Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы, модели
Вартанова Е.Л., Засурский Я.Н.

Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы, модели



Е.Л. Вартанова, Я.Н. Засурский




Необходимость медиаобразования
    Грюнвальдская декларация ЮНЕСКО обращает особое внимание на то, что СМИ играют значительную роль в современных обществах, поэтому разносторонние и систематические формы образования в сфере СМИ являются составной частью образования современного гражданина. Многие международные организации – ЮНЕСКО, Совет Европы – неоднократно ставили задачу просвещения и образования в сфере СМИ. По существу, речь идет о развитии у молодежи понимания деятельности СМИ, которые являются необходимым элементом общественной жизни, повседневной профессиональной деятельности и свободного времени. Это не образование через СМИ, хотя две данные сферы должны соотноситься друг с другом. Цель медиаобразования – формирование у молодежи критического отношения к медиа, превращение ее в креативного (творческого) пользователя СМИ в дальнейшей жизни после учебного заведения (школы, Вуза). Это приобретает особую важность еще и потому, что в современном обществе родители все меньше могут контролировать доступ детей к электронным СМИ – телевидению, форматному радио, интернету, компьютерным играм. Информационная безопасность ребенка – это задача как семейного, так и школьного воспитания.

    Все это делает значение медиаобразования чрезвычайно актуальным, постоянно повышая роль международного сотрудничества и обмена опытом. Какие же социальные силы могут и должны искать пути объединения усилий в сфере создания информационной безопасности молодежи? Во всех странах к числу лиц и организаций, действующих в сфере медиаобразования, относятся:

    • учителя школ и других образовательных учреждений;
    • учителя, работающие в неформальных молодежных группах и специализированных общинах;
    • исследователи;
    • группы активистов, руководствующиеся политическими или моральными целями;
    • группы родителей;
    • церковь и другие религиозные объединения;
    • медиакомпании – как коммерческие, так и некоммерческие;
    • органы регулирования и саморегулирования СМИ.

    У столь разных «актеров» значительно различаются мотивации деятельности в сфере медиаобразования – от защиты детей до их развития. Однако все стремятся к тому, чтобы сделать их активными сознательными пользователями СМИ.

    В странах с коммерчески ориентированными медиасистемами или СМИ, находящимися в сильной зависимости от развлекательной телепродукции иностранного производства, необходимость в медиаобразовании еще выше. Но и здесь необходимо тесное сотрудничество между образовательными учреждениями и медиаиндустрией.

    Вектор медиаобразования

    Традиционные подходы к медиаобразованию выдвигали в качестве главной задачи защиту детей. Речь шла о развитии навыков находить в СМИ ошибочные или ложные сообщения и ценности. Сегодня акцент переносится на обучение детей умению понимать СМИ и более активно участвовать в медиакультуре, которая их окружает.

    Опасности, исходящие от СМИ, в разных странах и культурах определялись по-разному. В Великобритании заботой медиапросветителей была культурная сторона. В этой стране считалось, что СМИ представляют «низкую» культуру, которая может разрушить у детей ценности «высокой культуры». В США фокус был направлен в сторону морали: там существовали опасения в том, что СМИ могут привить детям ценности и поведение, неприемлемые для них. Наконец, в 1970-х годах медиаобразование приобрело еще один аспект — политический. Сложилось представление о том, что СМИ ответственны за формирование политических взглядов и верований.

    Таким образом, традиционное медиаобразование выдвигало следующие цели воспитания детей:

    • уважение высокой культуры,
    • морально здоровые нормы поведения,
    • рациональные представления о политике.

    Сегодня в этой схеме происходят изменения, вызванные появлением новых СМИ. Часто медиаобразование воспринимается как своего рода прививка, которая должна оберегать детей от СМИ. Однако этот подход отвергает потенциальные выгоды и удовольствия, которые дети могут получить от использования от новых СМИ, а негативные последствия, напротив, возводит в абсолют.

    Правда, во многих странах наблюдается тенденция к более открытому подходу, преодолевающему чистый протекционизм (Великобритания, Австралия, Скандинавия). Медиаобразование больше не рассматривается только как оппозиция студенческому опыту в СМИ. Оно представляет собой комбинированную форму защиты и подготовки, мотивирующие молодых людей на принятие осознанных решений по собственному выбору. Медиаобразование предполагает развитие понимания СМИ среди молодежи, которое, в свою очередь ведет, к осознанному участию, к вовлеченности в окружающую их медиакультуру.


    Ключевые концепции
    Модель медиаобразования, предложенная Британским институтом кино в 1989 и 1991 годах, была впоследствии признана на международном уровне. Ключевые аспекты и концепции этой модели изложены в табл. 1.

Тема занятия
Изучаемые проблемы
Агенты СМИ: кто действует в процессе коммуникации, что передается и почему?Кто производит текст, роли в процессе производства, институты СМИ. Экономика и идеология, намерения и результаты
Категории СМИ: каковы типы содержания СМИ? Различные СМИ (ТВ, радио, кино и т.д.), формы (документальные=информационные, рекламные), жанры (научная фантастика, мыльная опера), другие способы классификации текстов, как классификация текстов соотносится с их пониманием.
Технологии СМИ: как производятся СМИ?Какие технологии и кому доступны, как их использовать, различия, которые возникают между СМИ в производственном процессе и на стадии конечного результата.
Язык СМИ: как мы узнаем, что означает содержание СМИ?Как СМИ производят значения, коды и условности, текстовые структуры
Аудитории СМИ: кто получает содержание СМИ и каковы результаты этого?Как аудитории определяются, конструируются, как к ним адресоваться и достигать их, как аудитории находят, отбирают, потребляют и отвечают на содержание СМИ
Репрезентация действительности в СМИ: как СМИ представляют свои субъекты?Отношения между содержанием СМИ и реальными событиями, людьми, идеями, стереотипизация и ее последствия

Таблица 1. Структура британской модели медиаобразования

Центральная задача данного подхода заключается в формировании теоретических рамок, которые могут быть применены ко всему спектру современных СМИ – как старых, так и новых. Однако перечисленные ключевые аспекты – не обязательный набор тем для преподавания, изолированных друг от друга. Они просто должны помочь организовать представления о методике медиаобразования, которое в конкретных национальных условиях может принимать специфические формы. Кроме того, этот список ключевых аспектов не включает никаких форм обучения практической журналистской деятельности (от творческих, таких как фотографирование, до аналитических – исследование рекламных или новостных текстов). Однако они также являются неотъемлемой частью медиаобразования.

Медиаобразование = защита от СМИ + подготовка к анализу СМИ + понимание сущности и функций СМИ + осознанное участие в медиакультуре

Элементы стратегии


Развитие медиаобразования в наиболее продвинутых странах зависит от наличия и взаимодействия ряда обязательных элементов. Некоторые их них действуют на международном уровне, некоторые – на более локальных, национальном и местном.

В странах с переходной экономикой, в том числе и в России, социально-экономические перемены глубоко затронули СМИ, значительно изменив их роль и функции в обществе, влияние на аудиторию и формы медиапотребления. В постсоциалистических странах политическая свобода привела не только к бурному количественному росту средств массовой информации, но и к появлению новых трудностей в восприятии медиа обществом. Плюрализм политических взглядов в СМИ не только вызвал появление разнообразия в содержании, но и стимулировал острые политические медиадебаты, перерастающие в непримиримые информационные войны. СМИ воспринимаются российским обществом, в особенности политической элитой, как инструмент манипулирования электоратом, как средство формирования необходимого для политических и финансовых элит общественного мнения. Это вызывает у российской аудитории, привыкшей верить СМИ, противоречивые чувства – от возмущения и протеста до растерянности, от политической апатии до полного отказа от пользования СМИ. Отягчающим моментом является затяжной экономический кризис, приводящий к сокращению семейных затрат на СМИ. В настоящее время только небольшая часть населения может позволить покупать или подписываться на газеты и журналы, приобретать современную бытовую технику (телевизоры или компьютеры), пользоваться интернетом.

Все это определяет особую актуальность и необходимость медиаобразования не только для детей, но и для различных групп россиян. Исходя из этого, при формировании основ российского медиаобразования необходимо разделить его на взаимосвязанные, но отличающиеся друг от друга модели. Поэтому российский модуль медиаобразования должен сочетать в себе две основные характеристики – гибкость и универсальность.


Российский подход к медиаобразованию = гибкость + универсальность

Российский модуль: программы и модели

Кафедра ЮНЕСКО факультета журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в 2001 году начала работу по созданию и реализации российской программы медиаобразования. Созданный нами российский модуль представляет собой комплекс программ, рассчитанных на разные уровни овладения знаниями о СМИ и навыками пользования ими. В связи с этим предлагается 4 уровня российского медиаобразования, представленные следующими самостоятельными программами:
    • Программа 1: Знакомство со СМИ и привитие первичных навыков осознанного пользования ими.
    • Программа 2: Развитие понимания СМИ и обучение навыкам постоянного пользования.
    • Программа 3: Осознанное участие в СМИ.
    • Программа 4: Развитие медиатворчества (включая умение самостоятельно создавать СМИ)
В связи со сложностью и многослойностью российской аудитории, на которую должно быть направлено медиаобразование, российский модуль должен включать несколько моделей, приведенных в табл. 2.

Модель
Целевая аудитория
Программа
Модель 1:
Непрерывное образование
Широкая общественностьПрограмма 1
Модель 2:
Школьное образование
Старшие группы детских садов, школьники, учащиеся средних специальных учебных заведенийПрограммы 1–4
Модель 3:
Высшее образование
Студенты университетов и ВУЗов Программы 1–4
Модель 4:
Образование для неблагополучных групп населения
Низкооплачиваемые, Матери-одиночки, инвалиды, пенсионерыПрограммы 1, 2
Модель 5:
Образование для воспитателей
Учителя школ, преподаватели ВУЗов и других учебных заведений, воспитатели детских учреждений, библиотекари, родителиПрограммы 1–4
(с добавлением курса «Методика преподавания»)

Таблица 2.Российский модуль медиаобразования

Программы, предлагаемые в рамках российского модуля, это вполне независимые друг от друга «кирпичики», которые могут группироваться и принимать различные конфигурации в зависимости от целевой аудитории, на которую рассчитана конкретная образовательная программа. Далее приводятся базовые программы, из которых строится российский модуль.
    Программа 1: Знакомство со СМИ и привитие первичных навыков осознанного пользования ими

    Раздел 1. СМИ
    Типы СМИ
    Типы содержания СМИ
    Типы аудитории
    Содержание СМИ и реклама
    Текст, звук и изображение в разных СМИ
    Каналы распространения и доступа к СМИ

    Раздел 2. Навыки
    Пользование аудиовидеотехникой (умение выбрать и записать теле или радиопередачу, воспроизведение записи)
    Создание газетного или журнального архива
    Создание архива видео и радиозаписей
      Систематизация домашнего архива

    Программа 2: Развитие понимания СМИ и обучение навыкам постоянного пользования

    Раздел 1. СМИ
    Основы теории коммуникации, понимание развития коммуникационного процесса: коммуникатор ® содержание ® получатель, типы коммуникации
    Искусство общения (основы межличностной коммуникации)
    Информатика
    Типы журналистов
    Жанры
    Типы текстов
    Взаимодействие информации, журналистики и пропаганды
    Реклама и паблик рилейшнз
    Риторика и публичная речь

    Раздел 2. Навыки
    Базовые навыки пользования компьютером
    Набор текстов
    Фотографирование
    Пользование видеокамерой

    Программа 3: Осознанное участие в СМИ

    Раздел 1. Участие в СМИ (все – под руководством преподавателей)
    Подготовка основных типов медиатекстов: информационное сообщение – новость, репортаж, интервью, комментарий, рецензия (реферат)
    Подготовка макета для печатного издания
    Работа над радиопрограммой (сценарий, запись)
    Работа над телепрограммой (сценарий, запись)

    Раздел 2. Навыки
    Практическое применение навыков программы 2.
    Создание индивидуальной страницы в интернете под руководством преподавателя

    Программа 4: Развитие медиатворчества (включая умение самостоятельно создавать СМИ)

    Раздел 1. Создание учебных СМИ (все – самостоятельно)
    Планирование и выпуск номера печатного издания
    Планирование и выпуск радиопередачи
    Планирование и выпуск телепередачи
    Создание интернет-СМИ

    Раздел 2. Навыки
    Закрепление и развитие полученные навыков (программы 1–3)


    Курс «Методика преподавания»
    Формы преподавания и отчета – лекция, практическое занятие / урок, письменное задание, контрольная работа, устный и письменный экзамен/зачет.

    Формы общения преподавателя со слушателями – круглый стол, дискуссия на заданную тему, публичный диспут.


    Реализация российского модуля медиаобразования
    Возрастающая важность и актуальность медиаобразования в современной России определяется двумя ключевыми моментами. С одной стороны, медиаобразование выполняет функцию важного средства защиты от манипулятивного воздействия СМИ, являющихся инструментом в руках политикой и других властных элит. С другой – медиаобразование в современной России может способствовать осознанному участию россиян в медиасреде и медиакультуре, что, несомненно, станет одним из ключевых моментов эффективного развития гражданского общества.

    С этой целью реализацию российского модуля медиаобразования предлагается осуществлять как на уровне различных образовательных институтов, так и через СМИ, прежде всего государственные и муниципальные телевидение и радио.

    Медиаобразование необходимо встраивать в учебные программы и учебные планы средних школ, средних специальных учебных заведений и ВУЗов. Это может быть реализовано как в форме отдельных уроков, так и в виде специальных или обязательных курсов. В рамках таких образовательных курсов можно также развивать игровые формы преподавания для малышей, кружки и факультативы для учащихся всех уровней образования. Система непрерывного образования, а также образование воспитателей может базироваться на факультетах и отделениях журналистики университетов (ВУЗов). Это должно быть дополнено созданием специализированных центров медиаобразования на базе библиотек, центров культуры и досуга. Важную роль могут сыграть также специализированные интернет-кафе, предлагающие в качестве бесплатной услуги обучение пользованию глобальной сетью.


    Общенациональная стратегия
    Очевидно, что в условиях перехода к информационному обществу Россия нуждается в выборе приоритетов, ориентируясь на которые страна смогла бы справиться и с трудностями переходного периода, и заложить основы общества будущего. Повышение роли теоретических знаний в экономической и политической стратегиях развития, прогресс информационно-коммуникационных технологий требует формирования критического отношения аудитории к информации, сообщаемой СМИ.

    В целях широкомасштабной реализации программ медиаобразования необходима координация усилий различных социальных сил, которые могли бы договориться об общих целях и совместных подходах в этой сфере. Необходима двухступенчатая общенациональная стратегия, поддерживаемая Министерством высшего образования, которая должна включать в себя:

    • согласование общенациональных задач и методов реализации, выработанных представителями российского академического сообщества, одобренных политической и исполнительной властью на разных уровнях – от федеральных министерств до региональных и местных органов власти и поддержанных кампанией в национальных, региональных и местных средствах массовой информации;
    • реализацию на основе взаимодействия всех институтов (школа, средние специальные учебные заведения, ВУЗы, центры непрерывного образования, библиотеки).

    Апробация проекта
    Основные принципы и методики российского модуля медиаобразования были сформулированы и обсуждены на:
    • заседании Учебно-методического объединения по журналистике 31 января 2001 года;
    • заседании Ученого Совета факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова 16 февраля 2001 года;
    • конференции преподавателей журналистики России и Узбекистана в Ташкенте 22 мая 2001 года.

    Методики российского модуля прошли первичную апробацию на пробных уроках медиаобразования в специализированной лингвистической гимназии № 1513 г. Москвы, а также в ходе анкетирования учеников 7-8 классов этой гимназии.

    Проходящая в настоящее время при поддержке ЮНЕСКО конференция «Медиаобразование в XXI веке» может стать реальным шагом вперед в развитии российского модуля медиаобразования и в формировании рационально критического отношения аудитории к деятельности СМИ. Мы предлагаем договориться о совместных целях в сфере медиаобразования и определить основные направления сотрудничества факультетов и школ журналистики, которые включали бы в себя:

    • разработку и внедрение на факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова специальных курсов по медиаобразованию для преподавателей журналистики;
    • разработку и поддержку специальной кампании по ознакомлению широкой аудитории с концепциями, принципами и моделями медиаобразования, прежде всего, в государственных СМИ;
    • создание печатных и электронных учебно-методических пособий по медиаобразованию.

Приложение

Типовой проект курса по Медиаобразованию, предлагаемого для учащихся
YII-YIII классов средней школы

Цель курса: сформировать у школьников критическое представление о СМИ, а также сделать их творческими пользователями традиционных (пресса, радио, ТВ) и новых (интернет) медиа.

Первое занятие. Основные понятия
Что такое средства массовой информации. Зачем они нужны человеку и обществу. Нужны ли СМИ школьнику? Почему?

Категории СМИ:

    • Печатные СМИ (газета, журнал, книга), их особенности и отличия друг от друга. Национальная специфика печатных СМИ в России, США, Западной Европы. Примеры газет и журналов. Издания общего интереса и специальные.
    • Аудиовизуальные СМИ (кино, радио, ТВ, видео), их специфические черты. Особенности каждого аудиовизуального СМИ.
    • Интернет – новое СМИ. Интерактивность, онлайновость. Конвергенция традиционных СМИ в интернете.
Самостоятельная работа: Проведение анкетирования. Анкета — в приложении.

Второе занятие. Массовая коммуникация
Что такое коммуникация? Кто действует в процессе коммуникации, что передается и почему.

Язык, текст — основа коммуникации. Кто производит новость, как она попадает в СМИ, какие влияния оказываются на новость в процессе передачи новости с места события до конкретного СМИ. Влияния типа СМИ на язык и стиль изложения новости (печатное — аудиовизуальное, качественное — массовое).

Самостоятельная работа: Сравнительный анализ новостей различных СМИ (анализ одинаковых новостей в качественной и массовой газете, в телевизионном и радиовыпуске новостей). На что каждый обратил внимание.

Источники: «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Коммерсант», «Ведомости», телеканалы — ОРТ, РТР, НТВ.

Третье занятие. Жанры СМИ
Чем отличаются друг от друга материалы в одной газете (на одном радиоканале, телеканале). Понятие жанра. Информационные (документальные) и художественные жанры в СМИ. Реклама: вымысел или информация? Как отличать рекламу от редакционного текста. Принцип перевернутой пирамиды. Главные вопросы репортера — Кто? Что? Где? Когда? Роль «лида». Ответ на вопрос «почему

Самостоятельная работа. Определение жанра (работа с вырезками, аудио- и видеокассетами). Анализ «лида».

Источники: первая полоса информационной газеты, статья эксперта, молодежный журнал, новости (РТР), интервью, сериал, триллер, симфонический концерт, рок-музыка.

Техническое оборудование — видеомагнитофон.

Четвертое занятие. Технологии СМИ
Какие технологии СМИ доступны современному человеку. Как использовать технологии коммуникации и массовой информации. ИКТ для передачи текстов и изображений. Примеры: газета, журнал, аудиокассеты, видеокассеты, компакт-диски, компьютеры, мобильные телефоны.

Самостоятельная работа. Как записать новость на различные СМИ.

Техническое оборудование — блокнот, переносной магнитофон, видеокамера, видеомагнитофон.

Пятое занятие. Отражение действительности в СМИ
Отношение между содержанием СМИ и реальными событиями. Могут ли СМИ сообщать неправду или полуправду. Как СМИ влияют на события действительности: возможные последствия новостей, репортажей, статей.

Ролевая игра: журналист сообщает новость в редакцию.

Участники:

    • те, кто производят новость (поп-звезда, спортсмен, политик, активист);
    • репортеры;
    • редакторы отделов;
    • выпускающий редактор;
    • главный редактор.
Самостоятельная работа. Анализ того, как люди влияют на процесс создания новости для СМИ. Нужно ли визировать материал. Авторские права: кому принадлежит новость.

Техническое оборудование — диктофон с кассетой, видеокамера, видеомагнитофон

Шестое занятие — интернет как СМИ
Интернет как источник новостей, развлечений и игр, учебных материалов. Можно ли доверять информации в интернете? Как сохранять новости из интернета? Что нужно уметь интернет-журналисту?

Самостоятельная работа. Поиск СМИ в интернете по адресам, через поисковые системы.
Техническое оборудование — интернет-класс.

Седьмое занятие — группой анализ проекта
Ролевая игра: Как собрать материал для газеты. Какие должны быть выбраны специалисты, какие материалы нужны, как найти новости и иллюстрации.

Техническое оборудование — интернет-класс.
Работа в проектных группах: 7-9 недели 2002 года.
Создание газеты, видеопрограммы для Дней презентации.


Литература
1. Вартанова Е.Л. Интернет для каждого: реальность или утопия? // Вестник Московского университета. Серия Журналистика. – 2000.–№999.
2. Вартанова Е.Л. Новые проблемы и новые приоритеты цифровой эпохи // Информационное общество. – 2001.– № 3.
3. Засурский Я.Н. Информационное общество и средства массовой информации // Информационное общество. – 1999. – №1 – С. 36–40.
4. Casserly P. The Concept of Universal Service and the Need to Promote Wider Access to New Information and Communication Technologies in Member States of the Council of Europe. – Strasbourg: Council of Europe, 1996.
5. Information Society: Challenges for Europe. Strasbourg: Council of Europe, 1997.
6. Scheffknecht J.&J. Information Technologies in Schools: Reasons and Strategies for Investment. Strasbourg: Council of Europe, 2000.

Засурский Ясен Николаевич - Декан факультета журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова,
зав. кафедрой ЮНЕСКО по журналистике и массовым коммуникациям, профессор, доктор филологических наук.
Вартанова Елена Леонидовна - Заместитель декана по научной работе, профессор факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор филологических наук .


&copy Информационное общество, 2003, вып. 3, сс. 5-10.