информационные технологии, отсутствием навыков использования информационных и телекоммуникационных технологий в управлении, невысоким уровнем информационной культуры.

Несмотря на значительные масштабы работы по информатизации управления столичным образованием, степень и глубина использования информационных технологий продолжают оставаться недостаточными. Так же обстоит дело с информационной интеграцией внутри системы управления образованием. Наблюдается разобщенность форматов данных, отсутствие нормативной базы по формированию оперативной отчетности и т.д. В Москве, например, подразделения Департамента, окружные управления вынуждены прорабатывать огромный объем входящей и исходящей бумажной документации. Информационные потоки не структурированы и не оптимизированы, зачастую являются идентичными в различных подразделениях системы управления образованием. Аналогично обстоят дела и при взаимодействии с городскими структурами. Лишь в последние несколько лет наблюдаются попытки структурирования информационных потоков, построения локальных моделей интеграции данных.

Отсутствие целостного подхода не позволяло организовать эффективное объединение существующих ресурсов в действительно комплексную систему информационной и аналитической поддержки управленческих решений. Сегодня стала очевидной необходимость создания такой системы информационного обеспечения управления ТОС, в которой должны быть учтены следующие аспекты:

  • Организационно-технологический – создание технологий построения информационной и аналитической поддержки принятия управленческих решений, сбора и обработки статистической и др. отчетной информации о развитии системы образования, формирования информационной инфраструктуры, а также разработка технологии интеграции информационных ресурсов управления образованием, как внутри системы, так и при межведомственном взаимодействии;
  • Организационно-технический – создание аппаратно-программных средств и технологических систем для формирования информационных ресурсов и доступа к ним;
  • Организационно-управленческий – создание благоприятных условий для принятия оперативного и качественного управленческого решения.

Информационно-аналитический центр при Департаменте образования Москвы в настоящее время ведет разработку комплексной системы обеспечения управления образованием – КСИО. Она предназначена для оперативного обеспечения органов управления информацией различного вида с возможностью анализа, прогнозирования и моделирования событий или ситуаций, с целью формирования базы знаний и условий для выработки оперативных и долгосрочных управленческих решений.

В задачи КСИО входит:

  • построение единой многоуровневой телекоммуникационной среды на базе распределенной компьютерной сети, что позволит обеспечить оперативный обмен информацией и организовать доступ к информационным образовательным ресурсам для всех участников образовательного процесса;
  • создание многоуровневой интегрированной автоматизированной информационной системы;
  • организация единого электронного документооборота, автоматизация подготовки и обмена документами на всех уровнях управления образованием;
  • повышение скорости прохождения и отработки документов, оптимизация информационных потоков;
  • создание баз данных и организация доступа к ним на уровне образовательных учреждений, организация объединенного хранилища информации;
  • организация учета, контроля и анализа информации для эффективного управления системой образования;
  • обучение кадров;
  • достижение комплексности (системности) информационного обеспечения в условиях динамично изменяющихся внешних и внутренних факторов ее функционирования.

В качестве технологической платформы КСИО использует мультисервисную коммуникационную сеть (МКС) московского образования, объединяющую общей телекоммуникационной инфраструктурой систему управления образованием, организационную инфраструктуру ресурсных центров, комплексные информационные системы и среды информационного взаимодействия в рамках реализации проекта создания общего информационного пространства управления образованием.

К сожалению, несовершенство организационной структуры управления образованием, нехватка ресурсов, дефицит времени и недостаточная компетентность кадров приводят к тому, что нарушается баланс составляющих частей управления в сторону обеспечивающей части. Основным становится ситуационное управление, то есть реагирование на событие, которое уже произошло, борьба с последствиями вместо прогностического управления, предсказывающего тенденции и принимающего управляющие действия до того, как негативные факторы успели проявиться. Стратегическая функция управления оказывается в плачевном состоянии, а ведь именно от ее качества зависит и качество обеспечивающей функции, и эффективность управления в целом.

Система информационного обеспечения управленческой деятельности, помимо обеспечения оперативного управления ресурсами ТОС, должна быть ориентирована и на решение сложных задач проблемного анализа и стратегического планирования, таких как:

  • формирование долгосрочных, краткосрочных прогнозов и оперативный анализ показателей социально экономического развития ТОС;
  • комплексный анализ эффективности деятельности, в частности, выполнения целевых программ;
  • оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности субъектов территории;
  • всесторонний мониторинг состояния дел в системе образования и анализ последствий управленческих решений;
  • ситуационное моделирование процессов, идущих в ТОС, прогнозирование и рейтинговый анализ проблем образования.

В настоящее время основные усилия в деле информатизации управленческих технологий направлены именно на развитие и поддержку стратегической функции управления.


Яблонский Владимир Борисович - Директор Информационно-аналитического центра Департамента образования города Москвы.

Мамченко Анна Александровна - Сотрудник Информационно-аналитического центра Департамента образования города Москвы.


&copy Информационное общество, 2005, вып. 4, сс. 42-45.