Концепция преподавания журналистики в Тбилисском государственном университете им. Иванэ Джавахишвили
Векуа М.Т.

Концепция преподавания журналистики в Тбилисском государственном университете им. Иванэ Джавахишвили

М.Т. Векуа




I. Цель обучения
Преподавание на факультете журналистики ТГУ двухступенчатое – так называемое 4+2.

За 4 года обучения студент, набравший в среднем 210 кредитов, получает диплом бакалавра. Это формально. Реально и практически факультет стремится подготовить репортера в самом широком и профессиональном смысле этого слова. О магистратуре чуть ниже.

II. Система обучения
Учебный процесс следует рассматривать в трех основных аспектах:
  • что преподается;
  • кто преподает;
  • как преподается.
Остановимся вкратце на каждом аспекте в отдельности.
1. Что преподается
Дисциплины, которые преподаются на факультете, подразделяются на 3 группы:

а) университетские,
в) факультетские,
с) специализированные.

Пропорционально это выглядит так:

а) университетские дисциплины составляют 40%,
в) общефакультетские или специальные – 20%,
с) специализированные или предметы специализации – 40%.

Из первой группы университетских дисциплин приблизительно одну треть студент выбирает сам. Еще треть обязывает университетское образование, а последнюю треть определяет Ученый совет факультета. В итоге студент-журналист изучает следующие общеобразовательные дисциплины, которые условно объединяются в тематические блоки:

1. Общественные науки – философия, психология, социология, право, политология, экономика.

2. Гуманитарные науки:

– родной язык, письмо; теория, история и современная отечественная и мировая литература; иностранные языки;
– история, геополитика:

    • Грузии,
    • Кавказа и «соседей»,
    • мировая (Америка, Европа, Восток);
– культурология: история и современность.

В основном университетские дисциплины собраны на первых двух курсах, третий и четвертый курсы сосредотачивают предметы по специальности и специализации.

На факультете существуют три основные специальности:

  • журналист прессы,
  • журналист вещания,
  • журналист-международник,

а также журналист прессы русского отделения, т.е. ежегодно готовится не более 10 студентов – выпускников первой ступени обучения, готовых работать в русскоязычных газетах, редакциях телевидения и радио, а также в информационных агентствах и зарубежных представительствах в Грузии.

Университетские дисциплины ни в коем случае не мешают уже с первого курса изучению специальных предметов. Студентам всех отделений преподаются: основы теории журналистики; основы творческой деятельности; системы масс-медиа; история, теория и практика зарубежной журналистики; история и современная отечественная журналистика; профессиональная этика; политология; реклама; менеджмент; информационные технологии и ряд других.

Дисциплины специализации более узки и мобильны и могут выражаться в конкретных спецкурсах. В основном они сосредоточены в последних 3–4 семестрах.


2. Кто преподает
Преподавательский состав на факультете распределяется следующим образом:
  • собственно преподаватели университета, которые в основном преподают академические предметы, учебные программы которых утверждает Большой совет университета раз в 4 года;
  • специалисты и эксперты из различных сфер общественных наук ведут более мобильные, современные курсы или спецкурсы, программы которых утверждает Ученый совет факультета ежегодно. Соответственно, в конце каждого академического года может быть представлен новый спецкурс с программой, снабженный также методикой и литературой;
  • третья категория преподавательского состава – это собственно журналисты, которые или ведут спецкурсы, или руководят творческими мастерскими, так называемыми мастер-классами. В таких группах, как правило, объединено ограниченное количество студентов, не более 10–12.
3. Методология преподавания
Методы преподавания на факультете журналистики в основном подразделяются на три основные формы:

I. Традиционная лекция – в большинстве случаев это касается общеуниверситетских предметов. Академическая дисциплина чаще всего требует академической формы подачи.

II. Интерактивный метод – это в абсолютном большинстве принятая форма для практически всех дисциплин специального и специализированного формата. Порой дисциплина может объединять в рамках курса одновременно и первый, и второй методы.

В качестве примера можно привести предмет «Искусство полемики», который преподает автор. Одна треть времени (аудиторного) отводится на теоретические вопросы полемики, риторики, истории и теории проблемы. Хотя и эти 5 лекций проводятся в интерактивной форме. Затем группа делится на небольшие фокус-группы, студентами выбираются злободневные проблемы, которые наиболее полемичны в современном обществе, и группы готовят конкретную тему. В заключение курса фокус-группы представляют презентацию (своего рода симуляция встреч оппонентов, где сами студенты выступают и сторонами в дебатах, и ведущими). Самая лучшая презентация осуществляется реально. Фактически здесь объединены все три метода преподавания – традиционный, интерактивный и практический.

III. Метод творческого созидания – это метод, предусматривающий слияние теории с практикой в стенах университета. Примером тому могут служить мастер-классы ведущих журналистов, учебная газета «Молодой журналист», которая готовится каждой группой студентов (газетчиков и международников) в семестр один раз. Газета выходит и на грузинском, и на русском языке. Для студентов телерадиожурналистики 1-й государственный канал ТВ Грузии отвел получасовую программу, которая выходит в эфир еженедельно по выходным.

Кроме того, с сентября будут выходить с периодичностью 1 раз в семестр несколько интернет-газет.

III. Проблемы в системе обучения
Следует выделить несколько основных проблем в системе обучения на факультете журналистики.

Во-первых, это бедная техническая база. На 500 студентов приходится 6 компьютеров; интернет практически недоступен, страдает онлайн журналистика. Одна камера обеспечивает получасовой эфир на 1-м канале. Правда, обнадеживает, что с 1 сентября 2003 г. начинает свою работу учебная радиостанция.

Во-вторых, нехватка учебной литературы на родном языке. Новые книги, в основном на английском и русском языках, имеются в факультетской библиотеке по одному экземпляру. Но большинство студентов не владеют этими языками в полной мере, чтобы использовать данную литературу. Существуют библиотеки IREX и американского посольства, но опять-таки языковой барьер мешает большинству студентов пользоваться их литературой. Профессура факультета подготовила большой цикл лекций, но пока ищет спонсора для его издания. С точки зрения ресурсов, оказывает помощь библиотека аппарата Народного защитника Грузии, где есть возможность пользоваться периодикой.

В третьих, это проблема преподавательских кадров. Эта проблема наиболее решаема, но требует времени. Факультет использует все ресурсы – это и аспиранты, и соискатели, и привлеченные преподавательские кадры извне. Здесь активно оказывают поддержку CEP и IREX.

IV. Магистратура
В заключение кратко о II ступени обучения.

В магистратуру поступает 25% студентов, окончивших I ступень, т.е. имеющих степень бакалавра. Факультет имеет небольшой опыт (всего 2 выпуска) в этом направлении. За 2 прошедших года II ступень подготовила 2 магистров на стыке наук – психологии и медиа, конфликтологии и медиа.

Нынешний выпуск оказался интересен еще и тем, что были выполнены 2 социальных заказа: проблема гендера и медиа и тема политтехнологий и медиа.

Концептуально магистратура создана, чтобы обеспечить подготовку специалистов в трех основных направлениях:

1. шеф-редактор;

2. исследователь теории журналистики;

3. преподаватель журналистики.И предметы, и тематика магистрантских дипломных работ подобраны соответственно поставленным целям. В основном специальные предметы в магистратуре преподают журналисты-практики, зачастую редакторы ведущих газет, теле- и радио редакций.

Учебный процесс – одна из наиболее консервативных сфер, и подход к любого рода новшествам и реформам должен быть взвешенным, обдуманным и обоснованным.

Факультет журналистики Тбилисского государственного университета имени Иванэ Джавахишвили в силу возможностей, как объективных, так и субъективных, пытается (и не безуспешно) приблизиться к международным стандартам образования в сфере журналистики.


Векуа Марина Томазовна - Заместитель декана факультета журналистики Тбилисского государственного университета, Грузия.


&copy Информационное общество, 2003, вып. 3, сс. 11-13.