О журнале
Рекомендации
Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы, модели
Вартанова Е.Л., Засурский Я.Н.
Е.Л. Вартанова, Я.Н. Засурский
Необходимость медиаобразования
- Грюнвальдская декларация ЮНЕСКО обращает особое внимание на то, что СМИ играют значительную роль в современных обществах, поэтому разносторонние и систематические формы образования в сфере СМИ являются составной частью образования современного гражданина. Многие международные организации – ЮНЕСКО, Совет Европы – неоднократно ставили задачу просвещения и образования в сфере СМИ. По существу, речь идет о развитии у молодежи понимания деятельности СМИ, которые являются необходимым элементом общественной жизни, повседневной профессиональной деятельности и свободного времени. Это не образование через СМИ, хотя две данные сферы должны соотноситься друг с другом. Цель медиаобразования – формирование у молодежи критического отношения к медиа, превращение ее в креативного (творческого) пользователя СМИ в дальнейшей жизни после учебного заведения (школы, Вуза). Это приобретает особую важность еще и потому, что в современном обществе родители все меньше могут контролировать доступ детей к электронным СМИ – телевидению, форматному радио, интернету, компьютерным играм. Информационная безопасность ребенка – это задача как семейного, так и школьного воспитания.
- учителя школ и других образовательных учреждений;
- учителя, работающие в неформальных молодежных группах и специализированных общинах;
- исследователи;
- группы активистов, руководствующиеся политическими или моральными целями;
- группы родителей;
- церковь и другие религиозные объединения;
- медиакомпании – как коммерческие, так и некоммерческие;
- органы регулирования и саморегулирования СМИ.
- уважение высокой культуры,
- морально здоровые нормы поведения,
- рациональные представления о политике.
Все это делает значение медиаобразования чрезвычайно актуальным, постоянно повышая роль международного сотрудничества и обмена опытом. Какие же социальные силы могут и должны искать пути объединения усилий в сфере создания информационной безопасности молодежи? Во всех странах к числу лиц и организаций, действующих в сфере медиаобразования, относятся:
У столь разных «актеров» значительно различаются мотивации деятельности в сфере медиаобразования – от защиты детей до их развития. Однако все стремятся к тому, чтобы сделать их активными сознательными пользователями СМИ.
В странах с коммерчески ориентированными медиасистемами или СМИ, находящимися в сильной зависимости от развлекательной телепродукции иностранного производства, необходимость в медиаобразовании еще выше. Но и здесь необходимо тесное сотрудничество между образовательными учреждениями и медиаиндустрией.
Традиционные подходы к медиаобразованию выдвигали в качестве главной задачи защиту детей. Речь шла о развитии навыков находить в СМИ ошибочные или ложные сообщения и ценности. Сегодня акцент переносится на обучение детей умению понимать СМИ и более активно участвовать в медиакультуре, которая их окружает.
Опасности, исходящие от СМИ, в разных странах и культурах определялись по-разному. В Великобритании заботой медиапросветителей была культурная сторона. В этой стране считалось, что СМИ представляют «низкую» культуру, которая может разрушить у детей ценности «высокой культуры». В США фокус был направлен в сторону морали: там существовали опасения в том, что СМИ могут привить детям ценности и поведение, неприемлемые для них. Наконец, в 1970-х годах медиаобразование приобрело еще один аспект — политический. Сложилось представление о том, что СМИ ответственны за формирование политических взглядов и верований.
Таким образом, традиционное медиаобразование выдвигало следующие цели воспитания детей:
Сегодня в этой схеме происходят изменения, вызванные появлением новых СМИ. Часто медиаобразование воспринимается как своего рода прививка, которая должна оберегать детей от СМИ. Однако этот подход отвергает потенциальные выгоды и удовольствия, которые дети могут получить от использования от новых СМИ, а негативные последствия, напротив, возводит в абсолют.
Правда, во многих странах наблюдается тенденция к более открытому подходу, преодолевающему чистый протекционизм (Великобритания, Австралия, Скандинавия). Медиаобразование больше не рассматривается только как оппозиция студенческому опыту в СМИ. Оно представляет собой комбинированную форму защиты и подготовки, мотивирующие молодых людей на принятие осознанных решений по собственному выбору. Медиаобразование предполагает развитие понимания СМИ среди молодежи, которое, в свою очередь ведет, к осознанному участию, к вовлеченности в окружающую их медиакультуру.
Ключевые концепции
Тема занятия | Изучаемые проблемы |
Агенты СМИ: кто действует в процессе коммуникации, что передается и почему? | Кто производит текст, роли в процессе производства, институты СМИ. Экономика и идеология, намерения и результаты |
Категории СМИ: каковы типы содержания СМИ? | Различные СМИ (ТВ, радио, кино и т.д.), формы (документальные=информационные, рекламные), жанры (научная фантастика, мыльная опера), другие способы классификации текстов, как классификация текстов соотносится с их пониманием. |
Технологии СМИ: как производятся СМИ? | Какие технологии и кому доступны, как их использовать, различия, которые возникают между СМИ в производственном процессе и на стадии конечного результата. |
Язык СМИ: как мы узнаем, что означает содержание СМИ? | Как СМИ производят значения, коды и условности, текстовые структуры |
Аудитории СМИ: кто получает содержание СМИ и каковы результаты этого? | Как аудитории определяются, конструируются, как к ним адресоваться и достигать их, как аудитории находят, отбирают, потребляют и отвечают на содержание СМИ |
Репрезентация действительности в СМИ: как СМИ представляют свои субъекты? | Отношения между содержанием СМИ и реальными событиями, людьми, идеями, стереотипизация и ее последствия |
Таблица 1. Структура британской модели медиаобразования
Центральная задача данного подхода заключается в формировании теоретических рамок, которые могут быть применены ко всему спектру современных СМИ – как старых, так и новых. Однако перечисленные ключевые аспекты – не обязательный набор тем для преподавания, изолированных друг от друга. Они просто должны помочь организовать представления о методике медиаобразования, которое в конкретных национальных условиях может принимать специфические формы. Кроме того, этот список ключевых аспектов не включает никаких форм обучения практической журналистской деятельности (от творческих, таких как фотографирование, до аналитических – исследование рекламных или новостных текстов). Однако они также являются неотъемлемой частью медиаобразования.
Медиаобразование = защита от СМИ + подготовка к анализу СМИ + понимание сущности и функций СМИ + осознанное участие в медиакультуре
Элементы стратегии
Развитие медиаобразования в наиболее продвинутых странах зависит от наличия и взаимодействия ряда обязательных элементов. Некоторые их них действуют на международном уровне, некоторые – на более локальных, национальном и местном.
В странах с переходной экономикой, в том числе и в России, социально-экономические перемены глубоко затронули СМИ, значительно изменив их роль и функции в обществе, влияние на аудиторию и формы медиапотребления. В постсоциалистических странах политическая свобода привела не только к бурному количественному росту средств массовой информации, но и к появлению новых трудностей в восприятии медиа обществом. Плюрализм политических взглядов в СМИ не только вызвал появление разнообразия в содержании, но и стимулировал острые политические медиадебаты, перерастающие в непримиримые информационные войны. СМИ воспринимаются российским обществом, в особенности политической элитой, как инструмент манипулирования электоратом, как средство формирования необходимого для политических и финансовых элит общественного мнения. Это вызывает у российской аудитории, привыкшей верить СМИ, противоречивые чувства – от возмущения и протеста до растерянности, от политической апатии до полного отказа от пользования СМИ. Отягчающим моментом является затяжной экономический кризис, приводящий к сокращению семейных затрат на СМИ. В настоящее время только небольшая часть населения может позволить покупать или подписываться на газеты и журналы, приобретать современную бытовую технику (телевизоры или компьютеры), пользоваться интернетом.
Все это определяет особую актуальность и необходимость медиаобразования не только для детей, но и для различных групп россиян. Исходя из этого, при формировании основ российского медиаобразования необходимо разделить его на взаимосвязанные, но отличающиеся друг от друга модели. Поэтому российский модуль медиаобразования должен сочетать в себе две основные характеристики – гибкость и универсальность.
Российский подход к медиаобразованию = гибкость + универсальность
Российский модуль: программы и модели
- Программа 1: Знакомство со СМИ и привитие первичных навыков осознанного пользования ими.
- Программа 2: Развитие понимания СМИ и обучение навыкам постоянного пользования.
- Программа 3: Осознанное участие в СМИ.
- Программа 4: Развитие медиатворчества (включая умение самостоятельно создавать СМИ)
Модель | Целевая аудитория | Программа |
Модель 1: Непрерывное образование | Широкая общественность | Программа 1 |
Модель 2: Школьное образование | Старшие группы детских садов, школьники, учащиеся средних специальных учебных заведений | Программы 1–4 |
Модель 3: Высшее образование | Студенты университетов и ВУЗов | Программы 1–4 |
Модель 4: Образование для неблагополучных групп населения | Низкооплачиваемые, Матери-одиночки, инвалиды, пенсионеры | Программы 1, 2 |
Модель 5: Образование для воспитателей | Учителя школ, преподаватели ВУЗов и других учебных заведений, воспитатели детских учреждений, библиотекари, родители | Программы 1–4 (с добавлением курса «Методика преподавания») |
Таблица 2.Российский модуль медиаобразования
Программы, предлагаемые в рамках российского модуля, это вполне независимые друг от друга «кирпичики», которые могут группироваться и принимать различные конфигурации в зависимости от целевой аудитории, на которую рассчитана конкретная образовательная программа. Далее приводятся базовые программы, из которых строится российский модуль.
- Программа 1: Знакомство со СМИ и привитие первичных навыков осознанного пользования ими
- согласование общенациональных задач и методов реализации, выработанных представителями российского академического сообщества, одобренных политической и исполнительной властью на разных уровнях – от федеральных министерств до региональных и местных органов власти и поддержанных кампанией в национальных, региональных и местных средствах массовой информации;
- реализацию на основе взаимодействия всех институтов (школа, средние специальные учебные заведения, ВУЗы, центры непрерывного образования, библиотеки).
- заседании Учебно-методического объединения по журналистике 31 января 2001 года;
- заседании Ученого Совета факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова 16 февраля 2001 года;
- конференции преподавателей журналистики России и Узбекистана в Ташкенте 22 мая 2001 года.
- разработку и внедрение на факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова специальных курсов по медиаобразованию для преподавателей журналистики;
- разработку и поддержку специальной кампании по ознакомлению широкой аудитории с концепциями, принципами и моделями медиаобразования, прежде всего, в государственных СМИ;
- создание печатных и электронных учебно-методических пособий по медиаобразованию.
Раздел 1. СМИ
Типы СМИ
Типы содержания СМИ
Типы аудитории
Содержание СМИ и реклама
Текст, звук и изображение в разных СМИ
Каналы распространения и доступа к СМИ
Раздел 2. Навыки
Пользование аудиовидеотехникой (умение выбрать и записать теле или радиопередачу, воспроизведение записи)
Создание газетного или журнального архива
Создание архива видео и радиозаписей
- Систематизация домашнего архива
Программа 2: Развитие понимания СМИ и обучение навыкам постоянного пользования
Раздел 1. СМИ
Основы теории коммуникации, понимание развития коммуникационного процесса: коммуникатор ® содержание ® получатель, типы коммуникации
Искусство общения (основы межличностной коммуникации)
Информатика
Типы журналистов
Жанры
Типы текстов
Взаимодействие информации, журналистики и пропаганды
Реклама и паблик рилейшнз
Риторика и публичная речь
Раздел 2. Навыки
Базовые навыки пользования компьютером
Набор текстов
Фотографирование
Пользование видеокамерой
Программа 3: Осознанное участие в СМИ
Раздел 1. Участие в СМИ (все – под руководством преподавателей)
Подготовка основных типов медиатекстов: информационное сообщение – новость, репортаж, интервью, комментарий, рецензия (реферат)
Подготовка макета для печатного издания
Работа над радиопрограммой (сценарий, запись)
Работа над телепрограммой (сценарий, запись)
Раздел 2. Навыки
Практическое применение навыков программы 2.
Создание индивидуальной страницы в интернете под руководством преподавателя
Программа 4: Развитие медиатворчества (включая умение самостоятельно создавать СМИ)
Раздел 1. Создание учебных СМИ (все – самостоятельно)
Планирование и выпуск номера печатного издания
Планирование и выпуск радиопередачи
Планирование и выпуск телепередачи
Создание интернет-СМИ
Раздел 2. Навыки
Закрепление и развитие полученные навыков (программы 1–3)
Курс «Методика преподавания»
Формы общения преподавателя со слушателями – круглый стол, дискуссия на заданную тему, публичный диспут.
Реализация российского модуля медиаобразования
С этой целью реализацию российского модуля медиаобразования предлагается осуществлять как на уровне различных образовательных институтов, так и через СМИ, прежде всего государственные и муниципальные телевидение и радио.
Медиаобразование необходимо встраивать в учебные программы и учебные планы средних школ, средних специальных учебных заведений и ВУЗов. Это может быть реализовано как в форме отдельных уроков, так и в виде специальных или обязательных курсов. В рамках таких образовательных курсов можно также развивать игровые формы преподавания для малышей, кружки и факультативы для учащихся всех уровней образования. Система непрерывного образования, а также образование воспитателей может базироваться на факультетах и отделениях журналистики университетов (ВУЗов). Это должно быть дополнено созданием специализированных центров медиаобразования на базе библиотек, центров культуры и досуга. Важную роль могут сыграть также специализированные интернет-кафе, предлагающие в качестве бесплатной услуги обучение пользованию глобальной сетью.
Общенациональная стратегия
В целях широкомасштабной реализации программ медиаобразования необходима координация усилий различных социальных сил, которые могли бы договориться об общих целях и совместных подходах в этой сфере. Необходима двухступенчатая общенациональная стратегия, поддерживаемая Министерством высшего образования, которая должна включать в себя:
Методики российского модуля прошли первичную апробацию на пробных уроках медиаобразования в специализированной лингвистической гимназии № 1513 г. Москвы, а также в ходе анкетирования учеников 7-8 классов этой гимназии.
Проходящая в настоящее время при поддержке ЮНЕСКО конференция «Медиаобразование в XXI веке» может стать реальным шагом вперед в развитии российского модуля медиаобразования и в формировании рационально критического отношения аудитории к деятельности СМИ. Мы предлагаем договориться о совместных целях в сфере медиаобразования и определить основные направления сотрудничества факультетов и школ журналистики, которые включали бы в себя:
Типовой проект курса по Медиаобразованию, предлагаемого для учащихся
YII-YIII классов средней школы
Цель курса: сформировать у школьников критическое представление о СМИ, а также сделать их творческими пользователями традиционных (пресса, радио, ТВ) и новых (интернет) медиа.
Категории СМИ:
- Печатные СМИ (газета, журнал, книга), их особенности и отличия друг от друга. Национальная специфика печатных СМИ в России, США, Западной Европы. Примеры газет и журналов. Издания общего интереса и специальные.
- Аудиовизуальные СМИ (кино, радио, ТВ, видео), их специфические черты. Особенности каждого аудиовизуального СМИ.
- Интернет – новое СМИ. Интерактивность, онлайновость. Конвергенция традиционных СМИ в интернете.
Язык, текст — основа коммуникации. Кто производит новость, как она попадает в СМИ, какие влияния оказываются на новость в процессе передачи новости с места события до конкретного СМИ. Влияния типа СМИ на язык и стиль изложения новости (печатное — аудиовизуальное, качественное — массовое).
Самостоятельная работа: Сравнительный анализ новостей различных СМИ (анализ одинаковых новостей в качественной и массовой газете, в телевизионном и радиовыпуске новостей). На что каждый обратил внимание.
Источники: «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Коммерсант», «Ведомости», телеканалы — ОРТ, РТР, НТВ.
Самостоятельная работа. Определение жанра (работа с вырезками, аудио- и видеокассетами). Анализ «лида».
Источники: первая полоса информационной газеты, статья эксперта, молодежный журнал, новости (РТР), интервью, сериал, триллер, симфонический концерт, рок-музыка.
Техническое оборудование — видеомагнитофон.
Самостоятельная работа. Как записать новость на различные СМИ.
Техническое оборудование — блокнот, переносной магнитофон, видеокамера, видеомагнитофон.
Ролевая игра: журналист сообщает новость в редакцию.
Участники:
- те, кто производят новость (поп-звезда, спортсмен, политик, активист);
- репортеры;
- редакторы отделов;
- выпускающий редактор;
- главный редактор.
Техническое оборудование — диктофон с кассетой, видеокамера, видеомагнитофон
Самостоятельная работа. Поиск СМИ в интернете по адресам, через поисковые системы.
Техническое оборудование — интернет-класс.
Техническое оборудование — интернет-класс.
Работа в проектных группах: 7-9 недели 2002 года.
Создание газеты, видеопрограммы для Дней презентации.
Литература
2. Вартанова Е.Л. Новые проблемы и новые приоритеты цифровой эпохи // Информационное общество. – 2001.– № 3.
3. Засурский Я.Н. Информационное общество и средства массовой информации // Информационное общество. – 1999. – №1 – С. 36–40.
4. Casserly P. The Concept of Universal Service and the Need to Promote Wider Access to New Information and Communication Technologies in Member States of the Council of Europe. – Strasbourg: Council of Europe, 1996.
5. Information Society: Challenges for Europe. Strasbourg: Council of Europe, 1997.
6. Scheffknecht J.&J. Information Technologies in Schools: Reasons and Strategies for Investment. Strasbourg: Council of Europe, 2000.
Засурский Ясен Николаевич - Декан факультета журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова,
зав. кафедрой ЮНЕСКО по журналистике и массовым коммуникациям, профессор, доктор филологических наук.
Вартанова Елена Леонидовна - Заместитель декана по научной работе, профессор факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор филологических наук .
© Информационное общество, 2003, вып. 3, сс. 5-10.