О журнале
Рекомендации
Проект «Национальная Стратегия Развития Информационного Общества» – приоритет для социально-экономического развития Украины
Колодюк А.В.
А.В. Колодюк
Феномен возникновения информационного общества тесно связан с комплексным и органичным развитием человека, созданием условий для его духовного и умственного обогащения, наращиванием человеческого капитала. Вместе с тем информационное общество является основой развития социальной, экономической, гуманитарной, культурной и других сфер общественной жизни, в первую очередь в интересах граждан, повышения их благосостояния и роста эффективности экономики. Совершенно очевидно, что такой подход не может ограничиваться рамками отдельного государства или группы стран, поскольку по своей сути информационное общество является глобальным явлением. Таким образом, глобальной является его миссия. Исключений из этого правила нет: информационное общество уже давно преодолело границы всех без исключения континентов, а человечество ХХІ века живет при новых исторических реалиях.
Но рядом с развитием информационного общества на международном, региональном, национальном и локальном уровнях происходит и процесс информационного разделения. Он состоит в том, что преимущественное большинство людей не знают (или, что еще хуже, не желают знать) про новейший тип общественного строя. Так, сегодня только 10% жителей земного шара имеют доступ к глобальной сети Интернет. Принято считать, что это связано с бедностью целых регионов планеты. Но этот показатель все же мог бы быть значительно больше, если бы люди не были убеждены (в силу разных причин), что в их странах нет и никогда не будет информационного общества.
Причем речь идет не о бедных слоях населения, а, в преимущественном большинстве, о достаточно обеспеченных и влиятельных людях, которым в полной мере доступны информационно-коммуникационные технологии и все преимущества такого использования. Следовательно, проблема стоит в другой плоскости – человеческом сознании, в неготовности или нежелании осознать те изменения, которые принесла с собой информационная революция.
В международной практике эту проблему сегодня кое-где решают благодаря внедрению инструментов «электронного привлечения», направленных на то, чтобы каждый человек понял, что, независимо от своего возраста, пола, социального статуса, уровней прибыли, географического или физического местонахождения, рода занятий, он существует в информационном обществе, которое, что самое главное, в состоянии эффективно функционировать в интересах всего общества.
В Украине, как и в других молодых в информационном плане странах мира, возникают и еще долго будут возникать вопросы о существовании, преимуществе и проблемах информационного общества. Хотя на вопрос о том, существует ли информационное общество, цивилизованный мир уже дал однозначный ответ на Всемирном саммите по вопросам информационного общества, который состоялся 10–12 декабря 2003 года. Впервые на таком уровне собралось 13 тысяч участников из 161 страны мира, чтобы достичь консенсуса по дальнейшему развитию информационного общества. Понятно, что после утверждения проектов Декларации принципов и Плана действий, своеобразной Конституции информационного общества, уже мало кто, в первую очередь среди государственных лидеров, будет сомневаться в приоритетности собственно информационного развития страны.
На политическом уровне информационное общество перестало быть социальной теорией или очередным вымыслом футурологов. Взамен каждая страна мира призвана находить и использовать те эффективные ресурсы и способы, которые в ближайшем будущем позволят улучшить внутренние показатели ее развития и усилить геополитическое состояние на уже существующей информационной карте мира. Для развивающихся стран и стран с переходными экономиками основой политики развития информационного общества должно стать конструктивное использование опыта развитых стран, которые являются мировыми лидерами в этой сфере. На протяжении последних десяти лет лидеры развитых стран, так называемого «золотого миллиарда», наконец осознали потенциал внедрения ИКТ в разные сферы жизни. Как результат, они существенно пересмотрели национальные приоритеты и планы социально-экономической трансформации общества, в том числе в части, которая касается улучшения уровня жизни граждан. В то же время страны, которые до этих пор не переориентировались на широкое внедрение ИКТ, остаются на обочине глобальных процессов.
Исходя из необходимости в сжатые сроки сформировать стратегическое видение социально-экономического развития Украины на ближайшую перспективу, специально созданная Общественная рабочая группа (ОРГ) «Электронная Украина» в июне 2003 года начала разработку проекта Национальной Стратегии Развития Информационного Общества Украины. При инициативе и спонсорской поддержке Фонда «Информационное Общество Украины», а также при содействии «Телеком» и ИТ-комитетов Американской Торговой Палаты был проведен круглый стол «Программа “Электронная Украина„ – общество и государство». Итогом этой встречи стало создание рабочей группы под условным названием «Электронная Украина». Уже в сентябре того же года рабочая группа получила статус общественной. Со временем группа получила поддержку Международного Фонда «Відродження» и ПРООН.
Одним из первых заданий группы стало определение структуры деятельности и специализированных направлений – институционного, экономического, технологического, общественного, инновационного, образовательного и юридического, в рамках которых было налажено консолидированное сотрудничество между всеми заинтересованными сторонами. В этот круг вошли как представители различных секторов – государственного, частного и общественного, так и научные работники, которые были активно привлечены к его деятельности. Инициированное таким образом сотрудничество строилось на принципах открытости, инициативности, самостоятельности и равенства всех участников. Основными формами организации работы стали рабочие встречи, круглые столы, открытые дискуссии, конференции, презентации, а также обсуждения на открытом форуме в режиме онлайн (на сайте http://www.e-ukraine.com.ua).
Проект Стратегии впервые был представлен для публичного обсуждения во время проведения Общественного Форума «Общественный сектор ЗА!», который состоялся 4 декабря 2003 года в Киеве. Он был организован Фондом «Информационное Общество Украины» при поддержке и финансовой помощи Международного Фонда «Відродження». Целью этого мероприятия было привлечь внимание широких кругов общественности к проекту «Национальная Стратегия Развития Информационного Общества Украины» и получить оценку со стороны отечественных специалистов и общественности. Полученные рекомендации по усовершенствованию текста проекта стали основой для продолжения работы в этом направлении и представления Украины в рамках проведения первой стадии Всемирного саммита по вопросам информационного общества в декабре 2003 года в Женеве (Швейцария).
10 декабря того же года на специальном мероприятии во время проведения Саммита члены ОРГ «Электронная Украина» представили международным специалистам проект Национальной Стратегии Развития Информационного Общества Украины, который содержал цели, структурные направления, план реализации и ожидаемые результаты Стратегии. В этот раз целью было получение международной экспертной оценки и рекомендаций. Кроме положительных отзывов, в адрес Стратегии было направлено немало конструктивных предложений по ее дальнейшему усовершенствованию. Особенно важной при этом была позиция представителей тех стран, в которых подобные Стратегии уже внедрены и действуют на практике, так как для Украины ценными являются как успешные примеры внедрения, так и анализ трудностей и преград на этом пути.
По окончании первой стадии Всемирного саммита по вопросам информационного общества проект Национальной Стратегии Развития Информационного Общества Украины был доработан с учетом международных экспертных оценок и рекомендаций.
Были выделены 10 основных направлений Стратегии: формирование экономической среды, развитие социального капитала, роль масс-медиа, электронное управление, развитие телекоммуникационной инфраструктуры и национальной инновационной системы, развитие экспортноориентированных ИКТ-производств, институциональное обеспечение, гармонизация информационного законодательства с нормами ЕС.
15 апреля 2004 года в рамках Международной региональной конференции GKP стран Восточной Европы и Центральной Азии «Развитие Информационного Общества: от стратегии к действиям» (Киев, Украина) проект «Национальная Стратегия Развития Информационного Общества» был представлен органам государственной власти.
Инициативы общественного сектора были поддержаны правительством Украины. Премьер-министр Украины Виктор Янукович утвердил План подготовки ко второй стадии Всемирного саммита по вопросам информационного общества в Тунисе в 2005 году. Одним из пунктов этого Плана является поручение Академии наук Украины, Министерству образования и науки Украины, а также Госкомсвязи разработать Национальную стратегию развития информационного общества Украины и План действий при участии научных кругов и общественных организаций.
Основная цель Общественной рабочей группы «Электронная Украина» на сегодняшний день – это продолжение диалога с органами государственной власти и научными кругами по созданию Национальной стратегии развития информационного общества.
Первичная задача в процессе разработки данного проекта состояла в формировании стратегического видения развития информационного общества в Украине, сравнении этого процесса с другими национальными программами социально-экономического развития, а также в укреплении международных позиций нашей страны. В этом контексте следует обратить внимание на такие утверждения:
- стратегия развития информационного общества должна стать важной составляющей долгосрочной социально-экономической политики Украины и решающим фактором обеспечения ее геополитической конкурентоспособности;
- стратегия развития информационного общества в Украине должна служить ее приближению к Европейскому Союзу, где интеграционные процессы обеспечиваются реализацией «Лиссабонской стратегии» (2000) на базе исполнения программ «е-Europe» и «Плана действий е-Europe+» для стран-кандидатов;
- информационная природа современной цивилизации обуславливает для Украины необходимость широкой интеграции в мировые процессы создания и применения ИКТ как предпосылки преобразования в высокотехнологическую, конкурентоспособную страну;
- формирование и реализация Стратегии станут решающим фактором достижения и долгосрочной поддержки ее глобальной социально-экономической конкурентоспособности.
Авторы проекта также исходили из того, что развитие информационного общества связано, в первую очередь, с интеллектуализацией труда, предоставлением самого высокого приоритета процессам продуцирования новых знаний, которые обуславливают социально-экономическое развитие. При этом они руководствовались современной мировой тенденцией необходимости для каждого человека учиться на протяжении всей жизни. Данный тезис является особенно актуальным для стран Восточной и Центральной Европы, так как для многих из них приоритетом сегодня является присоединение к Европейскому Союзу в мае 2004 года. В общем коммюнике Лиссабонского Саммита 2000 года была так определена стратегическая цель ЕС: «построение наиболее конкурентоспособной и динамичной экономики знаний в мире до 2010 года».
На основе сформированных стратегических взглядов на развитие информационного общества в Украине члены ОРГ «Электронная Украина» определили такие стратегические цели этого процесса:
- обеспечение условий для прогрессивной социально-экономической трансформации украинского общества путем привлечения каждого гражданина к активному использованию информационно-коммуникационных технологий в разных сферах жизнедеятельности;
- применение действенных мер к сохранению и усилению профессионального кадрового потенциала страны, который помог бы при помощи ИКТ создавать, поддерживать и расширять конкурентоспособные отрасли производства в Украине;
- широкое внедрение электронных способов коммуникации общего информационного доступа с целью обеспечения прозрачности сотрудничества общественного, частного секторов и государства, а также государственных органов между собой;
- стимулирование частных инвестиций в научно-технологические разработки и инновационную деятельность, в частности, посредством партнерства бизнеса и науки, что будет стимулировать развитие высоких технологий.
Развитие информационно-коммуникационных технологий является одним из наиболее важных факторов экономического роста в информационном обществе. Конечно, этот фактор не единственный, но характеристики состояния и динамики именно этой сферы выступают сегодня в качестве центральных индикаторов конкурентоспособности и развитости страны. Таким образом, для того, чтобы увидеть путь развития и конечную цель Стратегии, очень важно оперировать реальными данными электронной готовности Украины. Еще важнее, как показал процесс разработки Стратегии, оказалось определение позиций Украины в глобальном контексте развития информационного общества.
Итак, в мировых рейтингах конкурентоспособности, которые составляет международная организация «Всемирный экономический форум», Украина пребывает в восьмой десятке: в 2002 году по общему индексу конкурентоспособности Украина была на 77 месте, по индексу технологий – на 72, по субиндексу развития ИКТ – на 67. В 2002 году позиции Украины ухудшились по общему индексу на 9 мест по сравнению с 2001 годом, эта тенденция повторилась и в 2003 году.
Положительным моментом на сегодняшний день является то, что Украина владеет уникальным кадровым ресурсом для развития образовательной сферы информационного общества. Ежегодно высшие учебные заведения Украины выпускают 50 тысяч ИТ-специалистов (включая математиков). Украина занимает четвертое место после США (194 тыс.), Индии (145 тыс.) и России (68 тыс.) по количеству сертифицированных программистов (данные международного агентства Brain Bench). Таким образом, Украина владеет мощными кадровыми и другими ресурсами для того, чтоб предлагать интеллектуальные услуги на мировых рынках.
Отрицательными факторами, которые влияют, собственно, на низкие показатели в международных рейтингах, являются преграды, которые до сих пор существуют на пути развития информационного общества в Украине.
Самыми главными из них являются:
- Недостаточная законодательная и институционная база для стимулирования динамичной рискованной предпринимательской конкуренции.
- Отсутствие полноценной комплексной национальной программы социально-экономического развития на основе развития информационного общества, что обуславливает значительные экономические потери страны, которая не использует существующие у нее интеллектуальные и другие ресурсы.
- Взгляд на решение проблем развития информационного общества в основном как на процесс защиты ведомственных интересов, что фактически не позволяет этому вопросу стать приоритетным вопросом государственной политики в Украине.
- Неудовлетворительная общегосударственная координация создания элементов информационной инфраструктуры, в частности при построении общегосударственных и корпоративных, ведомственных информационно-телекоммуникационных сетей, создании национальных и ведомственных информационных ресурсов, внедрении правительственных услуг, которые построены на использовании интернеттехнологий, внедрении ИКТ в социально-экономическую сферу.
- Существующая практика финансирования проектов информатизации вне Национальной программы информатизации приводит к децентрализации процесса информатизации в стране – к дублированию работ, снижению эффективности использования государственных средств.
Таким образом, общее состояние по внедрению и использованию ИКТ во всех сферах жизни человека, общества, экономики страны ввиду мировых тенденций недостаточно для того, чтобы Украина была на том месте, которое было бы достойно ее потенциала и возможностей.
После формирования стратегического видения, определения целей, реальных показателей развития информационного общества и оценки барьеров на этом пути настало время для определения путей улучшения сегодняшнего состояния с целью решения текущих проблем. Собственно, формирование основных направлений развития информационного общества в Украине и является основой стратегического видения этого процесса.
Формирование экономической среды – создание экономически благоприятных условий для производства, употребления и инвестирования в сферу ИКТ с целью развития информационного общества. Имеется ввиду не только поддержка развития сектора ИКТ, но и то, как трансформировать экономику Украины и сделать ее конкурентоспособной.
Развитие телекоммуникационной инфраструктуры – создание современной технологической базы национальной информационной инфраструктуры и инновационной информационной отрасли, которая будет обеспечивать быстрое распространение эффективной и конкурентоспособной информации и предоставлять широкие коммуникационные возможности для всех слоев населения. Мы должны обеспечить себя надлежащей инфраструктурой доступа к информации и знаниям для того, чтобы в полной мере использовать преимущества информационного общества.
Развитие национальной инновационной системы – создание эффективной инновационной системы и благоприятной бизнес-среды, которые будут стимулировать инновации и предпринимательство. Это развитие такой системы, составляющими элементами которой являются наука – технология – производство – рынок и которая позволит материализовать информацию и знания в виде качественных товаров и услуг.
Развитие социального капитала – создание условий для самореализации каждого человека. Именно благодаря человеку, и, что главное, в его собственных интересах, и развивается информационное общество. Поэтому активное инвестирование в человеческий капитал является главным условием такого развития. Третий сектор должен стать активным участником всех процессов, происходящих в государстве, партнером государства и бизнеса в процессе развития информационного общества, активным проводником идей социально-экономического развития Украины при помощи ИКТ.
Электронное правительство – создание такой системы должно способствовать повышению качества, эффективности и прозрачности управленческих процессов в государстве, а также будет способствовать налаживанию путей взаимодействия государственных органов с гражданами и частным сектором.
Институционное обеспечение – создание нормативно-правовых и институционных предпосылок развития сферы информационного общества является фундаментальным заданием, так как именно с момента достижения положительных результатов в этом направлении начнется консолидированное, эффективное развитие всех составляющих процессов информационного общества.
Роль масс-медиа – формирование в общественном сознании готовности к переходу к информационному обществу, усовершенствование системы демократии и плюрализма идей. Необходимо сформировать у широких слоев населения осознание необходимости и желательности изменений, связанных с переходом Украины к информационной стадии развития, а также психологическую готовность к участию в этих изменениях.
Гармонизация информационного законодательства Украины с нормами ЕС – целью адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза является достижение соответствия правовой системы Украины с современной европейской системой права. Это будет способствовать политической, предпринимательской, социальной и культурной активности граждан Украины, а также создаст необходимые предпосылки для получения Украиной статуса ассоциированного члена ЕС.
Развитие экспортноориентированных ИКТ-производств – создание необходимых условий для развития национального экспортноориентированного ИТ-аутсорсинга, который является действенным механизмом приобретения украинскими технологическими компаниями международного рыночного опыта.
Международная практика развития информационного общества свидетельствует о том, что такой процесс может развиваться в стране только в случае твердой политической воли на высших ступеньках власти. Без надлежащих институционных и законодательных изменений бесполезно и надеяться на качественный и быстрый переход к информационному типу социального строя. Поэтому в направлении стратегии «Институционное обеспечение» сформировано видение нормативно-правовых и структурных преобразований, которые, при условии их воплощения, могут дать реальную отдачу уже завтра.
Совершенствование нормативно-правовой базы существования информационного общества в Украине позволит урегулировать нормативные аспекты деятельности по внедрению и использованию ИКТ, продуцированию и распространению национальных информационных ресурсов и радиочастотного ресурса, развитию телекоммуникаций, созданию системы стандартизации в сфере ИКТ, обеспечению информационной безопасности и т.д. Одной из основных преград на пути построения информационного общества в Украине является несогласованность норм национального законодательства, а также многочисленные расхождения с нормами международного права.
С целью повышения эффективности поэтапной реализации деятельности институционной системы для развития информационного общества в проекте Стратегии предлагается:
- в максимально сжатые сроки создать Совет по вопросам развития информационного общества при Кабинете Министров Украины как постоянно действующий орган для предоставления экспертной и консультационной помощи в процессе государственной деятельности в сфере развития информационного общества (дата реализации – 2004 год);
- создать Национальный совет по вопросам развития информационного общества, правовой статус которого определить законом. Главой Национального Совета должен быть премьер-министр Украины, а в его состав должны входить соответствующие министры, руководители других центральных органов исполнительной власти, главы парламентских комитетов, ответственные за реализацию разных компонентов Стратегии, а также руководители предприятий, научные работники, представители общественных организаций, которые работают в сфере ИКТ (2005 год);
- ввести должность вице-премьер-министра по вопросам развития информационного общества, заданием которого будет координация действий министерств и других центральных органов исполнительной власти в сфере реализации государственной политики развития информационного общества (2005 год);
- в ближайшие годы создать Министерство информационного общества, которое стало бы основным государственным органом, ответственным за разработку и проведение государственной политики по развитию информационного общества, в том числе за выполнение плана действий по реализации этой стратегии (2006 год);
- создать сеть специализированных научно-технических центров, деятельность которых должна быть сосредоточена на приоритетных направлениях развития информационного общества: электронные информационные ресурсы; электронный бизнес; телемедицина; дистанционное обучение и т.д. (2004 год).
Стратегия направлена на реализацию выбранного Украиной пути реформирования рыночной экономики на базе развития инновационных процессов и формирования инвестиционно-инновационной модели экономического роста. Главным стратегическим следствием этой реализации должна стать смена факторов экономического роста и переориентация на те из них, что базируются на расширении внутреннего потребительского и инвестиционного спроса, укреплении конкурентоспособности национальной экономики, повышении эффективности национальных экономических ресурсов. Таким образом, формирование в Украине экономических и институционных предпосылок эффективного развития информационного общества будет означать фактическую готовность нашего государства к равноправному вхождению в международные организации и получению достойного места в глобализированном мире.
На основе вышесказанного можно сформировать статус проекта Стратегии как консолидирующего, конструктивного и действенного документа, в котором сделана попытка определить путь Украины к развитию информационного общества:
- «Национальная стратегия развития информационного общества в Украине» – это документ, который должен стать концептуальной основой для разработки соответствующего Плана действий со статусом государственной программы, которая будет обеспечивать его практическую реализацию.
- Стратегия должна иметь законодательный статус, а сам проект стать основой для него.
- В международном контексте эффективная реализация стратегии призвана обеспечить исполнение целей развития ООН на пороге Тысячелетия и принятых на первом этапе Всемирного саммита по вопросам информационного общества документов – Декларации принципов и Плана действий.
Следующим важным шагом должен стать процесс реализации Стратегии. При определении дальнейших действий члены ОРГ «Электронная Украина» исходили в первую очередь из существующего опыта зарубежных стран и общих рекомендаций авторитетных международных структур в этой сфере. Следовательно, следующим шагом в направлении реализации Стратегии должна стать консолидирования разработка Плана действий на условиях равноправного и активного сотрудничества между представителями государства, частного сектора и общественности. В рамках проведения первого этапа Всемирного саммита по вопросам информационного общества (Женева, 2003) Стратегия получила соответствующую оценку со стороны международных экспертов, а также рекомендации по ее дальнейшему согласованию с Декларацией принципов и глобальным Планом действий. Результаты исполнения заданий, закрепленных Планом действий Стратегии, будут впервые представлены на высшем международном уровне в рамках второго этапа Всемирного саммита по вопросам развития информационного общества (Тунис, 2005 год).
Общественная рабочая группа «Электронная Украина» осознает, что развитие информационного общества в любой стране мира требует системного и консолидированного подхода, в котором должны принимать участие государственный, частный и общественный сектора. Кроме того, как любой системный процесс, формирование и реализация Стратегии не могут произойти мгновенно – нужно время и человеческое осознание важности этого дела. Украина делает только первые шаги на этом пути. Но если сейчас те процессы, которые уже начались в стране, не получат надлежащей политической поддержки, у нас не будет ни конкурентоспособного рынка, ни перспектив социального и экономического развития, ни шансов занять достойное место в мировой системе. Работа, за которую взялась ОРГ «Электронная Украина», – только начало. Но какими бы сложными не были условия, социальная и гражданская позиция членов ОРГ «Электронная Украина» требует продолжать их деятельность, направленную на консолидацию общественного, частного и государственного секторов с целью усовершенствования и реализации планов по развитию информационного общества в Украине. Без преувеличения, дальнейшая судьба Украины зависит от решения, которое мы должны принять уже сегодня. Путь Украины зависит от действий каждого из нас. Мы должны выбрать его вместе!
Колодюк Андрей Викторович - Президент Фонда «Информационное Общество Украины».
© Информационное общество, 2004, вып.2, сс. 7-13.