О журнале
Рекомендации
Деятельность многосторонних партнерств в Молдове по укреплению "информационного общества для всех"
Крецу В.
В. Крецу
Прежде чем начать исследование партнерств, существующих в республике Молдова на данный момент, я попыталась определить, в чем вообще заключается роль многосторонних партнерств. С моей точки зрения, наилучшим из большого числа определений является то, которое содержится в исходном документе по многосторонним партнерствам Глобального партнерства во имя знания (Multi-stakeholder Partnerships, Issue Paper, Global Knowledge Partnership). В нем ясно говорится следующее: «Это союз между органами власти, бизнесом и гражданским обществом, направленный на стратегическое объединение ресурсов и компетенций каждой из сторон с целью решения ключевых задач использования ИКТ…».
Основываясь на данном определении и подходе, я выделила 3 конкретных примера, в которых существуют партнерства, направленные на совершенствование использования информационно-коммуникационных технологий (ИKТ) на местном уровне. Исследование аспектов их деятельности проводилось через сравнение программ «Обучение для всех» и «Информация для всех».
Пример 1. В этом проекте единственной стороной, занимающейся решением одной из наиболее важных в настоящее время задач, а именно, обеспечением школ компьютерными классами, были органы власти. За 1996–1998 гг. компьютерные классы были организованы в 800 сельских и городских школах (всего в Республике Молдова насчитывается 1800 школ).
Очевидно, что данный вариант имеет как сильные, так и слабые стороны.
Сильные стороны проекта:
- сравнительно быстрое выполнение;
- реализация в масштабе государства;
- возможность задействовать все имеющиеся ресурсы;
- соответствие внутренним требованиям общества на данный момент и т.д.
Слабые стороны данной инициативы:
- низкая устойчивость;
- несогласованность с национальной стратегией борьбы с бедностью ввиду отсутствия таковой;
- отсутствие инвестиций в человеческий капитал, необходимых для усиления роли ИКТ для всех. Не проводилась подготовка людей, которые могли бы распространять знания и навыки по использованию компьютеров в различных целях.
Пример 2. В данном случае два крупных участника (гражданское общество [неправительственная организация] и органы власти [местная администрация]) объединили свои усилия для осуществления проекта организации компьютерных классов. Место реализации: деревня Збероайя (Zberoaia), находящаяся в 80 км к юго-западу от столицы. Период: 2004–2005 гг.
Как и в первом случае, здесь есть сильные и слабые стороны.
Сильные стороны:
- в настоящее время проект эффективно функционирует;
- он адресован различным целевым группам на местном уровне, и от реализации проекта выигрывает не только молодежь – многие люди работают за пределами страны, поэтому существует необходимость внедрения подобного проекта в местных сообществах;
- учитываются нужды местного сообщества;
- производились инвестиции в человеческий капитал: для школьных учителей, молодежи и местной администрации были предусмотрены различные курсы обучения использования ИКТ;
- проект способствует реализации национальной стратегии борьбы с бедностью;
- Слабые стороны:
- низкая устойчивость – отсутствует конкретный план функционирования проекта через 5–6 лет;
- реализация только в местном масштабе;
- отсутствие сотрудничества с местным бизнесом – к сожалению, местный бизнес далек от участия в жизни общества, решения его проблем и т.д. Сами представители команды, реализующей проект, признают, что даже не думали о вовлечении бизнеса в свою деятельность и т.д.
Пример 3. В отличие от двух предыдущих, данный случай является примером партнерства, в котором участвуют более трех сторон: органы власти (местная администрация), гражданское общество (местное отделение неправительственной организации), местный бизнес и местное сообщество (представители местного населения).
В 2004–2005 гг. проект создания компьютерных классов был реализован в деревне Мерени (Mereni), в сельском районе в 35 км от столицы.
Участие местной администрации выразилось в предоставлении старого здания; неправительственной организации принадлежали собственно идея и план проекта; местный бизнес и местное сообщество внесли средства для ремонта здания.
Данное партнерство имеет сильные стороны:
- это устойчивая и воспроизводимая модель, которую можно реализовать в любой другой местной общине;
- отмечается высокий уровень сотрудничества между различными сторонами;
- проект адресован различным целевым группам из числа местного сообщества;
- производились инвестиции в человеческий капитал и т.д.
В данном случае я не упомянула о слабых сторонах, однако можно говорить о рисках для дальнейшего развития проекта:
- отсутствуют соглашения в письменной форме между участниками, что может привести к разногласиям в понимании общих целей и в оценках;
- отсутствие прозрачности в отношениях участников может изменить ситуацию – для Молдовы идея партнерства является достаточно новой, и стороны, принимающие участие в партнерствах, не всегда имеют полное представление о том, что они из себя представляют, какие цели преследуют и т.д.
Ниже приведены некоторые рекомендации Учебного центра «CMB», направленные на укрепление многосторонних партнерств в Молдове.
Одним из наиболее важных моментов является совместное участие партнеров в планировании и оценке их общей деятельности. Таким образом, рекомендуется проводить для представителей всех 3 основных участников курсы обучения:
- совместному планированию (представители органов власти, бизнеса и гражданского общества участвуют в 3-дневном курсе обучения, после чего собираются вместе для выработки конкретных планов и т.д.);
- совместной оценке (представители органов власти, бизнеса и гражданского общества участвуют в 3-дневном курсе обучения, после чего собираются вместе для представления/анализа и обсуждения результатов оценки их деятельности);
- самооценке (оценка участником собственного вклада/участия/роли, которую можно выполнить в течение 2-дневного курса обучения, после чего организовать последующую деятельность).
Ниже перечислены преимущества совместного подхода к планированию и оценке:
- роли и области ответственности четко определяются и признаются сторонами, что является чрезвычайно важным фактором;
- подотчетность;
- прозрачность;
- устойчивость;
- гибкость (воспроизводимость и возможность корректировки в соответствии с местными особенностями).
Вероника Крецу - Президент центра подготовки кадров "СМВ", Республика Молдова.
© Информационное общество, 2005, вып. 3, сс. 39-40.