Второй ежегодный Форум Microsoft для государственных деятелей Европы
Unknown Author

Второй ежегодный Форум Microsoft для государственных деятелей Европы



Государственные деятели из 42 стран мира (включая Россию) собрались в феврале этого года в Праге на очередном Форуме корпорации Microsoft, чтобы обменяться знаниями и опытом, а также послушать выступления экспертов, которые представляют различные государственные и негосударственные организации. На повестке дня стоял вопрос о том, каким образом обеспечить рост европейской экономики и увеличение занятости граждан в условиях глобализации и изменения демографической ситуации.

Сегодня мы продолжаем публикацию материалов форума Microsoft и расскажем о дискуссиях, состоявшихся в рамках круглых столов, в которых нашли отражение проблемы, приоритеты и вопросы обновленной Лиссабонской программы. Полностью материалы Форума опубликованы в 28-м выпуске информационного бюллетеня Московского представительства корпорации Майкрософт «Материалы второго ежегодного Форума Microsoft для государственных деятелей Европы» (июль 2005 г.) по адресу:http://www.microsoft.com/Rus/Government/Newsletters/Issue25/default.mspx


Занятость и социальная интеграция

Ведущий круглого стола:

Жан-Клод Бугельман (Jean-Claude Burgelman), генеральный директор Объединенного исследовательского центра (Joint Research Centre) в Европейском институте технологических исследований будущего (Institute for Prospective Technological Studies), Севилья, Испания.

Соведущий от корпорации Microsoft:

Горан Радман (Goran Radman), директор департамента Юго-Восточной Европы, подразделение Microsoft по странам Европы, Ближнего Востока и Африки.

Участники:

  • Ева Альмуниа (Eva Almunia), министр образования автономной области Арагон, Испания;
  • Мурат Басесжи-оглы (Murat Basesgioglu), министр труда и социального обеспечения Турции;
  • Ина Гуделе (Ina Gudele), глава Секретариата по особым поручениям (Secretariat of Special Assignments), Министерство по вопросам электронного правительства (Ministry of Electronic Government Affairs), Латвия;
  • Андья Комсо (Andja Komso), руководитель ИТ-подразделения, Министерство финансов и налогового администрирования (Ministry of Finance and Tax Administration), Словения;
  • Тоомас Сепп (Toomas Sepp), секретарь городской управы Таллина, Эстония;
  • Тапио Варис (Tapio Varis), президент Глобальной системы университетов (Global University System), Университет города Тампере, Финляндия;
  • Кай Уэчтер (Kai Waechter), управляющий директор компании BearingPoint по работе с государственными организациями, Германия.

Основной лейтмотив круглого стола «Занятость и социальная интеграция» заключался в том, что в основе европейской социальной модели лежат высокий уровень занятости и общественное согласие. Согласно сложившейся традиции устойчивый экономический рост в прошлом позволял Европе выделять достаточные средства на всеобщее образование, здравоохранение и социальную защиту. В связи с этим будущее данной социальной модели находится в центре сегодняшних дискуссий о состоянии европейской экономики. Широкое распространение современных информационных и коммуникационных технологий не только ставит новые непростые вопросы в этой сфере, но и обеспечивает дополнительные возможности.

Участники круглого стола отметили, что во всех европейских странах, за некоторыми исключениями, наблюдается большой скептицизм в отношении результатов внедрения ИКТ, сопровождающийся сложившимся мнением, что ИТ-революция уже завершена и настало время перейти к решению других вопросов. Это повлекло за собой нежелание ИТ-сектора вкладывать средства в исследования по сравнению с другими секторами.

«Мы, кажется, забыли, что цифровые технологии сегодня выполняют ту же самую роль в экономике, что сталь и уголь в прошлом», – заметил Жан-Клод Бугельман, ведущий дискуссии.

Доклад Уима Кока ясно продемонстрировал, что ИКТ должны пронизывать всю структуру экономики. В будущем они станут главным источником создания рабочих мест, обеспечивая возможности для производительной работы во всех секторах экономики и способствуя переменам в обществе в целом.

«Информационное общество не только создает систему занятости, новые бизнес-схемы и типы рабочих мест, оно также изменяет и затрагивает ту систему учета интересов различных социальных слоев, которую мы построили на этой основе, – сказал Жан-Клод Бугельман. – Конечно, здесь чрезвычайно важно и то, каким образом ИКТ способствуют росту производительности. Однако в целом перемены намного более существенны – они означают реорганизацию наших обществ и европейской социальной модели».

Участники круглого стола подчеркивали, что европейским правительствам следует выработать ИКТ-политику в сферах образования и обучения, социального обеспечения, государственного управления и организации труда.

Один из участников дискуссии отметил, что каждому поколению свойственен свой тип грамотности, поэтому современным людям необходимы методы овладения компьютерной грамотностью. «Невозможно представить себе хотя бы одно рабочее место, которое в будущем не потребует наличия ИКТ-навыков, – добавил Жан-Клод Бугельман. – Они понадобятся и водителю грузовика, которому нужны будут устройства, подсказывающие, где получить груз и куда его доставить. Они понадобятся и медсестрам, которые должны обрабатывать множество цифровых данных для мониторинга состояния пациентов. И так далее».

Обсуждение также коснулось вопроса о том, как наилучшим образом организовать обучение ИКТ-навыкам и предоставление доступа к информационным технологиям для людей из разных регионов, разного пола и возраста. Было подчеркнуто, что создание новых рабочих мест и социальная интеграция потребуют изменений в существующих моделях образования.

Одним из примеров успешного использования технологических инноваций для оптимизации образовательной среды является испанская автономная область Арагон, где каждому школьнику предоставляется планшетный компьютер (Tablet PC), поддерживающий наиболее живые и естественные способы преподавания и учебы: рукописный ввод, рисование, компьютерный набор на клавиатуре, чтение, обмен материалами, визуализация, обсуждение и т.п.

В результате дети делают свою домашнюю работу после школы более увлеченно и эффективно, они могут связываться по интернету со своими учителями и одноклассниками, чтобы задать интересующие их вопросы или поделиться своими работами.

«Дома ученики больше не предоставлены самим себе, – рассказала Ева Альмуниа, министр образования автономной области Арагон. – Они общаются с учителями и друг с другом, что, однако, не означает, что время, проводимое в классе, уже не так значимо. Наоборот, его можно использовать для обсуждений, воспитания общественных ценностей, групповых игр, практических занятий, искусства и спорта. Учителя благодаря такому положению получают возможность уделять больше внимания отдельным ученикам».

Опыт Арагона показывает, что ИКТ могут помочь ученикам эффективнее использовать свое время как в школе, так и за ее стенами. «Они узнают больше, они способны справляться с более сложными ситуациями, и для своего возраста они гораздо более приспособлены для самостоятельной работы, – продолжила Ева Альмуниа. – Мы не можем сегодня вернуться к тому, что было раньше.

Это немыслимо – попытаться заставить школьников забыть то, чему они научились, и возвратиться к такому процессу обучения, когда в их распоряжении имелись только учебники и классная доска».

Участники круглого стола также заострили внимание на необходимости развивать программы дистанционного обучения (e-learning) и непрерывного обучения (lifelong learning), что позволит удовлетворить новым требованиям информационной экономики. Было отмечено, что у значительного большинства людей, родившихся до изобретения персонального компьютера, отсутствуют даже базовые ИТ-навыки, однако им еще предстоит трудиться ближайшие 20 или более лет. Такие люди, как правило, очень заняты и хорошо трудоустроены. Единственная вещь, которой им не хватает, – это время. Они не могут вернуться в школу, и им это не нужно, поэтому для них следует найти альтернативные способы обучения и переподготовки.

Участники круглого стола также много дискутировали по вопросу воздействия информационных технологий на процессы изменения демографической ситуации в Европе. Сегодня, когда население европейских стран стареет и сокращается, необходимо переосмыслить представления об активной и производительной рабочей силе. Было выражено признание того, что ИКТ позволят обществу повысить готовность граждан найти работу и трудоустроить большее число людей, поскольку они могут сделать рабочую среду более мобильной, создать системы непрерывного обучения и т. д.

Однако новые модели и подходы эффективны только в том случае, если они будут рассматриваться в долгосрочной перспективе и если все заинтересованные стороны – как в государственном, так и в частном секторе – будут нацелены на успех.

Новые модели потребуют дополнительного финансирования и инвестиций, а также большего опыта и профессионального мастерства для их реализации. «Очевидно, что ни одна из сторон не имеет в своем распоряжении всех профессиональных знаний, необходимых для осуществления перемен, – сказал в заключение Жан-Клод Бугельман. – Поэтому участники круглого стола сошлись во мнении, что ИКТ-сектору следует стремиться к установлению партнерства между государством и частным сектором (public-private partnerships, PPP)».

Было отмечено, что в этой области существует множество различных моделей и определений такого партнерства, которые очень часто зависят от особенностей конкретной страны и конкретного проекта. Поскольку к настоящему времени еще отсутствует многолетний опыт создания партнерств между государством и частным сектором в ходе реализации ИТ-проектов, было предложено, чтобы ИТ-индустрия самостоятельно сформировала минимальные стандарты такого партнерства в рамках базовой схемы или модели.


Государственное управление

Ведущий круглого стола:

Колм Батлер (Colm Butler), директор Управления по вопросам стратегии развития информационного общества (Information Society Policy), департамент премьер-министра (Department of the Taoiseach), Ирландия.

Соведущий от корпорации Microsoft:

Умберто Паолуччи (Umberto Paolucci), старший президент Microsoft по странам Европы, Ближнего Востока и Африки

Участники:

  • Агнес Брадье (Agnes Bradier), заместитель начальника отдела по вопросам электронного правительства, Европейская комиссия;
  • Гарет Банн (Gareth Bunn), вице-президент по работе с государственными организациями, подразделение компании Capgemini в Великобритании;
  • Ицик Кохан (Itzik Cohen), первый заместитель главного казначея, Министерство финансов Израиля;
  • Жан Депре (Jan Deprest), президент Федеральной государственной ИКТ-службы FEDICT (Federal Public Service ICT), Бельгия;
  • Клаудио Донди (Claudio Dondi), руководитель проекта EDEN1  и директор исследовательского центра в сфере обучения и образования SCIENTER;
  • Боб Фраер (Bob Fryer), национальный директор по вопросам расширения участия граждан в образовании (Widening Participation in Learning), Великобритания;
  • Луис Хименес (Luis Jimenez), сотрудник Национального разведывательного центра (CNI), Испания;
  • Жужана Кажанова (Zuzana Kajanova), начальник управления судебной информатики, Министерство юстиции Словакии;
  • Мирослав Ковачич (Miroslav Kovacic), государственный секретарь, Центральное государственное управление по вопросам реализации проекта «Электронная Хорватия» (e-Croatia);
  • Мария Нейкова (Maria Neikova), губернатор Стара-Загорской области, Болгария;
  • Джанлука Петрильо (Gian Luca Petrillo), советник министра по вопросам Интернета, Министерство связи Италии;
  • Андре Ван-дер-Меер (Andre van der Meer), руководитель проекта «Электронный парламент» (e-Parliament), Нидерланды.

На заседании круглого стола, посвященного вопросам государственного управления, рассматривалось влияние широкого распространения информационных технологий в государственном секторе и обществе на изменение отношений между гражданами и государством.

Участники обсудили проблемы проведения перемен во внутренних взаимоотношениях и задачах государственных органов, повышения открытости когда-то недоступных организаций, а также внедрения новых интерактивных возможностей работы с гражданами в форме онлайнового предоставления услуг.

До сих пор создание электронного правительства означало в первую очередь повышение эффективности оказания услуг, поэтому бульшая часть усилий и достижений в этой области ограничивалась рамками автономных ведомств традиционного типа. Тем не менее в последнее время развитие электронного правительства стало происходить параллельно с усилиями по модернизации государственного сектора, которые направлены на то, чтобы сфокусировать основное внимание на потребностях граждан.

«Мы все больше и больше говорим об объединении государственных служб, и в этом мы видим стоящую перед нами задачу, – пояснил Колм Батлер, ведущий дискуссии. – Мы говорим об улучшении обслуживания граждан государственными учреждениями, причем не только с точки зрения тех, кто потребляет услуги, но и с точки зрения тех, кто платит за услуги, используемые другими людьми».

В ходе дискуссии отмечалось, что процесс перемен и внедрение инноваций проходят наиболее гладко в небольших организациях, где сотрудники имеют возможность действовать созидательно и где эта созидательность может быть признана и реализована. Поэтому объединение – это не просто полная ликвидация или слияние всех небольших государственных структур. Правительства должны изучить, где именно следует проводить объединение, чтобы достичь ориентации на нужды граждан. При этом, возможно, разъяснение концепции такой деятельности, нацеленной на достижение общего результата, является даже более необходимым, чем само физическое объединение организаций.

Участники круглого стола поделились впечатлением, что большая часть государственных органов все еще находится во власти «административно-командного менталитета» и что их намерения повысить внимание к интересам граждан ограничиваются лишь предоставлением онлайновых услуг. Вместе с тем существует необходимость инвестировать средства в «электронную демократию» (e-democracy) и просвещение общества, чтобы привлечь людей к участию в процессе управления.

Объединение государственных служб поднимает ряд вопросов конфиденциальности, в значительной степени связанных с озабоченностью тем, что увеличение совместного использования информации влечет за собой потенциальный компромисс в виде снижения уровня защиты данных. Когда люди имели дело с отдельными государственными учреждениями, они, в некотором смысле, были больше уверены в сохранности своих данных, а некоторые из них даже утверждают, что если информация никому не передается, то это обеспечивает лучшую защиту гражданских свобод. Но такой подход является нерациональным, а если же смотреть на ситуацию с точки зрения налогоплательщика, то аргумент за сохранение статус-кво не работает. Государство обязано охранять конфиденциальность граждан, но оно также должно эффективно выполнять свои функции.

В ходе дискуссий было высказано мнение, что объединенные государственные службы должны сосредоточиться на совместном использовании знаний, а не личной информации, т.е. органы власти должны интегрировать свои подходы к сбору, систематизации, сравнению и анализу данных, касающихся запросов на услуги, демографической ситуации и т.п.

Сегодня при развертывании онлайновой службы, будь то в сфере электронного правительства или электронной коммерции, неизбежно возникает вопрос защиты и безопасности данных, однако основной задачей все же является обеспечение жизнеспособности службы. Государство не демонстрирует большого стремления создать общую атмосферу доверия к электронным операциям, поэтому здесь и для государственного, и для частного сектора существует широкое поле деятельности по поиску механизмов, обеспечивающих надежность идентификационной информации, которая необходима для любого рода онлайновой деятельности. При этом люди должны быть абсолютно уверены в безопасности своих данных и иметь все возможности для удобной работы.

«Многие люди, занимающиеся вопросами электронного правительства, постоянно говорят об управлении идентификационной информацией, – сказал в заключение Колм Батлер. – Я полагаю, мы должны поставить вопрос по-другому и больше говорить об охране такой информации и конфиденциальности. Потому что это не просто защита, гарантирующая работоспособность системы; это защита, вызванная тем, что в электронном мире, где информация и данные распространяются повсеместно, каждому участнику абсолютно необходимо полностью осознавать последствия злоупотребления его персональными данными или последствия того, что кто-нибудь присвоит его идентификационную информацию в неблаговидных целях. Это вопрос, на который мы предпочитали смотреть в перевернутом виде, т. е.

с точки зрения информационных технологий. Однако фундаментальное требование каждого гражданина состоит в том, чтобы защитить свои собственные данные и обеспечить сохранность своей идентификационной информации».


Конкуренция и экономический рост

Ведущий круглого стола:

Лена Ципоури (Lena Tsipouri), профессор, Афинский университет, Греция

Председатель от корпорации Microsoft:

Патрик де Шмедт (Patrick de Smedt), президент Microsoft по странам Европы, Ближнего Востока и Африки

Участники:

  • Кристина Кардозу (Cristina Cardoso), генеральный управляющий Министерства образования Португалии;
  • Пэт Кокс (Pat Cox), бывший председатель Европейского парламента;
  • Остин Гатт (Austin Gatt), министр инвестиций, промышленности и информационных технологий (Minister of Investment, Industry and Information Technology), Мальта;
  • Даниель Грос (Daniel Gros), Центр изучения европейской политики (Centre for European Policy Studies);
  • Ян Кубат (Jan Kubat), партнер, руководитель группы по работе с государственными организациями в странах Евросоюза и Восточной Европы, компания Accenture;
  • Кевин Лайнс (Kevin Lynes), член кабинета, ответственный за ресурсы в Совете графства Кент, Великобритания;
  • Майкл Мартин (Michael Martin), депутат нижней палаты парламента, министр предпринимательства, торговли и занятости (Minister for Enterprise, Trade and Employment), Ирландия;
  • Ярослав Мил (Jaroslav Mil), президент Союза предпринимателей (Confederation of Industry), Чешская Республика;
  • Летиция Моратти (Letizia Moratti), министр образования Италии;
  • Бено Силлар (Benoit Sillard), начальник ИКТ-управления, Министерство образования Франции.

Обсуждения в ходе третьего круглого стола подтвердили диагноз, что Европа больна – причем не в том смысле, что у людей плохое экономическое положение, а что в европейской экономике наблюдается отставание. Европа не только проигрывает США и Азии по производительности труда, но и уступает своим собственным прежним показателям.

«Мы отстаем от нашего прошлого состояния, – сказал участник обсуждения Даниель Грос. – Вплоть до 1995 года экономика Европы обеспечивала рост производительности около 2% в год, который можно было распределять между всеми. Это гарантировало основу, которая поддерживала наши системы социального обеспечения и все те социальные пособия, предоставляемые различными правительствами. Начиная с 1995 года наши показатели роста снизились по сравнению с прежними результатами».

«Это важно понимать, поскольку если в прошлом мы действовали лучшим образом, то значит, что и в будущем мы можем поступать так же», – подчеркнула Лена Ципоури, ведущая дискуссию.

Если сравнивать Европу с США, то для них производительность труда в час примерно одинакова, однако американцы работают больше, чем европейцы. Тем не менее, если объем экономики остается неизменным, как происходит во времена стагнации, например сегодня, цели Лиссабонской программы, предусматривающие одновременное повышение занятости и производительности, можно рассматривать как противоречивые.

«Нам нужно выбрать что-то одно, – пояснил Даниель Грос. – Либо мы обеспечиваем занятость большего числа людей, и тогда, по крайней мере в ближайшее время, наша производительность труда снизится. Либо мы сохраняем меньший уровень занятости, и в результате производительность может вырасти. Невозможно получить и то и другое за ту же самую цену».

В ходе дискуссии было отмечено, что конкурентоспособность представляет собой нечто большее, чем простое повышение эффективности производства. Инновации, гибкость рынка труда и эффективное использование ИТ также важны, причем каждый из этих компонентов ставит сложные задачи не только перед бизнесом, но и перед органами государственной власти.

Тот факт, что Европа переживает долгий период стагнации, делает политически трудным осуществление необходимых реформ. Перемены легче пережить, когда государственная казна полна. Во времена же стагнации приходится урезать бюджеты, чтобы обеспечить финансирование реструктуризации.

«Стагнация убивает расчет на согласие, – уверен Пэт Кокс, один из участников дискуссии. – Если вы демонстрируете определенный рост и у вас есть определенный запас прочности, обусловленный доходами в государственный бюджет благодаря этому росту, вы можете частично облегчить трудности приспособления к новым обстоятельствам, тогда как в условиях стагнации болезненные моменты чувствуются на все 100%».

Стагнация в сочетании со старением населения Европы и изменениями в демографической ситуации образует «взрывоопасную смесь». Значительная часть европейского общества будет требовать адекватного финансирования своих пенсий, социальных пособий и медицинских расходов, однако органы власти не смогут взвалить все расходы на «узкие» плечи сократившейся рабочей силы.

«Это непростая политика, – продолжил Пэт Кокс. – По понятным причинам люди латают систему то здесь, то там, но большие диспропорции имеют сокрушительный и непреодолимый характер. Сохранения статус-кво не произойдет, поэтому его придется изменить».

Пэт Кокс и другие участники круглого стола выразили мнение, что те регионы Европы, где серьезно взялись за реализацию фундаментальных реформ, действительно добились неплохих результатов. Скандинавские страны многократно ставились в пример за их инновационную культуру, инвестиции в научные исследования и образование, использование ИКТ для осуществления преобразований, эффективность органов государственного управления и низкие входные и выходные барьеры на рынке труда. Ирландия, Великобритания, Испания и Нидерланды также были отмечены за ряд различных достижений. Всех, кто добился определенных экономических успехов, – будь то большие или малые страны, в зоне евро или за ее пределами – объединяет одно: они провели более широкие и глубокие реформы по сравнению с теми государствами, чье положение не так благополучно. Отсюда можно сделать вывод, что реформы на самом деле работают.

Участники дискуссии уделили особое внимание Швеции, имеющей динамичный рынок труда, где закрытие предприятий и увольнение персонала происходит проще, чем в других европейских странах. При этом в Швеции создана более широкая и активная система социального обеспечения, которая защищает безработных и предоставляет им новые возможности для получения образования и переобучения.

«Гибкость рынка труда представляет собой основу конкурентоспособности, однако у нас в Европе сложилась традиционная социальная модель, которой мы не можем пренебрегать, – отметила Лена Ципоури. – Швеции в достаточной степени повезло: она ввела социальные пособия в те времена, когда еще не был принят Пакт о стабильности2 , когда промышленность получала хорошую прибыль и когда имелась возможность обеспечить финансирование пособий. Все это впоследствии сформировало систему гибкости в сочетании с защищенностью. Такой подход не без изъянов, но мы должны сделать выбор, во что вкладывать средства».

Одна из ключевых областей, где Европа отстает от своих собственных прежних показателей, – это инвестиции в человеческий капитал. И хотя можно привести ряд примеров, демонстрирующих улучшения в сфере образования и профессионального обучения, в целом рабочая сила в Европе не прошла эффективную переквалификацию, позволяющую ей участвовать в информационной экономике.

Исключением является Ирландия. По мнению другого участника дискуссии, Майкла Мартина, министра предпринимательства, торговли и занятости Ирландии, существует множество факторов, которые внесли свой вклад в «ирландское чудо», однако инвестиции в человеческий капитал во всех его видах были и остаются самой важной движущей силой, обеспечивающей конкурентоспособность и экономический рост страны.

Майкл Мартин рассказал: «Нам удалось решить наши исторические проблемы-близнецы – массовую безработицу и эмиграцию, которые преследовали Ирландию на протяжении значительной части XX века. Не так давно, в середине 80-х, безработица в стране достигла почти 18%, а наш государственный долг являлся одним из крупнейших в мире в расчете на душу населения. Коренное изменение ситуации не стало случайностью – это результат правильного выбора, который сделало правительство, и проведения твердой политики при реализации программы преобразований. Свою роль здесь также сыграло решение следующих вопросов: ведение ответственной налоговой политики, способствующей предпринимательству, а также активное участие властей, реагирующих на нужды бизнеса. У нас разработан позитивный и конструктивный подход к членству в Европейском союзе и доступу на единый европейский рынок. Но наибольшее значение имело принятие долгосрочной программы повышения уровня образования и развития послешкольного образования. И речь здесь идет не только о доступности и качестве образования. Такие мировые компании, как Microsoft, Intel или Pfizer, не присутствовали бы сегодня в Ирландии, если бы у нас не было людей с соответствующими навыками. Мы никогда не рассматривали образование в качестве социальной миссии, а считали его экономической обязанностью».

Кроме того, правительство Ирландии уделяет большое внимание обучению по месту работы и совместно с бизнесом прилагает усилия для повышения уровня профессиональных навыков недостаточно квалифицированных сотрудников. «Вместо того чтобы ждать, пока люди, занятые в малоперспективных секторах экономики, станут безработными, и затем организовывать их обучение, нам бы хотелось вмешиваться в образовательный процесс более целенаправленным и действенным образом, – заявил Майкл Мартин. – Это требует изменить привычный тип мышления как самих компаний, так и конечно же персонала, которые могут не испытывать потребности в повышении квалификации или считать ее рискованной».

Помимо успехов в непрерывном обучении, за круглым столом обсуждалась необходимость создания общеевропейской системы профессиональных дипломов и сертификатов, которые могли бы стать «паспортом для мобильности» в рамках всей Европы. Здесь также прозвучал призыв к действиям, поддерживающим расширение использования информационных технологий на уровне Евросоюза, например, путем разработки единых стандартов для европейской «электронной медицинской карты» (e-health card).

Было высказано мнение, что Европа упускает многие возможности для движения вперед в основном из-за недостаточной практики установления партнерства между государством и частным сектором.

«Мы уверены, что в одиночку органам власти с этим не справиться, – подчеркнул еще один участник дискуссии Остин Гатт, министр инвестиций, промышленности и информационных технологий правительства Мальты, которое участвует в стратегических вертикальных альянсах с Microsoft и другими крупными ИТ-компаниями. – Я думаю, что партнерство с мультинациональными корпорациями позволит задействовать наилучшие возможности как государственного, так и частного сектора… Если мы хотим, чтобы ведущие компании помогли нам завершить то, что мы наметили в Лиссабонской программе, тогда мы должны очень четко обозначить, что это партнерский проект».

Вместе с тем Летиция Моратти, министр образования Италии, отметила слабость связей между учебными заведениями и ИТ-индустрией, что зачастую представляет собой культурную проблему. «Научный мир рассматривает бизнес как опасного партнера, который может нарушить автономию университетов и научно-исследовательских центров, – сказала она. – Нам необходимо устранить эти барьеры, потому что, когда нам удается наладить взаимодействие между университетами и бизнесом, мы получаем отличные результаты, которые идут на пользу обеим сторонам».

Ссылки:

1 Более подробную информацию об этом проекте можно найти в документе Microsoft «Биржа государственных служб занятости стран Евросоюза закладывает фундамент единого европейского рынка труда» по адресу: http://www.microsoft.com/rus/business/casestudies/exchange_employment/.

2 П а к т о с т а б и л ь н о с т и и э к о н о м и ч е с к о м р о с т е стран Евросоюза (Stability and Growth Pact) был принят в 1997 году с тем, чтобы обеспечить твердую финансово-экономическую базу для введения единой европейской валюты – евро. Документ содержит бюджетные правила для стран-членов ЕС, позволяющие предотвратить инфляцию в зоне евро. Так, одно из требований предполагает поддержание дефицита госбюджета на уровне, не превышающем 3% ВВП.


&copy Информационное общество, 2005, вып. 4, сс. 60-64.