Инновационный ключ к мировым рынкам
Александров В.Л.

Инновационный ключ к мировым рынкам

В.Л. Александров



Главная цель нашего съезда – определить основные направления реализации богатейшего инженерного потенциала страны для решения задач развития российской экономики. Поэтому я хотел бы остановиться на отдельных вопросах, которые в августе этого года были рассмотрены на Съезде инженеров Северо-Западного региона России. И, на наш взгляд, являются актуальными.

Для устойчивого экономического развития необходимо в ближайшее время сформировать эффективную национальную инновационную систему. Основой такой системы должна стать Российская академия наук с ее уникальным потенциалом фундаментальных исследований и развитой сетью академических институтов.

При этом, как правильно ставят вопрос ученые, вокруг фундаментальной науки должен быть создан инновационный пояс, который за счет единого информационного пространства обеспечит скоординированность действия Правительства, отраслевой науки предпринимателей, образовательных учреждений по продвижению ее достижений в экономическую практику.

Важным элементом такого инновационного механизма в условиях рыночной экономики и гражданского общества являются общественные инженерные и научные организации – такие как Российская инженерная академия, ряд других общественных научных академий и инженерно-технические общества. В этих межпрофессиональных и профессиональных общественных объединениях сосредоточены интеллектуальный потенциал тысяч ученых прикладной науки и инженеров всех специальностей. Обмен научными идеями и практическими достижениями, организованный в рамках инженерной академии и научно-технических обществ, способен стать проводником передовых знаний.

Реализация этих знаний в технических, технологических или организационных инновациях позволит стране создать качественно новые производительные силы. Организацию национальной инновационной системы целесообразно предусмотреть в федеральном законе о науке и государственной научно-технической политике, принятие которого становится насущной необходимостью для активизации научного инженерного потенциала страны.

Только на основе национальной инновационной системы можно на каждом предприятии последовательно решать задачи роста российской экономики, ее структурных преобразований в пользу высокотехнологических отраслей промышленности.

Правильная политика решения этих задач в условиях рыночной экономики обозначает инновационный тип экономического развития предприятий. Именно он предопределяет внедрение современного оборудования, передовых технологических процессов, информационно-компьютерных технологий в области проектирования продукции, организации производства и управления предприятиями.

Переход российских предприятий к инновационному экономическому развитию – надежный путь к повышению конкурентоспособности отечественной промышленности, что особенно важно на современном этапе. Однако локальных достижений отдельных предприятий недостаточно для доминирования российских товаров на мировых рынках и для привлечения инвестиций в развитие промышленности.

На современном этапе важно запустить механизмы повышения эффективности инновационной деятельности в регионах страны. Поэтому заслуживает внимания предложение делегатов съезда – инженеров Северо-Западного региона России – о координации инновационной деятельности в регионах и субъектах Российской Федерации через инженерные комиссии при государственных или местных органах исполнительной власти. В частности, при правительстве нашего города Санкт-Петербурга.

Участники съезда инженеров Северо-Западного региона России подготовили такие предложения. И просили бы включить в эти комиссии, при наличии согласия, ведущих академиков, членов-корреспондентов Российской академии наук. Задача таких комиссий – междисциплинарная и межотраслевая координация работы научных учреждений, промышленных предприятий и вузов по инженерному обеспечению развития национальной экономики. Такие комиссии могли бы стать и реальным инструментом эффективной деятельности Высшего инженерного совета при Президенте Российской Федерации, при Правительстве России.

Предстоящее вступление во Всемирную торговую организацию открывает новые возможности для интеграции России в мировую экономику. Однако такая интеграция имеет как положительные предпосылки, так и риски отрицательных последствий для развития российской промышленности высоких технологий. Важно использовать первое и своевременно предотвратить второе.

Позиция России в мировой экономике во многом определяется развитием международного научно-технического сотрудничества и интеграцией ученых, инженеров нашей страны в мировое научно-инженерное сообщество. В этом вопросе у нас существуют значительные возможности. В частности, определенные предпосылки есть в российском судостроении.

Сегодня российские судостроительные предприятия недостаточно конкурентоспособны на рынках массовых гражданских судов. Более того, внутренний рынок гражданских транспортных судов, который достаточно открыт, практически монополизирован зарубежными судостроителями. Так, за последние годы российские верфи строили для отечественных судовладельцев не более 5% от суммарного дедвейта новых транспортных судов.

В такой ситуации важнейшей задачей российского судостроения становится правильное определение перспективных сегментов рынка нашей продукции. В частности, в качестве такового мы определили строительство сложных гражданских судов и морских установок, при создании которых используются отечественные научные, конструкторские и технологические решения.

Перспективно и строительство ледокольного флота. В том числе – с атомными энергетическими установками, транспортных и обслуживающих судов арктического класса, морских ледостойких инженерных сооружений, которые сегодня объединяются общим понятием «арктическое судостроение».

Спрос на перечисленные суда и установки предопределяют проекты добычи углеводородного сырья на арктическом шельфе России, освоение других природных богатств российского Севера, развитие Северного морского пути как международного транспортного коридора. Усилить благоприятные предпосылки может межгосударственная региональная интеграция.

В сообществе кораблестроителей России и стран Балтийского и Северных морей все большую популярность приобретает идея усиления интеграции в судостроительной и транспортной областях. По мнению ученых и специалистов, она может стать перспективным инструментом доминирования в мировом арктическом судостроении.

Предпосылками для этого являются мощные национальные судостроительные комплексы, географическая близость к районам морской нефтедобычи и эксплуатации арктических судов, высокий уровень кораблестроительной науки, что в сумме может обеспечить создание российско-европейского центра арктического судостроения с высокой конкурентоспособностью на мировом рынке.

Вот эти идеи научного и промышленного регионального сотрудничества широко обсуждались в Петербурге на Всемирном морском форуме, на многих научных конференциях. И везде получили поддержку международных научно-технических сообществ.

Усиление связи фундаментальной и прикладной науки с практикой, необходимость реализации научных достижений в инновационном развитии производства, международная научная инженерная кооперация требуют постоянного повышения интеллектуального потенциала инженерного корпуса. Практически речь идет о формировании инженерных кадров новой формации, которые должны соответствовать, на наш взгляд, следующим основным требованиям:

  • универсальность профессионального образования, предусматривающая сочетание глубокой подготовки в определенной специальной области с постоянно весомыми знаниями в широком диапазоне наук;
  • адаптивность к изменяющейся производственной среде, обеспечивающая активную непрерывную деятельность при изменении задач и условий их выполнения;
  • критичность к реальности, что рождает предпосылки к научному познанию;
  • системность и масштабность мышления, позволяющие интегрировать практический опыт в научные знания.

Современные образовательные технологии и концепции инновационного образования позволяют готовить таких инженеров. При этом осуществляется максимальное сближение образовательного процесса с практикой. Интеграция образования с производством достигается, например, созданием на промышленном предприятии филиалов кафедр высших учебных заведений.

В частности, такой опыт имеется на нашем предприятии. При этом становится возможным приобщать студентов к решению научных задач развития производства. Например, у нас уже несколько лет действуют студенческие научно-производственные отряды. Целью создания таких временных студенческих формирований является отбор наиболее перспективных студентов дневной формы обучения для последующей работы на предприятии. Этот отбор проводится в ходе выполнения студентами исследований, имеющих практическое значение для производства.

Исследования выполняются по тематике плана технического перевооружения предприятия, на основе технических заданий, определяющих объемы работ, этапы их выполнения, сроки и конечные результаты. Участники таких отрядов получают заработную плату. Для этого создаются рабочие места в учебных центрах и подразделениях предприятия.

Полагаю, что научно-техническим обществам, общественным инженерным академиям необходимо изучить такие формы обучения молодежи, использовать возможности своих организаций для распространения этого опыта, вовлекать молодых специалистов в свою деятельность еще на студенческой скамье.

Наша страна – мощное и жизнеспособное государство, имеющее неограниченный потенциал для развития. Поэтому от нашего Съезда во многом зависит активизация инженерного корпуса на решении стоящих перед страной задач.


Александров Владимир Леонидович - Генеральный директор ФГУП «Адмиралтейские верфи».


&copy Информационное общество, 2003, вып. 6, сс. 39-41.