О журнале
Рекомендации
Достойно жить и работать в своей стране
Похолков Ю.П.
Ю.П. Похолков
Ассоциация инженерного образования России, которую я представляю, была создана в 1992 году ныне покойным Борисом Владимировичем Митиным, ректором МАТИ. Сегодня она является добровольным объединением, в состав которого входят ученые, преподаватели, инженеры высших учебных и научно-исследовательских учреждений, научно-производственных предприятий, технопарков, все те, кто заинтересованы в развитии и совершенствовании российского инженерного образования. Отделения Ассоциации сегодня созданы в 60 субъектах Федерации.
Вместе с тем я хочу обратить внимание на то, что наши выступления на съезде противоречивы. С одной стороны, мы говорим, что инженерное образование в России – самое лучшее, а с другой – что у нас в вузах нет современного оборудования, плохо обстоят дела с практикой, возник разрыв между поколениями, поскольку молодые не спешат идти в науку. Мы говорим о высоком потенциале российского инженерного корпуса, и в то же время – о его многочисленных проблемах.
Наша Ассоциация инженерного образования как раз и проводит объективный анализ того, что сегодня происходит. И вырабатывает предложения, которые следовало бы сегодня реализовывать.
Конечно, ведущей проблемой инженерного образования является его качество. Несмотря на приводившиеся здесь прекрасные примеры его высокого уровня, действительность заставляет задуматься. Если мы посмотрим на все эти продукты, которыми сегодня пользуемся – продукты инженерного труда, то обнаружим, что все это – иностранщина. Автомобили, компьютеры, телефоны, телевизоры, стиральные машины – в большинстве своем зарубежного производства. Да и на слуху все больше такие названия, как «Филипс», «Сименс», «Боинг», а не «Полет» или «Урал». Вывод? Если мы говорим о повышении роли инженерного корпуса, то должны обратить внимание и на эту сторону жизни.
Президент Российской Федерации В.В. Путин на прошедшем в прошлом году Съезде ректоров подчеркнул, что высокий уровень образования – это один из немногих факторов, которые позволяют нам находиться в числе ведущих государств мира. Против этого нельзя возразить. Нельзя возразить и против того, что у российского образования – богатые традиции. В частности, основательная физико-математическая подготовка отличает наших выпускников от специалистов Запада. И дает им возможность работать в очень широком спектре проблем как в своей, так и смежных областях.
Поэтому их и берут в западные компании, университеты. Но, согласитесь, горько и обидно сознавать, что лучшая часть российского интеллектуального общества – элитные специалисты – уходят за рубеж. И не только уходят, но и работают там, делают существенный вклад в создание новых продуктов, которые затем Россия за валюту покупает. Как же так?
Между тем именно творческие лидеры, элитные специалисты играют ведущую роль в постиндустриальном обществе. Их идеи, деятельность определяют прогресс практически во всех областях жизни, науки, искусства, культуры, техники, технологии. Элита – это основа позитивных изменений в экономике, в политике, в социальной сфере. Интеллектуальная элита – это генофонд нации. Его продуктивное использование и воспроизводство должны стать предметом особой заботы общества и государства.
Думается, назрела настоятельная необходимость принять серьезные меры по сохранению и расширенному воспроизводству своего генофонда. Необходим федеральный закон о сохранении и поддержке интеллектуальной элиты, который бы гарантировал выдающимся деятелям науки, техники, культуры, искусства возможность достойно жить и продуктивно работать в своей стране. Не думаю, что для сохранения такой элиты, которая может осуществить значительные изменения в нашей жизни, нужно много денег. Да и заманивать ее надо не только деньгами. Надо законы отрегулировать так, чтобы человек, получивший лучшее образование и попав в число элитных специалистов, не мог просто так уехать.
Возвращаясь к тезису о лучшем в мире российском образовании, нельзя забывать, что это – только часть правды. Есть и другой взгляд на его состояние. Российская действительность меняется. И ставит подготовку инженерно-технических кадров перед лицом новых вызовов, на которые традиционной образовательной системе трудно дать адекватный ответ.
Адекватным ответом на эти вызовы, как показывает отечественный и зарубежный опыт, могло бы стать становление и развитие университетов как субъектов рыночных отношений, включение их в качестве важнейшей составляющей инновационного сектора в экономику страны.
В этом году наша Ассоциация при поддержке Министерства образования и ведущих российских вузов взялась за разработку некой концепции развития и становления университетов России как академических инновационных структур. В результате исследований появилась работа под названием «Направления и технологии трансформации традиционных университетов в университеты инновационного типа».
Какие же отличительные черты университета нового типа? Это, прежде всего, инновационное образование на основе единого научно-учебного процесса с применением междисциплинарных проблемно и проектно ориентированных образовательных технологий. Не буду расшифровывать суть, так как многим понятно, что это такое. Назову лишь основные элементы, в числе которых:
- Наличие в вузе системы элитной подготовки специалистов на базе научных школ, существующих не только в вузе, но и в Академии наук.
- Сформированная корпоративная культура и внутренняя конкурентная среда университета.
- Интеграция научной и образовательной инновационной деятельности.
- Адекватная новым задачам организационная структура и метода управления университетом на основе государственного, государственно-общественного управления и самоуправления.
- Диверсифицирование источников финансирования университетов и эффективная система привлечения средств в университет. Мы знаем, что, сколько бы мы не говорили, что нам не хватает денег, все равно в стране этих денег нет. И нам надо думать самим, как эти деньги привлечь в университеты для того, чтобы развивать их в нужном направлении.
- Развитая инфраструктура взаимодействия университета с внешней российской и зарубежной интеллектуальной средой.
Таковы основные черты университета нового типа. В формировании академических инновационных университетов существенную роль должны сыграть институты Российской академии наук и отраслевые НИИ, решая совместно с университетами задачи интеграции академических ценностей и предпринимательской культуры, внедрения новых эффективных образовательных технологий, перехода университетов от учебно-образовательного к научно-образовательному процессу подготовки специалистов.
В инновационном университете становится принципиально возможной подготовка новой генерации профессионалов в области техники и технологии, способных реализовывать устойчивое динамичное развитие экономики и прорывное развитие в различных областях практики на основе наукоемких технологий.
Есть два пути решения такого рода проблем. Один из них состоит в том, что цель надо поставить, обозначить задачу. Тогда мы будем ориентироваться на эти задачи и будем их решать.
Есть и другой путь – создать специалиста, который будет сам формулировать задачи, сам формулировать цели. Который будет создавать рабочие места, генерировать идеи и быть постоянно заряженным на инновации. Тогда мы можем начать даже с нуля. Сегодня мы видим: даже в отстающих отраслях промышленности наличие команды такого рода специалистов приводит к успеху. Причем эти специалисты решают задачи так, как это следует делать сегодня для нашей страны.
Сегодня для России настал, что называется, момент истины.
Среди основных задач, поставленных перед экономикой, – удвоение ВВП за десятилетие, переориентация с сырьевой экономики на инновационный путь развития, базирующийся на накопленных интеллектуальных ресурсах, построение гражданского общества, повышение качества жизни людей. Эти задачи требуют значительного повышения уровня образованности населения.
Образованная нация, как правило, имеет высокий уровень продолжительности жизни, хорошую экологию, хорошую экономику, бесконфликтное гражданское общество. В достижении этих целей инженерный корпус может сыграть решающую роль.
Похолков Юрий Петрович - Президент Ассоциации инженерного образования Ректор Томского политехнического университета.
© Информационное общество, 2003, вып. 6, сс. 34-36.