Новые цели Лиссабонской программы: экономический рост и расширение занятости
Хаттон У.

Новые цели Лиссабонской программы: экономический рост и расширение занятости

Уилл Хаттон



Лиссабонская программа была сформулирована в 2000 году на пике интернет-бума, когда большую популярность получила идея экономики, основанной на знаниях. Однако после кризиса доткомов подобные разговоры быстро вышли из моды. Уилл Хаттон заявил, что группа Уима Кока, сделав промежуточный обзор итогов реализации Лиссабонской программы, стремилась реанимировать идею европейской информационной экономики, считая ее единственно возможным средством для движения вперед.

В условиях миграции массового производства товаров и услуг в азиатские страны США сумели повысить уровень производительности труда во многом благодаря использованию информационных технологий в качестве источника экономического роста. Достижение таких же результатов в Европе требует значительных структурных изменений, а также расширения и улучшения научных исследований и разработок.

«С 1945 года в экономике Европы наблюдалась тенденция к «подражательной», а не «лидерской» структуре, – констатировал Уилл Хаттон. – Европейцы, как правило, копировали самые передовые американские технологические достижения, импортировали их и на этой базе осуществляли массовое производство. Задача на ближайшие 20–30 лет состоит в том, чтобы пересмотреть этот подход. Европейцам необходимо иметь собственные инновационные процессы, а не заимствовать их у других. Это означает, что университетам и всем производителям исследовательского капитала в Европе следует повысить свою активность».

Информационная экономика может быть построена только в том случае, если страны-члены ЕС всерьез возьмут на вооружение идею непрерывного обучения (lifelong learning), которая охватывает весь учебный процесс – от начального и среднего образования до вузов и программ для взрослых по приобретению новых навыков.

Уилл Хаттон отметил, что государственным службам занятости также необходимо прикладывать больше усилий для трудоустройства граждан, а правительствам – инвестировать в высшее образование и налаживать прочные связи между университетами и коммерческими компаниями. Подобно США, Европе следует стремиться создавать города знаний, или «idea-opolises», в основе которых был бы университет, проводящий научные исследования и поддерживающий связи и контакты как с крупными компаниями, так и с местными малыми и средними предприятиями. «Такой подход поощряет процесс исследований, но это невозможно сделать при ограниченных бюджетах НИР», – подчеркнул Уилл Хаттон.

Он добавил, что в Евросоюзе существует экстренная необходимость завершить формирование единого внутриевропейского рынка, что позволит стимулировать конкуренцию. Группа Уима Кока установила, что в то время как США пользуются преимуществами такого фактора, как крупные масштабы, торговля в рамках Европейского союза в последние годы фактически снижалась.

Более того, национальные правительства должны проявить заинтересованность в разработке собственных планов действий, которые будут координироваться Евросоюзом, чтобы обеспечить более четкую реализацию общеевропейских целей.

«Сегодня вокруг Лиссабонской программы существует около ста целей, индексов производительности и критериев успешности, – рассказал Уилл Хаттон. – Это просто безнадежно. Если у нас так много показателей, то у нас их вообще нет. Это невозможно охватить умом».

«Вам необходимо сконцентрироваться. Выберите всего несколько показателей и ежегодно публикуйте полученные результаты. Называйте поименно не только тех, кто плохо работает, но и тех, кто работает хорошо, – предложил он. – Давайте «лиссабонизируем» бюджет Евросоюза. Пусть в него будут введены некие стимулы, позволяющие тем странам-членам ЕС, которые действительно сделали что-нибудь полезное для продвижения вперед Лиссабонской программы, получить энное количество бюджетных средств».

В заключение Уилл Хаттон отметил, что он не такой уж и пессимист: по его мнению, в ряде стран Европы программа реформ продвигается вперед несмотря ни на что. Новые члены ЕС демонстрируют впечатляющие показатели роста и быстро сокращают разрыв между своими стартовыми позициями и средним уровнем экономического развития в Евросоюзе. А вот скандинавским странам даже удается делать крупные инвестиции в НИР и поддерживать производительность и занятость на уровне США или выше, одновременно обеспечивая защиту окружающей среды и социальную интеграцию граждан.

«Настроения меняются, – уверен Уилл Хаттон. – И хотя в программе реформ есть слабые места, я думаю, что страны Европы вместе с тем имеют намерение их преодолеть. Достижение целей Лиссабонской программы – это следующий большой общеевропейский проект».


Хаттон Уилл - Исполнительный директор организации Work Foundation, член группы Уима Кока.


&copy Информационное общество, 2005, вып. 3, с. 61.