О журнале
Рекомендации
Информационные технологии и государственное реформирование в странах Европы: прогноз на 2010 год (по материалам форума Microsoft для государственных деятелей Европы)
Unknown Author
прогноз на 2010 год
(по материалам форума Microsoft для государственных деятелей Европы)
Введение
С 15 по 17 сентября 2003 года в Риме проходил 1-й ежегодный форум Microsoft для государственных деятелей Европы (Government Leaders’ Forum 2003), в ходе которого обсуждались вопросы модернизации государственного управления, экономического развития и образования.
Центральная тема данного мероприятия – «Государство в 2010 году» – вытекала из основных положений инициативы «Лиссабонская стратегия», которая предусматривает создание в Европейском союзе «самой динамичной и конкурентоспособной информационной экономики в мире»1 .
Форум проходил при поддержке властей Италии, председательствующих в Совете Евросоюза (Council of the European Union), и на приеме в честь открытия присутствовал премьер-министр Сильвио Берлускони.
Мероприятие открыли министр инноваций и технологий Италии Лючио Станца (Lucio Stanca) и генеральный директор Microsoft по странам Европы, Ближнего Востока и Африки Жан-Филипп Куртуа (Jean-Philippe Courtois). Были заслушаны программные выступления министров правительств Венгрии, Ирландии, Италии и Португалии, а также руководителей Microsoft, включая генерального директора Стива Балмера и – в прямом эфире по спутниковой связи – председателя правления и главного архитектора программного обеспечения Билла Гейтса.
На пленарных сессиях, секционных заседаниях и круглых столах обсуждались три главные темы: модернизация государственного управления, экономическое развитие и образование. В течение двух дней работы форума почти в каждом выступлении поднималось четыре общих вопроса:
- ориентация на граждан;
- интеграция и реорганизация бизнес-процессов;
- перемены в культуре;
- партнерство государства и бизнеса.
Вопрос разработки технологических решений, удовлетворяющих потребностям граждан, затрагивался на каждом заседании конференции и на многих обсуждениях в перерывах. При интерактивном опросе с использованием электронных устройств для голосования, проведенном в рамках форума, 90% участников отметило, что, по их мнению, граждане желают иметь электронное правительство, а 49% – что движущим мотивом для реализации электронного правительства является предоставление услуг гражданам. В ходе другого голосования 40% участников указало, что главным преимуществом электронного правительства является улучшение качества услуг, что вдвое превышает число людей, упомянувших другие факторы, например, его полезность для проведения реформ или повышения эффективности работы.
Кроме того, ориентация на гражданина, иначе говоря, на клиента, имеет большую важность для экономического развития. В качестве демонстрации передового опыта в улучшении обслуживания туристов был представлен Испанский туристический портал и связанные с ним международный центр телефонного обслуживания (call centre) и CRM-система2 . Хорхе Рубио (Jorge Rubio), заместитель директора Испанского государственного предприятия по управлению туристической информацией (Spanish Public Enterprise for Tourist Information Management, SEGITUR) рассказал участникам форума, как информационные технологии (ИТ) могут помочь удовлетворению запросов туристов и предоставлению им персонализированных туристических продуктов и услуг – перед путешествием, во время и после него.
В области образования ориентация на граждан означает удовлетворение потребностей учащихся путем предоставления им доступа к персонализированному обучению. Многие выступавшие говорили о том, как современные технологии могут помочь учащимся всех возрастов полностью реализовать свой потенциал. Традиционная учебная среда – это, как правило, ограниченный четырьмя стенами учебный класс и учитель, который делится своими знаниями с 20–40 учениками, обладающими совершенно разными способностями. В самом ближайшем будущем благодаря претворению в жизнь концепции «Объединенная образовательная среда» (Connected Learning Community)3 станет доступным обучение по интернету, а учащиеся получат в свое распоряжение инструменты для использования учебных материалов, находящихся за пределами их класса.
Переход к ориентации на граждан ставит много проблем перед государственными структурами и их партнерами из ИТ-индустрии. Государству необходимо определить истинные потребности сложной и разнородной аудитории. Партнеры должны создавать решения с возможностью адресного подхода и персонификации. «Я знаю на собственном опыте, – отметил Жан-Филипп Куртуа, – что знания, которые мы приобрели, помогая конечным пользователям, могут быть очень полезны для государственных органов в их переориентации на нужды граждан».
Интеграция и реорганизация бизнес-процессов
Стремясь предоставлять услуги, ориентированные на граждан, добиваться повышения эффективности своей работы и лучше реагировать на новые экономические и социальные задачи, многие органы государственной власти стараются выйти за рамки внутренних организационных структур и процессов и перейти к «межведомственному государственному управлению» (cross-boundary government).
Многие участники форума говорили о необходимости сотрудничества и интеграции данных, когда технические решения охватывают различные государственные ведомства и обеспечивают обмен информацией между ними. Благодаря этому нужная информация попадает к нужным людям в нужное время. Д-р Остин Гатт (Austin Gatt), министр информационных технологий и инвестиций Мальты, отметил, что электронное правительство в Европе требует организации взаимодействия и распространения открытых стандартов, а также дальнейшего продвижения концепции единых электронных служб (seamless e-service), включая развертывание общеевропейских онлайновых служб.
Участники форума отмечали ту роль, которую играют открытые стандарты в разработке интегрированных, функционально совместимых решений. Д-р Тьерри Вермеерен (Thierry Vermeeren), генеральный директор компании FOREM – государственной службы занятости региона Валлония в Бельгии, рассказал о том, как в системе EDEN (Employment Data Exchange Network, Сеть обмена данными о трудоустройстве) применяется распространенный XML-стандарт для публикации и обработки вакансий из различных стран Европы и для обмена данными с этими странами.
Однако информационные технологии являются лишь частью решения. Одно дело – связать различные системы, но вместе с тем существует потребность в разработке соответствующих бизнес-процедур и законов. Участники форума ознакомились с рядом примеров, демонстрирующих полезность законодательства об аутентификации посредством электронной подписи, а также с обзорами служебных процедур, позволяющих упростить работу и повысить ее эффективность.
Меир Шитрит (Meir Sheetrit) из Израиля отметил, что в прошлом обмен информацией между министерствами в стране был невелик. Каждое ведомство разрабатывало собственные ИТ-системы, что приводило к неэффективному использованию ресурсов, неполноте решений и неудобству для пользователей. Сегодня же централизованная горизонтальная инфраструктура поддерживает центры доступа извне и правительственный портал, а также технологии для ведения совместной работы внутри организации, например правительственный интранет и корпоративный портал. Межведомственное ERP-решение4 Mercava – это крупнейший проект компьютеризации в истории Израиля, поддерживающий все процедуры работы с кадрами, финансами и логистикой. Система предоставляет министерствам возможность сконцентрироваться на своих основных задачах и способствует интеграции и координации их деятельности. По словам Меира Шитрита, «преобразовав государство с помощью информационных технологий, мы в 2010 году, наверное, сможем оглянуться назад на времена до электронного правительства, и они покажутся нам архаичными и древними – какой сегодня кажется система государственного управления до эпохи телефонизации».
Перемены в культуре
Реформы, необходимые для достижения целей, поставленных в Лиссабоне, требуют не только финансовых инвестиций в оборудование, программное обеспечение, контент или организацию доступа, они требуют еще и нового образа мышления и готовности государственных служащих к переменам. Значительная часть выступающих отметила, что во многих отношениях это будет самой трудной задачей.
Хосе-Луис Арнаут (Jose Luis Arnaut), помощник премьер-министра Португалии, говорил о том, как использовать информационные и коммуникационные технологии для повышения профессионального уровня сотрудников, формируя тем самым более квалифицированную и современную рабочую силу. По его словам, Португалия стремится к созданию в государственных органах «нового культурного подхода», где в центре внимания находится гражданин, а информационные технологии служат инструментом для быстрого, простого и экономически конкурентоспособного предоставления услуг.
Современные технологии могут способствовать переменам в культуре работы, создавая информационную платформу для автоматизации бизнес-процессов, улучшения управления знаниями и совместного использования информации с целью расширения возможностей сотрудников, работающих с клиентами. «Интранет предоставляет механизм распространения информации, упрощающий коммуникации, взаимодействие и координацию между конечными пользователями в рамках организации в целом», – отметил Брид Картер (Brid Carter), директор компьютерной службы местной администрации из Ирландии.
В области образования перемены в культуре в первую очередь связаны со сменой роли учителя – чтобы тот в большей степени становился наставником для учеников, которые самостоятельно выбирают свои методы и темпы изучения материала. В своем выступлении на пленарном заседании д-р Балинт Мадьяр (Balint Magyar), министр образования Венгрии, говорил о том, как в информационном обществе учитель уже не будет доминирующим источником мудрости: «Он или она научится тому, как перейти от роли «мудреца на сцене» к роли «напарника»… По прошествии 2000 лет недолговечных реформ информационные и коммуникационные технологии вытесняют такую форму преподавания, когда учитель стоит перед классом. Системы учебы с использованием компьютеров позволяют наилучшим образом реализовать конструктивистский подход: индивидуальное обучение жизненным навыкам».
Партнерство государства и частного сектора
Все участники форума были едины во мнении, что партнерские программы государства и бизнеса жизненно важны для достижения успеха. В ходе электронного опроса 70% участников согласились с тем, что государству могли бы пойти на пользу опыт и знания частного сектора.
Димитр Калчев (Dimitar Kalchev), министр по вопросам государственного управления Болгарии, рассказал о том, как его стране удалось выработать эффективную модель сотрудничества между государством и ведущими ИТ-компаниями на основе группового подхода. Благодаря этому государственные органы смогли использовать наиболее гибкие и проверенные технологии, задействовать опыт специалистов, приобретенный в ходе реализации сходных проектов, и основываться на испытанных во всем мире подходах, которые можно модифицировать в соответствии с местными требованиями.
Джалал Хальвани (Jalal Halwani), выступавший с речью от имени Х.Е. Самир-эль-Джизра (H.E. Samir El-Jisr), министра образования Ливана, говорил о том, что способность работника использовать полученное образование в обстановке реального мира не обязательно определяется дипломами и степенями, и многие работодатели и области деятельности – будь то медицина, автомобильная промышленность или ИТ-индустрия – сегодня помимо формального образования требуют той или иной профессиональной сертификации. Подобно многим другим странам, органы государственной власти Ливана установили технологическое партнерство с корпорацией Microsoft, воспользовавшись программой лицензирования Academic Agreement, охватывающей потребности всего государственного образовательного сектора в лицензиях, услугах и программах. Среди партнерских проектов по обучению кадров – программа Microsoft IT Academy, предоставляющая наиболее современное практическое сертифицированное обучение информатике для студентов в Ливанском университете, а также в профессионально-технических учебных заведениях, которые отвечают необходимым для этого требованиям.
Правительство Италии приурочило к форуму подписание соглашения об участии в недавно объявленной корпорацией Microsoft инициативе «Партнерство в образовании» (Partners In Learning). Целью данной инициативы, рассчитанной на пять лет, является повышение уровня компьютерной грамотности школьных учителей, а также оказание им помощи в подготовке учеников к трудовой деятельности, связанной с использованием новейших технологий. От участия Италии в этой программе в первую очередь выиграют начальные школы, которые расположены в районах, населенных преимущественно малоимущими гражданами: они смогут приобрести программное обеспечение по специальным льготным ценам, а также бесплатно получат лицензии на использование операционных систем Microsoft на всех подаренных им компьютерах.
Реализация инициативы «Объединенная образовательная среда» требует обеспечения доступа к компьютерам и в интернет, повышения компьютерной грамотности учителей, атакже создания систем, связывающих все это в единое целое для эффективного управления школами и учебным процессом. «Ни одно правительство, ни один производитель программного обеспечения, ни одна телекоммуникационная компания и ни один поставщик компьютеров не способны организовать это в одиночку. Мы все должны быть «партнерами в образовании», – отметил Марк Ист (Mark East), старший директор по вопросам образования подразделения Microsoft в странах Европы, Ближнего Востока и Африки. – Мы должны создать механизм, который позволит объединить новые технологии в ИТ-сфере с методологией преподавания и учебы».
«Microsoft поднимается на ту ступень, когда она готова выступить подлинным партнером для государства в реализации следующего этапа преобразований, – продолжил Жан-Филипп Куртуа. – Мы полны решимости инвестировать в стратегические проекты, в рамках которых смогут сотрудничать государство и бизнес. Помимо инициативы «Партнерство в образовании» мы собираемся активно продолжать разработку нашей Программы безопасности государственных служб (Government Security Programme), а также намерены помогать государственным структурам в создании защищенных и надежных систем, инвестируя в другие подобные программы. Реальные инвестиции – в стратегические проекты».
В завершение руководители Microsoft заверили собравшихся, что они планируют продолжать подобные обсуждения, а многие участники отметили, что такие мероприятия, как форум для государственных деятелей, способствуют сближению государства и частного сектора.
«Мы являемся свидетелями того, что в современном обществе информационные технологии все шире используются в обучении детей и взрослых, – подвел итог Жан-Филипп Куртуа. – Мы видим, как государства начинают использовать информационные технологии для более полного удовлетворения потребностей своих граждан. Мы наблюдаем, как формируется настоящая экосистема компаний, работающих в области информационных технологий, и как эти технологии помогают повысить производительность труда и стимулируют новую волну экономического роста. От имени Microsoft я хочу заявить, что мы придаем огромное значение сотрудничеству с правительствами разных стран в реализации плана «Электронная Европа» (e-Europe) и аналогичных ему национальных программ. Мы делаем все от нас зависящее, чтобы эти планы поскорее претворились в жизнь, поскольку считаем, что их воплощение в жизнь в конечном итоге послужит на благо всех граждан».
Модернизация государственного управления
Существующая в наши дни модель государственного управления складывалась в течение многих лет, и есть основания думать, что она достигла своей вершины в другую эпоху – в послевоенном индустриальном обществе, когда предполагалось, что у всех граждан существует потребность в одних и тех же элементарных услугах государства. Каждый человек получал определенного уровня медицинскую помощь, образование, жилье, социальное обеспечение и коммунальное обслуживание. Этим требованиям отвечали массовые, предназначенные для всех граждан однотипные государственные услуги, которые одинаковым образом предоставлялись соответствующими ведомствами с вертикальной структурой управления.
В условиях обособленной деятельности государственных структур различные учреждения не испытывали особой необходимости во взаимном сотрудничестве для выполнения своих задач. У каждой организации были собственные правила и процедуры, а также, возможно, собственная правовая основа деятельности, собственные методы работы и бизнес-процессы. Каждая организация сама заботилась о сборе и анализе собственных данных, планировании, обмене информацией, принятии решений и выполнении своих функций.
Однако за последние десятилетия общество сильно изменилось. Сегодня сообщества людей в разных регионах все чаще состоят из представителей различных культур и народов и уделяют больше внимания, чем когда бы то ни было, вопросам возраста, вероисповедания, пола, особых потребностей и субкультур. Социальные проблемы стали сложными и взаимосвязанными, и социальные нужды уже не укладываются в строго очерченные рамки отдельных ведомств.
Власти, как правило, пытались решать проблемы современности и заниматься новыми видами деятельности путем создания дополнительных процедур и новых государственных структур. Возникающее при этом дублирование и частичное совпадение обязанностей часто приводило к увеличению количества служащих и ухудшению качества услуг. В то же время каждый гражданин хочет, чтобы при разработке и предоставлении государственных услуг принимались в расчет его уникальные личные обстоятельства.
И хотя реформа государственного управления или «обновление государственного устройства» (reinventing government) стоит в повестке дня руководителей и политиков с начала 90-х годов прошлого века, сегодня она получает новую значимость. В немалой степени это вызвано тем, что современные веб-технологии могут стать инструментом для преобразования государственного управления и взаимоотношений государства со своими клиентами – гражданами и компаниями. Многие государственные деятели говорят о том, что в 2010 году будет трудно оправдать сохранение вертикальной структуры государственного управления и предоставление государственных услуг на базе обособленных вертикальных ведомств с узкими функциями.
Темпы и характер модернизации государственного управления отличаются для разных стран, но при этом существует ряд общих побудительных мотивов, затрагивающих все органы власти. Среди них – потребность в эффективной и производительной работе государственного аппарата, оказание услуг с ориентацией на нужды клиента, грамотное управление и развитие экономики.
Успешные программы модернизации, как правило, имеют ряд общих черт: это искренняя заинтересованность и целеустремленность со стороны политической и административной ветвей власти; расширение возможностей государственных служащих; интеграция деятельности различных государственных учреждений наряду с реорганизацией бизнес-процессов; сотрудничество с организациями частного сектора и гражданскими объединениями; наличие программ по обеспечению общедоступности к усовершенствованным формам предоставления государственных услуг и по распространению информации о таких услугах. И наконец, залогом всего процесса модернизации служит успешное внедрение информационных технологий на базе открытых стандартов.
Сегодня власти разных стран создают государственные органы, деятельность которых весьма определенно нацелена на получение результатов, что дает им возможность выходить за рамки бюрократической системы и в большей степени действовать подобно государственным предприятиям. Такие государственные структуры формируют и поддерживают персонализированные отношения со своими клиентами, действуя эффективно и рационально и быстро реагируя на их нужды. Они работают совместно и во взаимодействии с другими государственными и частными организациями и гражданскими объединениями, стремясь предоставить клиентам единый интерфейс и комплексные услуги, находящиеся в ведении разных обособленных учреждений.
Стратегии экономического развития государства в информационную эпоху
Сегодня Европа переживает переломный момент в своем экономическом развитии. Большинство стран имеет хорошие и стабильные показатели, и качество жизни у европейцев выше, чем у людей в других частях мира. Тем не менее власти многих государств стремятся двигаться дальше. Европейский союз поставил перед собой стратегическую цель: создать к 2010 году «самую динамичную и конкурентоспособную информационную экономику (knowledge-based economy) в мире, способную к устойчивому развитию, которое сопровождается увеличением количества рабочих мест, повышением их качества и ростом общественного согласия».
Новые технологии и рост уровня образования расширили доступ к информации во всех странах мира. Это создает возможность для формирования экономических систем с новыми рынками, новыми видами коммерческих организаций, новыми способами доставки товаров и новыми методами ведения бизнеса. Движущей силой таких систем служат информационные технологии и интеллектуальный капитал, а не сырье и обрабатывающее производство.
Сегодня органы власти сходятся во мнении, что экономический рост в наши дни может быть достигнут только путем скоординированных действий, инвестиций и партнерства между государством, ИТ-индустрией и гражданским обществом.
Корпорация Microsoft уделяет большое внимание партнерскому сотрудничеству с государственным сектором. Государственные структуры являются для нее одним из главных рынков, где занято более тысячи специалистов по обслуживанию клиентов государственного сектора во всех странах мира.
Microsoft также продемонстрировала свою способность вносить вклад в развитие Европы благодаря своему участию во множестве государственных проектов, охватывающих весьма широкий спектр деятельности.
Государства все чаще рассматривают информационные технологии не только как средство предоставления информации и услуг, но и как рычаг для развития и расширения возможностей экономики. Корпорация Microsoft в сотрудничестве с государственными органами работает над тем, чтобы информационные технологии стали полезной и надежной составляющей любой программы экономического развития.
Политическая и правовая среда
Концепция и руководство
Движущей силой развития информационной экономики в странах Европы служат искренняя заинтересованность и целеустремленность руководства, которые воплощаются в принятии четких концепций и стратегий в целом ряде областей.
Стратегии экономического развития часто включают в себя нацеленность государства на организацию нужной информационной и коммуникационной инфраструктуры, выделение необходимых ресурсов и финансирования, а также привлечение к сотрудничеству частного сектора и других заинтересованных сторон. Правительства стараются адаптировать законодательную и нормативную базу, чтобы она способствовала, а не препятствовала развитию, обеспечить равные правила игры и справедливое судебное решение споров, а также оказывать поддержку в тех областях деятельности, где требуется принятие дополнительных мер.
В 2010 году наиболее конкурентоспособными станут те страны, регионы и города, в которых сегодня власти осознают важность информационных технологий для развития экономики и громко заявляют об этом. В этих странах планы совершенствования электронной сферы получают поддержку на самом высоком уровне – в лице министров, депутатов, высших руководителей, профсоюзных лидеров государственного сектора и влиятельных служащих, способных обеспечить дальнейшее содействие развитию ИТ-индустрии.
Законодательная и нормативная база
По мере развития информационного общества растут и ожидания того, что власти решат вопросы конфиденциальности и безопасности данных, интеллектуальной собственности, киберпреступности, киберсквоттинга5 и т.п. И хотя некоторые опасаются, что чрезмерное регулирование станет тормозом для развития новых технологий, в мире все же растет согласие по поводу того, что отсутствие современного законодательного и нормативного режима будет подрывать электронную коммерцию и доверие потребителей.
Законы многих европейских стран писались сотни лет назад – во времена, когда для составления документов использовались только бумага и чернила. В соответствии с ними государственным организациям часто требовалась собственноручная подпись человека, например при подаче заявки на предпринимательскую лицензию или налоговой декларации. Информационное общество конечно же работает иным образом. Люди общаются друг с другом с помощью электронной почты и используют электронные средства удостоверения подлинности, например ПИН-коды.
В целях расширения использования онлайновых служб и электронной коммерции Европейский союз и большинство национальных правительств осуществили правовое признание электронной подписи – считая, что ввод информации с помощью клавиатуры должен иметь такую же законную силу, как и росчерк пера по бумаге.
Подобным образом директива Европейского союза о защите данных требует от национальных правительств принятия законов, охраняющих права индивидуума на доступ к данным. Законы должны защищать право человека на конфиденциальность информации, которая может вызвать негативное отношение, и право возражать против использования личных данных для прямого маркетинга6 и других целей. Директива 2002 года о защите данных электронных коммуникаций охватывает и другие вопросы, например, сохранение информации интернет-провайдерами, использование файлов cookie7 и адресов электронной почты для прямого маркетинга, а также предложение справочных услуг.
Защита данных и конфиденциальность тесно связаны с уровнем доверия в интернете. Широко признается тот факт, что рост доверия приведет к увеличению числа онлайновых операций и расширению возможностей местных компаний.
Принимая во внимание глобальный характер информационной экономики, все большую силу приобретает тенденция приведения законодательной и нормативной базы в соответствие с международным правом. Так, типовой закон об электронной коммерции, разработанный Комиссией ООН по международному торговому праву (United Nations Commission on International Trade Law), предлагает ряд общеприемлемых правил по устранению юридических препятствий и созданию более безопасной правовой среды для электронной коммерции. Аналогично директива Европейского союза об электронной коммерции закрепила провозглашенный Организацией экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development, OECD) принцип, что налогообложение электронной коммерции должно производиться в стране–потребителе товаров и услуг.
Если же государства не имеют возможности привести свою нормативную базу в соответствие с международным правом, они могут заключить двусторонние соглашения со своими торговыми партнерами, чтобы избежать помех в торговле. Одним из примеров является соглашение о «надежном убежище» («safe harbour» agreement) между Европой и США, по которому американские компании обязаны получить согласие европейских граждан, прежде чем передавать их личные данные. Такой подход обеспечивает адекватную защиту конфиденциальности, но в то же время он достаточно гибок, чтобы сохранить свободу потоков коммерческой информации и развития новых технологий. Microsoft стала одной из первых компаний, подписавших это соглашение.
Вместе с тем органы власти рассчитывают, что международное сотрудничество разрешит и множество других возникающих проблем информационного общества, включая досаждающие незапрошенные сообщения или спам, которые составляют сегодня до половины всех электронных писем8 . Спам приводит к перегрузке компьютерных систем, обману потребителей и выманиванию у них денег, а также распространению противозаконного содержимого, например порнографии, по случайным адресам. Борьба со спамом обходится компаниям всего мира, которые дорожат своей репутацией, примерно в 10 млрд. евро в год.
Сбалансированная защита интеллектуальной собственности
Интеллектуальная собственность уже давно является одним из главных факторов, стимулирующих изобретательство. Но еще бульшую важность она приобретает в условиях информационной экономики, благодаря появлению возможности копировать и распространять информацию и контент в цифровом виде. К 2010 году интеллектуальная собственность будет играть важную роль во многих сферах экономики, включая почти все области науки, техники и искусства.
Дебаты вокруг интеллектуальной собственности вышли на центральное место после длительного судебного процесса, в результате которого была закрыта интернет-служба по обмену музыкальными записями Napster. К 2001 году порталом Napster пользовались миллионы людей, обменивавшихся друг с другом музыкой, что явилось наглядной демонстрацией как наличия спроса среди пользователей на загрузку музыки в цифровом виде, так и потенциала технологий peer-to-peer 9 (спустя два года, в ноябре 2003-го, портал Napster открылся вновь – уже на новой, коммерческой основе).
Правительства осознают, что безответственное использование информационных технологий не идет на пользу создателям контента и даже – в долгосрочной перспективе – потребителям. В условиях информационной экономики контент является источником стоимости, поэтому его создатели должны быть уверены в том, что продукт их труда будет защищен. Однако вместе с тем признается, что информационные технологии должны неуклонно развиваться.
Тот факт, что технология peer-to-peer может использоваться в противозаконных целях, не означает, что она сама должна быть поставлена вне закона – точно так же, как использование телефона для сговора с целью совершения преступления не означает, что телефоны нужно запретить.
Ассоциация звукозаписывающей индустрии США, возбудившая дело об авторских правах против интернет-компании Napster, теперь привлекает к себе пристальное внимание, поскольку необходимо проследить, чтобы она не запретила вообще загрузку всех файлов. С точки зрения прав интеллектуальной собственности информационная экономика приносит обществу не только беспрецедентные возможности, но и серьезные проблемы.
Большинство стран ратифицировало и ввело в действие соглашения об охране прав, предложенные Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) – одним из специализированных органов в системе ООН, либо приняло эквивалентные законы. Соглашения ВОИС предоставляют компаниям те же права на интеллектуальную собственность в интернете, какие они имеют вне Сети, а также решают такие специфические вопросы информационной экономики, как злоупотребление регистрацией доменных имен и киберсквоттинг.
Еще один вопрос в области интеллектуальной собственности возникает в связи с влиянием информационных технологий и глобализации на патенты. В мире существует 120 различных национальных патентных систем, поэтому ввиду глобальной природы информационной экономики изобретатели вынуждены подавать множество заявок на патенты, чтобы защитить свои изобретения.
Если не оформить патент в некоторых странах, то можно навсегда лишиться там права на изобретение. Поэтому примерно 90% из более чем 7 млн. заявок на патенты, подаваемых ежегодно в мире, оформляется в нескольких странах, что приводит к значительным затратам для заявителя.
Сегодня многие государства призывают к более тесному согласованию различных патентных систем, существующих во всем мире. Европейское патентное бюро (European Patent Office – EPO) недавно предприняло усилия по модернизации патентной системы Европы, упростив и оптимизировав процедуру выдачи патентов с целью расширения юридических гарантий для заявителей.
Для отрасли программного обеспечения патентная защита исторически не имела большого значения, поскольку разработчики держали свои исходные тексты в тайне и, как результат, полагались в защите своей интеллектуальной собственности на авторское право или законы о коммерческой тайне. Но по мере того как компьютеры становятся все более важной частью базовой инфраструктуры, государственные учреждения и другие организации начинают проявлять интерес к исходному коду. Приняв во внимание такую заинтересованность, корпорация Microsoft предложила ряд программ по доступу к исходным текстам своих программных продуктов10 .
Директива Евросоюза об авторских правах, в настоящее время воплощаемая странами-участницами в своих национальных законодательствах, определяет единые для всей Европы аспекты законов об авторском праве, а также приводит их в соответствие с потребностями информационной эпохи.
Сегодня стоит задача создать систему, которая бы поощряла производителей программного обеспечения открывать доступ к своим исходным текстам и вместе с тем сохраняла стимул инвестировать в исследования, разработки и изобретения. Патентное право становится одним из множества средств защиты интеллектуальной собственности для изобретений в компьютерной области – в тех случаях, когда не могут быть использованы методы охраны коммерческой тайны. Авторское право может защищать сами программные продукты, например, от пиратства и несанкционированного копирования, тогда как патенты могут использоваться для защиты новых технических принципов и идей. В этом смысле авторское право и патентная защита являются взаимодополняющими инструментами для охраны интеллектуальной собственности.
Инфраструктурная среда
Информационная инфраструктура
Сегодня органы власти осознают, что их страны не получат всех выгод от информационной экономики при отсутствии быстрой, надежной, защищенной и многоканальной информационной инфраструктуры.
Несмотря на то что информационная инфраструктура зачастую считается «виртуальной», ее развертывание требует существенных капитальных затрат. Бульшая часть инвестиций осуществляется частным сектором, однако государство играет решающую роль в обеспечении законодательной базы, формировании структуры рынка (например, путем приватизации и либерализации), регулировании цен и качества сетей и, при необходимости, стимулировании спроса.
Сегодня государственные деятели мыслят и действуют стратегически, совместно с частным сектором работая над тем, чтобы созданная к 2010 году национальная информационная инфраструктура была доступной с технической и финансовой точек зрения, а также позволяла отдельным людям, компаниям и государственным ведомствам быть полноценными участниками информационной экономики.
В зависимости от масштаба экономики и технических спецификаций оптимальный уровень либерализации и регулирования будет разным для различных коммуникационных услуг: местных по выделенному каналу, междугородных, международных, беспроводных, кабельных и спутниковых, радио- и телевещания, интернет-услуг и т.п. Соответствующая роль государства во всех этих областях также будет отличаться не только от страны к стране, но и в пределах одной страны, где местные и региональные органы власти зачастую регулируют работу коммуникационных служб или являются их владельцами.
Приватизация телекоммуникационных компаний в значительной части Европы способствовала расширению зоны покрытия сетей и доступа к ним, а также улучшению качества услуг. Рамочная директива Евросоюза, описывающая основные элементы регулирования служб и сетей электронных коммуникаций, ставит своей целью создание согласованной модели регулирования, в том числе и для вспомогательных систем и служб. В директиве приводятся обязанности национальных регулирующих организаций и устанавливаются процедуры, обеспечивающие единообразие нормативной базы в рамках всей Европы.
Широкополосный доступ
Информационной экономике требуется мощная информационная инфраструктура, основанная на широком развертывании широкополосных технологий: кабельных каналов, абонентских цифровых линий (DSL), оптоволоконного подключения зданий и стационарной беспроводной связи. Это предоставляет компаниям, гражданам и государственным органам высокоскоростной постоянный доступ в интернет, который не может быть обеспечен стандартными коммутируемыми телефонными линиями.
Высокая пропускная способность позволяет предоставлять новые виды услуг, в том числе потоковое видео, видеоконференции, электронное обучение, электронную коммерцию и веб-сервисы. Исследования показывают, что люди, пользующиеся широкополосными технологиями, чаще выходят в Сеть и дольше остаются там, чем при узкополосном подключении. Кроме того, они чаще обращаются к возможностям, которые им предлагает электронная коммерция, и с большей вероятностью применяют интернет для доступа к частным и государственным услугам.
Тем не менее сегодня во множестве стран широкополосная инфраструктура не получила повсеместного распространения. Рассредоточенность населения негативно отражается на стоимости организации как кабельной связи, так и сети DSL, причем в последнем случае она к тому же вредит качеству: чем дальше находится дом или офис от телефонного узла, тем хуже связь.
Некоторые правительства считают, что необходимо расширять участие государства в развертывании широкополосных каналов. Однако при этом они признают возможность компромисса между широтой охвата и конкуренцией на рынке. По сути дела, если главную роль в развертывании сетей играет рынок, то коммерческий стимул устанавливать скоростные каналы в сельских и бедных районах может быть невелик. С другой стороны, если позволить уполномоченному телекоммуникационному оператору развивать рынок и доминировать на нем, стремясь обеспечить широкую зону покрытия, есть риск потерять на ценовой конкуренции.
Доступность и качество информационной инфраструктуры обычно бывают лучше в тех странах, где достигнут определенный уровень конкуренции, когда бок о бок соседствуют альтернативные инфраструктуры, принадлежащие разным владельцам, – например, кабельная сеть и сеть DSL. Некоторые страны имеют конкурентное преимущество в виде уже существующей инфраструктуры на разной технологической основе, поскольку обладают обширной кабельной сетью благодаря рыночному спросу на дополнительные телеканалы.
Чтобы повысить конкуренцию в сфере широкополосной связи, некоторые органы власти в Европе сегодня заставляют существующих телефонных операторов отказываться от собственных холдингов кабельного телевидения.
Вместе с тем некоторые правительства делали попытки стимулировать создание конкурирующих информационных инфраструктур на базе единой стационарной телефонной сети – путем «развязывания цен местной связи»11 . Однако в большинстве стран между введением обязательного развязывания цен и достижением подлинной конкуренции проходило какое-то время. По этой причине сегодня многие государственные структуры анализируют эффективность своих действий в этой области.
Являясь одновременно регулирующими организациями и крупными пользователями информационных и коммуникационных технологий, органы власти также стремятся развивать широкополосный доступ в своих регионах – собирая в один пакет потребности в связи местных государственных и общественных учреждений: муниципалитетов, больниц, школ, библиотек, колледжей, университетов и т.п. и тем самым максимально используя их покупательную способность.
Многообразие каналов
Одна из основ информационной инфраструктуры – это ее способность поддерживать широкий спектр каналов доступа, чтобы люди могли обращаться к службам, контенту и приложениям независимо от того, находятся ли они на работе, дома или в пути. Доступность служб не только с персональных компьютеров, но и с таких устройств, как ноутбуки, персональные цифровые органайзеры (PDA), планшетные ПК (Tablet PC), мобильные телефоны и приемники цифрового телевидения, играет решающую роль в обеспечении охвата широких слоев общества и создании дополнительных экономических возможностей. Новые услуги, приложения и контент, получаемые по множеству каналов, будут способствовать появлению новых рынков, повышению производительности труда и росту занятости граждан.
Во многих регионах мира количество мобильных абонентов уже превысило число пользователей традиционных стационарных телефонных линий, и Европа является признанным мировым лидером в области мобильной телефонии. В настоящее время большинство мобильных устройств применяется в первую очередь для простого голосового общения или обмена короткими текстовыми сообщениями. Однако появление к 2010 году беспроводных устройств третьего поколения (3G) и смартфонов12 обеспечит наступление новой эпохи использования приложений и интернета.
Другая беспроводная технология – Wi-Fi, или 802.11b, – задействует спектр радиочастот, позволяя компьютерам, находящимся в нескольких метрах от небольшой базовой станции, получать доступ в интернет. Microsoft Windows XP поддерживает стандарт 802.11b, поэтому подключение может производиться с ноутбука или любого мобильного устройства.
В офисах, деловых центрах, аэропортах, школах и университетах, барах, кафе и других местах общего пользования устанавливаются беспроводные локальные сети и так называемые «горячие точки» (hotspots), предоставляющие людям возможность подключаться без проводов. К 2010 году все, что может быть передано по сети, будет по ней передаваться.
До сих пор доступ по технологии Wi-Fi организовывался энтузиастами, однако сейчас делаются попытки развернуть крупномасштабные беспроводные сети и создать коммерческий рынок стандарта Wi-Fi. Коммерческие проекты способны связать «горячие точки» между собой, создав беспроводное «облако» («cloud»), охватывающее большой район, в котором любое устройство, совместимое со стандартом Wi-Fi, может на высокой скорости подключаться к интернету в любое время и в любом месте.
В Европе многие органы государственной власти объединяют свои усилия с бизнесом в развертывании беспроводных сетей, и многие правительства работают над принятием регулирующих норм, которые бы позволяли организациям создавать радиоволновые локальные сети (radio local area networks, RLAN) и предлагать мобильный широкополосный доступ («broadband on the go»).
Помимо беспроводной связи, многие государственные структуры рассматривают возможность использования цифрового телевидения (ЦТВ) для организации высокоскоростной связи. ЦТВ не только предлагает более широкий выбор телеканалов, но и способно предоставлять интерактивные услуги. Поскольку почти у всех жителей европейских стран есть телевизоры и они привыкли ими пользоваться, цифровое телевидение играет важную роль в развитии информационной экономики, обеспечивая участие широких слоев общества в этом процессе.
В Европе бульшая часть программ цифрового телевидения передается через спутник, но вместе с тем они предлагаются и по кабельным каналам, а также посредством наземного цифрового вещания.
При любом из методов передачи сигнала сооружение инфраструктуры цифрового телевидения сопровождается большими финансовыми затратами. Вместе с тем потребителям иногда приходится платить до 400 евро за цифровой декодер каналов, что служит одной из причин низкого интереса людей к этой технологии. На сегодняшний день лишь единицы среди операторов цифрового телевидения получают прибыль. Однако многие государства поддерживают развитие конкурентного рынка цифрового телевидения, совместно с операторами пропагандируя в обществе преимущества ЦТВ, а также работая с местными объединениями, чтобы дать людям возможность самим определить будущее цифрового телевидения.
Защищенность инфраструктуры
Появление широких возможностей связи по интернету посредством целого ряда повсеместно доступных и мощных мобильных устройств предоставляет огромные преимущества, но вместе с тем несет и новые риски. Бульшая гибкость и более внимательное отношение к нуждам людей требует более сложных и взаимосвязанных информационных систем и программ, что приводит к увеличению числа уязвимостей в системах безопасности. Наличие таких «дыр» может быть использовано хакерами для атак на компьютеры пользователей.
Вопросы, связанные с компьютерной безопасностью, имеют особую важность для государства. Во всех областях – начиная от защиты данных, хранимых государственными органами, и заканчивая формированием доверия потребителей к новой экономике – задача обеспечения защищенности информационной инфраструктуры является одной из самых насущных.
Сегодня уже существует множество технологий и методов защиты информации, но, несмотря на это, ведется большая работа по созданию новых средств. Инфраструктура открытых ключей (Public Key Infrastructure, PKI) становится стандартом для генерации имеющих юридическую силу электронных подписей, а также главным методом, позволяющим удостовериться, что та или иная онлайновая операция подписана, защищена и выполнена. Конкретная инфраструктура PKI включает в себя все правила и процедуры, определяющие систему безопасного обмена информацией в рамках организации, отрасли, страны или всего мира. Она может использоваться как для электронного предоставления услуг, так и во внутренних административных процессах.
Основу инфраструктуры PKI составляет центр сертификации (Certificate Authority, CA), выпускающий электронные эквиваленты удостоверений личности. Используемые совместно с системой шифрования с открытым ключом, электронные сертификаты предоставляют людям и организациям возможность надежным образом подтверждать свою личность другим пользователям интернета.
Для создания инфраструктуры PKI необходимо очень многое сделать, в том числе сформулировать правила использования сертификатов и уровней доверия, разработать принципы кросс-сертификации13 и решить вопросы управления информацией, связанные с документами с цифровой подписью и сохранением данных. Кроме того, сюда относятся проблемы тестирования совместимости инфраструктур PKI и сертификатов, именования и идентификации сторон, технических спецификаций и стандартов, а также управления крупномасштабным развертыванием инфраструктуры PKI.
Поскольку в информационной экономике предпринимательские сделки и предоставление услуг должны осуществляться горизонтальным образом с выходом за рамки отдельных организаций, инфраструктуры PKI должны быть функционально совместимы – процедуры кросс-сертификации требуют много времени и затрат и поднимают ряд юридических и политических вопросов.
Разные государства применяют различные подходы к аккредитации и регулированию центров сертификации. В одних странах этим занимается частный сектор, в других – это находится в ведении того или иного государственного органа (для чего задействуется уже существующая регулирующая организация либо специально создается новая, как, например, ведомство SWEDAC в Швеции). В прочих странах центры сертификации могут при желании приобретать государственную лицензию.
Кроме того, многие органы власти берут на себя задачу формулирования обязанностей и обязательств центра сертификации в области сохранения данных и неразглашения конфиденциальной информации. Вместе с тем они решают, каким образом центр сертификации должен распределять ответственность между сторонами, создавать механизм разрешения споров, обеспечивать наличие систем контроля и аудита и соблюдение контрактов, извещать об изменениях в политике сертификации и выполнять требования по проверке персонала.
Один из способов справиться со сложностями – создать «посреднический центр сертификации» (bridge CA) для государственных и других участвующих организаций. Такой посредник стал бы неиерархическим ядром, задача которого заключалась бы в обеспечении прозрачного взаимодействия различных инфраструктур PKI. Другой возможный подход – создать общенациональный центр сертификации. Однако этот вариант несет дополнительные сложности, связанные с отличиями законодательства и политики в разных странах.
Хотя крупные корпорации и государственные ведомства могут создавать собственные инфрастуктуры PKI, сложность такого проекта может отвлекать их от решения основных задач. Кроме того, это требует больших инвестиций в информационные технологии и потому недоступно для более мелких организаций и отдельных граждан. Вследствие этого многие компании и государственные органы хотели бы, чтобы существовал независимый центр сертификации доверенной третьей стороны (Trusted Third Party, TTP), который мог бы предоставлять функционально совместимую и обладающую промышленной надежностью службу безопасности, гарантирующую аутентичность электронных операций и сообщений как их отправителям, так и получателям.
В Европе многие почтовые службы стремятся взять на себя эту роль как в отношении крупных и малых организаций, так и, в конечном итоге, частных лиц. Европейские почтовые службы, как правило, обладают достаточными техническими и финансовыми ресурсами, чтобы обеспечить безопасность и доверие клиентов. Их распределенные ИТ-системы входят в число крупнейших и наиболее технически совершенных по сравнению с любой отраслью промышленности и поддерживают работу 24 часа в сутки семь дней в неделю.
Кроме того, почтовые службы в Европе пользуются большим доверием граждан – они обеспечивают надежную доставку информации уже не одну сотню лет. Благодаря тому что почтовые службы достаточно удалены от органов власти, они имеют все основания для того, чтобы им было поручено выпускать средства электронной идентификации и управлять системой электронных сертификатов.
Гораздо больший объем работы был проделан в области формальных методов и критериев оценки безопасности. В странах Евросоюза достигнут существенный прогресс в создании законодательной базы, однако там еще предстоит преодолеть много препятствий, в том числе недостаток доверия пользователей и сравнительно высокую стоимость электронных сертификатов.
Корпорация Microsoft твердо намерена оказывать содействие своим пользователям в повышении безопасности их систем. Так, чтобы предоставить отдельным гражданам и организациям безопасный доступ к возможностям интернета, в системах Microsoft .NET и Microsoft Windows 2000 Server был реализован принцип, согласно которому обеспечение защищенности встроено в саму структуру распределенных компьютерных систем и веб-служб XML. А серверная операционная система Microsoft Windows Server 2003 поставляется в виде, «безопасном по умолчанию» («secure by default»).
Открытые стандарты и совместимость
Как у компаний, так и у государственных ведомств существует бесчисленное множество унаследованных систем с несовместимыми структурами данных, которые должны быть приведены к согласованному виду, если организации хотят совместно использовать информацию и пользоваться плодами сетевой экономики. Таким образом, фундаментальной составляющей информационной инфраструктуры является потребность в совместимости и открытых стандартах.
В одних странах задача принятия и регулирования стандартов решается под руководством государства, в других она отводится частному сектору, а где-то – это сфера совместной ответственности государства и частных компаний. При любом варианте и государство, и бизнес принимают во внимание уже существующие международные стандарты. Многие органы власти поддерживают открытые стандарты и подают пример, создавая модели взаимодействия, описывающие их собственные технические правила.
Модель взаимодействия устанавливает необходимые предварительные условия для достижения согласованности и интеграции данных в государственном секторе. Соблюдение этих требований, как правило, обязательно для всех государственных систем, а также для систем частного сектора и сторонних поставщиков, подключающихся к государственным системам и службам.
Основная направленность моделей взаимодействия заключается в применении всеми государственными системами открытых интернет-стандартов, в том числе языка XML как основного стандарта для интеграции данных. Нередко правительства, ИТ-индустрия и другие заинтересованные участники совместно разрабатывают правила и стандарты, а согласованные XML-схемы затем публикуются в интернете для всеобщего использования.
Открытые стандарты предназначены для обеспечения совместимости множества конкурирующих реализаций, имеющихся на рынке, при соблюдении определенных минимальных требований. Причем открытый стандарт не имеет отношения к модели разработки, используемой для реализации этого стандарта.
Что касается модели разработки ПО, открытый стандарт может быть с равным успехом реализован как в программном пакете, защищенном правом собственности, так и в программном пакете с открытым кодом. Также верно и то, что разработка ПО вовсе не обязательно должна базироваться на стандартах, и многие программы с открытым кодом разработаны без их учета. В более узком смысле открытый стандарт – это спецификация, тогда как ПО с открытым кодом – это программный код, который может являться или не являться реализацией открытого стандарта.
Взаимоотношения государства и бизнеса (G2B)
Онлайновые операции и услуги
Компании самого разного размера – от очень маленьких до самых крупных – используют новые технологии и прибегают к электронной коммерции для улучшения учета товарных запасов, снижения цен на продукцию и различного рода рационализации своей деятельности. Тем не менее многие европейские предприятия по-прежнему расходуют тысячи евро в год и тратят множество времени на заполнение государственных бумажных форм в соответствии с различными законами и нормами. Мелкий бизнес испытывает наибольшие трудности из-за канцелярской волокиты и бюрократизма, связанных с такими действиями, как уплата налогов и профессиональных пошлин, получение лицензий и разрешений, предоставление статистических отчетов, наем сотрудников и обеспечение их деятельности, регистрация новых компаний и начало производственной деятельности, а также запись на прием в государственные учреждения.
Решения типа government-to-business (государство – бизнес) включают в себя полный спектр операционных услуг, которые образуют систему, построенную исходя из задач пользователей или сегментации клиентов, а не на базе традиционной структуры государственного управления. Портал или универсальное учреждение (one-stop shop) для бизнес-сообщества предоставляет быстрый доступ к информации различных государственных органов о регулирующих нормах, инструменты, помогающие соответствовать этим нормам, а также возможность осуществлять операции.
Взаимодействуя с государством электронным образом, компании получают возможность еще в большей степени упростить и оптимизировать свои внутренние процессы, завершив переход к электронной коммерции. Они могут производить операции быстро, в удобное для них время и не неся расходов, связанных с содержанием в штате юриста или бухгалтера. Все это дает им конкурентное преимущество, предоставляя больше свободы для концентрации на своей основной деятельности.
Правительства понимают, что они находятся в уникальном положении, позволяющем стать катализатором перемен и возглавить переход от индустриальной эпохи к информационной. Преобразуя собственную деятельность путем перехода от бумажных методов работы к электронным, они самым серьезным образом дают понять компаниям, особенно местным малым и средним предприятиям, что им необходимо переходить на цифровую основу ведения бизнеса. При этом электронное правительство может обеспечить экономию государственных средств и более надежный поток поступлений в государственную казну.
Инвестиции и торговля
Привлечение иностранных инвестиций – важная задача для многих властей, и интернет является идеальным средством представить город, регион или страну в выгодном свете и привлечь внимание инвесторов и людей, выбирающих место для ведения бизнеса.
При публикации в интернете инвестиционная информация не ограничена строгими форматами данных; ее можно просматривать в удобной визуальной форме в виде взаимосвязанных карт, таблиц, графиков, изображений и текста. Таким образом, инвесторы могут увидеть возможные проекты для инвестиций, по результатам поисков составить список потенциальных мест для ведения бизнеса и подготовить более точные планы для задуманного инвестиционного проекта.
Возможность быстро, надежно и эффективно экспортировать и импортировать товары также является одним из главных факторов, влияющих на принятие любого делового решения об инвестировании в ту или иную страну. В условиях глобальной экономики местные промышленные товары зачастую собираются из компонентов, производимых в другой стране, и весь этот процесс координируется по электронным средствам связи. По мере роста сложности цепочки поставок возрастает зависимость от своевременной доставки и производства.
Сокращение или ликвидация пошлин благодаря либерализации торговли привела к экспоненциальному росту объемов международной коммерции. Это увеличивает административную нагрузку на таможенные ведомства, а также ограничивает их пропускную способность из-за лимитированных мощностей. Более того, сегодняшняя обстановка в сфере безопасности диктует необходимость таможенным ведомствам также усилить меры защиты и укрепить контроль границ.
Современные реалии всемирной торговли часто вступают в противоречие с деятельностью правительств внутри своих стран, где в основном еще работают правила, процедуры и технологии вчерашнего дня. Либерализация торговли привлекает повышенное внимание к таким нетарифным барьерам и препятствиям, как задержки на границах, сложные формальности и коррупция, – включая требование взяток за ускорение продвижения товаров. Расходы и задержки при пересечении границ из-за медлительности и неэффективности процедур растаможивания способны отвратить от инвестиций в страну даже самые крупные компании.
Сегодня таможенные ведомства стараются найти правильный баланс между «контролем» и «содействием», и им требуются такие средства, которые позволят обходиться с законопослушными коммерсантами иным образом, чем с теми, кто не соблюдает правил торговли.
В целях обеспечения безопасности и содействия торговле необходимо провести автоматизацию, упростить и согласовать многосторонние торговые и таможенные процедуры. Для этого Всемирная торговая организация (ВТО), а также Всемирная таможенная организация (World Customs Organization, WCO) и Европейская экономическая комиссия ООН (United Nations Economic Commission For Europe, UNECE) разрабатывают нормативы и системы контроля, которые обеспечат реальную предсказуемость условий для импортеров и экспортеров.
Европейская экономическая комиссия ООН занимается продвижением проекта UNeDocs (UN Electronic Trade Documents, «Электронные торговые документы ООН», www.unece.org/etrades/unedocs), в котором описываются электронные эквиваленты бумажных торговых документов, основанные на лучших из существующих торговых стандартов.
Корпорация Microsoft оказывает поддержку работе комиссии. Так, концепция электронных документов UNeDocs согласуется с инновациями и развитием технологий в ряде новых программных продуктов – например, в Microsoft Office Professional Edition 2003 и Microsoft Office InfoPath 2003. Кроме того, Microsoft ставит своей целью помочь независимым производителям ПО в создании корпоративных приложений с поддержкой UNeDocs, используя технологии на базе .NET.
Переход к процессам на базе информационных технологий является не просто автоматизацией существующих процедур – он создает возможность для преобразования старых методов работы путем ликвидации избыточных действий и многократного ввода данных. В сфере содействия торговле это означает освобождение таможенных служащих от неквалифицированной бумажной работы, что позволит им сосредоточиться на главных функциях и задачах, например, на обеспечении соблюдения законов. Веб-технологии помогают связать друг с другом всех ключевых участников таможенной деятельности, включая сами таможенные ведомства, а также контролирующие органы, налоговые службы и полицию.
Таможенные ведомства применяют информационные технологии не только для повышения внутренней производительности, но и для сокращения объемов бумажной работы и улучшения отношений со всей импортно-экспортной отраслью: коммерсантами, торговыми агентами, компаниями, производящими растаможивание и экспедирование, банками и финансовыми учреждениями, складскими компаниями, агентами по авиаперевозкам и компаниями по доставке грузов судами и автотранспортом.
Оптимизируются и автоматизируются декларации и другие таможенные документы, например накладные на морские и авиаперевозки, сертификаты на транспортные средства и разрешения на ввоз и вывоз грузов, которые прежде использовались только в бумажном виде. Теперь коммерсанты могут вводить всю необходимую для растаможивания информацию на защищенном веб-узле, где производится быстрая и безопасная обработка документации – 24 часа в сутки, с абсолютным минимумом бумажной работы.
Государственные закупки
Государственные органы закупают все – от канцелярских принадлежностей до истребителей. Контракты на государственные работы и государственные закупки товаров и услуг в странах ЕС составляют около 720 млрд. евро ежегодно, что составляет 11% всего валового внутреннего продукта Евросоюза.
Коммерческие отношения c государственными органами и государственные закупки – это не только приобретение товаров и услуг. Их целью является усиление конкурентоспособности страны, сохранение доверия инвесторов и предпринимателей, содействие развитию малого бизнеса, поддержка ключевых отраслей промышленности, обеспечение честной конкуренции и создание рабочих мест. Такая многогранность задач экономической и социальной политики превращает государство в важную движущую силу любой национальной экономики.
В соответствии с программами модернизации государственного управления многие организации-покупатели предпринимают шаги для реформирования и оптимизации своих закупочных систем. Это дает возможность сформировать рынок государственного сектора, который был бы более эффективным и привлекательным для покупателей и поставщиков. В сфере государственных закупок органы власти все чаще ставят задачу повысить соотношение цены и качества путем заключения специализированных контрактов, использования передовых методов работы и обмена опытом с другими государственными структурами.
Выполнение этих задач требует тесной связи систем государственных закупок с системами финансов и логистики, а также разработки бизнес-процессов для стратегического управления отношениями с главными поставщиками и партнерами по бизнесу.
Многие приложения для электронных закупок (e-procurement) служат важным катализатором ускорения реорганизации и автоматизации закупочных процессов, снижения затрат на инвентаризацию, сокращения сроков обработки счетов, а также развития более тесного сотрудничества и улучшения отношений между государством и бизнесом на протяжении всей цепочки поставок продукции.
Онлайновые каталоги с оплатой по кредитным или закупочным картам14 , торговые площадки и обратные аукционы15 на базе веб-технологий совершенствуют процесс государственных закупок, основанный ранее на сетях электронного обмена данными (EDI), которые являлись единственным электронным связующим звеном между государством и его поставщиками. Объявление тендеров и подача заявок на контракты по интернету, а также получение предложений цены в электронной форме улучшают качество информации, ускоряют процесс закупки и при наличии механизмов автоматизированного контроля и аудита делают его более прозрачным.
Кроме того, система электронных закупок предоставляет поставщикам более простой и быстрый способ доступа к важной информации о контрактах и сопутствующих процедурах и позволяет им просматривать тендерную документацию и заявки на контракты как в масштабах Европы, так и всего мира.
Многие государственные структуры производят аутсорсинг стандартных функций, чтобы обеспечить более предсказуемый и точный учет затрат и в то же время высвободить собственных служащих для работы над более важными проектами. Так, контракты на управление рабочими местами (seat management)16 обычно охватывают все настольные компьютеры организации и соответствующее программное обеспечение, оборудование, сетевые службы, сопровождение, обновление, службу поддержки, обучение и консультирование.
Возникают и другие виды партнерств государственного и частного сектора, включая совместные предприятия, в которых расходы по проекту не возмещаются полностью путем взимания платы с конечных пользователей, но субсидируются из государственных фондов. Во многих случаях государственные субсидии направлены на решение более широких социальных задач, которые не отражаются в денежных потоках проекта, – например, в целях оживления экономики.
Поддержка предпринимательства
Электронная коммерция в ключевых отраслях промышленности
Информационные технологии являются силой, которая ведет к модернизации. Они помогают компаниям повысить экономическую эффективность, а их сотрудникам – увеличить производительность труда, обеспечивая тем самым возможность расширить выпуск продукции и увеличить зарплаты без повышения цен. Благодаря этому «чуду производительности», страны, в которых широко применяются современные технологии, смогли достичь более высокого уровня неинфляционного роста. Поэтому, несмотря на крах «мыльного пузыря» доткомов17 и спад мировой экономики, степень использования информационных технологий и производительность труда сохранились на прежнем уровне, свидетельствуя о том, что электронная коммерция оказала значительное структурное воздействие на экономику и не является просто циклическим явлением.
Темпы роста электронной коммерции по-прежнему обгоняют темпы роста традиционной торговли, а количество людей, использующих интернет во всем мире, почти утроилось: примерно с 200 млн. человек в 2000 году до более чем 600 млн. в 2003 году. Ожидается, что к концу 2005 года уровень пользования интернетом достигнет 2 млрд. человек, и, вероятно, половина из них будут подключаться к Сети не с персональных компьютеров, а с других устройств.
Тем не менее многие европейские компании не способны воспользоваться этими возможностями, поскольку они не подключены к Сети. В частности, лишь небольшая доля малых и средних предприятий использует интернет для ведения электронной коммерции по модели B2B (business-to-business – бизнес–бизнес) или B2C (business-to-consumer – бизнес–потребитель).
Правительства европейских стран предпринимают целый ряд шагов, направленных на поддержку бизнес-сообщества в освоении новых технологий. В сотрудничестве с ИТ-индустрией и торговыми палатами государственные органы помогают «снять завесу таинственности» с информационных технологий, предоставляя компаниям материалы о примерах использования передовых методов управления, средства для проведения самооценки и практические советы о том, как выйти в Сеть и максимально использовать возможности, предоставляемые электронной коммерцией. Эта информация, как правило, распространяется по множеству каналов, включая консультантов, курсы обучения и семинары, печатные материалы и, конечно, интернет.
Вместе с тем непредвзятое положение государства дает ему хорошую возможность выступать в качестве помощника или посредника, организуя в интернете бизнес-справочники и информационные клиринговые палаты, которые могут содержать описание компаний, сравнительный анализ, деловые ссылки, информационные и финансовые ресурсы. При этом новые подходы к совместному использованию информации способствуют достижению лучшего взаимопонимания между бизнесом и конечными пользователями.
Для небольших местных компаний, не имеющих известного имени или сильного бренда, недостаточно простого присутствия в иинтернете. Даже если компания способна поддерживать собственный веб-узел, ей трудно продвигать свои продукты на мировом рынке. Покупатели не станут приобретать товар по Сети у какого-то незнакомого продавца, находящегося вдали от них. Или же они просто не смогут найти этот веб-узел. Поэтому в некоторых регионах муниципалитет или государственное ведомство организовывает и поддерживает виртуальный торговый пассаж, где местные компании могут демонстрировать и продавать свои изделия18 .
Инфраструктурная поддержка со стороны центральных или муниципальных властей усиливает позиции местных компаний на рынке и дает им чувство большей надежности. Покупатели также ощущают себя увереннее, делая покупки в магазине, где качество продукции и платежная система гарантируются муниципалитетом.
Одним из крупнейших и наиболее быстрорастущих потребительских секторов в интернете стал туризм, и глобальная экономика постепенно преобразует всю туристическую отрасль. Поведение туристов становится менее предсказуемым в связи с переменами в обществе, реорганизацией труда, низкими ценами на авиаперелеты и появлением множества новых, альтернативных мест для отдыха.
Сегодня интернет превратился в главный источник информации по специализированным туристическим рынкам, однако несмотря на обилие онлайновой туристической информации, она зачастую неоднородна по своему качеству, неструктурированна и разбросана по множеству различных веб-узлов. Поэтому туристические порталы стали для органов государственной власти важным инструментом, позволяющим рекламировать свою страну или регион, помогать туроператорам продавать товары и услуги, а также предоставлять отдыхающим возможность планировать поездки и бронировать места.
По материалам информационного бюллетеня для государственных служб Московского представительства корпорации Microsoft
«Информационные технологии и государственное реформирование в странах Европы: прогноз на 2010 год»
(выпуск 25, рассылается бесплатно вместе с данным номером журнала).
Дополнительную информацию можно найти на русскоязычном сайте
«Государство в XXI веке» по адресу:
Ссылки:
1 Стратегия экономического развития и повышения конкурентоспособности стран Евросоюза, или «Лиссабонская стратегия», была подписана в марте 2000 года Европейским советом в Лиссабоне (Португалия). Она представляет собой программу экономических и социальных реформ Евросоюза на 2000–2010 годы, главной целью которой является достижение мирового экономического и технологического лидерства.
2 СRM (Customer Relationship Management) – управление взаимоотношениями с клиентами.
3 Более подробную информацию об этой концепции можно найти в бюллетене представительства Microsoft в России и СНГ «Образование, наука и развитие кадрового потенциала. Часть 1. Информационные технологии в школьном образовании», выпуск 16, сентябрь 2002 г., по адресу: http://www.microsoft.com/rus/government/newsletters/issue16/.
4 ERP (Enterprise Resource Planning) – планирование ресурсов в масштабе предприятия. Объединяет все ресурсы, необходимые для работы предприятия, включая планирование заказов, финансов и т.д. Рекомендациям этого стандарта должны отвечать все современные системы управления предприятиями.
5 К и б е р с к в о т т и н г – захват известного или ценного доменного имени (например, идентичного названию какой-либо компании) с целью его перепродажи заинтересованной в нем стороне.
6 П р я м о й м а р к е т и н г – продажа товаров путем прямого обращения к покупателям по почте, телефону или телевидению.
7 Cookie («пирожок») – текстовая строка с данными о пользователе, возвращаемая веб-сервером при регистрации пользователя. При следующем посещении этот веб-узел автоматически получает доступ к сведениям о пользователе. К числу этих сведений относятся, например, имя пользователя, адрес, номер телефона, предпочтения при просмотре. Существует несколько типов строк cookie, и обозреватель Internet Explorer 6.0 позволяет разрешить использование любых файлов cookie, только некоторых типов или вообще запретить их использование.
8 Более подробную информацию об этом явлении можно найти в бюллетене представительства Microsoft в России и СНГ «Спам: общественная опасность и способы борьбы», выпуск 23, январь 2004 г., по адресу: http://www.microsoft.com/Rus/Government/Newsletters/Issue23/Default.mspx.
9 Peer-to-peer – модель обмена информацией, когда устройства, подключенные к сети, могут напрямую связываться друг с другом и каждое может выступать как в качестве клиента, так и в качестве сервера.
10 С инициативой Government Security Program (GSP) можно ознакомиться по адресам: http://www.microsoft.com/rus/news/issue.asp?15-01-2003-gsp.xml и http://www.microsoft.com/rus/news/issue.asp?20-01-2003-windows_source_open.xml.
11 «Развязывание цен местной связи» (local loop unbundling) – требование к организации, управляющей рынком телекоммуникаций, сделать доступными для других провайдеров отдельные компоненты своей сети, чтобы другие провайдеры могли предоставлять полный спектр телекоммуникационных услуг, соблюдая при этом условия конкуренции.
12 С м а р т ф о н – сотовый телефон, обладающий некоторыми функциями карманного ПК.
13 К р о с с – с е р т и ф и к а ц и я – соглашение о взаимном доверии между центрами сертификации. Когда два таких центра договариваются о кросс-сертификации, они соглашаются доверять сертификатам, выпущенным партнером по договору, как своим собственным. В результате пользователи одного центра сертификации могут защищенным электронным образом взаимодействовать с клиентами другого.
14 З а к у п о ч н а я к а р т а (procurement card) – средство платежа, с помощью которого сотрудники отделов снабжения могут закупать для своих организаций товары и услуги – как правило, на текущие нужды и недорогие – без необходимости получать санкцию руководства.
15 О б р а т н ы й а у к ц и о н (reverse auction) – аукцион, когда покупатель заявляет о своем желании купить какой-либо товар, а потенциальные продавцы предлагают свои цены, понижая их по ходу торгов.
16 У п р а в л е н и е р а б о ч и м и м е с т а м и (seat management) – деятельность по обеспечению функционирования рабочих станций в корпоративной сети; часто организации передают эту работу сторонним подрядчикам. Функции подрядчика зависят от условий контракта – от администрирования ПО, принадлежащего организации, до сдачи ей в аренду собственного оборудования и ПО с обустройством рабочих мест на его основе.
17 Д о т к о м (dotcom) – интернет-компания, чей бизнес и источники получения прибыли сосредоточены в интернете. Название образовано от английского прочтения окончания большинства интернет-адресов таких компаний, например www.company.com (точка в интернет-адресе по-английски называется dot).
18 С примером создания подобной системы электронной коммерции в муниципалитете города Сиены (Италия) можно познакомиться в бюллетене представительства Microsoft в России и СНГ «Реализация проектов электронного правительства. Мировой и отечественный опыт», выпуск 19, март 2003 г., по адресу: http://www.microsoft.com/rus/government/newsletters/issue19.
© Информационное общество, 2004, вып. 3-4, сс. 129-143.