Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (Проект)
Unknown Author

Федеральный закон
«Об информации, информационных технологиях и защите информации»
(Проект)



Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона


1. Настоящий Федеральный закон регулирует правовые отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, использование информации как объекта гражданских прав, создание и эксплуатацию информационных систем, применение информационных технологий, обеспечение защиты информации.

2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на охрану информации как результата творческой деятельности или приравненного к нему средства индивидуализации, в отношении которой применяются положения законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности.


Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

    – информация – сведения или данные, независимо от способа их представления, хранения или организации, доступ к которым и (или) распространение которых регулируется в соответствии с законодательством;

    – информационная система – имущественный комплекс, предназначенный для поиска, сбора, накопления, хранения, обработки и передачи (распространения) информации и состоящий из необходимого технического оборудования и базы данных (включающей информацию и средства ее представления и организации);

    – информационные технологии – методы и способы поиска, хранения, обработки и передачи информации на основе использования компьютерных устройств, средств связи и программ для электронных вычислительных машин;

    – информационно-телекоммуникационная сеть – сеть электросвязи, предназначенная преимущественно для передачи информации, доступ к которой осуществляется с использованием компьютерных устройств;

    – сайт (информационно-телекоммуникационной сети) – информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети по определенным сетевым адресам, в совокупности с комплексом исключительных прав (в том числе на базы данных и программы для электронных вычислительных машин), осуществление которых обеспечивает доступ к такой информации;

    – электронное сообщение – текстовая или иная информация, предназначенная для передачи и получения в электронном виде и использования с применением компьютерных устройств;

    – документ (документированная информация) – информация, зафиксированная на материальном носителе, которая имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать;

    – официальная информация органов государственной власти или органов местного самоуправления – информация, предоставляемая органами государственной власти или органами местного самоуправления для неограниченного круга лиц, в том числе через средства массовой информации;

    – персональные данные (информация персонального характера) – сведения или данные, позволяющие идентифицировать личность гражданина.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и защите информации

1. Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и защите информации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения в сфере использования и защиты информации, а также иных нормативных правовых актов, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

2. Особенности правового регулирования массовой информации устанавливаются законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

3. Особенности правового регулирования создания и эксплуатации информационных систем, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, могут устанавливаться правовыми актами уполномоченных на то органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления соответственно.

4. Особенности правового регулирования информации, находящейся на хранении в архивных и библиотечных фондах, устанавливаются законодательством Российской Федерации об архивном и библиотечном деле соответственно.

5. Если международным договором, заключенным Российской Федерацией, предусмотрены иные правила, чем установленные настоящим Федеральным законом, применяются положения межгосударственного договора.


Статья 4. Принципы правового регулирования информационных отношений

Правовое регулирование общественных отношений по поводу поиска, получения, передачи, производства, распространения, обработки и хранения информации (информационных отношений) осуществляется на основе следующих принципов:

    свобода поиска, производства и передачи (распространения) любой информации, доступ к которой не ограничивается в соответствии с федеральным законом;

    презумпция открытости (свободного доступа и обязательного предоставления) информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

    соблюдение технологической нейтральности при установлении требований к применению информационных технологий;

    своевременность предоставления, объективность, полнота и достоверность информации, в отношении которой законом установлена обязанность ее публичного распространения либо предоставления органам государственной власти или органам местного самоуправления;

    неприкосновенность частной жизни граждан;

    ограничение получения, обработки и использования персональных данных целями, для которых они собираются;

    обеспечение безопасности личности, общества и государства при использовании информации и применении информационных технологий.

Глава 2. Основы правового режима информации

Статья 5. Информация как объект правового регулирования


1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации правовое регулирование информации находится в ведении Российской Федерации.

2. Информация в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации является самостоятельным объектом гражданских прав и может свободно передаваться от одного лица к другому, если в порядке, предусмотренном федеральным законом, не установлены ограничения или запреты на передачу (распространение) определенной информации. Установление правового режима информации применительно к гражданскому обороту осуществляется в той мере, в которой это необходимо для отражения особенностей ее использования как объекта гражданских прав.

3. Требования к соблюдению правового режима конфиденциальной информации (ограничения на доступ к информации) и требования к порядку распространения (предоставления) информации, включая обязательность предоставления определенной информации, устанавливаются в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов граждан и организаций, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

4. Для целей правового регулирования особенности правового режима информации устанавливаются в зависимости от категории доступа к ней и порядка ее распространения (предоставления).

5. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные особенности правового режима информации в зависимости от ее содержания либо принадлежности ее определенным категориям обладателей.

6. Особенности использования официальной информации органов государственной власти и органов местного самоуправления могут быть установлены соответственно органом государственной власти или органом местного самоуправления, предоставляющим такую информацию, если иное не установлено федеральным законом.


Статья 6. Категории доступа к информации

1. В зависимости от категории доступа информация делится на общедоступную информацию, информацию, доступ к которой ограничен законом, и информацию, доступ к которой может быть ограничен ее обладателем.

2. Информация, предоставляемая или распространяемая ее обладателем без указания условий ее использования, а также сведения, доступ к которым является свободным и не зависит от формы их представления и способа распространения, составляют общедоступную информацию.

3. Информация, доступ к которой ограничен законом или в случаях, допускаемых законом – ее обладателем, является конфиденциальной.

4. Не может быть ограничен доступ:


    к нормативным правовым актам, устанавливающим правовой статус органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических лиц, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

    к информации о чрезвычайных ситуациях, о природных и техногенных катастрофах, о погодных, санитарно-эпидемиологических и иных условиях, необходимой для обеспечения безопасности граждан, населенных пунктов и производственных объектов;

    к официальной информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

    к информации, в том числе документированной, накапливаемой в открытых фондах библиотек и архивов, а также в информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных организаций, созданных (предназначенных) для информационного обслуживания граждан.

Статья 7. Порядок распространения информации

1. В зависимости от порядка распространения (предоставления) информация делится на массовую информацию, публично предоставляемую информацию, информацию, распространяемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях, а также на информацию, в отношении которой установлен особый порядок ее распространения (предоставления) либо распространение которой в Российской Федерации запрещается.

2. К публично предоставляемой относится информация об органах государственной власти, органах местного самоуправления, хозяйствующих и иных организациях, а также об их деятельности, которую они обязаны предоставлять либо распространять в случаях и в порядке, установленных федеральным законом.

3. Распространение информации, не предназначенной для публичного предоставления, в том числе информационный обмен между определенным кругом лиц, осуществляется в порядке, установленном по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях.

4. Федеральными законами устанавливаются случаи и требования к предоставлению информации в особом порядке, включая обязательное предоставление информации физических и юридических лиц органам государственной власти и органам местного самоуправления.

5. Запрещается распространение информации, направленной на пропаганду войны, возбуждающей национальную, расовую или религиозную ненависть и вражду, связанной с посягательствами на честь, доброе имя и деловую репутацию, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная ответственность.


Статья 8. Обладатель информации

1. На информацию, не являющуюся общедоступными сведениями, закрепляется право ее обладателя. Такое право принадлежит лицу, получившему информацию или приобретшему право на нее на законном основании.

2. Обладателем информации может быть гражданин или юридическое лицо. От имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

3. Обладатель информации имеет право:


    – использовать информацию для собственных нужд;

    – разрешать или запрещать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа, а также передавать права на использование информации на основании договора;

    – распространять информацию с учетом установленных законодательством ограничений;

    – защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, а также требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав, в том числе за искажение публично предоставленной информации;

    – иные права, предусмотренные федеральным законодательством.


4. Обладатель информации обязан соблюдать авторские и иные исключительные права третьих лиц, которые могут быть нарушены в связи с осуществлением им своих прав и законных интересов в отношении использования информации.

Статья 9. Общедоступные сведения

1. Каждый имеет право свободно знакомиться с информацией, составляющей общедоступные сведения. Право на ознакомление с общедоступными сведениями не может быть ограничено.

2. Общедоступные сведения могут распространяться и использоваться любыми лицами по их усмотрению .

3. Сведения, общедоступные в иностранных государствах, считаются общедоступными и на территории Российской Федерации.

4. Право обладателя информации, ставшей общедоступной (за исключением публично предоставляемой информации), прекращается. Прекращение прав обладателя информации, ставшей общедоступной вследствие неправомерного разглашения или незаконного использования, не лишает его права на возмещение убытков, причиненных таким разглашением или использованием.


Статья 10. Публичное предоставление информации

1. Публичное предоставление официальной информации органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществляется в объеме и порядке, установленными настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами о доступе граждан к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Публичное предоставление информации российскими юридическими лицами, а также иностранными юридическими лицами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации, осуществляется в случаях и порядке, установленными федеральными законами.


Статья 11. Предоставление информации по договору

1. Если иное не предусмотрено законом, обладатель информации вправе передать право на ее использование другому лицу полностью по договору об уступке прав на соответствующую информацию, либо частично по лицензионному договору.

2. По договору об уступке прав на информацию ее обладатель передает или обязуется передать права на принадлежащую ему информацию другому лицу на условиях и в порядке, предусмотренных договором. При заключении договора об уступке прав обладатель информации лишается прав, переданных по такому договору.

Договор, в котором прямо не указывается, что он является договором об уступке прав на информацию, считается лицензионным договором.

3. По лицензионному договору обладатель информации передает пользователю (лицензиату) право на использование данной информации, а пользователь обязуется уплатить обладателю вознаграждение и использовать полученную информацию в целях и на условиях, установленных договором.

4. Лицензионный договор на передачу информации должен предусматривать:


    - предмет договора с указанием конкретной информации (данных или сведений), право на использование которой передается по договору, а также ее источника, если необходимость указания источника вытекает из содержания информации);

    – цели использования информации и соответствующие этим целям пределы допускаемого использования (перечень правомочий лицензиата по использованию предоставленной ему информации);

    – порядок и условия обеспечения доступа к предоставляемой лицензиату информации;

    – срок действия договора;

    – размер вознаграждения или способ его исчисления, порядок и сроки его выплаты (если договор является возмездным);

    – соблюдение сторонами мер по предотвращению случайного или умышленного разглашения данных или сведений, составляющих предмет договора (условие о конфиденциальности);

    – другие условия по усмотрению сторон.


5. При нарушении пользователем обязанности по соблюдению конфиденциальности переданной ему информации он обязан возместить убытки обладателю, включая упущенную выгоду.

Такие же обязанности несет лицо, получившее доступ к информации и обязанное соблюдать ее конфиденциальность на основании трудового договора, договора подряда либо по другим основаниям. Если информация добросовестно получена от лица, обязанного соблюдать ее конфиденциальность, обязанность возмещения убытков обладателю информации лежит на лице, допустившем ее неправомерное разглашение.

6. По истечении срока лицензионного договора лицензиат не вправе каким-либо образом использовать полученную им от обладателя информацию, даже если у него остается возможность доступа к такой информации.

7. Переход прав по договору об уступке прав на соответствующую информацию не является основанием для изменения или расторжения лицензионного договора о передаче прав на данную информацию.


Статья 12. Договор оказания информационных услуг

1. По договору оказания информационных услуг исполнитель обязуется в соответствии с заданием заказчика найти и (или)обработать определенную информацию и передать ее заказчику, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

2. Если иное не предусмотрено договором оказания информационных услуг, стороны обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, касающихся предмета договора и полученных результатов. Объем сведений, признаваемых конфиденциальными, определяется в договоре.

3. Стороны имеют право использовать информацию, полученную в результате оказания информационных услуг в целях и на условиях, предусмотренных договором. Если иное не предусмотрено договором, заказчик имеет право использовать переданную ему исполнителем информацию по своему усмотрению.

4. К договору оказания информационных услуг применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации о возмездном оказании услуг.

5. Информация, по поводу которой оказываются услуги по договору оказания информационных услуг, за исключением общедоступных сведений, не может использоваться каким-либо способом в нарушение порядка, установленного обладателем такой информации.


Статья 13. Документированная информация

1. Нормативным правовым актом или участниками соответствующих правовых отношений могут быть определены условия и порядок предоставления и (или) хранения информации в форме документа.

2. Документирование информации в органах государственной власти и органах местного самоуправления производится в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в соответствующей области.

3. Условия и порядок предоставления обязательных экземпляров тиражируемых документов устанавливаются федеральным законом.

4. Обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя сообщения в порядке, установленном законом или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами для целей заключения гражданско-правовых договоров или надлежащего оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями.

5. Особенности использования документов, информация в которых зафиксирована в электронной форме (электронные документы), могут быть установлены федеральным законом.


Глава 3. Право на информацию

Статья 14. Содержание права на информацию


1. Право на информацию – закрепленное в Конституции Российской Федерации право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

2. Ограничение права на информацию возможно только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, защиты деловой репутации, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничение права на информацию должно быть необходимым, обоснованным и соразмерным, не затрагивающим самого существа настоящего права.

3. В случае противоречия между правом на получение информации и правом на неприкосновенность частной жизни приоритет имеет право на неприкосновенность частной жизни, если федеральным законом не установлено иное.

4. Граждане и организации вправе искать и получать любую информацию в любых формах и из любых источников с учетом ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

5. Каждый имеет право на ознакомление с информацией о себе, а также право требовать от органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, ознакомления с информацией, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Любая организация имеет право на получение от органов государственной власти и органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся ее прав и обязанностей, ее правового статуса, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении ее уставной деятельности.

6. Злоупотребление правом на информацию не допускается. Право на информацию не может быть использовано для насильственного изменения основ конституционного строя, нарушения территориальной целостности Российской Федерации, пропаганды войны, насилия и жестокости, разжигания расовой, национальной и религиозной розни, посягательства на права и свободы человека и гражданина.


Статья 15. Право на информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления

1. Информация о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления является открытой и доступной для ознакомления.

Не предоставляются для ознакомления:


    – сведения, относящиеся к государственной тайне;

    – информация, связанная с организационно-техническим обеспечением работы органа государственной власти (органа местного самоуправления), включая правила внутреннего распорядка, информацию о промежуточных решениях, внутреннюю служебную корреспонденцию;

    – иная информация, содержащая сведения, доступ к которым должен быть ограничен в соответствии с требованиями федерального закона.


Информация, содержащая сведения, доступ к которым ограничивается в соответствии с требованиями федерального законодательства, представляется в части, не содержащей таких сведений. Факт изъятия из документа, представляемого по запросу заинтересованного лица, должен быть явно обозначен при предоставлении такого документа.

2. Основными способами обеспечения доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления являются:


    – обнародование (опубликование) органами государственной власти и органами местного самоуправления информации, подлежащей публичному предоставлению;

    – доступ к заседаниям коллегиальных органов государственной власти и органов местного самоуправления;

    – размещение информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в общественно доступных местах, в том числе на информационных стендах и досках объявлений;

    – размещение официальной и иной информации в сети Интернет;

    – предоставление информации заинтересованным лицам на основании их запросов.


3. Обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами одного из способов доступа к информации само по себе не может служить основанием для отказа в предоставлении информации посредством любого иного законного способа при условии, что затраты на такое предоставление будут соразмерны уже произведенным затратам.

4. Доступ к информации о деятельности органов законодательной власти, судебной власти, органов внутренних дел, органов прокуратуры, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, органов обеспечения безопасности осуществляется в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, установленных для этих органов другими федеральными законами и иными нормативными актами, регулирующими деятельность указанных органов.


Статья 16. Реализация права на информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления

1. Информация органов государственной власти и органов местного самоуправления, подлежащая в соответствии с законодательством Российской Федерации публичному предоставлению, публикуется в средствах массовой информации с соблюдением установленного порядка и сроков публикации. Если способ обнародования информации предусмотрен законом или международным договором Российской Федерации, то при ее обнародовании применяется способ, предусмотренный законом или международным договором.

2. Доступ к заседаниям коллегиальных органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечивается возможностью присутствия на них заинтересованных граждан, а также организаций в лице их представителей, которыми были поданы заявки на участие в соответствующих заседаниях.

Коллегиальные органы государственной власти и органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают и утверждают порядок доступа к своим заседаниям. Порядок и возможность доступа заинтересованных лиц к заседаниям судебных органов определяется нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность указанных органов, и процессуальным законодательством Российской Федерации.

3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления размещают в общественно доступных местах информационные стенды и иные технические средства аналогичного назначения для ознакомления граждан и организаций с текущей информацией о деятельности соответствующего органа государственной власти (органа местного самоуправления). Такая информация должна включать условия и порядок работы указанного органа; условия и порядок получения информации от органа государственной власти и органа местного самоуправления; а также иные сведения в порядке и объеме, необходимом для оперативного и достоверного информирования заинтересованных лиц по вопросам, входящим в компетенцию указанного органа.

4. В целях информирования граждан о своей деятельности органы государственной власти и органы местного самоуправления:


    – создают и поддерживают официальные сайты в сети Интернет (интернет-сайты) и размещают на них официальную и иную информацию в соответствии с требованиями законодательства;

    – обеспечивают регулярное обновление информации на интернет-сайтах, а также указывают дату и время соответствующих обновлений;

    – выделяют адреса электронной почты для получения запросов о предоставлении информации и передачи ответа на них в форме электронных сообщений.


Требования к перечню информации, обязательной для размещения на официальных интернет-сайтах федеральных органов исполнительной власти, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Адреса официальных интернет-сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления должны быть опубликованы для всеобщего сведения.

5. Запросы на получение информации могут быть адресованы органам государственной власти и органам местного самоуправления в форме устного обращения, письменного запроса, а также электронного сообщения, передаваемого по линиям связи.

Доступ заинтересованного лица к информации по запросу может осуществляться в форме:


    – ознакомления с официальными документами, содержащими запрашиваемую информацию;

    – получения копии соответствующего документа или выдержек из него;

    – получения письменной справки, содержащей запрашиваемую информацию;

    – получения устного изложения содержания запрашиваемой информации;

    – получения электронного сообщения, передаваемого по линиям связи;

    – предоставления прочих носителей информации, содержащих запрашиваемую информацию.


Ответ на запрос удовлетворяется в форме, в которой был адресован запрос, если в самом запросе не указано иное.

6. Лицо, желающее получить доступ к информации, не обязано обосновывать необходимость в ее получении.


Статья 17. Гарантии права на информацию

1. Государство гарантирует всем гражданам и организациям возможность реализации права на информацию.

2. Действие (бездействие) органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающее право на информацию, может быть обжаловано в вышестоящем органе (вышестоящему должностному лицу), либо Уполномоченному по правам человека, либо в суде.

3. В случае, если неправомерный отказ в доступе к информации, несвоевременность в ее представлении, предоставление заведомо недостоверной или неполной информации причинили вред, он подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

4. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны:


    – создавать и поддерживать организационно-технические и другие условия, необходимые для реализации права на доступ к информации;

    – создавать в своем составе структурные подразделения и назначать должностных лиц, ответственных за предоставление информации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации;

    – обеспечивать достоверность и полноту предоставляемой информации, соблюдение сроков и условий ее предоставления;

    – не взимать платы за предоставление ими информации, если федеральным законом не установлено иное.


5. Доступ к информации, размещенной органами государственной власти и органами местного самоуправления на официальных интернет-сайтах, является бесплатным.

6. Информация, затрагивающая права и установленные законодательством обязанности заинтересованного лица, предоставляется бесплатно.

7. Не допускается установление платы за предоставление информации, которая превышает фактические расходы органа государственной власти или органа местного самоуправления на изготовление копии документа, и (или) превышает себестоимость услуг, связанных с предоставлением информации.

8. Должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственные или муниципальные служащие, виновные в нарушении права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Глава 4. Ограничения на доступ к информации и на распространение информации

Статья 18. Конфиденциальная информация


1. Установление режима конфиденциальной информации направлено на обеспечение безопасности, защиту прав и законных интересов личности, общества и государства.

2. К конфиденциальной информации относится информации о частной жизни лица и информация персонального характера, коммерческая тайна, служебная тайна, профессиональная тайна, государственная тайна и другие охраняемые федеральным законом тайны, включая тайну следствия и судопроизводства.

3. Режим конфиденциальной информации устанавливается федеральным законом, либо, если это допускается федеральным законом – обладателем соответствующей информации.

4. Обладатель конфиденциальной информации вправе, а в случаях, установленных законом, обязан применять меры к недопущению несанкционированного разглашения либо иного неправомерного использования конфиденциальной информации.

5. Лицо, виновное в нарушении режима конфиденциальности, несет установленную законом уголовную, административную либо дисциплинарную ответственность, а также обязано возместить убытки, связанные с несанкционированным разглашением либо иным неправомерным использованием конфиденциальной информации. Требование о возмещении убытков не может быть предъявлено лицом, не предпринимавшим мер, указанных в части четвертой настоящей статьи, либо нарушившим установленные нормативными правовыми актами требования к мерам по защите конфиденциальной информации.

6. Соблюдение требований по соблюдению тайны следствия и судопроизводства осуществляются в порядке, установленном актами процессуального законодательства Российской Федерации.


Статья 19. Информация о частной жизни и информация персонального характера

1. Каждый имеет право на защиту информации о своей частной жизни, включая право на неприкосновенность частной жизни от постороннего вмешательства и (или) контроля, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на личную и семейную тайну, свободу выражения мнения, свободу мысли, совести и вероисповедания.

Перечень сведений, составляющих информацию о частной жизни гражданина, определяется самим гражданином.

Перечень сведений, составляющих персональные данные (информацию персонального характера), а также порядок их использования устанавливается законодательством о персональных данных с учетом требований настоящего Федерального закона.

2. Никто не вправе требовать от гражданина предоставления информации о его частной жизни, информации, составляющей личную и семейную тайну, включая сведения, касающиеся его происхождения, здоровья, взглядов, политических и религиозных убеждений либо получать такую информацию иным образом помимо воли данного лица, кроме установленных законодательством случаях.

3. Каждый имеет право принимать любые меры для защиты информации о своей частной жизни, кроме прямо запрещенных законом, и требовать соблюдения указанных мер от любого лица.

4. В случаях, установленных федеральным законом, может быть установлена обязанность по предоставлению сведений, составляющих сведения о частной жизни, соответствующим органам государственной власти либо органам местного самоуправления.

5. Режим конфиденциальной информации распространяется на персональные данные (информацию персонального характера) с момента, когда персональные данные были предоставлены лицом, к которому они относятся, другому лицу, по воле лица, к которому данные относятся, либо по иному основанию, установленному законом. Если такого рода сведения были получены помимо воли лица, к которому они относятся, и при отсутствии иного законного основания на их получение, лицо, получившее такие сведения, не вправе их использовать, и несет ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни в соответствии с законом.

6. Обязанность гражданина предоставлять свои персональные данные может быть установлена законом в следующих случаях:


    – когда такие данные необходимы для реализации федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления своих полномочий, установленных действующим законодательством, в том числе в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством, законодательством об оперативно-розыскной деятельности;

    – когда она необходима для исполнения договорных обязательств с участием лица, к которому относятся персональные данные.


7. Лицо, получившее персональные данные, обязано принимать меры по их защите от разглашения. Такие меры должны приниматься с момента получения указанных данных и до их уничтожения либо обезличивания, или до получения согласия лица, к которому эти данные относятся, на их разглашение.

Последующая передача персональных данных разрешается только с согласия лица, к которому они относятся, либо по иному основанию, установленному федеральном законом.

8. Граждане Российской Федерации имеют право на доступ к информации о себе, документированной либо содержащейся в информационных системах, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию. Обладатели персональных данных обязаны бесплатно предоставить информацию по требованию лиц, которых она касается. Ограничение доступа граждан к информации о себе допустимо лишь по основаниям, установленным федеральным законом.


Статья 20. Коммерческая тайна
  1. Информация, составляющая коммерческую тайну, относится к конфиденциальной информации.
  2. Особенности правового регулирования и способы защиты коммерческой тайны устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Статья 21. Профессиональная тайна

1. Информация о третьих лицах, полученная при исполнении профессиональных обязанностей гражданами или при осуществлении деятельности юридическими лицами, относится к конфиденциальной информации и подлежит правовой охране в случаях, если на лиц, получивших доступ к информации, федеральным законом возложена обязанность принимать особые меры по защите такой информации. К такой информации (профессиональной тайне), в частности, относятся врачебная тайна, нотариальная тайна, адвокатская тайна, тайна исповеди, налоговая тайна, страховая тайна, банковская тайна и другие установленные нормативными правовыми актами виды сведений конфиденциального характера.

2. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена не иначе, как по решению суда, вынесенному в установленном процессуальным законодательством порядке.

Информация, составляющая адвокатскую тайну и тайну исповеди, не предоставляется (разглашению не подлежит).

3. Обязанности по обеспечению конфиденциальности сведений, составляющих профессиональную тайну, исполняются лицами, осуществляющими соответствующую профессиональную деятельность, принятием правовых, организационных и технических мер ограничения доступа к такого рода информации.

4. Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности сведений, составляющих профессиональную тайну, не может быть ограничен.


Статья 22. Государственная и служебная тайна

1. Защита государственной тайны осуществляется в соответствии с федеральным законом «О государственной тайне».

2. К служебной тайне могут быть относятся:


    – сведения о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций, а также результаты такой деятельности, если ограничение доступа к таким сведениям и их распространение допускается законом и необходимо для защиты государственных и общественных интересов;

    – сведения, относящиеся к иным лицам, и составляющие охраняемую конфиденциальную информацию указанных лиц, если такие сведения стали известны государственным органам и органам местного самоуправления в процессе осуществления их деятельности в соответствии с установленной компетенцией.

    К служебной тайне не могут относиться сведения, составляющие, в соответствии с федеральным законом «О государственной тайне», государственную тайну.

    3. Обязанности по неразглашению сведений, составляющих служебную тайну, возникают:

    – у должностных лиц и иных работников государственных органов и органов местного самоуправления, подведомственных им организаций – с момента приема на работу указанных лиц, если не установлен особый порядок допуска к сведениям, составляющим служебную тайну;

    – у работников иных организаций, а также лиц, осуществляющих работы по государственному контракту в органах и организациях, обладающих служебной тайной, – с момента заключения государственного контракта, иного договора с соответствующим органом или организацией;

    – у лиц, получивших сведения, составляющие служебную тайну, по иным основаниям, установленным в законе, – с момента получения таких сведений.


4. Срок исполнения обязанностей по неразглашению сведений, составляющих служебную тайну, устанавливается в положениях о порядке доступа к сведениям, составляющим служебную тайну, но не может быть менее трех лет с момента получения таких сведений.

Срок исполнения обязанностей по неразглашению сведений, составляющих служебную тайну, не может быть ограничен, если такие сведения были получены государственными органами и органами местного самоуправления, а равно подведомственными им организациями в процессе осуществления их деятельности в соответствии с установленной компетенцией, и если такие сведения составляют охраняемую законом конфиденциальную информацию иных лиц.


Статья 23. Ограничения на распространение информации

1. Порядок распространения информации средствами массовой информации устанавливается законодательством о средствах массовой информации. Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна содержать достоверные сведения о ее обладателе, а также о лице, распространяющем информацию, в форме и объеме, достаточных для однозначной идентификации таких лиц.

2. При распространении информации (кроме информации, в отношении которой законом установлена обязательность ее предоставления) лицо, ее распространяющее (распространитель), обязано учитывать явно выраженные получателями информации ограничения на получение распространяемой информации. Если лицом, распространяющим определенного вида информацию, было получено уведомление о нежелании конкретного адресата получать данную информацию, либо сведения о таком нежелании были доведены до распространителя иным образом, распространитель информации обязан предпринять все возможные меры для предотвращения получения данной информации лицом, заявившим о своем нежелании получать такую информацию.

3. При использовании для распространения информации средств распространения, позволяющих прямо определять получателей (включая почтовую рассылку и передачу информации по сетям электросвязи), распространитель обязан обеспечить возможность свободного отказа от получения указанной информации.

4. При распространении информации рекламного или иного аналогичного характера по почте, сетям электросвязи или информационно-телекоммуникационным сетям распространители обязаны соблюдать требования законодательства о связи и законодательства о рекламе.


Глава 5. Информационные системы и информационные технологии

Статья 24. Полномочия государства в сфере создания и эксплуатации информационных систем и применения информационных технологий


1. Основными направлениями государственной политики Российской Федерации в сфере создания и эксплуатации информационных систем и применения информационных технологий являются:

    – обеспечение условий для повсеместного развития и внедрения современных информационных технологий в целях повышения конкурентоспособности российской экономики, содействие формированию рынка информационных технологий, информационных услуг и информационных продуктов;

    – создание и развитие федеральных, региональных и муниципальных информационных систем для информационного обеспечения граждан, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления (в том числе на основе внедрения безбумажного документооборота), обеспечение совместимости и взаимодействия таких систем;

    – обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, безопасности граждан и организаций в сфере использования информационных систем и информационных технологий;

    – создание условий для эффективного использования в Российской Федерации глобальных информационно-телекоммуникационных сетей для доступа к зарубежной информации и участия российских граждан и организаций в международном информационном обмене.


2. Для реализации государственной политики Российской Федерации в сфере создания и эксплуатации информационных систем и применения информационных технологий, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления:

    – участвуют в разработке и реализации федеральных и региональных целевых программ в указанной сфере;

    – создают специализированные информационные системы либо координируют их создание;

    – обеспечивают доступ к соответствующей информации;

    – осуществляют иные полномочия в пределах своей компетенции.


Статья 25. Информационные системы

1. Создание и эксплуатация информационной системы осуществляются в порядке, установленном ее собственником. Собственником информационной системы как имущественного комплекса признается лицо, владеющее на праве собственности техническим оборудованием, законно использующее средства представления и организации (включая программное обеспечение и иные объекты интеллектуальной собственности) информации, входящей в базу данных, и которое внесло существенный денежный или иной вклад в накопление и (или) обработку данной информации, либо лицо, к которому право использования данной информации перешло на основании правопреемства, договора или на ином законном основании.

2. Собственник информационной системы обладает правом пользования, владения и распоряжения информационной системой в целом как имущественным комплексом.

3. Собственник информационной системы вправе, если иное не установлено обладателем информации, запретить в отношении составляющей ее содержание информации (полностью или частично):


    – перемещение в другую среду в любом виде или форме;

    – незаконное использование, в частности, посредством опубликования, распространения копий или предоставления во временное пользование (аренду) материальных носителей, содержащих такие копии.


4. Установление и правовая охрана исключительных прав на элементы информационной системы, являющиеся объектами интеллектуальной собственности, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

Статья 26. Государственные информационные системы


1. Государственные (федеральные, региональные), а также муниципальные информационные системы создаются в целях обеспечения учета и контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, координации их деятельности и оптимизации процессов управления.

2. Собственностью Российской Федерации, субъектов Российской Федерации являются государственные информационные системы:


    – содержащие информацию, получаемую в результате деятельности органа государственной власти либо организации, имущество которой находится в собственности государства, информацию о деятельности данного государственного органа (организации);

    – содержащие информацию, предоставляемую, в том числе в обязательном порядке, в государственный орган (организацию) иными государственными органами, организациями и гражданами, если такое предоставление предусмотрено законом, иным нормативным правовым актом или договором, либо если законом или иным нормативным актом прямо предусмотрена необходимость создания соответствующей информационной системы;

    – создаваемые за счет средств бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, средств из иных источников, предоставляемых на цели формирования государственных информационных систем и информатизацию в государственных органах и организациях.


3. Правомочия собственника государственной информационной системы осуществляет орган государственной власти в рамках своей компетенции и в соответствии с назначением информационной системы, находящейся в его ведении (владелец информационной системы).

4. Требования к государственным информационным системам, установленные настоящим Федеральным законом, распространяются на муниципальные информационные системы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении.


Статья 27. Создание и эксплуатация государственных информационных систем

1. Создание государственной информационной системы может быть предусмотрено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации, либо решением органа государственной власти.

2. Финансирование деятельности по созданию государственных информационных систем из средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» в объемах, установленных соответствующими законами о бюджете.

3. В решении о создании государственной информационной системы, которое принимается органом государственной власти, должны быть указаны:


    1) состав (объем) информации, подлежащей включению в государственную информационную систему, а также требований по ее защите;

    2) источники, процедуры и сроки финансирования деятельности по созданию и дальнейшей эксплуатации государственной информационной системы;

    3) требования к функциональным характеристикам (используемым техническим средствам и формам хранения, представления и обмена информацией) государственной информационной системы;

    4) сроки создания государственной информационной системы и должностные лица; ответственные за ее создание.


4. Государственные информационные системы создаются в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных нужд, а также собственными силами.

5. Условия и порядок регистрации государственных информационных систем устанавливаются Правительством Российской Федерации.

6. Принятие государственной информационной системы в эксплуатацию и ее последующая эксплуатация осуществляются в соответствии с Положением о государственной информационной системе, которое принимается ее владельцем. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать обязательные требования к такому порядку для отдельных категорий государственных информационных систем, либо для государственных систем, содержащих отдельные категории информации.


Статья 28. Обязательные требования к средствам обработки информации в государственных информационных системах

1. Для обеспечения эффективности эксплуатации государственных информационных систем, включая предоставление сведений и обмен информацией, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативному правовому регулированию в сфере информационных технологий, разрабатывает и утверждает формы хранения, представления и обмена информацией в государственных информационных системах.

2. При создании государственной информационной системы решение о формах хранения, представления и обмена информацией, используемых в данной информационной системе, принимается с учетом требований совместимости форм хранения и предоставления информации с формами хранения и предоставления информации других государственных информационных систем и формами, утверждаемыми органом государственной власти, указанным в части первой настоящей статьи.

3. В целях обеспечения надежности и безопасности функционирования государственных информационных систем технические средства, программно-технические средства и средства защиты информации, которые используются для хранения, обработки, передачи и защиты информации, составляющей содержание государственных информационных систем, должны иметь документ о подтверждении соответствия требованиям технического регламента, принимаемого в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».

4. При создании государственной информационной системы заказчик по государственному контракту или орган, осуществляющий создание информационной системы собственными силами, обязаны включить в техническое задание на ее создание требования по защите информации и обеспечению безопасности функционирования создаваемой информационной системы.


Статья 29. Исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, включаемые в состав государственных информационных систем

1. Исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, включенные в состав государственных информационных систем либо используемые в таких системах, принадлежат владельцу государственной информационной системы либо иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

2. В случае необходимости включения и использования объектов интеллектуальной собственности в государственных информационных системах, владелец информационной системы обязан получить соответствующее разрешение от обладателя исключительных прав на данные объекты интеллектуальной собственности, если иное не установлено законом. Использование объектов исключительных прав в государственных информационных системах до получения соответствующего разрешения обладателя данных объектов не допускается.

3. В случае получения отказа правообладателя и необходимости включения и использования принадлежащих такому лицу объектов интеллектуальной собственности в государственную информационную систему ее владелец вправе обратиться в суд с иском к правообладателю о предоставлении принудительной неисключительной лицензии на использование на территории Российской Федерации соответствующих объектов интеллектуальной собственности, указав основания своих требований, а также условия предоставления такой лицензии, в том числе объем использования, размер, порядок и сроки платежей.

4. При предоставлении в соответствии с решением суда указанной лицензии суммарный размер платежей должен быть установлен не ниже чем цена лицензии, обычно определяемая при сравнимых обстоятельствах. Вознаграждение за права включения и использования в государственных информационных системах объектов интеллектуальной собственности третьих лиц возмещается за счет средств, предоставляемых из государственного бюджета на создание и эксплуатацию соответствующей информационной системы.


Статья 30. Хранение и резервное копирование информации в государственных информационных системах

1. Хранение информации, содержащейся в государственной информационной системе, обеспечивает владелец информационной системы, который несет ответственность за сохранность информации и обязан принимать необходимые меры по предотвращению утраты, искажения, а при необходимости по восстановлению информации.

2. Изготовление резервной копии информации, содержащейся в государственной информационной системе, является обязательным в отношении государственных информационных систем, входящих в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации. Способ изготовления и хранения резервной копии информации должен обеспечивать сохранность информации до момента изготовления последующей резервной копии информации.

3. В перечень государственных информационных систем, для которых изготовление резервной копии информации является обязательным, могут быть включены государственные информационные системы, имеющие существенную культурную, научную, образовательную значимость, либо необходимые для реализации прав и законных интересов граждан, юридических лиц, а также полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

4. При принятии решения о включении государственной информационной системы в перечень государственных информационных систем, для которых изготовление резервной копии информации является обязательным, Правительство Российской Федерации указывает периодичность изготовления резервных копий и организацию, осуществляющую хранение резервной копии информации.

5. Организация, осуществляющая хранение резервной копии информации, обязана принимать меры по защите информации, соответствующие требованиям по защите информации, применяемым в государственной информационной системе, содержащей информацию, копия с которой передана на хранение.


Статья 31. Использование сети Интернет и иных информационно-телекоммуникационных сетей

1. Использование информационно-телекоммуникационных сетей на территории Российской Федерации осуществляется с соблюдением требований федерального законодательства о связи, а также настоящего Федерального закона и иных актов законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и защите информации.

2. Требования настоящего Федерального закона к использованию сети Интернет, применяются в отношении иных информационно-телекоммуникационных сетей, если иное не обусловлено особенностями создания и функционирования таких сетей.

3. Государственное регулирование использования сети Интернет в Российской Федерации, включая определение порядка присвоения доменных имен и установление обязательных требований к отдельным категориям интернет-сайтов, осуществляется с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области.

4. Использование сети Интернет в хозяйственной или иной деятельности российских граждан и организаций не может служить основанием установления в отношении таких лиц требований или ограничений, дополнительных по сравнению с регулированием их деятельности без использования сети Интернет. Использование сети Интернет российскими гражданами и организациями не является основанием для освобождения таких лиц от соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Федеральным законом или иным актом законодательства Российской Федерации может быть предусмотрена обязательная идентификация лиц, участвующих в информационном обмене с использованием сети Интернет. При этом получатель электронного сообщения, находящийся в Российской Федерации, вправе произвести проверку, позволяющую подтвердить, что электронное сообщение исходит от отправителя, а в случаях, установленных законом или соглашением сторон – обязан произвести такую проверку.

6. Международный информационный обмен с использованием сети Интернет осуществляется свободно и без ограничений при условии соблюдения на территории Российской Федерации установленных законом требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности.

Ограничение или приостановление международного информационного обмена может производиться только в порядке и на условиях, установленных федеральным законом.

7. Особенности подключения к сети Интернет государственных информационных систем могут быть установлены Правительством Российской Федерации, а порядок международного информационного обмена для таких информационных систем – указом Президента Российской Федерации.


Глава 6. Защита информации

Статья 32. Государственное регулирование защиты информации


1. В Российской Федерации осуществляется защита информации, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей от несанкционированного доступа, неправомерного использования, раскрытия (разглашения), распространения, изменения или уничтожения информации, в целях:

    – обеспечения целостности и достоверности информации (недопущения неправомерного изменения или уничтожения информации),

    – охраны конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен законом или в соответствии с законом,

    – реализации права на информацию (гарантированного доступа к информации, в случаях, когда такой доступ должен быть обеспечен).


2. Государственное регулирование в области защиты информации осуществляется путем установления требований по защите информации к обладателям информации, собственникам и владельцам информационных систем, пользователям информационно-телекоммуникационных сетей, а также ответственности за несанкционированный доступ к конфиденциальной информации либо за иные виды правонарушений в сфере защиты информации и права на информацию.

Статья 33. Обеспечение информационной безопасности

1. Граждане и юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе принимать любые не запрещенные законом меры по защите информации, обладателями которой они являются.

2. Для защиты информации:


    – ограничивается доступ к конфиденциальной информации путем принятия правовых, организационных и технических мер такого ограничения;

    – устанавливается режим доступа к конфиденциальной информации и работы с ней;

    – используются технические и программные средства защиты информации.


В порядке, предусмотренном законом, могут быть установлены ограничения на использование определенных категорий средств защиты информации и видов деятельности в области защиты информации.

3. При наличии ограничений на доступ к информации, либо на распространение информации, обладатели такой информации должны устанавливать условия использования информации, обеспечивающие соблюдение указанных ограничений, и информировать о них лиц, получающих доступ к такой информации.

4. Обладатели информации и собственники (владельцы) информационных систем обязаны предпринимать меры по защите информации, обеспечивающие:


    – предотвращение несанкционированного доступа к информации (к информационным системам), либо иных нарушений порядка доступа (распространения) информации;

    – своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации (к информационным системам), если такой несанкционированный доступ не удалось предотвратить;

    – минимизацию неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа (распространения) к информации;

    – возможность скорейшего восстановления информации, измененной либо уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к содержащей такую информацию информационной системе.

Статья 34. Защита информации в информационных системах

1. Собственник (владелец) информационной системы вправе по своему усмотрению принимать правовые, организационные и технические (программно-технические) меры ограничения доступа к информационной системе, если такие меры прямо не запрещены законом. Установленные ограничения являются обязательными для лиц, получающих доступ к информации, содержащейся в информационной системе.

2. При предоставлении доступа к информационной системе обладатель содержащейся в ней информации обязан определить условия и порядок использования такой информации и проинформировать получателей информации о таких условиях.

3. К правовым мерам ограничения доступа к информационным системам и последующей передачи информации из них относятся заключаемые собственником (владельцем) информационной системы договоры с лицами, получающими доступ к информационной системе, которые устанавливают процедуру получения доступа к определенной информации, условия ее последующего использования, а также условия гражданско-правовой ответственности за нарушение конфиденциальности информации.

При наличии трудовых отношений между лицом, получающим доступ к информации, и обладателем такой информации, либо собственником (владельцем) информационной системы, указанные условия могут быть включены в трудовой договор.

4. К организационным мерам ограничения доступа к информационным системам и последующей передачи информации из них относятся установление особого режима допуска на территории (в помещения), где может осуществляться доступ к информации; разграничение уровней доступа к информации по кругу лиц и характеру информации.

5. К техническим (программно-техническим) мерам ограничения доступа к информационным системам и последующей передачи информации из них относятся меры по физической защите информационных систем, использование криптографических средств защиты информации, а также систем контроля доступа и регистрации фактов доступа к информационной системе.

Использование технических (программно-технических) мер ограничения доступа к информационным системам не должно причинять вред или создавать угрозу причинения вреда здоровью и имуществу.

6. Организации, обрабатывающие информацию, доступ к которой ограничен законом, создают специальные службы, обеспечивающие защиту информации.


Статья 35. Ответственность за правонарушения в сфере защиты информации и права на информацию

1. Нарушение установленных настоящим Федеральным законом прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, является основанием для привлечения лиц, нарушивших указанные права и свободы, к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Основаниями для привлечения к ответственности, в частности, являются:


    – неправомерный отказ в доступе к информации либо неправомерное ограничения такого доступа;

    – неправомерный (несанкционированный обладателем информации либо собственником (владельцем) информационной системы) доступ к информации либо информационной системе;

    – установление незаконных мер ограничения доступа к информации или информационной системе;

    – незаконное отнесение информации к категории конфиденциальной;

    – неправомерное ограничение права на распространение информации, в том числе массовой информации;

    – нарушение обладателем информации законно установленных условий доступа к такой информации;

    – нарушение установленных законом или договором сроков осуществления доступа к информации или ее распространения;

    – неправомерное получение, разглашение или использование конфиденциальной информации;

    – злоупотребление правом на информацию;

    – нарушения конфиденциальности информации о частной жизни, коммерческой, служебной, профессиональной, процессуальной тайны, персональных данных лицом, на которое законом или договором была возложена обязанность сохранения конфиденциальности указанных видов информации.


3. В случае, если доступ к определенной информации ограничивается или запрещается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, информационный посредник (лицо, оказывающее услуги доступа к информации, либо передачи информационных сообщений) не несет ответственности за разглашение или распространение такой информации, а также за нарушение исключительных прав:

    – если его услуги ограничиваются передачей информации и он докажет, что намерение передать информацию исходило от другого лица, предоставившего данную информацию и перечень ее получателей, а также, что информация была передана в том виде, в котором он ее получил, без изменений и исправлений;

    – если его услуги заключаются в хранении информации и предоставлении к ней доступа и он докажет, что не знал или не мог знать о незаконном характере деятельности лица, которому он оказывает данные услуги, либо о незаконном характере информации, переданной на хранение, а также в случае, если после получения таких сведений он предпринимает незамедлительные меры для удаления информации или прекращения к ней доступа.


4. Освобождение информационного посредника от ответственности в случаях, указанных в пункте пятом настоящей статьи, не затрагивает его обязанности своевременно исполнить предписание уполномоченного органа государственной власти о прекращении нарушения (прекращении распространения информации, доступа к ней или удалении информации).

5. В случае, если информационный посредник не прекратил доступ к информации либо ее распространение, он несет солидарную имущественную ответственность с лицом, предоставившим ему информацию, а также несет иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации за разглашение или распространение информации, либо за нарушение исключительных прав.


Глава 7. Заключительные положения

Статья 36. Вступление настоящего Федерального закона в силу


1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 года.

2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утрачивают силу:


    – Федеральный закон от 20 февраля 2002 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, № 8, ст. 609; 2003, № 2, ст. 167);

    – Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 28, ст. 3347; 2003, № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 27, ст. 2711).

Президент Российской Федерации


&copy Информационное общество, 2004, вып. 5, сс. 44-56.