О журнале
Рекомендации
Чтобы решать сложные проблемы
Ананенков А.Г.
А.Г. Ананенков
В «Газпроме» трудятся десятки тысяч инженеров. Во многом именно они определяют высокий авторитет компании, стимулируют динамику ее развития. Инженерный корпус «Газпро-ма» – это слаженный, эффективный механизм, работающий на стыке академической и отраслевой науки с реальной производственной сферой.
Сегодня процессы добычи газа, его транспортировки и переработки постоянно усложняются. И уже в ближайшем будущем перед нами встанут принципиально новые технологические и технические инженерные задачи.
В настоящее время основной объем газа в нашей стране добывается в тяжелых климатических условиях Крайнего Севера. На очереди – освоение еще более сложных месторождений Ямальского полуострова, шельфа арктических морей. В том числе в акватории Обской и Тазовской губ, на шельфе Баренцева и Карского морей, Штокманского месторождения.
Продолжится дальнейшее развитие газоснабжения. Соответствующие работы будут вестись как в западном, так и в восточном направлении. Вслед за сооружением газопровода «Голубой поток», связавшего Европу и Азию по дну Черного моря, нам предстоит реализация еще более масштабного и сложного проекта – строительство северо-европейского газопровода.
Развитие единой системы газоснабжения в восточном направлении будет проходить на фоне поэтапного освоения газоносных недр Восточной Сибири. Одной из основных целей здесь является создание на Востоке России ответвлений в единой системе магистральных газопроводов с выходом на экспортный канал поставки природного газа на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Реализация таких масштабных проектов, значение которых для общего развития российской экономики трудно переоценить, потребует максимальной концентрации сил не только «Газпрома», но и значительной части всего российского общества. Возникнет необходимость создать новые рабочие места, разместить соответствующие заказы в реальном промышленном секторе. Хотелось бы, чтобы большая часть этих заказов пришлась на отечественные промышленные структуры. В связи с этим мы считаем, что вышеназванные проекты должны получить соответствующую государственную поддержку.
Как видите, нам предстоит решать задачи самой высокой сложности. Такие задачи могут быть решены только на базе новейших достижений инженерной науки. Потребуется создание принципиально новых видов оборудования, новых оригинальных технологий добычи и транспортировки газа, основанных на нетрадиционных инженерно-технических решениях.
Примером может служить разработка месторождений на шельфе – она будет вестись с помощью надводных и подводных систем. Для этого потребуется установить не имеющие аналогов глубоководные ледостойкие платформы, рассчитанные на бурение, сбор и подготовку продукции к транспортировке. Особой сложностью освоения будут отличаться месторождения шельфа Карского моря, для которого характерна тяжелая ледовая обстановка. Одним из способов освоения этих месторождений является подводное размещение всех объектов бурения и эксплуатации скважин, систем подготовки газа и его транспортировки на берег. Практически это подводный космос.
Проектирование и практическая реализация обрисованных выше схем газодобычи потребуют максимальной концентрации отечественной инженерной мысли, ее поднятия на принципиально новый творческий уровень.
Транспортировка газа – важнейшая составляющая газовой отрасли. Благодаря созданию единой системы газоснабжения «Газпром» успешно решает задачу по бесперебойному снабжению газом потребителей как на внутреннем рынке страны, так и далеко за ее пределами. Вместе с тем возможности для повышения эффективности работы газотранспортной системы «Газпрома» далеко не исчерпаны.
Решение данной задачи во многом лежит в области инженерной науки. И, в частности, связано с увеличением рабочего давления в газопроводах и повышением эффективности газоперекачивающих агрегатов.
В настоящее время как российскими, так и зарубежными специалистами продолжаются работы по созданию высокоэффективных тепловых керамических двигателей. В этой области у российских инженеров уже есть значительный задел. Наша компания проявляет повышенный интерес к подобным агрегатам, которые могут использоваться не только в газовой промышленности, но и во многих других энергетических отраслях.
Еще одним важным и перспективным направлением в деятельности «Газпрома» является промышленное производство сжиженного природного газа с целью его поставок на удаленные газовые рынки. Несмотря на уже имеющиеся наработки в данной области, нам предстоит еще очень много сделать для достижения уровня других высокоразвитых индустриальных стран, занятых в производстве сжиженного природного газа. И здесь мы не без основания рассчитываем на сотрудничество и взаимодействие с талантливыми российскими инженерами, в том числе со специалистами смежных отраслей.
Большое внимание в «Газ-проме» уделяется проблемам использования природного газа в качестве моторного топлива. Это достаточно важное и перспективное направление работы как внутри страны, так и за рубежом. Не случайно данный вопрос находился в центре внимания международного газового сообщества на прошедшем в июне 2003 года в Токио Мировом газовом конгрессе.
Считаю, что подобные вопросы, связанные с энергетической безопасностью страны и экологическим состоянием ее городов, должны найти необходимое понимание и поддержку со стороны соответствующих властных структур.
Оптимальным вариантом является принятие соответствующего закона по газомоторному топливу. Думается, что прерванную в данном направлении работу необходимо как можно скорее возобновить.
Таким образом, можно ответственно говорить о том, что инженерно-техническая политика «Газпрома» соответствует мировым тенденциям и по своей сути является инновационной.
Вместе с тем мы понимаем, что никакие инновации невозможны без активного участия в них всего инженерного корпуса нашей страны. Поэтому «Газпром» в течение длительного времени является заказчиком проектов у предприятий и организаций смежных отраслей, выполняющих сложные инженерные разработки для газовой промышленности. Таким примером могут служить программы «Ямал-100» и «Ямал-200». Буквально несколько дней назад ракетой-носителем «Протон» на орбиту были выведены два спутника системы «Ямал-200». Эта работа проводилась по заказу «Газпрома».
В октябре 2003 года подписано генеральное соглашение о научно-техническом сотрудничестве между «Газпромом» и Российской инженерной академией в области повышения эффективности, надежности и безопасности добычи, транспортировки, использования газа и газового конденсата. Соглашение имеет целью установление долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества и направлено на привлечение научного потенциала Российской инженерной академии к решениям наиболее актуальных отраслевых задач.
Соглашением предусмотрена конкретная программа работ. В их числе:
- совершенствование методов и систем диагностики, мониторинга и оценки технического состояния объектов системы газоснабжения;
- создание новых материалов для ремонта трубопроводов;
- внедрение энергосберегающих комплексов;
- совершенствование нормативной базы для повышения промышленной безопасности и надежности трубопроводных систем.
Мы с полной ответственностью готовились к Съезду инженеров России. И поддерживаем намерение консолидировать многочисленный инженерный корпус нашей страны для решения важнейших проблем российской экономики и развития высокотехнологичных отраслей промышленности.
Задачи, стоящие перед инженерным сообществом нашей страны, огромны. Среди них – необходимость развития инновационно-технологической деятельности, создание условий для ее всемерной поддержки и экономического стимулирования.
Мы приветствуем такой подход. Инженерные кадры должны стать одной из основных движущих сил инновационного процесса, его мотором. Поэтому мы поддерживаем предложение о необходимости разработки и принятия Федерального закона о статусе инженера и инженерной деятельности в Российской Федерации. А также о создании Высшего инженерного совета при Президенте Российской Федерации. «Газпром» готов делегировать в состав данного совета своих лучших специалистов.
Следует реально поднять статус инженерного работника в обществе, обеспечить российскому инженеру адекватный мировым стандартам уровень оплаты труда. На мой взгляд, решение данного вопроса тесным образом связано с решением проблемы защиты интеллектуальной собственности. Результаты творчества научно-технических и инженерных кадров должны быть, наконец, должным образом оценены и защищены.
Необходимо также уделять самое пристальное внимание воспитанию молодых и талантливых специалистов, которые со временем смогут продолжить лучшие российские традиции в инженерном деле и решать в будущем более сложные задачи.
Очевидно, что решить стоящие перед нами задачи будет нелегко. Но я уверен, что мы их решим. Для того мы и стали инженерами, чтобы умело решать любую, самую сложную задачу.
Ананенков Александр Георгиевич - Заместитель председателя правления ОАО «Газпром».
© Информационное общество, 2003, вып. 6, сс. 28-30.