О журнале
Рекомендации
Медиасистемы XXI века и новая философия журналистского образования
Засурский Я.Н.
Я.Н. Засурский
Начало XXI века ознаменовалось новыми переменами в процессе развития информационных и коммуникационных структур, оказывающими огромное влияние на медиасистемы. Беспроводной доступ к интернету и мобильная телефонная связь – ключевые элементы в новых тенденциях, наблюдаемых в медиасистемах в первые годы нового столетия.
Наиболее важными аспектами, определявшими пути развития СМИ в конце XX в., были оцифровка (дигитализация), глобализация и конвергенция с интернетом, ставшим основным интегрирующим фактором. Сегодня заявили о себе важные нововведения: мобильные телефоны начали демонстрировать свой интегрирующий и конвергенционный потенциал, благодаря которому они, вероятно, смогут стать новым важным элементом информационного пространства – в противовес или в дополнение к интернету. Глобальное телевидение открыло возможности для конкуренции в освещении новостей и международных отношений, особенно в сфере экономики и финансов.
История коммуникационных систем зависит как минимум от шести основных факторов – информационных потребностей, стратегии и технологий коммуникации, потребностей общества, политики, экономики и культуры.
Потребность в информации заставляла вождей древних племен рассылать гонцов и принуждала римских императоров и халифов создавать эффективные почтовые и дорожные системы; печатная революция Гутенберга открыла новую эру периодической печати, потребности общества и политическая борьба во Французском королевстве заставили Людовика XIII начать выпуск «Газетт»; экономические и финансовые нужды семьи Фуггер способствовали созданию периодической печати в Германии; свобода прессы, рост числа грамотных людей в Англии создали аудиторию для британской печати XVIII столетия и породили общественную сферу, которая способствовала развитию гражданского общества.
Технологические реалии создали возможности для дальнейшего развития СМИ, в то время как политические и экономические условия, культура, социальные и коммуникационные потребности диктовали, каким должно быть содержание журналистской продукции – новости, комментарии, реклама, развлечения, спорт.
Современные изменения в структуре СМИ в XXI веке
Наиболее существенный вызов для объединенной вокруг интернета коммуникационной структуры исходит от мобильных телефонов, чьим преимуществом является возможность предоставления двух коммуникационных услуг сразу – это и доступ к содержанию СМИ, и его передача, что приводит к их настоящей интерактивности. В ходе второй войны в Ираке мобильные телефоны доказали свою исключительную эффективность. Благодаря им появился очень удобный в использовании способ доступа к информации. Мобильные телефоны, по всей видимости, имеют неплохие шансы стать новым средством информации и способом преодоления цифрового неравенства. Другим вызовом оказывается демонополизация глобальных телевизионных сетей. Арабская глобальная телесеть «Аль-Джазира» попыталась конкурировать с Си-эн-эн в освещении второй иракской войны. Благодаря таким сетям, как «Евроньюс», «Дойче велле», Би-би-си и TВ-5, глобальное телевидение стало более плюралистичным, подрывая монополию Си-эн-эн. Демонополизация глобального телевидения открыла новые пути для развития плюралистичных и ориентированных на общественный интерес медиаструктур. Взаимоотношения между глобальными, региональными и общенациональными медиасистемами стали еще одним важным фактором развития новых путей к плюрализму в медиаструктурах, базирующихся на новых технологиях, и это поднимает ключевую проблему современного развития новых СМИ: речь идет о доступе к интернету, новым средствам информации и мобильным телефонам.
«Евроньюс»: международное вещание или общественная вещательная служба в информационном пространстве?
Канал «Евроньюс» только что отметил свое десятилетие. Изначально это была региональная спутниковая служба новостей стран Европейского Союза, вещавшая в странах ЕС на семи языках – французском, английском, испанском, немецком, итальянском, португальском и русском. Общий размер аудитории, включая российскую, превышает 600 млн. человек, и к тому же производится ретрансляция новостей канала на Бразилию и другие страны, населенные потомками выходцев из Европы, говорящими на языках своих предков. Преимущество канала над Си-эн-эн и Би-би-си в континентальной Европе состоит не только в многоязычном вещании, но и в том особом формате подачи информации, который взял на вооружение канал.
Новости «Евроньюс» традиционно сопровождаются закадровыми комментариями – без участия репортеров, дикторов или комментаторов. Такова политика канала. В определенной степени «Евроньюс» – телевизионная сеть без журналистов. Это явилось результатом создания наднационального телеканала с целью укрепить наднациональную сущность всей сети для отражения общих взглядов стран-участниц ЕС на те или иные события. Это также и метод избежать давления со стороны отдельных представителей Европейского Союза и добиться высокого уровня сплоченности. Это не означает, что различия в позициях отдельных стран не отражены в материалах «Евроньюс» – канал продемонстрировал их путем трансляции речей и дебатов в Европарламенте и собственных законодательных органах стран – участниц ЕС, а также посвятил этому немало новостных сюжетов. Были представлены только факты, без выражения точки зрения редакции. Таким образом достигается высокий уровень объективности, независимости и равноудаленности от индивидуальных интересов стран – участниц консорциума «Евроньюс», вне зависимости от размера их территории, численности населения и уровня экономического развития.
Глобальное информационное пространство и конвергенция глобальных медиаструктур
С Олимпиады в Токио начался новой этап развития международного информационного пространства. Глобальное освещение Олимпиады средствами спутникового телевидения позволило жителям всех континентов одновременно наблюдать за различными соревнованиями – и это означало создание глобального информационного пространства, главным элементом которого явились глобальные телесети. Составными частями глобального информационного пространства стали не только глобальные телевизионные компании, но также и вещающие на весь мир глобальные радиостанции и газеты.
Интегрирующим стержнем глобальной информационно–коммуникационной системы на основе цифровых структур печати, радио и телевидения стал интернет. Легкий доступ к глобальной паутине и быстрое развитие ее национальных сегментов сделали интернет необходимой составляющей и международного глобального пространства, и информационных систем, и национального глобального пространства и медиаструктур.
Интернет интегрирует шесть каналов СМИ – прессу, кино, радио, телевидение, телефонию и онлайновые медиа. Это вторая ступень развития глобальной информационной системы. В интернете развивается сложная единая глобальная и одновременно национально фрагментированная информационно–коммуникационная система, которая даже может включать индивидуальные сайты, доступные во всем мире.
Структура средств массовой информации рубежа ХХ и XXI столетий, имеющая в своей основе интернет, открывает путь информационному обществу, где доступ ко всем видам информации упрощен в зависимости от наличия компьютера и возможности выхода в Сеть. Цифровой раскол становится барьером, преградой на пути реализации возможностей новых информационных технологий.
Трансформация индустрии содержания
Новые и старые провайдеры содержания для новых и старых средств информации не могут удовлетворить стремительно растущий спрос, который стимулируется разнообразием СМИ и скоростью доставки информации пользователям. Тексты онлайновых версий традиционных СМИ – газет, журналов, радио и телевидения составляют значительную часть содержания в интернете. Эту же функцию в еще большей степени осуществляют информационные агентства, которые подверглись большим изменениям: в дополнение к новостному обеспечению аналитических данных они удовлетворяют спрос на обеспечение ряда видов содержания: статистические данные, графики, индексы фондовых бирж, финансовая, экономическая, техническая и научная информация, сведения о культуре, литературе, музыке, театре, кино и спорте. В результате агентства серьезно увеличили свои объемы и доли в удовлетворении общественного интереса, стали важным элементом индустрии содержания. Но еще более важную роль сыграла конвергенция, которая позволила рекламным и пиар-компаниям, сейчас тесно взаимодействующим, приспосабливать свои многочисленные услуги к новым носителям; более того, конвергенция вовлекает в качестве ресурсов содержания интернет-сайты исследовательских институтов, программных компаний, консультантов и специализированных банков данных. Конвергенция сегодня – сердцевина наиболее важных преобразований индустрии содержания, а интернет, в свою очередь, – основное его хранилище.
Новая философия журналистского образования
Основатель Московского университета М.В. Ломоносов был озабочен состоянием журналистики на заре ее развития в России – его пугала опасность ее вырождения «в ремесло и орудие для заработка средств к жизни». Он выдвигал два важнейших требования к журналистам: образованность и высокие этические принципы служения «строгому и правильному разыскиванию истины». Эти принципы лежат и в основе деятельности факультета журналистики Московского университета.
За 50 лет нашей страной и журналистикой пройден путь от авторитаризма к демократии и свободе. В эпоху авторитаризма журналистика была скована, и именно в этих обстоятельствах начал функционировать факультет журналистики, в задачи которого входило влить новую кровь в нашу журналистику. В условиях тоталитарного, потом авторитарного, а затем либерализирующегося советского строя и в период перестройки происходили важные изменения. Но главная перемена произошла с распадом Советского Союза, с отменой ст. 6 советской Конституции о руководящей роли КПСС. Для факультета журналистики, как и для всех других учебных заведений, это означало изменение и самой философии образования. Вместо формирования будущего журналиста, его мировоззрения, мироощущения возникла новая концепция – предоставление будущему журналисту возможности самостоятельно сформировать свои взгляды, свое мировоззрение, свою точку зрения на различные общественные процессы.
Новая концепция образования основана на свободе личности, на ее развитии и саморазвитии, на предоставлении ей больших возможностей для получения образования, знаний, для выработки навыков и представлений о жизни и мире. Конечно, все это делается в рамках демократической Конституции России, которая предусматривает плюрализм взглядов и свободу творчества, исключает пропаганду войны, расовой ненависти, вражды между народами и порнографии. Вот здесь проявляются новые качества, новые особенности журналистского образования.
Профессионализм
Важнейшим отличительным качеством университетского образования был и остается профессионализм, уровень которого за последние годы удалось существенно повысить. Этому способствовали и введение творческого конкурса, и многие другие обстоятельства, прежде всего, структура учебного плана. Конечно, успех журналистского образования зависит от того, кто работает в журналистике, от выбора талантливых, способных к творческому журналистскому делу студентов. Творческий конкурс, введенный задолго до демократических перемен, способствовал приему на факультет творчески одаренной молодежи.
Большинство поступающих теперь на первый курс знакомы с интернетом, многие из них публиковались в интернет-изданиях, и мы получаем студентов с новым уровнем представлений как о доступе к информации, так и об информации и информированности. Это более целеустремленное и более подготовленное поколение в отношении технологии современного информационного процесса.
За последние пять лет обучение профессионализму с учетом международного и зарубежного опыта усовершенствовалось. Мы сегодня опираемся на три наиболее важных компонента: во-первых, выпуск учебных газет, радио- и телевизионных передач, интернет-изданий; во-вторых, на практику студентов в редакциях и, в-третьих, на постоянное сотрудничество подавляющего большинства наших студентов в различных журналистских организациях. К пятому курсу многие из них уже работают в средствах массовой информации: на радио, телевидении, в интернет-изданиях, рекламных компаниях, организациях паблик рилейшнз. Сегодня увидеть нашего студента, ведущего программу новостей на общероссийском канале телевидения, – обычное дело, как и читать статьи на страницах различных газет.
Молодые журналисты сегодня востребованы – этот спрос тем более велик, что бурный рост медиаиндустрии привел к огромным потребностям в кадрах и, кстати, к тому, что сегодня в журналистику пришло много людей, не обладающих даже началами профессионализма.
Образованность
Другая важная составляющая нашего обучения – развитие образованности журналистов, которая включает в себя знание философии, социологии, экономики, культуры, литературы. И здесь по-прежнему очень важное место занимает история мировой литературы – русской и зарубежной. Она важна именно для того, чтобы раскрыть все богатство философского, эстетического наследия человечества, показать плюрализм мироощущений и дать возможность студентам сформировать свою собственную позицию, собственную программу на основе знания достижений художественного гения человечества.
Шекспир и Пушкин, Гете и Гоголь, Бальзак и Толстой, Диккенс и Достоевский, Ибсен и Чехов, Габриэль Гарсиа Маркес и Солженицын – это не только мастера слова и образов, но и определенные философии жизни, которые остаются в сознании и в восприятии мира наших студентов. Долговечность журналистского университетского образования базируется во многом на глубоком изучении литературы. За полвека сменилось много парадигм философии, и если наши выпускники сохранили гуманистическое мировоззрение, то это произошло прежде всего потому, что их важнейшими учителями были великие умы и великие художники, мыслители. Конечно же, знакомство с достижениями мировой литературы воспитывало не только художественный вкус, но и гуманистическое мироощущение, уважение к человеческой личности, которое особенно важно в свободном демократическом обществе. В этом смысле образованность наших студентов – это не только знания, это наполненность личности сформированными гениями человечества подходами к жизни, это взгляды, основанные на понимании истории человечества, пропущенные через воображение и мозг самых выдающихся умов.
Важнейшим элементом журналистского образования было и остается воспитание культуры речи. Это относится прежде всего к преподаванию русского языка, которое занимает так много места у нас на факультете. Сегодня мы опираемся на более глубокое восприятие логики, также занимающее важное место в учебном процессе. Мы стремимся научить наших студентов современной риторике и основам ораторского искусства не только в специальных курсах, но и в курсах истории мировой журналистики – зарубежной и русской.
За годы развития демократической России в постсоветском пространстве обновилась техническая база; информационная революция заставила журналистику действовать в новом пространстве, новом ключе, новом технологическом контексте. Наша журналистика вышла в интернет, в мировое информационное пространство, открывающее новые возможности. И сегодня наш студент, публикуясь в газете «Журналист», не только выходит на аудиторию факультета, но и выдает свои первые выступления в мировое информационное пространство через размещение публикаций в глобальной Сети. Информационные технологии развиваются очень быстро. В начале десятилетия наши студенты использовали свое умение фотографировать с помощью так называемой «мыльницы», а сегодня используют цифровой фотоаппарат, который позволяет помещать снимок в газету с помощью компьютера. Компьютерная оснащенность, компьютерная культура стали основой технологической оснащенности.
В первые годы существования на факультете с трудом можно было найти пишущую машинку; теперь же у нас вновь нет пишущих машинок, но по другой причине – пересели за компьютеры. Новым информационным фактором становятся мобильные телефоны, которыми мы еще недостаточно оснащены. В ближайшее время, через год–полтора в издании газет, журналов, в подготовке радио- и телевизионных передач мобильный телефон будет играть все более и более важную роль. Во всяком случае, он позволяет быстро передавать как звучащие, так и оцифрованные тексты на практически любые расстояния, ускоряя доставку аналитических материалов экспертов и самых оперативных репортажей с места событий. Мобильный телефон, оснащенный выходом в интернет и на принтер, вполне может заменить компьютер.
На факультете создана лаборатория цифровой журналистики, которая призвана готовить студента к универсальной работе в средствах массовой информации. С помощью цифровой камеры одновременно создаются материалы для радио, телевидения, печати, интернета. Мы стремимся идти в ногу с развитием технологий и обеспечить демократической России подготовку таких кадров, которые смогут соответствовать требованию новой эпохи – информационному обществу. Этому способствует включенность преподавания и исследований в глобальный мировой процесс.
Глобальный контекст
В России, Нидерландах и в Финляндии за последние пять лет с участием преподавателей и научных сотрудников факультета журналистики МГУ изданы пять книг на английском языке: «Changing Media and Communications»/ Ed. by Yassen N. Zassoursky and Elena Vartanova (М., 1998); «Media, Communications and the Open Society»/ Ed. by Yassen N. Zassoursky and Elena Vartanova (М., 1999); «Media and Open Societies»/ Ed. by Jan van Cuilenburg and Richard van der Wurf (Amsterdam, 2000); «Russian Media Challenge»/ Ed. by Kaarle Nordenstreng, Elena Vartanova and Yassen N. Zassoursky (Helsinki, 2001) и «Media for the Open Society»/ Ed. by Yassen N. Zassoursky and Elena Vartanova (М., 2001). Наши авторы выступают вместе с ведущими исследователями массовой коммуникации и журналистики из Великобритании, Hорвегии, Нидерландов, Бельгии, Италии, Финляндии, Канады, Малайзии, Франции, США, Болгарии, Австралии и Украины – это три тома коллективного труда, посвященные развитию открытого общества; книга «Вызов российских средств массовой информации», изданная на английском языке в Финляндии при участии финских профессоров; наконец, публикации на немецком и английском языках. Сотрудничество нашего факультета с зарубежными странами приобрело новый характер.
Речь идет не только о том, что мы преподаем историю зарубежной журналистики и специально рассматриваем современное состояние средств массовой информации в мире. На факультете действуют шесть центров зарубежной журналистики:
- Французский центр, в котором сотрудничают французские журналисты и профессора Парижского университета 2, Пантеон-Ассас;
- Свободный российско-германский институт публицистики, где преподают немецкие журналисты и профессора из университетов Майнца, Дортмунда, Берлина и других университетов Германии;
- Центр финско-российских исследований журналистики, массовой коммуникации и культуры, в котором преподают профессора из университетов Хельсинки, Тампере и Ювяскяля;
- Центр индийской журналистики;
- Центр японской журналистики;
- Центр южнокорейской журналистики.
Создается Центр итальянской журналистики. В центрах не только идет обучение на языке этих стран. Очень важно, что профессора и журналисты, приезжающие к нам, читают специальные лекции для всех студентов факультета, включая их в контекст мировой журналистики, давая им возможность опираться на ее опыт. Наши студенты получают возможность жить в глобальной среде, черпать все лучшее из нее, сохраняя традиции и особенности нашей российской традиционно аналитической журналистики.
Журналистское образование для всех
Возрастающая роль средств массовой информации в развитии информационного общества заставляет думать о необходимости ознакомления с их основными аспектами широкого круга граждан. Частью общего образования на сегодня становится понимание механизма работы журналистики. Именно поэтому родилась концепция медиаобразования, которая сегодня уже получила свое воплощение в новых программных модулях. Это образование рассчитано на обучение основам понимания журналистики школьников, студентов различных факультетов и граждан в порядке непрерывного образования. Знание механизма теле-, радиовещания и других средств массовой информации становится жизненной необходимостью для современного гражданина.
Средства массовой информации обладают огромной силой воздействия, и чтобы преодолеть возможности манипуляции общественным мнением, помочь гражданам свободно развиваться, необходимо научить их правильно понимать принципы массовой коммуникации и организации ее работы. Это позволит более осознанно воспринимать информацию о мире, будет способствовать свободному выбору людей во время различных политических кампаний и при общении их со средствами массовой информации.
В свое время английский философ Эдмонд Бэрк, обращаясь к журналистам, сказал в английском парламенте: «Вот здесь сидят представители духовенства, аристократии и общин. А вы, журналисты, – это четвертая власть».
Чтобы «четвертая власть» служила интересам общества, каждый гражданин должен понимать, как она функционирует, действует, что поможет избежать ее чрезмерного воздействия и использовать ее достижения в интересах общества и отдельной личности.
Журналистское образование через пятьдесят лет после создания факультета журналистики выходит за рамки университета и постепенно становится частью общего образования, необходимого набора и уровня знаний, который требуется для того, чтобы человек мог считать себя грамотным и образованным.
Засурский Ясен Николаевич - Декан факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор филологических наук, профессор.
© Информационное общество, 2005, вып. 1, с. 19-22.