О журнале
Рекомендации
Региональные проблемы обеспечения информационной безопасности России
Стрельцов А.А.
А.А. Стрельцов
Одним из наиболее важных факторов, определяющих развитие современного общества, является продолжающаяся «информационная» революция. Во многом благодаря ее результатам существенно расширились возможности реализации права человека на свободу информационной деятельности как в каждой отдельной стране, так и во всем мире. Информационная индустрия превратилась в один из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики, имеющих значительные перспективы дальнейшего роста, складываются новые общественные отношения, объектами которых становятся информация и элементы как национальной, так и международной информационной инфраструктуры. Возникли качественные изменения в содержании национальных интересов, национальной и международной безопасности, в методах их обеспечения, в военном искусстве и средствах ведения вооруженной борьбы. Национальные интересы многих стран мира стали включать в себя активное участие в формировании так называемого информационного общества и связываться с развитием глобальной информационной инфраструктуры, с созданием и использованием современных информационных технологий в целях обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, поддержания национального согласия, укрепления демократии и стабильности в международных отношениях. Безопасность этих интересов во все большей степени определяет содержание национальной и международной безопасности.
Согласование усилий международного сообщества в области формирования информационного общества становится важной темой международной политики. Это подтверждает и подписание руководителями восьми развитых стран мира в 2000 году Окинавской хартии глобального информационного общества. В Хартии отмечается необходимость сделать так, чтобы современные «информационные технологии служили достижению взаимодополняющихся целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентного и ответственного управления международного мира и стабильности».
Политически вопрос об участии России в этой деятельности международного сообщества решен. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Хартию и тем самым поставил задачу перед органами государственной власти по определению форм и способов этого участия. Концептуальную основу для решения этой задачи задает утвержденная Президентом Российской Федерации в 2000 году Доктрина информационной безопасности, в которой определено содержание национальных интересов в информационной сфере, задачи по достижению этих интересов и обеспечению их безопасности от воздействия внешних и внутренних угроз.
В настоящее время продолжается активная работа по реализации Доктрины. Одним из важных направлений этой деятельности является обеспечение информационной безопасности в субъектах Федерации. Для решения этой проблемы имеется значительный задел.
Так, в федеральных округах активно действуют комиссии, координирующие деятельность территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения информационной безопасности. Развивается система информирования населения о деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Развивается информационная инфраструктура, сеть сотовой связи, сети пунктов коллективного пользования для доступа в интернет, эффективно действуют региональные системы защиты информации.
В то же время, как представляется, в решении ряда задач имеются определенные недостатки.
Медленно совершенствуется информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации. Несмотря на значительный потенциал региональной составляющей системы массовой информации, включающей основную часть из почти 6700 электронных и 37 тысяч печатных средств массовой информации, добиться качественного и достаточно полного освещения в регионах наиболее важных событий федерального уровня пока не удается. Недостаточно эффективно в этой области действуют региональные государственные средства массовой информации, которые в ряде случаев в значительной степени ориентированы на информационное обеспечение политики глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Не в полной мере используется имеющийся потенциал для развития отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, недостаточное развитие рынка отечественных средств защиты информации. Это часто приводит к использованию в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, учреждениях, организациях и предприятиях несертифицированных средств защиты, а также технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, незащищенных от несанкционированного доступа. Достаточно остро в регионах стоит проблема информационного обмена между территориальными представительствами федеральных органов исполнительной власти, а также между субъектами Российской Федерации. Недостаточно активно ведется работа по противодействию преступности в области компьютерной информации, отличающейся, как известно, значительной динамикой роста и большой латентностью.
Отмеченные недостатки отчасти обусловлены недостаточной согласованностью компетенции федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии с Конституцией РФ, задачи обеспечения безопасности отнесены к ведению Российской Федерации. В то же время вопросы информатизации, развития информационных инфраструктур отнесены к ведению субъектов Российской Федерации, что обусловливает необходимость защиты национальных интересов России в их информационных сферах и, соответственно, обеспечения информационной безопасности субъектов Российской Федерации. Решение этой задачи должно осуществляться на основе согласованной деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В связи с этим становится актуальным определение основных направлений государственной политики в области обеспечения информационной безопасности субъектов Российской Федерации. Эти направления должны конкретизировать положения Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, касающиеся механизма взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также по вопросам реализации федеральных программ в этой области.
Представляется, что государственная политика в области обеспечения информационной безопасности субъектов Российской Федерации является частью государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и должна базироваться на следующих основных положениях.
а) Обеспечение информационной безопасности субъектов РФ осуществляется на основе конституционного разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами. Объектом обеспечения безопасности являются информация, создаваемая субъектами Федерации за счет средств своего бюджета, информационные и телекоммуникационные системы, обрабатывающие эту информацию, права и свободы человека и гражданина на информационную деятельность и, в частности, на сбор, поиск, получение и распространение создаваемой органами государственной власти субъектов Федерации открытой информации.
б) Исходя из того что безопасность в целом отнесена к ведению Федерации, деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации в области обеспечения их информационной безопасности должна осуществляться во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти. Это взаимодействие затрагивает, прежде всего, методическое обеспечение этой деятельности и консультативную помощь. По просьбе руководства субъектов Федерации взаимодействие может осуществляться и в других согласованных формах.
в) Государственная политика субъектов Федерации направлена на реализацию жизненно важных интересов Российской Федерации в их информационной сфере, к числу которых относятся:
- соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина, реализуемых в информационной сфере;
- развитие, сохранность и эффективное использование, включая хозяйственное, открытых информационных ресурсов субъектов Российской Федерации и обеспечение доступа к ним физических и юридических лиц;
- развитие на своей территории за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, включая телекоммуникационные системы, а также информационных систем, и обеспечение их безопасности;
- развитие информационной экономики и, прежде всего, электронной торговли, индустрии информационных услуг, производства конкурентоспособных средств информатизации, телекоммуникации и связи, защиты информации;
- обеспечение безопасности информационных ресурсов ограниченного доступа, использование и распоряжение которыми делегировано федеральными органами государственной власти субъектам Российской Федерации;
- обеспечение информационной безопасности при осуществлении международных и внешнеэкономических связей;
- обеспечение сохранности культурного наследия на территории субъектов Российской Федерации, включая памятники, библиотечные и архивные фонды.
г) Основные направления федеральной политики в области обеспечения информационной безопасности включают:
- совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях обеспечения информационной безопасности субъектов Российской Федерации, включая формирование и использование федеральных информационных ресурсов, информационных и телекоммуникационных систем, находящихся в совместном ведении, а также информационных ресурсов, информационных и телекоммуникационных систем, создаваемых самими субъектами Российской Федерации либо использование и распоряжение которыми делегировано субъектам Российской Федерации;
- совершенствование и унификацию технологического обеспечения информационной безопасности информационных и телекоммуникационных систем органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе с технологическим обеспечением информационной безопасности информационно-телекоммуникационной системы специального назначения, создаваемой в интересах органов государственной власти Российской Федерации (ИТКС);
- совершенствование деятельности образовательных учреждений и организаций, занимающихся вопросами подготовки и переподготовки кадров по специальностям обеспечения информационной безопасности для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- создание организационной, технологической, кадровой и ресурсной базы системы мониторинга угроз информационной безопасности субъектов Российской Федерации, включая факторы и условия, возникающие в рамках их международных и внешнеэкономических связей, и использование его результатов при оценке информационной безопасности Российской Федерации в целом, подготовке предложений по ее укреплению и оказанию им соответствующей методической помощи.
д) В целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по оказанию помощи субъектам Федерации в решении проблем обеспечения их информационной безопасности при полномочных представителях Президента Российской Федерации могут создаваться соответствующие координирующие органы.
е) В решении проблем обеспечения информационной безопасности субъекты Федерации самостоятельно осуществляют правовое регулирование, которое не должно противоречить федеральному законодательству.
Реализация этих направлений будет способствовать укреплению информационной безопасности России.
Стрельцов Анатолий Александрович - Институт проблем информационной безопасности Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова доктор технических наук, профессор.
© Информационное общество, 2003, вып. 4, сс. 7-9.