О журнале
Рекомендации
Информационно-технологическое обеспечение деятельности Государственной Думы
Мороз М.А.
М.А. Мороз
Управление информационных ресурсов и технологий Аппарата Государственной Думы возникло недавно и объединило под своим крылом основные централизованные информационные ресурсы Государственной Думы.
Сейчас в сети Государственной Думы работает порядка 2 тысяч компьютеров. Емкость внутренней компьютерной сети – 2400 портов, емкость сети Интернет – 1400 портов. Кроме того, Государственная Дума по волоконно-оптической линии связи имеет доступ в Московскую территориальную сеть, куда входят компьютерные сети Московской городской Думы, Мэрии Москвы и других столичных организаций.
Компьютерная сеть Государственной Думы – это общая корпоративная сеть с Советом Федерации, Центральной избирательной комиссией, а также некоторыми федеральными ведомствами, например, Министерством финансов.
Кроме использования выделенных линий, доступ в компьютерную сеть может происходить в режиме удаленного доступа с использованием всех возможных линий связи, то есть Московской городской телефонной сети, выделенной сети «Искра», цифровой телефонной сети.
Предполагается, что в течение этого года все субъекты права законодательной инициативы будут объединены в рамках единой компьютерной сети. Это то, к чему мы достаточно долго стремились, потому что это позволит нам поднять федеральный законодательный процесс на новую ступеньку, прежде всего в плане его информационного обеспечения.
Одной из основных технологических информационных систем, обеспечивающих федеральный законодательный процесс, является «Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности» – АСОЗД.
В системе осуществляется сбор, хранение и обработка информации, которая связана со всеми этапами прохождения законопроекта – от стадии его внесения в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы до момента подписания уже принятого федерального закона или федерального конституционного закона Президентом Российской Федерации. В этой системе хранятся как сами законопроекты в их полнотекстовой версии, так и все основные документы, относящиеся к ним.
Одной из проблем, которую мы в последнее время пытаемся решить, является полнота информационного наполнения. К сожалению, до настоящего времени не очень была развита электронная форма предоставления документов, поэтому многие законопроекты, передававшиеся субъектами права законодательной инициативы, попадали в Государственную Думу в бумажном виде и не присутствуют в АСОЗД.
Еще одна задача нашего Управления – документационное обеспечение деятельности Государственной Думы. Через службу делопроизводства и документооборота ежедневно проходят тысячи документов. Регистрируются входящие и исходящие документы, обеспечивается внутренняя переписка. В настоящее время все функции по регулированию этого бумажного документопотока осуществляются с помощью системы автоматизированного делопроизводства и документооборота, запущенной в 2000 году и прошедшей несколько модернизаций. Последняя версия системы сейчас позволяет постепенно перейти к электронному документообороту. Эта задача – сокращения бумажного документооборота – поставлена в программе оптимизации документооборота. На первом этапе наша цель – сократить до минимума внутреннюю бумажную переписку.
В связи с тем, что не так давно был принят Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи», у нас появились возможности дальнейшего расширения электронного документооборота с выходом за пределы Государственной Думы. Для этого в течение текущего года мы предполагаем запустить в Государственной Думе удостоверяющий центр электронной цифровой подписи с тем, чтобы встроить технологию электронной цифровой подписи во все основные прикладные информационные системы, которые этого требуют – прежде всего, в систему автоматизированного делопроизводства и документооборота, автоматизированную систему обеспечения законодательной деятельности, электронную почту и т.д.
В перечень мероприятий Федеральной целевой программы «Электронная Россия» включено создание парламентского портала. В рамках технического задания подготовлена типовая структура сайта законодательного собрания, разработаны рекомендации по его наполнению, которые, с нашей точки зрения, будут полезны для того, чтобы наиболее полно представить информацию о деятельности законодательного собрания для всех лиц, участвующих в законодательном процессе.
Парламентский портал объединит все ресурсы, которые представлены сегодня на интернет-сайтах наших двух палат и имеются в региональных законодательных собраниях. Кроме того, на мой взгляд, парламентский портал может стать технологической основой для сотрудничества с парламентами стран СНГ. Здесь можно будет наладить взаимодействие друг с другом, открыть форумы для проведения дискуссий, обмена опытом, разместить ссылки на соответствующие информационные ресурсы.
Мороз Михаил Александрович - Начальник Управления информационных ресурсов и технологий Аппарата Государственной Думы.
© Информационное общество, 2004, вып. 1, с. 1.