О журнале
Рекомендации
Реалии и перспективы применения систем финансового управления в Санкт-Петербурге
Сергеева Т.Х.
Т.Х. Сергеева
Остановлюсь только на нескольких аспектах работ по созданию, развитию, внедрению систем финансового управления в Санкт-Петербурге. Стимулирующим историческим началом или истоками ее становления являлась конкуренция. В 1986 г. примером автоматизации финансовых расчетов для нас стали Краснодар и Ленинградская область. Информацию получили из популярного журнала «Финансы». Руководство финансового отдела обратилось за помощью и консультациями в Министерство финансов России, которым и была оказана действенная всесторонняя помощь. Так получил старт первый этап автоматизации на многопользовательских ЭВМ с поставкой программного обеспечения централизованно из Москвы. Техника закупалась на долевых условиях, услуги специалистов по разработке оплачивало Министерство. К сожалению, в период компьютерного бума в России специалистам Министерства финансов не удалось произвести миграцию прикладного программного обеспечения с многопользовательских платформ и операционной системы «Ин-ПИК» на персональную технику и новые операционные системы семейства Windows.
Мы благодарны специалистам министерства, работающим до настоящего времени в департаменте информационных технологий Минфина, за полученную методологическую и практическую школу системного подхода к автоматизации финансового управления. Все основные принципы комплексной автоматизации финансового управления в регионе соблюдены в представляемой на данной момент работе.
С 1995 года был начат этап собственных изысканий, подходов, методов, решений, исполнителей, поставщиков, так как трудоемкие операции бюджетного процесса нереализуемы вручную – на данный момент только на основе подсистемы исполнения ежедневно обрабатывается от 3 до 12 тыс. поручений на оплату расходов, ежемесячно – до 96 тыс., в год от 2 млн. до 2 млн. 600 тыс. электронных документов по всем стадиям.
Воплощаемые в практику управленческие процессы, направленные на увеличение доходной базы, рациональное использование расходной части, требовали реинжиниринга сложившихся стереотипов финансовой практики на основе мощных компьютерных технологий. Как выбирались исполнители? Так как Указ президента «О борьбе с коррупцией при закупках государственной продукции» был принят только в 1997 г., руководством Комитета финансов был проведен инициативный конкурс. На обследование было приглашено 4 известных на тот момент в городе компании, специализирующихся на разработке прикладного программного обеспечения, а также сетевые интеграторы и поставщики техники. Юридические сведения о компаниях проверялись через налоговую инспекцию и при выезде на места, а квалификация – путем выдачи тестовых заданий. Одним из тестов для программных компаний стало задание по написанию программы для составления кассового плана (аналог лимитам бюджетных обязательств). Итоги подводила комиссия по критерию цена/качество. Именно с данного момента Головным разработчиком прикладного программного обеспечения является Центр информационных технологий, реализовавший за уникально короткий срок оптимальную технологию, автоматизирующую данный процесс. В комплексную оценку комиссии входили:
- способность оперативного погружения в данную прикладную область;
- эффективность решения, предложенного для различных подразделений;
- удобство интерфейса;
- достаточность функциональных режимов и правильность алгоритмов расчетов.
Интенсивность разработок оригинальных решений, ответственность, высокая квалификация, знание прикладной области присущи данному коллективу на протяжении всего периода работ. Понятно, что существует конкурентная среда между молодыми и зрелыми системами, членами авторского коллектива.
Схема взаимодействия основного состава авторского коллектива, участвующего в создании систем, выглядит следующим образом. Описание основных целей и подцелей проекта исходит от руководителя, курирующего в Комитете данное направление. Постановка задачи и техническое задание готовятся Управлением автоматизации и информатизации. Информационное обследование производится совместно. Выбор средств и реализация информационной модели выполняются разработчиком. Затем совместно обсуждается возможная инвариантность. Принимается окончательное решение по выбору решений за ряд рабочих совещаний, демонстраций, представлений концепций и далее – приемка программного обеспечения комиссиями, в которых принимают участие представители основных подразделений.
Надежной опорой в правильности выбранного пути при составлении стратегических, текущих планов, бюджетов ИТ-подразделения на предстоящий год является активное участие в данной работе руководства Комитета финансов. Управлением автоматизации в данной работе применяется метод, называемый «радаром технологий» (рекомендованный мировым лидером независимой аналитики информационных технологий – компанией Gartner Ggroup). А именно, принятие решения по включению в план Управления автоматизации исключительно наиболее экономически значимых, высокоэффективных технологий с заданными временными и ценовыми ориентирами. Традиционно подобный план утверждается на коллегии Комитета финансов в январе.
При разработке систем финансового управления, безусловно, огромное значение имеет умение персонала ориентироваться в спектре современных решений и потенциале конкурирующих систем в данной прикладной области. В связи со сложностью задачи численность подразделения увеличена с 4 до 22 специалистов.
В настоящее время на рынке информационных услуг пользователям предлагаются программные продукты, автоматизирующие бюджетный и казначейский процессы. Среди них следует назвать:
- БСС-БФТ (Банковские и бюджетные технологии), 1998 г, наиболее типичные регионы – Краснодар, Новгород, Владикавказ;
- Координационный центр Система, 1998 год, – Казань, Калужская область, Кабардино-Балкария;
- Вычислительный Центр Чувашии, его программные продукты;
- Вологодская, Челябинская область с частичной автоматизацией отдельных функций;
- Криста (г. Рыбинск).
Мы с исключительным уважением относимся ко всем указанным технологическим разработкам, так как за каждым решением стоят оригинальные идеи бюджетного и казначейского процесса, а также реализованный инновационный потенциал знаний информационных технологий. Однако в настоящий момент результаты данных обзоров показывают, что автоматизированная информационная система бюджетного процесса-электронного казначейства Санкт-Петербурга не имеет полного аналога с учетом развитости характеристик внедрения (1700 клиентов системы в общегородском масштабе), реализации на промышленной платформе СУБД производства компании Microsoft, оптимальности информационной модели, соответствия законодательству России и Санкт-Петербурга, возможности консолидации многотысячных финансовых операций для поддержки решений управления финансовыми ресурсами в городе, оригинальной конструкции информационной модели (более 1000 таблиц, более 700 sql-процедур).
Зарубежными аналогами АИС БП – ЭК могут быть признаны также универсальные системы комплексной автоматизации, ориентированные на крупные корпорации и позволяющие учитывать специфику сектора государственного управления. Прежде всего, к системам подобного класса могут быть отнесены широко распространенные на рынке интегрированные системы финансовых приложений корпорации Oracle (США) «Financial Applications», корпорации Microsoft (США) «Navision Financials», корпорации SAP (Германия) «mySAP Financials», требующие значительных затрат на внедрение и поддержку при количестве пользователей в несколько тысяч, что убедительно показал опыт пилотного проекта корпорации Oracle по использованию финансовых приложений в бюджетном процессе Санкт-Петербурга в 1999–2000 годах. Кроме того, данные продукты создают полную зависимость от удаленного разработчика, исключают права владения, не полностью адаптированы к российскому законодательству.
Благоприятной почвой данных работ по созданию инновационных методов управления являются адекватные ходу работ объемы финансирования. С 1997 года расходы на развитие и эксплуатацию, включая технические средства, в общегородском масштабе составляют 469 млн. рублей. В первые годы преобладали расходы по разработке ядра прикладного программного обеспечения. Теперь соотношение примерно одинаковое, что объясняется вложениями в серверные платформы и модернизацию.
Хочу отметить высокое значение работ совместно с ответственной и квалифицированной Компанией Хьюлетт-Паккард, имеющих перспективы и особый социально-значимый эффект, выражающийся в надежной застрахованности процессов обработки данных и ритмичного финансирования сложной городской инфраструктуры.
Очевидными перспективами работ является тесное информационное взаимодействие с организациями финансовой сферы, реализация требований Концепции реформирования бюджетного процесса и в том числе – создание программы по ведению реестра расходных обязательств субъекта. Предстоит значительная работа с муниципальными образованиями. В наших нелегких планах мы получаем значительную помощь от Комитета по информатизации и связи, созданных при нем Информационных центров. Из органов власти наиболее высокого уровня достигла синхронизация систем с Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли, в целях сбалансированности процессов закупок с планируемыми расходами бюджета. Совершенно очевидной и первоочередной задачей, с учетом перспективных задач по внешнему взаимодействию, стоит задача выработки единого формата обмена данными.
Сергеева Татьяна Хорисовна - Начальник управления автоматизации и информатизации Комитета финансов Санкт-Петербурга.
© Информационное общество, 2004, вып. 6, сс. 34-35.