О журнале
Рекомендации
Использование информационных технологий в Парламенте (Жогорку Кенеше) Кыргызской Республики
Орозалиев О.К
О.К. Орозалиев
Известно, что без информационного сопровождения немыслима законотворческая деятельность. Информационное обеспечение деятельности Парламента наряду с другими структурными подразделениями Аппаратов палат осуществляет отдел информационного и программно-технического обеспечения Законодательного собрания Парламента (Жогорку Кенеша).
Специалисты готовят информационный пакет к каждому законопроекту, где содержатся и другие информационные материалы (статьи, научные доклады, статистика) по предмету ведения будущего закона, информация о возможных последствиях его действия, практике правового регулирования данного вопроса.
Информационная поддержка законотворческой деятельности депутатов не ограничивается только подготовкой информационных пакетов к законопроектам. Это разнообразная работа по выполнению информационных запросов комитетов и депутатов, работающих над законопроектами. Основная масса запросов касается отечественного и зарубежного законодательства. Наличие в Парламенте единой информационной базы по отечественному и зарубежному законодательству дает нам возможность эффективно осуществлять информационно-аналитическое обеспечение законодательской деятельности.
Мы пользуемся базой данных по законодательству Информационно-правовой системы «Токтом-юрист» (что означает Постановление) компании «Токтом».
Информирование в такой многогранной сфере как законотворчество должно происходить не только по необходимости или по запросу, а в режиме предупреждения информационной потребности, в режиме оперативного и широкого информирования о текущей ситуации как в стране, так и за рубежом.
Еще одно важное направление – подготовка информационно-аналитических материалов о текущей работе депутатов парламента, руководства палат, комитетов, подразделений аппаратов, т.е. выпуск информационных бюллетеней.
Проанализировав опыт информационных служб парламентов разных стран, парламент Кыргызстана решил строить систему информационного обеспечения депутатов парламента с использованием интернета и электронного документооборота. Достоинствами этой системы будут экономичность, простота технического решения, удобный интерфейс.
Для реализации поставленной задачи будет создан веб-сервер (www.kenesh.gоv.кg) с двумя уровнями доступа к информации:
- служебный – предоставление информации депутатам и сотрудникам парламента;
- общественный – предоставление информации широкой общественности.
С помощью различных способов получения информации, ее обработки и обобщения можно:
во-первых, изучать общественные процессы в их связи с деятельностью парламента, общественное мнение по важнейшим направлениям законотворческой деятельности, степень связи интересов населения, общественных групп с политической деятельностью парламента;
во-вторых, включив в систему подготовки и принятия решения экспертные опросы по различным юридическим и экономическим проблемам, можно получать такую информацию, которая при публичном обсуждении не выявляется, что иногда приводит к неожиданным результатам при голосовании и принятии решения;
в-третьих, подобная практика проведения экспертных опросов позволяет экономить время в процессе подготовки и принятия решений, изучив и разрешив ряд проблем до обсуждения их на пленарных заседаниях;
в-четвертых, для более эффективной работы палат Парламента необходимо изучать направленность работы и устремления депутатов и различных депутатских групп и образований, что просто необходимо для эффективного согласования интересов и позиций.
Важной составной частью информационного обеспечения парламентской деятельности является также библиотечно-библиографическое обслуживание. Бесспорно, парламенту необходима своя библиотека, и она должна иметь специализированный фонд. Это доказала практика работы нашей библиотеки. Можно даже назвать роль и место библиотеки в информационной инфраструктуре парламента определяющими. Это большой информационный потенциал, который заключается в объеме и характере фондов, разнообразном по видам, формам, содержанию справочно-поисковом аппарате, включающем в себя фонд справочно-библиографических пособий, электронные и карточные каталоги и картотеки, десятилетиями накопленный опыт библиотечного, справочно-библиографического и информационного обслуживания Парламента.
Создана база данных библиотеки Парламента «Электронная библиотека», которая обеспечит доступ через интернет к сформированным фондам широкому кругу пользователей.
Для достижения вышеперечисленных целей Парламент сотрудничает с рядом международных организаций и структурами, которые связаны с внедрением информационных технологий.
Все эти начинания и проблемы будут касаться не только Парламента, но и других структур общества. Решение этих задач ускорит создание новой общественной формации – информационного общества.
Орозалиев Осмонкул Калкаманович - Заведующий отделом информационного и программно-технического обеспечения Аппарата Законодательного Собрания Жогорку Кенеша Киргизской Республики.
© Информационное общество, 2004, вып. 1, сс. 28-29.