Экономическая стратегия формирования информационного общества
Жалило Я.А.

Экономическая стратегия формирования информационного общества


Я.А. Жалило




1. Основы стратегии формирования информационного общества

После распада коммунистической идеологии совершенно естественным является скептическое отношение общественного мнения в Украине к любым амбициозным проектам целенаправленного построения будущего общества. Между тем объективный ход развития человечества формирует определенные закономерности, которые обуславливают модель общества, являющуюся наиболее прогрессивной и «комфортной» для существования при данном состоянии продуктивных сил. Такую модель представляет собой информационное общество, которое характеризируется стремлением к оптимальному использованию доступных обществу ресурсов (природных, человеческих, экономических и т.п.) на базе всестороннего использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и преобразования знаний и информации в реальную продуктивную силу.

Таким образом задача построения в Украине информационного общества амбициозна, но необходима. Ее альтернативой может быть только перспектива полного упадка государства, его политического и этнокультурного распада, вытеснение на периферию мирового процесса развития. Понятно, что значительное расстояние, которое пока отделяет Украину от ведущих стран мира, уже находящихся на пороге информационного общества, не дает оснований ставить эту задачу как цель среднесрочной перспективы. Украина должна начинать с формирования базовых основ, на которые будет опираться формирование информационного общества в будущем. Причем самой первой и ключевой задачей является создание именно экономических основ как фундамента, без которого все попытки внедрения других составляющих информационного общества обречены на поражение.

Важно отметить, что указанную задачу никоим образом нельзя сводить исключительно к развитию в Украине сектора ИКТ, хотя он, безусловно, является сердцевиной «новой экономики». Прямая поддержка развития ИКТ не в состоянии осуществить кардинальные структурные сдвиги в направлении формирования информационного общества. Ведь экономика – это целостный организм, и полноценное развитие сектора ИКТ возможно, если он включен в этот организм, связанный тысячами цепей с другими отраслями экономики и сферами общественной жизни.

Таким образом стратегия создания в Украине экономических основ информационного общества и стимулирования развития бизнеса в сфере ИКТ должна базироваться на создании экономической среды, благоприятной для инновационной деятельности, и внедрении ИКТ во всех сферах экономики и общественной жизни. Суть стратегии состоит в том, чтобы государственная политика была прежде всего направлена на преобразование внедрения и использования этих технологий в предмет непосредственного интереса потребителей, производителей и инвесторов. Это позволит превратить сектор ИКТ из отдельной, пусть даже быстроразвивающейся части национальной экономики в органическую составляющую национальной экономической системы.

В конечном итоге достичь этой цели можно, создав в украинской экономике условия для конструктивной конкуренции, которая будет поощрять предприятия к инновационной деятельности и освоению достижений ИКТ с целью победы в конкурентной борьбе, а одновременно – для создания и предоставления экономическим субъектам ресурсов, необходимых для такой деятельности. Между тем значительное отставание Украины в процессе построения информационного общества, фрагментарность развития сферы ИКТ на современном этапе не позволяют оставлять его полностью на откуп автономным экономическим процессам. Развитие сферы информационных технологий нуждается в государственной поддержке в виде стимулирования ее роста, диверсификациии и модернизации.

По нашему убеждению, ожидать созревания в Украине экономических предпосылок и формирования институционных условий, которые приведут к формированию информационного общества эволюционным путем, означает фактически исключить наше государство из мирового цивилизационного процесса и развития мировой экономики. Стратегия экономических преобразований, совершающихся в Украине сегодня и которые будут совершаться завтра, должна содержать меры по активному формированию основ инновационного развития и формирования информационного общества.

Такая стратегия должна быть направлена на выполнение триединой задачи:

  • непосредственное осуществление мер, которые будут содействовать повышению предложения товаров и услуг сферы ИКТ, улучшению качественных характеристик отечественного научно-технического потенциала;
  • поощрение спроса субъектов национальной экономики на продукты ИКТ, создание благоприятных условий для их внедрения в производственную деятельность и быт населения;
  • поощрение инвестиций инновационного направления непосредственно в сферу ИКТ и во внедрение элементов ИКТ в традиционные отрасли экономики и сфер жизни.
2. Инструменты экономической политики формирования информационного общества

Стратегия создания в Украине экономических основ информационного общества предполагает комплекс мер в налоговой, бюджетной, денежно-кредитной, институционной сферах и по развитию человеческого капитала и привлечения иностранных инвестиций.

Налоги традиционно рассматриваются представителями украинского бизнеса как одна из определяющих преград их развития. Несмотря на определенный элемент субъективизма в таком отношении, следует признать, что налоговая система Украины не содействовала и не содействует развитию сложных производств, инвестиционных процессов, служит в основном фиксальным целям. Изменения, внесенные в налоговое законодательство в последние годы (относительно налога на доходы физических лиц, прибыль предприятий, ПДВ) принципиально ситуацию не улучшили.

Между тем налоговая система должна выступить в роли одного из действенных инструментов поощрения формирования основ информационного общества в Украине. Ключевой задачей является вывод затрат предприятий на инвестиции в основные фонды из-под налогообложения налогом на прибыль. Учитывая то, что осуществлять такой шаг сразу и в полном объеме – довольно опасно для бюджета, эту норму можно внедрять постепенно, начиная, например, с инвестиций во внедрение составляющих ИКТ.

Действенный инструмент, который широко используется в развитых странах мира, представляет собой внедрение льготного налогообложения приоритетных видов инновационной деятельности, связанных с производством и применением ИКТ. В Украине еще в 2002 году был принят Закон «Об инновационной деятельности», который предусматривал комплекс таких льгот, тем не менее его действие было приостановлено законами о Государственном бюджете 2003, а теперь – и 2004 года.

Учитывая ограниченность бюджетных средств и потребности в фискальном сбалансировании, внедрение инновационных льгот может осуществляться поэтапно. Это будет нуждаться в выделении комплекса приоритетов, относительно которых указанные инструменты будут применяться в первую очередь. От определения технологических приоритетов (приоритетных направлений научно-технической деятельности, которые ныне устанавливаются Законом Украины) следует перейти к более гибкой системе установления критериев отбора технологий и инновационных проектов по их функциональным признакам (то есть какие стратегически важные вопросы социально-экономического развития они решают). Среди таких критериев:

  • положительное влияние проекта на условия жизни и безопасность жизнедеятельности человека, развитие человеческого капитала страны и т.п.;
  • повышение экономической эффективности производства, ресурсосбережения;
  • достижение мирового технологического уровня и международной конкурентоспособности;
  • изменение роли региона в национальной экономической системе, преодоление депрессивности территорий;
  • развитие системы коммуникаций и трансфера технологий.

При этом долгосрочная эффективность использования полученных льгот может тщательно оцениваться и отслеживаться. Также следует обеспечить целевой характер использования средств, полученных вследствие налоговых льгот, установить ответственность получателей в случае нарушения условий их предоставления.

Обычно государственная поддержка развития научно-технической и инновационной деятельности рассматривается преимущественно как распределение на эти сферы бюджетных расходов. С нашей точки зрения такой подход существенно преуменьшает дееспособность стратегии формирования основ информационного общества. Вместе с тем реализация бюджетных программ, направленных на финансирование стратегически важных направлений развития науки и ИКТ, безусловно, необходима.

Учитывая ограниченность бюджетных ресурсов, следует выискивать пути более эффективного и целевого их использования в рамках стратегии формирования информационного общества. Повышение эффективности бюджетного финансирования научно-технической сферы требует инвентаризации научно-технических программ, у которых есть бюджетное финансирование, прекращения реализации программ, утративших актуальность или не выполняющихся на надлежащем уровне; проведения научно-технологического аудита государственных научных и научно-исследовательских учреждений и организаций с целью комплексной оценки их интеллектуального капитала, определения технологий, опыта и знаний, которые имеют коммерческий потенциал, концентрации их направленности на задачу построения информационного общества. Это касается и государственных программ стимулирования развития ИКТ, прежде всего Национальной программы информатизации.

Соответствующие бюджетные расходы должны быть сконцентрированы в «Бюджете развития», прибыльная часть которого будет формироваться из бюджетных ассигнований на государственные инвестиции, развитие науки и техники. Составляющими «Бюджета развития» в широком понимании должны стать также средства, полученные субъектами хозяйствования вследствие налоговых льгот инвестиционного направления, кредиты, предоставленные Национальным банком на поддержку долгосрочного инновационного кредитования, а в расходной части – инвестиции частных экономических субъектов на цели развития. Таким образом удастся обеспечить контроль за целевым использованием средств при сохранении за их собственниками права распоряжаться ими в определенных целевых рамках.

Бесспорно, бюджетные ресурсы не могут быть главным источником финансирования этой стратегии как из-за значительной ограниченности их объема, так и из-за того, что бюджетные расходы как таковые не создают экономического механизма, ориентированного на всестороннее применение и распространение ИКТ. Таким образом принципиально важным является увеличение финансовой возможности субъектов хозяйствования в осуществлении бизнеса в сфере производства и внедрении продукции ИКТ, прежде всего – благодаря расширению их рынков сбыта, снижению себестоимости продукции и увеличению прибылей, освоению современных финансовых инструментов и т.п.

В частности, по мнению экспертов, существенное содействие внедрению инструментария ИКТ будет оказывать отмена ввозной таможенной пошлины на комплектующие и составляющие оснащения, которая используется в рамках реализации инновационных проектов в сфере ИКТ (а в перспективе – на все виды инвестиционного импорта).

Должны быть приняты меры относительно повышения уровня капитализации предприятий сектора ИКТ и содействия овладению ими современными методиками привлечения и консолидации финансовых ресурсов. Это направление, кстати, едва ли может быть реализовано сугубо мерами государственной политики: значительная роль здесь должна отводиться деятельности общественных объединений предприятий ИКТ, институтов фондового рынка, ведущих финансово-инвестиционных компаний.

Нельзя оставлять без внимания проблему целевого направления средств, которые будут выводиться к «официальной» экономике в ходе процессов детенизации, активизация которых была провозглашена одним из приоритетов действий правительства в 2004 году. В частности, можно было бы предусмотреть специальные меры по амнистии капиталов, фактически задействованных в секторе ИКТ, приоритетность амнистии средств, инвестируемых в этот сектор или во внедрение ИКТ в других секторах экономики.

С нашей точки зрения важным стимулом спроса на продукцию сектора ИКТ производственного назначения должны стать мероприятия по поощрению инвестиционной деятельности, приведенные выше. В сфере потребительского спроса поощрение затрат населения на потребление товаров и услуг, выработанных в сфере ИКТ, может произойти благодаря практической реализации и расширению положений внедренного с 2004 г. закона о налоге на доходы физических лиц – относительно вычитания из базы налогообложения личных затрат на меры по охране и укреплению здоровья, образованию для себя и членов семьи (включая приобретение определенного оборудования и информационных услуг).

Довольно часто в дискуссиях экспертов встречаются противоречивые подходы относительно роли кредитной политики в стимулировании развития ИКТ. Действительно, довольно высокий уровень рентабельности, характерный для этого сектора, в особенности – в сфере услуг, делает ныне действующие кредитные ставки коммерческих банков в основном приемлемыми для предприятий сектора. Между тем максимальное распространение ИКТ в традиционных секторах экономики нуждается в продолжении процесса снижения кредитных ставок коммерческих банков с целью выхода на уровень реальной ставки, приемлемый для предприятий этих секторов, которые имеют значительно более низкий уровень прибыльности.

В частности, должны быть употреблены налоговые и регуляторные рычаги поощрения предоставления коммерческими банками кредитов под инвестиционные проекты, которые предусматривают инновационную деятельность в сфере ИКТ. Следует восстановить развитие системы долгосрочного рефинансирования коммерческих банков, которые предоставляют кредиты для реализации инновационных проектов. С 2004 г. НБУ прекратил практику рефинансирования на срок свыше 1 года.

Любые стимулирующие меры экономической политики окажутся недееспособными без создания дееспособных субъектов самого инновационного процесса, субъектов государственного и общественного регулирования этого процесса и сети инновационной инфраструктуры, которая будет обеспечивать текущую деятельность этих субъектов.

В свете этого определяющая стратегическая задача государства видится в создании больших конкурентоспособных финансово-промышленных корпораций – национальных экономических лидеров. Опыт современных развитых стран мира, а также «новых индустриальных стран» свидетельствует, что именно в рамках контрактного сотрудничества маленького и среднего бизнеса с большими финансово мощными корпорациями стало возможным интенсивное распространение и развитие ИКТ. В Украине, вопреки фактическому существованию ряда финансово-промышленных образований, на нормативно-правовом уровне этот вопрос практически не урегулирован. Необходимо коренным образом модернизировать Закон Украины «О промышленно-финансовых группах в Украине», создав действительно благоприятную правовую среду для долгосрочной кооперации промышленного и финансового капиталов, необходимую для реализации проектов в сфере информационных технологий, создание на этой основе дееспособных промышленно-финансовых групп, в том числе – с участием иностранного капитала.

Большое значение приобретает создание условий для ведения венчурного бизнеса и формирования кластеров (региональных и/или отраслевых объединений) инновационных предприятий. Государство может целеустремленно предоставлять правовое и методическое содействие образованию малых предприятий инновационного направления другим формам самостоятельного инвестирования сбережений и самозанятости населения, направленным на активизацию инновационной деятельности и развитие человеческого капитала нации. Между тем следует четко понимать, что развитие этих форм деятельности именно в рамках развития сектора ИКТ возможно лишь в «поле тяготения» больших корпораций (возможно, и зарубежного происхождения), которые действуют на украинском рынке.

Эффективная реализация инновационной стратегии невозможна без создания Украинского банка реконструкции и развития (УБРР) как государственного кредитно-финансового института, ориентированного на долгосрочное кредитование в целях развития. В рамках деятельности УБРР должны:

  • происходить распределение бюджетных средств, которые имеют инвестиционное назначение;
  • учитываться налоговые льготы инвестиционного и инновационного направления, концентрироваться и распределяться средства, полученные вследствие этих льгот, контролироваться целевой и срочный характер их использования;
  • распределяться долгосрочные рефинансирования коммерческих банков со стороны НБУ под инвестиционное кредитование;
  • предоставляться целевые кредиты под инвестиционные проекты инновационного направления на льготных условиях и с имущественными гарантиями их целевого использования.

К сожалению, до сих пор практически не реализованным остается положение Закона «Об инновационной деятельности» относительно определения специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам инновационной политики и специализированных небанковских инновационных финансово-кредитных учреждений в регионах, которые должны стать субъектами регулирования и стимулирования инновационной деятельности. Между тем без создания сети таких субъектов дееспособность Закона практически заблокирована.

Понятно, что приведенные выше специальные меры экономической политики могут осуществляться в рамках благоприятной общей экономико-правовой среды. Создание среды, благоприятной для формирования основ информационного общества, выходит далеко за рамки специализированной политики стимулирования инновационной деятельности. Информационная экономика базируется на разветвленных горизонтальных связях экономических субъектов, свободных межотраслевых ресурсных потоках. Таким образом создание благоприятных условий для развития ИКТ нуждается в обеспечении динамического реагирования экономической среды на колебание спроса и предложения внешнеэкономической конъюнктуры, на изменение уровня прибыльности областей и производств, аккумулировании и перераспределении финансовых ресурсов. Это требует внедрения новой парадигмы денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, которые должны для реализации поставленной цели инновационного развития носить стимулирующий, а не нейтрально-ограничительный, как до сих пор, характер.

Таким образом принципиально важным является включение стратегии формирования основ информационного общества в реализацию общих стратегических приоритетов социального и экономического развития Украины. Благодаря этому на государственном уровне не должны приниматься решения, которые ограничивают или останавливают поступь нашей страны на пути формирования информационного общества. В свою очередь, реализация более широких стратегических задач должна опираться на повышение производительности экономики, которая будет обеспечиваться вследствие внедрения ИКТ.


3. Ожидаемые результаты реализации стратегии

Как уже указывалось выше, развитие ИКТ не является и не может быть самоцелью стратегии формирования основ информационного общества в Украине. Главным ожидаемым результатом является реализация потенциала ИКТ для выполнения стратегических задач экономического и социального развития, а именно:
  • повышение уровня и качества жизни населения;
  • создание новых рабочих мест;
  • выравнивание межрегиональных диспропорций;
  • повышение производительности работы и рентабельности предприятий;
  • обеспечение стойкого экономического роста.

Вследствие формирования основ информационного общества может произойти изменение факторов экономического роста и переориентация на те из них, которые базируются на расширении внутреннего потребительского и инвестиционного спроса, укреплении конкурентоспособности национальной экономики. Внедрение ИКТ в традиционные области украинской экономики должно существенно повысить их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. Вместе с тем развитие ИКТ рассматривается как инструмент реализации конкурентных преимуществ Украины новейшего уровня, суть которых – в значительном научно-технологическом потенциале и развитом человеческом капитале.

Широкое применение ИКТ и увеличение на этой основе доходов субъектов хозяйствования станет основанием для увеличения инвестиционного спроса и спроса на информационные продукты и услуги со стороны этих субъектов. Затем, в конечном итоге, следует ожидать формирования экономической системы, которая самостоятельно генерирует стимулы к ускоренному развитию сферы ИКТ, лежащие в основе становления и развития в Украине информационного общества.


Жалило Ярослав Анатольевич - Президент Центра антикризисных исследований кандидат экономических наук.


&copy Информационное общество, 2004, вып. 2, сс. 37-42.