Трение покоя пора преодолеть
Фролов К.В.

Трение покоя пора преодолеть

К.В. Фролов



Трудно провести границу между инженером и ученым. Леонардо да Винчи, Шухов, Жуковский, Крылов! Кто они – ученые или инженеры? Когда нашему гению судостроения Алексею Николаевичу Крылову не хватало традиционных методов расчета, он создавал свою математику, свои гиперболические функции Крылова.

Точно также трудно найти четкую границу между фундаментальными и прикладными исследованиями. Есть лишь некое великое инженерное искусство, которому можно лишь завидовать, которым можно восхищаться. С этой точки зрения подготовка инженерных кадров – важнейшая из задач. И, если хотите, – наш козырь.

По роду своей деятельности мне приходилось бывать на разных континентах, в разных странах. И везде – в Европе, в Соединенных Штатах Америки, в Австралии – я с гордостью вижу, как работают выпускники наших технических вузов, как лидируют наши инженеры. Им не надо адаптироваться к тем западным условиям!

Тем не менее нам сегодня надо подумать о том, чтобы в области новых технологий, новых конструкций всерьез решить главные проблемы инновационной деятельности. Как сделать, чтобы новые разработки стали бы действительно достоянием нашего Отечества, наших авторов, нашей страны?

К сожалению, в наших контактах с Западом нередко прослеживается стремление к тому, чтобы наши талантливые молодые люди приезжали и за каких-то 100 долларов работали там только ради того, чтобы новые идеи, увы, не исходили из России. К сожалению, это факт. Думается, правительству, Министерству промышленности, науки и технологий давно пора заняться этой проблемой.

Сегодня в Российской академии наук происходит реорганизация. Создано самое крупное в академии Отделение энергетики, машиностроения, механики и процессов управления. В нем собран весь цвет нашей инженерной мысли. Не отстают и молодые. Несмотря на все трудности последних лет, несмотря на то, что многое пропало, мы имеем сегодня фантастические результаты в области математики, в области прикладной физики, в области прикладной механики, машиноведения. Нас, может быть, стало меньше. Но мы решаем удивительно сложные задачи.

Среди них особое место занимает безопасность – экологическая безопасность, природно-техногенная безопасность. Конечно, эти проблемы были и раньше. В частности, связанные с природными факторами – молниями, штормами, цунами, землетрясениями. Но, с другой стороны, никогда не было такой насыщенности техническими объектами, которыми, увы, сегодня переполнена наша планета.

В этом плане даже высшая школа сегодня должна организовать систему подготовки инженеров, специалистов новой квалификации, для которых во главу угла должна быть поставлена безопасность.

Россия гордится тем, что мы первые в истории человечества запустили человека в космос. Но при этом нередко забываем, что осуществить этот полет нам помог огромный опыт в плане технической диагностики, в плане новых технологий.

Безопасность – понятие собирательное. О ней должен думать конструктор, когда идея новой машины только вырисовывается. О ней должен думать технолог, который воплощает эту идею. Для людей, которые будут эксплуатировать новую технику, управлять всеми техническими средствами, многочисленными системами, безопасность становится понятием критическим. Поэтому для современного авиалайнера с 555 пассажирами на борту надежность и безопасность в абсолютном понимании нередко определяются человеческим фактором.

Сегодня мы должны все-таки понять, что хватит плакать, хватит говорить о банальных трудностях, о том, что денег нет. Их нет, не было и не будет. Но мы должны работать. Во имя будущего, во имя экономики, во имя безопасности, во имя России.

Машиностроение – вот что сегодня основа всего. Развитые страны – Япония, Германия, Соединенные Штаты – своими успехами в экономике, в обороноспособности, в создании высокоточного оружия обязаны машиностроению. На его долю приходится подавляющая часть промышленного производства. Все, что нас окружает, создано в первую очередь машиностроителями.

Но уже сегодня мы должны заботиться о новых подходах. В частности, в энергетике, где нам предстоит найти новые решения, альтернативные источники энергии, в разумном распределении сетей. Транспорт становится одной из главных проблем. Новые материалы, нанотехнологии – и в этом направлении сделано уже очень много, но, увы, как говорят математики, недостаточно. Нужна развернутая программа развития отечественного машиностроения.

Я механик. И знаю: трение покоя больше, чем трение движения. Важно сдвинуться с места. Для этого нужны начальные вливания, начальный капитал. В том числе и для того, чтобы разработка имела товарный вид, позволяла представить ту или иную идею на рынок. Тогда-то и будет востребован Его Величество Российский инженер, которым мы имеем полное право гордиться.


Фролов Константин Васильевич - Директор Института машиноведения имени А.А. Благонравова, академик РАН.


&copy Информационное общество, 2003, вып. 6, сс. 30-31.