О журнале
Рекомендации
Опыт реализации ИКТ-проектов международной технической помощи, основанных на партнерстве участников
Тавгень И.А.
И.А. Тавгень
Введение
Республика Беларусь имеет реальные предпосылки для построения информационного общества, поскольку здесь имеется высокий научный, технический и производственный потенциал в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), сохранена эффективность системы образования, интеллектуальный потенциал нации остается достаточно высоким.
- Высокий образовательный уровень населения страны – по официальным данным ООН, Республика Беларусь занимает 56-е место по уровню развития человеческого потенциала, который в большей степени определяется высоким уровнем индекса образования – 0,92.
- Проводимую в настоящее время реформу системы образования, включающую переход к 12-летней средней школе, создание двухступенчатой системы высшего образования, включающей бакалавриат и магистратуру.
- Наличие двух государственных языков – белорусского и русского.
- Высокий уровень централизации управления, при котором все основные процессы жизнедеятельности системы образования управляются
Министерством образования. В то же время учреждениям образования предоставляется достаточная свобода в организации самостоятельной деятельности.
Одной из перспективных возможностей получения образования может стать дистанционное обучение (ДО) как форма и технология получения образования на расстоянии.
В настоящее время в Республике Беларусь имеются цифровые сети передачи данных, их качество постоянно растет. Однако пока трудно говорить о том, что существует массовый онлайновый доступ образовательных учреждений к сетям. Кроме того, качество региональных каналов, их слабая разветвленность, необходимость использовать междугородние телефонные линии, а также тарифная политика в ряде случаев осложняют ситуацию. В то же время нарекания на технические возможности являются частичными. Активное развитие национальной сети «БелПак», сети Министерства образования «Юнибел», а также сети Национальной Академии наук «БасНет» предоставляют населению возможность использования как минимум электронной почты практически в любом городе и любом учреждении образования. Поэтому целесообразно использовать уже существующую инфраструктуру для построения национальной системы открытого образования.
Пример инициативы с участием различных заинтересованных сторон: проект «Интернет»
Проект Правительства Республики Беларусь и Представительства ООН был начат в 1996 году с учетом вышеназванных условий. Проект начался в условиях достаточно слабо развитого сектора ИКТ, но сильного сектора образования. ПРООН и Министерство образования поддержали проект «Интернет» в сфере расширения доступа к интернету для некоммерческих организаций по всей Беларуси. Проект развивал сети и информационную инфраструктуру для различных участников, включая образовательные учреждения, библиотеки, правительственные организации, неправительственные организации (НПО) и др. Реализация проекта подтвердила идею о том, что, несмотря на то, что ИКТ не являются панацеей в переходный период, однако это сильный инструмент информационного обмена, расширения знаний, развития общества и потенциала страны.
Осуществление проекта выполнялось при участии Министерства экономики (партнер ПРООН со стороны правительства), Министерства образования (Национальный координатор проекта), Администрации Президента, Министерства иностранных дел, Министерства связи и других органов управления. В проекте участвовали также общеобразовательные школы, вузы, другие образовательные, научные, культурные и общественные организации. С целью более эффективной реализации проекта был создан Международный консультационный совет проекта, который координировал работу основных участников и обеспечивал консультационную и организационную поддержку различных направлений работы, регулярно оценивал достигнутые результаты.
В рамках проекта реализовывались следующие основные направления:
- поддержка создания и развития сети Министерства образования «Юнибел» в Минске и во всех областных городах республики;
- поддержка создания опорной сети, объединившей более 15-ти правительственных организаций;
- предоставление доступа к интернет-ресурсам для некоммерческих пользователей;
- помощь в развитии информационных ресурсов.
Проект оказал помощь в создании сети Министерства образования «Юнибел», которая предоставила интернет-услуги для некоммерческих организаций. Были созданы точки доступа в интернет на базе региональных вузов, публичных библиотек во всех областных центрах Беларуси. Впервые была лицензирована и введена в эксплуатацию технология передачи данных посредством Dov-модемов, что позволило организовать доступ в интернет посредством обычных телефонных линий и существенно упростить подключение к интернету. Это дало возможность сети «Юнибел» предоставить интернет-доступ более чем для 400 организаций системы образования, другим некоммерческим организациям. При этом Правительство Республики Беларусь, оценивая важность доступа социальной сферы к информационным ресурсам интернета, предоставило 50% скидку в оплате международного Интернет-канала, что послужило существенным толчком для развития доступа некоммерческих организаций социальной сферы к интернету.
Для вузов реализован ряд субпроектов в следующих учреждениях образования: Белорусском государственном университете, Белорусском национальном техническом университете, Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники, Гродненском государственном университете, Институте онкологии и медицинской радиологии. Посредством реализации этих субпроектов студентам и сотрудникам вышеперечисленных учреждений был предоставлен высокоскоростной доступ в интернет, проведены различного рода обучающие семинары по использованию ИКТ в учебном процессе.
Более 100 общеобразовательных школ республики были оснащены модемами для доступа в интернет. Совместно с международной Федерацией образования, программой eLearn, программой IATP и другими было организовано и проведено более 500 различных общереспубликанских и региональных семинаров, летних лагерей, телеконференций и презентаций для учителей общеобразовательных школ и учеников. Для СШ №176 передано оборудование и программное обеспечение с целью организации пилотного проекта «Класс открытого образования» на основе использования технологий ДО, был оборудован школьный медиацентр, создана локальная школьная сеть, разработан план организации и функционирования класса открытого образования.
Совместно с Научно-методическим советом Министерства образования по дистанционному обучению был разработан проект Концепции становления и развития национальной системы ДО. В Концепции изложены цели, задачи, принципы и этапы построения национальной системы ДО, подчеркивается ее межведомственный характер. Разработана организационно-функциональная структура корпоративной сети Минобразования, включающая научно-методический совет по ДО, национальный центр ДО и др. Определены функции этих структурных подразделений. Предложенная Концепция не только обозначила стратегические направления развития ДО на ближайшее время, но и открывает возможности для проведения исследования научно-методических, дидактических, организационных аспектов: подготовка кадров, разработка дистанционных курсов и критериев качества знаний, совершенствование методик контроля, развитие сетевой модели обучения и др. В предложенном виде система ДО республики напоминает существующую систему образования, пользующуюся заслуженным авторитетом и имеющую квалифицированный персонал.
В рамках проекта было приобретено и передано специализированное программное обеспечение (Toolbook, eLearn Server и др.), что позволило оказать помощь в развитии технологии ДО. На базе высших учебных заведений, в частности, Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, Государственного института управления и социальных технологий БГУ и других разработан ряд курсов ДО.
Для высших органов государственного управления
Оказано содействие в создании оптоволоконной опорной сети для обеспечения доступа в интернет, который объединил целый ряд правительственных организаций Республики Беларусь, включая Администрацию Президента Республики Беларусь, Палату представителей Национального собрания, Совет Министров, Министерство иностранных дел, Министерство экономики, Министерство образования и другие. Была также оказана техническая поддержка Администрации Президента, Министерству экономики, Министерству иностранных дел и Государственному центру безопасности информации. Научно-исследовательскому экономическому институту Министерства экономики была оказана помощь в создании онлайнового информационного ресурсного центра www.main.gov.by, где была размещена официальная информация о Беларуси.
В рамках проекта были проведены курсы по обучению членов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь новым информационным технологиям. Было обучено 62 депутата из второго созыва (56%) и 43 депутата третьего созыва (39%). В итоге эти парламентарии начали активно пользоваться интернетом и электронной почтой для получения и обмена информацией. Проект также оказывал помощь в разработке веб-сайта (русской и английской версий) Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь www.house.gov.by.
В рамках проекта проведены круглые столы по вопросам развития и использования ИКТ. Была определена основная задача: содействовать диалогу парламентариев, представителей исполнительной власти и бизнеса, а также других заинтересованных лиц по проблемам развития ИКТ и разработке элементов эффективной стратегии информатизации. Проведена серия круглых столов с участием белорусских парламентариев, представителей исполнительной власти, системы образования, представителей бизнеса, а также общественных организаций и других заинтересованных сторон. В работе круглых столов принимали участие зарубежные эксперты из России, Литвы и Украины. Было проведено пять круглых столов: 21 января 2004 г. «Информатизация и информационное общество в Республике Беларусь», 3 марта 2004 г. «Информационно-коммуникационные технологии и государственное управление. Электронное правительство»; 24 мая 2004 г. «Рынок телекоммуникаций: конкуренция, инвестиции, регулирующие механизмы», 28 мая 2004 г. «Использование ИКТ в системе образования», 21 декабря 2004 г.
«Вхождение Беларуси в информационное общество: проблемы и перспективы». Круглые столы, организованные в рамках проекта, внесли заметный вклад в активизацию диалога государства, частного бизнеса, структур гражданского общества по вопросам информатизации, дистанционного обучения, электронного правительства и положили начало диалогу на межпарламентском уровне с представителями парламентов России, Украины, Литвы.
Эффект для общественных организаций
Для общественных организаций было закуплено и передано компьютерное и коммуникационное оборудование, оказана техническая и консультационная поддержка по вопросам доступа в сеть и подключения к интернету. Была оказана поддержка в создании баз данных общественных организаций.
При этом Белорусская библиотечная ассоциация, университет города Оснабрюк (Германия), Программа обучения и доступа к сети Интернет (IATP) и библиотечная программа Института открытого общества подписали меморандум о сотрудничестве и взаимопомощи. Этот субпроект был сконцентрирован на предоставлении эффективной технической поддержки публичным и университетским библиотекам; организации шести международных конференций, а также организации более 200 национальных и региональных обучающих семинаров и конференций по вопросам использования ИКТ в информационной и образовательной среде библиотек. Был разработан веб-сайт и лист рассылки для белорусских библиотек-участников проекта.
Специализированное обучение ИКТ и информационное наполнение
В рамках реализации проекта было создано два обучающих центра по вопросам использования ИКТ, один из которых работал в Белорусском государственном университете, второй – в Белорусском национальном техническом университете. На их базе было проведено более 100 обучающих семинаров для представителей органов государственной власти, всей социальной сферы, а также для более 700 учеников средних школ.
Была оказана поддержка в создании и развитии баз данных и создании веб-ресурсов (более 40) для секторов образования, науки, культуры, медицины, экологии и др. Зеркальный веб-сервер был организован на сервере «Юнибел».
Сопутствующие результаты работы проекта
Проект повлиял на развитие ИКТ в Беларуси способствовал развитию государственных программ, например программы «Электронная Беларусь», основной целью которой является создание в республике единого информационного пространства как одного из этапов перехода к информационному обществу, обеспечивающего создание условий для повышения эффективности функционирования экономики, государственного и местного управления. Программа имеет межотраслевой характер и предусматривает широкое привлечение региональных и местных органов власти к участию в процессах информатизации по всем направлениям и созданию условий на местах для перехода к единому информационному пространству.
Вывод
Успех работы проекта был во многом обеспечен благодаря деятельности Международного консультационного совета, а также высокому профессионализму исполнителей и участников, что позволило организовать открытый диалог со всеми ключевыми участниками проекта (правительством, образовательными и академическими институтами, библиотеками, НПО и др.) относительно направлений развития и оценки работы проекта, соответствия стратегии проекта основным целям и задачам устойчивого развития страны.
Литература
1. Анищенко В.В., Басько В.В. и др. Актуальные вопросы формирования и становления экспортно-ориентированной отрасли информационных технологий в Республике Беларусь/Под ред. Курбацкого А.Н.– Мн.: БГУ, 2002. – 107 с.
2. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь/Под ред. А.М. Стронгиной, Т.И. Кашинской – Мн.: НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь, 1997.
3. Статистический ежегодник Республики Беларусь: 2003/Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. – Минск, 2003.
4. Тавгень И.А. Дистанционное обучение: опыт, проблемы, перспективы. – Минск: Изд–во БГУ, 2003. – 218 с.
Тавгень Игорь Антонович - Директор проекта "Интернет" ПРООН, Республика Беларусь.
© Информационное общество, 2005, вып. 3, сс. 36-39.