Сингапур и Южная Корея: социальные измерения информационного общества
Ткачева Н.В.

Сингапур и Южная Корея: социальные измерения информационного общества

Н.В. Ткачева




Введение

За последние десятилетия азиатский регион достиг невиданных экономических успехов и темпов роста, беспрецедентных в истории. Экономисты отмечают, что в начальный период индустриализации Великобритании потребовалось более 50 лет, а Америке чуть менее 50 лет для увеличения вдвое производства на душу населения, в то время как Китай, Южная Корея добились этого результата примерно за 10 лет1 . По мнению большинства российских и западных политологов, в ближайшие 50 лет азиатский регион может превратиться в центр мировой политики.

Ускорение экономического развития азиатского региона совпало по времени с созданием и внедрением новых технологий в современном обществе. Причем эти процессы происходят на фоне глобализации, что способствует росту значений интернета и телекоммуникаций. Страны Восточной Азии, так же как и государства других регионов, начинают строить современные национальные информационные инфраструктуры.

При этом страны азиатского региона заметно отличаются по уровню экономического развития. Япония является примером современного высокоразвитого государства. Появление «азиатских тигров», «молодых драконов» – новых индустриальных государств Юго-Восточной Азии (Сингапур, Южная Корея, Малайзия, Таиланд) – сопряжено с высокими темпами экономического развития. Одновременно немало государств региона все еще остаются слаборазвитыми, беднейшими странами мира.

Доступ к инфокоммуникациям в развитых государствах растет гораздо быстрее, чем в слаборазвитых, что еще более увеличивает цифровой раскол, разделяющий богатые и бедные страны. Относительное число пользователей интернета (процент к населению) в Сингапуре превышает показатель Вьетнама в 322 раза, Индии – в 93 раза. Число персональных компьютеров на 100 жителей в Сингапуре в 2000 г. составляло 60, а в Непале и Индии – 0,4.


Особенности развития национальной информационной инфраструктуры Республики Корея

За последние несколько лет Южная Корея добилась выдающихся успехов в области информационных технологий. «Корея всех заткнула за пояс», – воскликнул председатель правления «Майкрософт» Билл Гейтс на одной из пресс-конференций в период работы Всемирного экономического форума в Нью-Йорке. «Нам больше не на кого равняться», – вторил ему генеральный директор компании «Корея Телеком» Санг-Чул Ли. Корея совершила большой скачок в разгар экономического кризиса 1997 г. Корейцы, лишившиеся работы в результате кризиса, стали тысячами создавать интернет-предприятия, что способствовало повышению спроса на доступ к интернету и развитию рынка.

Первой государственной программой Кореи в сфере информационных технологий стала «Базовая национальная информационная система» (National Basic Information System (NBIS)), которая была разработана в начале 1980-х гг. и начала выполняться в 1987 г. Программа увязывала повсеместную компьютеризацию и развитие ИТ с экономическим ростом страны. В начале 1990-х гг. программа была пересмотрена, и в апреле 1994 г. был принят проект «Национальная информационная Суперма-гистраль» (National Information SuperHighway), получивший в 1995 г. название «Корейская информационная инфраструктура» (Korea Information Infrastructure (KII)). Осуществление этого долгосрочного плана по замыслу правительства является ключевым звеном в переходе Южной Кореи от развивающейся индустриальной экономики к экономике развитого государства. В программе намечены важнейшие направления государственного инвестирования: компьютеризация основных сфер деятельности общества, строительство новых информационных и телекоммуникационных сетей и современных линий связи. Программа предусматривает создание двух высокоскоростных национальных информационных сетей. Первая сеть, государственная, соединит центральные и местные органы власти, различные общественные организации, включая школы и библиотеки. Вторая сеть, создаваемая для частного сектора, предложит интерактивные мультимедийные широкополосные сетевые службы для компаний и рядовых граждан. В соответствии с программой «Корейская информационная инфраструктура» строительство государственной сети должно было закончиться в 2015 г., однако в 2000 г. было принято решение передвинуть сроки окончания проекта с 2015 г. на 2005 г. Основными линиями связи, которые соединяют между собой учреждения, компании и домовладения, стали оптоволоконные линии. В декабре 2000 г., на 5 лет раньше запланированного срока, было закончено строительство общенациональной высокоскоростной сетевой инфраструктуры – 144 крупных города и 190 мелких населенных пунктов Кореи были соединены оптоволоконными кабелями.

В середине 2001 г. 68% домохозяйств имели персональный компьютер, из них 11% – более одного компьютера, в начале 2002 г. на 100 жителей приходилось 64 мобильных телефона, 24 миллиона человек из почти 48 миллионного населения пользовались интернетом. В 2000 г. 100% школ страны были подключены к интернету. С 2001 г. интернет-доступ для всех школ стал бесплатным.

Однако корейское правительство работает не только над расширением доступа к информационным технологиям, но и решает сложные задачи совершенствования самих технологий. С момента своего создания национальный интернет претерпел разительные изменения. Южнокорейские специалисты делают упор на развитии самых передовых мультимедийных приложений (телевидение, радио, мультипликация, музыкальная индустрия и др.). В настоящее время все основные национальные телевизионные каналы вещают в интернете. Параллельно развиваются новые специализированные сетевые телевизионные и радиоканалы, которые вещают исключительно в интернете. Разумеется, подобные мультимедийные приложения требуют необычайно высокой пропускной способности линий. В этой связи традиционный коммутируемый доступ, для которого характерны низкие скорости передачи информации, уходит в прошлое.

Повышение скоростей информационных линий в стране осуществляется в основном по трем направлениям. Высокоскоростное интернет-подключение начало развиваться в Корее сначала через кабельные телевизионные сети. Однако позже основным видом широкополосного доступа становится ADSL. В июне 2001 г. на долю ADSL приходилось 56% всех абонентов широкополосного доступа. По прогнозам корейских специалистов, в 2005 г. доля ADSL-технологии достигнет 71% рынка высокоскоростного подключения. Третье направление увеличения пропускной способности линий сводится к повсеместному внедрению локальных сетей (LAN).

Помимо ADSL, кабельных и локальных сетей, развитие высокоскоростного доступа осуществляется и на основе других технологий, в частности, крупнейший провайдер «Корея Телеком» предлагает услуги спутникового подключения. В октябре 2002 г. число подписчиков широкополосного доступа достигло 10 миллионов, что составило 70% из 14,39 млн. домохозяйств страны. В 2002 г. доля услуг широкополосного доступа в структуре всех видов интернет-доступа достигла 60%, что является самым высоким показателем в мире. Выполнение стратегической программы «Корейская информационная инфраструктура» позволило добиться стране выдающихся успехов в области информационных технологий. Уже сейчас среди позитивных факторов, которые существенно повышают конкурентоспособность Южной Кореи на мировых рынках, специалистами называется ее высокоразвитая технологическая база, ставшая основой одной из самых передовых в мире сетевых инфраструктур широкополосной связи.

Сопоставим корейскую статистику с показателями Японии – одной из ведущих мировых экономических держав. В начале 2001 г. число абонентов ADSL в Южной Корее достигло 3 млн. человек, а в Японии приблизилось к 40 тысячам, при этом показатель численности южнокорейского населения отстает от японского в 2,5 раза. В Южной Корее, где скорость передачи данных в 10 раз выше, число интернет-компаний, транслирующих мультимедиа, составляло около тысячи, а в Японии не насчитывалось и ста. Число семей – пользователей интернета в Южной Корее было на 40% больше, чем в Японии, а среднее время, которое проводит кореец и японец в киберсети, составляло, соответственно, 18 и 5 часов в месяц. Подчеркнем, что столь красноречивая статистика отнюдь не означает, что Япония перестает быть одной из ведущих стран в сфере высоких технологий. Приведенные данные свидетельствуют о действительно феноменальном рывке, осуществленном в Южной Корее и ставшим прецедентом для мирового развития национальных информационных инфраструктур, в том числе и для Японии, которая начала принимать серьезные меры для ликвидации отставания в развитии интернета.

Значительная поддержка национальных сетей со стороны государства имеет стратегические экономические цели. Корейские экономисты пришли к выводу, что благодаря развитию сетевой экономики можно повысить конкуренцию и прозрачность традиционных отраслей экономики. В 2000–2001 гг. южнокорейские государственные предприятия осуществляли через интернет около 50% закупочных операций. В соответствии с решением правительства, с 2002 г. все государственные закупки производятся исключительно через интернет. Единый портал по госзакупкам (регистрация, участие в тендерах, подписание контрактов, оплата) начал функционировать в сентябре 2002 г. Важнейшим элементом корейской концепции информационного общества является развитие электронной экономики. Объем электронной торговли в южнокорейских сетях в 2001 г. превысил 80 млрд. долларов. В феврале 2002 г. в национальной сети насчитывалось 2 276 торговых сайтов. Летом 2001 г. 9% корейцев осуществляли биржевые сделки через глобальную сеть, а весной 2002 г. 25% населения пользовались услугами э-банкинга, что вывело Южную Корею на третье место в мире по использованию э-банкинга после Швеции (29%) и Норвегии (28%).

Повсеместное подключение к интернету школ, университетов, библиотек способствует внедрению системы э-образования. Получают распространение такие широкополосные приложения, как телеработа, телемедицина. Отметим, что в 2001 году в области развития электронного правительства Корея занимала лишь 45 место в мире. В ноябре 2002 г. начал функционировать интегрированный портал «Корейское электронное правительство» (www.egov.go.kr), объединивший два сервиса: информационную службу и э-службу «Правительство для граждан» (G4C). Портал предоставляет около 400 интерактивных услуг для граждан и информацию по 4 тысячам категорий. Открытие портала сразу же вывело Южную Корею в группу мировых лидеров в реализации электронного правительства.

В 1997 г. был принят 5-летний «Общий план информатизации образования в начальных и средних школах». В целях преодоления цифрового раскола компьютерное оборудование поставлялось в школы бесплатно. Меры по преодолению цифрового раскола отражены в программе «КиберКорея» (1999–2002), а также в Законе о цифровом расколе (2000 г.). Большие усилия были затрачены на то, чтобы предоставить цифровые услуги всем, особенно социально уязвимым группам населения: домохозяйкам, пенсионерам, инвалидам, военнослужащим и заключенным. Каждый класс во всех начальных и средних школах подсоединен к высокоскоростному интернету.

Акцент на развитии информационных технологий все заметнее сказывается на социально-политической атмосфере в стране. Интернет стал средством политической мобилизации наиболее инертной возрастной группы корейских избирателей – молодежи. В 1999 г. в Сеуле был запущен сайт с игрой «Посдак» (POSDAQ) (www.posdaq.co.kr.). POSDAQ – это игра-имитатор биржи, где игроки имеют возможность покупать и продавать акции на отдельных политиков и политические партии при помощи кибер-денег вместо реальных денежных средств. Игра является бесплатной для участников. «Наша цель, – отмечают владельцы сайта, – переломить политическую апатию населения и сделать всех граждан активными участниками политики». В листинг были включены 300 корейских политиков, на которых можно покупать акции. Таким образом, ростом числа купленных акций измеряется популярность местных политиков. В октябре 2001 г. в игре принимали участие 420 тысяч человек. В течение парламентских выборов в апреле 2000 г. 55,7% кандидатов создали персональные веб-сайты. Незадолго до этих выборов 600 корейских негосударственных организаций, объединенных в Гражданский Союз за выборы 2000, опубликовали в интернете черный список из 90 политиков, обвиняемых в коррупции. Досье на парламентариев с подмоченной репутацией включали информацию о службе в армии, жаловании политика, доходах его семьи, а также подробный анализ его законодательной деятельности. В результате 58 из этих 90 претендентов не прошли в парламент.

В марте 2002 г. мобильными телефонами пользовалось более 30 млн. человек, или 64% населения. Для сравнения: в 1995 г. мобильной телефонией пользовалось 1 млн. 640 тыс. человек. Мобильная сеть развивается с 1984 г. Число абонентов мобильных сетей превысило число абонентов основных телефонных услуг еще в 1999 г.

В третьем квартале 2003 г. в стране начнется коммерческая эксплуатация мобильных сетей третьего поколения (3G), а тестовая спутниковая сеть мобильной связи четвертого поколения (4G) была смонтирована к началу мирового чемпионата по футболу летом 2002 г.

В июле 1999 г. правительство приняло план дигитализации наземного вещания. Еще ранее, в 1997 г., был официально утвержден американский цифровой стандарт ATSC (Advanced TV System Committee). В сентябре 2000 г. три крупнейшие вещательные компании провели первые экспериментальные трансляции. Правительство приняло решение о том, что эфирное вещание будет осуществляться одновременно в аналоговом и цифровом форматах, как минимум, в течение 5 лет после введения цифровой трансляции.

В августе 2001 г. министерство информации и коммуникаций одобрило запуск 5 наземных цифровых ТВ каналов. В ряду компаний, переходящих на цифровой формат, оказались крупнейшие национальные вещательные корпорации, включая Korea Broadcasting System (KBS) и Munhwa Broadcasting Corp (MBC). В конце 2001 г. 5 крупнейших ТВ компаний приступили к регулярному цифровому вещанию. В начале 2002 г. цифровые ТВ сигналы принимались на территории Сеула и окрестностей, таким образом, цифровым эфирным ТВ было охвачено 15 миллионов человек, что составляет около 30% населения страны.

В конце 2001 г. начинается кампания среди вещателей, инициированная корпорацией «Мунхва», против американского стандарта трансляции цифрового ТВ. Помимо претензий к качеству приема, было высказано опасение, что корейские открытые каналы не смогут принимать приниматься телезрителями в соседних странах из-за различия в стандартах. К началу 2000 г. Корея осталась единственной страной в Азии, придерживающейся американского стандарта. Однако правительство отказалось менять решение. Среди сторонников американского стандарта оказалась мощная промышленная группа LG Electronics/Zenith, ведущий производитель технологий ATSC-VSB.

Корея готовилась к вводу цифрового спутникового вещания с 1995 г. Впервые тестовые подключения спутниковой связи проводились основной национальной ТВ компанией KBS в 1996 г. В декабре 2000 г. была выдана лицензия на спутниковое вещание консорциуму Korea Digital Satellite Broadcasting (KDB). KDB сразу же принял европейский стандарт цифрового спутникового вещания (Digital Video Broadcasting Project-Multimedia Home Platform; DVB-MHP). В консорциуме принимают участие более 100 компаний, крупнейшими держателями долей консорциума являются телеком КТ и вещательные компании KBS и MBC. Консорциум намерен вложить в развитие спутникового вещания почти $2 млрд. в течение пяти лет. В конце пятилетнего срока предполагается получение первых прибылей от инвестиций. По плану, цифровое вещание должно было начаться в декабре 2001 г. Однако тестовые подключения были продолжены еще в течение нескольких месяцев и официально вещание началось в марте 2002 г. Компания «СкайЛайф» (SkyLife), предоставляющая услуги спутникового вещания от имени консорциума, предложила телевизионной аудитории 76 открытых ТВ каналов, 10 платных каналов и 60 радиоканалов. К концу 2002 г., по оценке компании, телевизионная аудитория должна составить полмиллиона человек, а к 2006 г. – 2,5 миллиона.

В составляемом ООН рейтинге стран мира по достижениям в области информационных технологий в 2001 г. Корея заняла пятое место после Финляндии, США, Швеции и Японии.


Основные тенденции развития информационного общества в Сингапуре

На карте мира Сингапур выглядит крошечной точкой, но в мире высоких технологий, в том числе ИТ, это островное государство является одним из лидеров. Понимание правительством страны первостепенной роли ИТ в современном мире привело к созданию стратегических программ, с которых началось интенсивное развитие ИКТ:

1. Программа компьютеризации государственной гражданской службы (1981);

2. Национальный план по информационным технологиям (1986);

3. План ИТ 2000 (Разумный остров – Iintelligent Island) (1991).

В перечисленных программах информационные технологии определяются как ключевое направление экономического развития Сингапура. Особенности географического положения города-острова делают Сингапур важным мировым центром торговли и финансов. Правительство решило использовать такое преимущество для превращения страны в ведущий в Азиатско-тихоокеанском регионе информационно-коммуникационный центр, поставляющий информационные услуги на глобальный рынок. В задачи стратегических планов входит также ускорение социально-экономического развития страны, улучшение качества жизни, внедрение ИТ в различные сферы, в том числе образование, культуру, быт.

Важнейшей составляющей плана «ИТ 2000» является развитие передовой высокоскоростной инфраструктуры связи. В 1996 г. началась работа над проектом создания общенациональной широкополосной сети по предоставлению мультимедийных интерактивных услуг, носящей название Singapore ONE (One Network for Everyone) – «Сингапур Уан – Одна Сеть для Всех». Проект был запущен в июле 1998 г. В развитии широкополосного интернета, в первую очередь, остро нуждается электронная экономика. Однако сингапурские специалисты сразу же поставили перед собой более масштабную задачу: обеспечить высокоскоростным доступом все население страны, а также школы, библиотеки, музеи, больницы и т.д.

Сингапур имеет прямые скоростные интернет-соединения с более чем 20 странами, включая США, Австралию, Японию, Китай, Индию, Европу и все страны АСЕАН.

В 2001 г. сеть «Сингапур Уан» включала 186 тысяч миль (около 345 тыс. км) оптоволоконных кабелей, 99% домов, офисов, школ были подсоединены к национальной сети. Все телефонные станции соединены оптоволоконными линиями.

Форсированное строительство передовой информационной инфраструктуры отразилось на положении государства в составляемом ООН рейтинге стран мира по достижениям в области информационных технологий. В 2001 г. Сингапур вошел в первую мировую десятку.

В 2001 г. Сингапур приступил к выполнению нового 10-летнего «Основного плана по ИКТ 21», стратегической целью которого является подготовка Сингапура к информационному обществу будущего. За ближайшее десятилетие правительство планирует превратить страну в мировую столицу ИКТ с процветающей интернет-экономикой.

Электронные услуги являются общедоступными во всей стране, около 90% территории острова подключено к высокоскоростной сети Сингапур УАН. В сентябре 2001 г. половина сингапурских семей имела доступ в интернет, причем этот показатель вырос в 6 раз по сравнению с 1996 г. В 2002 г. 64% домохозяйств имело персональный компьютер, из них 22% – более одного компьютера. В соответствии с «Основным планом развития ИТ в образовании» (1997 г.) к концу 2002 г. соотношение «учитель – ноутбук» должно составить 2:1, «ученик – персональный компьютер» – 2:1, предполагается использование ИТ в 30% учебного времени. В феврале 2002 г. общее число интернет-пользователей составляло 2, 26 млн., т.е. более половины населения острова. Доступ из дома – 56%, с работы – 21% (данные на июнь 2001 г.). С апреля 2001 г. авиакомпания «Сингапур Эйрлайнс» предоставляет на борту самолетов услугу доступа в интернет и к электронной почте.

Открытие телекоммуникационного рынка для свободной конкуренции привело к беспрецедентному росту показателей информатизации Сингапура, по ряду показателей страна вышла на первые позиции. В соответствии с отчетом сингапурского Управления по развитию информационных технологий и телекоммуникаций, в течение 2000–2001 гг. число телекоммуникационных компаний, предоставляющих широкополосной доступ, выросло с 2 до 12, цены на высокоскоростной доступ упали в 5 раз, число пользователей широкополосного доступа выросло более чем в 4 раза, составив к началу 2002 г. 950 тысяч человек, т.е. почти каждый третий сингапурец пользовался высокоскоростным доступом в интернет.

Сингапур располагает одной из наиболее современных и высокоразвитых сетей телекоммуникаций в мире. 99% домохозяйств имеет стационарный телефон (основная телефония), 20% населения имеет два телефона. В сентябре 2000 г. число абонентов мобильной телефонии (2,16 млн.) превысило число абонентов фиксированных линий (1,92 млн.). Плотность мобильной телефонии, по разным данным, на начало 2002 г. составляла от 72 до 75%, т.е. Сингапур стал мировым лидером по плотности мобильной телефонии (далее идет Швеция – 71%). Около 52% сингапурских абонентов мобильной телефонии используют SMS чаще одного раза в день, это самый высокий показатель в мире (среднемировой показатель – 21%). В 2001 г. началось, а в 2003 г. закончится строительство сетей мобильной связи третьего поколения (3G).

Электронное правительство – самое развитое в мире наряду с США и Канадой. Создание ресурсов э-правительства началось еще в 1981 г. В 1995 г. одним из первых в мире начал функционировать сайт э-правительства. В 2000 г. была запущена государственная программа «Электронное правительство Сингапура». Бюджет проекта – 1,5 млрд. долл., цель – «стать ведущим электронным правительством для лучшего служения нации в цифровой экономике». Развернуты интегрированные порталы госучреждений «Правительственный портал» (Singapore Government Online) и сервис-центр «Электронный гражданин» (eCitizen), предоставляющие всесторонние услуги для граждан, включая доступ к электронным формам налоговых и других платежей, медицинской карте, регистрации автомобиля, записи ученика в школу, а для компаний – доступ к системе электронных государственных закупок, информации о льготных схемах кредитования, консалтинге и др. Все учреждения образования, социальной сферы, культуры развернули интерактивные службы на правительственном портале. Проводится интернетизация мест лишения свободы. В 2000 г. впервые в мире сингапурское правительство активно использовало интернет при проведении всеобщей переписи населения. В 2001 г. около 40% налогоплательщиков страны подали свои декларации через интернет.

Тема э-правительства на первый план выносит проблему компьютерной грамотности, смысл э-правительства – в его доступности всем слоям общества. В июне 2001 г. была принята первая национальная программа ИТ-грамотности, имеющая целевой аудиторией социально уязвимые слои: неквалифицированных рабочих, домохозяек, пенсионеров. В рамках программы в ближайшие 3 года пройдут обучение 350 тыс. человек, бюджет программы – 30 млн. долл.

В стране создана законодательная база для проведения электронных трансакций, включая юридическое обеспечение использования цифровой подписи. Сингапур планирует стать региональным и мировым центром по совершению электронных сделок. В 2000 г. объем э-коммерции увеличился вдвое по сравнению с 1999 г. и превысил 50 млрд. долл. Почти 100 % крупных компаний имеют доступ в интернет, помимо этого, они регулярно используют приложения для онлайновых продаж и работы с правительственными сервисами.

Нацеливаясь на внедрение цифрового ТВ, Сингапур решился на тщательное и всеобъемлющее тестирование существующих стандартов цифрового ТВ. Впервые на территории одной страны было проведено испытание европейского, американского и японского стандартов, длившееся с мая по сентябрь 1998 г. В мае 1999 г. был официально принят европейский стандарт DVB (Digital Video Broadcasting).

Первым проектом по цифровому ТВ вещанию стало не имеющее аналогов в мире мобильное ТВ, начавшее трансляции в феврале 2001 г. Это совместный проект компании TV Mobile Pte Ltd, дочерней структуры крупнейшей государственной вещательной корпорации Mediacorp, и английской высокотехнологичной компании NTL Group Ltd.

В рамках проекта были установлены телевизионные приемники в автобусах дальнего следования. Это 1500 автобусов, перевозящих ежедневно 1,5 миллиона пассажиров. Вещание ведется на английском и китайском языках. Программа передач включает новости, прогноз погоды и сообщения о дорожном движении, спортивные передачи, документальные фильмы. Затраты по мобильному ТВ покрываются за счет трансляции рекламы. В дальнейшем Mediacorp планирует установить мобильное ТВ на других видах общественного транспорта, в том числе в поездах и такси.

Другое направление развития цифрового ТВ включает поэтапный переход с аналогового на цифровое вещание всех каналов основного национального вещателя MediaCorp. В 2000 г. MediaCorp начала пилотное транслирование каналов 5, 8 и Channel NewsAsia (CNA). Окончательный график поэтапной дигитализации эфирных каналов еще не утвержден.

В третьем квартале 2001 г. компания SingTel приступила к тестовым трансляциям услуг интерактивного ТВ на 300 домохозяйств. Услуги включают видео по требованию, доступ к интернету и электронной почте, электронный магазин, интерактивные игры, информационные службы, доступ к эфирным каналам и др.

Важным направлением считается развитие и внедрение цифрового радиовещания. По рекомендации Международного телекоммуникационного союза Сингапур, так же, как большинство стран региона, принял за основу европейскую систему цифрового радиовещания Eureka 147 DAB (Digital Audio Broadcasting). В ноябре 1999 г. первым в Юго-Восточной Азии Сингапур начал коммерческое цифровое радиовещание. Данная коммерческая служба, принадлежащая крупнейшей национальной радиокорпорации MediaCorp Radio, получила название «СМАРТ Радио» (SMART Radio). «СМАРТ Радио» транслируется по шести радиостанциям и двум кабельным каналам радиокомпании Rediffusion. Дополнительно к аудио трансляциям MediaCorp Radio осуществляет передачу текстовых сообщений о дорожном движении, биржевых котировках и др.

С 1995 г. в стране развивается кабельное ТВ. Компания Singapore Cable Vision (SCV), контролируемая государством, получила эксклюзивные права на строительство гибридных оптико-коаксиальных сетей, а позже – и лицензию на кабельное вещание. Кабельная сеть была построена в сентябре 1999 г., строительство обошлось в 500 миллионов долларов.

Через кабельные сети осуществляется прием около 40 ТВ каналов, скоростной доступ в интернет, ретрансляция всех 7 национальных эфирных каналов. В настоящее время кабельным ТВ охвачено более 90% домов страны. В 2001 г. произошло слияние SCV с крупным оператором основной и мобильной телефонии – компанией StarHub. Таким образом, объединенная компания способна предложить абонентам самый широкий спектр информационно-коммуникационных услуг.

Интересно, что в апреле 2002 г. в Сингапуре закрылось последнее отделение местного телеграфа. В последней сингапурской телеграмме отправитель поздравил со свадьбой молодоженов, сочетавшихся браком в Индии. На этой мажорной ноте жители Сингапура покончили с телеграммами и полностью перешли на мобильные телефоны и интернет.

Ссылки

1. О темпах экономического развития азиатского региона подробно см.: Бжезинский З. Великая шахматная доска / З. Бжезинский. – М.: Международные отношения, 1999.


Источники

1. Ministry of Information and Communication (MIC) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mic.go.kr/eng/jsp/main.jsp. – Загл. с экрана.
2. Korean Broadcasting Commission [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kbc.or.kr/english/index.html. – Загл. с экрана.
3. Korea National Statistical Office [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nso.go.kr/eng. – Загл. с экрана.
4. Korea Network Information Center [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nic.or.kr/www/english/index.html. – Загл. с экрана.
5. UNESCO Observatory Of the Information Society [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.unesco.org/webworld/observatory/index.shtml. – Загл. с экрана.
6. International Telecommunication Union (ITU) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.itu.int/home/. – Загл. с экрана.
7. Nielsen//NetRatings [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nielsen-netratings.com/. – Загл. с экрана.
8. Nua [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nua.ie/surveys/. – Загл. с экрана.
9. IDC [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.idc.com/. – Загл. с экрана.
10. Ministry of Information, Communications and the Arts (MITA) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mita.gov.sg/. – Загл. с экрана.
11. Infocomm Development Authority of Singapore (IDA) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ida.gov.sg/. – Загл. с экрана.
12. Singapore Broadcasting Authority (SBA) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sba.gov.sg/sba/index.jsp. – Загл. с экрана.

Ткачева Наталья Владимировна - научный сотрудник кафедры истории зарубежной литературы и журналистики факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат филологических наук.


&copy Информационное общество, 2003, вып. 5, сс. 55-60.