Решения Нewlett-Рackard для сферы образования
Колесников В.И.

Новые горизонты информационно-коммуникационных технологий


В.И. Колесников



В современной мировой экономике конкурентоспособность страны во многом зависит от уровня образованности ее граждан. Правительство Российской Федерации реализует ряд программ, направленных на внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учреждений высшего и общего среднего образования. В результате российская система образования получит электронные образовательные ресурсы нового поколения и широкую сеть учебно-методических центров (УМЦ). В программах Правительства РФ также предусмотрено массовое обучение педагогов информационным технологиям.

Компания Hewlett-Packard хотела бы поддержать данные проекты и помочь Правительству Российской Федерации добиться своих целей в отношении реализации образовательной стратегии, предоставив продукты, услуги и решения мирового уровня. Настоящая статья содержит общее описание решения для обучения, которое HP предлагает для сферы образования.

HP предлагает большой выбор тесно интегрированных друг с другом и простых в применении решений. Это серверы, системы хранения информации, системы доступа (самые разнообразные аппаратные решения НР, включая персональные цифровые устройства, персональные компьютеры и принтеры) и программное обеспечение управления информационными ресурсами. HP сотрудничает со своими многочисленными партнерами и предоставляет министерствам и департаментам образования комплексные решения, позволяющие воспользоваться всеми преимуществами ИКТ для усовершенствования образовательной системы:

  • Управление учебным планом.
  • Обучающие программы по ИКТ.
  • Средства электронного и дистанционного обучения.
  • Образовательные порталы.

HP занимается поддержкой решения для обучения на протяжении всего его жизненного цикла и предоставляет широкий спектр соответствующих услуг:
  • Консалтинг:
    • оценка потребностей страны или региона;
    • определение и проверка концепции решения;
    • создание плана внедрения (маршрутная карта).
  • Определение фукциональных и тематических характеристик системы:
    • проект;
    • схема процессов;
    • поиск приемлемых/адаптируемых решений;
    • определение параметров требующейся инфраструктуры (телекоммуникационное оборудование, сеть, серверы...).
  • Разработка и внедрение решения для электронного обучения:
    • создание портала (например: шлюз обучения Microsoft Learning Gateway);
    • настройка инструментов обучения (система управления образовательным контентом (LCMS) и др.);
    • информационное наполнение (так называемые блоки электронного обучения…).
  • Управление проектом и обеспечение качества.
  • Управление изменениями: обмен информацией, стимулирование, документирование процессов…
  • Обучение ИТ-специалистов, обслуживающих систему электронного обучения.
  • Обучение конечных пользователей и доведение до них знаний: родители, учащиеся…
  • Обучение и развитие профессиональных навыков преподавателей:
    • использование ИКТ;
    • интеграция ИКТ в аудитории;
    • реализация учебного плана с помощью ИКТ.
НР предлагает персонализированную управляемую среду обучения (УСО). УСО – это набор услуг, предназначенных для поддержки процесса обучения в рамках среды постоянного обучения. Он предназначен для четырех групп пользователей – преподавателей, учащихся, родителей (дополнительно) и широкого сообщества (дополнительно). Целью этого набора услуг является поддержка преподавателей, учащихся, родителей и сообщества в достижении их целей на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу в образовательном контексте (рис. 1). Он рассматривается не как изолированное интерактивное средство, а как составная часть смешанного интерактивного и автономного решения для обучения.


Рис. 1. Общая структура управляемой среды обучения.



В управляемой среде обучения отражены потребности и цели образовательного сообщества при реализации проекта сети учебно-методических центров, и она является достаточно гибкой, чтобы развиваться и изменяться вместе с образовательным сообществом. Основные функциональные возможности УСО будут оставаться надежным фундаментом поддержки пользователей, не препятствуя развитию и полезности УСО и образовательного сообщества в целом.

УСО предлагает набор услуг в форме инструментальных средств, функций и содержимого. Набор услуг, относящихся к тому или иному пользователю, определяется персональным профилем пользователя. УСО основана на сотрудничестве. Характер сотрудничества УСО вдохновляет родителей и сообщество на участие в образовании учащихся и в их собственном образовательном развитии, в распространении и совместном использовании лучших практических методов и образовании сообществ. УСО позволит совместно использовать все свои преимущества и создать реальные или виртуальные системы обучения.

Архитектуру функциональных возможностей можно определить только после стадии анализа задач и определения требований. Тем самым можно будет обеспечить ориентированную на пользователя и понятную информационную архитектуру. Хотя функциональные возможности каждой группы пользователей различны, их архитектура может быть одной и той же.

Материалы ресурсов, планы урока, ресурсы программного обеспечения учебного курса и т.д. имеют общую ссылку в учебном плане. Учебный план – это система классификации, которую легче понимают преподаватели и труднее – учащиеся и родители. Если она будет использоваться в качестве основы архитектуры материалов ресурсов, учащиеся и родители лучше поймут, как их прошлая, текущая и запланированная на будущее деятельность впишется в более широкий контекст.

Кроме учебного плана существуют дополнительные критерии классификации, которые выходят за рамки профилей пользователя, они могут также стать составной частью информационной архитектуры, ориентированной на пользователя. Информационная архитектура зависит от профиля пользователя и его текущих задач.

В соответствии с пониманием компании Hewlett-Packard групп пользователей был разработан список услуг и соответствующих функциональных возможностей, обеспечивающих поддержку ролей пользователей. УСО предлагает интегрированное приложение, где услуги, которые необходимо предоставить определенному пользователю, определяются в профиле пользователя. Услуги будут зависеть от контекста, то есть они будут направлены на текущую деятельность пользователя. Таким образом, среди них выделяются как общие («Ежедневник», «Область учебного материала»), так и специфические для каждого типа пользователя («Средства для выставления оценок» для преподавателей или «Просмотр результатов на определенный момент» для родителей).

Каждую группу пользователей можно разделить на подгруппы. Профилирование и персонализация УСО позволяют каждому отдельному лицу накопить уникальный личный опыт и взаимодействовать с УСО. Ключевым определяющим фактором является группа пользователей – преподаватели, учащиеся, родители, члены сообщества.

Поскольку каждая из перечисленных категорий пользователей должна иметь доступ к своей информации и своим приложениям (хотя иногда и пересекающимся), крайне привлекательным и продуктивным является построение персонифицированных образовательных порталов для каждой из категорий. На рис. 2 дается структура такого персонифицированного портала с перечислением тех разделов данных, приложений и других ресурсов портала, которые им необходимы, интересны или они должны иметь к ним доступ.

Для реализации управляемой среды обучения в системе РКЦ-ММЦ предлагается следующая архитектура программных средств, представленных на рис. 3.



Рис. 2. Структура персонифицированного портала обучения.


Рис. 3. Архитектура программных средств УСО.


Данная программная архитектура позволяет реализовать основу концепции управляемой среды обучения, например, решить задачи персонализации, полной интеграции, динамической архитектуры и создания многофункциональной платформы услуг приложения. Чтобы предоставить платформу, ориентированную на пользователя, персонализированную и масштабируемую в соответствии с требованиями, предъявляемыми к услугам и информации в полном объеме, требуемая техническая архитектура (рис. 4) должна быть основана на тех же самых концепциях.


Рис. 4. Архитектура технических средств УСО.


Почему так выгодно сотрудничать с HP?

HP – это:
  • Более чем 25-летний опыт работы в области разработки, построения и поддержки критически важных комплексных решений для ИТ-инфраструктуры.
  • 25 лет опыта работы в сфере образования и 5 лет специализации на услугах электронного обучения.
  • 1 500 высококвалифицированных специалистов ежегодно поддерживают обучение более 255 000 сотрудников из 260 офисов HP и компаний-партнеров во всем мире.
  • Один из крупнейших в мире арсеналов высококлассных консультантов по технологиям и разработчиков решений .NET.
  • Решение Microsoft SharePoint Portal Server было разработано и протестировано на серверах HP Proliant.
  • HP – rрупнейший в мире поставщик решений печати и обработки изображений, заслуживший всемирное признание за исключительную универсальность и эффективность технологий обработки документов.

Клиенты выбирают нас, потому что HP:
  • обладает комплексной концепцией, передовыми технологиями, выделенными специалистами, стратегическими партнерами и глобальным присутствием;
  • анализирует потребности заказчиков;
  • стремится понять бизнес-требования и ожидания клиентов;
  • адекватно реагирует на культурологическую среду страны;
  • всегда пытается найти для клиента оптимальное решение;
  • может предоставить максимально качественное из существующих решений;
  • имеет в штате высококвалифицированных технических специалистов и консультантов;
  • выполняет проекты точно в срок и не выходит за рамки утвержденного бюджета;
  • поддерживает эффективное взаимодействие с другими участниками проекта;
  • предоставляет дополнительные услуги по обучению, консалтингу, технической поддержке и управлению проектами;
  • имеет колоссальный опыт в успешной реализации крупномасштабных проектов.


Колесников Владимир Иванович - Менеджер по работе с государственными организациями НР Россия.


&copy Информационное общество, 2005, вып. 1, сс. 81-84.