Социально-экономическая эффективность использования технологий Oracle в электронных правительствах (международный опыт)
Unknown Author

Социально-экономическая эффективность использования технологий Oracle в электронных правительствах (международный опыт)





НЬЮ-ЙОРК, США (население 8 млн.)

В США идейно-организационное лидерство в области внедрения электронного правительства прочно удерживается федеральными органами власти. Поэтому для мегаполиса Нью-Йорка, когда речь идет о развитии электронного правительства, на первое место выходят задачи, связанные с географией города, его удобством для жителей и привлекательностью для туристов и инвесторов.

ИТ-департамент Нью-Йорка на основе технологий Oracle создал одно из самых больших в мире хранилищ пространственно-географической информации. Уже сейчас официальный сайт города содержит более 50.000 страниц и поддерживает 50 типов транзакций. Пользователь официального сайта Нью-Йорка может получить не просто карту окрестности любой точки в мегаполисе. Граждане, бизнесмены и власти любую запрашиваемую информацию получают с географической привязкой.

Например, продюсер, планирующий проведение акции в Нью-Йорке, может, находясь в интернете, не просто выбрать наиболее подходящее помещение, но и спланировать использование уличного пространства для шоу-презентации на открытом воздухе, ведь на экране компьютера он увидит и подробную схему линии тротуара, и размещение газонов.

Если в чрезвычайной ситуации возникает необходимость эвакуации дома или группы соседних домов, то соответствующие службы города могут мгновенно получить информацию, сколько мест для приема людей надо готовить и где это удобнее сделать.

Для «электронного» Нью-Йорка следующий шаг – это стать «мобильным» Нью-Йорком. Водитель, не обнаруживший своей машины, оставленной на запрещенном для парковки месте, сможет прямо на мобильном устройстве получить информацию о том, куда был отбуксирован его автомобиль и каким образом его можно получить обратно. А прохожий, увидев привлекательную вывеску кафе, сможет тут же посмотреть через КПК или мобильный телефон, каковы результаты последнего санитарного контроля этого заведения и как отзываются о нем посетители.


ДУБАИ, Объединенные Арабские Эмираты (население 5,5 млн.)

В 2000 году наследный принц Дубаи поставил перед страной амбициозную задачу – создать электронное правительство, которое превратило бы этот эмират в информационно-технологическую витрину арабского мира.

Речь шла не просто о предоставлении услуг гражданам через интернет, но и о полной информатизации работы правительства. На основе единой технологической платформы надо было создать единое информационное пространство, обеспечить предоставление услуг гражданам, автоматизировать работу ВСЕХ правительственных департаментов и построить самую современную систему отчетности и информационной поддержки принятия решений для руководства страны.

В 2002 году после длительной подготовительной работы поставщиком технологической платформы и прикладного программного обеспечения этого комплексного проекта был выбран Oracle. Непосредственными пользователями системы стали 40.000 государственных служащих Дубаи.

В результате уже к середине 2003 года эксперты ООН присвоили электронному правительству Дубаи 4-ю степень зрелости (наивысшая – 5-я), что приблизило этот эмират к пятерке стран – мировых лидеров по внедрению электронных правительств.


АХЕМДАБАД, ИНДИЯ (население 3 млн.)

Власти мегаполиса строят свои взаимоотношения с гражданами по принципу «вы платите нам налоги – мы предоставляем вам услуги». Свои обязательства перед гражданами власти сформулировали в виде хартии. Для эффективного выполнения этих обязательств власти, используя исключительно технологии Oracle, полностью компьютеризировали как свою работу, так и общение с гражданами.

Особое внимание придавалось бесперебойности, скорости предоставления и корректности информации, предоставляемой гражданам. В любой момент граждане имели возможность увидеть статус прохождения своих запросов. В числе прочего были автоматизированы следующие функции:

  • сбор налогов на собственность;
  • оплата коммунальных услуг;
  • согласование и одобрение планов строительства;
  • регистрация актов гражданского состояния;
  • лицензирование и регистрация компаний;
  • работа с жалобами;
  • информация о развитии и ремонте инфраструктуры;
  • информация о санитарии и охране здоровья;
  • форумы граждан;
  • госзакупки.

Наиболее значимые результаты:
  • сроки согласования планов застройки (строительных проектов) сократились от 8 месяцев практически до одного дня;
  • существенно увеличилась поддержка власти населением;
  • в несколько раз снизилась коррупция.

Внедрение электронного правительства на базе технологий Oracle привело не только к улучшению государственного сервиса и повышению уровня жизни – за один только год собираемость налогов в мегаполисе возросла на 125%. Автоматизированные средства генерации отчетов по единому информационному пространству подняли на новый уровень прозрачность управленческого аппарата сверху вниз.

В планах администрации – внедрение географической системы, которая будет ежедневно анализировать фотоснимки провинции со спутников. Первое планируемое применение системы – предотвращение нелегального строительства.


АНДАЛУЗИЯ, ИСПАНИЯ (население 8 млн.)

Правительство уже установило электронную почту на базе технологий Oracle для 47.000 пользователей. Решение будет использовано для 250.000 государственных служащих, а также как бесплатная почта – для 8 млн. населения. Решение от Oracle дает властям Андалузии:
  • консолидированную, расширяемую, надежную государственную почтовую систему со значительной экономией на эксплуатации;
  • электронную почту с доступом через интернет в любом месте и в любое время.
РЕЙКЪЯВИК, ИСЛАНДИЯ (население 270 тыс.)

С конца 2003 года все 540 государственных органов Исландии стали доступны гражданам 7 дней в неделю, 24 часа в сутки через интернет. А доступ к интернету имеют более 80% граждан Исландии. Благодаря использованию технологий Oracle создана единая, централизованно управляемая и поддерживаемая информационная метасистема, основанная на архитектурном принципе «одно государство – один сервер» (Oracle: реально при этом используется кластер серверов).

Правительство Исландии особенно высоко оценивает тот факт, что преимущество единой, централизованно управляемой информационной метасистемы сочетается со всеми преимуществами территориально и ведомственно децентрализованного административного управления.


ОКРУГ НЬЮХЭМ, ЛОНДОН (население 250 тыс.)

При определении приоритетов в движении к электронному правительству руководство округа отталкивалось от самых острых проблем, стоящих на повестке дня. Одна из проблем состояла в том, что до 50% населения округа приходилось на долю приезжих, даже не говорящих по-английски. Следствием была крайне низкая социальная активность, явка на выборы составляла не более 20%. Существенная часть населения ощущала себя жителями чужого города и чужой страны.

Реализуя идеологию электронного правительства, руководство округа не просто создавало мультиязычный портал. Городские власти придавали огромное значение тому, как донести информацию до небогатого и далеко не всегда имеющего доступ в интернет населения. Во всех людных местах и торговых центрах были открыты круглосуточные интернет-киоски. Благодаря использованию учитывающих географию мультиконтентных технологий Oracle информация доводилась до граждан не только в виде текста, но и в виде картинок и видео (дружелюбно выглядящие говорящие головы). Кроме того, информация подстраивалась под местоположение каждого интернет-киоска. Население получило возможность общаться с властью по месту жительства и в удобное для каждого время, после основной работы, а не только в приемные часы соответствующих департаментов.

Интернет-киоски получили огромную популярность. К удивлению городских властей, среди пользователей электронного правительства оказалось очень много пожилых людей. Таким образом, не просто была повышена социальная активность местных жителей, но к участию в делах округа были привлечены новые слои населения.

Пространственно-географические возможности Oracle позволяют генерировать карту каждого события, о котором рассказывается на сайте. Эта функциональность оказалась не просто удобной для жителей округа, но и позволила увеличить поток туристов и повысить привлекательность для бизнеса.

Те же пространственно-географические возможности прекрасно зарекомендовали себя в работе местных правоохранительных органов, например, когда речь шла о пропажах детей. В этих случаях сообщение о пропаже ребенка не только содержало географическую информацию, но и поступало прежде всего в территориально близкие районы.

Успешный опыт округа Ньюхэм был востребован при создании общегосударственного сайта электронного правительства Великобритании. Следующие шаги электронного правительства Ньюхэма – это установление связи с федеральными системами (в том числе с государственной электронной системой голосования), а также пополнение местного бюджета за счет тиражирования полученного решения.


КОКЬЮТЛЭМ, КАНАДА (население 120 тыс.)

Город Кокьютлэм – столица динамично развивающейся провинции на западе Канады. При внедрении электронного правительства упор был сделан на быстроту, эффективность и постоянную доступность услуг. Как сказал один из авторов проекта, «для жителя города неубранный мусор по соседству зачастую имеет гораздо большее значение, чем аварийное состояние подводного флота страны».

Продление лицензий, государственные вакансии, пробки на дорогах, погода, чистота города – вот самые востребованные темы сайта Кокьютлэма, который благодаря продуманности решения и самым передовым технологиям Oracle стал витриной муниципальных электронных правительств Канады.


&copy Информационное общество, 2004, вып. 2, сc. 63-65.