О журнале
Рекомендации
Опыт Российской Федерации по построению единой государственной системы информации и международное сотрудничество в этой сфере
Курносов И.Н.
И.Н. Курносов
Сегодня интернет, новые информационные технологии стали естественным элементом деятельности всех органов государственной власти и парламентов различных стран. От того, как мы используем новые технологии, зависит эффективность нашей деятельности.
Хочу напомнить, что в октябре 2002 года в Кишиневе главы государств СНГ приняли решение о создании Координационного совета по информатизации при региональном Содружестве в области связи. Главная задача Совета – координация деятельности наших стран в этой довольно широкой сфере. Уже проведен ряд заседаний, на которых рассматривался довольно большой комплекс вопросов, в том числе стратегия сотрудничества наших стран в сфере информатизации. Сейчас разрабатывается конкретный план действий.
Принятая в нашей стране Федеральная целевая программа «Электронная Россия» – это базовая национальная программа, интегрирующая все направления сферы информатизации и создающая единую технологическую основу для реализации федеральных, ведомственных и региональных программ информатизации. Среди мероприятий «Электронной России» имеются проекты, направленные на информатизацию в том числе законодательной деятельности, которые расширяют возможности Государственной Думы в области инфокоммуникаций.
Учитывая опыт развития экономики, основанной на знаниях, усиление роли высокотехнологичных производств, а также повсеместное внедрение современных технологий, программа «Электронная Россия» ориентирована на создание условий и формирование основы для масштабного внедрения ИКТ во все сферы российского общества.
Предусмотрено три этапа реализации Программы.
Первый – организационно-методический – завершился в 2002 году.
В 2003 году завершается второй этап, на котором я остановлюсь несколько позже.
В 2005 году начнется третий – основной – этап реализации Программы. Он в приоритетном порядке увязан с проводимой в настоящее время административной реформой и поставленными задачами по ускорению темпов социально-экономического развития и повышению конкурентной способности экономики и государства в целом.
В 2003 году государственные заказчики Программы, опираясь на результаты первого этапа, приступили к реализации программных мероприятий, ориентированных на получение конкретных практических результатов.
Одним из приоритетных направлений второго этапа реализации Программы является формирование инфраструктуры доступа к открытым компьютерным сетям для государственных структур, бюджетных организаций и населения. Это очень важная проблема. Когда мы с коллегами из стран СНГ обсуждали насущные вопросы информатизации, то среди общих ключевых проблем выделили обеспечение доступа к сетям, в том числе к интернету. Мы разработали в «Электронной России» целый комплекс мер для того, чтобы подключить к интернету даже самые отдаленные районы нашей страны. Безусловно, в первую очередь речь идет о подключении бюджетных организаций.
Второе приоритетное направление – создание единой защищенной информационнотелекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти и обеспечение на ее основе эффективного функционирования и взаимодействия федеральных и региональных государственных структур. Следует сказать, что работа по созданию единой среды для органов государственной власти уже ведется и в России, и в странах Содружества, причем не только на федеральном уровне, но и в регионах. Поэтому на сегодня задача состоит в том, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие всех ранее созданных элементов единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Информация должна проходить без всяких препятствий из федерального центра в регионы и обратно.
Третье направление – разработка и внедрение прикладных информационных систем и центров обработки данных в интересах государства и общества, в частности, систем электронной торговли. Это направление, безусловно, важно для развития экономики – как, в частности, региональной, так и глобальной мировой. Компьютерные технологии только тогда становятся действительно нужным инструментом, помогающим двигать экономику, когда мы начинаем широко использовать электронный бизнес и электронную торговлю.
У нас сейчас ведется большая работа в рамках «Электронной России» по созданию государственного регистра населения. Вы знаете, что многие государственные информационные системы имеют базу данных о населении. Однако наведение порядка в этом большом хозяйстве, в котором задействованы, как минимум, 15 федеральных структур, региональные системы (напомню, что каждый регион обязательно имеет свои базы данных, включая базы данных для выборов), требует серьезных усилий по интеграции и созданию единого регистра населения.
Очень важное направление работ, которое мы сейчас также реализуем в рамках Программы – обеспечение открытости деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов. Для реализации поставленной задачи принято соответствующее постановление Правительства Российской Федерации, в котором указывается, что каждый федеральный орган исполнительной власти обязан выставлять на своем сайте (а сегодня уже практически нет органов власти, которые не имеют сайтов) определенный перечень информации. Сейчас мы работаем над тем, чтобы унифицировать требования к этой информации, организовать эффективный диалог органов власти и населения.
Сегодня в интернете на сайтах многих министерств можно получить информацию об их деятельности – что конкретно они решают, с какими документами работают, какие программы готовят. Предполагается внести в Государственную Думу проект закона «Об обеспечении доступа к информации федеральных органов власти», который пока отрабатывается на уровне органов исполнительной власти.
Еще один проект Программы – это так называемый компьютерный всеобуч. Только за 4 месяца прошлого года было бесплатно обучено (имеется в виду за счет средств федерального и региональных бюджетов) базовым навыкам владения компьютером и сетевыми технологиями около30 тысяч человек в пилотных регионах.
В целях популяризации программы «Электронная Россия» наше министерство провело в 2003 году ряд региональных конференций, посвященных Программе, в ходе которых регионы синхронно со столицей организовывали свои конференции и выставки с той же тематикой.
Сегодня особенно заметно, что многие проекты по информатизации успешно реализуются в регионах, туда же направляются инвестиции. Чтобы еще больше активизировать региональную составляющую, в ряде проектов федеральной программы мы поддерживаем региональные инициативы в области развития ИКТ.
К числу приоритетных направлений следует отнести и управление государственными IT–проектами. Мы подготовили специальную концепцию использования информационных технологий в федеральных органах власти, которая рассмотрена в Правительстве и, как ожидается, в ближайшем будущем будет одобрена.
В этой концепции определены принципы формирования единого информационного пространства органов государственной власти, предложена методика решения многих вопросов, связанных с унификацией и единым подходом к созданию, как модно сейчас говорить, «электронного правительства». Под «электронным правительством» подразумевается такое правительство, в котором все основные технологические функции осуществляются с помощью ИКТ, что позволяет сделать его работу, с одной стороны, открытой, а с другой – эффективной.
Еще одним проектом, которому мы сейчас уделяем внимание в рамках программы «Электронная Россия», является проект создания автоматизированной системы контроля пересечения Государственной границы и мониторинга миграционной ситуации в России. Понятно, что в современных условиях эта работа очень актуальна, сейчас создается Центральный банк данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства.
В центре внимания также – организация эффективного контроля паспортно-визовых документов, в том числе с использованием генетических признаков. Это новые виды документов, которые позволяют правоохранительным структурам вести работу по учету и контролю передвижения населения по территории страны.
В заключение хочу подчеркнуть важность работы, которую мы проводим в рамках «Электронной России», по обеспечению нашего сотрудничества со странами СНГ. У нас хорошие заделы в этой сфере деятельности между Региональным содружеством в области связи и Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ. Мы сейчас готовим соглашение о взаимодействии по разработке модельных законодательных и иных нормативно-правовых актов. В этом плане наше министерство как федеральный орган исполнительной власти готово сотрудничать с нашими парламентскими структурами, с Государственной Думой и Федеральным Собранием, с тем, чтобы вместе совершенствовать законодательство в столь бурно развивающейся и перспективной области, как информационно-коммуникационные технологии.
Курносов Иван Николаевич - Заместитель начальника Департамента информатизации Министерства Российской Федерации по связи и информатизации.
© Информационное общество, 2004, вып. 1, сс. 8-10.