О журнале
Рекомендации
Социальная карта: технологии будущего
Вышлов А.А
А.А. Вышлов
Мы беседуем с Андреем Александровичем ВЫШЛОВЫМ, руководителем направления по работе с государственными организациями компании НР.
– Андрей Александрович, здравствуйте. В последнее время Правительство России уделяет большое внимание вопросу информатизации органов государственной власти. Существуют различные программы внедрения ИКТ в Москве и регионах. Скажите, пожалуйста, эти тенденции как-то изменили концепцию развития компании Хьюлетт-Паккард в России?
– В последние годы компания Хьюлетт-Паккард уделяет большое внимание работе с государственными организациями. Эта тенденция справедлива как для наших зарубежных офисов, так и для российских представительств. Это и понятно – внедрение ИКТ в органах государственной власти является важной и сложной задачей. Прогресс не стоит на месте, и информационные технологии существенно облегчают работу не только самих государственных структур, но и обычных граждан. При этом работа с госструктурами имеет свою особую специфику. Большинство проектов существует в единственном числе, и каждый из них по-своему уникален. Кроме того, учитывая особенности работы с госструктурами, компания НР исходит из того, что крупные решения внедряются и создаются только один раз, а тиражируемых решений и готовых систем на этом рынке создается гораздо меньше, чем для коммерческих организаций. Понимая все это, компания НР во всех странах стремится использовать накопленные знания и опыт реализации аналогичных проектов и систем. Российское представительство, как и представительство компании в любой стране мира, тоже активно использует в своей работе передовой международный опыт.
– Международный опыт – это очень интересно, особенно, когда можно «вживую» посмотреть решение. Однако ведь не каждый заказчик имеет возможность выехать за рубеж для непосредственного ознакомления с проектом. Что Вы можете предложить взамен, кроме бумажной документации?
– Компания HP обладает большими ресурсами для решения данной задачи. Во-первых, все наши специалисты обладают полной информацией о любом проекте, когда-либо разработанным HP. Во-вторых, мы можем пригласить иностранных специалистов и консультантов по проекту, который интересует заказчика. И, в-третьих, именно для того, чтобы облегчить доступ российских заказчиков к передовому международному опыту HP, для наиболее эффективной работы с заказчиками и для предоставления им максимально полной картины существующих решений и возможностей HP руководством нашей компании было принято решение открыть в Москве Центр высоких технологий НР (HP High Tech).
Разумеется, он работает не только по направлению «электронного правительства», однако демонстрация опыта НР в этой области – одна из главных его задач. Центр включен в международную сеть аналогичных центров компании, поэтому в Москве теперь полностью доступен глобальный экспертный потенциал НР в вопросах электронного правительства. Это различная документация по проектам в других странах, варианты технических решений в виде описаний и схем, а также элементы систем электронного правительства в виде конкретного серверного и коммуникационного оборудования, рабочих станций и программного обеспечения.
Центр высоких технологий позволяет моделировать масштабные проекты, изучая поведение системы в разных условиях. При этом возможны как массовые мероприятия, которые знакомят представителей государственных органов с опытом НР, так и индивидуальная совместная работа с заказчиком по формированию среднесрочных планов внедрения и развития конкретных систем. Следует отметить, что уникальной особенностью Центра высоких технологий является возможность удаленной демонстрации технологий и решений НР.
– Какие решения компания HP готова демонстрировать на данный момент?
– В настоящее время мы готовы демонстрировать ряд решений для заказчиков из финансовых организаций, телекоммуникационных компаний, промышленных предприятий и, конечно, для заказчиков из государственных структур. Например, мы готовы консультировать заказчиков по таким актуальным решениям как: социальные карты граждан, дистанционное обучение, электронный паспорт/удостоверение личности гражданина и многим другим. Центр высоких технологий в своей работе использует обширную базу знаний, аккумулирующую лучший мировой опыт, адаптируя ее под конкретные потребности заказчика. Для того, чтобы заказчики могли получать более полную информацию о Центре, специалистами был разработан специальный раздел на нашем сайте, который содержит полную информацию о наших ресурсах и возможностях.
– Да, действительно, решения, которые Вы упомянули, очень актуальны сегодня. Например, социальные карты. Об этом решении сейчас говорят очень многие, и, насколько я знаю, компания НР участвовала в реализации проекта «Социальная карта москвича».
– Да, это действительно так. Мы участвовали в московском проекте и планируем участие в региональных проектах. ИД-карты – одно из тех решений, которое успешным образом может быть тиражировано и адаптировано под нужды различных территориальных единиц. Социальная карта или «карта льготника» предназначена для решения двух основных задач: создания интегрированной системы учета льгот, предоставляемых гражданам государственными органами власти, а также упорядочения и обеспечения удобства процессов использования этих льгот самими гражданами.
Важность решения первой задачи трудно переоценить. Долгое время в России предоставляемые льготы никак не учитывались и у правительства не было точной информации о том, во что реально обходится та или иная льгота. При этом существенно затруднялись процессы планирования деятельности организаций, занимающихся предоставлением льгот, прогнозирования и планирования их бюджетов, процессы обеспечения взаиморасчетов между этими организациями. Но социальная карта не только учитывает льготы, но и облегчает их предоставление. Современные социальные карты, имеющие встроенный чип (смарт-карты), могут использоваться не только для оплаты проезда на транспорте, но и для оплаты коммунальных услуг, для обеспечения приема в лечебно-профилактических учреждениях, при выдаче льготных лекарств в аптечных пунктах, для получения скидки во многих магазинах и т.д. Кроме того, социальная карта может выступать в качестве банковской карты и даже в роли инструмента маркетинга: в Москве некоторые магазины уже предоставляют скидку владельцам социальных карт, а, например, книжный магазин «Москва» каждый месяц выдает самым активным покупателям среди школьников и студентов солидный денежный приз.
– Означает ли это, что роль социальных карт в обществе намного шире, нежели чем у простой пластиковой карты, по которой можно проехать в общественном транспорте?
– Совершенно верно, роль социальной карты в обществе значительно шире. В некотором смысле социальная карта не уступает по значению даже гражданскому паспорту. Паспорт обеспечивает «учет граждан в государстве», а социальная карта позволяет учитывать различные льготы граждан: льготы по оплате квартиры (коммунальных услуг), проезда на транспорте и другие льготы. При этом, по сравнению с общегражданским паспортом социальная карта имеет более длительный промежуток использования: паспорт выдается гражданам в 14 лет, а социальная карта может сопровождать человека с самого его рождения, персонализируя льготы на предоставление бесплатного детского питания и медицинского обслуживания, образования. Таким образом, социальная карта может быть предоставлена всем без исключения жителям конкретного города или региона.
Принимая во внимание перспективы использования технологий социальной карты, а также значение использования социальных карт для общества, государство включило программы развития социальных карт в ФЦП «Электронная Россия».
– Расскажите, пожалуйста, о технологиях, позволяющих использовать социальные карты.
– Внедрение систем с использованием социально-расчетных карт началось с ряда пилотных проектов как в Москве, так и в регионах. Подробно технологии социальных карт удобно рассматривать на примере программы «Социальная карта москвича», реализуемой с 1998 года, в которой компания HP принимала непосредственное участие. Собственно «карта москвича» представляет собой пластиковую карту с памятью. Память карты – это бесконтактный чип, который разделен на общедоступные сектора памяти, выделяемые для хранения информации, необходимой для различного рода приложений системы. В памяти карты могут храниться: идентификационные данные гражданина, перечень кодов льгот, которыми он обладает, а также другие данные. К числу основных приложений относятся: транспортное, медицинское, дисконтные приложения для торговли, приложение департамента социальной защиты, идентификационное приложение Фонда обязательного медицинского страхования.
Однако реализация преимуществ социальных карт возможна только при использовании всего комплекса современных информационных технологий. Социальная карта – это не только кусок пластика. Это серверы, системы хранения данных, рабочие станции сотрудников организаций, занимающихся предоставлением льгот, автономные терминалы (например, турникеты в автобусах). Социальные карты необходимо не только выпустить и ввести в обращение, но и постоянно их учитывать. Если по каким-то причинам предоставление льготы конкретному владельцу карты прекращено (утеряна карта или право на льготу прекращено), то информационная система должна оповестить все элементы в масштабах города или региона, где она действительна. Таким образом, практическая реализация проекта «Социальная карта москвича» представляет собой сложнейший проект создания крупномасштабной информационной инфраструктуры.
– А каким образом НР участвует в программах по внедрению социальных карт?
– Будучи одним из ведущих мировых разработчиков и поставщиков информационных технологий, компания НР принимает в программах развития социальных карт самое активное участие.
Наибольших успехов компания НР достигла вместе со своими партнерами в московском регионе. С начала развития программы «Социальная карта москвича» и по настоящее время выдано более 2,7 млн. карт. Для построения системы хранения данных о картах и всех операциях информационного обмена (ядра системы) были выбраны программно-аппаратные средства НР. Данный выбор был сделан потому, что решения НР наилучшим образом отвечают требованиям надежности, производительности, масштабируемости и управлемости системы. Кроме того, в рамках единой ИТ-инфраструктуры проекта функционирует сквозная система управления, созданная на базе платформы HP OpenView. Таким образом, в проекте «Социальная карта москвича» технологии НР на базе разнообразного компьютерного и сетевого оборудования, систем хранения данных и телекоммуникационных каналов создают единую информационную инфраструктуру, объединяющую людей, организации, а также процессы их взаимодействия друг с другом.
– Используется ли оборудование НР для изготовления самих социальных карт?
– Да. Для изготовления и персонализации карт используется оборудование НР Indigo. Этот так называемый «станок» находится в ведении партнера НР – компании Rosan Finance. Стоит отметить, что в настоящее время она начинает выпуск социальных карт для Санкт-Петербурга и Серпухова (Московская область).
Кроме поставки сложного оборудования для изготовления социальных карт, компания НР поставила свои решения в вычислительный центр ГУП «Московский социальный регистр», осуществляющий управление оборотом «карт льготника». Данный вычислительный центр построен на серверах стандартной архитектуры, но в будущем, с целью обеспечения его дальнейшего развития, планируется переход на Unix-серверы и CУБД Oracle.
Следует также иметь ввиду, что для реализации всех преимуществ социальной карты не достаточно только установить оборудование и мощный вычислительный центр. Социальная карта требует и большого числа клиентских решений: торговые терминалы, турникеты, рабочие места кондукторов. Здесь компания НР опирается на своих партнеров, и они готовы предложить все необходимые решения.
– Андрей Александрович, а будет ли опыт Москвы распространяться на регионы и что для этого делает компания НР?
– Безусловно, достижения программы «Социальная карта москвича» будут распространяться на регионы. Государство уже увидело преимущества системы, созданной в Москве, и ее опыт учтен в ФЦП «Электронная Россия» – Москва получила статус «опорной зоны» для апробирования технологий социальных карт.
В настоящее время с использованием опыта программы «Социальная карта москвича» создается единый стандарт на региональные социальные карты. Координацию развития региональных проектов будет осуществлять ФГУП «ВНИИПВТИ». При этом представителям других регионов необходимо предоставить возможность изучить опыт столичного проекта и познакомиться с технологиями, используемыми при его реализации. С этой целью мы создаем сразу два тестовых стенда, которые позволят непосредственно ознакомиться с решением HP – один будет размещен в ВНИИПВТИ, другой – с более развернутым функционалом – в открывающемся в Москве Центре высоких технологий НР (HP High Tech).
– Есть ли с точки зрения внедрения социальных карт какая-то специфика в регионах?
– Специфика существует, и связана она с другой расстановкой приоритетов льгот. В Москве в программе «Социальная карта москвича» изначально была заложена очень сильная «транспортная составляющая». Сама социальная карта вышла, образно говоря, из недр московского метрополитена – пластиковые карты с бесконтактным чипом были первоначально разработаны для его нужд. Благодаря введению карт, еще задолго до монетизации льгот собираемость платы за проезд в московском метрополитене была увеличена в несколько раз. Сейчас с социальными картами работает и железная дорога, поскольку пассажиропоток пригородных поездов соизмерим с метрополитеном.
В других регионах России транспортная задача не всегда так актуальна, и на первое место могут выходить льготы по оплате коммунальных услуг или оплата некоторых категорий льготных товаров. Кроме того, определенную проблему в регионах представляет недостаточно развитая телекоммуникационная инфраструктура. Но опыт использования решений НР показал, что оборот социальных карт решается даже в масштабах многомиллионного города. Социальные карты, имеющие встроенный чип, достаточно автономны, в отличие от карт с магнитной полосой, они обладают всей информацией, необходимой для авторизации или даже совершения платежа. Эта автономность может компенсировать в конкретном регионе недостатки телекоммуникационной инфраструктуры и позволить реализовать проект внедрения социальных карт.
– А как Вы оцениваете свои перспективы на российском рынке в этом направлении?
– Как я только что говорил, работе с регионами (включая и работу с региональными органами власти) мы уделяем особое внимание. Вообще активизация деятельности в регионах является одной из стратегических задач НР. В первую очередь это касается важнейших для нас регионов, где мы имеем свои филиалы. Это очень хорошо помогает в работе с госсектором, потому что поднимает на качественно более высокий уровень диалог с администрацией соответствующего региона. На мой взгляд, ошибаются те, кто говорит, что в регионах другие масштабы. Всего один пример –городская программа «Электронная Москва» не менее масштабна и не менее комплексна, чем федеральная программа «Электронная Россия». Сегодня почти во всех субъектах Федерации есть свои аналогичные программы, различные по степени проработки и по масштабам финансирования. Есть специфика, например, – разные источники финансирования. На федеральном уровне могут быть внешние заимствования, кредиты Всемирного банка, средства федеральных целевых программ. На региональном уровне это тоже возможно, но чаще всего финансирование идет из нескольких источников – какие-то средства поступают из центра, что-то оплачивается из местных бюджетов. Специфика номер два касается создаваемых решений – они должны базироваться на конкретных особенностях данного региона, поскольку нередко области отличаются друг от друга сразу по множеству параметров.
– Андрей Александрович, скажите, пожалуйста, а существуют ли аналогичные проекты в других странах?
– Да, существуют, и таких проектов немало. «Карточными решениями» компания НР занимается давно, и нами накоплен немалый опыт в этом направлении. В некоторых странах это были проекты по созданию водительских удостоверений, в других – системы идентификации личности гражданина. Если говорить о таких решениях, то стоит сказать несколько слов о решении HP, которое является ядром систем электронных документов – НР National Registry Solution. Основным компонентом государственной системы идентификации граждан является государственный регистр населения (ГРН), который содержит необходимую информацию о гражданах страны, в частности:
- личные данные (ФИО, дата и место рождения, адрес и т.п.);
- графические данные (например, фотография, образец подписи);
- биометрические данные (фотообраз лица, отпечатки пальцев, снимки радужной оболочки глаз и т.д.).
Решение компании HP – HP National Registry Solution – представляет собой масштабируемую модульную систему, которая, имея в основе ГРН как базис, может постепенно наращиваться модулями для выпуска всевозможных типов документов:
- паспортов,
- идентификационных карт,
- водительских удостоверений,
- документов о регистрации гражданского состояния и т.д.
Стоит заметить, что для внедрения данного решения совершенно не требуется создавать заново регистр населения, а можно интегрировать уже существующие решения в общую структуру проекта.
И, конечно, данное решение поддерживает международные требования и стандарты.
– Андрей Александрович, таким образом Вы хотите сказать, что у компании HP есть готовое решение, которое может быть «достроено» под желания и потребности определенного заказчика. Расскажите, пожалуйста, о реальных проектах?
– Если говорить о нашем международном опыте, то в первую очередь стоит рассказать о проекте в Болгарии. Правительство Болгарии приняло решение выдать всем своим гражданам внутренние и заграничные паспорта нового поколения. Министерство внутренних дел Болгарии в 1998 году поставило задачу внедрить к концу 2002 года новую информационную инфраструктуру по удостоверениям личности граждан, связывающую 140 паспортных подразделений и оснащенную решениями по обеспечению безопасности и резервному копированию с централизованным управлением. НР взяла на себя ответственность за руководство проектом, разработку и внедрение такой системы, а также обучение персонала. Установка и обслуживание системы проводились при участии локальных партнеров. Компания НР также координировала разработку программного обеспечения силами специального отдела Министерства внутренних дел и партнерами НР. Граждане Болгарии теперь имеют прекрасно защищенные удостоверения личности, которые с апреля 2001 года дали им возможность путешествовать по большинству европейских стран без виз. Установленная система стала основой для создания новой инфраструктуры, которая, в конечном счете, будет управлять всеми остальными приложениями министерства.
В Польше компания НР выиграла тендер на создание системы оборота внутренних и заграничных паспортов нового поколения. В Варшаве был создан центр персонализации, который связан с 16 региональными офисами и 2509 местными офисами. До 2007 года в стране будет выпущено 34,5 млн. внутренних и 13,5 млн. заграничных паспортов. Помимо проектирования, сборки, тестирования и настройки системы НР организовала обучение 7000 конечных пользователей.
Наконец, Италия. Здесь целью проекта стало создание системы электронных идентификационных карт. Документ является пластиковой картой с чипом и областью оптической памяти. Помимо основной функции – идентификации граждан, на основе этой системы удалось развернуть целый спектр услуг населению в области здравоохранения, пенсионного обеспечения, налогообложения и других.
Есть аналогичные проекты НР и в другие странах мира, о которых можно долго рассказывать. Но из этого изложения важно вынести следующее: компанией НР накоплен большой опыт в создании таких систем, и этот опыт может быть применен в любой другой стране.
– «Информационное общество»: Спасибо за беседу.
Вышлов Александр Александрович - руководитель направления по работе с государственными организациями компании НР.
© Информационное общество, 2005, вып. 2, сс. 8-13.