О журнале
Рекомендации
Развитие информатизации образования в Московском регионе: опыт, проблемы, пути решения
Лисов В.И.
В.И. Лисов
Образованию в России всегда придавалось большое значение. Образовательная сфера была предметом гордости страны и примером подражания во времена СССР для других стран. 90-е годы тяжело отразились на образовании, породив целый ряд проблем, пока еще не решенных в масштабах страны. Однако столичное образование по прежнему остается на достаточно высоком уровне, в основном благодаря тому, что была продумана и все последние годы последовательно проводилась Правительством Москвы и Московской городской Думой политика инвестирования в образование. В первую очередь это касается общего образования, которое по всем показателям остается весьма конкурентоспособным на рынке образовательных услуг. Инвестиции в столичное образование ежегодно составляют более 1 млрд. долларов. Это одна из самых больших затратных частей бюджета в столице. Много это или мало – можно судить по таким сравнительным показателям: бюджет государства Грузия составляет лишь половину того, что тратится на столичное образование, в то же время бюджет Гарвардского университета в несколько раз превышает эту цифру. Тем не менее этого достаточно, чтобы ежегодно вводились в эксплуатацию новые учебные здания с хорошим оборудованием, в которых размещаются учреждения дошкольного образования, школы, высшие учебные заведения, учреждения начального и среднего профессионального образования.
Вот краткая характеристика образовательной системы Московского региона. Система московского образования насчитывает 10 учебных округов, 4 тысячи образовательных учреждений – от дошкольного до среднего специального и высшего образования, в которых обучается 1 млн. 200 тысяч детей и подростков. Помимо названных учебных учреждений, в сфере интересов Департамента находятся еще 124 государственных высших учебных заведения федерального подчинения и примерно 310 высших негосударственных учреждений. Студентов в Москве – примерно 500 тысяч человек. Из них более 20 тыс. чел. обучается в подведомственных Департаменту образования города Москвы педагогических вузах.
Для дошкольного и общего образования существует 3-уровневая структура управления образованием: Департамент образования – окружные управления – образовательные учреждения. Система управления профессиональным образованием – 2-х уровневая: Департамент образования и собственно образовательные учреждения.
До недавнего времени у нас было 198 учреждений начального и среднего профессионального образования. В октябре прошлого года решением Правительства Москвы эта система – без утраты контингента, без потерь материальной базы (производственных корпусов, учебных зданий, оборудования и т.д.) – была реорганизована в 92 образовательных учреждения.
Степень развития процесса информатизации образования обобщенно можно оценить по трем параметрам:
- наличие развитой организационно-управленческой структуры информатизации образования и ее программно-целевое обеспечение;
- наличие и доступность современной информационно-технологической базы;
- обеспеченность высококвалифицированными педагогическими и управленческими кадрами, владеющими информационными технологиями и активно использующими их в своей повседневной профессиональной деятельности.
Остановимся на каждом параметре информатизации более подробно.
Процессы информатизации образования в Москве затрагивают все сферы: образовательные учреждения, учебный процесс, управление, инфраструктуру. Для координации этой деятельности и, особенно, системы управления образованием в 1993 году, 12 лет назад, был создан Информационно-аналитический центр. В задачи Центра входит разработка концепций и проектов информатизации системы образования, создание системы комплексного информационно-аналитического обеспечения управления образованием, построение информационной инфраструктуры московского образования, повышение квалификации работников образования в области использования информационных технологий. Для того, чтобы обеспечить информатизацию образовательного процесса, создан Информационно-технологический центр. В его компетенцию входит программное и информационное обеспечение содержания образования, а также разработка методик работы с компьютерным и учебным оборудованием различных категорий детей. В каждом из учебных округов созданы окружные ресурсные центры, обеспечивающие комплексное внедрение информационных технологий в образовательные учреждения.
Для программно-целевого обеспечения процессов информатизации образования Москвы Правительством Москвы в 2000 году была принята программа оснащения школ компьютерами и всем необходимым оборудованием. На эти цели столичный бюджет ежегодно выделяет 450 млн. рублей. Цифра немалая, но на самом деле это составляет примерно 50% от требуемого, и Департамент образования, да и Правительство Москвы не могут удовлетворить такое положение дел. Тем не менее, по данным на конец 2004–2005 учебного года, в школах Москвы установлено 83411 компьютеров, более 2960 различных автоматизированных рабочих мест (АРМ преподавателя, АРМ директора), внедрено более 20 АИС. Локальными сетями оснащены все структурные подразделения Департамента образования и окружные управления, а также более половины образовательных учреждений. На сегодня в Москве на 1 компьютер в школе приходится 19 учащихся, хотя еще 2 года назад было 50. В вопросах информатизации политика Департамента образования такова: сначала обучить людей, показать перспективу и дать возможность освоить программные продукты, приобрести необходимые навыки и квалификацию, а уж потом заниматься компьютерным обеспечением подразделения, при этом решая не только вопросы приобретения и установки компьютеров, но и обслуживания и поставки полного комплекса программного обеспечения. Необходимо, чтобы информатизация начиналась не с hardware, а с человека, который знает, зачем ему компьютер и умеет применять его в своей профессиональной деятельности.
Для кооперации усилий Правительства Москвы по информатизации сферы управления столичным мегаполисом в 2003 году принята и успешно выполняется целевая программа «Электронная Москва». Таким образом все, что сейчас делает Департамент образования в плане создания своей корпоративной информационной сети, продуктивно встраивается в общую информационную стратегию Москвы.
Для образовательной сферы мегаполиса разработана своя стратегия развития образования, выражающаяся в цепочке целевых программ под общим названием «Столичное образование». 19 июля 2005 г. постановлением правительства Москвы № 529-ПП утверждена очередная, текущая программа развития образования «Столичное образование – 4» на 2005-2007 гг. Это среднесрочная программа рассчитана на 3 года, и одно из центральных мест в ней занимает информатизация системы управления образованием и внедрение информационных технологий в учебный процесс. На оснащение современной компьютерной техникой, программным обучением, учебным оборудованием за весь период реализации городской программы предполагается затратить около 8 млн. руб.
Основными направлениями информатизации образования, заложенными в программе, являются создание и внедрение интегрированной автоматизированной информационной системы управления образованием (ИАИС управления образованием) и разработка и активное использование информационных образовательных ресурсов в учебном процессе. В результате реализации программы предполагается:
- дальнейшее развитие ИАИС управления образованием;
- создание мультисервисной корпоративной сети образовательной системы;
- создание геоинформационной системы дополнительного образования детей;
- оснащение работников образования автоматизированными рабочими местами;
- внедрение во все образовательные учреждения автоматизированной информационной системы «Всеобуч»;
- совершенствование существующих информационных ресурсов московского образования, представленных в интернете;
- разработка и совершенствование организационной, нормативно-правовой, методической базы информатизации образования.
В городской программе «Столичное образование – 4» отражен и наиболее остро стоящий сегодня вопрос обеспечения системы образования высококвалифицированными педагогическими и управленческими кадрами. Основными направлениями коррекции этой ситуации являются:
- развитие системы дополнительного профессионального образования руководящих и педагогических работников в аспекте обновления содержания комплексных образовательных программ повышения квалификации;
- разработка программ первичного повышения квалификации и программ психолого-педагогического и методического сопровождения молодого специалиста;
- создание региональных нормативов бюджетного финансирования системы дополнительного профессионального образования.
Особое внимание уделяется формированию у работников образования информационной культуры. Для этого на базе ведущих учреждений повышения квалификации организовано обучение использованию информационных технологий в профессиональной деятельности педагогов и руководящих кадров. Курсы повышения квалификации направлены на обучение преподавателей всех учебных дисциплин активному использованию информационных технологий в учебном процессе; руководителей образования прежде всего – применению информационных систем, автоматизирующих управленческие функции.
Перспективы развития информатизации московского образования связаны с дальнейшим совершенствованием информационной инфраструктуры московского образования:
- развитием мультисервисной корпоративной сети, насыщением ее информационными образовательными ресурсами для свободного доступа школьников и преподавателей;
- интеграцией информационных систем управления образованием;
- обновлением материально-технической и технологической базы образования.
Приоритетной остается задача информатизации содержания образования, в частности разработка и использование новых информационных технологий обучения отдельных категорий детей (детей-инвалидов, одаренных детей); создание новых информационных образовательных ресурсов для различных уровней образования и учебных дисциплин, формирование информационной грамотности преподавателей.
Быстрое развитие информационных технологий, рост удельного веса технологических инноваций в экономике, зарождение информационного общества, где основная ставка делается на создание информации и знаний предъявляют все новые и новые вызовы к системе образования. Качество работы образовательной сферы напрямую влияет на уровень развития человеческих ресурсов, определяющий будущее (и текущее) положение страны в мировой иерархии. Москва накопила интересный опыт в сохранении лучших традиций столичного образования, противостоянии негативным тенденциям, создании условий устойчивого развития своей образовательной сферы. Такой опыт необходимо обобщать и использовать на благо России.
Лисов Василий Иванович - Первый заместитель руководителя Департамента образования города Москвы, доктор экономических наук, профессор.
© Информационное общество, 2005, вып. 4, сс. 23-25.