О журнале
Рекомендации
Современные информационные технологии для муниципальных и региональных органов власти
Unknown Author
Введение
В современных условиях муниципальные и региональные органы власти, имея в своем распоряжении ограниченные ресурсы, сталкиваются со все возрастающими требованиями со стороны общества. Корпорация Microsoft твердо убеждена в том, что использование информационно-коммуникационных технологий может способствовать разрешению дилеммы «больше результата с меньшими затратами». В работе рассматриваются многие из тех разнообразных трудностей, с которыми сталкиваются муниципальные и региональные органы власти в своей работе, и предлагаются варианты их разрешения с использованием современных технологий.
Насколько люди не похожи друг на друга, насколько же различаются условия их жизни и стоящие перед ними проблемы и задачи. Разрабатывая свои решения, органы власти должны учесть интересы разных групп граждан: и жителей сельской местности, где доступ к современным технологиям ограничен, и жителей огромных мегаполисов. Среди них могут быть как люди, которые хорошо знакомы с вычислительной техникой, активно используют ее и не понаслышке знают о преимуществах современных технологий, так и люди, которые настороженно воспринимают изменения, а иногда и вовсе не готовы принимать их.
Часто правительства государств совместно с такими межгосударственными органами, как Европейский союз, устанавливают общие правила, по которым работает власть любого уровня. Но поиск инновационных путей реализации собственных услуг на местах нередко остается именно за муниципальными и региональными органами власти, которые стремятся вовлечь в деятельность по построению процветающего и прочного общества как граждан, так и бизнес-сообщество. В странах Европы движение в этом направлении отнюдь не отвлеченная идея, а уже состоявшийся факт.
Задачи, стоящие перед муниципальными и региональными органами власти
Муниципальные и региональные власти решают абсолютно различные и сложные по своей природе задачи. Среди основных факторов, оказывающих влияние на деятельность государственных органов в странах Европы, можно выделить следующие.
Отражение глобальных изменений на местном уровне
Общемировые изменения, происходящие в социальной, технологической, экономической, политической сферах и в среде обитания, будут продолжать оказывать непосредственное влияние на жизнь граждан в каждом отдельном регионе, городе или населенном пункте. Сегодня муниципальные и региональные органы власти в каждом регионе различным образом корректируют свои действия в соответствии с задачами, которые ставит перед ними новая реальность, – в частности, увеличение среднего возраста людей и постоянно растущая мобильность рабочей силы. Действия властей в новой ситуации должны быть четко скоординированы на всех уровнях управления, что позволит выработать единую стратегию, которая обеспечит создание эффективных и экономичных решений – как для достижения краткосрочных целей, так и на более долгосрочную перспективу.
В процессе создания электронного общества нельзя недооценить важность прокладывания широкополосных линий связи и создания платформ в таких сферах, как, например, электронное обучение и здравоохранение.
Новые формы социального участия
По мере изменения глобальной экономики, а вместе с ней и общества, возникают новые формы социального участия (social inclusion). В мире, где львиная доля информации поступает из электронных источников, а навыки в области информационных технологий являются не преимуществом, а обязательным требованием, отсутствие доступа к информационным технологиям или недостаток опыта работы с ними создают для каждого члена общества значительные трудности. С изменением условий на рынке труда многие молодые люди, не получившие хорошего образования и потому не обладающие необходимыми на сегодняшний день навыками, могут оказаться «за бортом» и не иметь надежды найти достойную работу.
Кроме того, растущая мобильность людей приводит к существенным изменениям. Приехавшим из-за рубежа сезонным рабочим будет мешать не только языковой барьер, но и отсутствие навыков в сфере информационных технологий. Очевидна потребность в создании и развитии муниципальных служб, которые помогали бы каждому человеку приспособиться к новым условиям и требованиям современного общества.
Соответствие меняющимся ожиданиям
В мире, где связь осуществляется мгновенно, от органов власти ожидают такой же быстроты предоставления услуг. Задача, стоящая перед государственными структурами, – достичь стандартов качества и скорости работы, которые существуют в других отраслях, например, в розничной торговле и банковской сфере, сохранив при этом отличительные черты государственных служб. А для этого на местном уровне должны быть найдены более разумные и эффективные пути удовлетворения потребностей граждан. Часто органы власти удовлетворяют эти ожидания, предоставляя чиновникам, учащимся и членам местных сообществ условия для более активного, чем прежде, получения информации и участия в общественной жизни.
Органы власти должны дойти до каждого человека независимо от того, есть у того доступ в интернет или нет. А значит, у людей должно иметься несколько способов диалога с властью: кроме общения по интернету, им должна быть еще предоставлена возможность личного контакта в здании муниципалитета, обращения в центры телефонного обслуживания (call centres) и общения по почте.
Возрождение и развитие экономики
Вслед за изменяющимися потребностями граждан, государственные служащие пересматривают долгосрочные требования в области социального жилищного строительства, архитектурные планы городов, требования к общественным работам и общественным зданиям. Главы местных администраций и губернаторы изыскивают пути удерживания на своей территории и привлечения сторонних компаний и квалифицированной рабочей силы. Они стремятся создать в своих регионах долгосрочные позитивные экономические условия, привлекательные для инвестиций и создания нового бизнеса. Для этого они используют различные средства, в том числе:
- предоставление вновь организованным компаниям инновационных услуг, которые позволили бы осуществить быстрое начало деловой активности и вести эффективную деятельность;
- учреждение муниципальными и региональными властями в сотрудничестве с научными кругами и местным бизнес-сообществом центров инноваций и центров компетенции;
- организацию учебных курсов в местных институтах и создание по их окончании резерва квалифицированных кадров для новых и существующих компаний;
- продвижение местной инновационной деятельности, туризма и бизнеса на государственном и международном уровнях.
Локализация программного обеспечения охватывает все европейские языки независимо от степени их распространения. Это способствует вовлечению граждан в жизнь общества, развитию местного самоуправления и защите местной культуры, а также создает занятость в европейских организациях малого и среднего бизнеса, которые занимаются локализацией программного обеспечения и адаптацией многозвенного локализованного программного обеспечения к потребностям конкретного региона.
Оптимальное распределение обязанностей между центром и регионами
Правительства, и особенно это касается европейских стран, принимаются за реформирование и модернизацию обязанностей муниципальных и региональных государственных служб. Они передают часть своих полномочий регионам, одновременно объединяя муниципальные органы власти с целью повышения эффективности затрат. Так, например, в Великобритании, Италии, Франции и Дании происходит коренная реорганизация и изменение процедур работы на уровне региональных и муниципальных властей. Повсеместно растет потребность в сотрудничестве и взаимодействии, которые позволят осуществить плавную и успешную децентрализацию и передачу полномочий регионам.
Хотя местные налоговые сборы имеют большое значение, не менее решающими являются перераспределение общегосударственных налогов и управление структурными фондами на местном уровне.
Интегрированное правительство
Многим людям абсолютно все равно, на каком уровне власти им будут оказываться услуги и приниматься решения, влияющие на их жизнь. Для них имеет значение только результат. Чтобы изменения состоялись, а предоставляемые услуги действительно отражали интересы граждан, такие ключевые сферы жизни, как занятость, здравоохранение, борьба с преступностью и образование должны стать объектом совместных и скоординированных действий центральной, региональной и муниципальной власти, органов здравоохранения, общественных организаций и других институтов.
Региональные администрации и муниципалитеты все активнее используют в своей практике совместные действия, совместно приобретают товары и услуги, все чаще привлекают к выполнению работ внешних подрядчиков. Это позволяет им оптимизировать собственные коммерческие возможности и своевременно выполнять предъявляемые к ним требования. Объединение усилий при оказании услуг обусловлено необходимостью опираться в этом вопросе не только на интересы граждан, но и на интересы бизнес-сообщества. Для этого каждым отдельным вопросом должны совместно заниматься различные органы власти, местные профессиональные союзы и организации частного сектора. Кроме того, наиболее очевидна необходимость объединения усилий перед лицом чрезвычайных ситуаций местного и государственного масштаба (например, наводнений, пожаров и террористических актов), требующих немедленных действий по целому спектру направлений. Идея интегрированного (joined-up) правительства вносит один из основных вкладов в развитие информационно-коммуникационных технологий на всех уровнях власти, создавая целостный подход к совместно предоставляемым услугам, обеспечивающий эффективность результатов и оптимизацию затрат в рамках всего государственного сектора в целом1.
Местные демократические механизмы и роль избранных должностных лиц
Результаты выборов для всех уровней власти являются основным показателем качества и успешности местного и регионального управления. Многие правительства активно предлагают избранным руководителям и назначенным чиновникам прислушиваться к взглядам избирателей и реагировать на них, непосредственно участвуя таким образом в жизни местных сообществ.
Современные технологии позволяют повысить эффективность опросов на местном уровне путем исследования мнения граждан по целому ряду вопросов, касающихся, например, местной системы налогообложения, удовлетворенности быстротой разрешения вопросов и качеством предоставляемых услуг. Часто органы власти задаются вопросом: «Какие еще успешные мероприятия могут положительно повлиять на исход голосования?» В различных городах и муниципалитетах работают государственные порталы, строятся системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM-системы), организуются центры приема звонков от граждан. Все это позволяет не только поддерживать, но и развивать качество местного управления и электронное обеспечение демократических механизмов.
Мобильность рабочей силы и гибкость рабочих правил
Практически в каждой отрасли наблюдается тенденция к повышению мобильности рабочей силы. Все большее и большее число людей предпочитают совмещать работу в офисе с работой на дому. Величина сэкономленных при этом средств может оказаться потрясающей – при этом без сколько-нибудь заметных потерь в качестве или производительности. Однако связанные с этим культурные изменения могут оказаться значительными, а сам процесс установления новых правил работы – сложным. Мобильность рабочей силы предъявляет дополнительные требования к безопасности системы, разработке новых правил получения разрешений и проверки подлинности пользователей. Равным образом обеспечение возможности удаленной работы и получения доступа к особо важной, а зачастую конфиденциальной, информации требует создания соответствующей инфраструктуры, которая в идеальном варианте могла бы работать с любым устройством независимо от того, где оно расположено и когда было подключено.
Значение международных организаций
Необходимо также учесть факт возникновения и значение международных организаций. Ярким примером является та роль, которую играет Европейская комиссия, объединяющая 25 европейских государств. Ее инструкции и поддержка распространяются на все уровни власти. Важными объектами деятельности региональных и муниципальных властей станут вовлечение граждан в жизнь общества, организация электронного здравоохранения (e-health) и создание электронных информационных ресурсов (e-content) – цели, предусмотренные стратегическим планом действий «Электронная Европа – 2010».
Роль корпорации Microsoft
Деятельность корпорации Microsoft соответствует общей цели объединения усилий для построения глобального и устойчивого информационного общества. Информационные технологии – это то ключевое средство, которое позволит людям, сообществам, регионам и государствам реализовать свой потенциал. Microsoft уверена в том, что частный сектор, обладая огромными инвестиционными возможностями и лидерскими стремлениями, играет важную роль в построении инфраструктуры информационного общества. Более того, Microsoft осознает важность сотрудничества на международном и региональном уровнях, а также ценность партнерских отношений государственного и частного сектора в ходе создания процветающих и устойчивых сообществ.
Корпорация Microsoft уверена, что цифровая интеграция – это не просто предоставление людям доступа к информации путем установки компьютеров в школах и сообществах или обеспечения возможности доступа в интернет. Это обучение студентов, преподавателей и всех тех, кому необходимы знания, работе с современными технологиями и информацией с целью создания и изменения собственного будущего. Разработав программы «Партнерство в образовании» и «Неограниченный потенциал», корпорация Microsoft стала надежным и долгосрочным партнером органов власти и общества в сфере обучения информационным и коммуникационным технологиям. В решении поставленных задач огромное значение придается партнерству на всех уровнях общества. Построение информационного общества для всех граждан планеты стало одной из самых привлекательных идей современности.
Microsoft предоставляет муниципальным и региональным органам власти значительные преимущества, имеющие большой потенциал, а также помогает обеспечить экономическое развитие на местном уровне:
- привлекает средства в регионы (например, на каждый доллар, затрачиваемый на продукты Microsoft, приходится восемь долларов на дополнительные услуги местных партнеров);
- создает в регионах рабочие места (для разработчиков, продавцов ее продуктов, поставщиков профессиональных услуг, интеграторов, поставщиков приложений, независимых поставщиков программного обеспечения);
- повышает международную конкуренцию, повышая профессиональный уровень людей.
Видение корпорации Microsoft помогает муниципальным и региональным органам власти найти решение самых насущных задач, давая им при этом возможность проводить взвешенные и постепенные изменения, обеспечивающие получение быстрой отдачи от вложенных средств. Целостный подход,
дополняющий предпринимаемые властью усилия и совмещающий их с открытыми отраслевыми стандартами, позволяет создать более эффективную и устойчивую информационно-коммуникационную инфраструктуру.
Какую бы область деятельности ни взять – государство всегда имеет возможность вести за собой собственным примером. Например, многие органы власти, определяя технические требования к системам, устанавливают параметры взаимодействия, а в качестве эталона связи между компьютерами используют такие открытые стандарты, как XML. Строгое соблюдение отраслевых стандартов становится обязательным требованием для многих систем, обслуживающих сферу государственного управления, а также для частных систем и систем сторонних производителей при подключении их к системам органов власти. В Microsoft такие открытые стандарты уже давно стали основой ее продуктов и технологий, а сама корпорация стала одной из первых компаний, предоставляющих решения на основе общих стандартов. Microsoft также принимала участие и в разработке многих таких стандартов, например XML.
В Декларации принципов (Declaration of Principles), принятой на встрече глав государств-членов ООН, которая состоялась в декабре 2003 года и была посвящена вопросам информационного общества, отмечается, что одной из основ информационного общества является стандартизация. Открытые стандарты (возможность простого установления соединения между любыми платформами, программным обеспечением, оборудованием и приложениями) являются обязательным условием развития, повсеместного использования и повышения доступности информационно-коммуникационных технологий – что особенно касается развивающихся стран. Чтобы найти решение как для традиционных проблем развития, так и для связанных с информацией проблем, которые встают перед новым обществом, частный сектор должен работать в более тесной связи с государственными структурами. В Декларации нового тысячелетия (Millennium Declaration), выдвинутой ООН, основной упор делается на партнерство с частным сектором с целью «обеспечения доступности для всех людей преимуществ новых технологий, особенно информационно-коммуникационных технологий».
Имея богатый опыт проведения изменений и создания новых технологий, корпорация Microsoft становится ценным партнером органов государственного управления. Региональные партнеры корпорации и местные компании помогут найти инновационные подходы к решению стоящих перед ними задач и обеспечат как оптимальное использование технологий, так и соответствующий уровень передачи знаний. Нацеленность корпорации Microsoft на партнерские отношения подразумевает изучение среды организации и стоящих перед ней задач, а также совместную деятельность по разработке конечных решений. Различные организации и сообщества во всем мире уже имели возможность оценить преимущества такой основанной на партнерстве структуры взаимоотношений, которая готова и дальше приносить выгоду для своих пользователей.
Расширение использования передового опыта и повышение окупаемости затрат – вот два основных направления эффективного использования информационных и коммуникационных технологий в целях увеличения производительности работы муниципальных и региональных органов власти и повышения качества оказываемых ими услуг. Сотрудничество же с местными партнерами и коммерческими организациями, а также соизмерение предоставляемых услуг с потребностями граждан способствует тому, что эти услуги поднимаются на новый, более качественный уровень.
Основные сценарии решений в области электронного правительства
Муниципальные и региональные органы власти сталкиваются с широким диапазоном задач: от повышения эффективности своей деятельности до совершенствования качества предоставляемых услуг. Как уже было сказано, эти задачи можно разделить на две группы:
- рост эффективности внутренних процессов и применение передового опыта в работе;
- высокое качество услуг для граждан с максимальным коэффициентом эффективности затрат.
Очевидно, что эти задачи тесно взаимосвязаны: роста эффективности внутренних процессов можно достичь, если рассматривать проблему с позиции граждан, а не с позиции функциональных потребностей различных подразделений органа власти.
Сценарий решения: эффективность и гибкость организации
Цели
Органы власти, осуществляя свою деятельность, должны решить дилемму, как одновременно снизить затраты и повысить качество услуг. Стремясь получить больший результат с меньшими затратами, многие государственные структуры изыскивают пути повышения эффективности своей работы путем оптимизации организации труда, повышения квалификации персонала и использования надежных технологий.
Муниципальные и региональные органы власти должны уметь быстро и эффективно налаживать свою работу применительно к новым задачам, юридическим обязанностям и изменяющимся приоритетам. Для этого требуются более совершенные и гибкие подходы. В основу новой системы должна быть заложена не столько долговечность, сколько способность к изменению, а ключевым требованием, предъявляемым к такой системе, является не только соответствие потребностям сегодняшнего дня, но и гибкость, достаточная для обеспечения роста и адаптации к новым условиям.
Задачи
Информационные технологии стали неотъемлемой частью деятельности органов власти. В то же время большая часть средств, выделяемых на информационные и коммуникационные технологии, уходит на администрирование и поддержку малофункциональных, устаревших и громоздких инфраструктур. На этом фоне многие организации намереваются снижать операционные издержки и время простоя компьютеров, оптимизировать использование технологий, работу ИТ-персонала и реализовывать стратегии, затрагивающие деятельность всего органа. Раньше каждая новая ИТ-система приобреталась для конкретной цели. Ее замена часто оказывалась дорогостоящей, но и при этом новая система нередко не удовлетворяла требованиям и возлагавшимся на нее ожиданиям.
Современные решения и стандарты в сфере информационно-коммуникационных технологий легко адаптируются к новым потребностям.
Задача органа государственной власти – выбрать из различных моделей и стандартов нужную архитектуру, которая обеспечит настоящую организационную гибкость, понятную структуру совокупной стоимости владения и привлекательную окупаемость инвестиций.
Подход корпорации Microsoft
Корпорация Microsoft и ее партнеры по оказанию услуг помогают организациям разработать и реализовать планы действий и осуществить развертывание ИТ-систем благодаря более эффективному использованию средств. Новые интернет-технологии и открытые технические стандарты решающим образом изменяют структуру управления информацией в органах власти, а переход на распределенные архитектуры означает возможность использования технологий для объединения и интеграции различных ранее установленных систем. Многие государственные структуры для достижения связности выполняемых ими операций используют такие открытые стандарты, как язык XML. Таким образом, основное внимание перемещается с управления и поддержки существующей инфраструктуры на разработку и запуск новых проектов, которые направлены на благо самого учреждения и граждан, которым оно служит.
Корпорация Microsoft в сотрудничестве с другими представителями ИТ-индустрии помогала формулировать и определять основные характеристики XML и веб-сервисов XML (небольшие интернет-приложения, способные осуществлять обмен информацией, независимо от языка программирования, местонахождения и типа устройства). Веб-сервисы составляют основу системы Microsoft Windows Server System и модели программирования .NET, которая используется многими государственными учреждениями для соединения систем, построенных на различных платформах. Благодаря применению этих современных технологий органы власти могут обмениваться данными и вести совместную работу – либо внутри самих организаций, либо друг с другом (в рамках местных, региональных и общегосударственных систем), либо с партнерами в частном и некоммерческом секторах.
Интеграция территориально разделенных подразделений власти с помощью веб-сервисов также приносит значительные технологические преимущества. Интегрированные системы позволяют использовать данные, собранные однажды, неограниченное количество раз. Другими словами, гражданам не придется несколько раз предоставлять одни и те же сведения. Это, например, касается определения прав каждого конкретного человека на получение различных пособий и льгот. Благодаря устранению необходимости повторного ввода данных происходит экономия средств, а также снижается объем необходимых согласований и проверок ресурсов.
Технология, способная поддерживать более высокую организационную гибкость, уже существует, хотя многие вопросы еще предстоит решить. Каждое государственное учреждение и каждая компания имеют свою историю, юридический статус, традиции, политику, необходимый набор навыков, технологию ведения дел, миссию, подходы и стратегию. Именно учет этих сторон вопроса, а равно и установка более гибких технологических конструкций, позволят преобразовать муниципальные и региональные органы власти и извлечь максимальную выгоду из таких изменений.
Повышение эффективности затрат на информационно-коммуникационные технологии является основным принципом, которым руководствуется корпорация Microsoft при разработке всех продуктов – от Office System 2003 до Windows Server 2003. Эти технологии укрепляют приверженность Microsoft снижению сложности ИКТ и затрат на них. В результате получается всеобъемлющая, интегрированная и полностью совместимая инфраструктура серверов и настольных систем, которая позволяет организациям строить, развертывать, подключать гибкие бизнес-решения и управлять ими.
Сервер Windows Server 2003, например, способен обеспечивать высокие уровни надежности, масштабируемости и управляемости. Он предоставляет организациям возможность на порядок снизить издержки и сократить время окупаемости инвестиций. Практические результаты показывают, что развертывание сервера Windows Server 2003 позволило потребителям увеличить на 30% эффективность затрат на серверную инфраструктуру по сравнению с Windows NT 4.0.
ИКТ-инфраструктура, основанная на открытых стандартах и интегрированных продуктах, позволяет повысить надежность работы инструментов и технологий, обеспечивающих проведение операций муниципальных и региональных органов власти (рис. 1), а не просто становится еще одним автономным источником дополнительных затрат. Интеграция ИКТ-систем, начиная от настольного компьютера и мобильного устройства и заканчивая серверами, а также между различными уровнями управления способствует кардинальному сокращению числа необходимых операций. Сбор и обработка информации, таким образом, может происходить в электронном виде и более рационально – чего не могли обеспечить системы прошлого, основанные на бумажном документообороте и требовавшие значительно больших трудозатрат.
Партнеры корпорации Microsoft имеют собственные экспертные подходы к задачам, связанным с совершенствованием процессов, а также с техническими моделями, помогающими их поддерживать.
Рис. 1. Рациональное использование интегрированной технологии на основе открытых стандартов
Сценарий решения: оптимизация издержек при закупках
Цели
Переход к электронным закупкам в частном секторе сразу привел к экономии. Так, внедрение электронной системы закупок товаров и услуг в самой корпорации Microsoft обеспечило снижение средних затрат по одному заказу с 60 до 5 долларов. Простая экстраполяция этих цифр на регион или муниципальное образование показывает масштабы возможной экономии, повышения эффективности затрат и прозрачности процессов закупок, а также возможности перенаправления ограниченных ресурсов, сэкономленных на операционных издержках, в сектор услуг, где им будет обеспечена более высокая отдача.
Задачи
Получение максимальной отдачи от внедрения системы электронных закупок требует от муниципальных и региональных органов власти консолидации и рационализации самых разных процессов. Проще говоря, автоматизированные средства помогут обеспечить соблюдение порядка и правил проведения государственных закупок и получение максимальной отдачи от потраченных средств. Кроме того, некоторые этапы проведения закупок могут потребовать много времени и больших расходов. Электронные закупки обеспечат ускорение процесса закупок без потери его качества, возможности учета и эффективности затрат.
Подход корпорации Microsoft
Именно в сфере государственных закупок многие государственные органы стремятся продемонстрировать открытость и прозрачность. Электронные закупки предоставляют возможность точного электронного учета и отслеживания операций, проведенных государственным учреждением. Всесторонне проработанная система электронных закупок способствует также и прозрачности коммерческих организаций, поскольку все результаты конкурса, не являющиеся конфиденциальной информацией, становятся достоянием общественности: сюда относится информация об участниках, их предложениях и о победителе конкурса. Доступны также и сведения о прошлых приобретениях государственного учреждения и заключенных им контрактах.
Система электронных закупок товаров и услуг позволяет обеспечить равные возможности участия в конкурсе для всех компаний. Повышается качество конкурсной информации, относящейся непосредственно к закупкам, указываются контактные данные для будущих участников конкурса, а также ответственный за проведение конкурса. Размещение объявлений о конкурсах и подача заявок в электронном виде сокращают общее время поставок и снижают административное бремя и затраты. Все это улучшает условия участия в конкурсах для частных компаний и повышает интерес бизнеса к рынку государственных закупок. Особое значение это имеет для малого и среднего бизнеса, составляющего основу местной и региональной экономики.
Корпорация Microsoft помогает разрабатывать программы, которые обеспечат муниципальным и региональным органам власти высокую отдачу в сфере государственных закупок и использования современных технологий. Корпорация Microsoft в своих технологиях и продуктах поддерживает открытые стандарты и приветствует рациональное многократное использование решений, что стало возможным благодаря инициативе Solution Sharing Network (SSN) – «Среда совместного использования приложений». Эта инициатива положена в основу решений на платформе Microsoft, предназначенных для обмена информацией между органами власти, партнерами, учреждениями системы образования и разработчиками.
В рамках данной инициативы создано решение Solution Sharing Network (SSN), которое является:
- веб-платформой, предоставляющей доступ к данным и решениям;
- средой для проведения совместной работы – она упрощает процесс обмена информацией, проведения изменений и оптимизации решений для органов власти;
- набором механизмов поиска, оценки и каталогизации решений и проектов;
- открытым для партнеров пространством, где можно разместить и продемонстрировать свои решения и возможности.
Муниципальные и региональные органы власти получают следующие преимущества:
- расширение возможностей общего доступа;
- увеличение скорости передачи знаний – можно узнать, какие решения уже продемонстрировали более высокую скорость, и быстро пройти процесс обучения всему, что касается новых проектов;
- увеличение скорости реализации решений – пользователи могут совместно использовать решения на платформе Microsoft, что позволяет повысить эффективность затрат и ускорить отдачу;
- возможность многократного использования – исчезает необходимость в разработке очередного нового решения. Можно воспользоваться готовыми результатами, сэкономив на этом время и деньги, а также избежав рисков.
Что касается конкретных данных, программа предоставляет широкий набор приложений, архитектур, информационных документов, исследований, планов и справочной информации для совместного использования в государственных учреждениях. Сотрудники и партнеры могут использовать все материалы и объекты интеллектуальной собственности без дополнительной платы. Это еще один пример того, как сотрудничество с корпорацией Microsoft может повысить отдачу и снизить затраты. В свою очередь, муниципальные и региональные органы власти могут сконцентрироваться на оптимизации использования ограниченных ресурсов непосредственно для предоставления услуг и не задумываться о сложной и дорогостоящей процедуре интеграции нескольких решений от различных поставщиков.
Сценарий решения: защита информации
Цели
Муниципальные и региональные органы власти, аналогично любым другим организациям, должны защищать конфиденциальность, целостность и доступность своих информационных систем. Для этого должны использоваться передовые подходы, обеспечивающие соблюдение требований закона. Государство должно показать гражданам, что для защиты данных используются наиболее совершенные решения, и проявить полное понимание обеспокоенности людей защищенностью данных и конфиденциальностью личных сведений.
Задачи
Стремясь повысить качество предоставляемых услуг, расширить отчетность и предоставлять дополнительные услуги, муниципальные и региональные органы власти все больше повышают уровень автоматизации систем и предоставляют гражданам и деловым партнерам доступ к ним через интернет. Кроме того, одним из ключевых элементов программы «Электронная Европа – 2005» (eEurope Action Plan 2005) и развития услуг электронного правительства является распространение в государственных учреждениях информационных и коммуникационных технологий.
Электронные системы органов власти и содержащиеся в них данные потенциально подвержены таким высоким рискам, как срыв предоставления услуг, незаконное раскрытие или изменение информации и мошенничество. Источниками этих рисков могут быть атаки на компьютерные системы, приводящие к отказу в обслуживании (Denial of Service, DOS), уязвимые места в приложениях и компьютерных системах, социальная инженерия и даже принуждение и подкуп сотрудников. Граждане имеют все основания ожидать, что муниципальная и региональная власть защитит их личные сведения.
Еще один источник опасности – кража идентификационных сведений. В настоящее время это явление принимает во всем мире характер эпидемии и уже обходится финансовому сектору в миллиарды долларов ежегодно. Современные преступники весьма искушены и хорошо информированы. Им известно, как работают системы, поэтому кражу идентификационных сведений или вход в систему под чужим именем очень трудно выявить, проконтролировать и предотвратить. Государство должно обеспечить соблюдение самых высоких стандартов безопасности при предоставлении услуг по интернету и сделать все возможное, чтобы защититься от таких преступлений в киберпространстве.
Подход корпорации Microsoft
Корпорация Microsoft давно ассоциируется с системами для органов власти всех уровней, в том числе с такими, которые образуют государственные информационные инфраструктуры особой важности. Microsoft также имеет обширный опыт и возможности для обеспечения защиты данных и решения вопросов, связанных с безопасностью. В июне 2003 года журнал «Computerworld» назвал корпорацию Microsoft одним из десяти лидеров в сфере безопасности среди компаний-участников списка Fortune 100, которые были охарактеризованы журналом как «компании, предпринявшие самые значительные меры, свидетельствующие об их долгосрочной и стратегической приверженности обеспечению конфиденциальности личных сведений».
Многие государственные учреждения определили общие подходы и планы в области безопасности, дабы обеспечить собственные потребности в защите данных. Примером этого является офис уполномоченного по электронным службам (The Office of the e-Envoy, OeE) в Великобритании, для которого были разработаны:
- схема регистрации и проверки подлинности, включающая службы, необходимые для обеспечения надежной и однозначной идентификации всех пользователей и предоставления доступа только в пределах предоставленных им прав. Защита всех систем основывается на возможности идентификации, проверки подлинности и предоставления прав клиентам и всем остальным пользователям на доступ к системе;
- схема служб доверия, включающая службы безопасности, необходимые для обеспечения корректного отслеживания операций и отчета о них перед клиентами, подлинность которых установлена, или другими пользователями и невозможности ее отмены задним числом;
- схема конфиденциальности, включающая службы безопасности, необходимые для обеспечения надежности хранения данных и их недоступности для лиц и процессов, не имеющих право доступа к ним;
- схема бизнес-процессов, включающая службы, необходимые для обеспечения безопасности и надежности проектирования, разработки, настройки приложений служб электронного правительства, безопасности и надежности работы с ними, а также должной защиты содержащихся в них сведений. Сюда относятся службы ликвидации последствий стихийных бедствий, а также коммерческие службы;
- схема защиты сети, включающая службы безопасности, необходимые для обеспечения должной защиты оборудования, данных и другого содержимого служб электронного правительства от нападений или электронных атак злоумышленников;
- структура гарантий, рекомендующая средства защиты, которым можно доверять обеспечение безопасности.
Корпорация Microsoft привержена политике повышения защищенности своих продуктов, поэтому она постоянно применяет инновации и инвестирует в новые технологии. Например, новые приобретения корпорации обеспечат наличие в следующих версиях операционной системы Windows функций антивирусной защиты и возможностей блокирования работы. Совместно со своими партнерами в области программного обеспечения и оборудования Microsoft работает над повышением общего уровня защиты платформ для персональных компьютеров. Она уже разрабатывает безопасную платформу следующего поколения Next Generation Secure Computing Base (NGSCB), которая обеспечит выполнение новых требований в области безопасности, установленных группой Trusted Computing Group (TCG), и которая будет реализована в новой архитектуре компьютеров.
Корпорация Microsoft уже давно является первопроходцем в области безопасности. Например, несколько поколений операционной системы Windows поддерживают вход в систему с помощью смарт-карт и других устройств, способных нести и использовать цифровые сертификаты. С помощью смарт-карт сотрудники Microsoft могут подключиться к своей корпоративной сети из любой точки мира. В продуктах корпорации реализованы отраслевые стандарты и лучшие разработки в области безопасности. Кроме того, совместно с такими организациями, как WS-I и OASIS, Microsoft работает над распространением защиты на новые области веб-технологий.
Проект Trustbridge, реализуемый Microsoft, помогает внедрить технологии на основе открытых стандартов, которые позволяют пользователям, зарегистрировавшись в системе всего один раз, воспользоваться несколькими веб-сервисами и свободно путешествовать по различным веб-узлам. Органы власти Великобритании, Румынии и Чешской Республики развернули системы, в которых открытые стандарты используются для проведения единой авторизации для получения гражданами услуг по интернету.
Многие муниципальные и региональные органы власти требуют использования признанных стандартов безопасности при разработке систем электронных закупок. Один из таких стандартов – это Common Criteria (CC), принятый во всем мире и устанавливающий критерии оценки безопасности продуктов и услуг в сфере информационных и коммуникационных технологий. При прохождении сертификации на соответствие стандарту Common Criteria, которую осуществляет аккредитованная независимая лаборатория, программный продукт подвергается строгим тестам и проверкам, результаты которых документируются.
В 2002 году Европейский союз призвал входящие в него страны пропагандировать стандарт Common Criteria и использовать соответствующие ему продукты. В настоящее время корпорация Microsoft обеспечивает соответствие своих основных серверных продуктов различным уровням стандарта Common Criteria – например, Windows 2000 сертифицирован на уровне Evaluation Assurance Level (EAL) EAL4+, а ISA Server получил оценку EAL2. Корпорация Microsoft намерена также провести сертификацию Windows и других продуктов системы Windows Server System на соответствие стандарту Common Criteria2 .
Не менее важное значение имеет само качество работы на компьютере. Корпорация Microsoft переняла и усовершенствовала всемирно признанную работу Министерства коммерции Великобритании и его Библиотеки ИТ-инфраструктуры (IT Infrastructure Library). Использование платформы Microsoft Operations Framework, основанной на этой библиотеке, обеспечивает наилучшие условия работы на компьютере.
Сценарий решения: забота о благе граждан/клиентов
Цели
Муниципальные и региональные органы власти сталкиваются с необходимостью решения таких сложных задач, как, например, забота о детях в различных учебных и социальных учреждениях или забота о престарелых в домах для пенсионеров, приютах и на дому. Решение подобных задач может осуществляться в сотрудничестве с правоохранительными органами, социальными службами и учреждениями системы образования, что гарантирует единый подход к проблемам незащищенных членов общества и групп риска (например, детей и престарелых граждан). В этом случае люди не подвергаются опасности оказаться в неопределенном положении, последствия которого могут быть весьма плачевными.
В рамках подобных инициатив с помощью рационального применения современных технологий осуществляется обмен информацией между различными учреждениями для целевого распределения ресурсов и эффективного реагирования на проблемы общества. Муниципальными и региональными властями в этом случае двигает желание обеспечить эффективность использования ресурсов и максимально высокое качество услуг.
Задачи
Многие системы и департаменты, непосредственно работающие с гражданами, никак не связаны друг с другом. Между ними нет свободного обмена информацией, и потому интересы людей могут либо вообще не учитываться, либо учитываться не в полном объеме. Часто в результате этого неправильно определяются пути решения проблем, а в худшем случае часть людей может просто оказаться «за бортом». Это не только подвергает риску их жизни, но также является неэффективным и дорогостоящим способом распоряжения ограниченными ресурсами.
Подход корпорации Microsoft
Муниципальные и региональные органы власти стремятся внедрять информационные технологии, чтобы повысить качество своей работы. Для этого необходимо развертывать решения, которые позволяли бы осуществлять обмен информацией с местными жителями, представителями бизнеса, а также между самими государственными организациями. По этой причине предпочтение часто отдается решениям корпорации Microsoft для государственного сектора, позволяющим объединить разрозненные информационные хранилища, с которыми приходится работать органам власти всех уровней.
Отчасти причиной использования современных технологий для оказания услуг является стремление упростить процесс общения людей с властью. Требовалось, чтобы запросы граждан обрабатывались в несколько раз быстрее, а платежи учитывались вовремя. Было очевидно, что это приведет к огромной экономии средств, времени, увеличит производительность труда и повысит качество услуг. Вследствие этого появится возможность более рационально распределять ограниченные ресурсы – как человеческие, так и финансовые.
Продуктивное сотрудничество государства с частным сектором будет играть важную роль в реализации таких задач, как создание интернет-порталов, разработка основных управленческих приложений, решений в области управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), систем электронного управления производством и систем документооборота. Практика партнерства и привлечения специалистов для проведения разработки и поддержки решений в области информационных и коммуникационных технологий может привести к значительной экономии средств.
Надежная CRM-система должна способствовать оказанию услуг, отвечающих интересам граждан, и охватывать следующие области:
- делопроизводство – управление запросами на получение услуг, в том числе созданием и назначением этих запросов, на всем протяжении цикла: от первого обращения до разрешения вопроса; управление коммуникационными средствами и другими видами деятельности;
- запросы на получение услуг – автоматическое связывание входящих запросов с соответствующим делом;
- управление очередями – отправка дел в область ожидания, т.е. в очередь, где отдельные граждане и группы пользователей с соответствующими правами могут легко получить к ним доступ;
- маршрутизация и управление документооборотом – автоматическое направление запросов о получении услуг соответствующему представителю или группам для их решения, направления вышестоящим сотрудникам или переподчинения;
- база знаний с возможностью поиска – быстрое разрешение общих вопросов поддержки с помощью базы знаний с возможностью поиска, содержащей соответствующие статьи. Встроенные процессы рецензий помогут гарантировать полноту и правильность информации, а также ее маркировку для целей поиска;
- управление контрактами – создание и обслуживание контрактов на услуги с целью обеспечения точности выставления счетов за вспомогательные услуги. После разрешения вспомогательного вопроса информация о соответствующем контракте обновляется автоматически;
- управление электронной почтой (включая функцию автоответчика) – аккуратное ведение учета общения с потребителями с автоматическим отслеживанием их электронных сообщений. Создание и отправка сообщений автоответчика на запросы потребителей;
- каталог продуктов – работа с полнофункциональным каталогом продуктов, включающим поддержку сложных уровней ценообразования, различных единиц измерения, скидок и различных вариантов ценообразования;
- отчеты – использование всесторонних средств отчетности для облегчения выявления общих вопросов, оценки нужд потребителей, отслеживания процессов обслуживания и измерения результатов оказания услуг;
- интеграция с финансовыми системами – распределение основных данных по счетам, контрактам, каталогам продуктов, заказам и прейскурантам, которые легко интегрируются с системами финансового менеджмента.
Гарет Хьюз (Gareth Hughes), исполнительный директор Европейской региональной ассоциации развития информационного общества (European Regional Information Society Association – ERIS@, www.erisa.be), говорит: «В настоящее время электронное правительство по сути означает дополнительные затраты и еще один объект управления. Причина этого в том, что региональным и муниципальным властям все еще приходится управлять традиционными каналами взаимодействия с гражданами. Но аналогично тому, как частному сектору в прошлом десятилетии пришлось модернизировать свою деятельность путем привлечения современных технологий, государственному сектору сегодня предстоит сделать то же самое». Внедрение информационных и коммуникационных технологий в деятельность региональных и муниципальных органов власти может иметь долгосрочную отдачу в виде улучшения качества услуг, предоставляемых гражданам, и повышения эффективности затрат. А если речь идет о самых незащищенных членах нашего общества, то вопрос уже не в том, что «было бы неплохо, если бы было так» – это вопрос первоочередной необходимости.
Сценарий решения: повышение общественной безопасности
Цели
Содействовать обеспечению максимально высокого уровня общественной безопасности – моральный и юридический долг муниципальных и региональных органов власти. Реализуется эта обязанность как через традиционные функции охраны правопорядка, так и путем реагирования на чрезвычайные ситуации антропогенного или природного характера и террористические акты. Для обеспечения эффективности как ежедневной деятельности, так и работы в исключительных обстоятельствах необходимы надежные, безопасные, гибкие и продуктивные системы.
Задачи
Муниципальная или региональная правоохранительная система может состоять из полицейских подразделений, юристов, судов, органов, осуществляющих наблюдение за условно осужденными, а также других учреждений, в том числе общегосударственного уровня – например, таможни или налоговой инспекции. Кроме того, важную роль в осуществлении правосудия играют многие государственные департаменты, социальные учреждения, учреждения системы здравоохранения и общественные организации, а также такие международные организации, как Интерпол. Каждая из этих организаций собирает и хранит сведения об одних и тех же судебных делах: от начала расследования и до ареста, обвинения, судебного разбирательства, вынесения приговора, заключения под стражу, условного наказания или наложения штрафа. Таким образом, каждое учреждение, участвующее в деле, зависит от информации, предоставленной другими учреждениями.
Отсутствие возможности обмена данными по электронным каналам приводит к избыточной бумажной волоките и дублированию данных, а также избыточному административному бремени. Очень важно, чтобы сотрудники могли получать доступ ко всей необходимой информации, находящейся за пределами их учреждения, иначе под угрозу ставится и безопасность общества, и безопасность должностных лиц.
Для решения этих проблем многие органы власти используют интегрированный подход, при котором вся доступная информация предоставляется для поддержки всей сети участвующих в деле учреждений. Добиться этого непросто, учитывая количество организаций и сложность юридических процедур.
Подход корпорации Microsoft
Проблему раздробленности систем правосудия нельзя решить просто и быстро. Должны быть разрешены многие нетехнические вопросы в таких сферах, как анализ процедур, управление проектами, качество информации и общие стандарты, и, кроме того, должны быть пересмотрены юридические процессы.
И все же новые технологии, и в частности такие открытые интернет-стандарты, как XML, могут собрать разделенные информационные системы воедино. XML позволяет учреждениям передавать информацию и обмениваться друг с другом данными, используя существующие системы. Кроме того, этот язык предоставляет организациям возможность внедрять наиболее подходящие технологии и интегрировать их в самые разные несвязанные системы и платформы – как внутри, так и вне организации. Имея хорошо определенные XML-интерфейсы, учреждения уголовного правосудия, например, могут подключаться к любым системам, независимо от того, какие технологии в них используются, и работать с данными, полученными из самых разных источников.
Платформа Microsoft .NET Framework основана на поддержке языка XML и веб-сервисов XML. Она позволяет создавать небольшие приложения и объединять их как друг с другом, так и с другими, более крупными, приложениями через интернет. Так, например, специальный веб-сервис может собирать сведения из различных баз данных, содержащих судебную информацию, что может помочь в полицейском расследовании. Или существующее управляющее приложение может с помощью веб-сервиса вызывать систему распознавания лица, интегрированную с библиотекой цифровых фотографий. Такие возможности могут оказаться очень полезными для полицейского, который должен срочно проверить личность подозреваемого.
Качественная информация – это источник общественной безопасности в век, когда цивилизация сталкивается со многими угрозами: от наводнений и других природных катаклизмов до террористических актов. Информация должна круглые сутки оставаться доступной для постоянно перемещающихся сотрудников органов власти – например, для дежурящих ночью сотрудников органов правопорядка. Эффективность их деятельности в большой степени зависит от возможности сбора информации и получения доступа к точным, поминутным сведениям. Необходимо иметь возможность быстрой и простой связи с местным отделением и другими сотрудниками. Полицейские традиционно общаются по рации и ведут записи с помощью ручки и бумаги. Но сегодня все большее число полицейских носят с собой карманные компьютеры, в которых они хранят данные и куда записывают сведения. С помощью этих компьютеров они также передают и получают информацию из центральной базы данных, используя веб-сервисы XML.
На постоянные поездки в участок тоже уходит много времени – а ведь его лучше было бы провести на улицах города, охраняя спокойствие граждан. Мобильные средства связи позволяют сотрудникам полиции получать быстрый и легкий доступ к информации во время патрулирования. Если, например, замечен подозрительный автомобиль, полицейский может получить сведения о его владельце с помощью своего карманного компьютера. Можно также узнать, не было ли заявлено об угоне этого автомобиля, и проверить, не разыскивается ли его владелец. Имея доступ к информации в режиме реального времени, полицейский будет осведомлен о потенциальной опасности и сможет принимать более взвешенные решения о действиях в конкретной ситуации, что повысит и общественную безопасность, и безопасность сотрудников полиции. Такие способы использования технологий позволяют повысить уровень предоставляемых услуг и качество защиты граждан.
Мобильные устройства – это лишь внешняя сторона процесса оказания услуг и получения сведений. Стоящая за этим процессом инфраструктура состоит из огромного числа интегрированных взаимозависимых продуктов и технологий. Для каждого звена этой цепочки у корпорации Microsoft есть решение, а открытые стандарты веб-сервисов XML обеспечивают возможность безопасной отправки данных на нужное устройство. Решения Microsoft и система .NET Framework, наряду с основанными на общих стандартах продуктах независимых поставщиков, обеспечивают быстрые и простые способы предоставления информации в руки тех, кто обеспечивает и поддерживает безопасность нашего общества. В результате достигается более эффективная система обеспечения правопорядка, а также происходит снижение рисков, с которыми сталкиваются сотрудники полиции и должностные лица, от работы которых зависят все граждане.
Корпорация Microsoft полагает, что ИТ-компании могут сыграть активную роль и в других аспектах безопасности – например, в защите детей. В декабре 2003 года корпорация Microsoft совместно с Международным центром защиты детей от эксплуатации и похищений (ICMEC) начала реализацию международной программы по борьбе с компьютеризированными преступлениями против детей. Программа Microsoft по безопасности детей в киберпространстве (Children’s CyberSafety Council) была принята в 2003 году. Основные задачи данной программы:
- повышение межгрупповой осведомленности о проблемах деятельности правоохранительных органов в области онлайновой эксплуатации детей;
- содействие производителям в разработке продуктов и средств, отвечающим принципам корпорации Microsoft по повышению безопасности и защите детей во время их нахождения во Всемирной сети;
- координация сотрудничества корпорации Microsoft с другими учреждениями, работающими в этой области.
Безопасность детей – постоянная забота интернет-сообщества, поэтому корпорация Microsoft работает вместе с правоохранительными органами, общественными организациями и ИТ-компаниями над повышением безопасности детей. Интерпол и Международный центр защиты детей от эксплуатации и похищений (ICMEC) играют важнейшую роль в действиях по совершенствованию законодательства, расширению знаний и ресурсов, защите жертв, преследованию преступников, действия которых направлены против детей, и содействию правоохранительным органам в расследованиях. Еще один проект, в котором активно участвует корпорация Microsoft, – это система связи и отслеживания дел, связанных с эксплуатацией детей (Child Exploitation Linkage and Tracking System – CELTS). В настоящее время эта система разрабатывается для нужд полиции, и предполагается, что она позволит, в том числе, извлекать данные из конфискованных компьютеров и загружать их в систему CELTS для анализа.
Корпорация Microsoft признает свою обязанность сотрудничать с правоохранительными органами по вопросам онлайновой безопасности. Отдельная организация не может обеспечить безопасность киберпространства и отвечать за нее. Контроль виртуального пространства требует совместной работы ИТ-компаний и правоохранительных органов. Интернет-сообщество нуждается в большем количестве подобных совместных мероприятий, поэтому корпорация Microsoft участвует в серии обучающих программ для представителей правоохранительных органов всего мира.
Сценарий решения: онлайновое предоставление услуг
Цели
Все большее число услуг муниципальные и региональные органы власти предоставляют через интернет и другие каналы: интерактивное цифровое телевидение, центры телефонного обслуживания и общедоступные интернет-киоски. Онлайновое предоставление услуг является важным элементом политики оказания услуг с учетом интересов граждан – люди сами могут на свое усмотрение выбирать время и канал получения таких услуг.
Задачи
Граждане ждут от государства повышения качества и уровня услуг, и органы власти всех уровней стремятся оправдать эти ожидания. Происходящие в восприятии людей изменения являются следствием того, что государство начинает брать пример с частного бизнеса – предлагать то, что хочет общество, и делать это более эффективно. Чтобы оправдать ожидания граждан и предоставлять комплексные услуги через любой канал по их собственному выбору, муниципальные, региональные и федеральные органы власти должны иметь возможность безопасно обмениваться информацией. Совершенствование услуг и выполнение политики повышения информированности и более обоснованного принятия решений требует роста качества интеграции между информационными и профессиональными подразделениями государственных учреждений. Без такого связующего звена как внутри отдельных государственных структур, так и в рамках всего государственного сектора эффективность онлайновых служб для пользователей будет низкой.
Обеспечение возможности совместной работы и обмена информацией (как внутреннего, так и внешнего) для подразделений муниципальной или региональной власти (и других уровней управления, например правительства страны) представляет собой крайне сложную задачу, особенно учитывая современные способы обработки информации. Преимущества перехода на систему, в которой информация хранится в цифровом виде и организована в соответствии с установленными региональной или муниципальной властью правилами, могут быть огромными.
Подход корпорации Microsoft
Корпорация Microsoft разработала подход к совершенствованию каналов доступа граждан к услугам, который может способствовать и развитию внутренних систем. Решение состоит в создании инфраструктуры интеграционного программного обеспечения промежуточного слоя, что позволит удовлетворять самые разнообразные потребности. Такими компонентами могут быть следующие приложения:
- гарантирующие безопасность операций;
- производящие проверку подлинности и авторизацию (если этого требуют условия предоставления услуг);
- устанавливающие общие правила (например, расчета пособий);
- широкий набор других приложений, обеспечивающих работу каналов доступа граждан к услугам (порталов регионального правительства, порталов независимых сторон, центров телефонного обслуживания, интернет-киосков и т.д.).
Граждане по своему усмотрению могут обращаться по любому каналу, при этом архитектура и схема обработки информации будут всегда одними и теми же независимо от выбранного канала. Такая модель предоставляет возможность рационального многократного использования общих компонентов, помогаетснизить затраты, а также обеспечивает согласованность работы, независимо от выбранного канала доступа. Подобная техническая архитектура не допускает повторения нескольких разрозненных электронных подразделений, что может происходить при предоставлении услуг через интернет, и позволяет рациональным образом использовать ограниченные ресурсы муниципальных и региональных органов власти.
Рис. 2. Предоставление целостных онлайновых услуг
На представленном выше рисунке 2 эта модель представлена в упрощенном виде. Для получения услуг граждане используют портал социального обеспечения. Между этим порталом и внутренними не связанными между собой системами существуют приложения промежуточного слоя (middleware). На рисунке изображены ключевые приложения, которые обеспечивают:
- идентификацию пользователей (компонент «Управление идентификацией»);
- надежность, безопасность и целостность данных, предоставленных пользователем (компонент «Операции»);
- определение прав на получение конкретной социальной помощи из широкого набора инструментов социального обеспечения (компонент «Правила»);
- подтверждение наличия услуг и соблюдения всех требований системы (компонент «Справочная поддержка и система управления информацией»).
В рамках этой модели существующие внутренние информационные системы муниципальных и региональных органов власти задействуются в процессе предоставления гражданам обновленных, комплексных услуг через интернет.
Сценарий решения: электронная демократия
Цели
По всему миру муниципальные и региональные органы власти внедряют новые технологии, которые способствуют реализации таких благих целей современного управления, как открытость, прозрачность, подотчетность, вовлечение граждан в процессы управления и демократия. Сведения о распределении бюджетных средств и о расходах, данные о производительности труда, судебные процедуры, а также другие официальные документы, созданные государственными структурами и хранящиеся у них, теперь доступны обществу через интернет. Современные технологии также помогают государственным учреждениям делать публичные сообщения и отслеживать различные процедуры, например, подачу заявок на получение лицензий.
С помощью современных технологических решений люди могут направлять свои предложения и жалобы. Граждане и коммерческие организации имеют больше возможностей для обращения по поводу введения необоснованных правил и процедур. А наличие данных о таких обращениях позволяет выявлять ошибки и нарушения. Информационные потоки, проходящие через интернет, приближают власть к гражданам. При этом процессы управления становятся менее формальными и более ориентированными на диалог, чем при традиционных способах взаимодействия.
В свою очередь с помощью средств электронного участия (e-participation) люди могут активнее участвовать в местном самоуправлении. Они имеют возможность лучше понять реализуемые задачи и установки, их вклад в эти процессы будет полнее, и они смогут оказывать влияние на направление и характер развития условий жизни.
Задачи
На сегодняшний день многие люди уверены, что существующие модели государственного управления еще не могут обеспечить открытость и доступ к информации. Объясняется это тем, что прозрачность процессов, сбор данных, управление информацией и системы учета обычно основаны на бумажном документообороте и поделены на не связанные между собой структуры. Руководство может легко оказаться вне зоны доступа граждан. Современный избиратель желает активнее участвовать в деятельности своих представителей и ожидает, что современные технологии помогут ему это осуществить.
Подход корпорации Microsoft
Участие граждан в управлении – фундаментальный принцип хорошего руководства. Это относится не только к электронному голосованию, но и к регистрации избирателей, консультациям с гражданами, проведению опросов общественного мнения и обеспечению взаимодействия между избранными представителями и их избирателями. Электронная демократия может также способствовать обеспечению всеобщего доступа к современным технологиям и развитию ИТ-навыков, объединению законодательных органов и участию граждан в законотворческом процессе.
Людям хотелось бы, чтобы их точка зрения была представлена в органах власти, а задаваемые ими вопросы – разрешены избранными представителями. Хотя сегодня доступно большее количество информации и больше способов коммуникации, чем когда бы то ни было, они все еще чувствуют, что их не слышат. Интернет отличается от традиционных каналов связи тем, что он позволяет вести двусторонний диалог и предоставляет возможность немедленного реагирования на запросы граждан. Эту его уникальную особенность можно использовать, чтобы помочь людям быстрее и полнее выражать свои взгляды. Органы власти могут более оперативно реагировать на рекомендации и заявления граждан и соблюдать в своей работе принцип прозрачности.
Новые подходы (например, электронное голосование, трансляция совещаний местного правительства в прямом эфире через интернет, неофициальное изучение общественного мнения через электронные опросы, доступ к вопросам, обсуждаемым муниципальной и региональной властью, электронная почта и виртуальные площадки для обсуждений) способствуют развитию процесса участия граждан в управлении и их взаимодействия со своими представителями.
Сценарий решения: образование
Цели
Основная цель – улучшение результатов учащихся в получении образования, содействие фундаментальному повышению качества и эффективности образовательного процесса для каждого учащегося, повышение стандартов достижений.
Такие организации, как Мировой банк, сегодня в большей степени нацелены на оказание государствам помощи в построении целостных образовательных систем. Действительно, показывая другим пример, Мировой банк помогает различным странам реализовывать и развивать программы электронного обучения. Активно побуждая государственные организации к интенсивному внедрению технологии широкополосного доступа в образовательной сфере, Мировой банк настойчиво и энергично распространяет информационные и коммуникационные технологии в школах, чтобы разнообразить учебный процесс и активизировать межкультурное взаимодействие между регионами. По сведениям World Bank Group, кредитование сферы образования достигло почти рекордной величины в 2,3 млрд. долларов США (1,9 млрд. евро) за 2002–2003 финансовый год.
Задачи
Руководители системы образования глубоко заинтересованы в поиске путей внедрения радикальных изменений в процесс оказания образовательных услуг, поскольку именно этого требуют сегодняшние проблемы: высокая нагрузка на учителей, нехватка кадров и недостаточность финансирования. Три самые приоритетные задачи в области электронного правительства, которые должны решить чиновники муниципальной, региональной и государственной власти, таковы:
- удовлетворение спроса на средства управления документами и контентом, необходимые для организации электронных курсов;
- конфиденциальность личных сведений и безопасность учащихся школьного возраста;
- организация системы внешкольного обучения.
Второй уровень основных задач для тех, кто определяет стратегию развития общества, достаточно многогранен и охватывает такие вопросы, как воспитание граждан и развитие культурного многообразия, внедрение педагогических стандартов и стандартов оценки, которые в последнее время определяются в регионах, преодоление информационного неравенства и освоение информационных и коммуникационных технологий.
Подход корпорации Microsoft
Корпорация Microsoft разделяет подход, который заключается в тесном объединении образовательного сообщества, которое будет совместно работать над внесением устойчивых изменений в образовательный процесс. Такой подход отражает стремление многих руководителей активно использовать информационные ресурсы, средства связи и электронные службы в обучении, изучении и общем совершенствовании образовательного процесса.
Помня об этом, корпорация Microsoft разработала технологию Learning Gateway, которая представляет собой платформу электронного обучения и решение в области образования для муниципальных, региональных и национальных органов власти, которое упрощает связь и сотрудничество между учащимися, преподавателями и родителями. В рамках Learning Gateway будет работать безопасный портал – основа для объединения решений в области электронного обучения в единую полностью управляемую среду. Кроме того, это основной компонент подхода «объединенное образование» («connected learning»).
Технология Learning Gateway объединяет в себе множество служб – здесь можно найти все, что нужно. Она основана на целом спектре продуктов, соответствующих целям образования, в том числе на сервере Microsoft Office SharePoint Portal Server 2003 и сервере Microsoft Class Server. Кроме того, активно используется архитектура .NET, что позволяет тем, кто определяет развитие образовательного бизнеса, выбрать собственную скорость построения и реализации решений в области образования.
Реализация подхода объединенных школьных сообществ в рамках решения Learning Gateway корпорации Microsoft основывается на взаимных усилиях партнеров в области образования. Корпорация Microsoft и компания HP, объединив усилия, внедряют образовательные решения на основе информационных и коммуникационных технологий, спрос на которые становится все больше. Сила этого партнерства заключается в объединении обширного опыта двух участников рынка образовательных услуг для упрощения и ускорения процесса распространения информационных и коммуникационных технологий в учебных заведениях.
Проблемы, с которыми сталкиваются муниципальные и региональные органы власти при реализации системы электронного правительства, по большей части связаны с развертыванием программ электронного обучения и с эффективным и рациональным доведением проектов до этапа получения отдачи от их реализации. Многие страны до сих пор не имеют четкого представления о том, каким образом они собираются реализовывать решение для электронного обучения. Технологии Microsoft .NET позволяют осуществлять интеграцию с существующими приложениями и системами на основе открытых стандартов, веб-сервисов и таких технологий, как XML. Модульная архитектура платформы Learning Gateway позволяет осуществлять интеграцию программного обеспечения и его настройку. Learning Gateway позволяет тем, кто принимает решения, сконструировать собственную систему и реализовать только часть модульной схемы с той скоростью, которую обусловливает план развития бизнеса и допускают возможности инфраструктуры.
Learning Gateway, наряду с другими решениями в сфере образования, как, например, сервер Microsoft Class Server, удовлетворяет потребности в безопасном, многоязычном и полностью управляемом решении. Кроме того, интеграция продуктов Microsoft SharePoint и Exchange с платформой Learning Gateway также содействует реализации образовательных целей. Решения корпорации Microsoft в области образования абсолютно совместимы в рамках Learning Gateway. В них содержится полный пакет средств управления и администрирования, интегрируемые веб-элементы (web-parts), обеспечивающие возможность взаимодействия, и платформа, позволяющая запускать муниципальные и региональные электронные порталы, которые все вместе должны превратиться в глобальную сеть, связывающую школы и органы управления системы образования.
Заключение
Мир вступил в эру, когда взаимодействие и общение людей стало легко организовать, что позволяет наилучшим образом использовать время и решать вопросы быстро и просто. Изменения, произошедшие в обществе, имеют непосредственное отношение к деятельности муниципальных и региональных органов власти. Их задача – обеспечить удовлетворение потребностей всех граждан и сделать это надежным и безопасным способом.
Решить эту задачу может помочь организация плодотворного взаимодействия со следующими сторонами:
- с другими органами власти – чтобы следовать их примеру и перенимать передовой опыт;
- с местными организациями, а также с организациями, расположенными по всему миру, – с целью установления таких партнерских отношений, которые будут находить новые методы решения этих задач;
- с собственными гражданами – с целью объяснения преимуществ, завоевания доверия и получения у них одобрения на проведение изменений, которые облегчат им жизнь.
Залог успеха – сотрудничество и интеграция на всех уровнях. Необходимая информация должна быть легко доступной и для служб экстренного реагирования, и для департаментов социальной защиты и выдачи пособий, и для любого другого учреждения или департамента, ответственного за предоставление муниципальных и региональных услуг. Сотрудничество – основное условие рационализации затрат и получения навыков и знаний, необходимых для оказания более качественных услуг на местах.
Корпорация Microsoft вместе со своими партнерами располагает обширным опытом, набором продуктов и решений. Создана модель тесного сотрудничества с органами власти всех уровней и приобретен значительный опыт работы в среде непосредственного контакта с потребителем услуг. Все это содействует организации бесперебойного взаимодействия на различных уровнях во всем мире.
В вашем распоряжении – база знаний и весь опыт корпорации Microsoft, объединенные с опытом и знаниями ее партнеров.
По материалам информационного бюллетеня для государственных служб Московского представительства корпорации Microsoft
«Современные информационные технологии для муниципальных и региональных органов власти»
(выпуск 27, рассылается бесплатно вместе с данным номером журнала).
Дополнительную информацию можно найти на русскоязычном сайте
«Государство в XXI веке» по адресу: http://www.microsoft.com/rus/government/
Ссылки:
1 Более подробную информацию по вопросам интеграции информационных систем и организации межведомственного взаимодействия можно найти в бюллетене представительства Microsoft в России и странах СНГ «Интеграция государственных информационных систем и организация межведомственного взаимодействия», выпуск 21, июль 2003 г., по адресу: http://www.microsoft.com/rus/government/newsletters/issue21/.
2 Международный стандарт Common Criteria, утвержденный в 1999 году, пришел на смену таким старым методикам оценки, как американский стандарт US TCSEC (определявший, в частности, широко известный уровень защиты C2) и европейский стандарт European ITSEC. В соответствии с требованиями Common Criteria, продукты определенного класса (например, операционные системы) оцениваются на соответствие ряду функциональных критериев и критериев надежности – так называемых «профилей защиты» (Protection Profiles). Существуют различные определения профилей защиты в отношении операционных систем, брандмауэров, смарт-карт и прочих продуктов, которые должны соответствовать определенным требованиям в области безопасности. Стандарт Common Criteria также устанавливает ряд гарантированных уровней соответствия Evaluation Assurance Levels (EAL), используемых при оценке продуктов. Сертификация на более высокий уровень EAL означает более высокую степень уверенности в том, что система защиты продукта работает правильно и эффективно. Профили защиты для уровней EAL1–EAL4 являются общими для всех стран, поддерживающих стандарт Common Criteria. Для высших уровней EAL5–EAL7 профили защиты индивидуально разрабатываются каждой страной для учета национальных особенностей защиты государственных секретов. Поэтому EAL4 является высшим уровнем, которого могут достигнуть продукты, не создававшиеся изначально с учетом соответствия требованиям EAL5–EAL7.
© Информационное общество, 2004, вып. 6, сс. 52-66.