Среда электронного взаимодействия для «Электронной Москвы»
Хохлов Ю.Е., Рябенький И.А.

Среда электронного взаимодействия для «Электронной Москвы»


Ю.Е. Хохлов, И.А. Рябенький




К настоящему времени городскими структурами в основном завершено создание ведомственных информационных систем, предназначенных для информационной поддержки процессов решения экономических и социальных задач, стоящих перед ними. Однако следует отметить низкий уровень интеграции существующих систем (федеральных, городских и местного самоуправления), неоправданное дублирование ввода однотипных данных в различных системах, не допускающих автоматического обмена между ними, отсутствие общегородского комплекса стандартов, классификаторов, форматов метаданных и т.д., позволяющих унифицировать представление данных и обеспечить согласованное функционирование этих систем в рамках всего города. Поэтому одной из наиболее важных задач в настоящее время является сетевая интеграция информационных ресурсов отраслевых комплексов между собой и с территориальными информационными системами, а эффективным инструментом ее решения – среда электронного взаимодействия (interоpеrability framework).

Среда электронного взаимодействия представляет собой комплекс информационных и программно-технических средств, организационных мероприятий и документов, позволяющих создать единую платформу и обеспечить взаимодействие информационных систем и приложений между собой (рис. 1).



Рис. 1. Структура среды электронного взаимодействия Электронной Москвы



В настоящий момент в рамках «Электронной Москвы» разрабатывается достаточно детальное техническое задание, которое затем будет представлено на суд городской общественности. Планируется участие всех заинтересованных сторон (представителей власти, бизнеса, науки и образования, гражданского общества) в определении оптимальной архитектуры среды электронного взаимодействия, выборе и/или разработке стандартов представления данных и метаданных в процессах электронного взаимодействия.

Создаваемая система электронного взаимодействия обеспечит:

  • единую интегрированную среду информационного обмена для структур городского управления между собой и с представителями бизнеса и горожанами;
  • обмен данными между информационными системами «Электронной Москвы»;
  • минимизацию дублирования данных и упрощение создания, поиска и использования информации и знаний.

Когда мы говорим о трудностях организации среды электронного взаимодействия, то речь идет прежде всего о проблемах, связанных с интероперабельностью существующих информационных систем. Традиционный набор аргументов, подтверждающих, почему нужно от взаимодействия по принципу «все со всеми» переходить к созданию сред взаимодействия информационных систем, включает, во-первых, хорошо известную квадратичную зависимость. Это означает, что чем больше число систем, которые должны взаимодействовать между собой, тем больше (в n2-зависимости) количество интерфейсов взаимодействия. Например, для обеспечения взаимодействия 100 московских и 10 федеральных систем потребуется около 11 тысяч интерфейсов.

Во-вторых, интеграция «через кодирование», связанная с разработкой интерфейсов взаимодействия, стоит весьма дорого. Согласно известной международной статистике, на 1 доллар, истраченный на разработку приложения, приходится тратить от 5 до 20 долларов на интеграцию (Gaptner, октябрь 2003).

В рамках «Электронной Москвы», заботясь об интеграции создаваемых систем и ресурсов, необходимо сразу же ставить вопрос о переходе на сервис-ориентированные архитектуры, которые обеспечивают интегрируемость и интероперабельность. При этом нужно решить две задачи:

  • сформулировать набор требований, которые предъявляются к вновь создаваемым системам;
  • определить, что делать с теми системами, которые уже созданы и функционируют.

При разработке программы «Электронная Москва» был использован международный опыт реализации подобных проектов. В частности, в основу организации среды взаимодействия было положено:
  • использование международных открытых спецификаций и протоколов;
  • принятие языка XML и его расширений в качестве стандарта для представления информации и обмена данными;
  • реализация доступа к подлежащим интеграции системам на основе веб-сервисов;
  • использование метаданных;
  • использование браузеров в качестве пользовательского интерфейса.

Очень важно выбирать те стандарты и протоколы, которые приняты международным сообществом и, прежде всего, бизнес-сообществом. Многие государства в мире идут по пути, когда де-факто государственным стандартом становится стандарт, ранее принятый бизнес-сообществом и сообществом разработчиков ИКТ. России и Москве, на наш взгляд, целесообразно поступать таким же образом.

Среда электронного взаимодействия «Электронной Москвы» создается с использованием набора стандартов, которые отвечают трем основным условиям: являются международными, открытыми и взаимно совместимыми. Универсальным форматом представления данных является XML, а для взаимодействия систем используются стандарты и протоколы, считающиеся в мире наиболее интероперабельными и перспективными (SOAP, WSDL, UDDI). В качестве универсальной среды коммуникаций выбран интернет, основанный на использовании стандартных протоколов TCP/IP и HTTP.

Многие ведущие производители программных средств уже сейчас практически поддерживают в своих решениях весь перечисленный выше набор протоколов, за счет чего обеспечивают использование единых стандартов описания, единых справочников и классификаторов информации и информационных объектов и взаимодействие между системами.

Когда мы говорим о структуре среды электронного взаимодействия, то речь идет не только о технологических аспектах или информационно-лингвистическом уровне при выборе тех или иных стандартов, классификаторов, справочников. Не менее важной задачей для «Электронной Москвы» является обеспечение требуемого нормативно-организационного уровня, когда каждый из внедряемых стандартов, протоколов или решений должен подкрепляться соответствующими нормативными документами, правилами и методиками.

Если с этой точки зрения рассматривать вопрос о том, что и как нужно делать, то в первую очередь необходимо иметь описание основных информационных объектов, которые используются в рамках существующих и создаваемых информационных систем. Необходимы унифицированные модели данных, которые представлены в тех или иных системах, для того чтобы правильно организовать информационный обмен и взаимодействие между системами на уровне как самих данных, так и метаописаний.

Что даст такой подход, понятно. С одной стороны, пользователь, который будет обращаться через систему городских порталов к «Электронной Москве», получит возможность найти все сервисы, которые уже опубликованы. Таким образом любому горожанину или организации будет обеспечен доступ ко всем открытым информационным ресурсам столицы. С другой стороны, декомпозиция сложных задач информационного обмена и информационного взаимодействия на более элементарные сервисы позволит специалистам создавать из отдельных сервисов, как из атомов, сложные сервисы. Общегородской регистр сервисов, созданный в результате реализации проекта, позволит осуществлять гибкое конфигурирование сервисных возможностей систем, создавать сложные сервисы, использующие информацию, хранящуюся в различных системах. При этом будет обеспечиваться возможность построения единых бизнес-процессов, объединяющих несколько систем.

Создание среды электронного взаимодействия позволит снять с повестки дня проблему несовместимости систем и обеспечить их совместное и более эффективное использование, превратит совокупность разрозненных городских информационных систем в единый слаженно работающий комплекс. Действующая среда станет фундаментом воплощения в жизнь принципа «одного окна» при предоставлении городскими организациями и ведомствами услуг населению и бизнесу через интернет.


Рябенький Игорь Аркадьевич - Президент компании ЮнитСпейс (UnitSpace).

Хохлов Юрий Евгеньевич - Председатель Совета директоров Института развития информационного общества, Первый заместитель генерального конструктора ГЦП «Электронная Москва».


&copy Информационное общество, 2004, вып. 1, сс. 66-68.