О журнале
Рекомендации
Государственная политика США, Великобритании, Ирландии и Российской Федерации по преодолению противоречий в информационной сфере
Коротков А.В.
А.В. Коротков
Преодоление цифрового неравенства – социальный процесс, где есть свои субъекты и объекты. Наличие богатых и бедных в информационном пространстве, т.е. тех, кто имеет доступ к новым технологиям, готов работать с ними, и тех, кто не располагает по самым разным причинам всеми этими возможностями, обусловливает, что основные усилия по выравниванию положения групп граждан внутри стран должны быть направлены, прежде всего, на уже освоившихся в виртуальной сфере.
Речь, в первую очередь, идет об институтах бизнеса – дальнейшее распространение сетей, подключение к интернету все больших слоев населения, интенсификация обменов новостями и сведениями прежде всего в их интересах [1].
Бизнес, безусловно, выступает в качестве основного субъекта политики по преодолению цифрового неравенства. Но и он зависит от национальной ситуации, которая, в свою очередь, подчинена курсу государства.
В государствах с сильной рыночной экономикой правительственный курс последнего десятилетия был направлен на всемерную поддержку и развитие информационного пространства. Очевидность преимуществ, которые создавала развитая инфраструктура коммуникаций для накопления, обмена и использования информации, заставляла органы власти принимать специальные меры для развития сетей.
Эта политика в то же время требует специальных усилий и от тех слоев населения, которые оказались на обочине современного развития. Важным компонентом цифрового неравенства является готовность людей к жизни в виртуальном пространстве, сами «информационно бедные» должны приобрести необходимые знания и навыки для работы в интернете. Однако эти усилия не принесут масштабного успеха, если также не будут поддержаны государством.
Государство становится тем катализатором, благодаря которому процессы информатизации стремительно развиваются, захватывают отдаленные территории и новые и новые группы граждан. Правительства зарубежных стран вступили на путь широкого использования новых информационных технологий с некоторым опозданием по сравнению с организациями бизнеса. Однако вскоре ими были намечены масштабные меры по освоению сетевых технологий.
В США и Ирландии были приняты специальные программы создания и развития информационного общества. Активно реализуются подобные проекты в Канаде1 , Австралии2 и других странах. Серьезно продвинулся в этом направлении Сингапур. С начала 2000 года к реализации такого проекта приступило правительство Японии3 . Этим летом объявили о развертывании подобных программ Дубай и Катар [2].
Лидерство в этой сфере принадлежит США и Великобритании. Там начали действовать в этом направлении еще в 1995–1996 годах и к 2000 году добились ощутимых результатов. По прогнозам, к 2006 году в Соединенных Штатах в Сети будет действовать около 14 тыс. правительственных программ, с помощью которых будет собираться 15% налогов с населения на общую сумму 600 млрд. долл.4 .
Министерство финансов этой страны заявило в 2001 году о начале работ по созданию финансового портала, способного эффективно обрабатывать около 80 млн. ежегодных платежей в бюджет. В стадии разработки – проект по осуществлению онлайновых платежей по штрафам, а их в США ежегодно выплачивается на сумму около 450 млрд. долл. Летом 2000 года Президент Соединенных Штатов объявил, что правительство намерено объединить 20 тыс. сайтов федеральных ведомств в один правительственный портал. В настоящее время этот портал успешно действует5 .
Передовые позиции США в области формирования национального информационного общества обусловлены тем, что федеральные власти отчетливо сознают доминирующую роль информационных технологий в развитии экономики страны и повышении ее конкурентоспособности на мировом рынке. В настоящее время федеральное правительство США наибольшее внимание уделяет:
- электронной торговле между государственными организациями, конкурсным электронным торгам на поставки услуг и товаров для государственных нужд;
- доступу населения к правительственной и административной информации;
- упрощению взаимодействия граждан и органов власти, решению различного рода задач, таких как получение официальных документов, уплата налогов, предоставление статистической информации через интернет.
Другим лидером в этой области является правительство Великобритании, создающее современную сетевую инфра-
структуру, которая способна обеспечить предоставление необходимых государственных услуг. В Англии создается общенациональный ресурс под названием «UK-online». К концу 2002 года 41% правительственных услуг уже можно было получить в интернете6 .
Решение комплексной проблемы преодоления цифрового неравенства в программах правительств Соединенных Штатов и Великобритании выглядит как совокупность мер, которые следует принимать в нескольких направлениях. На наш взгляд, в ряду этих магистральных направлений основными являются:
- повышение уровня жизни граждан, что предполагает не только улучшение материального положения населения, но и рост качества жизни, под которым подразумеваются, прежде всего, широкие образовательные возможности;
- интенсификация экономического развития, причем внедрение информационных технологий в данном контексте выглядит и как цель, и как средство усилий правительств: благодаря улучшению экономической ситуации повышается уровень жизни, все больше распространяются новые информационно-коммуникационные технологии; благодаря их распространению укрепляется экономика, создаются новые производства, рабочие места, в целом идет оздоровление внутриполитических отношений;
- активизация с помощью бюджетной, налоговой политики институтов бизнеса для развития коммуникационных сетей и создания иных производств, работающих на информационную сферу или в информационной сфере;
- принятие целевых программ обучения информационным технологиям, регулирование с помощью законодательства и бюджета образовательной политики, обязательной частью которой становится освоение знаний и навыков жизни в виртуальном пространстве.
И правительства, и работающие вместе с ними эксперты, и организации бизнеса смотрят вперед.
Современный технологический уровень экономики, по их оценкам, относится к пятому технологическому укладу. Его ядро составляют электроника, вычислительная и оптоэлектронная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, производство и переработка углеводородного сырья, информационные услуги.
Но уже теперь начинается фундаментальная разработка очередного – шестого технологического уклада, время которого в передовых странах, вероятно, придет в 30-е годы XXI века. Ядро этого уклада – скоординированное внедрение компьютерных технологий во все стадии воспроизводственного процесса, дополненное развитием биотехнологии [3].
Однако главный смысл правительственных программ вхождения в информационное пространство, конечно, заключается в совершенствовании собственно государственного управления, установлении между властью и обществом новых, более простых, открытых и эффективных связей. Многие страны мира, как показывают принятые и осуществляющиеся программы, работают над созданием так называемых электронных правительств – этой метафорой обозначается взаимодействие институтов государства с гражданами на основе применения информационно-коммуникационных технологий.
Проекты электронных правительств начали приобретать конкретные очертания, когда в руководстве ряда стран осознали, что используемые в бизнесе информационные технологии могут быть перенесены в среду государственного управления и общественных сервисов. Такие технические, технологические и интеллектуальные заимствования позволяли, ко всему прочему, добиваться ощутимой экономической эффективности благодаря снижению расходов на содержание государственного аппарата.
В создании электронных правительств различных стран также есть много общего: преследуется цель формирования внутренней корпоративной правительственной информационной сети для максимальной оптимизации функционирования аппарата управления, с одной стороны, и развития внешних коммуникационных связей, прежде всего для контактов с гражданами и их организациями, с другой.
Этот опыт стал основанием для включения в Хартию глобального информационного общества [4] задачи использования новых технологий в государственном управлении. Эти стратегические интересы предполагается реализовать через создание эффективной системы предоставления в режиме реального времени всего комплекса услуг гражданам и бизнесу, обеспечение эффективного доступа к государству.
Документ признает, что новые технологии дают возможность сделать государственное управление ответственным и открытым, способствующим социальному согласию в обществе, наполняющим новым содержанием такие категории, как демократия и права человека.
Инфраструктурой электронного правительства являются интегрированные информационные ресурсы федеральных министерств и ведомств с системой онлайновых сервисов. Целью создания внутрикорпоративной системы государства, по нашим оценкам, является:
а) создание банков данных, доступ к которым легко регулировать, сведения из которых легко подвергать необходимым операциям, вследствие чего информация начинает «работать», т.е. становится важным фактором процесса управления, основой принятия решений;
б) упрощение и удешевление документооборота благодаря возможности вести делопроизводство в электронном формате, отказавшись от бумажных носителей [5];
в) управление отдельными внутриаппаратными процессами посредством применения электронных технологий, перевод в виртуальную сферу взаимодействий между определенными категориями сотрудников, демократизация корпоративных отношений с помощью установления режима гласности, открытости, доступности сведений служебного характера для установленного круга пользователей.
Исследователи этой проблемы [6] отмечают, что реализация проектов электронного правительства предполагает решение следующих основных задач.
1. Наполнение официальных сайтов информационным содержанием, обеспечивающим граждан страны актуальной официальной информацией. В качестве обязательной информации на правительственных сайтах разных стран обычно присутствует общая, справочная и контактная информация государственных учреждений; статистика, сообщения о событиях в стране, законы и нормативные акты, правительственные отчеты, государственные архивы.
2. Развитие интерактивных ресурсов и сервисов, цель которых – упрощение процедуры взаимодействия государства с обществом и создание гражданам страны максимально комфортных условий при обращениях в государственные учреждения. Среди таких сервисов, создаваемых во многих странах, можно выделить составление налоговых деклараций для граждан и коммерческих фирм, оплату счетов, подачу заявлений, интерактивные площадки для проведения государственных закупок.
3. Создание эффективной системы обратной связи с гражданами. Уже сегодня во многих странах работают электронные почтовые ящики для обращений граждан, открытые и закрытые интерактивные форумы, системы голосования и опросов населения.
Внешние связи государственных органов позволяют, по нашему мнению, решать ряд важнейших политических задач, среди которых:
- реализация права граждан на доступ к открытой государственной информации;
- доведение до общественности объективной и достоверной информации о деятельности органов власти, укрепляющей доверие к государству и проводимой им политике;
- взаимодействие государства с гражданами и институтами гражданского общества, обеспечение постоянного диалога с ними, а также необходимого уровня общественного контроля за деятельностью государственных органов и организаций;
- оказание гражданам многочисленных государственных услуг без непосредственного личного обращения к чиновникам.
Благодаря принятым стратегиям государство способствует развитию национального информационного пространства, созданию информационных ресурсов, обеспечивает новый уровень информирования населения.
Зарубежные исследователи проблем создания и развития электронного правительства выделяют пять принципов его деятельности [7].
1. Поместить всю информацию на доступные серверы и все операции с ней производить в режиме реального времени. Бланки и документы публикуются сначала в цифровой форме и распечатываются на бумаге только в случае необходимости.
2. Обеспечить легкий универсальный доступ к сетевой информации и услугам всем гражданам, независимо от их местоположения, дохода, этнической принадлежности, возраста или образования. Услуги должны быть доступны круглосуточно и в любой точке страны через единый контактный пункт. Доступ должен осуществляться с помощью простых технических операций, освоить которые может каждый, сопровождаться командами, облеченными в понятные, обиходные слова и термины.
3. Государственные служащие должны быть квалифицированными, что предполагает не только знание собственно технологий, но и умение взаимодействовать с обществом, понимать и предвидеть нужды, запросы граждан, уметь вовремя на них реагировать.
4. Работа в сотрудничестве – под этим подразумевается установление тесного контакта между отдельными ведомствами, между органами государственной власти и местным самоуправлением, а также с представительствами бизнеса. Особое внимание уделяется взаимодействию со средствами массовой информации как важным субъектом формирования общественного мнения.
5. Устранение препятствий и барьеров. В информационном сообществе правительство стремится поощрять бизнес, создавая правовую основу эффективной экономики, избегая ненужных правил и обязанностей, которые могли бы затруднить внедрение инноваций. Оно делает вложения в человеческие ресурсы – образование и подготовку кадров, здравоохранение, мобильность, культуру и качество жизни, чтобы преодолеть социальные дифференции, цифровой разрыв.
Все эти шаги свидетельствуют о мерах, направленных на облегчение доступа граждан к информационно-коммуникационным технологиям, готовности к жизни в виртуальном пространстве, по созданию необходимых национальных ресурсов для перехода к информационному обществу.
Таблица 1. Фазы трансформации традиционного правительства в электронное [8].
Названные меры создают необходимые предпосылки для преодоления информационного неравенства, для предоставления населению равных возможностей пользоваться достижениями нашего века.
Как показывает практика, в деле распространения информационных технологий преуспели те страны, правительства которых уделяли внимание созданию благоприятствующих режимов для высокотехнологичных отраслей промышленности. Показателен опыт Ирландии7 .
В 80-е и, особенно, в 90-е годы ее правительство последовательно реализовывало меры по превращению страны в ключевого игрока на мировом рынке информационных технологий, прежде всего в области производства и торговли программным обеспечением. Так, с 1980 года 40% всех американских инвестиций в европейскую электронную промышленность было направлено именно в Ирландию. К 1997 году в стране работало 1100 иностранных компаний, каждая десятая из них относилась к сектору информационных технологий. Эти компании отвечают за треть всего ирландского экспорта, на них работает более 35 тыс. человек.
Это было необычно для аграрной страны, и именно благодаря усилиям правительства произошел поистине исторический поворот в развитии Ирландии.
Основными инструментами выступали меры льготного налогообложения. Пониженная ставка налогообложения прибыли – 10% – действовала вплоть до недавнего времени (до конца 2002 года), тогда как стандартная составляет 28%. Кроме этого, ирландским правительством был использован также механизм предоставления государственных субсидий, включавший в себя:
- субсидии на покупку основных средств, земли, развитие инфраструктуры, строительство зданий, нового завода, закупку оборудования;
- субсидии на найм рабочей силы компаниям, создающим новые рабочие места;
- субсидии на повышение квалификации рабочих и управляющих;
- субсидии на технические разработки иностранным компаниям, ведущим промышленные разработки, направленным на повышение конкурентоспособности;
- субсидии на развитие производства товаров, а также на исследования, посвященные созданию новых продуктов и повышение эффективности действующего производства;
- субсидии на оценку осуществимости проекта компаниям, изучающим возможность внедрения новых продуктов или создания новых рынков;
- субсидии на покупку новых технологий, необходимых компаниям для осуществления производственных операций.
Кроме прямых и косвенных экономических стимулов для привлечения иностранных инвестиций в Ирландию немалое значение имело снятие административно-правовых барьеров. Ирландские законы, по сути превратившие страну в своеобразную оффшорную зону внутри Европейского Союза, очень либеральны по отношению к торговле и промышленности.
Не существует, например, общих запретов на приобретение большинства акций в ирландских компаниях со стороны иностранцев либо на владения ими компаниями или недвижимостью. Политика правительства нацелена на тесное взаимодействие с частным бизнесом: совместно с «Корел», «Майкрософт» и другими крупнейшими производителями информационных технологий и техники была подготовлена программа создания в информационной сфере 3500 дополнительных рабочих мест для безработных.
Прорыву в сфере внедрения и развития информационных технологий способствует и высокоразвитая система образования и науки. Ученым-исследователям в Ирландии предоставляются весьма благоприятные условия для работы по таким направлениям, как сетевые, мультимедийные технологии, базы данных и т.д. Государство сделало большие вложения в эту сферу. Так, около
5 млн. ирландских фунтов выделялось только на повышение квалификации работников ирландских предприятий в области компьютерной грамотности и методов организации электронной торговли. А всего правительство направило 365 млн. ирландских фунтов (около 220 млн. долл. США) на проекты в области образования в сфере информационных технологий. В том числе:
- на создание в течение четырех лет 5400 дополнительных мест в колледжах,
- на организацию Технологического инвестиционного фонда для модернизации и обновления инфраструктуры высшего образования,
- на закупку и обслуживание компьютерной техники для средних школ и повышения квалификации учителей в этой области.
В 1999 году правительство Ирландии объявило о начале осуществления программы развития электронной торговли с целью превратить страну в мировой центр коммерции. Эта программа сконцентрирована на следующих направлениях: развитие сети телекоммуникаций и снижение стоимости ее услуг; поддержка образования в сфере информационных технологий и телекоммуникаций; повышение квалификации уже занятых работников; совершенствование регулирования рынка; поддержка исследований и разработок.
Масштабные задачи в Ирландии поставлены и в области перехода к электронному правительству для того, чтобы обеспечить видеоконсультации с государственными служащими и дистанционный доступ к государственным банкам данных. Обратная связь с населением – самое слабое звено в электронных правительствах всех стран. Отделы по работе с обращениями граждан не справляются с потоком писем. Системы интерактивного голосования и опросов (в рамках существующих методик) не могут дать точную информацию о настроениях в стране. Ирландские системы позволяют преодолеть все эти недостатки. Для решения этих задач правительство привлекает частный капитал.
В целом анализ проектов электронного правительства зарубежных стран позволяет выделить некоторые принципиальные положения политики государств:
- сфокусированность на действительных потребностях граждан и бизнеса;
- использование передовых методов и решений, сотрудничество и партнерство с высокотехнологичным бизнесом и промышленностью;
- оптимизация процедур взаимоотношений государства, граждан и бизнеса, отработка механизмов цифровой демократии;
- сопоставимое с частным сектором качество услуг;
- учет специфики потребностей различных социальных слоев и групп населения;
- предоставление государственных сервисов через различные каналы, включая цифровое телевидение, мобильные телефоны, развитие сети центров запроса и общественного доступа к интернету;
- поддержка проектов ведомств и местных органов власти, осуществление координации и выработка стандартов, позволяющих создавать вертикально и горизонтально интегрированные государственные сетевые ресурсы;
- защита сетей и информации;
- реализация механизмов, обеспечивающих защиту прав личности;
- оптимизация структуры государственного аппарата и всей системы государственного управления, обучение государственных служащих новым формам работы;
- определение реальных и доступных для граждан информационных показателей эффективности функционирования госаппарата и государственных служб.
Процессы преобразования системы государственного управления развиваются стремительно. По оценкам зарубежных экспертов, многие страны уже имеют эффективные электронные правительства.
Стратегическая цель строительства | Страны | Год завершения строительства |
Создание полностью электронного правительства | Австрия Ирландия США Канада Великобритания | 2001 2001 2003 2004 2005 |
Создание частично электронного правительства | Франция Сингапур Финляндия Голландия Япония | 2000 2001 2001 2002 2003 |
Без определенных целей | Германия Италия Швеция | Не определен Не определен Не определен |
В нашей стране в январе 2001 года также была принята специальная программа, аналогичная тем, что реализуются за рубежом. Программа «Электронная Россия» [10] рассчитана на 2002–2010 годы, на ее осуществление потребуется более 77 млрд. рублей.
Целью программы стало «создание условий для развития демократии, повышение эффективности экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей».
Показательно, что уже к 2003 году значительное количество российских средств массовой информации разных видов – агентства, газеты и журналы, радиостанции и телевизионные каналы – имеют в сети свои сайты8 . Все более значительным становится представительство в интернете органов печатной и электронной прессы из регионов. Именно на это как раз и направлена программа «Электронная Россия» – на то, чтобы неравенство из-за географических факторов в информационной сфере, в том числе и среди масс-медиа, эффективно и максимально быстро преодолевалось.
31 января 2003 года в Министерстве экономического развития и торговли Российской жетного процесса и административной системы управления тормозит экономический рост, «дефицит» стимулов к использованию информационных технологий увеличивает цифровой разрыв.
Поэтому широкое внедрение элементов электронного правительства, создание электронного общества должно идти с учетом пакета бюджетных и административных реформ, более того, быть синхронизированными с ними.
Особое внимание следует уделить совершенствованию правовых основ деятельности в интернете, прежде всего, определить ответственность за содержание информации, предоставляемой в Сети.
В целях расширения доступа к услугам интернета нужна и более эффективная тарифная политика. Разнообразие лицензий, разрешений и сертификатов, требуемых для осуществления деятельности в сфере телекоммуникаций, рассматривается как тормоз развития рынка услуг интернета.
Электронные средства связи создадут необходимую инфраструктуру для новой экономики, основанной на знаниях, и новой демократии – с прямым обращением граждан к власти, с подотчетностью власти гражданам.
Таким образом, государственная политика в области информационных технологий, расширения возможностей социальных институтов и граждан пользоваться новинками нашего времени является в значительной степени определяющей для модернизации общества. Эта политика в странах с высоко развитой экономикой облекается в форму программы – документа, в котором изложена национальная стратегия перехода к массовому использованию информационных технологий.
Преобразование государственного управления в то же время стало реакцией на преобразования в экономике, многие структуры которой в Соединенных Штатах и Великобритании стали пионерами в создании виртуального пространства. Появление и распространение информационно-коммуникационных технологий создало новые предпосылки для взаимодействия и сотрудничества органов управления и свободной экономики. Оба этих субъекта современного развития активно проявляют себя в интернете, предлагая гражданину услуги и заставляя его учиться жить в информационном пространстве.
Российская Федерация показывает свое стремление идти в ногу с прогрессом, принимает программы развития информационных технологий, расширения интернета.
Литература
2. Проект «электронного правительства»: мировой опыт и российские перспективы. Государство и информационная революция / А.Н. Кошкин // Проблемы преодоления «цифрового неравенства» в России и странах СНГ: Материалы международного семинара / Межд. сем., Москва, Дом Правительства РФ, 2000.
3. Сводный аналитический доклад «Основные проблемы и условия эффективного воспроизводства отечественного научного потенциала» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/activity/voronin/2.shtml. . – Загл. с экрана.
4. Окинавская хартия глобального информационного общества // Информационное общество. – 2000. – № 4. – С. 53–57.
5. Чернов В.Н. Информационная технология делопроизводства в Аппарате Правительства РФ с учетом реформирования структуры государственных органов/Автореф. дис… соиск. уч. степени кандидата техн. наук. Специальность 05.25.05 – Информационные системы и процессы, правовые аспекты информатики. – М., 2003. – 22 с.
6. Готовность России к информационному обществу. Оценка возможностей и потребностей широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий / Под общей редакцией Т.В. Ершовой. – М.: Изд-во Института развития информационного общества, 2001.
7. Holmes D. e-GOV. eBusiness Strategies for Government. Nicholas Breadley Publishing. – London, 2001. – 39 p.
8. Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт // А.В. Гиглавый, Ю.М. Горностаев, В.И. Дрожжинов, С.Н. Сериков, А.А. Штрик. / Под ред. В.И. Дрожжинова.– М.: Эко-Трендз, 2002. – С. 20.
9. Там же. С. 14.
10. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 годы)» // Связь и информатизация в России. 2001-2002 годы. Федеральный справочник. – М.: Центр стратегических программ, 2002. – С. 60-90.
11. Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти: Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. № 98. Перечень сведений о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования // Российская газета, 15.02.2003.
1 См.: http://www.connect.gc.ca
2 См.: http://www.govonline.gov.au
3 См.: http://www.kantei.go.jp
4 См.: http://www.netoscope.ru/news/2001/04/10/2011.html.
5 http://www.firstgov.gov/
6 См.: Deloitte Research, 2001, р.31.
7 См.: http://www.beafnd.org
8 Союз журналистов России ведет катологизацию интернет-сайтов российских средств массовой информации. В его перечне 120 наименований, что, конечно, лишь малая часть реально «живущих» в Сети медиа. См.: http://www.ruj.ru/index_50.htm
9 См.: http://www.economy.gov.ru/preliz_310103.html.
10 См.: http://www.government.gov.ru.
11 http://www.e-rus.org/news/2003/03/041205_3392.shtml
Коротков Андрей Викентьевич - Первый заместитель Министра Российской Федерации по связи и информатизации.
© Информационное общество, 2003, вып. 3, сc. 24-31.