Институциональное обеспечение развития информационного общества: практический опыт и возможности для Украины
Березовец Л.В.

Институциональное обеспечение развития информационного общества: практический опыт и возможности для Украины


Л.В. Березовец



Одним из первых практических шагов на пути построения информационного общества в любой стране мира является осознание политической элитой страны необходимости проведения законодательных и институционных реформ, которые позволили бы воспринимать универсальное развитие информационно-коммуникационных технологий в качестве одного из приоритетов государственной политики. Без этих ключевых составляющих полноценное развитие информационного общества, которое в конечном итоге ведет к развитию в социально-экономической сфере, создает условия конкурентоспособности государства, невозможно.

Информационное общество по своей природе является глобальным явлением не только по географическим или даже геополитическим понятиям, но и потому, что вокруг его построения объединяются представители всех общественных секторов – государства, бизнеса, общества. Соответственно, и сам процесс такой консолидации приносит свои результаты, исключает доминантность или же, наоборот, приводит к угнетению прав или интересов любой из заинтересованных сторон. То же самое должно происходить и уже во многих странах происходит в плане создания институционной основы для надлежащего развития информационного общества. Одной из самых важных рекомендаций Плана действий Всемирного саммита по вопросам информационного общества можно назвать необходимость консолидации всех заинтересованных сторон для успешной разработки и реализации электронных стратегий. Предусмотрено, что каждая страна до 2005 года должна создать хотя бы одно действующее партнерство между государственным и частным сектором, а также другими общественными секторами как образец для дальнейших действий.

Лидеры многих стран мира уже давно приняли этот факт, создавая условия для реализации конструктивных реформ в формировании общего диалога и достижения общей цели – построения информационного общества для всех при активном участии общественного сектора. Собственно, плацдармом для такого развития является функционирование специальных «органов по вопросам информационного общества» на высоком государственном уровне.

Конечно, невозможно однозначно определить единственно правильную модель, функции, границы влияния или путь развития такого органа. Очевидно, что формирование «органов по вопросам информационного общества» происходит в каждой отдельной стране с учетом национальной системы, ресурсов и, собственно, воли политической элиты. Анализ деятельности подобных органов в различных странах показывает, что у них различные полномочия, статус, цель деятельности, подчинение, финансирование, будущие перспективы и т. п.

В соответствии с приоритетами Европейской интеграции и развития информационного общества 29 октября 2002 года министры Албании, Боснии и Герцеговины, Хорватии, Македонии, Молдавии, Черногории и Федеральной Республики Югославии подписали «План развития информационного общества», в котором странам-участницам предложено создать государственный орган по вопросам развития информационного общества.


Общие рекомендации Плана развития информационного общества

Сотрудничество с заинтересованными сторонами (представителями неправительственных организаций )

  • Вопрос развития информационного общества, декларативные положения и вопросы практического внедрения должны открыто обсуждаться со всеми заинтересованными сторонами общественности, частного сектора, научными кругами, государственными органами.
  • Организацию обсуждений должен контролировать совещательно-консультативный орган – Совет по вопросам развития информационного общества в соответствии с принятой практикой предоставления консультаций.
  • Совет по вопросам развития информационного общества должен иметь статус экспертного, аполитического заведения, в состав которого входят специалисты из разных общественных секторов.
Межведомственный орган по вопросам информационного общества
  • Межведомственный орган по вопросам информационного общества – орган, который фиксирует основные положения программ развития информационного общества для рассмотрения, обсуждения и исполнения министерствами и ведомствами.
  • В случае необходимости предусмотрено формирование подведомственного комитета для координации исполнения Плана действий программ развития информационного общества, а также специализированных проектов в рамках юрисдикции разных министерств, ведомств и администраций.
  • В состав Межведомственного органа по вопросам информационного общества должны входить министры и государственные служащие, компетентные в вопросах информационного общества.
  • Межведомственный орган по вопросам информационного общества возглавляет премьер-министр.
Государственный Департамент Электронного Управления
  • Государственный департамент Электронного управления – межведомственный орган, который отвечает за разработку и воплощение в действие национальной стратегии электронного управления.· В случае необходимости предусмотрено формирование подведомственного комитета для координации исполнения стратегии электронного управления и других специализированных проектов в рамках юрисдикции разных министерств, ведомств и администраций.
  • В состав Государственного Департамента Электронного Управления должны входить министры или их заместители, а также государственные служащие, наиболее компетентные в вопросах модернизации государственного управления и осуществления электронного управления.
  • Государственный Департамент Электронного Управления возглавляет представитель Правительства, ответственный за вопросы модернизации государственного управления и осуществления электронного управления и подотчетный премьер-министру.
Центральный Информационный Орган

Центральный Информационный Орган – государственный орган, ответственный за координацию и мониторинг реализации стратегии электронного управления. Данный орган подотчетен Государственному Департаменту Электронного Управления.

Круг полномочий Центрального Информационного Органа:

  • разработка и мониторинг политики, стандартов и руководящих положений для реализации стратегии электронного управления и контроль их соблюдения;
  • поддержка ведомственных и административных органов в процессе разработки и внедрения отраслевых стратегий развития;
  • развитие интегрированной инфраструктуры и инструментария в сотрудничестве с ведомствами и администрациями;
  • стимулирование процессов управления информацией, включая аспекты собственности;
  • развитие и усовершенствование предоставления общих государственных услуг;
  • координация учебного процесса и проведения семинаров (тематика – информационное общество) в органах государственной власти.

Интересным для Украины является также опыт других относительно молодых в информационном развитии стран, а именно: Литвы, Польши, Венгрии, Словакии, Словении и Румынии, в которых создание подобных органов является положительной практикой.

Сегодня уже очевиден тот факт, что формирование информационного общества в Украине должно осуществляться на основе адекватного институционального обеспечения его развития. Эффективное функционирование современной экономики, построенной на знаниях и широком использовании информационных технологий, возможно только в условиях существования надлежащей нормативно-правовой базы, для создания которой необходимо разработать концепцию усовершенствования и кодификации законодательства, а на ее основе принять нормативно-правовые акты Украины, которые касаются отдельных правовых институтов сферы ИКТ и сфер, в которых используются ИКТ, с максимальной гармонизацией с нормами законодательства ЕС.

Ввиду стратегической важности, масштабности, межотраслевого характера проблематики развития информационного общества, а также необходимости в максимально короткое время принимать решения и эффективно их использовать, необходимо развивать специальную институциональную систему. Достаточно интересными в этом контексте представляются предложения Общественной рабочей группы «Электронная Украина», которые нашли свое отражение в проекте «Национальная стратегия Развития Информационного Общества Украины»:

  • В максимально сжатые сроки создать Совет по вопросам развития Информационного Общества при Кабинете Министров Украины как постоянно действующий орган для предоставления экспертной и консультативной помощи в процессе государственной деятельности в сфере развития информационного общества (начало 2004 года).
  • Создать межведомственный Национальный Совет по вопросам Информационного Общества, правовой статус которого определить законом. Главой Национального Совета должен быть премьер-министр Украины, а в его состав должны входить министры, руководители других центральных органов исполнительной власти, главы парламентских комитетов, ответственные за реализацию разных компонентов Стратегии, а также руководители предприятий, научные работники, представители общественных организаций, которые работают в сфере ИКТ (в 2005 году).
  • Ввести должность вице-премьер-министра по вопросам развития информационного общества, задачей которого будет координация действий министерств и других центральных органов исполнительной власти в сфере реализации государственной политики развития информационного общества (в 2005 году).
  • Создать Министерство Информационного общества, которое бы стало основным государственным органом, ответственным за разработку и проведение государственной политики по развитию информационного общества, в том числе за выполнение плана действий по реализации этой стратегии (в 2006 году).
  • Создать (определить) сеть специализированных научно-технических центров, деятельность которых должна сосредотачиваться на приоритетных направлениях развития информационного общества: электронные информационные ресурсы; электронный бизнес, телемедицина, дистанционное обучение и т. п. (с 2004 года).

В соответствии с положениями Стратегии, ближайшим приоритетом является создание Совета по вопросам развития информационного общества при Кабинете Министров Украины, который призван стать консолидированной платформой в Украине для налаживания общественного диалога между всеми заинтересованными сторонами в построении информационного общества.


Березовец Леся Валериевна - Председатель Правления Фонда «Информационное Общество Украины», преподаватель Института журналистики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, кандидат филологических наук.


&copy Информационное общество, 2004, вып. 2, сс. 34-37.